Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4 (142).
История. Вып. 29. С. 10-12.
Г. Б. Сайфутдинова
ИНСТИТУТЫ СОцИАЛИЗАцИИ ДЕТЕЙ У ТАТАР: традиции И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье рассматриваются социальные институты, которыми руководствовались люди в целях социализаци. С первого взгляда в ритуалах социализации детей много магических практик, которые использовались с появлением нового члена социума. Между тем традиционные методы социализации являются характерными для обществ, воспринимающих факт рождения только первым этапом в комплексе программ взросления человека.
Ключевые слова: этнографические группы, казанские татары, кряшены, мишари, этно-идентификации, этноинтегрирующий, обережная функция, период сорокодневья (период до сорокового дня от родов), раван-джан (живая душа), бети (талисман от нечистой силы).
Целью статьи является рассмотрение основных тенденций культуры изучаемых групп татар Республики Татарстан на материале традиционной детской обрядности. Исследование проводилось в трех этнографических группах в июне 1999 - июне 2002 гг. Выборка осуществлялась по этнографической принадлежности1. Респондентами стали женщины и дети из полных семей Казани, Республики Татарстан, пожилые женщины (не ранее 1940 г. рождения), проживающие в сельской местности и хорошо знающие традиционную обрядность татар. Всего по программе было опрошено 693 человека - взрослых и детей. Материалы отражают специфику внутрисемейных отношений татар.
Традиционная система воспитания татар определялась историческими и социально-экономическими условиями, жизненным укладом, а также традиционными представлениями о роли и значимости детей в структуре общества. В целом она обеспечивала межпоколенную преемственность главных материальных и духовных ценностей, этих ценностей способствовала существованию семьи как социального организма. Современное общество внесло кардинальные изменения в социальные и культурные ценности. В современном изменяющемся обществе все социальные институты и отношения претерпевают значительные изменения, однако некоторые из элементов ритуала в той или иной степени сохраняются и до наших дней.
В современных ритуалах детского цикла у татар обряды и обычаи периода беременности и родов практически полностью утрачены. Причиной тому обязательное медицинское обслуживание. С начала беременности женщина обращается в стационар и в течение всей беременности находится под присмотром специ-
алистов. Среди изучаемого массива основная часть респондентов живут отдельно от родителей, что также не способствует передаче традиционной обрядовой практики.
Совсем иначе обстоит состояние обрядов и обычаев постродового периода. Именно в послеродовой период, с появлением нового члена семьи и хлопот по уходу за новорожденным провоцирует сближение молодых родителей с пожилыми родственниками, в основном с родителями супругов, которые, в свою очередь, являются основными посредниками при передаче традиционной обрядности, в том числе детской.
Первый этап постродового периода - так называемое сорокодневье. Это торжественный и одновременно ответственный период, который начинается сразу после рождения ребенка и длится до исполнения ему сорока дней. В этот небольшой отрезок времени близкие родственники и родители должны провести над ребенком ряд обрядов, имеющих характер оберегов: первое ритуальное кормление, первое купание, приветствие новорожденного и роженицы знакомыми и родственниками и т. д.
При проведении этносоциологического опроса в г. Казани2 и сельских районах Республики Татарстана3 перед нами стояла задача выяснить насколько важно в современных условиях родителям, чтобы в отношении их детей соблюдалась подобная обрядовая практика.
Мы выбрали ряд обрядов и обычаев, связанных с первыми неделями жизни ребенка, которые являются обязательными по данным этнографических исследований предыдущих авторов4 и предложили респондентам выбрать те из них, которые соблюдались в отношении их детей. Сведения, полученные от исследуе-
Институты социализации детей у татар: традиции и современность
11
мых групп населения, свидетельствуют о весьма прочном бытовании некоторых обычаев и обрядов.
В течение ХХ в. и до начала XXI в. повсеместно сохраняется древний обычай посещения роженицы и новорожденного с подарками
- обычай, известный в этнографической науке как помощь роженице в постродовой период до сорокового дня после рождения младенца. В наши дни этот обычай соблюдается после приезда матери и ребенка из больницы. Без приглашения приходят друзья, родственники, соседи, знакомые (в основном женщины) с поздравлениями, угощением (это, в первую очередь, традиционная татарская выпечка) и подарками (детская одежда, игрушки)5. Из ритуальных блюд обычно на стол ставят масло и мед. Этот обряд провели в отношении своих детей в г. Казани 51,3 %, в сельской местности 70,3 % респондентов. В настоящее время многие обычаи в сознании людей трансформировались и приобрели другое значение. Однако практически все принимавшие участие в подобной форме помощи роженице знают, что с религиозной точки зрения подарки, принесенные роженице до истечения сорока дней после родов являются особенными и сделавшему подарок это засчитывается как богоугодный акт6, так как в сорокадневный период роженица считается совершенно безгрешной и ее благодарность имеет особую очистительную ценность.
Сохраняется обряд праздничного застолья, проводимый по истечения сорока дней после родов, его отметили 42,2 % женщин в г. Казани и 55,4 % в сельской местности. Чаще он проводится в узком семейном кругу, гораздо реже в кругу большого числа приглашенных также проводится обряд имянаречения. Через некоторое время после родов приглашают гостей, в том числе и муллу, на застолье в честь новорожденного. И мулла, а если нет, то пожилой родственник мужского пола (знающий ритуал), проводит его в соответствии с традицией. Кладет ребенка на подушку и, повернув его ногами в сторону Каабы и спросив родителей о предполагаемом имени, читает молитву и трижды громко произносит имя. Данный обряд был проведен в отношении 74,9 % детей, опрошенных в г. Казани и 93,1 % опрошенных в сельской местности.
У этнографической группы кряшены традиционно проводят обряд крещения, который в советское время проводился чаще в домашних условиях. Он стал проводиться в домашних ус-
ловиях и несколько напоминал обряд имянаречения у мусульман. По мнению Р. Н. Мусиной7, данные изменения произошли под влиянием проведения обряда имянаречения у татар-му-сульман. В доме новорожденного пожилая женщина (знающая ритуал) окропляет святой водой (принесенной заранее) младенца и нарекает новорожденного именем, выбранным родителями8. Однако в последнее время с увеличением числа церквей, ростом влияния религии их чаще проводят в церкви. Церковнослужители настаивают на проведении обряда крещения только в храме, т. к., по их убеждению, этот обряд, проведенный в домашних условиях, не имеет религиозной силы. Не в каждом сельском населенном пункте по месту проживания кряшен есть церкви, а везти новорожденного в районный центр крайне утомительно, поэтому, несмотря на заверения священнослужителей, обряд продолжают проводить в домашних условиях. Хотя, если родители новорожденного располагают транспортным средством, то чаще всего крещение младенца происходит в церкви. Поэтому, на взгляд автора работы, домашнее крещение - это скорее вынужденная мера, нежели новая обрядность.
В первые годы жизни ребенка мужского пола у татар (от седьмого дня до совершеннолетия) проводится обряд обрезания. Как и раньше, так и сейчас этот обряд родители стараются успеть сделать до семилетнего возраста ребенка, в нечетный год жизни, т. к. четное число и сейчас считается несчастливым и может якобы привести к смерти ребенка. Этот обряд имеет религиозное значение, таким образом, ребенок переходит в ислам. Если раньше эта мера производилась только народными средствами, приглашались специалисты-знахари, то в последнее время желающие произвести подобную операцию могут обратиться в медицинское учреждение. Среди респондентов, имеющих сыновей, произвели обряд обрезания в г. Казани
49,7 %, в сельской местности 55,4 %. В настоящее время специалистов-знахарей практически не осталось (на что респонденты неоднократно сетовали) и методы проведения ими операции уже не внушают доверия, а услугами медиков могут воспользоваться далеко не все, т. к. подобную операцию делают не в каждой клинике (особенно это касается сельских районов). В связи с вышесказанным мы предложили респондентам ответить на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым проведение обряда обрезания
12
Г. Б. Сайфутдинова
для мусульман?» ответили положительно в г. Казани 76,9 %, и столько же в сельской местности. Те респонденты, которые ответили в пользу проведения обряда «сеннэт», не в последнюю очередь отметили и медико-гигиеническую пользу обряда. Можно предположить, что в случае более благоприятных обстоятельств популярность обряда была бы выше.
Первое укладывание ребенка в кроватку (зыбку) сопровождается некоторым ритуалом. Старшие родственники перед укладыванием новорожденного в кроватку, а в сельской местности и сейчас очень часто - зыбку произносят соответствующую моменту молитву. В кроватку или зыбку под матрас кладут нож, рядом подвешивают березовую ветку в качестве оберега. Проведение данного обряда имеет больше значение оберега, чем праздника, нож и березовая ветка в данном случае обереги от нечистой силы, которая может навредить ребенку. Среди опрошенных провели этот обряд в отношении своих детей в г. Казани 14,6 % , в сельской местности 13,9 %.
В татарских семьях всегда было особенное отношение к новорожденным мужского пола и, если это был еще и долгожданный ребенок, то его рождение сопровождалось соответствующим обрядом, предназначенным в полной мере показать радость родителей, а также проявить благодарность «небесам за исполнение сокровенного желания - рождение сына, продолжателя фамилии». Данный обряд, т. е. особенно пышное застолье с большим числом приглашенных при описанных обстоятельствах провели в отношении своих долгожданных сыновей в г. Казани 10,1 %, в сельской местности 23,8 % согласно опросу.
Обряд дарения подарков на первый зуб известен у многих народов, в том числе народов Поволжья и Приуралья9. Первый, увидевший у новорожденного зуб, должен сделать подарок ему. Знакомы с обрядом и выдержали его в отношении своих детей 51,3 % в г. Казани и
23,8 % в сельской местности.
Таким образом, очевидно, что за изучаемый период традиционная обрядность не утратила своей актуальности среди населения. Появление на свет ребенка - важное событие каждой семьи и все родители желают обеспечить ему
счастливую жизнь. В действиях, направленных на достижение этой цели, фокусируются факторы, оказавшие влияние на формирование личности родителей ребенка в условиях требований определенного социального строя и общественного мнения. Влияние этих факторов сказывается и на соблюдении родильных обрядов. Однако из представленных данных видно, что среди прочих преобладает религиозная обрядность, это свидетельствует о высокой степени религиозности среди изучаемого массива. Отношения института семьи и религии имеют давнюю историю, и данные исследования полностью подтверждают это.
Примечания
1 Национальный состав населения ТАССР : итоги Всесоюзной перепеси населения 1989 г. Т. 2.
- Казань, 1990.
2 Материалы этносоциологического опроса «Воспитание детей у татар: традиция и современность» (руководитель - Г. Б. Сайфутдинова). Опрос проводился в период 1999-2002 гг.
3 Материалы глубинных интервью с представителями этнографических групп татар: казанские татары, мишари и кряшены, в рамках реализации научно исследовательского проекта «Воспитаниедетейутатар:традицияисовремен-ность» (руководитель - Г. Б. Сайфутдинова).
4 Губайдуллин, Г. С. Из прошлого татар / Г. С. Губайдуллин // Материалы по изучению Татарстана. Вып. 2. - Казань, 1925.
5 Фукс, К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К. Ф. Фукс.
- Казань, 1844.
6 Одигидриевский, Н. Крещеные татары Казанской губернии : этнограф. очерк / Н. Одигидриевский. - М., 1895.
7 Мусина, Р. Н. Дети в татарской семье / Р. Н. Мусина // Историческая этнография татарского народа. - Казань, 1990. - С. 110-129.
8 Максимова, С. Остатки язычества в современных верованиях крещеных татар Казанской губернии / С. Максимова. - Казань : Типолитография Казан. ун-та, 1876.
9 Султангареева, Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор Башкирского народа / Р. А. Султангареева. - Уфа, 1998. - С. 24.