Сайфутдинова Г.Б.
ДЕТСКАЯ ОБРЯДНОСТЬ ТАТАР СЕРЕДИНЫ XIX -НАЧАЛА XX ВЕКОВ
В статье рассматривается комплекс проблем, связанных с традиционной детской обрядностью татар в период с конца Х1Х начала ХХ вв. В Республике Татарстан за последнее столетие детская обрядность как часть семейной обрядности, наиболее сильно трансформировалась. Это относится как ко всему комплексу обычаев и обрядов, связанных с рождением ребенка, так и к отдельным элементам этого комплекса, именно поэтому их необходимо зафиксировать.
Ключевые слова: посещение роженицы, имянаречение, «ураза» пост, обряд первого ритуального кормление, первого ритуального купание.
Традиционный процесс социализации у татар определялся историческими и социально-экономическими условиями, жизненным укладом, а также традиционными представлениями о роли и значимости детей в структуре общества. В целом это обеспечивало межпоколенную преемственность главных материальных и духовных ценностей у поколений, давало реальную возможность развития и сохранения татарского этноса на протяжении многих веков.
Совокупность этих ценностей способствовало существованию семьи как социального организма. Другой стороной этого процесса было постепенное постижение новыми поколениями традиционных представлений о мире, как мировоззренческой системе, с его
социальной структурой и нормативами. Место и роль детей в
этнической культуре татар было огромно, а главной целью
социализации в общине было приобщить ребенка к общественно одобряемым формам поведения.
Многие исследователи, изучающие мир детства в той или иной культуре, отмечают наличие в этом мире некоего идеального образа, обладающего набором качеств, являющихся приоритетными в данном обществе. Данный образ присутствует в преданиях и сказках, в общественном сознании народа, а целью социализации является формирование такого человека.
С точки зрения социального поведения проследить основополагающий образец идеальной личности татарского народа можно через коллективный опыт поведения, накопленный за время существования этноса. Особенно ярко проявляются желаемые социальные нормы поведения подрастающего поколения на примере заклинательных текстов-пожеланий, именно в данных благопожеланиях содержатся народные идеи о совершенном устройстве мира. И из этой идеальной модели мира можно выявить
образ ребенка и его место в культуре этноса. Дети в татарских семьях выступают как самостоятельная ценность, зафиксированный архаичный детский обрядовый цикл (обычаи, ритуалы, практики) несущией в себе первородный идеологический принцип человеческого общежития, на примере народной педагогики татар подтверждаюет основополагающие принципы положительных стремлений народа.
В традиционном обществе воспитательные функции не были четко определены, они совпадали с процессом социализации, ребенок становился членом социума поэтапно. Этапы социализации в традиционном обществе мотивировали в ребенке потребность стать одним из его членов. Постепенно формировался круг ценностей, включающий в себя моральное и нравственное поведение и деятельность, сын был продолжателем дела отца, и эта модель практически не давала сбоев, социум способствовал сохранению культуры и воспроизведению этноса.
Ритуалы детского цикла имели синкретное значение: иниционное и здравоохранительное. Отправление обрядов должно было способствовать, и, переходу человека в следующий социальный статус, и одновременно оберегать его. Именно с проведением обряда тот или иной жизненный факт или половозрастной период считался свершившимся, отсюда важность и необходимость обрядовой практики. Традиционный обрядовый комплекс свидетельствует об уровне культуры социума и здравоохранительных мерах применяемых в прошлом у татар. Многие из приемов лечения народной медицины продолжают быть востребованы и в настоящее время, лечение травами, массаж и т.д.?
Первые шаги нового человека к школе народных знаний начинались с обряда, самый торжественный из которых был обряд имянаречения. Ритуал проводился с благопожеланиями, обеспечивающими счастье и долголетие обладателю имени, присутствующие наблюдали за правильностью исполнения действа и соблюдения этикета. Обязательность и правильность их исполнения гарантировали, что счастье сбудется, а присутствующие на ритуале овладеют древнейшими знаниями, основанными на традиционных верованиях. При проведении обрядов обязательными были ритуальные угощения, посещение гостей, совершались приношения. Всем присутствующим раздавались подарки, а иногда, если счастье рождения ребенка было особенно долгожданным, жертвоприношения.
Традиционное мышление человека трудно представить без таких категорий обряда, как место, время, способ, число и т.д. Только определенные слова, время суток, цифры и т.д., могли принести благополучие в жизни. В обряде «обрезания» действовала категории нечетных чисел для его совершения. Время суток (первая половина
дня), способ (обрезание и дезинфекция) - все действо было эмоционально насыщенно. Это чувствовал и ребенок, который и сильно старался терпеть боль без слез и соответствовать моменту.
Обряд как культурная форма представлял различную информацию, чаще это знание атрибутики (предметы, слова, действия), все необходимое соотносимое с главной идеей ритуала. Весь арсенал обрядовой культуры был четко зафиксирован, импровизация была неприемлема, что обеспечивало канонизацию всех компонентов обряда. Отсюда устойчивость норм проведения традиционных празднеств, ритуалов, реконструкция которых продолжается и в настоящее время с надлежащим фольклорным репертуаром. Зафиксированные в обрядовой песне элементы благопожеланий не теряют своей актуальности и сейчас. Несмотря на то, что в сознании современных людей утеряно первородное значение мифологических знаний, они продолжают оставаться своеобразным генетическим кодом, приобщение к которому в каждом из нас возрождает первородные идеи своего социума. Мифологические знания и культовые поклонения - превратились в нормы этикета и поведения. В этих элементах культуры угадываются символические истоки явлений, имитационная, симпатическая, апотропеическая магии.
Обряд многому учил наблюдателей, в языке ритуала заложена культура выражения мысли. Проведение обряда было регламентировано, слова и действа конкретизированы. Каждое слово -компонент способствующий составить счастье ребенка. При купании новорожденного, укладыванию в колыбель, приветствие первых слов ребенка, его шагов, все сопровождалось пожеланиями, речитацией, имеющих четкую установку на поведение ребенка, обрядовое слово становилось организатором будущности нового члена общины. В обрядовых благопожеланиях сконцентрированы жизненные принципы народа и его представления об этническом идеале личности. В процессе омовения повитуха читает тексты благопожеланий, касающиеся жизненного и нравственного благополучия ребенка: Бэхэтле, тдYфиклы бул! Счастливым, воспитанным будь!
Озын гумерле бул! Живи долго!
Тэмле телле бул! Сладко язычным будь!
Олины курсэц абы дип эйт. Старших дядей называй.
Кэчине курсэц нэни
(энэм) дип эйт. Младших братишкой называй.
Ата, анага м^ервэн ле булл. Отца, мать уважай.
Каждое действо обряда, зрители, исполнители - все несли определенную идейную нагрузку Значимость происходящего объединяло и примеряло соплеменников, сплачивало их в единое целое. Основным носителем этнической культуры была семья. Семья
являлась одним из механизмов, способствующим передаче этнической культуры потомкам. Татарская семья была оплотом духовной и материальной традиции, где ребенка воспитывали на знаниях этнической культуры.
Наиболее востребованы были первичные обряды детского цикла, они отправлялись для сохранения здоровья ребенка и матери. Показателем значимости института обрядов выступало их оформление. Это, в первую очередь, празднество, к которому долго и кропотливо готовились. Также большое значение обрядам придает их масштабность в рамках общины. Это всеобщий праздник, что, в свою очередь, является отражением культуры этноса [1].
В семьях татар придавали большое значение ритуалу, вера в магию чисел, четные и нечетные дни для инициации, особенные особые одеяния, стрижка волос и т.д. Это традиционно способствовало положительной динамике в процессе социализации ребенка, все компоненты обряда выполнялись тщательно и «программа» на счастливую жизнь приступает к действию.
Проведённое нами в 1999-2002 гг. в г. Казани и республике Татарстан исследование показало, что в изучаемых трех субэтнических группах татар: казанские татары, мишари и кряшены зафиксированы обряды, имеющие общее распространение, а разница в обрядовой практике появилась из-за географического расселения татарского этноса и этих трех групп, в частности. Мишари, в силу своей географической отдаленности от традиционных мест проживания татар, приобрели навыки обрядовой практики других этносов края, в том числе и русских. Также в силу конфессиональной принадлежности обряды кряшен отличаются от обрядовой практики казанских татар. Религиозные верования татар всегда были сконцентрированы вокруг семейно-бытовой обрядности. Эти обряды способствовали вхождению человека в семейно-родственный коллектив, помогали ему в рамках семьи воспроизводить традиционную религиозно-этическую культуру.
Таким образом, традиция социализации детей у татар представляла собой многосоставной институт вхождения ребенка в мир взрослых. Традиционная социализация - это множество обрядов и ритуалов, проведение которых являлось жизненно необходимой частью этапа взросления. Как и всякая часть культуры, детская обрядность изменялась вместе с развитием общества, продолжая обеспечивать межпоколенную преемственность исторических, духовных и религиозных ценностей преемственность поколений, являлась целенаправленной деятельностью по сохранению татарского этноса на протяжении истории. Совокупность этих ценностей способствовала существованию семьи и общества как социального целого. Проведение обрядов несло и информативную функцию, что
позволяло новым поколениям постигать народную культуру как мировоззренческою систему с ее юридическими и социальными функциями.
Источники
1. Ханбиков Я.И.Некоторые вопросы изучения народной педагогики. // Советская педагогика, 1966. -№ 2. -С. 83-92.