16. Shakirov 9.Sh. Gabdulla Shamukov / Xalky'by'zny^ kaderle shaxeslare. - Kazan: Ruxiyat, 2021. - B. 2532.
17. Shamukov G.R. Kalamem. Masallar, makalalar / M.Mahdiev syz bashy\ - Kazan: Tatar. kit. nashr., 1979. -272 b.
УДК 394.3 EDN: HWDRZD
Д.И. Умеров
СЕМАНТИКА ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА САМАРСКИХ ТАТАР «ЯРМЭК ВАГЫ»
Данное исследование является первой попыткой систематизировать сведения о танце «HpMaK вагы», объяснить причину возникновения танца «HpMaK вагы» на основе фольклорных материалов, собранных автором во время полевых экспедиций по Самарской области. Исследование народного танца позволило выявить за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру «Игра с плёткой», восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения самарских татар. Исследование способствует не только расширению наших знаний о татарской этнохореографии, но и решению проблем типологии традиционной культуры татар-мишарей.
Ключевые слова: Песенно-плясовые игры, фольклор, фольклорный танец, полевая экспедиция, описательная методика, кинетография, этнохореология, трансформация, семантика
Для цитирования: Умеров Д.И. Семантика фольклорного танца самарских татар «Ярмaк вагы» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.51-55. EDN HWDRZD.
Davlyat I. Umerov THE SEMANTICS OF FOLK DANCE SAMARA TATARS "YARMAK VAGY".
This research is the first attempt to systematize information about the dance "Yarmak va-gy", to explain the reason for the emergence of the dance "Yarmak va-gy" based on folklore materials collected by the author during field expeditions in the Samara region. The study of folk dance allowed us to identify behind the layers of later layers an archaic game culture "Playing with a whip", dating back to the early forms of the traditional worldview of the Samara Tatars. The study contributes not only to expanding our knowledge of Tatar ethnocho-reography, but also to solving the problems of the typology of the traditional culture of the Mishar Tatars.
Keywords: Song and dance game, folklore, folk dance, field expedition, the descriptive methodology, ki-netography, ethnochoreology, transformation, semantics
For citation: Umerov D.I. The semantics of folk dance Samara Tatars "Yarmak vagy" // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.51-55. EDN HWDRZD.
Введение
В данной статье был рассмотрен обрядовый и повседневный танцевальный фольклор самарских татар, фольклорный танец «Мелкая дробь по-ермаковски». Были проведены фольклорные исследования и анализ традиционных татарских танцев в селах Ка-мышлинского района Самарской области. Кинетический канон целого ряда рассмотренных обрядовых танцев «Ярмэк вагы», «Камышлы вагы», «Балыклы кабыргасы» нашел свое отражение в танцевальном искусстве самарских татар-мишарей. Исследование традиционных игр в их исторической динамике позволило выявить за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру «Игра с плёткой», восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения самарских татар.
Литературный обзор
Осмысление «природы танца» [15, С. 112], изучение проявления в танце традиционного мировоззрения было и остается одним из приоритетных направлений отечественной
этнохореологии. «Формирование знания о природе танца является одним из основных вопросов его изучения», - пишет А.С. Фомин [16, С. 26]. Интерес к танцу «Ярмэк вагы», его семантике вызван недостаточной изученностью. О народном танце современных самарских татар писал профессор СГИИК Г.Я. Власенко [3, С. 147-172]. Однако история возникновения танца, его этническая специфика изучены недостаточно, что позволяет избрать его в качестве объекта специального рассмотрения. Более того, недостаточность полевых исследований, отсутствие научной базы позволили сложиться и укорениться некоторым фальсификациям или ложным представлениям о многих явлениях и фактах татарской народной хореографии [18, С 3-9]. Эти вопросы до сих пор не были предметом специального исследования. Данная тема занимает заметное место в комплексе проблем по изучению традиционной татарской культуры, в частности этнического своеобразия самарских татар-мишарей.
Целью исследования является определение семантики и природы танцевальных движений татар-мишарей Самарской области. Это будет способствовать не только расширению наших знаний о татарской эт-нохореографии, но и решению проблем типологии традиционной культуры татар-мишарей. Данное исследование является первой попыткой систематизировать сведения о танце, объяснить причину возникновения танца «Ярмэк вагы» на основе фольклорных материалов, собранных во время полевых экспедиции по Самарской области.
Задачи исследования:
- установить историю появления танца «Ярмэк вагы» на самарской земле;
- выявить, изучить и описать движения, встречающиеся в танце «Ярмэк вагы», методически «разложить» кинетику танца для дальнейшего обучения;
- определить роль танца «Ярмэк вагы» в обрядовой традиции;
- описать принципы организации танца во время проведения обряда «Проводы в рекруты».
Объектом исследования является танец «Ярмэк вагы» в обрядовой жизни самарских татар. В августе и сентябре 2012 года автором статьи были проведены полевые экспедиции в села Старые Ермаково, Бакай, Ба-лыкла, Камышла Камышлинского района Самарской области. Информаторами автора статьи выступили руководители и участники фольклорных коллективов, проживающие в вышеуказанных населенных пунктах Самарской области. Руководители фольклорного ансамбля «Ак Каен» Галимуллина Оркыя Хамитовна 1959 г.р., Галимуллин Наиль Набиулович 1957 г.р., уроженцы села Старое Ермаково. Участники ансамбля «Ак Каен»: Гарипов Динар Дамурович 1981 г.р., Хайруллин Линар Фагимович 1981 г.р., Аб-драуфов Ильфат Джавдатович 1980 г.р., Бо-гоутдинова Альфия Рифхатовна 1957 г.р., Бо-гоутдинов Мухтар Гулюмович 1951 г.р., Са-гиров Ренат Савиевич 1956 г.р., Сагирова Диния Гарафутдиновна 1956 г.р., Вагизова Гульчира Газиевна 1960 г.р., Гиниатулина Гелия Ганиевна 1960 г.р., Мослахова Роза Мансуровна 1960 г.р. , Сагиров Асхат Раши-тович 1954 г.р., Сагирова Сария Шайхиевна 1957 г.р.
В опросе принимали участие старожилы села Старое Ермаково: Самигуллин Мухтар Сахавбетдинович 1930 г.р., уроженец с. Ст. Ермаково, играет на гармони с 13 лет; Юсу-
пова Бибинур Сахаповна 1925 г.р. уроженка с. Ст. Ермаково, ее научил танцу отец Сами-гулин Сахап Самигуллаевич 1902 г.р.; Хана-фиева Джамиля Сахаповна 1939 г.р. уроженка с. Ст. Ермаково; Гайфуллина Фания Фати-ховна 1949 г.р. уроженка села Ст. Ермаково; Сагидуллина Марьям Зиганшировна 1942 г.р. уроженка села Бакай; Фарукшин Асхат Зиганширович 1935 г.р., уроженец села Ба-кай; Сагидуллина Фануза Минулловна 1937 г.р., уроженка села Давлеткул. Сафина Райля Нагимовна 1969 г.р., уроженка села Камышла, Мустафина Халида Абдрахимовна 1941 г.р., уроженка села Камышла, Садыкова Ма-дина Абдрахимовна 1938 г.р., уроженка села Камышла, Галиханова Зульфия Сайфуловна 1959 г.р., уроженка села Камышла; Шара-футдинов Рафик Бурханович 1954 г.р., уроженец села Балыкла, Багаветдинов Мухтар Глюмович 1951 г.р., уроженец села Ст. Ерма-ково.
Название танца «Ярмэк вагы» в переводе на русский означает «Мелкая дробь по-ермаковски» - исполнители мелко дробят ногами под переливы тальянки. В контексте данного исследования следует отметить, что название танца меняется по названиям сёл, где он бытует: «Камышлы вагы», «Бакай вагы», Балыклы вагы», «Усман вагы» и собственно сам «Ярмэк вагы». Очень важно, что отличия есть не только в названии танца, но и в манере, и в характере исполнения, и в музыкальном сопровождении. Хотя сами ярма-ковцы утверждают, что нет никаких отличий, есть только «Ярмэк вагы». Нами были выявлены и записаны несколько видов «Мелкой дроби»: «Камышлы вагы», «Бакай вагы», «Ярмэк вагы», «Балыклы кабыргасы» Камышлинские исполняют дробь, совсем не отрывая ног от пола, даже шаркая. Ермаков-ские (жители села Старое Ермаково, на татарском языке Олый Ярмэк аул) прыгают, и одна нога заметно отрывается от пола из-за такта, но акцент идет на другую ногу. Совершенно другая музыка на «Балыклы кабыргасы», во время исполнения дроби продвигаются боком, мелко передвигая ноги. Руками при этом будто наматывают нити.
Чтобы понять сакральный смысл движения, природы танца, необходимо изучить историю возникновения. История заселения Самарского края татарами была связана как с правительственной колонизацией, так и с вольной. Правительственная колонизация началась со времени строительства оборонительных линий - Закамской (1652-1657
годы) и Ново-Закамской (1732 год). На строительство и охрану оборонительных линий направлялись «инородцы»: служилые татары, мишари, мордва, чуваши, марийцы, удмурты [17]. Мишари, переселяемые в районы Заволжья и Закамья, были из различных районов, представители как цокающих, так и чокающих говоров. В основном путем вольной колонизации поселялись здесь казанские татары. Возможно, в этих районах сохранились остатки и более древнего татарского поселения (периода Золотой Орды, Казанского ханства).
Самарское Заволжье оставалось одним из заселяемых татарами районов и в более позднее время - со второй половине XVIII века вплоть до середины XIX века, заселение шло частично путем внутренней миграции в пределах Приуралья. Среди переселенцев преобладали тептяри - этносословная группа в составе Приуральских татар. В основном тептярами были татары Камышлинского района. Продолжалось переселение и из западных губерний. В частности, село Мочале-евка Похвистневского района возникло в 1850 г., когда здесь появились первые переселенцы - выходцы из 9 деревень Керенского уезда Пензенской губернии: Иске Иль, Мочалей, Шалдавыч, Лакау, Таракан и др. Ряд татарских населенных пунктов появились уже в ХХ в. путем выселения части жителей аулов на хутора, в поселки. Например, жители деревень Бузбаш, Давлеткулово, Юлдуз Камышлинского района являются выходцами из села Камышлы» [6].
Наиболее древние татарские поселения на территории Самарской области, судя по преданиям, появились еще в XVI в. Так, село Татарский Байтуган основано якобы в 1533 г. старшиной Ярмухамедом Туйбакты из Ху-саиновых, присланным на эти земли самим Казанским ханом Мухамед-Амином. Действительно, в прошлом это селение называлось Ярмэк аул. По данным "ревизских сказок", в 1748 г. в ауле насчитывалось 24 двора, в которых проживало 129 человек мужского пола, т.е. по масштабам того времени это было довольно крупное поселение, насчитывающее около 300 человек. По сообщениям исследователя И.И.Лепехина, побывавшего здесь в 1768 году, в этом поселении жил сотник.
Документы свидетельствуют, что жителей Ярмэк аул неоднократно переселяли в разные годы XVIII века. По архивным данным, в 1737 г. основано Старое Ермаково, ко-
торое в прошлом называлось Нижнее Ерма-ково, т.к. часть жителей Ермэк аул, выкупив башкирские земли, переселилась ниже по течению реки Сок.
В 1782 г. основано село Новое Ермако-во [11].
По преданиям, с. Камышлы основано в 1580 г., однако, по данным краеведов, более точным временем основания села следует считать 1682 г. Во всех этих аулах жителями значатся башкиры, тептяри, мишари, казанские татары. В «Экономических примечаниях» (1798 г.) деревня Ст.Усманово названа «Матвеевка тош», и в ней зафиксированы 40 дворов новокрещеных чувашей, 2 мордовских двора и 34 двора (79 мужчин и 97 женщин) ясашных новокрещеных татар. [5]
Музыкальное сопровождение танца «Ярмэк вагы» исполняется на тальянке, состоит из двух четырехтактных фраз, каждая из которых повторяется дважды, музыкальный размер 2/4. Умеренно-быстрая мелодия звучит в первой части и быстрая, ритмичная - во второй. В первой части музыкального сопровождения танцор обходит круг движением «стелющиеся подскоки» или боковым шагом, подготавливаясь к основному движению «мелкой дроби». «Бырыб ал»,- говорит гармонист Самигуллин Мухтар Сахавбетди-нович (1930 г.р.), уроженец с. Ст. Ермаково, что значит «повернись перед исполнением дроби». Сама дробь очень сложна в исполнении, исполнитель на счёт «раз» бьёт всей стопой по два или по три удара подряд, акцент идёт на одну ногу в зависимости от того, является ли танцор правшой или левшой, кому как удобно. Информатор Галимуллина Оркыя Хамитовна (1959 г.р.) говорит: «Без-нен бабаларыбыз арканга тотынып ирэнгэннар " - "Наши деды учились дроби, держась обеими руками за аркан». А Галиха-нова Зульфия Сайфуловна (1959 г.р.), уроженка села Камышла, рассказывает, что её мама «учила дробь, держась за бревно». Это говорит о том, насколько сложно даже профессиональному танцору исполнить дробь без определённой подготовки.
Чтобы облегчить обучение «мелкой дроби», разделим ее на восемь кинетактов [9]. Примечательно то, что «Ермаковская дробь» исполняется, более жёстко отрывая ноги от пола, а при подготовке к дроби ещё прыгают на полметра от пола. А камышлинские дробят мельче, почти не отрывая ног от пола.
По рассказам старожилов села Старое Ер-маково, данный танец исполнялся на прово-
дах в рекруты или, как говорят в Камышлин-ском районе, «никруты». По форме танец относится к сольным, но может исполняться и в групповом виде мужчинами. Кроме того, нам удалось записать уникальные, на наш взгляд, игры и песни на вечерних посиделках самарских татар: «сау бул ярмэк», «кара карше уен», «ал кирэк гель кирэк», «аркага сугып уен», «чебыркы сугып уен» («игра с плёткой»). Очень интересна игра «читан урешь уен» («плести плетень»). Исходная позиция - все участники парами выстраиваются по кругу, водящий или гармонист становится в центр круга, объявляет начало игры, парни идут в одну сторону, девушки в другую, встретившись, берутся то правой, то левой рукой под руку. Кто запутался - тот исполняет желание.
Художественный руководитель фольклорного ансамбля «Ак каен» Галимуллин Наиль Набиулович (1957 г.р.) поведал, что его родственник Шариязданов Фарид Хами-тович рассказал ему легенду о происхождении танца «Ярмэк вагы»: провожая в рекруты, старожил села, который отслужил в рекрутах, проверял будущих солдат на прочность; взяв кнут в руки, бил им по ногам будущего солдата, а тот прыгал, мелко дробил, не убегая от плети, а всей стопой бил по полу, пытаясь наступить на хвост плётки. И действительно, во время мелкой дроби акцент идёт на одну ногу. Кто из парней ловил плётку, тот отнимал ее у старика и теперь сам заставлял плясать бывшего рекрута, который в свою очередь показывал и учил «молодых», как надо исполнять мелкую дробь по-ермаковски.
В заключении сделаем вывод, что выявленные нами танцы и игры самарских татар «Ярмэк вагы», «Камышлы вагы», «Балыклы кабыргасы» «Читан уреш уен», «Кара каршы уен», «Чыбыркы уен», «Аркага сугып уен» являются нематериальной культурой самарских татар. У других субэтнических групп татар подобные танцевальные игры не встречаются. Выразительность танцевального языка складывается из двух основных составляющих — выразительного движения тела человека в пространстве и универсального смысла танца как знака культуры. Фольклорный танец - открытая система, которая, трансформируясь, постоянно обогащается новыми видами художественного синтеза, способствует сохранению и трансляции национальных духовных ценностей этноса.
Исследование традиционных игр в их исторической динамике позволило выявить за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру «Проводы в рекруты» и восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения самарских татар «Игра с плёткой».
В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении и развитии подлинно народных образцов региональной танцевальной культуры. Успешное решение этих проблем видится в единстве работы учёных фольклористов, педагогов ВУЗа, работников культуры и хореографического искусства. Для сохранения и трансляции танцевально-игровой культуры необходима подготовка высококвалифицированных специалистов в области нового направления - этнохореологии.
Литература
1. Бадмаева Т.Б. Танцевальный фольклор Калмыков». Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. 97 с.
2. Бикбулатов К. М. Танцы татар-мишарей. - Казань, 1999. - 102 с.
3. Власенко, Г.Я. Танцы народов Поволжья / Г.Я. Власенко. - Самара: Изд- во. Самар, ун-та, 1992, - 194с.
4. Горшков В.Н. Балетмейстер Гай Тагиров. - Казань, 1997. - 42 с.
5. История заселения самарских татар [Электронный ресурс]: http://www.uic.ssu.samara.ru/povolzje/tatari_IstZasel.htm (дата обращения: 26.09. 2010 г)
6. История села Старое Ермаково. Краткая историческая справка. [Электронный ресурс] https://stermak.minobr63.ru/воспитательная-работа/школьный-виртуальный-музей/история-села/ (дата обращения: 24.10.2024 г)
7. Исхаков Д. / ТАТАРСКАЯ НАЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ // Академия наук Татарстана Институт истории им. Ш. Марджани Казань - 2002
8. Карабанова С. Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник / С.Ф.Карабанова; АН СССР, Дальневост. науч. центр, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока; отв. ред. Ю.А.Сем. — Москва: Наука, 1979. — 141 с
9. Лисициан, С.С. Запись движения [Текст] : (Кинетография) / Под ред. гл. балетмейстера Гос. ордена Ленина акад. большого театра Союза ССР Р. В. Захарова. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1940 (Москва). - 428 с.
10. Лисициан, С.С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа. Т. 1 [единств.]. Ереван: Академия наук Армянской ССР, 1958.
11. Мардан Р. Сборник «История села старое Ермаково» II ^зань, 1997.
12. Негаева Л.И.Танцы восточных башкир I Л. И. Нагаева ; Академия наук СССР, Башкирский филиал, Институт истории, языка и литературы. - Москва : Наука, 1981. - 125, [1] с.
13. Тагиров ГХ 100 татарских фольклорных танцев II Татарское книжное издательство - ^зань, 1988.
14. Тагиров T.X. Татарские танцы - ^зань, 1960 г.
15. Уральская В.И. Природа танца. - М.; Советская Россия, 1981. - 112 с.
16. Фомин, Анатолий Савельевич. Танец в системе воспитания и образования. Природа, теория и функции танца., 2005. — 624 с.
17. Xакимов Р. Тартарика: атлас. Издательство - Феория. ^зань -Москва - Санкт Петербург 2005.
18. Шилин А.И. Традиционная культура: научный альманах. - 2011. - №3.
References
1. Badmaeva T.B. Tanceval'nyj fol'klor Kalmykov». Elista: Kalm. kn. izd-vo, 1982. 97 s.
2. Bikbulatov K. M. Tancy tatar-misharej. - Kazan', 1999. - 102 s.
3. Vlasenko, G.YA. Tancy narodov Povolzh'ya / G.YA. Vlasenko. - Samara: Izd- vo. Samar, un-ta, 1992, - 194s.
4. Gorshkov V.N. Baletmejster Gaj Tagirov. - Kazan', 1997. - 42 s.
5. Istoriya zaseleniya samarskih tatar [Elektronnyj resurs]: http://www.uic.ssu.samara.ru/povolzje/tatari_IstZasel.htm (data obrashcheniya: 26.09. 2010 g)
6. Istoriya sela Staroe Ermakovo. Kratkaya istoricheskaya spravka. [Elektronnyj resurs] https://stermak.minobr63.ru/vospitatel'naya-rabota/shkol'nyj-virtual'nyj-muzej/istoriya-sela/ (data obrashcheniya: 24.10.2024 g)
7. Iskhakov D. / TATARSKAYA NACIYA: ISTORIYA I SOVREMENNOE RAZVITIE // Akademiya nauk Ta-tarstana Institut istorii im. SH. Mardzhani Kazan' - 2002
8. Karabanova S. F. Tancy malyh narodov yuga Dal'nego Vostoka SSSR kak istoriko-etnograficheskij istoch-nik / S.F.Karabanova; AN SSSR, Dal'nevost. nauch. centr, In-t istorii, arheologii i etnografii narodov Dal'nego Vostoka; otv. red. YU.A.Sem. — Moskva: Nauka, 1979. — 141 c
9. Lisician, S.S. Zapis' dvizheniya [Tekst] : (Kinetografiya) / Pod red. gl. baletmejstera Gos. ordena Lenina akad. bol'shogo teatra Soyuza SSR R. V. Zaharova. - Moskva ; Leningrad : Iskusstvo, 1940 (Moskva). - 428 s.
10. Lisician, S.S. Starinnye plyaski i teatral'nye predstavleniya armyanskogo naroda. T. 1 [edinstv.]. Erevan: Akademiya nauk Armyanskoj SSR, 1958.
11. Mardan R. Sbornik «Istoriya sela staroe Ermakovo» 11 Kazan', 1997.
12. Negaeva L.I.Tancy vostochnyh bashkir / L. I. Nagaeva ; Akademiya nauk SSSR, Bashkirskij filial, Institut istorii, yazyka i literatury. - Moskva : Nauka, 1981. - 125, [1] s.
13. Tagirov G.H. 100 tatarskih fol'klornyh tancev // Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo - Kazan', 1988.
14. Tagirov G.H. Tatarskie tancy - Kazan', 1960 g.
15. Ural'skaya V.I. Priroda tanca. - M.; Sovetskaya Rossiya, 1981. - 112 s.
16. Fomin, Anatolij Savel'evich. Tanec v sisteme vospitaniya i obrazovaniya. Priroda, teoriya i funkcii tanca., 2005. — 624 s.
17. Hakimov R. Tartarika: atlas. Izdatel'stvo - Feoriya. Kazan' -Moskva - Sankt Peterburg 2005.
18. SHilin A.I. Tradicionnaya kul'tura: nauchnyj al'manah. - 2011. - №3.
УДК 130.2 + 323(985) EDN VUKYNM
Л.Н. Владимиров, А.Г. Пудов
РЕНЕССАНСНОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРЫ И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В данной статье представлены обобщающее видение стратегических научно -технологических задач и путей их решения через призму философии культуры в таком уникальном и обширном северовосточном регионе Российской Федерации, как Республика Саха (Якутия), опирающиеся на социокультурный и хозяйственный опыт традиционной эпохи в регионе, современные теоретические и методологические положения региональной гуманитарной науки, используемые при решении практикоориенти-рованных и фундаментальных задач. Деятельность высшей научной организации Якутии — Академии наук Республики Саха (Якутия) — рассматривается через выдвижение вопросов научно-технологической модернизации региона, связанной с изучением и использованием криогенного ресурса на территории криосферной Якутии, являющегося аппликативным результатом эволюции культурной парадигмы этномодерна на волне этнокультурного ренессанса.
Ключевые слова: Якутия, этнокультурный ренессанс, Академия наук Республики Саха (Якутия), эт-номодерн, криогенные ресурсы, научно-технологическая модернизация