УДК 792.071 EDN LPBAPC
Г.И. Каюмова, Ф.Р. Бадрутдинова
СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАБДУЛЛЫ ШАМУКОВА (в связи со 115-летием со дня рождения актёра)
В статье рассматривается сценическая деятельность известного татарского мастера сцены с широким диапазоном Г. Шамукова, заслуженного артиста Башкирской АССР, народного артиста ТАССР, РСФСР, СССР и даётся краткий обзор его писательского и переводческого творчества. Изучение и сохранение театрального наследия актёра-педагога большой жизненной правды, который в первую очередь добивался того же от своих воспитанников, человека, умеющего проникнуть в глубины авторского замысла, способного по-настоящему зажить интересами, мыслями и чувствами своего героя остаётся актуальным и по сей день. Исходя из этого, целью данной работы является исследование личностного аспекта татарского театрального искусства.
Ключевые слова: Г.Шамуков, драматический актёр, драма, комедия, сцена, образ, педагог, писатель, переводчик
Для цитирования: Каюмова Г.И., Бадрутдинова Ф.Р. Сценическая деятельность Габдуллы Шамукова (в связи со 115-летием со дня рождения актёра) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.44-51. EDN LPBAPC.
Guliya I. Kayumova, Firaya R. Badrutdinova STAGE ACTIVITY OF GABDULLA SHAMUKOV (in connection with the 115th anniversary of the birth of the actor)
The article examines the stage activity of a famous Tatar master of the stage with a wide range G. Shamukov, an Honored artist of the Bashkir ASSR, a People's artist of the TASSR, RSFSR, USSR and gives a brief overview of his writing and translation work. The study and preservation of the theatrical heritage of the actor-teacher of the great truth of life, who primarily sought the same from his students, a man who knows how to penetrate into the depths of the author's idea, able to truly heal the interests, thoughts and feelings of his hero remains relevant to this day. Based on this, the purpose of this work is to study the personal aspect of the Tatar theatrical art.
Keywords: G.Shamukov, dramatic actor, drama, comedy, stage, image, teacher, writer, translator
For citation: Kayumova G.I., Badrutdinova F.R.. Stage activity of Gabdulla Shamukov (in connection with the 115th anniversary of the birth of the actor) / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.44-51. EDN LPBAPC.
Введение
Драматический актёр, заслуженный артист БАССР (1943), народный артист ТАССР, РСФСР и СССР (1950, 1957, 1980), писатель, переводчик, кавалер ордена Ленина Габдулла Рухул-лович Шамуков, чья профессиональная деятельность выступает предметом данного исследования, своим неимоверным трудом внес неоценимый вклад в развитие национального театра, его оригинальные сценические работы заняли достойное место в театральном наследии. Целью работы является исследование личностного аспекта татарского театрального искусства. Творческая деятельность одного из сценических корифеев, отличавшегося неповторимой творческой индивидуальностью, особым актёрским почерком, высоким профессиональным мастерством, преданностью национальным культурным традициям и духовным ценностям, педагога, воспитавшего не одно поколение артистов, и просто человека, заслуживающего уважения и почитания, остаётся актуальной по сей день и достойна глубокого изучения.
Материалы и методы
Источниковую базу составили исследования театроведческого характера, статьи та-
тарских театроведов, театральных и литературных критиков, ценным источником является книга Д. Гимрановой о творческой деятельности Г. Шамукова, также издание, по-свящённое 100-летию Татарского академического театра им. Г. Камала, вышедшее на двух языках. Методологическую основу работы составили следующие методы: историко-биографический, эвристический, системный анализ.
Литературный обзор
За последнюю четверть века истории татарского театрального искусства были посвящены книги на русском и татарском языках, в которых отводилось значительное место творчеству Габдуллы Шамукова и сыгранным им ролям. Книга И. Иляловой «Артисты театра им. Г. Камала: Биографический справочник» вышла на двух языках в 2005году [9]. Она посвящёна артистам национального театра им. Г. Камала, содержит ценные архивные материалы самого театра, рукописного отдела библиотеки Дома актёров, воспоминания актёров. Солидный коллективный труд «Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет»
(2009) [2], посвященный 100-летию Татарского академического театра им. Г. Камала на двух языках, в котором иллюстрируются роли актёров национального театра в разные годы со сценками из спектаклей и научными статьями о них самих и их ролях. Энциклопедический справочник М. Арсланова «Татар театры: энциклопедик сузлек-белешмэ» [1], где можно найти нужную и важную информацию о театре, театральных деятелях (актёрах, режиссёрах, художниках сцены, композиторах), драматургах . Книга «Татар совет театры (очерклар)» под общей редакцией Б. Гиззата, И. Иляловой, Х. Махмутова, А. Ахмадуллина [13], в которой представлена история татарского театра советского периода. Труды Д. Гимрановой «Габдулла Шамуков. Иж;ат портреты» [5], Е. Золотарёва «Золотое двадцатилетие» [6], шеститомная Татарская энциклопедия [14]. Отдельные статьи театроведов, литературоведов, театральных и литературных критиков, таких как Х. Кумысников, И. Илялова, Д. Гимранова, Г. Кашшаф, М. Магдеев, журналиста М. Киямовой, также эго-документы в виде воспоминаний [15, 16, 17] помогают составить целостную картину творческой деятельности актёра Г. Шамукова и глубже проникнуть в суть тематики.
Результаты исследования
Начитанный, эрудированный, преданный своему делу мастер сцены с широким диапазоном ролей, Г. Шамуков родился 11 декабря 1909 года в деревне Асаново Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Черда-клинского района Ульяновской области). В 1930 году окончил театральное отделение Уфимского техникума искусств, в 1952 году -историко-филологический факультет Казанского педагогического института. Ещё в детстве у Г. Шамукова проявился большой интерес к литературе и искусству, он очень любил читать. Под влиянием произведений Г. Тукая и Х. Такташа Шамуков написал свои первые стихи. Был избран членом редколлегии журнала «Театральная жизнь» (г. Москва). Много лет работал секретарём первичной партийной организации Татарского академического театра, был активным членом художественного совета.
Почти пятьдесят лет своей жизни Г. Шамуков посвятил театру и вошёл в историю татарского театрального искусства как мастер сцены, создавший много незабываемых образов, глубоко содержательных характеров. Будучи многоплановым актёром, ма-
стером перевоплощения, он работал в разных драматургических жанрах, умело и виртуозно пользовался средствами художественной выразительности, умел создать точное пластическое изображение каждой роли. Его исполнение отличалось жизненностью, убедительностью, психологическим обоснованием каждого поступка действующего лица, острой социальной направленностью; при создании образа он умел глубоко проникать в духовный мир персонажа, ярко передавать его чувства. «При всём разнообразии созданных Шамуковым характеров, все они наделены обаянием, свойственным актёру, и некоторой романтической приподнятостью» [14, с. 381].
Еще в годы учёбы в техникуме юному актёру была предложена роль самогонщика Самигуллы Фасмагулова в спектакле «Портфель» Башкирского государственного академического театра, комедии драматурга Н. Исанбета. Несмотря на эпизодическую роль, молодой актёр исполнил её с большой ответственностью и завоевал уважение публики и широкой общественности.
В 1930-1946 годах Г. Шамуков - актёр Башкирского академического театра драмы. На этой сцене им созданы запоминающиеся образы Подколесина в спектакле «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя, народного поэта Тукая в спектакле по одноимённому роману А. Файзи и др. «Сценическое творчество - это безостановочное стремление к высоте. Творчество Шамукова - живое доказательство тому» [5, с. 94], - пишет театровед Д. Гимранова. По её мнению, «подлинной творческой зрелости Шамуков достиг в образе Тукая, созданном в 1939 году» [3]. Роль поэта, исполненная им в начальный период своей артистической деятельности, стала большой работой, поднявшей его на новую ступень в творчестве. Актёру удалось в полной мере раскрыть богатый духовный мир Тукая, мастерски осветить решимость поэта в борьбе за торжество правды в столкновении с мракобесием и невежеством. Как утверждает Д. Гимранова, «в Тукае Шамукова сочетались трагедия судьбы человека своего времени и жизнеутверждающий оптимизм будущего, честность и мужество поэта актёр трактует как проявление ясности, бесстрашия мысли» [3]. Сам же актёр относился к этой роли крайне ответственно, испытывал душевные терзания. Это отчётливо видно из его воспоминаний «Создавая образ Тукая» [17, с. 148-151]. Автор романа А. Файзи остался очень довольный игрой подающего
надежды актёра. Спектакль шёл с большим успехом.
По мнению Д. Гимрановой, образ Тукая стал для артиста «необходимым шагом к приближению к более сложной и грандиозной теме, к теме утверждения вечной жизненной силы и торжества ленинских идей» [5, с. 41]. Г. Шамуков первым из татарских артистов вывел на сцену образ В. И. Ленина в спектакле «Человек с ружьём» по пьесе Н. Погодина, «в работе над которым особенно ярко раскрылся замечательный самобытный талант актёра» [4]. В своё время драматург написал это произведение, приурочив к 20-летию Октябрьской революции. «Перед актёром стояла задача как можно глубже проникнуть в ход событий великих дней Октября, ощутить всю остроту социальных столкновений, в которых рождалась и побеждала новая ленинская правда. Надо было понять природу чувств и мыслей, психологию создаваемого образа» [3]. Данную роль Г. Шамукову предложил приехавший в Уфу режиссёр В. Витт. Он увидел в нём ещё не раскрытый талант. Образ вождя актёр сыграл убедительно и правдиво, он стал одним из самых сильных его образов. В его исполнении Ленин предстал как человек «со светлой головой, в то же время необыкновенно простой и добрый. Его пронзительные глаза излучали любовь к людям, внутреннее тепло» [13, с. 192]. В этой роли Г. Шамуков в 1941 году выступал на сцене башкирского театра, в 1947 году - татарского. «Благодаря глубокой достоверности и реалистичности игры актёр достиг единства формы и содержания, цельности при передаче внешней выразительности и внутренней сущности своего героя. Шамуков сумел воплотить в нём мечты и идеалы миллионов о счастливой жизни, показать силу и величие идей Ленина» [3]. «Как только Габдулла Шамуков появился на сцене в роли В. Ленина, весь зал начал аплодировать стоя. Я видел в Москве артистов, игравших роли Ленина, но не помню ни одного случая, чтобы зритель встречал артиста, аплодируя стоя» [15, с. 125, 126], - пишет народный артист РСФСР и РТ А. Шакиров. Всё это говорит о том, насколько умело и с большой ответственностью он отнёсся к роли.
С 1946 года Г. Шамуков начал работать в Татарском академическом театре имени Г. Камала в Казани. На сцене этого театра им создана целая галерея ярких, интересных и очень разных по своему характеру сценических образов по произведениям национальной, русской и мировой
драматургии. Самая первая роль «этого своеобразного актёра, внёсшего новую краску в творческую палитру татарской труппы» [7, с. 34], - советский офицер Андрей Клобуков в спектакле «За тех, кто в море» по драме Б. Лавренёва. Это произведение театром было представлено в 1946 году в ответ на постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». В исполнении Г. Шамукова мастерски воплотился образ молодого учёного, странноватого по внешности, живущего отстранённо от мирских забот, воодушевленного математическими
формулами и расчётами, со временем укрепившегося в патриотическом духе, становясь волевой личностью, преданно служившей на благо своей страны. В спектакле «Мулланур Вахитов» по пьесе Н. Исанбета (1948) актёр на сцене создал образ жалкого, беспринципного интеллигента Галимуллы, блуждающегося между двумя лагерями, у которого даже собственная тень вызывает страх. Для актера Шамукова не существовало незначительных ролей, в каждую из них он старался вдохнуть жизнь. Тому яркий пример роль писаря Басарыя в спектакле «Потоки» по драме Т.Гиззата (1956). «Бесстыдство и извращённость образа Шамуков демонстрирует через очень чёткие и умело подобранные штрихи» [10, с. 37].
Г. Шамуков в основном был комедийным актёром. Х. Кумысников отмечает, что он «в комедийных ролях показал себя как изумительный сочный мастер» [11]. Комический талант Г. Шамукова можно рассматривать как изящно красивую и тонкую особенность его интеллекта. Эти образы чрезвычайно остроумны и точны в своей разоблачительной силе и сатирической направленности. Им присущи жизненность, художественная цельность, точность. В качестве яркого примера комедийного дарования актёра можно привести образ мудрого и озорного Труффальдино в комедии «Слуга двух господ» (1948) итальянского драматурга середины XVIII века К. Гольдони, основанной на принципах «комедии масок». «Труффальдино Шамукова - толстый, небольшого роста человек, очень подвижный и ловкий. Добродушие, обаяние, искренность, юмор и наивность - основные черты характера шамуковского героя. Если он солжёт кому-нибудь и тот поверит, то своему же обману поверит и Труффальдино-Шамуков» [11]. Он то и дело попадает в беду и
лишь благодаря своей находчивости «выходит сухим из воды». Оказавшись в смешном положении, герой Шамукова начинает играть с драматическим пафосом, приобретая особо серьёзный облик и этим только усиливает смех. В спектакле «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя Г. Шамуков создал образ авантюриста и пустозвона Хлестакова (1949), «сыграв с присущей ему лёгкостью, живостью, темпераментом, внёс свой вклад в донесение до татарского зрителя выразительности бессмертной комедии» [5, с. 84]. Актёр стремился проникнуть в подлинный замысел Гоголя, ещё чистый от вековых напластований и привычных трактовок [6, с. 118, 119]. В спектакле «Банкрот» по комедии Г. Камала в образе Доктора «обобщена та часть буржуазной интеллигенции, которая заразилась денежной болезнью. Г. Шамуков играет его как умелого предпринимателя, готового обмануть любого ради богатства» [2, с. 45]. Также актёр ярко, выразительно и жизненно достоверно воплотил образы хитрого и мудрого Насретдина («Ходжа Насретдин» Н. Исанбета, 1952, 1957), трусливого и беспринципного Балтаева («Зифа» Н. Исанбета, 1954), амбициозного, крикливого, но внутренне ничтожного Нуретдина («Без ветрил» К. Тинчурина, 1958), вскрыл нравственную убогость националиста Мусы («Американец» К. Тинчурина, 1969).
На обогащение сценической палитры Шамукова, оттачивание его актёрского мастерства значительное влияние оказали произведения А. Островского. Успешными примерами тому являются роли простого и искреннего Дормедонта в спектакле «Поздняя любовь» (1950), обаятельного лгуна Телятева в «Бешеных деньгах» (1962). Что касается образа Телятева, у Шамукова он -«невысокого роста, слегка полнеющий, очень простой человек, нимало не похожий на того «светского льва», «фата», каким искони играли Телятева. Но держится этот человек спокойно, уверенно, у него свободные непринуждённые манеры, лишённые, однако, малейшей развязности, есть в нём даже своеобразное изящество, и начинаешь верить, что это действительно «барин», человек «общества». У Шамукова-Телятева нет ни капли цинизма, меньше всего он хочет обмануть Лидию. О невозможности женитьбы он говорит с полной откровенностью, приправленной лёгким юмором. Где-то в подтексте звучит: примите меня таким, каков
я есть, каким меня сделала эта ужасная нелепая жизнь, лишившая меня крупного состояния. И в этом ощущаешь большую правду...» [6, с. 119]
Г. Шамуков часто играет отрицательных героев. В таких ролях актёр старается выявить внутренние причины поступков этих персонажей, показать их пороки крупным планом. Таков его Гордей Павлович -«хитренький, прилизанный старикашка с вороватыми, цепкими глазками» [8, с. 39] в спектакле «Чти отца своего» по драме В. Лаврентьева. Он сорок лет не интересовался судьбой сына Трофима, которого выгнал из дома в шестнадцать лет. Теперь пришёл к нему предъявить свои отцовские права. Яркой актёрской работой отличается «образ жадного и похотливого Ахуна в исполнении Г. Шамукова, решённый в остро сатирическом плане» [2, с. 231], в спектакле «Ходжа Насретдин» по пьесе Н. Исанбета. В спектакле «Эзоп» по пьесе Г. Фигейредо образ Ксанфа в исполнении актёра «получился неоднозначным. С одной стороны, пышущий здоровьем,
жизнерадостный эпикуреец, с другой -законченный эгоцентрист, чёрствый, бездушный рабовладелец» [2, с. 337], любящий пожить в своё удовольствие; на красавицу жену смотрит как на украшение, красивую вещь в доме. В спектакле «Кул Гали» по одноимённой трагедии Н. Фаттаха визирь Актай - умный, лукавый царедворец, не вызывающий к себе доверия. «Лишённый человеческого достоинства, раболепствующий перед властью, находящий выход из любых затруднений Актай-Шамуков получился живым, конкретным, убедительным и в то же время остросатирическим» [8, с. 39].
Культурное наследие народа актёр также обогащает такими своеобразными образами, как хлопотливый Купьелло («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо, 1966), трагически одинокий клоун Бом («Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика, 1975). Несмотря на свой возраст, глава семьи, мелкий служащий Лука Купьелло в спектакле «Рождество в доме синьора Купьелло» в душе всё ещё остаётся ребёнком. Видимо, именно черты «взрослого ребёнка», как считает Е. Золотарёв, стали для Шамукова «зерном» роли. По его мнению, «Лука-Шамуков - очень хороший человек. Он может темпераментно обрушиться за что-то на своих домочадцев, но он их нежно любит» [6, с. 120]. Когда его дети были маленькими, для них он всегда масте-
рил рождественские игрушки. Занят он этим и сейчас, хотя дети давно уже выросли. «В созданном Шамуковым образе много красок, граней - от бурного негодования до тёплого, чуть сентиментального юмора, и все они служат одному, главному - раскрытию внутреннего мира доброго человека, неспособного понять страшную сущность капиталистической реальности, порождающей всеобщую человеческую отчуждённость даже в тесном семейном кругу» [6, с. 120], - подчёркивает автор.
Творчество Г. Шамукова последних лет отличается широким диапазоном.
Набравшись большого сценического опыта, актёр создаёт целые, плотные, типичные образы-характеры, проникнутые
психологической глубиной. Среди них есть и положительные, и отрицательные герои. В качестве примеров можно привести исполненные им роли Марвана в «Мужчинах» Т. Миннуллина, Рустема Ахметовича в «Суде совести» («Охота к умножению») Д. Валеева, Гибадуллы (Габидуллы) в «Ядре ореха» Г. Ахунова, отмеченные зрелостью мастерства, филигранностью отделки. В образе Рустема, предложенном Шамуковым, наблюдается одна из разновидностей мещанства. «Актёр глубоко исследует натуру Рустема Ахметовича, стремится выявить первопричину её искривлённости. В мрачной сцене в неуютной квартире Рустема несколькими штрихами Шамуков даёт понять, до чего же жутко, тоскливо одинок этот человек, какая у него безрадостная бирючья жизнь, в которой виноват лишь он сам, его эгоизм, самолюбивая уязвлённость» [6, с. 122]. «Его хобби - коллекционировать пороки и тайны людей. Это единственный смысл его жизни. Он чувствует себя повелителем, в его власти казнить и миловать людей. Задыхаясь от удовольствия и волнения, архивариус раскрыл однажды свою страсть. Его цепкий взгляд, высматривающий всё вокруг, притворная улыбка, неслышная, кошачья походка сразу выдают человека грязных помыслов» [8, с. 39]. В «Ядре ореха» коммунист, живущий интересами простого народа, Гибадулла раскрывается как хороший семьянин, любящий свою единственную дочь Рукию. Он убеждает её выйти замуж за нелюбимого, но процветающего соседа. Рукия всё же выходит замуж за любимого человека, но взгляды молодых на жизнь оказываются слишком несхожими: частенько в семье начинают
возникать ссоры. По мнению отца, о разводе не может быть и речи. Что бы там ни было, надо терпеть. «Власть отживших традиций для Габидуллы превыше всего. Так раскрывается обывательская ограниченность героя Шамукова. Роль Габидуллы не основная в пьесе, даже можно назвать, проходная, но образ, созданный Шамуковым, получился глубоким, богатым типическими чертами» [6, с. 123], - пишет Е. Золотарёв.
Высокое актёрское мастерство Г. Шамукова красноречиво раскрывалось в его работе над образами положительных героев. «Партийная страстность, чувство современности, способность проникнуть в существо человеческих отношений, присущих нашему обществу, великолепное знание жизни определили его успех в роли Марвана, председателя колхоза» [6, с. 120-121], в спектакле «Мужчины» по пьесе Т. Миннуллина. Герой произведения прошёл трудный боевой путь в годы Великой Отечественной войны, получил высшее образование. Сейчас является крупным, талантливым руководителем, человеком глубоко интеллигентным, обладающим широким кругозором. «Явственно ощущается крепкая связь Марвана-Шамукова с землёй, очевидно, унаследованная от предков-хлеборобов... Живёт он не только делами и заботами текущего дня - его волнуют перспективы будущего и люди, их жизнь в этом будущем. Глубокая человечность Марвана с наибольшей полнотой раскрывается в его отношениях с бывшим фронтовиком, другом Ахтямом. Убеждённость в своей правоте, страстное желание освободить, очистить сознание Ахтяма от болотной тины понятий, враждебных нравственности советского человека, - всё это передаётся Шамуковым правдиво, с присущей ему искренностью» [6, с. 121]. Исполняя роли положительных героев, в том числе Максуда в спектакле «Приехала мама» по пьесе Ш. Хусаинова актёр «страстно защищал высокую нравственность, вступая в борьбу за человека» [8, с. 40]. В кинофильме по роману Г. Ахунова «Клад», посвящённом нефтяникам Татарстана, Г. Шамуков играет престарелого отца главного героя - Шавали. В его исполнении этот татарский агай раскрывается как поистине народный образ, бережно относящийся к духовным сокровищам народа, верный традициям.
Обсуждение
Непосредственность, пытливость ума и эмоциональность, юмор и высокое актёрское мастерство - черты творчества, присущие Г. Шамукову. Разнообразный репертуар актёра состоял из пьес таких известных татарских драматургов, как Г. Камал, К. Тинчурин, Т. Гиззат, Н. Исанбет,
Ш. Хусаинов, Т. Миннуллин, Д. Валеев и др.; из русской и мировой литературы - Н. Гоголя, А. Островского, В. Лаврентьева, У. Шекспира, К. Гольдони, Э. де Филиппо, Г. Фигейредо и др., которые сыграли важную роль в формировании его творческого облика. Этапной работой в творчестве Г. Шамукова стал созданный им образ народного поэта Г. Тукая в спектакле «Тукай» по одноимённому произведению А. Файзи. Талант перевоплощения, способность решать сложные и ответственные задачи подтвердило исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Человек с ружьем» по пьесе Н. Погодина. В каком бы жанре драматургии: драма, комедия или трагедия он не выступал, все образы его были яркими, насыщенными, правдоподобными, запоминающимися.
Драматические (Галимулла, Ксанф, Марван, Рустем Ахметович, Гибадулла и др.) и комедийные (Труффальдино, Хлестаков, Телятев, Насретдин и др.) роли, исполненные им, вызывали общественное признание, восхищение и уважение среди театральных и литературных критиков.
На протяжении почти всех лет работы в театре Г. Шамуков, который отличался умением видеть «цвет» слова, одновременно занимался и преподавательской
деятельностью. В Казанском театральном училище работал педагогом по сценической речи (1946-1969); в то же время писал стихи, басни на актуальные темы, увлекательные пьесы для детей: «Водяная», «Царь-султан», «Волшебная палочка» и др. Является автором статей теоретического характера,
биографических очерков, посвящённых актёрам, и рецензий на отдельные произведения; также активно занимался переводческой работой. Перевёл на татарский язык пьесы У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, А. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Не скрывая своего восхищения его высокой культурой перевода, А. Шакиров пишет: «Габдулла абый - один из переводчиков, открывших величие Шекспира» [16, с. 30]. Г. Шамуков, являясь мастером художественного слова, участвовал в концертах, выступал на радио и
телевидении, внёс большой вклад в выпуск татарского дубляжа кинофильмов, занимался пропагандой произведений татарских, башкирских и русских поэтов. Как отмечал Е. Золотарёв, Г. Шамуков, будучи «душевно щедрым человеком, всегда охотно делился своими богатыми знаниями с товарищами по театру, которые любовно называли его «наша энциклопедия»» [6, с. 118].
Скончался Г. Шамуков 12 декабря 1981 года. В Казани на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска, однако, как утверждает журналист М. Киямова, «в Казани до сих пор нет ни улицы, ни парка, ни даже музейного уголка, названного его именем!.. Хотя, народный артист СССР, публицист, который ещё в годы застоя бил тревогу в защиту интересов народа, воинственный патриот заслуживает этого!» [12].
Данная публикация способствует воспроизведению целостной картины творческой деятельности известного актёра, она также может быть рассмотрена как постановка новой научной проблемы и направление на дальнейшие изыскания по этой теме.
Заключение
В заключении следует отметить: подлинный интеллект, глубина натуры, точная действенная мысль, характеризующие творчество Г. Шамукова, делали его искусство неотразимым. Судя по исполненным его ролям, на сцене национального театра актёр одинаково блестяще воплощал как отрицательные, так и положительные образы, внося большой и неоценимый вклад в развитие татарского театрального искусства. Год за годом оттачивалось мастерство актёра в создании правдивых, жизненно достоверных, типически обобщённых и вместе с тем наделённых конкретными яркими чертами образов-характеров. Расширялся его репертуар, складывающийся из
разноплановых ролей. Сценические работы Г. Шамукова отличались чёткостью рисунка роли, отточенностью речи, создавая оригинальные образы, он демонстрировал палитру разнообразных выразительных средств. Через разоблачение отрицательных черт характера человека актёр призывал к духовному совершенству, отстаивал нравственно-моральные ценности, восхвалял положительные качества, поощрял прекрасное, призывая тем самым к величию эстетического идеала.
Литература
1. Арсланов М.Г. Татар театры: энциклопедик сузлек-белешмэ. - Казан: «Заман» нэшр., 2014. - 584 б.
2. Галиэсгар Камал исемендэге Татар дэулэт академия театры. Йeз ел. 2 томда. Спектакльлэр I авт.-тeз.: Л.Шакирж;ан, Г.Гыйматова. - Казан: Заман-Татар. кит. нэшр., 2009. - 1 т. - 568 б. = Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет. В 2-х томах. Спектакли I авт.-сост.: Л.Шакирзян, Г.Гиматова. - Казань: Заман-Татар. кн. изд-во., 2009. - Т. 1. - 568 с.
3. Гимранова Д. Два образа II Сов. Татария. - 19б7. - 1 февр.
4. Гумеров А. Актер и писатель 11 Сов. Татария. - 1959. -12 дек.
5. Гыймранова Д. Габдулла Шамуков. Иж;ат портреты. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1985. - 140 б.
6. Золотарев Е.С. Восхождение I Золотое двадцатилетие. Очерки. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. - С. 115-124.
7. Илялова И.И. Актерское искусство современного татарского театра. - Казань: Татар. кн. изд-во,
1978. - 143 с.
8. Илялова И.И. Искусство актера татарского театра II Татарский театр (Новаторские искания татарского советского театра): сб. статей I редколлегия: Ф.Н.Гиззатуллин, И.И.Илялова, X.K.Mахмутов. - Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КФАН СССР, 1980. - С. 24-41.
9. Илялова И.Г. Камал театры артистлары: Биогр. белешмэлек = Артисты театра им. Г.Камала: Биогр. справочник. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2005. - 334 б.
10. Кашшаф Г. Куцел ^згесе: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1975. - 208 б.
11. Кумысников X. Габдулла Шамуков 11 Сов. Татария. - 1957. - 8 мая.
12. Кыямова М. «Кеше яраткан эшендэ эшлэсэ - бэхет... »: Кече Ватан патриотлары. Габдулла Шамуков бэхетне нэрсэдэ кургэн [Электронный ресурс]. URL:http://protatarstan.ru/gabdulla-shamukov-110-el/ (дата обращения: 25.02.2024).
13. Татар совет театры (очерклар) I редколлегия: Б.Гыйззэт, И.Илялова, ЬМэхмутов, А.Эхмэдуллин. -Казан: Татар. кит. нэшр., 1975. - 495 б. (илл. белэн 528 б.).
14. Татарская энциклопедия: В 6 т. I гл. ред. А. М. Мазгаров, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2014. - Т. 6: У-Я. - 720 с.
15. Шакиров Э.Ш. Габдулла Шамуков I Язмыш: уйланулар, истэлеклэр, чыгышлар, эцгэмэлэр. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2016. - 125-128 б.
16. Шакиров Э.Ш. Габдулла Шамуков I Xалкыбызньщ кадерле шэхеслэре. - Казан: Рухият, 2021. - Б. 25-32.
17. Шамуков Г.Р. Калэмем. Мэсэллэр, мэкалэлэр I М.Мэ^диев суз башы. - Казан: Татар. кит. нэшр.,
1979. - 272 б.
References
1. Arslanov M.G. Tatar teatry': e'nciklopedik sYzlek-beleshmэ. - Kazan: «Zaman» ^shr., 2014. - 584 b.
2. Gafesgar Kamal isemendэge Tatar dэYlэt akademiya teatry'. Jez el. 2 tomda. Spektakl'ter I avt.-tez.: L.Shakir^an, G.Gy'jmatova. - Kazan: Zaman-Tatar. kit. ^shr., 2009. - 1 t. - 5б8 b. = Tatarskij gosudarstvenny'j akademicheskij teatr imeni Galiasgara Kamala. Sto let. V 2-x tomax. Spektakli / avt.-sost.: L.Shakirzyan, G.Gimatova. - Kazan': Zaman-Tatar. kn. izd-vo., 2009. - T. 1. - 5б8 s.
3. Gimranova D. Dva obraza // Sov. Tatariya. - 19б7. - 1 fevr.
4. Gumerov A. Akter i pisatel' / / Sov. Tatariya. - 1959. -12 dek.
5. Gy'jmranova D. Gabdulla Shamukov. I^at portrety'. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 1985. - 140 b.
6. Zolotarev E.S. Vosxozhdenie / Zolotoe dvadczatiletie. Ocherki. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1989. - S. 115124.
7. Ilyalova I.I. Akterskoe iskusstvo sovremennogo tatarskogo teatra. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1978. - 143 s.
8. Ilyalova I.I. Iskusstvo aktera tatarskogo teatra // Tatarskij teatr (Novatorskie iskaniya tatarskogo sovetskogo teatra): sb. statej / redkollegiya: F.N.Gizzatullin, I.I.Ilyalova, X.K.Maxmutov. - Kazan': IYaLI im. G.Ibragimova KFAN SSSR, 1980. - S. 24-41.
9. Ilyalova I.G. Kamal teatry' artistlary': Biogr. beleshmэlek = Artisty' teatra im. G.Kamala: Biogr. spravochnik. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 2005. - 334 b.
10. Kashshaf G. KYrçel kezgese: Эdэbi tэnky'jt' mэkalэlэre. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 1975. - 208 b.
11. Kumy'snikov X. Gabdulla Shamukov // Sov. Tatariya. - 1957. - 8 maya.
12. Ky'yamova M. «Keshe yaratkan e'shendэ e'shlэsэ - bэxet... »: Keche Vatan patriotlary'. Gabdulla Shamukov bэxetne nэrsэdэ kY^n [E'lektronny'j resurs]. URL:http:IIprotatarstan.ruIgabdulla-shamukov-110-el/ (data obrashheniya: 25.02.2024).
13. Tatar sovet teatry' (ocherklar) I redkollegiya: B.Gy'jzzэt, I.Ilyalova, h.MэxmYtov, A.Эxmэdullin. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 1975. - 495 b. (ill. beten 528 b.).
14. Tatarskaya e'nciklopediya: V б t. / gl. red. A. M. Mazgarov, otvet. red. G. S. Sabirzyanov. - Kazan': Institut Tatarskoj e'nciklopedii AN RT, 2014. - T. б: U-Ya. - 720 s.
15. Shakirov Э^. Gabdulla Shamukov I Yazmy'sh: ujlanular, istэleklэr, chy'gy'shlar, эцgэmэlэr. - Kazan: Tatar. kit. ^shr., 2016. - 125-128 b.
16. Shakirov 9.Sh. Gabdulla Shamukov / Xalky'by'zny^ kaderle shaxeslare. - Kazan: Ruxiyat, 2021. - B. 2532.
17. Shamukov G.R. Kalamem. Masallar, makalalar / M.Mahdiev syz bashy\ - Kazan: Tatar. kit. nashr., 1979. -272 b.
УДК 394.3 EDN: HWDRZD
Д.И. Умеров
СЕМАНТИКА ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА САМАРСКИХ ТАТАР «ЯРМЭК ВАГЫ»
Данное исследование является первой попыткой систематизировать сведения о танце «Ярмaк вагы», объяснить причину возникновения танца «Ярмaк вагы» на основе фольклорных материалов, собранных автором во время полевых экспедиций по Самарской области. Исследование народного танца позволило выявить за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру «Игра с плёткой», восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения самарских татар. Исследование способствует не только расширению наших знаний о татарской этнохореографии, но и решению проблем типологии традиционной культуры татар-мишарей.
Ключевые слова: Песенно-плясовые игры, фольклор, фольклорный танец, полевая экспедиция, описательная методика, кинетография, этнохореология, трансформация, семантика
Для цитирования: Умеров Д.И. Семантика фольклорного танца самарских татар «Ярмaк вагы» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.51-55. EDN HWDRZD.
Davlyat I. Umerov THE SEMANTICS OF FOLK DANCE SAMARA TATARS "YARMAK VAGY".
This research is the first attempt to systematize information about the dance "Yarmak va-gy", to explain the reason for the emergence of the dance "Yarmak va-gy" based on folklore materials collected by the author during field expeditions in the Samara region. The study of folk dance allowed us to identify behind the layers of later layers an archaic game culture "Playing with a whip", dating back to the early forms of the traditional worldview of the Samara Tatars. The study contributes not only to expanding our knowledge of Tatar ethnocho-reography, but also to solving the problems of the typology of the traditional culture of the Mishar Tatars.
Keywords: Song and dance game, folklore, folk dance, field expedition, the descriptive methodology, ki-netography, ethnochoreology, transformation, semantics
For citation: Umerov D.I. The semantics of folk dance Samara Tatars "Yarmak vagy" // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.51-55. EDN HWDRZD.
Введение
В данной статье был рассмотрен обрядовый и повседневный танцевальный фольклор самарских татар, фольклорный танец «Мелкая дробь по-ермаковски». Были проведены фольклорные исследования и анализ традиционных татарских танцев в селах Ка-мышлинского района Самарской области. Кинетический канон целого ряда рассмотренных обрядовых танцев «Ярмэк вагы», «Камышлы вагы», «Балыклы кабыргасы» нашел свое отражение в танцевальном искусстве самарских татар-мишарей. Исследование традиционных игр в их исторической динамике позволило выявить за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру «Игра с плёткой», восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения самарских татар.
Литературный обзор
Осмысление «природы танца» [15, С. 112], изучение проявления в танце традиционного мировоззрения было и остается одним из приоритетных направлений отечественной
этнохореологии. «Формирование знания о природе танца является одним из основных вопросов его изучения», - пишет А.С. Фомин [16, С. 26]. Интерес к танцу «Ярмэк вагы», его семантике вызван недостаточной изученностью. О народном танце современных самарских татар писал профессор СГИИК Г.Я. Власенко [3, С. 147-172]. Однако история возникновения танца, его этническая специфика изучены недостаточно, что позволяет избрать его в качестве объекта специального рассмотрения. Более того, недостаточность полевых исследований, отсутствие научной базы позволили сложиться и укорениться некоторым фальсификациям или ложным представлениям о многих явлениях и фактах татарской народной хореографии [18, С 3-9]. Эти вопросы до сих пор не были предметом специального исследования. Данная тема занимает заметное место в комплексе проблем по изучению традиционной татарской культуры, в частности этнического своеобразия самарских татар-мишарей.