УДК 18.49.91.
Д.И.Умеров
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПЛЯСКИ АСТРАХАНСКИХ ТАТАР: ЛОКАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР \
Хореографическое искусство астраханских татар обладает богатой историей и культурой. В Астраханской области на сегодняшний день проживают татары нескольких этнических групп.
К одной из самых древних и самобытных этнических групп астраханских татар относятся юртовские и кундровские татары, а так же карагаши и ногайцы. Истоки их происхождения восходят к группе золотоордынских ногайцев, к периоду образования Астраханского ханства. Неисследованной на карте культурогенеза Астраханской области остаётся традиционная хореография астраханских татар
Ключевые слова; фольклор, этнохореография, этнохореология, описательная методика, кинетография, обрядовые пляски, необрядовые, магические танцы, юртовские, кундровские татары, карагаши.
Umerov Davlyat Ismagilovich Folklore dancings of the Astrakhan Tatars:Local and regional character.
The choreographic art of the Astrakhan Tatars possesses rich history and culture. In the Astrakhan region, for today, Tatars of several ethnic groups live.
One of the most ancient and original ethnic groups of the Astrakhan Tatars concern - urtovskie and kyndrovskie Tatars, and as karagashi nogayzi. Sources of their origin go back to groupzolotoordinskih nogayzev, by the period of formation of the Astrakhan khanate.
The given ethnic groups already drew to themselves attention of researchers, ethnographers, historians, philologists and specialists in folklore.
Keywords: dances, folklore. ethnic, astrakhan tatars, choreographic folklore, ethnic groups, ethno-graphers, historians, philologists.
Фольклорные пляски астраханских татар обладают богатой историей и культурой. Нет ни одного народа или нации, которые смогли бы прожить без песен, плясок и народных игр. В Астраханской области на сегодняшний день проживают татары нескольких этнических групп: -это юртовские татары (раньше их называли кара ойле, дословно - живущие в чёрных домах), кундровские татары, карагаши-ногайцы (кара агаш переводится как чёрное дерево) [1, с. 4-5], татары-мишари и казанские татары, переселившиеся в начале XIX века.
К одной из самых древних и самобытных этнических групп астраханских татар относятся юртовские и кундровские татары, а так же карагаши-ногайцы. [2, с. 77] Истоки их происхождения восходят к группе золотоордынских ногайцев, к периоду образования Астраханского ханства. Кочевой образ жизни способствовал взаимовлиянию и взаимообогащению с культурами соседних народов, регионов - Северного Кавказа, Калмыкии, Средней Волги. В отличие от кундровцев и карагашей юртовские татары «приняли» осёдлый образ жизни намного раньше. Впервые термин «jurt» упомянут в записях путешественника Христофера Берроу в XYI веке в связи с пожаром, возникшим в поселении ногайцев, располагавшемся неподалёку от Астраханского кремля. [3, с. 18-52] Это первое свидетельство об осёдлом образе жизни юртовцев. Кундровцы и карагаши в то время продолжали вести кочевой образ жизни.
В 1745 году губернатор и исследователь В.И.Татищев в «Мнении об управлении юртовских татар и развёртывании земель между ними» писал: «По взятии Астрахани царь Иван Васильевич повелел ос тавшихся и ушедших от хана мурз и чёрных татар им сесть при Астрахани в службу и сим назвать юртовые». [4, с. 8-10] Это первое свидетельство об осёдлом образе жизни юртовских татар, которых ещё называли кара ойле нугайлар, т.е. чёрные татары. С начала образования Астраханской губернии юрто вцы стали служить в рекрутах, их основным видом деятельности было земледелие. Юртовцам запрещено было селиться в городе и поэтому сёла юртовских татар расположены вокруг Астраханского кремля, и это видно на современной карте Астраханской области. Карагашей, или кара агаш нугайлар, по свидетельству известного татарского просветителя и богослова Габдрахмана Гумари [5, с. 122-123], русские называли «кундровскими татарами», они вели кочевой образ жизни.
Астраханские татары в целом уже привлекали к себе внимание исследователей, этнографов и фольклористов. Особо выделяются в этом аспекте труды астраханских историков В.М.Викторина [6,
1 Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 12-14- 16030 А/В I 2012 (РГНФ)
с 1-10], С..Т.Рахимова, [5, с. 122-123], казанских филологов Л.ШАрсланова, [7, с. 19-20], Ф.С.Боязитовой, [8, с. 3-4], ФХЗавгаровой [9, с. 3-10], музыковедов А.Р.Усмановой [10, с. 3-5]. Однако более неисследованной на карте культурогенеза Астраханской области остаётся традиционная хореография.
Чтобы восполнить этот пробел, в 1995-1998 годах музыковедом А.Р.Усмановой и мной, хореографом Д.И.Умеровым были совершены научно-полевые экспедиции в районы компактного проживания коренных татар Астраханской области для анализа песенно-танцевального и игрового фольклора. Объектом исследования выбрали Приволжский, Наримановский и Красноярский районы Астраханской области, а также город Астрахань: Зацарев - Тияк (г. Астрахань), Татарскую Башмаковку - Кызан, Три Протока - Жрмэле, Карагали - Карhалык, Осыпной Бугор - Ярлый Тубэ, Кулаковку - Клакау (Приволжский район), Солянку - Сулэнка, Биштубиновку - Биштубэ, Кучергановку (Наримановский район), Сеитовку - Сэит, Ясный сокан -Ясынсокан ( Красный яр).
Танцевальный фольклор был зафиксирован на видео-и фотоплёнку, а также записывался по словесно-описательной методике, созданной В.Верховинцем, усовершенствованной Е.Марголис, Ткаченко, А.И.Гуменюк [11, с. 6]. Опрос информаторов и кинетическая запись происходили по системе С.С.Лисициан [16, с. 95-102]. В ходе экспедиции выявлено несколько видов фольклорных плясок астраханских татар и музыкального сопровождения к ним, а так же танцевальных игр и речитативных такмаков. Следует отметить, что названия многих танцевальных наигрышей, записанных нами, безвозвратно утеряны. Все обобщения сделаны на основе описания старожилов, собранных в ходе экспедиции.
Целью исследования было подробное описание плясок и игр, бытовавших в культуре астраханских татар на протяжение XVIII-XIX и начала XX веков и исчезнувших в конце XX века. Классифицируя и систематизируя фольклорные пляски астраханских татар, можно разбить их на два вида: обрядовые и необрядовые. К обрядовым танцам относятся: свадебные (исполняются на свадьбах), календарные (ис полняются на праздниках) и рекрутские. К необрядовым танцам относятся игровые, они разделяются по возрастным группам. Каждый вид можно разделить на три подвида: коллективный, сольный и парный. Основными музыкальными инструментами у астраханских татар, юртовцев и карагашей являются саратовская гармошка (саз), бубен (кобал), иногда скрипка, в более ранние времена - кобыз, сорнай, сыбызгы, и домбра. Следует отметить, что большинство основных плясок и игр астраханских татар в композиционном построении имеют форму круга, характерную для хороводов (ТУГЭРЭК УЕН). «Круговое движение в танцах у татар мишарей, - пишет К.М.Бикбулатов, - равно как и у казанских татар,[17, с. 134-143], кряшен [18, с. 5368], сибирских [19, с. 51] и приуральских татар, вероятно, связано с культом солнца.[20, с. 51-53]. Движение танцующих исполнителей носило магический характер и выражало стремление повлиять на солнце и ускорить приход весны».
Обрядовые танцы - «Ак шатыр» и «Кияусый». Танец «Кияусый» или «Кияу сылы» означает чествование жениха, исполняется исключительно на свадьбах. Танец могут исполнять как мужчины, так и женщины. У других народов такой наигрыш не встречается, и отсюда следует, что этот танец принадлежит астраханским татарам. Музыкальный размер - 2/4. Образовав большой круг, каждый по очереди, передавая платочки как эстафетную палочку, выходит в центр круга и танцует «Кияусый». Все остальные, подбадривая, хлопают в ладоши в такт ритму музыки и выкрикивают такмак. Такмак - это речитативная реплика, в ней отражается юмор, народная мудрость и игровой характер. Например: - «узен гена биисен, безга яулык бирмисен». («Сам танцуешь, а нам платок не передаёшь»). Танцующему в середине круга бросали и ныне бросают монеты. Вообще у юртовских татар обряд бросания мелких монет существует до сих пор, в основном на свадьбах. Означает плодородие и богатство, а детям разрешают собирать, приговаривая «сезга да ющь булсын». У карагашей бросают пшено или другие зёрна.
Как правило, все обрядовые танцы танцуются с широко раскрытыми руками, особенно в мужских танцах. Высмеиваются те, кто танцует с опущенными руками: «сынган канатлы каз кебек булып биисен» («танцуешь, словно гусь со сломанными крыльями»), говорит информатор
З.Махмудова. Нельзя было долго плясать не передавая платок. Начинал и заканчивал, как правило, танец выбранный хозяевами тамада или тархан праздничного вечера. Чтобы закончить танец, тамада обходил круг и отдавал платочки гармонисту.
Следующий свадебный танец «Ак шатыр». Произносится на диалекте астраханских татар, в дословном переводе означает Белый шатёр, или Белая юрта. Есть такое выражение Ак туй, в
переводеБелая свадьба, то есть чистая свадьба или свадьба молодоженов. Для проведения свадеб у астраханских татар в некоторых сёлах ставили и поныне ставят большой шатёр. Его помогают строить друзья и родственники жениха. Ак шатыр как плясовой наигрыш встречается и у кундровских татар, и у карагашей. Музыкальный размер меняется от 2/4 до 3/4. У М.Н.Нигмедзянова зафиксирован вариант в размере 12/8.
У некоторых исполнителей была манера танцевать, положив один из платочков на плечо «жилькасена яулык салып торып бииде» - говорит информатор М.Умерова. В танце «Ак шатыр» руки широко разведены в стороны, спина неизменно прямая, как у наездника. Руки попеременно сгибаются в локтях, но не опускаются вниз, размахивая платочками из стороны в сторону, в зависимости от темпа и ритма музыки, которую задаёт сам танцор. Главная особенность состоит в том, что все движения при стремительном ходе вперёд, назад, в сторону исполняются без прыжков и подскоков. «Это сейчас - говорит информатор Сайфулла бабай, молодёжь танцует вприпрыжку, подражая казанским татарам, а в наше время двигались по шатру стелющимися шагами, прыгучих движений в танце не было».
Тамада - тархан определяет место и время для плясок. Выходит на середину шатра, поднимает руки вверх, в которых держит красные платочки, и выкрикивает «Ак чатыр». Звучат заразительные звуки саза. Тархан обходит по кругу шатёр и приглашает 3 или 4, 6, 8 девушек ,в зависимости от размера шатра. У тех девушек, у которых оказывались красные платочки, выходили на середину шатра, и кружились в танце вокруг тархана. Затем по знаку тархана девушки расходились по разным углам и приглашали сидящих мужчин на танец. Тархан, наблюдающий за исполнением танца, взмахом платка давал знак гармонисту, и танец прекращался.
Также к обрядовым танцам относятся пляски, исполняемые на календарные праздники, исполняющиеся в разные времена года.
«Джиен. «...Он проводился в летнее время, в период между окончанием весенних полевых работ и началом сенокоса и жатвы. Начинала его в традиционно установленный срок группа деревень, условно названная джиенным округом».[21, с. 389] «В некоторых случаях слово «джиен» в названии праздника не фигурировало».[21, с. 389] В Астраханской области «джиен» как праздничное гуляние в разных сёлах называли по-разному: в селе Карагали бытовал праздник «Амиль», в селе Татарская Башмаковка праздник назывался «Майдан». Проводится между несколькими соседними сёлами, где завязываются знакомства, возникают симпатии, устанавливается дружба между юношами и девушками. По рассказам информаторов, «особая роль на Джиенах отводилась Джиен агасы, что в переводе означает - глава сбора. Это - ведущий, известный также под названием «Тархан». Тарханом выбирали только особо почитаемого и уважаемого молодого человека - жителя одного из сёл, в обязанности которого входило открытие и закрытие вечера, соблюдение и контроль за поведением джигитов и девушек.
Необрядовые танцы.
Танец «Куалашпак» - у юртовских татар, у карагашей - «Куаласып бию», в Наримановском районе говорят «Куалашып бию». Название танца произошло от слияния двух слов ногайского диалекта астраханских татар: - «куалап» (прогонять), «кашеп» (убегать), дословно - «гнаться за убегающим», или «соревнование». Аналогов подобного танца нигде нет, и поэтому можно считать, что пляска «куалашпак» - астраханского происхождения.
Следующий танец «Щуранге». Информаторы рассказывали, что в старину на свадьбу приглашали танцоров, которые мастерски владели всеми танцами и вели танцевальную программу.
Среди таких танцоров был мой дед Мухарям-ата. Он танцевал с пиалой на голове, предварительно налив в неё жидкость. Мастерство состояло в том, что в процессе исполнения в стремительном движении по кругу, вперёд, назад и даже вращаясь на месте не проливалось ни капельки. Затем содержимое пиалушки выпивалось. Танец требовал прямой осанки как при посадке на лошади. Танец исполняется на мелодию «Щибаля» или «Щуранге».
Музыкальный размер 6/8. Если внимательно вслушаться в мелодию, то можно представить, как скачет конница «чёрных татар» по астраханской степи.
В быту, как правило, распространены сольные танцы, исполняемые одним мужчиной или одной женщиной. В мужской пляске карагашей просматриваются черты подражания повадкам животных, как отражение скотоводческого быта кочевников. Женская пляска карагашей в отличие от юртовцев более скованна в движениях. Танцующая плавно продвигается по кругу или медленно
вращается на месте, что, вероятно, связано с ограниченностью пространства в тесной юрте. В целом хореография карагашей аналогична хореографии юртовцев. Идентичны многие танцевальные движения и наигры шы, исполнение на музыкальных инструментах. Танцы сопровождаются такмаками, где скороговоркой произносятся рифмованные словосочетания, отличающиеся от юртовских диалектом.
В парных танцах между мужчиной и женщиной; стоя лицом к лицу, или обходя её спереди или сзади, мужчина не мог коснуться женщины, развернув руки в стороны, вытянувшись и подав грудь вперёд как в кавказских танцах. А женщина наоборот, не должна смотреть мужчине в глаза, и даже прикрывать лицо кончиком платка или рукой. Безусловно, взаимодействие разных народов отложило свой отпечаток на фольклоре астраханского народа. Многие пляски, игровые сюжеты в фольклоре астраханских татар имеют аналоги в хореографическом фольклоре других народов: Танец казанских татар “Этна”, Дагестанская “Лезгинка”, Кавказская “Тамара”, Калмыцкая “Шарка - барка”. Причём заимствованные танцы совсем не похожи на оригиналы, и исполняются в манере присущей астраханским татарам, под звуки зажигательной саратовской гармошки и бубна.
Исследования танцевального фольклора астраханских татар показывают, что на протяжении многих веков, бережно передавая из поколения в поколение, народ создавал самобытное хореографическое наследие. До нас дошли обрядовые и необрядовые, игровые пляски астраханских татар. Развитие танцевальной культуры было обусловлено особенностями быта, характером производства и природно-географическими условиями. Не чужд татарскому фольклору юмор, которым изобилуют такмаки - речетативные реплики, подчёркивающие игровой характер плясок астраханских татар. В такмаках и названиях танцев используется местный диалект. Таким образом, своеобразие танцевальной культуры астраханских татар заключается в органичном сочетании собственно юртовских, кундровских татар и карагашских ногайцев, и каждый со своим языковым диалектом и танцевальной лексикой. Хореография, как и любой другой вид искусства, представляет собой сложное сочетание древних форм и более поздних наслоений. Их изучение поможет проследить историю формирования татарского народа.
Литература
1. Арсланов Л.Ш. Язык карагашей-ногайцев Астраханской области/Л.Ш.Арсланов//Набережные Челны, 1992.(по последним исследования Арсланова Л.Ш. кундровские татары и карагаши это разные этнические группы. С 4 - 5.
2. Гмелин С.Г. Путешествия по России./С.Г.Гмелин//Ч.2.СпБ.-1777.
3. Небольсин П.И. Очерки Волжского Понизовья/П.И.Небольсин//СпБ.-1852.
4. Татищев В. И. Научное наследство. Записи. Письма./В.И.Татищев//М. -1852.
5. Рахимов С. Т. Абдурахман Умеров. /С.Т.Рахимов//Казань. Изд. «Рухият»-2003. С122-123.
6. Викторин В. М. Кто мы, Астраханцы? У этнической карты области./В.М.Викторин//
7. Арсланов Л. Ш. Татары Нижнего Поволжья и Ставрополья. /Л.ШАрсланов//Набережные Челны. 1995.
8. Баязитова Ф. С. Астраханские татары. / Ф.С.Баязитова//Казань: «Фикер»,2002. С 3-4.
9. Завгарова Ф.Х Татарская литература Астраханского региона в историко-культурном контексте XIX - начала XX веков. / Ф.Х. Завгарова//Казань: “Магариф”, 2003.
10. Усманова АР. Сборник песен и наигрышей юртовских татар Астраханской области. /АР.Усманова// Астрахань, 1997.
11. Ногаева Л.И.Танцы восточных башкир. Издательство «Наука» М., 1981.
12. Верховинец В. Украшская хореографiя: теорiя украшського народного танця. - Ктв, 1919.
13. Марголис. Е. М. О записи танца. - М., 1950.
14. Ткаченко Т.С.Народные танцы. - М., 1961.
15. Гуменюк. АИ.Запис принцишв классифжацп народних танщв. - Ктв, 1964.
16. Лисициан С.С.. Запись движений (кинетография) - М. - Л., 1940.
17. Бикбулатов К.М. Татарские традиционные до свадебные танцы./К.М.Бикбулатов//- В сб. Сцена и время. Казань,1982, С. 134-143.
18. Бикбулатов К.М. Нардуганский цикл традиционных танцев татар-кряшен. /К.М.Бикбулатов// В сб. Искусство Татарстана: пути становления. Казань, 1985, С. 53-68.
19. Бикбулатов К.М. Классификация традиционного танцевального фольклора сибирских татар. Социально-культурные процессы в советской Сибири./ К.М.Бикбулатов// Омск, 1985.
20. Бикбулатов К.М. Традиционные предсвадебные танцы приуральских татар./К. М. Бикбулатов// -В сб. Традиционный и современный фольклор Приуралья и Сибири. М.,1979, С.51-53.
21. Уразманова Р.К., Чешко С.В. Народы и культура/Р.К.Уразманова, С.В.Чешко// Москва «наука» -2001, глава 12, праздники С. 389.