УДК 745, 511
Л.М.Шкляева
ИСКУССТВО РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ ТАТАР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕДИЦИИ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ 2014 ГОДА)
В статье описываются особенности художественно-образного решения резного деревянного декора экстерьера жилищ сельских татар Самарской области конца XX-начала XXI вв. Выявляются устойчивые мотивы орнаментов, характерных для резного оформления фасадов домов казанских татар, мишарей и кряшен. Обнаруживается общность художественного развития форм и мотивов орнаментальных узоров отделки современных строений субэтнических групп татар. Излагаются данные о современных мастерах-резчиках татарских деревень. Автором использованы результаты десятидневной экспедиции в места проживания татар Самарской области в июне 2014 года.
Ключевые слова: искусство традиционной резьбы по дереву, техника художественной обработки дерева, народный орнамент татар, символическое значение изображения, мастера-резчики, Самарская область, сельское жилище.
Shklyaeva Ludmila Mikhailovna PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF FOLK CARVING OF THE TATARS IN THE SAMARA REGION (BASED ON THE RESULTS OF THE EXPEDITION IN JUNE-JULY 2014)
This article describes the art-style features of artistically imaginative solutions in the ornamental patterns of the carved exterior of wooden houses of rural Tatars in the Samara region. The material is provided by the data obtained in the ten-day expedition in June 2014. Specific techniques of material processing connected with the expressive decor finishing was preserved. This decor, according to the aesthetic ideas of the craftsmen, was not so much a decoration as a talisman. These traditions began to disappear along with the living conditions stretching back to the past and beliefs or ideology accompanying them. Swift events of the XX and XXI centuries affected the acceleration of many phenomena, including folk art. Along with this phenomenon, the wood art is still used in the Tatar villages, traditional wooden houses are decorated with ornamental patterns that give buildings their ethnic identity. The content of the language of images of decorative finishing reflects the stages of development of life of the Middle Volga Tatars.
Woodcarving of the Tatars of the Samara region, combining arts and home crafts, continues to create environmental object surroundings, forming aesthetic tastes of the rural population. Traditional art of wood processing helps to preserve the cultural identity of the Middle Volga Tatars, reflects experience of many generations, and has an impact on the formation of a worldview of young people.
Keywords: wood art, Tatar folk ornament, artistic wood processing, the Samara region, rural housing, country
house.
Художественная обработка дерева в традиционном стиле способствует сохранению культурной самобытности татар Среднего Поволжья, отражая содержание накопленного опыта многих поколений [5], который оказывает воздействие на формирование мировосприятия новой смены. Искусство резьбы по дереву татар привлекало внимание этнографов1 и искусствоведов2.
Малоизученным остается традиционное искусство резьбы по дереву татар Самарской области на рубеже XX-XXI веков. Художественная резьба в украшении фасада деревянных жилищ продолжает оставаться одним из популярных видов творчества в селениях татар Самарской области. В ходе экспедиции 2014 года были собраны образцы резьбы по дереву из частных коллекций, музейных собраний3 и декора современных традиционных строений, послужившие материалом для изучения особенностей резной отделки жилищ субэтнических групп: казанских татар, кряшен и мишарей. Целью исследования являлось выявление специфики эстетических норм и техники изображений, характерных для творчества представителей разных субэтносов.
За десять экспедиционных дней были обследованы двенадцать деревень и сельских поселений Самарской области, где проживают татары. В соответствии с поставленными задачами собран-ные материалы распределялись по принципу субэтнической принадлежности мастеров. В одну группу вошло творчество казанских татар из деревень: Алькино (Гали), Нугайка, Красный мост, находящихся в Похвистневском районе, а также Камышла, Старое Ермаково, Новое Ермаково, Ба-лыкла, располагающихся в Камышлинском районе. Другую группу образовали образцы резьбы татар-мишарей деревнь: Новое Мансуркино, Старая Мочалеевка, Новая
1 Н.Воробьев, Е.Бусыгин, Р.Мухамедова, Ю.Мухаметшин и др.
2 П.Дульский, ф.Валеев, Г.Валеева-Сулейманова, Д.Валеева и др.
3 Музей города Похвистнево, музей клуба д. Старая Мочалеевка, школьный музей д. Старая Мочалеевка, школьный музей Старое Ермаково, клубный музей села Назаровка
Мочалеевка, Сукаевка Похвистневского района. Материалы третьей - относятся к кряшенской деревне Назаровка Кляв-линского района.
Искусство резьбы по дереву, как потомственное домашнее ремесло Самарских татар просуществовало до начала XXI века, истоки - восходят к периоду их массового расселения на новых землях с середины XVI века [7]. На вновь обживаемых местах они обустраивали свой быт согласно обычаям покинутой Родины4. Следует отметить, что наличие схожих по составу лесов позволяло татарским мастерам строить традиционные жилища из дерева [9]. Сохранялась специфика приемов обработки материала, связанная с выразительными средствами отделки декора, который согласно представлениям сельчан, был не столько украшением, сколько оберегом. В продолжении после-дующих веков исторически обусловленные социальные обстоятельства воздействовали на миро-ощущение переселенцев. Однако до сих пор, в татарских селах Самарской области повсеместно распространены традиционные деревянные дома, украшенные орнаментальными узорами, которые придают строениям этническое своеобразие. Содержание языка образов декоративной отделки отражает этапы развития исторической жизни татар Среднего Поволжья. Первоисточником орна-ментального материала в народной резьбе можно назвать «Булгарское наследие» [8, с.4]. На сох-ранившихся памятниках ХШ-Х1У вв. старинного города можно рассмотреть изображения много-лепестковых розеток, трилистников, изгибающегося стебля. По-прежнему, эти элементы входят в состав типичного современного татарского орнамента резного декора жилищ многих селений: казанских татар, татар-мишарей и кряшен. Трилистник часто крупно изображается в центре верхней части наличника. Цветочные розетки украшают фронтоны домов и плоскости ворот.
Сравнивая растительные мотивы орнамента изделий декоративно-прикладного искусства, лежащих за пределами искусства татар Среднего Поволжья, следует отметить, что их приёмы изоб-ражения трилистника и многолепестковой розетки находят аналогии в изобразительных традициях салтовских мастеров. Общие орнаментальные мотивы подтверждают существование контактов мастеров салтово-маяцкой культуры и Волжской Булгарии. Цветочный орнамент5 с трилистниками и розетками, восходящий к салтово-маяцкому декору [12, с.100], украшает очелья окон строений во всех исследованных населенных пунктах татар Камышлинского района. Однотипные композиции исполнены в технике пропильной резьбы. Орнамент зеркально симметричен относительно верти-кальной и горизонтальной осей. Две противоположно направленные каплевидные формы завер-шаются трилистниками. Симметрия трилистника выражается осью третьего порядка. Полости внут-ри капель напоминают формы сердец, размещенных по горизонтали и направленных остриями в противоположные стороны. Основания образуют еще один узор по центру всей композиции, вновь включающий те же трилистники, только меньших размеров. В самой середине изображения нахо-дится прорезной ромб или круг6. Центральные трилистники могут обрамлять все четыре вершины ромба7 или только две из них - направленные вправо и влево8. Как правило, белого цвета ажурная резьба располагается на синем фоне. Такое же цветовое решение подобного орнамента на очелье наличников встречается в Назаровке9, где контуры «сердечек» читаются четко, т.к. отсутствуют внутренние трилистники. Аналогичными композициями декорировались окна жилищ татар-мишарей Ульяновской области10 в начале XX века. Следует отметить, что сходный узор обнаружен нами в Старотатарской слободе Казани в верхней части наличников окон дома № 71 на ул. Тукаевской. Возможно, раньше он имел большое распространение и у татар Казани. Этот орнамент присущ всем субэтническим группам татар Самарской области и до сих пор устойчиво изображается на их жилищах.
Современные мастера-резчики Самарской области вводят в композицию декора по периметру наличников: трилистники, стебли и многолепестковые розетки. Как правило, цветочные элементы узора располагаются симметрично, однако ассиметричны изгибы стебля с изящными листочками, ли-бо с мелкими видоизмененными трилистниками. Например, окна дома
4 Казанский край после завоевания войсками Ивана Грозного, покинули многие татары.
5 Новое Ермаково, ул. Центральная, дом 12; Старое Ермаково, ул Школьная, дом 49; Камышла, ул.А.Давыдова, 18.
6 Балыкла, ул. Центральная, д. 68.
7 Камышла, ул. Советская, дом 85.
8 Давлеткулово, ул. Центральная, дом 13.
9 Назаровка, ул.Центральная, дом 86
10 Дракино Инзенского р-на Ульяновской обл. [Р.Г мухамедова, С. 76-77 ]
мастера-кряшена из Назаровки Василия Афанасьева, 1961 г.р.11 обрамляют белые многолепестковые розетки с вьющимся стеблем, выполненные в пропильной технике. ВАфанасьев объяснил, что изображение символи-зирует красоту жизни. Сходные по форме цветы и фрагменты изящных изгибов стебля вошли в композицию отделки экстерьера жилища мишарина Масоля Абжалимова, 1936 г.р.12 - столяра- краснодеревщика. Он сам рисовал и лобзиком выпиливал узоры на наличниках из липы. Затейливую пропильную резьбу именовал: «челтэр» (рус. «ажур»). Выбранный цвет окраски строения МАбжалимов обосновал так: «Дом желтый, потому что это солнечный цвет, а белая отделка чистоту означает».
Архаичные мотивы изображения солнца в экстерьере жилищ Самарских татар связанны с поклонением богу Тенгри. Сохранившийся солярный орнамент, выполненный в технике выемчатой резьбы13 носит сходный характер в резном оформлении очелий наличников домов мишарей, кряшен и казанских татар. Расчлененная желобками на сегменты фигура (либо круга, либо полукруга или розетки) располагается в центре композиции. Аналогичный солярный орнамент зафиксирован Ф. Валеевым на подкарнизной плоскости окон домов татар Заказанья [4, с.22]. Этот узор совпадает с доминирующим орнаментом солярной тематики в деревянной резьбе казахов - расчлененным кру-гом или розеткой [1, с.108], доарабским элементом искусства степных тюрков, воплощающим образ Тенгри. Такие же знаки, символизирующие славянского бога солнца - Ярилу встречаются в декоре русских строений [2, с.58], что свидетельствует о сходных мировоззренческих процессах у разных народов.
В современной накладной контурной резьбе татар Самарской области изображения солнца разновариантны. Это и реалистически трактованное восходящее светило с прямолинейными луча-ми14; и многолепестковые розетки15 на синем фоне фронтона. Встречаются полукруглые и остро-конечные формы лепестков розеток. Знак солнца - основной мотив изображений экстерьера жилищ Назаровки, в кряшенском селении орнамент обычно располагается в центре фронтона двускатных крыш многих домов. В декоре жилища Новой Мочалеевки16 он находится в верхней части обшивки углов. В деревне Красный мост17 распространён орнамент в виде солнца с шестью вертикальными лучами, три луча - вверху диска, три внизу. Изображение размещено в средней части пилястр. Такая же композиция в Нугайке украшает столбы ворот. 18
Давнюю историю возникновения имеет орнамент очелий окон в виде ромба, повсеместно рас-пространенный у казанских татар, кряшен и мишарей [4, с.80]. В Самарской области часто наблюю-дается вытянутая по горизонтали однотипная форма крупного ромба белого цвета, распо-лагающаяся в центре очелья синего наличника.19 Такая же форма ромба на подкарнизной плоскости окон домов татар широко распространена на территории Татарстана. Ученые по-разному трактуют его символическое содержание в резных узорах экстерьера жилищ. Так, В.С. Воронов считал его знаком солнца - языческого божества славян [6, с.112], Е.П.Бусыгин относит изображения ромба к земледельческим знакам поля, и зерна [1, с.58]. Сейчас уже утеряна символика изображения на татарских домах, никто из респондентов не знает, что означал ромб, помещенный на самом сак-ральном месте жилища, но фигура «по-памяти» по-прежнему используется резчиками татарский селений Самарской области.
Когда-то вода, как компонент плодородных условий, обожествлялась многими народами Среднего Поволжья. В настоящее время художественно-образное воплощение воды, дождя в резьбе народных мастеров свидетельствует об отголосках дохристианских и доисламских верований. Так «память поколений» оказала влияние на творчество мишарина из Нового Мансуркино Атхама Сафиуллина, 1953 г.р.20 - строителя по образованию и мастера по изготовлению наличников. А. Сафиуллин, указывая на пропильную резьбу, которой предпочитал украшать очелье окон, называл орнамент «тамчылар» (рус. «капли»). «В деревне дождь много
11 Назаровка, ул. Центральная, дом 69.
12 Новое Мансуркино, ул. Колхозная, дом 50.
13 Назаровка, ул. Центральная, дом 87.
14 Новая Мочалеевка, ул. Наримана, дом 56
15 Назаровка, ул. Центральная, дом 71; ул. Центральная, дома 84 и 83.
16 Сукаевка, ул Главная, дом 4.
17 Красный мост, ул. Центральная, дома 5 и 27.
18 Нугайка, ул.Центральная, дома 59 и 65.
19 Назаровка, ул.Центральная, дома 92, 101; Нугайка, ул. Центральная, дом 55; Камышла, ул.Советская, 85; Старое Ермаково, ул.Клубная, дом 2.
20 Новое Мансуркино, ул. Полевая, дом 30.
значит» - пояснил он. Свое жилище мастер возвел в 1997 году, он выбрал для основного фона фасада дома синий цвет, а резной узор выкрасил белым. Так было принято в его деревне.
Изображения выполненые в технике деревянной резьбы несут в себе символику не только давно минувшего, но и недавнего прошлого. В декоре экстерьера домов нашел художественно-образное отражение период советской власти. Пятиконечные звезды можно увидеть в отделке стро-ений повсеместно во всех селениях Самарской области независимо от этнической принадлежности владельцев домов, построенных до окончания существования Советского Союза.
Затем появились новые символы. Так в деревнях казанских татар Самарской области экстерьер жилищ бывает украшен знаками Ислама, оказавшего воздействие на творчество мастеров соответствующего вероисповедания. Так, Талгат Муллакаев, 1938 г.р. - имам деревни Нугайка21, декорировал наличники своего жилища белым полумесяцем, расположив его в центре очелья над каждым из трех окон.
Конечно, в селениях кряшен нами подобного явления не обнаружено, как не выявлен и ро-гообразный орнамент, который бытует среди казанских татар Самарской области. В их деревянной резьбе еще встречается этот общетюркский символ. Так, элемент многократно повторяется в ще-левидной технике на изображении стилизованной птицы с распростёртыми крыльями в центре очелья наличника дома в деревне Балыкла.22 Рогообразный орнамент присутствует в изделиях XIX века. Например, в отделке деревянной колыбели, представленной в школьном музее д. Старое Ерма-ково, узор выполнен в округлообработанной плоскорельефной резьбе. Аналогичные рогооб-разные завитки, в такой же технике занимают основное место в декоре деревянных изделий казахских масс-теров [1, с.109] XIX столетия, что подтверждает влияние тюркской степной культуры на традиции искусства резьбы по дереву татар Самарской области.
Экспедиционный материал позволяет сделать выводы, что в настоящее время казанские та-тары, татары-мишари и кряшены Самарской области применяют однотипные способы художест-венной обработки дерева и «по-памяти» воспроизводят сходные по символике, форме и компози-ционным приемам орнаменты. Предпочтение отдаётся накладной контурной и пропильной техни-кам выполнения работ. Резные узоры размещаются на фронтонах, наличниках окон, воротах. Широ-кое распространение получили орнаментальные мотивы: цветочно-растительные, солярные, геоме-трические, уходящие своими корнями в древние пласты татарской культуры. Отражающие влияние советской идеологии пятиконечные звезды в оформлении фасадов домов характерны для всех суб-этнических групп татар. Мусульманские полумесяцы являются элементами декора более позднего происхождения, когда стало возможным открыто демонстрировать свою религиозную принадлеж-ность. Опрос респондентов свидетельствует об еще бытующем восприятии символического содер-жания орнамента экстерьера домов. По-прежнему [3, с.108] придается большое значение колорис-тическому решению экстерьера в 3-4 цвета. У всех субэтнических групп татар сходен подбор окрас-ки строений: коричневый, синий, зеленый, желтый. Отделка, как правило, белого цвета. Декоративное оформление современных жилищ кряшен Самарской области также имеет полихромный харак-тер23. Многие мастера татарских деревень Самарской области воспринимают резьбу экстерьера, как необходимое украшение жилища и не планируют отказываться от него. Талантливые резчики создают образцы народного творчества, в которых приемы прошлого нашли творческое переос-мысление и дальнейшее развитие.
Традиционное искусство резьбы по дереву татар Самарской области, являясь сплавом домашнего ремесла и художественного промысла, продолжает создавать окружающую предметную среду, воздействуя на формирование эстетических вкусов жителей сельской местности.
Литература
1.Аязбекова У.С. Казак коленерг Каталог. Э. Кастее l.Ajazbekova U.S. Kazak koleneri. Katalog. Э. Kastee атындагы Казакстан Республикасыньщ мемлекетпк atyndagy Kazakstan RespublikasynyH memlekettik ener енер мYражайы. - Алматы: «АБДИ Компани» АК , mYrazhajy. - Almaty: «ABDI Kompani» AK , 2010. -2010. - 436 б. = Казахское народное прикладное 436 b. = Kazahskoe narodnoe prikladnoe iskusstvo.
искусство. Каталог. Государственный музей Katalog. Gosudarstvennyj muzej iskusstv Respubliki
21 Нугайка, ул.Центральная, дом 33.
22 Балыкла, ул. Центральная, дом 56
23 Ю.Г.Мухаметшин отмечает отсутствие полихромии в раскраске домов кряшен [Мухаметшин, с.85]
искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева: АО «АБДИ Компани», 2010.- 436 с./ Руководитель проекта Сералиев Б.И., авторы статьи Аязбекова У.С. Художественная обработка дерева. - С.106-136.
2.Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Токсубаева Л.С. Декоративное оформление сельского жилища в Казанском Поволжье. - Казань: Татарское книжное издательство, 1986. - 128с.
3.Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань: Татарское книжное издательство, 1984 год. - 188 с, с илл.
4.Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань: Татарское книжное издательство, 1969. - 203 с.
5.Валеева-Сулейманова Г.Ф. "Декоративное искусство Татарстана 1920- начала 1990-х годов" Казань: издательство "ФЭН", 1995.-192 с.
6.Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. - М.: Советский художник, 1972.
- С.28-127.
7.Гладышева Г.П. Похвистневский район. Время и люди, Самара: ООО «РАДСМ» - 323 с.
8.Дульский М.П. Орнамент казанских татар // из архива П.М. Дульского, папка 2 «А» Рукописи. Искусство Татарстана. Казань. Промыслы. - 7с.
9.Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. "Самарская губерния
- край родной", Самара: Самарское книжное издательство, 2007.-416 с.
10.Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. - Москва: Издательство «Наука», 1972. - 245с.
11.Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. - Москва: издательство "Наука", 1977. - 183 с.
12.Фонякова Н.А. (Чувило) Прикладное искусство Хазарии второй половины VIII-X вв. по материалам художественной металлобработки. - Казань: Институт истории АН РТ, 2010. - 168 с.+ 12 с. цв. вкл.
Kazahstan imeni A. Kasteeva: AO «ABDI Kompani», 2010.- 436 s./ Rukovoditel' proekta Seraliev B.I., avtory stat'i Ajazbekova U.S. Hudozhestvennaja obrabotka dereva. - S.106-136.
2.Busygin E.P., Zorin N.V., Toksubaeva L.S. Dekorativnoe oformlenie sel'skogo zhilishha v Kazanskom Povolzh'e. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1986. - 128s.
3.Valeev F.H. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo Tatarstana. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984 god. - 188 s, s ill.
4.Valeev F.H. Ornament kazanskih tatar. - Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1969. - 203 s.
5.Valeeva-Sulejmanova G.F. "Dekorativnoe iskusstvo Tatarstana 1920- nachala 1990-h godov" Kazan': izdatel'stvo "FJeN", 1995.-192 s.
6.Voronov V.S. O krest'janskom iskusstve. Izbrannye trudy. - M.: Sovetskij hudozhnik, 1972. - S.28-127.
7.Gladysheva G.P. Pohvistnevskij rajon. Vremja i ljudi, Samara: OOO «RADSM» - 323 s.
8.Dul'skij M.P. Ornament kazanskih tatar // iz arhiva P.M. Dul'skogo, papka 2 «A» Rukopisi. Iskusstvo Tatarstana. Kazan'. Promysly. - 7s.
9.Erofeev V.V., Chubachkin E.A. "Samarskaja gubernija - kraj rodnoj", Samara: Samarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2007.-416 s.
10.Muhamedova R.G. Tatary-mishari. - Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1972. - 245s.
11.Muhametshin Ju.G. Tatary-krjasheny. - Moskva: izdatel'stvo "Nauka", 1977. - 183 s.
12.Fonjakova N.A. (Chuvilo) Prikladnoe iskusstvo Hazarii vtoroj poloviny VIII-X vv. po materialam hudozhestvennoj metallobrabotki. - Kazan': Institut istorii AN RT, 2010. - 168 s.+ 12 s. cv. vkl.