УДК 004.4'414:37.012
Венгерова Наталья Николаевна
Vengerova Natalia Nikolayevna
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета
PhD in Education Science, Professor, Physical Education Department, Saint Petersburg State University of Economics
СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
SEMANTIC ANALYSIS OF DEFINITIONS OF THE EDUCATIONAL TECHNOLOGY CONCEPT
Аннотация:
Summary:
На сегодняшний день в педагогике существует ряд различных определений понятия «педагогическая технология». Многие авторы предлагают собственную трактовку данного термина, что не способствует выработке единого понятийного аппарата для повышения эффективности профессионального общения специалистов. В статье в результате анализа дефиниций означенного понятия определены его специфические свойства, целевая направленность, предмет и объект, отражающие его смысловую сущность.
The contemporary education science has a number of definitions of the 'educational technology' concept. Many scholars offer their own interpretation of this concept, which doesn't help to develop a unified conceptual framework to improve the effectiveness of professional communication. As a result of the analysis of definitions of the educational technology, the article considers its specific features, goals, subject and object reflecting its semantic essence.
Ключевые слова:
технология, педагогическая технология, дефиниция, семантический анализ.
Keywords:
technology, educational technology, definition, semantic analysis.
Образовательный процесс на уровне средней и высшей школы претерпевает постоянную модификацию в связи с необходимостью повышения интенсивности и объема информационного потока для занимающихся. Изменения педагогических условий в современной непрерывной образовательной системе определяют необходимость уточнения и создания нового понятийного аппарата, который в полной мере является инструментарием воспитательного и образовательного процесса.
В теории и практике педагогической науки нашли широкое применение термины «технология», «педагогическая технология», которые используются для определения специфики образовательного процесса. В области физической культуры вышеуказанные термины имеют дефиниции, которые для упрощения понимания сути и специфики педагогического процесса необходимо унифицировать.
Цель исследования - детализация смыслового значения понятия «педагогические технологии» и его унификация.
В результате проведенного семантического анализа определений понятия «педагогические технологии», предложенных различными учеными, работающими в области совершенствования педагогического процесса на всех уровнях образования, выявлено, что данное понятие имеет различную трактовку как по форме, так и по содержанию.
Большой энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова (1997) определяет технологию (греч. techne - 'искусство', 'мастерство'; logos - 'слово') как совокупность методов изменения состояния, свойств объекта воздействия и операций процесса.
Специалисты в области оздоровительной физической культуры С.В. Савин и О.Н. Степанова [1] трактуют термин «технология» как «целостную совокупность последовательных действий, операций и процедур, направленных на достижение поставленной цели и гарантированно приводящих к запланированному результату».
Многие авторы по-разному формулируют определение понятия «педагогическая технология» (табл. 1), отражая таким образом суть процесса.
Анализ основных (ключевых) слов вышеуказанных определений понятия «педагогическая технология» позволил выделить условные семантические подгруппы:
1. Определение «педагогической технологии» как «области знаний» или «части» педагогической науки, «проект, описание» которой реализуется «средствами педагогического процесса».
2. Педагогические технологии как динамический процесс определяются словами «деятельность», «применение», «воздействие».
3. В части определения педагогической технологии как средства используются словосочетания «техника реализации», «способ организации», «метод создания» при соблюдении «принципов и правил».
4. «Модель запланированной (алгоритмизированной) педагогической деятельности» представляет собой «совокупность» «знаний», «установок», «действий», «форм, методов, способов и приемов» или «набор форм и процедур».
Таблица 1 - Дефиниции понятия «педагогическая технология»
Определение Автор
Педагогическая технология - это целевое применение системы педагогических средств, направленное и однозначно определяющее получение заданных характеристик некоторого педагогического феномена (качества личности, содержания предмета, усвоения знаний) Н.В. Акинфеева [2]
...содержательная техника реализации учебного процесса В.П. Беспалько [3; 4]
...описание, проект процесса формирования личности
...описание процесса достижения планируемого результата обучения; .последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников
...совокупность знаний, направленных на проведение учебно-воспитательного процесса Н.М. Борытко [5]
...система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития учащегося
...совокупность компонентов: средства мышления (программное обоснование), деятельности (организация, реализация, диагностика) и коммуникаций, соединенных в определенной последовательности Б.Н. Герасимов [6]
...педагогический процесс, построенный на основе закономерностей мировосприятия и саморазвития человека, с которым работает педагог О.С. Гребенюк [7]
... способ организации хорошо сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам сферы оздоровительных ресурсов для членов общества В.И. Григорьев [8]
...часть педагогической науки о наиболее рациональных путях обучения, которая должна рассматриваться в процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах А.С. Казаринов [9]
.системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования М.В. Кларин [10]
.системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
...совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, что является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса Б.Т. Лихачев [11]
.более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, гарантирующий достижение поставленной цели М.И. Махмутов [12]
...область знаний о проектировочной деятельности, позволяющая, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике В.М. Монахов [13]
.продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
.набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат
.описание процесса достижения планируемого результата обучения
.область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения Т.С. Назарова [14]
.системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей А.М. Новиков [15]
Продолжение таблицы 1
.специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения М.Ю. Олешков [16]
.алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций Б.В. Пальчевский [171
.целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и ученика для достижения поставленных дидактических целей Е.С. Полат [18]
.совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса Г.К. Селевко [19]
.часть науки, исследующая рациональные пути обучения; система способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении; реальный процесс обучения
.законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату В.В. Серикова [20]
.деятельность в процессе обучения, классифицированная по признаку охвата учебного материала С.О. Филиппова [21]
.последовательное (пошаговое) применение различных приемов, обеспечивающих решение поставленных задач, но различно в зависимости от личности исполнителя, особенностей контингента учащихся, психологического климата в коллективе
.«искусство прикосновения», т. е. качественное воздействие, подразумевающее тонкость, уважительность, бережность - во имя сохранения уникальной личности и ее максимального успешного развития Н.Е. Щуркова [22]
Опираясь на ключевые слова определений, можно заключить, что авторы рассматривают понятие «педагогические технологии» и как «педагогический процесс», и как «совокупность и порядок средств», и как «вид деятельности». В числе основных признаков понятия «педагогические технологии» называются:
- свойства: последовательность, непрерывность, рациональность, оптимизированность, системность, сбалансированность, целенаправленность, запрограммированность и т. д.;
- целевая направленность: формирование личности обучающегося, его воспитание и обучение, достижение педагогической цели повышения эффективности процесса;
- предмет: педагогический процесс;
- объект: обучающийся, т. е. человек.
Педагогические технологии сочетают в себе гуманизацию образования в рамках личностно ориентированного подхода и имеют существенное отношение к взаимодействию науки, искусства, человеческих ценностей, являются системообразующим фактором [23].
Ряд авторов различают педагогические технологии по качеству [24] и способу достижения конечного результата [25], а также подразделяют их по способу обучения на типовые, традиционные и нетрадиционные (новационные) [26], индивидуальные и коллективные [27]. В сфере педагогической деятельности технологии процесса обучения классифицируются по признаку охвата учебного материала [28] на общепедагогические, частнометодические (в рамках одного предмета) и локальные - частные задания (в рамках одного предмета).
Технология - инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта. В объем понятия входят организационные приемы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.
Составляющими компонентами педагогических технологий являются средства мышления (программное обоснование), деятельности (организация, реализация, диагностика) и коммуникаций [29], соединенные в определенной последовательности.
В результате анализа дефиниций «педагогические технологии» можно заключить, что данное понятие определяет сущность научно обоснованного педагогического процесса. На основании рассмотрения имеющихся в научной литературе определений было выработано авторское определение исследуемого понятия: педагогические технологии - это описание процесса, представленного совокупностью средств, методов, приемов реализации содержания учебной деятельности, используемых с учетом изменяющихся педагогических условий (объективных и субъективных факторов) для достижения планируемого (прогнозируемого) результата.
Ссылки:
1. Савин С.В., Степанова О.Н. Технология проектирования макроциклов оздоровительной (фитнес-) тренировки для женщин 35-45 лет с излишней массой тела // Вестник спортивных наук. 2007. № 4. С. 43-48.
2. Акинфеева Н.В. Структурное содержание технологии обучения: опыт исследования // Школьные технологии. 1998. № 5. С. 76-82.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С. 24-25.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.
5. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байдаков А.М. Педагогические технологии : учебник / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2006. 59 с.
6. Герасимов Б.Н. Один подход к классификации интенсивных образовательных технологий // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : материалы VI Междунар. науч.-метод. конф. Пенза, 1999. С. 17-20.
7. Гребенюк О.С. Общая педагогика : курс лекций. Калининград, 1996. С. 9.
8. Григорьев В.И. Методологические аспекты технологизации фитнес-индустрии // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры : материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2008. С. 17-24.
9. Казаринов А.С. Технология эксперимента как структурный элемент педагогической технологии // Вестник Удмуртского университета. 2012. Вып. 2. С. 71-74.
10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М., 1989. 80 с.
11. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. 3-е изд., испр. и доп. М., 1998. 464 с.
12. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975. 368 с.
13. Монахов В.М.: 1) Введение в теорию педагогических технологий : монография. Волгоград, 2006. 241 с. ; 2) Технологические основы конструирования и проектирования учебного процесса : монография. Волгоград, 1995. 260 с.
14. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. № 3. С. 20-27.
15. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1998. 134 с.
16. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2005. С. 5-19.
17. Пальчевский Б.В.: 1) Технология подготовки авторов учебно-методических комплексов: теоретические основания // Адукацыя i выхаванне. 2008. № 6. С. 49-54 ; 2) Технология подготовки авторов учебно-методических комплексов: целеполагание и стратегическое планирование // Там же. № 7. С. 44-52.
18. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие. М., 2010. 368 с.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 15, 256.
20. Серикова В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 175 с.
21. Филиппова С.О. Понятие «фитнес-технология» и его отличие от понятия «методика», «программа», «система» // Фитнес: становление, тенденции и перспективы развития в России : материалы науч.-практ. конф. СПб., 2006. С. 11-23.
22. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. 2-е изд., доп. М., 2005. С. 26.
23. Солодянников В.А. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 52 с.
24. Эффективность контекстного подхода к обучению в вузах спортивного профиля / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Л.Н. Кинюхине, Х.Ф. Насралла, В.Е. Дьяченко // Теория и методика физической культуры. 1996. № 8. С. 12-18.
25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.
26. Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998. 344 с.
27. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология в действии // Начальная школа. 1994. № 4. С. 24-29.
28. Солодянников В.А. Указ. соч.
29. Герасимов Б.Н. Указ. соч.