Использование ИКТ при совершенствовании технологий обучения вузовскому курсу математической статистики с применением компьютерных математических систем позволило:
1) совершенствовать лекционный курс, создавая для него компьютерное сопровождение;
2) усилить практическую составляющую в содержании учебной программы, направленную на формирование устойчивых умений и навыков;
3) увеличить число задач для самостоятельного решения за счет сокращения числа рутинных вычислений, устраняя при этом психологический барьер в изучении математической статистики;
4) значительно упростить процесс решения упражнений, быстрее и качественнее находить ответ;
5) укрепить межпредметные связи математической статистики, статистики, информатики, эконометрики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капустина Т. В. Компьютерная система Mathematica 3.0 в вузовском образовании. М.: Изд-во МПУ, 2000. 240 с.
2. Плясунова У. В. Использование компьютерных математических систем в обучении математике студентов специальности «Информатика» педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 220 с.
REFERENCES
1. Kapustina, T. V. Komp’jutemaja sistema Mathematica 3.0 v vuzovskom obrazovanii. M.: Izd-vo MPU, 2000. 240 s.
2. Pljasunova, U. V Ispol’zovanie komp’juternyh matematicheskih sistem v obuchenii matematike studentov spetsial’nosti «Informatika» pedagogicheskih vuzov: dis. ... kand. ped. nauk. Jaroslavl’,
2004. 220 s.
С. Н. Гикис
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Статья посвящена проблеме применения педагогических технологий во внеклассной воспитательной работе. Автор рассматривает такие вопросы, как: специфика современной трактовки цели и задач внеклассной воспитательной работы, определение термина «педагогическая технология», его отличительные черты и признаки, разновидности и классификации. Предлагается авторская разработка содержания технологии педагогических воспитательных ситуаций, рассматриваются сущностные черты данной технологии и обосновываются причины эффективности ее применения при формировании общекультурной компетентности у старшеклассников в рамках внеклассной воспитательной работы.
Ключевые слова: педагогическая технология, технология педагогических воспитательных ситуаций, технология «Диалога культур», технология сотрудничества.
S. Gikis
Educational Technologies Application for Organizing Extracurricular Activities with High School Students
The article deals with the problem of using pedagogical technologies in extracurricular educational activities. The following issues are examined: the specifics of the contemporary interpretation of the goals and tasks of extracurricular educational activities, the definition of «educational technology», its distinctive features and characteristics, types and classification. A methodological elaboration of the content of the technology in pedagogical educational situations is suggested and the essential features of this technology are described in terms of their effectiveness for the development of general cultural competence of high school students in the framework of extracurricular educational activities.
Keywords: educational technology, technology of pedagogical educational situations, technology of «Dialogue of Cultures», technology of cooperation.
Происходящие перемены в общественной и политической жизни страны оказывают влияние на развитие современной общеобразовательной школы. В настоящее время каждый учитель, обеспечивая выполнение основной цели педагогического процесса — развитие ребенка как самостоятельного организатора стратегии своей жизни — применяет в рамках собственной воспитательной работы инновационные педагогические технологии. Это понятие, как и сам процесс использования педагогических технологий, в последние десятилетия активно разрабатывается, уточняется, совершенствуется (Г. Се-левко, Н. Борытко, В. Беспалько, Н. Щур-кова, Н. Талызина, В. Сериков, Ю. Бабанский, П. Гальперина и другие). Несмотря на то что отечественная педагогическая наука накопила значительный ресурс в теоретическом осмыслении педагогических технологий, до сих пор остается немало дискуссионных вопросов, однозначные ответы на которые еще не даны. В связи с этим обращение к понятию «педагогическая технология» всегда требует от исследователя и практика уточнения теоретико-методологической позиции в понимании «педагогической технологии», отталкиваясь от которой можно рассматривать все сопрягающиеся понятия, их связи и отношения, разрабатывать содержание конкретных технологий.
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. Связано оно было с применением в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения. Развитие исследований в области педагогической технологии расширило понимание данного термина, что нашло отражение в различных определениях рассматриваемого понятия известными педагогами и методистами. Идеи педагогической технологии отражены в научных трудах В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Н. М. Борытко, Г. К. Селевко и других. Учеными сформулированы различные определения рассматриваемого понятия, однако, несмотря на существующие разночтения, педагогические технологии занимают важное место в современной педагогической науке.
Рассмотрим, какие требования предъявляются к педагогическим технологиям в теории и практике отечественной педагогики, и определим, на какие аспекты необходимо обратить внимание учителей, разрабатывающих и реализующих собственные или авторские воспитательные и образовательные педагогические технологии.
Г. К. Селевко приводит отличительные признаки педагогической технологии: опора на конкретные педагогические теории и
идеи; строгий порядок всех действий (алгоритмизация); воспроизводимость каждым педагогом в различных учебных заведениях [11, с. 98-99].
Н. М. Борытко в качестве основных признаков педагогической технологии выделяет следующие:
— признак цели, достижение которой гарантирует данная технология;
— признак диагностичности, то есть наличие диагностических средств, позволяющих учителю контролировать и корректировать воспитательный процесс и результаты педагогических воздействий;
— признак структурности — применение определенного алгоритма деятельности педагога [3, с. 34-37].
Г. М. Коджаспирова определяет такие признаки педагогической технологии, как содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректиру-емость [10, с. 350].
Целостность педагогической технологии обусловлена конкретностью цели, на достижение которой она направлена. В. П. Беспалько отмечает, что педагогическая технология должна соответствовать следующим критериям:
а) представлять точное, детальное описание формируемого свойства или качества, позволяющего отличить его от других;
б) выявлять эффективный способ для однозначного выявления диагностируемого свойства в процессе его формирования;
в) позволять измерение интенсивности диагностируемого свойства на основе данных контроля;
г) иметь шкалу оценки необходимых свойств [1, с. 67-69].
Таким образом, к главным признакам педагогических технологий, как отмечает большинство исследователей, относятся: педагогическая цель; построение взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать педагогический процесс; наличие и использование диагностических средств; использование системы средств и
условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. Неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются целостность, оптимальность, результативность, воспроизводимость, применяемость в реальных условиях образовательных школ.
В настоящее время еще не разработана единая классификация педагогических технологий. В теории и практике школьного воспитания и образования в настоящее время существует большое количество вариантов учебно-воспитательного процесса. Однако каждый учитель стремится привнести в работу индивидуальное. Этот авторский подход, как правило, отражается в разработке содержания педагогической деятельности, наполняющей технологии.
При разработке и применении педагогических технологий одним из главных признаков должна стать ориентация на позиции и потребности каждого ребенка в рамках педагогического процесса, на демократический, партнерский подход.
Надо признать, что в настоящее время еще не разработаны критерии, охватывающие все многообразие формируемых качеств личности. Большинство отечественных и зарубежных теоретиков и практиков в области образования отмечают, что школа, в первую очередь, ориентирована на подготовку учащихся к жизни в социуме, к формированию умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми, а также к принятию норм и ценностей данного общества, с чем и связано стремление педагогов осуществлять воспитание с применением педагогически организованных воспитательных ситуаций.
Во внеклассной воспитательной работе, ориентированной на формирование у старшеклассников общекультурной компетентности, как показывают проведенный нами анализ специальной педагогической литературы и региональная образовательная практика, широкое применение находит техно-
логия педагогических воспитательных ситуаций.
Под технологией педагогических воспитательных ситуаций понимаем систему целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, ориентированную на постановку перед воспитанниками жизненных, неоднозначных заданий, нравственных вопросов, поручений и предложений; совокупность разнообразных методов, приемов и средств, применяемых педагогом в рамках внеклассной работы с целью формирования общекультурной компетентности, используемых в определенной последовательности, с постоянным контролем и корректированием педагогического взаимодействия. Выделенные аксиологические ориентиры, общее це-леполагание и специфика именно внеклассной работы (требующей от учителя особенно точной диагностики изменений в личностной среде воспитанников) позволили проектировать данную технологию с опорой на комплекс методологических подходов: личностно-ориентированный, компе-тентностный, культурологический. Ведущим принципом рассматриваемой технологии, с нашей точки зрения, безусловно, должен стать гуманистический подход к ребенку: восприятие ребенка главной ценностью, создание соответствующих возрасту, личностным смыслам ребенка и упрочению взаимодействия учителя и школьников педагогических ситуаций; помощь и поддержка в преодолении трудностей, в особенности, на пути освоения школьниками моральных ценностей, взаимодействие с воспитанниками в решении вопросов, имеющих важное значение в жизни учащихся. Исследователь О. А. Чекина определяет важнейшие тенденции, с опорой на которые должна развиваться воспитательная работа в современной российской школе, а именно: «постановка личности школьника в центр всего педагогического процесса, гуманистическая ориентация воспитания и формирования у ребят общечеловеческих ценностей, развитие творческих способно-
стей и индивидуальности, возрождение национальных традиций» [14].
Технология педагогических воспитательных ситуаций должна найти применение именно в рамках воспитательной внеклассной работы, поскольку, по сравнению с урочной системой, она имеет ряд преимуществ. Во-первых, внеклассная работа позволяет осуществлять педагогическое взаимодействие и применение педагогических ситуаций в течение длительного времени без ограничения места действия — учебной аудиторией или зданием учебного заведения. Во-вторых, она способствует расширению социального контакта и привлечению к данному виду работы специалистов из различных областей, сотрудников дополнительного образования, представителей различных профессий, что, несомненно, позволяет педагогу создавать условия для формирования у учащихся общекультурной компетентности. В-третьих, применение технологии во внеклассной работе требует от педагога готовности включиться в субъект-субъектные взаимоотношения, проявления умения стать для своих воспитанников образцом нравственного, культурного поведения и отношения к окружающему миру.
Технология педагогических ситуаций может обеспечить формирование у старшеклассников общекультурной компетентности, необходимой как для всестороннего развития личности учащегося, так и для полноценной жизнедеятельности. Акцентировать внимание педагогу следует, по нашему мнению, на деятельности ребят как во время конкретного внеклассного мероприятия, так и в процессе межличностного взаимодействия школьников, дополнительной образовательной деятельности; на отношения, которые складываются у воспитанников с ровесниками и учителями, то есть тогда, когда ребенок максимально свободен в выборе модели поведения. Учителю необходимо обладать информацией о семейных отношениях воспитанников, об их ближайшем окружении. В противном случае
смоделированная педагогом ситуация имеет риск стать неблагоприятной и может привести к отсутствию воспитательного результата.
Для получения информации о том, что знает учащийся, как реагирует на изменение окружающей обстановки, как поступает в различных жизненных ситуациях, учитель может воспользоваться такими диагностическим средствами, как ранжирование, проведение индивидуальных бесед, а также тестирование и письменные ответы на заданную тему. Необходимо отметить, что одним из основных условий реализации данной технологии является умение педагога оценивать не личность, а отдельные поступки учеников; умение отказаться от субъективного восприятия поведения школьников. Важное значение имеет и характер отношений между учителем и учениками, а также общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Пристальное внимание уделяется возникновению проблемной ситуации, так как учителю необходимо не только осознать в кратчайшие сроки основные противоречия, но и определить главные средства их разрешения.
Как справедливо отмечает Н. М. Борытко, «воспитательная ситуация как не просто совокупность, но система специально сконструированных условий стимулирует человека к понимаю того, что из себя представляет воспитанник на самом деле, что для него хорошо и что плохо, и, самое главное, к чему необходимо стремиться» [4].
Создавая необходимые педагогические условия, учитель способен направить школьников, помочь совершить осознанный нравственный выбор, привить потребность к самоанализу и самосовершенствованию. Не случайно отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что «подчинение себе своего собственного поведения показывает уровень педагогической рефлексии ребенка, степень овладения собою извне, что присуще субъекту деятельности» [5].
В воспитательной работе при выработке осознанного нравственного выбора старшеклассников целесообразно использовать такие виды педагогических ситуаций, как диагностирующие (на первоначальном этапе); формирующие (формирующие необходимые компетенции); закрепляющие (контролирующие, итоговые).
Применение технологии педагогических воспитательных ситуаций возможно в рамках внеклассных часов, трудовой деятельности, экскурсий и соревнований, посещений музеев, театров, художественных галерей, в конфликтных и проблемных жизненных условиях, в которых может оказаться любой человек. Технология воспитательных ситуаций позволяет ребенку найти выход (даже теоретический) в тех случаях, когда от человека требуется проявление силы воли, умение сохранить собственное достоинство в конфликтной ситуации. В совокупности все это является общекультурной компетентностью.
Общекультурная компетентность, будучи емким, многогранным качеством, бесспорно, обусловливает интеграцию нескольких педагогических способов ее формирования. В этом отношении, как показала образовательная практика, технология педагогических воспитательных ситуаций может быть дополнена следующими технологиями, усовершенствованными и адаптированными к содержанию воспитательной работы и к условиям педагогического процесса.
В основу общепедагогической гуманитарной технологии «Диалог культур», разработанной В. С. Библером и С. Ю. Кургановым, положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера. Авторы рассматривают диалог как важнейшую коммуникацию, которая является неотъемлемым элементом педагогического процесса. И выделяют такие виды диалога, как внутриличностный, диалог как речевое общение людей, диалог культурных смыс-
лов, способствующий формированию сознания и мышления без стереотипов и ограничений [2, с. 24-25].
Использование данной педагогической работы в рамках внеклассной воспитательной работы предполагает создание ситуации диалога, для введения в которую, как отмечает В. В. Сериков, необходимо применение следующих элементов технологии:
1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению (наличие базовых знаний, опыта общения, ориентации на восприятие разных точек зрения);
2) поиск опорных мотивов (определение волнующих учащихся вопросов и проблем, способствующих эффективному формированию общекультурной компетентности);
3) постановка проблемно-конфликтных вопросов и задач;
4) разработка нескольких вариантов развития линий в сюжете диалогов [13].
Опираясь на технологию педагогических ситуаций, педагоги при использовании диалога ориентированы на гуманистическое взаимодействие с учащимися, поскольку активное слушание и непосредственное общение способствует созданию ощущения равенства участников воспитательной деятельности и возрастанию интереса старшеклассников к опыту и мнению других людей. Ставя учебно-воспитательную задачу, учитель выслушивает все варианты, помогает выявить собственную точку зрения, собственное видение мира учащимися. В качестве основных методов Г. К. Селевко предлагает использовать «игровые сосредоточия»: физические и словесные игры, художественный образ, музыку и театр, элементы ручного труда и ремесла [11, с. 199-200].
Значительную помощь в воспитательной работе со старшеклассниками способна оказать технология сотрудничества, предусматривающая гуманистический, личностный подход к каждому ребенку, ориентированный на создании доброжелательных отношений между педагогом и воспитанниками.
Гуманистическая общепедагогическая технология «педагогика сотрудничества» сложилась из систематизации педагогического опыта лучших представителей российской школы: С. Т. Шацкого, В. А. Су-хомлинского, А. С. Макаренко, И. П. Иванова. В концепции сотрудничества школьник является субъектом собственной деятельности. В рамках педагогического процесса предполагается взаимодействие двух субъектов. В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе. Не случайно Г. К. Селевко определяет педагогику сотрудничества как «совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленную взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности» [11, с. 202].
Основные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым организуется воспитательная работа в современной российской школе. Действительно, формирование необходимых компетентностей возможно только при гуманистической ориентации воспитания, при ориентации на общечеловеческие ценности с опорой на русские культурные традиции, при понимании личности ребенка как центра и основы воспитательной системы.
В процессе воспитательной работы с подростками и старшими школьниками, по нашему мнению, способствовать повышению эффективности педагогической деятельности может технология КТД И. П. Иванова. Автор предлагает использовать метод воспитания школьников, основанный на активности, на коллективном творчестве и положительных эмоциях. В качестве основных видов коллективных дел автор предлагает трудовые, интеллектуальные, художественные, спортивные и экологические КТД. Основными постулатами данной технологии являются: «единое дело и до-
бровольное участие в нем, свобода выбора форм деятельности, а также сотрудничество детей и взрослых» [6].
Сущность технологии КТД педагога-исследователя И. П. Иванова заключается в такой организации взаимодействия педагога и воспитанников, при которой они выступают в качестве равноправных субъектов педагогического процесса, совместно планируют, организуют, осуществляют, анализируют совместную творческую деятельность. Данная технология соответствует требованиям лич-ностно ориентированного педагогического процесса и строится на его принципах.
При работе со старшеклассниками в рамках использования технологии педагогических ситуаций представляется нужной опора на основные условия воспитательной эффективности коллективных творческих дел. Особо ценно единство жизненно-практической и воспитательной направленности каждого дела, объединенного общей идеей и ценностью.
Коллективная творческая деятельность — это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку не только приобрести практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающей природе и к обществу: бой, защита, эстафета, путешествие, ролевая игра.
Направленность КТД на взаимодействие педагога с учащимися с различной само-
оценкой, с ребятами, имеющими трудности с адаптацией в новом коллективе, — это тот важный признак педагогической технологии, который, как нам представляется, ярко проявляется во внеклассном взаимодействии учителя и воспитанников. Применение творческой деятельности, создание ситуации успеха дает педагогу возможность стимулировать ребят к включению в общую работу, в которой важен каждый участник, каждый ребенок способен проявить себя и получить поддержку коллектива.
Таким образом, педагогические технологии являются неотъемлемой частью современного педагогического процесса. Среди всего многообразия реализуемых в школе педагогических технологий технология педагогических ситуаций обладает преимуществами, особенно во внеклассной работе с учащимися старших классов: учитывает возрастные особенности учащихся, допускает вариативность содержания воспитательной программы, позволяет формировать общекультурную компетентность на различных личностных уровнях (знаниевый, поведенческий, волевой, эмоциональный). Технология педагогических воспитательных ситуаций приобретает системообразующий характер во внеклассной воспитательной работе по формированию общекультурной компетентности у старшеклассников, если дополняется такими технологиями, как педагогика сотрудничества, КТД, «диалог культур», естественно, при усовершенствовании и адаптации к условиям и к содержанию воспитательной работы в современной образовательной средней школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Библер В. С. Школа диалога культур: основы программы. Кемерово: «АЛЕФ», Гуманитарный центр, 1993. 416 с.
3. Борытко Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов: Серия «Гуманитарная педагогика». Выпуск 2. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.
4. Борытко Н. М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса. Электронный ресурс: http://borytko.nm.ru/papers/subject3/borytko1.htm. Дата доступа: 21.12.2012.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с. Электронный ресурс: http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch1_1.html. Дата доступа: 21.12.2012.
6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. Электронный ресурс: http://www.kommunarstvo.ru/index.html7/biblioteka/bibivaent.html. Дата доступа: 21.12.2012.
7. Кичева И. В. Краткий словарь педагогических терминов. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. 161 с.
8. Кичева И. В. Развитие терминологии теории воспитания во взаимодействии с лексикой других наук // Педагогика. 2003. № 9. С. 24-32.
9. Кичева И. В., Неверова Т. А. Современные трансформации терминологии воспитания // Педагогика. 2012. № 3. С. 49-59.
10. КоджаспироваГ. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 448 с.
11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. 256 с.
12. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Том 1. 816 с.
13. Сериков В. В. Парадигма современного образования: ориентация на личность // Ежемесячный электронный педагогический журнал «Научно-педагогические школы Юга России: теория и история развития». Электронный ресурс: http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/1.html. Дата доступа: 29.05.2013.
14. Чекина О. А. Эффективные педагогические технологии обучения. Электронный ресурс: http:// festival.1september. ru/articles/537073/. Дата доступа: 21.12.2012.
REFERENCES
1. Bespal’ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. M.: Pedagogika, 1989. 192 s.
2. Bibler V S. Shkola dialoga kul’tur: osnovy programmy. Kemerovo: «ALEF» Gumanitarnyj Tsentr, 1993. 416 s.
3. Borytko N. M. Pedagogicheskie tehnologii: Uchebnik dlja studentov pedagogicheskih vuzov: Serija «Gumanitarnaja pedagogika». Vypusk 2. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2006. 59 s.
4. Borytko N. M. Pedagogicheskaja situatsija v strukture vospitatel’nogo protsessa. Elektronnyj resurs: http://borytko.nm.ru/papers/subject3/borytko1.htm. Data dostupa: 21.12.2012.
5. VygotskijL. S. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Pedagogika-Press, 1999. 536 s. Elektronnyj resurs: http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch1_1.html. Data dostupa: 21.12.2012.
6. Ivanov I. P. Entsiklopedija kollektivnyh tvorcheskih del. M.: Pedagogika, 1989. Elektronnyj resurs: http://www.kommunarstvo.ru/index.html7/biblioteka/bibivaent.html. Data dostupa: 21.12.2012.
7. Kicheva I. V. Kratkij slovar’ pedagogicheskih terminov. Pjatigorsk: PGLU, 2009. 161 s.
8. Kicheva I. V. Razvitie terminologii teorii vospitanija vo vzaimodejstvii s leksikoj drugih nauk //
Pedagogika. 2003. № 9. S. 24-32.
9. Kicheva I. V., Neverova T. A. Sovremennye transformatsii terminologii vospitanija // Pedagogika. 2012. № 3. S. 49-59.
10. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Slovar’ po pedagogike. M.: IKTs «MarT», 2005. 448 s.
11. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel’nye tehnologii. M.: Prosveshchenie, 1998. 256 s.
12. Selevko G. K. Entsiklopedija obrazovatel’nyh tehnologij: V 2-h t. Tom 1. M.: Narodnoe obrazovanie,
2005. 816 s.
13. Serikov V. V. Paradigma sovremennogo obrazovanija: orientatsija na lichnost’ // Ezhemesjachnyj elektronnyj pedagogicheskij zhurnal Nauchno-pedagogicheskie shkoly Juga Rossii: teorija i istorija razvitija. Elektronnyj resurs: http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/1.html. Data dostupa: 29.05.2013.
14. Chekina O. A. Effektivnye pedagogicheskie tehnologii obuchenija. Elektronnyj resurs: http:// festival.1september.ru/articles/537073/. Data dostupa: 21.12.2012.