Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития образовательных технологий'

Исторические аспекты развития образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1349
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / СУБЪЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL TECHNIQUE / SUBJECT / EDUCATIONAL ACTIVITY / COMPETENCE / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Карпова Мария Александровна

Одно из важнейших направлений в педагогической сфере занимают образовательные технологии. Развитие образовательных технологий связано с необходимостью повышения эффективности изучения учебного материала и внимания преподавателей на вопросы индивидуального и личностного роста обучающихся, их творческое развитие. В педагогической литературе содержится большое количество точек зрения на образовательные технологии, что говорит об их популярности и актуальности в теории педагогики. Многие зарубежные и отечественные ученые рассуждали об эффективности и необходимости образовательных технологий. В статье рассматриваются предпосылки становления технологического подхода в профессиональном образовании, этапы развития понятия «образовательные технологии». В настоящее время образовательные технологии являются средством реализации новой педагогической парадигмы. Широкое распространение технологий связано с гуманизацией образования, направленной на самоактуализацию и самореализацию личности. В современном понимании образовательные технологии представляют в виде системы совместной деятельности преподавателей и обучающихся по проектированию, организации, планированию, ориентированию и корректированию педагогического процесса с целью достижения сформулированной цели. Использование образовательных технологий предполагает личностно ориентированную направленность, развивает творческий потенциал личности, индивидуализирует учебный процесс, создаёт среду для самоконтроля и самооценки результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Карпова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES DEVELOPMENT

One of the most important areas in the pedagogical sphere is occupied by educational technologies. The development of educational technologies is associated with the need to increase the effectiveness of studying educational material and the attention of teachers to questions of individual and personal growth of students, their creative development. The pedagogical literature contains a large number of points of view on educational technologies, which indicates their popularity and relevance in the theory of pedagogy. Many foreign and domestic scientists discussed the effectiveness and necessity of educational technologies. The article discusses the prerequisites for the formation of a technological approach in vocational education, the stages of development of the concept of "educational technology". At present, educational technologies are a means of realizing a new pedagogical paradigm. Widespread technology is associated with the humanization of education, aimed at self-actualization and self-realization of the individual. In the modern sense, educational technologies are presented in the form of a system of joint activities of teachers and students in the design, organization, planning, orientation and adjustment of the pedagogical process in order to achieve the stated goal. The use of educational technologies involves a personality-oriented orientation, develops the creative potential of the individual, individualizes the educational process, creates an environment for self-monitoring and self-assessment of learning outcomes.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития образовательных технологий»

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Карпова Мария Александровна ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

УДК 378.126

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0005

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2019

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Карпова Мария Александровна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. Одно из важнейших направлений в педагогической сфере занимают образовательные технологии. Развитие образовательных технологий связано с необходимостью повышения эффективности изучения учебного материала и внимания преподавателей на вопросы индивидуального и личностного роста обучающихся, их творческое развитие. В педагогической литературе содержится большое количество точек зрения на образовательные технологии, что говорит об их популярности и актуальности в теории педагогики. Многие зарубежные и отечественные ученые рассуждали об эффективности и необходимости образовательных технологий. В статье рассматриваются предпосылки становления технологического подхода в профессиональном образовании, этапы развития понятия «образовательные технологии». В настоящее время образовательные технологии являются средством реализации новой педагогической парадигмы. Широкое распространение технологий связано с гуманизацией образования, направленной на самоактуализацию и самореализацию личности. В современном понимании образовательные технологии представляют в виде системы совместной деятельности преподавателей и обучающихся по проектированию, организации, планированию, ориентированию и корректированию педагогического процесса с целью достижения сформулированной цели. Использование образовательных технологий предполагает личностно ориентированную направленность, развивает творческий потенциал личности, индивидуализирует учебный процесс, создаёт среду для самоконтроля и самооценки результатов обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, педагогическая техника, субъект, образовательная деятельность, компетентность, индивидуализация.

HISTORICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES DEVELOPMENT

© 2019

Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Karpova Maria Alexandrovna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: [email protected])

Abstract. One of the most important areas in the pedagogical sphere is occupied by educational technologies. The development of educational technologies is associated with the need to increase the effectiveness of studying educational material and the attention of teachers to questions of individual and personal growth of students, their creative development. The pedagogical literature contains a large number of points of view on educational technologies, which indicates their popularity and relevance in the theory of pedagogy. Many foreign and domestic scientists discussed the effectiveness and necessity of educational technologies. The article discusses the prerequisites for the formation of a technological approach in vocational education, the stages of development of the concept of "educational technology". At present, educational technologies are a means of realizing a new pedagogical paradigm. Widespread technology is associated with the humanization of education, aimed at self-actualization and self-realization of the individual. In the modern sense, educational technologies are presented in the form of a system of joint activities of teachers and students in the design, organization, planning, orientation and adjustment of the pedagogical process in order to achieve the stated goal. The use of educational technologies involves a personality-oriented orientation, develops the creative potential of the individual, individualizes the educational process, creates an environment for self-monitoring and self-assessment of learning outcomes.

Keywords: educational technology, pedagogical technique, subject, educational activity, competence, individualization.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире повышение качества обучения является предметом методических и научных исследований, анализа и дискуссий [1]. В педагогической науке интенсивно развиваются такие направления обучения как теория учебных задач, модульное, инновационное, диалоговое проблемно-модельное обучение. Одним из важнейших направлений в преподавательской сфере являются образовательные технологии, получившие широкое распространение в педагогической практике [2].

Выделяют три подхода к определению понятия образовательных технологий. С одной точки зрения под технологией подразумевается частная методика по достижению различных целей. Авторы данного подхода опираются на особенность образовательных технологий, которая состоит в достижении поставленной цели [3]. В русле второго подхода технологию рассматривают как педагогическую систему в целом. Сторонники третьего подхода под технологией подразумевают целый алгоритм, оптимальный для достижения заданной цели.

Образовательные технологии являются способом обучения, основную нагрузку в котором выполняет средство обучения с обязательным сопровождением человека.

А.И. Космодемьянская утверждает, что образовательные технологии «своим происхождением обязаны реализации педотехнических идей, высказанных на рубеже ХХ века родоначальниками прагматической педагогики и психологии, представителями «индустриальной педагогики». Научно-техническая революция наполняет педотехнику новым содержанием [4]. Большой вклад в них внесли идеи теории коммуникации, программированного обучения и алгоритмизации обучения. В результате слияния различных идей и теорий, множество педо-технических приемов превращаются в образовательные технологии, без которых невозможно представить современный учебно-воспитательный процесс.

Большое распространение высоко результативных образовательных технологий повышает эффективность изучения учебного материала и внимание преподавателей на вопросы индивидуального и личностного роста обучающихся, их творческое развитие [5].

Vaganova Olga Igorevna, Prokhorova Maria Petrovna, Karpova Maria Alexandrovna pedagogical

HISTORICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ... sciences

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Современная педагогическая литература содержит большое количество различных трактовок рассматриваемого понятия, что говорит о популярности образовательных технологий и их актуальности в теории педагогики[6]. Учёные предпринимают попытки соединения разных точек зрения на раскрытие сущности образовательных технологий. Первоначально понятие образовательных технологий начали применять в начале 20-го столетия в работах по рефлексологии. Параллельно распространение получило и понятие «педагогическая техника», которая определялась как совокупность средств и приемов, направленных на эффективную организацию учебных занятий [7]. В пятидесятые годы появился термин «технология образования», который под влиянием работ по методике применения различных технических средств обучения перешел в понятие «образовательные технологии» [8]. Именно это время ученые связывают с массовым внедрением образовательных технологий в самостоятельный раздел педагогики [9].

Известный учёный М.В. Кларин связывает развитие образовательных технологий с программированным обучением, характерными чертами которого являлись четкость поставленных целей и их последовательное достижение. Именно уточнение и детальность постановки учебных целей, по мнению М.В. Кларина, является стартом развития образовательных технологий [10].

Образовательные технологии, согласно идеям А.И. Умана, проявляются в трех видах целей: стратегических, тактических и оперативных. В стратегических целях заключается изучение фрагментов материала, которые связаны с параграфом учебника [11]. Под тактическими целями подразумевается изучение частей параграфа. Оперативные цели выполняются в содержательном и процессуальном аспектах.

Ещё одним верным шагом в развитии образовательных технологий является вклад Н.В. Кузьминой, которая разделила комплексную деятельность педагога на конструирующий, организаторский, коммуникативный и гностический вид [12]. Основная мысль заключается в том, что ведущим видом деятельности преподавателя служит конструирование учебного процесса.

Законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату - так определяет образовательные технологии В.В. Сериков [13]. Действительно, не понимая закономерностей, лежащих в основе образовательной технологии, без педагогически развитого мышления, не учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, преподаватель не в состоянии эффективно использовать образовательные технологии для достижения нужного результата.

В.П. Беспалько определяет образовательные технологии как содержательную технику реализации учебного процесса [14]. По мнению И.П. Волкова рассматриваемый термин подразумевает описание процесса достижения планируемых результатов обучения [15].

При использовании образовательных технологий, цель должна удовлетворять следующим критериям, предложенным В.П. Беспалько:

- представлять четкое описание формируемого качества;

- содержать способ для точного выявления необходимого свойства в процессе контроля его сформирован-ности;

- позволять измерить интенсивность диагностируемого свойства на основе данных контроля;

- соотноситься с балльной шкалой свойства, опирающейся на результаты измерения [16].

В развитии понятия «образовательные технологии» выделяют три основополагающих этапа. Первый этап характеризуется признанием образовательной техноло-30

гии объектом изучения. На данном этапе выстраивались последующие этажи образовательной технологии [17]. На втором этапе произошло признание образовательной технологии профессиональной категорией. Были выделены две стороны образовательных технологий - это применение системных знаний при решении практических задач и применение в образовательном процессе технических средств. На третьем этапе образовательные технологии признаются отраслью теоретического знания в педагогической науке [18]. Характерными чертами данного этапа являются соприкосновение точек зрения учёных об аудиовизуальном образовании и программированном обучении, как раз в момент распространения различных концепций образовательных технологий. Четвертый этап продолжается в настоящее время, который выражается в признании образовательных технологий междисциплинарными науками, среди которых информатика, акустика, профессиональный менеджмент, кибернетика и другие [19].

Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретически изучить и обосновать предпосылки становления образовательных технологий. Продемонстрировать основные принципы образовательных технологий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С проблемами обучения, воспитания и развития личности сталкивались ученые и философы с древнейших времен. По мнению Гиппократа и Аристотеля, для определения темперамента необходимо использовать мимику и пластику. Учения Сократа наполнены примерами искусного прикосновения к личности, но ему удается стимулировать работу своих собеседников, он учит их проводить самокоррекцию.

Известный чешский мыслитель - гуманист Я. Коменский, рассуждая о проблеме прикосновения к личности, утверждал, что «можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем». К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы истории, физиологии, философии и других наук. С.Т. Шацкий, применяя влияние среды на обучающегося, увеличил сферу образовательных технологий, хотя не использовал этот термин в своей практике. Его идеи сводились к тому, что учебные занятия необходимо совершенствовать и повышать их воспитательное значение путем «наполнения ценностью» деятельности, проводимой на занятиях.

В своих работах А.С. Макаренко свободно использовал термин «педагогическая техника» и «образовательная технология». Он замечал, что успех проводимой деятельности и учебного занятия в целом зависит только от мастерства и энтузиазма педагога. В.А. Сухомлинский говорил об индивидуальном своеобразии каждой личности. Под своими словами он имел ввиду воздействие на личность, которое должно развивать её, поэтому необходимо избегать наказания обучающихся.

В.Н. Монахов склонялся к мнению о том, что образовательные технологии представляют собой продуманную во всех деталях модель педагогической деятельности по организации, проектированию, и проведению учебных занятий в комфортных условиях, как для педагога, так и обучающихся.

Основное внедрение образовательных технологий учёные относят к началу 60-х годов и связывают этот процесс с реформированием американской и европейской школы. Наиболее известные современные авторы образовательных технологий за рубежом - Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Друнер, В.Коскарелли. В отечественной теории и практике научные труды об образовательных технологиях относятся к Л.Н. Ланды, И.П. Раченко, П.М., В.П. Беспалько, М.В. Кларину.

На основе определений известных педагогов, уче-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Карпова Мария Александровна ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

ных, можно выделить основные признаки, необходимые для образовательной технологии:

- цели (необходимо понимать для чего применяется данная технология);

- диагностические средства;

- закономерности взаимодействия обучающихся и педагогов, которые позволяют программировать учебный процесс;

- система условий, с помощью которых достигаются педагогические цели;

- средства для оценки учебного занятия и результатов совместной деятельности всех участников образовательного процесс.

Основными свойствами образовательных технологий являются её результативность, целостность, оптимальность, применимость в реальных условиях.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, современное определение образовательных технологий можно представить в виде системы совместной деятельности преподавателей и обучающихся по проектированию, организации, планированию, ориентированию и корректированию педагогического процесса с целью достижения сформулированной цели.

В современном понимании, реализация образовательных технологий позволяет повысить производительность педагогической деятельности, преподавать обучающимся в соответствии с их индивидуальными особенностями и складом характера, освобождать время педагога путем наложения основных функций обучения на средства обучения, снизить роль субъективного фактора при проведении оценки, снизить зависимость результата учебного процесса от уровня квалификации преподавателя.

В настоящее время образовательные технологии являются средством реализации новой педагогической парадигмы. Широкое распространение технологий связано с гуманизацией образования, направленной на самоактуализацию и самореализацию личности. Использование образовательных технологий предполагает личностно ориентированную направленность, развивает творческий потенциал личности, индивидуализирует учебный процесс, создаёт среду для самоконтроля и самооценки результатов обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике /М.В. Кларин. — Рига Эксперимент, 2015. — С. 478.

2. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2016. - С.59-64

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — С.73.

4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — В 2-х книгах. — Книга 2 — Челябинск, ЧГПУ, 2017 — с.52

5. Технологический подход к обучению: учеб. пособие для вузов / А. И. Уман. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 171 с. — (Серия: Образовательный процесс).

6. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. — 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)

7. Коняева Е.А., Коняев А.С. Активные методы обучения в практике подготовки будущих педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей /подред.В.В.Садырина. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб.гос.пед.ун-т, 2016. — Выпуск 9. — С. 89-94.

8. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

9. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник /Н.Е. Эрганова. — М.: Академия, 2018. — C.112.

10. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.В. Матяш. — М.: ИЦ Академия, 2016. — C.91.

11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989 — C. 12.

12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 2016. — C.103.

13. Калиновская Т.С. Компетентностно ориентированная технология обучения как фактор повышения качества предметной подготовки студентов в организациях среднего профессионального образо-

вания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : (13.00.08) /Т. С. Калиновская ; науч. рук. А. А. Саламатов ; Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск : [б. и.], 2016 - 27 с. : схемы. - Библиогр.: C. 24-27.

14. Оразбаева Ф. Ш. Современные педагогические технологии и их роль в развитии интеллектуального потенциала будущих специалистов / Ф. Ш. Оразбаева, С. Т. Иманбаева, А. Е. Берикханова // Педагогическое образование и наука. - 2018 — № 1 — С. 39-43.

15. Рахматуллаева М. А. Внедрение современных технологий развития личности в систему высшего образования /М. А. Рахматуллаева // Alma mater. - 2014 - № 10 - С. 112-115. - Библиогр. : C. 114-115.

16. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины по образовательной программе бакалавриата 230400.62 «Информационные системы и технологии», профиль - «Информационные системы и технологии в образовании» / сост. А. А. Ступин ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2014 - C. 204-205.

17. Панфилова А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров: для высш. учеб. заведений по пед. направлениям и специальностям: базовый курс: доп. УМО вузов РФ / А. П. Панфилова, А. В. Долматов; под ред. А. П. Панфиловой ; Рос. гос. пед. ун-т. - Москва: Юрайт, 2016 - C. 82.

18. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 289-292.

19. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Алешугина Е.А. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 57-59.

Статья поступила в редакцию 29.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.