ББК 74.03(2) УДК 37
Генезис определения «образовательная технология» в контексте современного российского образования
А.Ю. Акмалов
Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия)
Genesis of the Definition "Educational Technology" in the Context of Modern Russian Education
A.Yu. Akmalov
Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)
Статья посвящена современному осмыслению понятия «образовательная технология», в ней рассматриваются и интерпретируются различные трактовки понятий: методы обучения, педагогическая технология, образовательная технология — в контексте гуманитарной парадигмы современного российского образования. В настоящее время одним из актуальных вопросов развития образования в Российской Федерации становится необходимость понимания и создания новых образовательных технологий с учетом современного содержания учебных дисциплин и перехода на уровневое обучение. Технология является объективным процессом эволюции образования. Приоритет технологических обоснований над производственными отношениями послужил отправной точкой для возникновения образовательных технологий. Современная образовательная технология гармонично сочетает традиционные элементы прошлого опыта и современных реалий прогресса, гуманизации и демократизации общества. Современная образовательная технология должна гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективной по результатам, оптимальной относительно сроков внедрения, затрат сил и средств. Ключевые слова: образовательная технология, педагогическая технология, образование, методы обучения, дидактика.
DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-01
The article is devoted to modern judgment of the concept "educational technology". It considers and interprets various concepts: training methods, pedagogical technology, educational technology in the context of a humanitarian paradigm of modern Russian education. At present one of the most topical issues for the education in the Russian Federation is the need to understand and create new educational technologies taking into account modern subject matters and transition to-level training. The technology is an objective process of evolution in education. The priority of technological justifications over productive relations served as a starting point for educational technologies. The modern educational technology integrally combines traditional elements of the previous experience and modern realities of progress, humaniza-tion and democratization in the society. The modern educational technology has to ensure achievement of a certain level of training, to be effective by the results, optimal by the terms of implementation, cost, effort and money. Key words: educational technology, pedagogical technology, education, training methods, didactics.
В настоящее время одним из актуальных вопросов развития образования в Российской Федерации становится необходимость понимания и создания новых образовательных технологий с учетом современного содержания учебных дисциплин и перехода на уров-невое обучение в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Для начала определим сущность понятия «технология». Этимология слова «технология» такова: techne — мастерство, искусство и logos — понятие,
учение (в переводе с греческого). Так, в новом энциклопедическом словаре технология определяется как совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, осуществляемых в различных отраслях, а также как научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приемы и способы. Из данного определения вытекает, что технология относится исключительно к деятельности человека.
Понимание технологии обучения представляет собой дидактическую проблему, относящуюся как к тра-
диционной классической, так и к новейшей педагогике. Как научная дефиниция технология проникла в педагогическую науку в середине XX в. Это было закономерным явлением, поскольку бурно развивался научно-технический прогресс, торжество техники было неоспоримо. Во всех отраслях деятельности человека, в том числе и в образовании, именно в это время начали разрабатываться технологические обоснования. В российской педагогике, несомненно, было отставание от западных представлений технологии в образовании и технологических подходов в обучении. Долгое время дефиниция «технология» в практике обучения и воспитания в СССР ставилась под сомнение. Велись многочисленные дискуссии по соотношению понятий «методика» и «технология» в процессе обучения [1].
Предпочтение, разумеется, отдавалось привычной методике, которая подразумевала в первую очередь педагогический опыт, новации, степень овладения отдельным предметом отдельно взятого педагога или небольшой группы единомышленников. Технология же ассоциировалась с техническим сопровождением образовательного процесса (использование кинофрагментов, графопроекторов, телевидения, кодоскопов, диафильмов, аудиоматериалов и пр.). Поэтому возникает необходимость соотнесения понятия «технология» с традиционными понятиями классической педагогики: метод, средство, методика.
На современном этапе развития образования существуют различные трактовки этих понятий и их соотношений. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что главные противоречия в трактовках заключаются в определении соотношения трех вышеперечисленных понятий.
Большинство авторов считают, что метод обучения — это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленный на решение комплексных задач; методика — это система научно-обоснованных правил и приемов обучения; технология обучения — инструмент достижения целей обучения или систематическое и последовательное воплощение на практике спроектированного процесса обучения. В результате под технологией обучения понимается система способов и средств достижения целей эффективного управления процессом обучения. Таким образом, самым широким в перечисленной парадигме понятий является понятие «технология обучения».
Другие авторы по-прежнему придерживаются мнения, что понятие «методика» шире, чем «технология» обучения, поскольку методика отвечает на три основных вопроса дидактики: чему, зачем и как учить. «Технология» же отвечает только на третий вопрос, но с существенным уточнением: «как учить результативно» [2].
Понятие «технология» прочно вошло в тезаурус педагогической науки. При изучении истории вопро-
са прослеживается различное понимание педагогической технологии и образовательной технологии.
Зарождение идеи технологизации относится к середине ХХ в., когда получает развитие концептуальная идея разработки и использования технологий в образовательной деятельности. Целью педагогических технологий явилось решение узких задач конструирования оптимальных дидактических систем, проектирования учебно-познавательных процессов, а также их организационного, технического и методического обеспечения.
Широкое внедрение технологий в образовании исследователи относят к началу 60-х гг. ХХ в. — в первую очередь в странах Западной Европы и в США. Отметим, что сам термин «технология» применительно к учебному процессу впервые был употреблен в 1886 г. американским педагогом Дж. Салли. В зарубежной педагогике разработка педагогических технологий связана в первую очередь с именами Б. Блума, Д. Бруннера, Г. Грейса, Дж. Керрола, Д. Хамблина и других. Широкое использование технологий в образовании связывают с резким увеличением спроса на образованную личность и невозможностью справиться с возросшим потоком обучающихся с помощью традиционных форм и методов обучения. В результате происходит закономерное реформирование американской и европейской систем образования [1, 2].
Отметим еще раз, что поначалу в педагогике технология ассоциировалась исключительно с использованием технических средств в обучении. Понятие «педагогический» до начала 90-х гг. ХХ в. понималось как основополагающее (воспитание и обучение), а «образовательный» — как составная часть, связанная исключительно с обучением. Таким образом, педагогическая технология распадалась на воспитывающую и обучающую в русле двух составных частей классической педагогики: теории воспитания и теории обучения (дидактики).
Рассмотрим генезис понятия «педагогическая технология» на примере следующих определений:
- содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);
- конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.В. Кларин);
- совокупность учебных ситуаций, призванных реализовать педагогическую систему (Л. Фридман, Б. Пальчевский);
- описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
- упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н. Таланчук);
- искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель);
- составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов);
- продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);
- системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [2].
В отечественной педагогической теории и практике технологический подход обоснован работами В.П. Беспалько, Н.Е. Щурковой, Г.К. Селевко, М.В. Кларина и др.
Особо следует отметить большой вклад В.П. Беспалько в разработку теории и практики педагогической технологии, его труды по теории педагогических систем и собственно педагогической технологии. Революционным прорывом в отечественной педагогике стала его монография 1989 г. «Слагаемые педагогической технологии».
В конце XX — начале XXI в. отмечаются многочисленные публикации по педагогической технологии таких авторов, как М.Е. Бершадский, В.В. Гринкевич, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, А.П. Панфилова, Е.С. Полат, В.Ю. Питюков, П.М. Эрдниев и др. В этот же период педагогическую технологию как учебную дисциплину начинают изучать студенты психолого-педагогических специальностей гуманитарных вузов [3]. Все вышесказанное делает актуальным осмысление «педагогической технологии» как понятия и соответствующего термина науки педагогики.
В последнее десятилетие педагогическая технология является синонимом образовательной. Особо отметим, что предпочтение отдается последней, поскольку Россия включилась в мировое образовательное пространство и возникла настоятельная потребность унификации терминологии в поле стран — участниц Болонского соглашения.
Дословно с английского языка an educational technology традиционно переводится как образовательная технология. В российской традиции технологии в образовании рассматриваются применительно к обучению, в то время как за рубежом спектр применения образовательной технологии значительно расширен. Неизбежным итогом развития понятия «технология в образовании» является трансформация определения дефиниции сначала в «технологию образования», затем в «педагогическую технологию» и наконец в «образовательную технологию».
Современная образовательная технология немыслима без следующих основополагающих моментов: во-первых, гарантированность конечного результата; во-вторых, проектирование будущего образовательного процесса. В данном случае технологический подход в образовании нацеливает создателей образо-
вательной технологии на проектирование, моделирование и конструирование решения насущных педагогических проблем, их анализ и последующий отбор наиболее эффективных решений [4, 5].
Не вызывает сомнения, что образовательная технология имеет все признаки социальной системы, но имеет свою специфику. К таким специфическим сущностным признакам мы отнесем следующие:
- концептуальность — подразумевается научная концепция, являющаяся основой технологии;
- диагностичность и результативность;
- экономичность, предполагающая эффективность технологии в оптимизации работы педагога и достижении поставленных целей;
- воспроизводимость, предполагающая воспроизведение технологии педагогом в однотипных образовательных организациях;
- управляемость;
- визуализация, понимаемая как широкое использование мультимедийных возможностей в рамках конкретной образовательной технологии;
- алгоритмизированность, предусматривающая последовательное и однозначное выполнение предусмотренных образовательной технологией этапов, операций, процедур [4].
Суммируя вышесказанное, отмечаем, что образовательная технология — это конкретный образовательный продукт, отличающийся концептуальностью, системностью, нормативностью, вариативностью в описании деятельности педагога и обучающегося. Образовательная технология предполагает управление дидактическим процессом, который содержит организацию в первую очередь деятельности обучающегося и контроль за этой деятельностью. Технология в образовании предполагает также пошаговое описание деятельности педагога в интересах достижения целей, определенных на основе образовательных стандартов.
Итак, можно сделать вывод, что технология является объективным процессом эволюции образования. Приоритет технологических обоснований над производственными отношениями послужил отправной точкой для возникновения образовательных технологий. Мы можем утверждать, что любая современная образовательная технология является составной частью дидактики и синтезом достижений педагогической науки и практики. Современная образовательная технология гармонично сочетает традиционные элементы прошлого опыта и современных реалий прогресса, гуманизации и демократизации общества. Никакая технология не является универсальной, поэтому каждая из них требует выработки собственного технологического подхода к ее использованию в конкретных ситуациях. Современная образовательная технология должна гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективной по результатам, оптимальной относительно сроков внедрения, затрат сил и средств.
Как показывает анализ работ ведущих ученых и специалистов, именно технологии обучения лежат в основе определения образовательной политики
США, развитых стран Европы и их рассматривают в качестве главного средства ликвидации отставания в области образования.
Библиографический список
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей. — СПб., 2006.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М., 2005.
3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. — М., 2003.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. — М., 2008.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. — М., 2012.