ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА
ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 1 2 Куликов С.В. , Ковалева К.В. Email: [email protected]
1Куликов Сергей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент;
2Ковалева Карина Владимировна - студент, кафедра финансового рынка и финансовых институтов, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ),
г. Новосибирск
Аннотация: в статье раскрывается проблема дефицита финансовых ресурсов бюджетов муниципальных образований. В настоящее время основными источниками финансирования муниципального долга муниципалитетов выступают банковский кредит и бюджетные кредиты. Муниципальные ценные бумаги в целях финансирования муниципального долга использует в своей практике небольшое количество муниципалитетов. Решение проблемы видится в применении алгоритма секьюритизации муниципальных ценных бумаг в целях финансирования муниципального долга.
Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальный долг, муниципальные ценные бумаги, секьюритизация.
SECURITIZATION AS AN INNOVATIVE FORM FOR FINANCING
MUNICIPAL DEBT Kulikov S.V.1, Kovaleva K.V.2
1Kulikov Sergey Vladimirovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; 2Kovaleva Karina Vladimirovna - Student, DEPARTMENT OF FINANCIAL MARKET AND FINANCIAL INSTITUTIONS, NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT "NINH" (NSUEM),
NOVOSIBIRSK
Abstract: the article reveals the problem of the lack of financial resources of the budgets of municipalities. Currently, the main sources offinancing municipal debt of municipalities are bank loans and budget loans. In order to finance municipal debt, a small number of municipalities use municipal securities in their practice. The solution to the problem is seen in the application of the securitization algorithm of municipal securities in order to finance municipal debt.
Keywords: municipal formation, municipal debt, municipal securities, securitization.
УДК 336.763
Целью статьи является формирование алгоритма секьюритизации как источника финансирования долга муниципальных образований.
Актуальность статьи определяется тем, что в настоящее время муниципальные образования, несмотря на наличие собственных и привлеченных источников финансирования, испытывают недостаток финансовых ресурсов с целью финансирования муниципального долга. Как показывает статистика на долю муниципальных ценных бумаг, как источника финансирования государственного долга муниципальных образований, приходится всего 5,56%, основными источниками являются дорогой коммерческий кредит (59%) и бюджетные кредиты (почти 32%) [4]. Долговой портфель муниципальных образований недостаточно диверсифицирован, большинство муниципальных образований России не используют в своей практике
финансирования муниципального долга такой источник как муниципальные ценные бумаги. В связи с этим решение проблемы видится в применении нетрадиционного подхода, в основе которого лежит метод секьюритизации. Секьюритизация, как инновационный механизм финансирования муниципального долга на выгодных условиях, позволяет расширять финансовые возможности муниципалитетов путем эмиссии и размещения ценных бумаг, обеспеченных активами. Известна практика применения данной методики финансирования к большому классу активов, однако применение секьюритизации относительно к активам (муниципальным облигациям) государственного сектора до настоящего времени не было достаточно раскрыто. В статье приведен алгоритм применения и обоснование метода секьюритизации как источника финансирования муниципального долга.
Секьюритизация сегодня, по мнению ведущих рейтинговых агентств, - один из наиболее перспективных и активно развивающихся механизмов финансового рынка, в основе которого лежит идея привлечения финансирования. Как показали исследования, мировой рынок секьюритизации непрерывно разрастается как по географии, так и по количеству осуществления операций. Важно отметить, что количество сфер, где может быть применена секьюритизация, неуклонно растет, различные классы активов постепенно вовлекаются в процесс секьюритизации [2].
Изначально секьюритизация применялась относительно к банковским активам с целью перевода активов в более ликвидную форму, поэтому такого рода активы считаются классическими.
В научной литературе секьюритизация рассматривается большинством авторов применительно именно к классическим активам. В роли таких активов могут выступать потребительские, коммерческие и ипотечные кредиты, будущие платежи по кредитным картам, лизинговые платежи, диверсифицированные платежные права (например, SWIFT MT100s), будущие роуминговые платежи, платежи по экспортным контрактам и многие другие активы и имущественные права [2].
С практической точки зрения не существует ограничений для видов активов, которые могут быть использованы в сделках секьюритизации. Такие активы, однако, должны отвечать ряду обязательных принципиальных требований: быть однородными, генерировать вычисляемые и прогнозируемые денежные потоки, а также обладать возможностью юридического отделения от инициатора секьюритизации [2].
Другая группа авторов, среди которых авторы Алмосов А.П., Туктаров Ю., Кузнецова Л.Г., рассматривает возможность применения механизма сеьюритизации как источника финансирования государственного и муниципальных долга. В качестве секьюритизируемых активов выступают муниципальные ценные бумаги (муниципальные облигации). Основная идея секьюритизации данного вида активов, в том, что, несмотря на то, что данный финансовый инструмент имеет достаточно преимуществ, недостатком выступает риск дефолта, присущий муниципальным облигациям. За счет этого снижается инвестиционный спрос на этот финансовый инструмент, сокращая возможности региональных органов государственной власти привлекать денежные ресурсы. Вследствие этого актуальной задачей становится поиск новых нетрадиционных подходов к повышению надежности выпускаемых облигаций и расширению числа потенциальных инвесторов. Решение проблемы видится в применении механизма секьюритизации как инновационной форме финансирования муниципального долга [1].
Подход к финансированию муниципального долга путем секьюритизации муниципальных ценных бумаг (муниципальных облигаций) заключается в том, что выпущенные муниципальные облигации нескольких муниципальных образований, объединяются в единый пул и передаются специально созданной компании (SPV). Здесь главным фактором будет количество муниципальных образований, облигации которых объединяются в общий пул активов. Чем большее количество
муниципальных образований передадут в общий пул свои облигации, тем больше будет объем выпуска ценных бумаг, залогом которых являются существующие муниципальные облигации. Это важно с точки зрения ликвидности новых ценных бумаг и снижения стоимости привлечения финансовых ресурсов для муниципальных образований путем секьюритизации облигаций. Затем данная SPV выпускает свои ценные бумаги, обеспечением которых выступают муниципальные облигации. Инвесторы приобретают ценные бумаги, выпущенные SPV, но обеспеченные муниципальными облигациями нескольких муниципальных образований. При этом муниципальные образования получают источник финансирования муниципального долга на более выгодных условия, по сравнению, например, с банковским, кредитом. С другой точки зрения, не все муниципальные образования имеют положительный кредитный рейтинг, для того чтобы их муниципальные ценные бумаги были привлекательны для инвестора, а значит также такие муниципальные образования характеризуются отсутствием доступности такого источника финансирования. Объединение их в единый пул позволит таким муниципальным образованиям привлекать дополнительное финансирование [2].
Алгоритм секьюритизации как источника финансирования муниципального долга предполагает взаимодействие трех главных субъектов:
- инициатора секьюритизации (как правило, это организация, заинтересованная в финансировании, в нашем случае - это администрация муниципального образования);
- эмитента ценных бумаг (SPV);
- инвестора (покупателя обеспеченных активами ценных бумаг).
Описание алгоритма секьюритизации:
1. Инициатор секьюритизации (администрации муниципальных образований) выделяет муниципальные облигации в единый секьюритизируемый пул активов.
2. Инициатор продает(передает) данный пул активов третьему субъекту процесса секьюритизации - компании SPV (Special Purpose Vehicle). Данная компания специального назначения функционирует в целях выпуска ценных бумаг более высокого инвестиционного качества.
3. Компания SPV выпускает собственных ценных бумаг ABS (Asset Backed Securities), обеспечением которых являются муниципальные облигации, объединенные в единый пул активов муниципальными образованиями.
4. Далее выпущенные ABS, распространяются среди широкого круга инвесторов.
5. Завершающий этап - получение финансовых ресурсов от инвесторов и их распределение в пользу муниципальных образований, т.е. возврат денежных средств компанией SPV муниципалитетам за переданные (проданные) ей пул активов.
Следует отметить, что во всех представленных исследованиях на аналогичную тему, авторами выделяются различные преимущества применения секьюритизации в качестве источника финансирования муниципального долга. Преимущества неоднозначно раскрываются авторами исследований, их перечень также различается.
Таким образом, выделим наиболее обоснованный ряд преимуществ:
- Поскольку ABS, выпущены под обеспечение муниципальных облигаций, то это максимально обеспечивает интересы инвесторов и делает обеспеченные облигации привлекательным инструментом для инвестирования. В случае банкротства (дефолта) эмитента - муниципального образования инвесторы получают преимущество и становятся в первую или вторую очередь залоговых кредиторов.
Алгоритм финансирования муниципального долга путем секьюритизации представлен на рисунке 1 (составлено автором).
Рис. 1. Алгоритм финансирования муниципального долга путем секьюритизации
(составлено автором)
- Повышение ликвидности муниципальных облигаций. В результате объединения облигаций муниципальных образований в единый пул повышается ликвидность ценных бумаг (ABS) за счет увеличения общего объема выпуска. Также для муниципальных образований стоимость привлечения финансовых ресурсов становится ниже.
- Снижение рисков. Ценные бумаги более высокого инвестиционного качества, во-первых, за счет обеспечения, а во-вторых, данным финансовым инструментам присваивается соответствующий рейтинг несколькими рейтинговыми агентствами, что снижает риски и повышает инвестиционную привлекательность для инвесторов.
- Диверсификация долгового портфеля муниципального образования, за счет включения более выгодного источника финансирования долга путем выпуска муниципальных ценных бумаг (облигаций).
Для расширения использования муниципальными образованиями муниципальных облигаций при финансировании долга требуется современный подход, основанный на применении финансового инжиниринга. В качестве такого инновационного инструмента выступает секьюритизация активов. Секьюритизация активов позволяет, с одной стороны, привлекать существенные финансовые ресурсы, расширяя возможности муниципальных образований в области финансирования муниципального долга, с другой стороны, сформировать ценные бумаги, которые отвечают потребностям инвесторов.
Статья была посвящена обзору существующих подходов к секьюритизации. В настоящее время в процессе секьюритизации применяется достаточно большой перечень активов, который по мере развития рынка секьюритизации постоянно развивается и дополняется. В научной литературе существуют несколько противоположных подходов к секьюритизации. Так одна группа авторов рассматривает секьюритизацию с точки зрения классических активов, традиционно такими активами считаются банковские.
Достаточно небольшая группа авторов является представителями другого подхода, который также имеет достаточно оснований для существования и практического применения. Авторы данного подхода рассматривают в качестве секьюритизированных активов - муниципальные ценные бумаги. Данный подход можно считать нетрадиционным, поскольку в процесс секьюритизации вовлекается элемент госсектора - муниципальное образование.
В статье предлагается применение секьюритизации относительно муниципальных облигаций. Аналогичную схему секьюритизации применительно к активам, в качестве которых выступают ценные бумаги муниципальных образований описывают и другие авторы, но без поэтапного выделения и визуального представления алгоритма секьюритизации муниципальных ценных бумаг.
Список литературы /References
1. Кузнецова Л.Г. Повышение надежности муниципальных облигационных заимствований // Банковское дело. [Электронный ресурс], 2014. № 20 (71). Режим доступа: http://naukarus.com/povyshenie-nadezhnosti-munitsipalnyh-obligatsionnyh-zaimstvovaniy (дата обращения: 28.11.2018).
2. Ларина О.И., Морыженкова Н.В. Субфедеральные и муниципальные заимствования в России: содержание, источники, зарубежный опят и перспективы развития // Финансы и Кредит, 2016. № 1. С. 70-88.
3. Туктаров Ю. Секьюритизация облигаций муниципальных образований и субъектов РФ // Бюджет [Электронный ресурс], 2007. № 10. Режим доступа: http://bujet.ru/article/30960.php/ (дата обращения 29.11.2018).
4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 28.11.2018).