ввоитин ШИВВРЭИ'П'З™
имени QE. Кутафина СМГЮА)
Екатерина Владимировна СОЛОВОВА,
кандидат юридических наук, юрист
ЗАО «СбербанкКИБ»
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СЕКЬЮРИТИЗИРОВАННОЙ ФОРМЫ ПУБЛИЧНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В США
В статье рассматриваются некоторые виды государственных и муниципальных ценных бумаг в США, которые выпускаются в целях финансирования бюджетного дефицита и отдельных программ, а также затрагиваются вопросы понятия публичного долга. Анализ видов указанных финансовых инструментов имеет особое значение в контексте рассмотрения института публичных заимствований в американской практике, где доминирующей выступает именно секьюритизированная форма. Кроме того, изучение зарубежной практики является основой дальнейшего развития и совершенствования национального рынка публичных заимствований. Ключевые слова: государственный/муниципальный кредит/долг, секьюри-тизация, государственные/муниципальные ценные бумаги, эмиссия ценных бумаг, долговые инструменты, процент/дисконт, финансирование расходов.
Article covers several types of governmental and municipal securities that are issued in the USA for the purpose of financing the budget deficit and relevant programs, it also deals with the definition of public debt. The analysis of the abovementioned financial instruments plays a significant role in the process of studying the Аmerican practice of public debt regulation, where the debt in the form of securities prevails. The scrutinizing of the foreign practice is also essential for further development of national public debt market.
Keywords: government / municipal credit / debt, securitization, governmental/ municipal securities, securities emission, debt instruments, percent/discount, expenditure financing.
Современная структура финансовой системы США представляет собой результат длительного исторического развития, характеризующегося множеством реформ, проводимых под влиянием экономических, политических, социальных и иных факторов, а также активного развития как национального, так и общемирового рынков, межгосударственных отношений, применимого законодательства. В течение всего периода становления государства особую роль играли вопросы распределения финансовых ресурсов, совершенствование и расширение рынка ценных бумаг, регулирование инвестирования как внутри страны, так и за ее пределами, способы привлечения дополнительных денежных средств и условия их возврата. Помимо иных источников финансирования, публичный кредит играл особую роль с момента формирования государства и © Е. В. Соловова, 2014 до наших дней.
Соловова Е. В.
Некоторые аспекты секьюритизированной формы имени пЕ.кутафина(мпаА] публичных заимствований в США
На настоящий момент институт публичного долга и кредита в США представляет собой сложный механизм привлечения органами публичной власти заемных средств, урегулированный множеством нормативных актов.
В американской теории и практике публичный долг разделяется на государственный и муниципальный долг при этом к муниципальному относятся долги всех органов государственной власти, за исключением федеральных1. Муниципальный долг, в свою очередь, может быть подразделен на муниципальный долг субъектов федерации, а также долг муниципалитетов (или муниципальный долг в узком смысле).
Необходимо отметить наличие нескольких подходов к определению понятия государственного долга. Согласно одному из них, общий (совокупный) федеральный долг (gross debt) представляет собой сумму задолженности федерального правительства, подлежащую уплате, выпущенную Казначейством и иными федеральными правительственными агентствами, состоящую из двух компонентов2: 1) общественная задолженность (debt held by public) — представляет собой общую сумму федерального долга перед инвесторами, иными, чем федеральное правительство, включая иностранных и местных, ФРС, штаты и местные органы власти — составляющий около 2/3 от общей суммы долга. Интересно отметить, что только общественная задолженность отражается в консолидированном отчете правительства США в качестве суммы привлеченных государством заимствований; 2) долг по счетам правительства (debt held by government accounts), также называемый внутригосударственным. Долг, учитываемый на счетах правительства, представляет собой актив, являющийся задолженностью именно Казначейства.
Исходя из рассмотренных выше положений, можно сделать вывод о том, что общий размер государственного долга увеличивается двумя путями. Во-первых, размер долга повышается в случае, если государство реализует долг среди публичного сектора в целях покрытия бюджетного дефицита и получения денежных средств для финансирования иных потребностей. В указанном случае увеличивается общественная задолженность (debt held by public). Привлекаемый таким образом кредит распределяется среди широкого спектра инвесторов. Большую часть заимствований государство производит у национальных частных инвесторов и международных инвесторов, что может быть обусловлено высокой степенью надежности ценных бумаг а также их разнообразием, обеспечивающих их популярность у широкого круга кредиторов.
Во-вторых, размер долга увеличивается в случае, когда федеральное правительство формирует долг по определенным правительственным счетам, как например, по счетам трастовых фондов Социального обеспечения (Social Security), Медицинской помощи (Medicare), Транспорта (Transportation), в обмен на их заявленную доходность, то есть, фонды передают правительству полученный избыток денежных средств в обмен на ценные бумаги. В данном случае речь идет об увеличении долга по счетам правительства, иными словами, внутриправительственном долге. Необходимо отметить наличие двух форм отчетности, одна из них представляет собой ведение внутренних счетов и включает внутренний долг как, например, заимствования из Фонда социального обеспечения, вторая содержит информацию только о внешнем долге США, то есть, публичной задолженности и задолженности перед иностранными государствами3.
Основную сумму публичного долга в США составляют выпущенные государством ( муниципальными образованиями) ценные бумаги, иными словами, в США активно приме- >
<
m
1 Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. М., 2002. С. 22.
2 Согласно данным Главного бюджетно-контрольного управления США — U.S. Government Ы
Accountability Office (http://www.gao.gov). <=
3 Peter Tanous and Jeff Cox. Debt, deficits and the demise of the American economy, 2009. С. 5. ОПЫТ 4/2014
Ш
ввоинеш ШИВВРЭО'П'З™
имени QE. Кутафина СМГЮА)
няется секьюритизированная форма государственных и муниципальных заимствований. Данное утверждение отражено и в предлагаемом рядом авторов определении понятия государственного долга, согласно которому, государственный долг (national debt) представляет собой совокупность всех ценных бумаг, облигаций, нот, векселей, выпущенных Казначейством США4. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг США предлагает широкий спектр различных финансовых инструментов. Эмитентами выступают федеральное правительство (в лице Казначейства), штаты (чаще в лице правительства или иного уполномоченного органа), муниципалитеты (в лице местных органов власти), неправительственные организации, пользующиеся поддержкой федерального правительства (например, в случае, если выдается государственная гарантия по ценным бумагам)5. При этом, перечень таких эмитентов устанавливается Конгрессом США и может изменяться. Интересно отметить, что США относится к числу стран с развитым рынком ценных бумаг в то время как, например, Россия относится к категории развивающихся рынков, куда, согласно информации, предоставляемой Мировым банком, входит более сотни стран.
В США положения, регулирующие выпуск ценных бумаг, закрепляются не только на уровне Федерации (например, Кодекс законов США — U.S. Code6, Закон о ценных бумагах — Securities Act от 19337), но и на местном уровне (например, Кодекс Правительства Техаса — Texas Government, Общий закон штата Массачусетс — Глава 44 Муниципальные финансы — General Laws of Massachusetts - Chapter 44 Municipal Finance8).
Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг является основным источником покрытия бюджетного дефицита в США, ввиду чего представляется интересным проанализировать некоторые виды используемых в американской практике финансовых инструментов. Классификация ценных бумаг возможна по различным основаниям. Так, например, по сроку погашения выделяются следующие: краткосрочные (не более 1 года); среднесрочные (от двух до 10 лет); долгосрочные (более 10 лет). В зависимости от выплачиваемого дохода: дисконтные или беспроцентные, к которым относятся, например, краткосрочные казначейские векселя. Данные ценные бумаги изначально продаются со скидкой, то есть, по цене ниже номинальной стоимости, впоследствии, при наступлении срока погашения, выплачивается полная номинальная стоимость. Таким образом, доход формируется за счет разницы между ценой приобретения (номинальная стоимость за вычетом суммы скидки) и ценой погашения (полная номинальная стоимость). В отличие от дисконтных по процентным ценным бумагам (как, например, среднесрочные и долгосрочные казначейские ноты) выплачиваются проценты с установленной периодичностью. В качестве отдельного подвида можно рассматривать казначейские купоны, представляющие собой производный финансовый инструмент, продаваемый со скидкой, проценты на который уплачиваются в дату погашения. Возможна классификация и по иным параметрам, например, в зависимости от эмитента — правительственные/казначейские и выпускаемые правительственными учреждениями, чаще всего банками, финансовыми учреждениями, в зависимости от обращаемости на фондовом рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги обращаются на фондовой бирже, являются высоколиквидными и чрезвычайно надежными, кроме того, их популярности способствуют предоставляемые по ним налоговые преимущества, так, например, доходы на них могут не облагаться отдельными видами налогов. Инвесторы активно реагируют на изменение ставок по рыночным государ-
Peter Tanous and Jeff Cox. Debt, deficits and the demise of the American economy, 2009. С. 2. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга. М., 2002. С. 32. Кодекс законов США — U.S. Code (www.iaw.corneii.edu).
www.sec.gov — официальный сайт Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Кодекс Правительства Техаса — Texas Government (http://iaw.onecie.com).
Соловова Е. В.
Некоторые аспекты секьюритизированной формы имени О.Е. Кутафина (МГЮА] публичных Заимствований В США
ственным ценным бумагам, что влечет за собой изменение ставок по иным финансовым инструментам. То есть, такие ценные бумаги являются индикатором состояния финансового рынка. К подобному роду финансовым инструментам относятся казначейские облигации (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), казначейские векселя. К нерыночным ценным бумагам относятся специальные займы, размещаемые среди правительственных учреждений и фондов, сберегательные облигации, казначейские налоговые сберегательные ноты, сберегательные сертификаты, сертификаты задолженности. Необходимо отметить, что, в отличие от рыночных, рассматриваемый вид государственных ценных бумаг не подлежит дальнейшей перепродаже, возмещение по ним может получить только покупатель.
Интересно рассмотреть более подробно некоторые из финансовых инструментов, выпускаемых Казначейством. Облигации (bonds) выпускаются Секретарем Казначейства при условии получения одобрения Президента9. При этом задолженность по данного рода ценным бумагам может быть отнесена как на счет общественной задолженности, так и правительственные счета, кроме того, рассматриваемые облигации могут быть выпущены под любой годовой процент. Обязательным требованием является предоставление максимально равных условий приобретения для всех граждан США. Интересно наличие возможности у Секретаря Казначейства устанавливать особые условия их приобретения для отдельных категорий граждан, как, например, для служащих вооруженных сил. Тем не менее, в рамках одного выпуска должны выпускаться одинаковые ценные бумаги с равным объемом прав. Облигации Казначейства выпускаются на срок свыше 10 лет. До 1983 г они могли быть как именными, так и на предъявителя, но с указанной даты они выпускаются только в форме именных. Некоторые выпуски могут иметь оговорку о досрочном выкупе, то есть, ценные бумаги такого выпуска могут быть отозваны в течение установленного периода. Иными словами, Казначейство вправе принудить инвесторов в определенный срок до изначально установленной даты погашения продать приобретенные облигации государству10.
Билеты Казначейства (notes) также как и облигации выпускаются Секретарем Казначейства при условии получения одобрения Президента11. Срок оплаты каждой серии не должен быть менее одного года и не более десяти лет с даты их выпуска. В то же время, правительство уполномочено выкупить досрочно любую часть выпуска при условии предварительного уведомления не менее чем за четыре месяца, но не более чем за год. Данные ценные бумаги являются именными, зарегистрированными на имя владельца в Казначействе, которое выплачивает проценты по купонам и номинальную стоимость после наступления срока погашения12.
Секретарь Казначейства вправе привлечь в кредит в интересах Правительства суммы, необходимые для финансирования законодательно одобренных расходов путем выпуска иных видов ценных бумаг. В указанных целях Секретарь обладает полномочиями по осуществлению на установленных им условиях, включая условия досрочного погашения, выпуска: долговых сертификатов Правительства (certificates of indebtedness of the Government); и Казначейских векселей (Treasury bills). Срок выплаты по указанным финансовым инструментам не должен превышать одного года с даты их выпуска. Векселя Казначейства обычно продаются со скидкой по номиналу (то есть, доходность составляет разницу между
Ш
>
9 United States Code. Title 3 Money and finance. Subtitle 3 Financial management. Chapter 31
Public debt (www.law.cornell.edu). Á
10 Уильям Ф. Шарп. Инвестиции. М. : Инфра-М, 1997. С. 387. ^
11 United States Code. Title 3 Money and finance. Subtitle 3 Financial management. Chapter 31 I
Public debt (www.law.cornell.edu). <=
12 Уильям Ф. Шарп. Указ. соч. С. 386. ОПЫТ 4/2014
ввошаин ШИВВРЭО'О'З™
имени QE. Кутафина СМГЮА)
номиналом и ценой покупки), существуют исключительно в форме записей на счетах. То есть, приобретая вексель Казначейства, покупатель получает только квитанцию, и при погашении ему выплачивается номинальная стоимость13.
Размещение может осуществляться на аукционе, в ходе которого от покупателей поступают как конкурентные заявки (инвестор указывает цену, которую он готов заплатить, исходя из нее определяется и ставка процента, которая будет им получена в случае удовлетворения заявки), так и неконкурентные заявки. Частные инвесторы также имеют возможность приобретать новые выпуски векселей в любом из 12 федеральных резервных банков либо через брокера или какой-либо банк14.
Сберегательные облигации (saving bonds) и сертификаты (saving certificates) выпускаются Секретарем Казначейства также как и рассмотренные выше облигации и билеты Казначейства, при условии получения одобрения Президента. Доходы, полученные от таких облигаций и сертификатов должны быть использованы только в целях финансирования законодательно установленных расходов.
Рассматриваемые ценные бумаги могут быть процентными, дисконтными либо про-центно-дисконтными. Срок погашения сберегательных облигаций не должен превышать 20 лет с даты выпуска, сберегательных сертификатов — 10 лет. Секретарь вправе установить определенный размер доходности по сберегательным облигациям и изменять размер доходности по непогашенным сберегательным облигациям, но не ниже установленного на момент выпуска гарантированного минимального уровня15. Интересно отметить наличие возможности установления условий, согласно которым владельцы сберегательных облигаций вправе не предъявлять их к погашению в установленный срок, при этом, начисление процентов на них будет продолжаться. Секретарь вправе устанавливать применительно к сберегательным облигациям и сертификатам форму и размер выпуска, стоимость, условия, а также ограничения обращения, возможность досрочного погашения. Сберегательные облигации относятся к низколиквидным облигациям, покупателями которых являются только частные лица и некоторые организации16. Следует отметить возможность установления предельной суммы, на которую инвестор вправе приобрести рассматриваемые финансовые инструменты в течение одного года. Рассматриваемые ценные бумаги могут приобретаться в коммерческих банках, различных финансовых учреждениях, а иногда и через фонд заработной платы, в случае предоставления работодателями такой возможности. Отдельные серии облигаций могут приобретаться только в Министерстве финансов или в любом из 12 федеральных резервных банков исключительно в обмен на облигации иной установленной серии.
Также возможно отметить наличие иных источников финансирования деятельности органов федерального правительства, помимо налогообложения и выпуска займов Казначейством. Помимо Казначейства, государственные ценные бумаги могут также выпускаться и уполномоченными федеральными агентствами. Так, был создан широкий спектр облигаций с различной степенью государственного обеспечения, процедура выпусков которых представляется крайне запутанной, но степень надежности их настолько высока, что они уступают лишь долговым обязательствам самого Правительства США17. Так, например, федеральные агентства уполномочены выпускать облигации, многие выпуски ко-
Уильям Ф. Шарп. Указ. соч. С. 384. Там же.
United States Code. Title 3 Money and finance. Subtitle 3 Financial management. Chapter 31
Public debt (www.law.cornell.edu).
Уильям Ф. Шарп. Указ. соч. С. 387—388.
Уильям Ф. Шарп. Указ. соч. С. 390.
13
14
15
16
Соловова E. В.
Некоторые аспекты секьюритизированной формы имени o.e. Кутафина (мпоа] публичных заимствований в США
торых защищены гарантией Правительства США, средства от реализации которых направляются на финансирование жилищного строительства, экспортно-импортных операций и иных аналогичных проектов18. Частными организациями, выпускающими ценные бумаги, являются учреждения, финансируемые из федерального бюджета. Вырученные средства чаще всего направляются на предоставление кредитов фермерам, домовладельцам и другим категориям кредиторов19. Необходимо отметить, что в случае выпуска долговых обязательств, не гарантированных федеральным правительством, специально уполномоченные органы контролируют наличие обеспечения в форме иных высоконадежных активов. То есть, государство контролирует выпуск ценных бумаг выступая гарантом или принуждая эмитентов обеспечивать высокую степень защиты инвесторов иными средствами.
Особый интерес представляет такой вид ценных бумаг как Защищенные от инфляции ценные бумаги Казначейства (Treasury Inflation-Protected Securities, TIPS). Как следует из их названия, в них заложены параметры, позволяющие предоставлять защиту на случай повышения уровня инфляции. Номинальная стоимость данного вида ценных бумаг увеличивается при повышении уровня инфляции и уменьшается в случае дефляции (до установленного уровня), измеряемых с использованием Индекса потребительских цен (Consumer Price Index)20. При наступлении срока погашения, выплачивается проиндексированная либо изначальная номинальная стоимость в зависимости от того, какая больше, при этом, дважды в год выплачиваются проценты.
Необходимо подчеркнуть существующее деление на государственный и муниципальный долг США21. При этом к муниципальному относятся долги всех органов государственной власти, за исключением федеральных. Рынок муниципальных ценных бумаг США составляет около 75 % мирового рынка субсуверенных ценных бумаг22. Отдельной категорией являются муниципальные ценные бумаги, представляющие собой долговые ценные бумаги, выпускаемые штатами, округами, городами, другими административными структурами ( например, школьными округами)23. Данные бумаги довольно популярны ввиду своей надежности. Нередко законодательством (например, Кодекс Образования Калифорнии ' California Education Code24) устанавливается, что получаемые муниципальным образованием доходы (например, налоги) должны в первую очередь направляться на погашение соответствующих обязательств перед инвесторами, которые приобрели облигации, в части выплаты основной суммы и начисленных процентов25. Местные органы власти и штаты активно используют долговое финансирование, из примерно 82 000 единиц муниципальных органов власти около 50 000 осуществляют выпуск ценных бумаг, при этом, существует также несколько тысяч специальных органов власти, которые были образованы именно для обслуживания конкретных проектов, под реализацию которых выпускаются муниципальные ценные бумаги26. Особенностью выпуска муниципальных ценных бумаг является
18 Там же. С. 390.
19 Там же. С. 390.
20 Согласно информации TreasuryDirect (http://www.treasurydirect.gov).
21 Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. М., 2002. С. 22.
22 Там же. С. 35. Ç
>
23 Гитман Л. Дж., ДжонкМ. Д. Основы инвестирования. М. : Дело, 1997. С. 435 ; Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями. М. : Инфра-М, 2000. С. 452. Á
24 www.leginfo.ca.gov (California Law, California Education Code).
25 Primer on Municipal Debt Adjustment. Chapter 9: The Last Resort for Financially Distressed Ы Municipalities. James E.Spiotto. Chapman and Cutler LLP. 2012. С. 6. <=
26 Балтина А. М. Финансовые системы зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2007. С. 68. ОПЫТ 4/2014
__ ввошаин
166 зарубежный опыт
имени О.Е. Кутнфинв СМГЮА)
осуществление платежей по ним за счет дохода от эксплуатации объектов общественного пользования, для финансирования которых они были выпущены, при этом, может иметься прямая связь между получаемым доходом и выплатами по облигациям (сборы за пользование объектом идут на погашение займа, привлеченного для его строительства), косвенная (использование налогов на бензин в качестве обеспечения займа на строительство дорог), а также скрытая (использование в качестве обеспечения подоходных налогов для финансирования строительства новых правительственных зданий)27.
Муниципальные облигации в США обычно выпускаются как серийные (различные серии погашаются в различные сроки), в то же время, могут быть выпущены и ценные бумаги с единым сроком погашения либо смешанные (облигации с единым сроком погашения и серийные)28. Муниципальные ценные бумаги, также как и государственные, могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, например, в зависимости от обеспечения обязательств по ним, данные ценные бумаги подразделяются на29: генеральные облигации или облигации под общее обязательство (generai obiigation bonds), обеспечиваемые всеми доходами и другими финансовыми источниками эмитента, а также его правом взимать налоги. При этом в случае выпуска таких облигаций администрациями малых городов и школьных округов, указанные ценные бумаги ограничены в доходных источниках и своем количестве величиной налога на имущество, вследствие чего называются «ограниченными налогами общими заемными облигациями». Крупные эмитенты могут использовать более широкий круг взимаемых налогов, это предполагает более масштабное финансовое покрытие выпускаемых ими облигаций, именно поэтому они называются «абсолютно верные и кредитоспособные». Отдельно выделяют такой вид облигаций как «двойные в обеспечении». Такого рода название связано с двойственным характером их источников финансирования. Указанные ценные бумаги гарантируются не только налоговыми поступлениями эмитента, но и иными платежами, как, например, гранты, платежи из внешних фондов. Отдельным видом являются доходные облигации или облигации под доход от проекта (revenue bonds), которые обслуживаются за счет доходов от специально оговоренных проектов (например, платные дороги). При этом выплата основной суммы и процентов осуществляются только в том случае, если достигнут достаточный уровень доходности проекта. Данный вид облигаций чаще всего имеет своей целью финансирование муниципальных проектов или предпринимательства. Выплата дохода по таким ценным бумагам осуществляется за счет поступлений от действующих предприятий, на которые изначально были направлены полученные вследствие займа средства. Следует отметить наличие требования, согласно которому такие предприятия должны достигнуть определенного уровня своего развития с тем, чтобы у эмитента появилась возможность выплатить как стоимость выпущенных облигаций, так и проценты по ним. Рассматриваемый вид ценных бумаг обладает достаточно высокой степенью риска, поскольку в том случае, если необходимые показатели не достигнуты и у эмитента нет возможности выплатить привлеченные в заем средства, выплата по ним не осуществляется.
Следующим видом облигаций являются облигации промышленного развития (indus-triai deveiopment bonds), доход от которых направляется на финансирование промышленных сооружений или их строительство, в дальнейшем, такие сооружения могут сдаваться в аренду.
27
28
Уильям Ф. Шарп. Указ. соч. С. 397. Там же. С. 387.
Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. М., 2002. С. 35 ; Уильям Ф. Шарп. Инвестиции. Инфра-М., 1997. С. 399.
Соловова Е. В.
Некоторые аспекты секьюритизированной формы имени О.Е. Кутафина (МГЮА] публичных Заимствований В США
Отдельно интересно рассмотреть такой вид муниципальных ценных бумаг как гарантированные/застрахованные облигации. Указанные ценные бумаги предполагают наличие гарантий (чаще всего в форме страхового полиса, представляющего собой источник дополнительного обеспечения), предоставляемых третьей стороной и предусматривающих полное своевременное погашения основной суммы и начисленных процентов. Такого рода гарантии повышают их привлекательность, поскольку снижают риск не возврата держателю облигации предоставленных им в заем средств, а также неполучение дохода в виде процентов.
Не менее интересным является такой вид облигаций, как рефондированные (или облигации рефинансирования). Изначально такие ценные бумаги выпускаются как доходные или генеральные, но впоследствии обеспечиваются дополнительными фондами, полученными из правительственных источников. Таким образом, рефондированные ценные бумаги представляют собой гибридную форму муниципальных ценных бумаг сочетающих в себе как характеристики общих, так и доходных облигаций. Необходимо обратить внимание на положение, согласно которому, в случае если инвестора беспокоит потенциальная возможность неплатежа либо задержки выплаты по муниципальным облигациям, у него есть возможность застраховаться путем приобретения соответствующего полиса30.
Проведенный анализ наглядно демонстрирует разнообразие рынка ценных бумаг в США. При этом можно сделать вывод о закреплении приоритета прав инвесторов и необходимости целевого использования полученных средств, направляемых на развитие как отдельных субъектов Федерации, так и страны в целом. Институт публичного долга и кредита в США представляет собой сложный механизм привлечения органами власти различного уровня заемных средств. Секьюритизированная форма публичных долговых обязательств является доминирующей в американской практике. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг США является одним из самых развитых в мире, что, несомненно, свидетельствует о том, что его более глубокое изучение может способствовать дальнейшему развитию национального рынка. Большой выбор финансовых инструментов, выпускаемых на федеральном уровне, а также муниципальными образованиями позволяет активно финансировать социально-значимые программы. Данный опыт представляется важным предметом изучения и для российских реалий, поскольку способствует разработке новых моделей привлечения государством и муниципальными образованиями денежных средств, их эффективного использования и своевременного погашения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балтина, А. М. Финансовые системы зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2007.
2. Гитман, Л. Дж., Джонк, М. Д. Основы инвестирования. М. : Дело, 1997. С. 435 ; Фабоцци, Ф. Дж. Управление инвестициями. М. : Инфра-М, 2000.
3. Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Проспект, 2013.
4. Данилов, Ю. А. Рынки государственного долга. М., 2002.
5. Уильям, Ф. Шарп. Инвестиции. М. : Инфра-М, 1997.
6. Peter Tanous and Jeff Cox. Debt, deficits and the demise of the American economy, 2009.
7. Primer on Municipal Debt Adjustment. Chapter 9: The Last Resort for Financially Distressed Municipalities. James E.Spiotto. Chapman and Cutler LLP.2012.
8. U.S. Government Accountability Office (http://www.gao.gov).
9. U.S. Securities and Exchange Comission (www.sec.gov).
10. TreasuryDirect (http://www.treasurydirect.gov).
30 Уильям Ф. Шарп. Указ. соч. С. 387. 4/2014