СЕКТОР ИКТ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИК АРАБСКИХ СТРАН - ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ)
Гукасян Гурген Левонович,
доцент кафедры политэкономии и политологии МТУСИ, ст. научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, Россия, Москва,
Ключевые слова: экономическая модернизация; телекоммуникации; информационные технологии; арабские страны - экспортеры нефти; развитие не нефтяных секторов экономики; диверсификация экономической базы.
Страны - экспортеры нефти стремятся изменить модель развития, основанную на экспорте этого сырья. Среди арабских стран наибольшие финансовые возможности модернизации экономики имеют страны - члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Однако стратегии экономической модернизации нужно переориентировать на новые источники национального дохода. Целенаправленная экономическая политика может обеспечить эффективное использование валютных доходов от экспорта нефти, поэтому повышается роль финансирования передовых секторов экономики, опирающихся на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). К ним относятся производственные и инфраструктурные инновации, наука, образование, телекоммуникации, социально-культурная сфера. Тенденции модернизации на базе ИКТ в странах ССАГПЗ имеют научное и практическое значение для планирования экономики.
Развивающиеся страны, обладающие значительными запасами углеводородных ресурсов, такие как арабские страны - экспортеры нефти: Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), предпринимают значительные усилия в рамках стратегий экономической модернизации и диверсификации хозяйства на основе использования валютных доходов от экспорта. Они стремятся переместить экономический рост из нефтегазодобывающей отрасли в сектора, не связанные с добычей и реализацией сырой нефти и природного газа, чтобы снизить зависимость от исчерпаемых нефтяных запасов, нестабильности конъюнктуры мирового рынка нефти, изменить экономические структуры, основанные здесь на труде иностранной рабочей силы, решить проблему социальной нагрузки на бюджет.
На примере рассматриваемой группы развивающихся стран подтверждается возможность переориентировать экономическое развитие стран - экспортеров нефти за счет инвестирования в информационно-коммуникационные технологии и продукты, позволяющие задействовать резервы повышения производительности общественного труда и изменить хозяйственную структуру.
Для цитирования:
Гукасян Г.Л. Сектор ИКТ в условиях модернизации экономик арабских стран - экспортеров нефти (новые тенденции) // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2015. Том. 9. - №3. - С. 76-81.
For citation:
Gukasian G.L. The ICT Sector under modernization of Economy's of Arab Oil-Exporting States (New Trends). T-Comm. 2015. Vol. 9. No.3. Рр. 76-81. (in Russian).
T-Comm Том 9. #3-2015
Особенно заметно отставание стран ССАГПЗ от развитых стран проявляется в трудовых ресурсах: в нефтегазовом секторе, обеспечивающем в середине 2000-х гг. порядка 46% производства ВВП стран ССАГПЗ было занято не более 1% населения, производительность труда в нефтегазовом секторе оценивалась в 1,6 млн. долл. на одного работающего, по сравнению лишь с 9300 долл. на одного занятого в строительстве. В Саудовской Аравии производительность труда на одного занятого в строительстве оценивалась показателем порядка 6 тыс. долл., а на занятого в обрабатывающей промышленности - порядка 35 тыс. долл., в ОАЭ (Объединенных Арабских Эмиратах), в этих же отраслях, соответственно, порядка 21 тыс. долл. и 50 тыс. долл. Но при сравнении такой страной, как Норвегия, страны ССАГПЗ сильно отстают. В Норвегии в тот же период производительность работника добывающих отраслей оценивалась почти в 2 млн. долл., в строительстве - в 98 тыс. долл., в обрабатывающей промышленности - в 96 тыс. долл. (2005 г.) [3, с. 7].
В условиях необходимости развития государственноча-стного партнерства и повышения роли частного сектора в производстве ВВП в нем занято слишком мало коренных граждан. По данным национальной статистики ряда стран ССАГПЗ за 2010 г. доля иностранной рабочей силы в государственном и частном секторах экономики, соответственно, составляла: 5% и 78% в Саудовской Аравии, 56% и 99% в Катаре, 14% и 84% в Омане, 11 и 82% на Бахрейне [4, с. 6]. Эта ситуация проявляется на фоне нехватки рабочих мест для молодежи и объясняется, в частности, невысоким уровнем квалификации национальных кадров.
В рамках стратегий экономической диверсификации в странах ССАГПЗ должно быть осуществлено перераспределение нефтяных доходов в новые сферы экономической деятельности и материальные активы, такие как современная хозяйственная инфраструктура, новые производственные мощности, жилищное строительство, образование, здравоохранение, наука, охрана окружающей среды и другие. Во многом это может быть стимулировано с помощью совершенствования механизмов информационного общества, экономики знаний и информационно-коммуникационных технологий.
В конце ХХ в. исследования зарубежных экономистов, таких как Э.Ф. Дэнисон, подтвердили, что доля производительности труда как фактора экономического роста составляет порядка 68%. Кроме того, в составе этого роста самое заметное влияние оказывали инновации, капиталовложения, образование и переподготовка кадров, экономия на основе масштаба производства, улучшение распределения ресурсов. Все приведенные факторы роста связаны с экономикой знаний и применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые обеспечивают "перелив" знаний, информации и технологий, способствующий диверсификации видов экономической деятельности, снижению издержек, появлению новых продуктов и услуг.
Это подтверждается разными исследованиями. Производительность и оснащенность бизнеса в конце ХХ века стала испытывать прямую зависимость от внедрения технологий и продуктов ИКТ, инвестиции в сферу ИКТ в стра-
нах с развитой рыночной экономикой, входящих в ОЭСР (OECD), возросли с менее чем 15% доли в общих инвестициях нерезидентов (т.е. иностранных инвестициях в ОЭСР) в начале 1980-х годов, до уровня от 15% до 30% в 2001 г. Подтверждается, что повышение капиталовооруженности труда через инвестиции в сферу ИКТ приводило к росту его производительности, что в период 1995-2001 гг. вызывало, согласно оценкам, рост как ВВП, так и производительности труда на величину примерно от 0,3% до 0,8%. Особенно сильно инвестиции в ИКТ подталкивали рост производительности труда в США, Австралии, Нидерландах, Канаде, несколько меньше - в Великобритании и Японии, за ними следовали Германия, Франция и Италия. При этом треть всех инвестиций в сфере ИКТ приходилась на инвестиции в программное обеспечение. Кроме того, удешевление технологий и продуктов в сфере ИКТ стимулирует дальнейший прогресс и совершенствование ассортимента данной продукции, и сама сфера ИКТ обеспечивает заметную долю в производстве ВВП.
Важно, что распространение ИКТ в экономике, как подтвердили исследования, улучшает показатели деятельности многих секторов экономики, особенно секторов сферы услуг: финансового сектора, коммерческих услуг, торговли, логистики, транспорта и других. Использование ИКТ помогает развитию современного рынка, экономических связей, регулированию инвестиционных потоков. Огромное развитие получила электронная торговля. Новые фирмы, входящие на рынок, растут и занимают место на рынке быстрее, если осуществляют инвестиции в ИКТ. ИКТ стимулирует также становление венчурных компаний.
По оценке представителей Экономической комиссии ООН для Западной Азии (ЭКЗА) в арабских странах имеется своя специфика воздействия технологий информационного общества на хозяйство. Она, прежде всего, заключается в огромном потенциале ИКТ для повышения уровня социально-экономического развития стран с переходной экономикой, преобразования как экономической, так и социальной структуры общества. Главные направления воздействия ИКТ на развитие таких государств заключаются в повышении производительности труда и эффективности хозяйства; повышении эффективности государственного управления и услуг при снижении издержек; облегчении деятельности в области повышения качества образования, регулирования трудоустройства и миграции, привлечения иностранных инвестиций в проекты, передачи технологии, развития науки и исследований [5].
В странах ССАГПЗ проводились различные исследования роли инновационной деятельности в экономике. Так в 2001 г. проводился опрос в форме интервью представителей компаний химической и металлургической отраслей ОАЭ о влиянии использования инновационных технологий и процессных инноваций на коммерческую деятельность (ИКТ в рамках опроса специально не выделены). Положительное влияние этих технологий и инноваций на улучшение качества продукции фиксируют 88% опрошенных, положительное влияние на новые методы производства - 69%, на создание новых методов производства -73%, на создание новых продуктов - 62%, на улучшение
организации в компании - 58%, на улучшение подготовки персонала - 50%, на улучшение коммуникации внутри компании - 54%, на возможность увеличивать выпуск продукции и услуг с меньшими затратами - 58%, положительное влияние на освоение новых рынков - 46%, положительное влияние на снижение материальных затрат - 27%, положительное влияние на снижение общих издержек компании -35%, положительное влияние на увеличение продаж - 38% [6, с. 77]. Как известно методы интервью специалистов компаний часто дают более точные экономические прогнозы производства и рынка, чем "наивные" прогнозы, основанные на экстраполяции тренда, что подтвердила практика проведения опросов 12 тысяч промышленных компаний Министерством торговли США [2, с. 83].
Для стран - экспортеров нефти наличие дополнительных валютных доходов от экспорта выступает эффективным инструментом стимулирования экономики и ее инновационных секторов. Иностранные активы стран ССАГПЗ в 2013 г. оценивались Институтом международных финансов в размере порядка 2,5 трлн. [7]. При этом бюджетные расходы стран ССАГПЗ в 2012 г. достигли 491 млрд. долл. [8].
Финансовая политика арабских стран ССАГПЗ сочетает манипулирование валютными резервами в качестве "подушки безопасности" с существенными инвестициями в программы экономической модернизации, в т.ч. с направлением значительных средств в образование, здравоохранение, проекты альтернативной энергетики, охраны окружающей среды и другие инновационные сферы. По планам социально-экономического развития в Саудовской Аравии в течение 2010-2013 гг. было вложено около 385 млрд. долл., в Абу-Даби за период с 2008 по 2013 гг. - более 160 млрд. долл., в Кувейте, за период с 2010 по 2014 гг. вкладывается около 125 млрд. долл., в Катаре, за 20112016 гг., более 226 млрд. долл., в Омане в 2011-2015 гг. -более 15 млрд. [9, с. 4].
Воздействие мирового финансово-экономического кризиса на страны ССАГПЗ было смягчено за счет резервных финансовых фондов. После кризиса экономический рост этих стран - экспортеров нефти достиг 7,2% за 2012 г. и 6% за 2013 г. (средний темп роста ВВП по всем странам ССАГПЗ) [10]. Это выше среднемирового уровня. По большинству оценок, в 2013 г. суммарный номинальный ВВП шести стран ССАГПЗ превысил 1,6 трлн. долл., по сравнению с 1,56 трлн. долл. в 2012 году, что отражает экономическое значение данной группы стран в мире, так как суммарный ВВП ССАГПЗ сопоставим с ВВП таких стран, как Канада [11].
Арабские страны ССАГПЗ продолжают осуществлять стратегию понижения доли нефтяного сектора в производстве ВВП, которая, по недавним оценкам, в среднем по ССАГПЗ составила 43%. [18, с. 4]. Наблюдается решимость достигнуть прогресса в снижении этой доли, которая неустойчива в периоды роста цен на мировом рынке из-за увеличения дохода от реализации нефти. Так, стратегия экономического развития Омана направлена на ориентир снижения доли нефтяного сектора в ВВП до 9% к 2020 г. (исключая добычу газа), стратегия развития Саудовской Аравии направлена на снижение его доли до порядка 19,5% к 2024 г., хотя раньше этого рубежа планировали до-
стигнуть быстрее, Абу Даби (основной по запасам нефти эмират ОАЭ) нацелен на снижение доли нефтяного сектора до 40% к 2022 г. [12, с. 55; 13, с. 11]. Примером трансформации нефтяной экономики путем рывка в развитии современных секторов сферы услуг и инновационных сфер деятельности стал эмират Дубай (ОАЭ), нефтяная часть ВВП которого в 1995 г. составляла 18%, так как запасы нефти Дубая невелики, но за счет целенаправленной политики правительства эмирата по развитию новых источников дохода к 2005 г. была снижена до примерно 5%, без потери благосостояния [1, с. 40]. Хотя по экономике Дубая значительный удар нанес мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., после него хозяйство Дубая восстановилось.
Авторитетные экономисты высказали мнение, что повышение темпов экономического роста стран ССАГПЗ на 1% в год в оставшийся до 2020 г. период обеспечит хозяйственное процветание этой группы государств [8]. С учетом упомянутых ранее оценок влияния ИКТ на экономический рост в развитых странах, можно ожидать, что в ближайшие годы использование этой сферы будет действенным рычагом социально-экономической модернизации стран ССАГПЗ. Основные стратегические направления использования технологий информационного общества были обозначены в ходе конференций с участием представителей ведущих компаний, научных центров и правительственных кругов стран ССАГПЗ, в ряде опубликованных документов.
В выступлении президента компании Mobile Interactive Technology Solutions Company (Саудовская Аравия) был отмечен исторический опыт выхода стран на лидирующие позиции за счет использования информации и знаний на примере династии Аббасидов, правящей в Багдадском халифате в 9 веке, при которой Багдад стал ведущим центром экономической жизни региона. В государстве Аббасидов всемерно поощрялось появление и распространение новых знаний, были переведены и использованы научные труды многих зарубежных мыслителей - греческих, персидских, индийских, переводчики работ получили вознаграждение золотом, соответствующее весу переведенных работ. Еще старинная арабская поговорка гласила: "Ищите знания еще дальше, чем находится Китай". На современном этапе развития арабских стран Персидского залива их представители считают необходимым такое же ответственное отношение к использованию знаний. Это отвечает вызовам и задачам, стоящим перед более чем 45-миллионным населением стран ССАГПЗ, сообразуясь с необходимостью трансформировать финансовое богатство, полученное за счет экспорта природных ресурсов, в материальное богатство.
Также было отмечено, что странам ССАГПЗ необходимо создание информационной среды, способствующей обучению, развитию критического мышления, инноваций с помощью информационных сетей, позволяющих обмениваться информацией и проводить форумы на академическом, профессиональном и других уровнях коммуникаций. Это направление развивается, что видно по количеству пользователей Facebook, которых в странах ССАГПЗ к 2010 г. было уже около 5,5 млн., 45% которых приходилось на такую страну, как Саудовская Аравия и еще 31% на ОАЭ. Саудовская Аравия в 2010 г. стала 16 государством
T-Comm Том 9. #3-2015
из числа 31 страны в списке ведущих стран, на территории которых размещены 500 наиболее мощных в мире суперкомпьютеров. Наряду с этим страны ССАГПЗ оценивают темпы роста электронной коммерции на своем рынке в размере 20% в год, также к 2010 г. количество работников, занятых в секторе ИКТ стран ССАГПЗ превысило 350 тыс. человек. Ожидается, что развитие спроса на информационно-коммуникационные продукты и услуги за 5 летний период создаст в странах ССАГПЗ порядка 110 тысяч новых рабочих мест [14].
Правительственные круги стран ССАГПЗ восприняли концепцию развития, в которой инновации рассматриваются как катализатор экономики, особенно таких секторов, как биотехнологии, альтернативная энергетика, пищевая промышленность, опреснение воды, ИКТ. В связи с этим увеличиваются бюджетные расходы на инновационное развитие. Так, в 2010 г. 25% бюджетных ассигнований в Саудовской Аравии было направлено на образование. Большие вложения были осуществлены в создание Города науки и технологий имени короля Фахда и нового одноименного университета, который стал крупнейшим в мире научно-технологическим центром, так как 4 млрд. долл. было выделено на его инфраструктуру, и еще 10 млрд. долл. - на венчурные и другие фонды в рамках этого центра. Кроме того, 25 млрд. долл. правительство Саудовской Аравии выделило на цели повышения инновационного потенциала страны мировом уровне, включая создание 10 исследовательских центров и 15 центров технологических инноваций, в дополнение к 8 технологическим инкубаторам, созданным в рамках нового Университета науки и технологий [14; 15].
Роль информационно-коммуникационных технологий в экономическом развитии арабских стран - экспортеров нефти и основные экономические преимущества, реализуемые с их помощью, можно оценить на опыте ОАЭ, так как это государство выступило лидером процессов модернизации и диверсификации хозяйства среди стран ССАГПЗ. Объем сектора ИКТ ОАЭ в финансовом измерении возрос с 6,9 млрд. долл. в 2003 г. до 9,5 млрд. в 2005 г., более 11,4 млрд. в 2008 г., 14,8 млрд. в 2011 г. В частности, в Дубае была создана свободная зона для развития технологий, электронной коммерции и СМИ, в рамках которой возникли мощные инновационные кластеры, привлекшие инвестиции и услуги компаний мирового уровня в сфере ИКТ. Среди таких кластеров Dubai Internet City, Dubai Media City, Dubai Knowledge Village. Было развито множество услуг и продуктов информационного характера, что способствовало выходу ОАЭ на 25 место в мире по уровню конкурентоспособности экономики в "Отчете о глобальной конкурентоспособности за 2010-2011 гг." Всемирного экономического форума (ВЭФ). В индекс глобальной конкурентоспособности стран входит субиндекс технологиче-ской готовности, отражающий использование новых технологий фирмами страны, наличие законов, обеспечивающих деятельность в сфере ИКТ, объем прямых иностранных инвестиций и технологических трансфертов, количество пользователей мобильной связи, интернета, компьютеров. Также ОАЭ были отнесены к разряду стран, находящихся на передовой стадии развития "экономики, движимой инновациями". Это категория стран,
которые наиболее продвинуты в использовании инноваций в экономическом развитии, таких как Германия, Южная Корея, Великобритания, США.
ОАЭ, население которого в 2014 г. оценивается в 8,6 млн. человек, уже в начале 2000-х годов имели наиболее высокую долю населения от всех стран ССАГПЗ, получившую доступ к Интернету, это 52,8% от всего получившего доступ к Интернету населения стран ССАГПЗ в 2000 г. и 42,3% в 2001 г., соответственно. При этом в ОАЭ был достигнут наибольший среди всех стран региона Персидского залива объем производства продукции обрабатывающей промышленности в расчете на душу населения, что объясняют наилучшей инфраструктурой и деловой средой, приемлемым уровнем производственных затрат компаний.
Эти факторы взаимосвязаны и опираются на информационно-коммуникационные механизмы. Почти все государственные учреждения ОАЭ имеют интерактивные порталы для взаимодействия с населением и бизнесом. Они охватывают здравоохранение, образование, социальные пособия, трудоустройство, финансы. В будущем власти ОАЭ планируют ответить на вызов инновационного развития путем всеобъемлющего повышения качества всех уровней образования и национальной научно-исследовательской системы, которые пока еще развиты недостаточно для обеспечения экономики квалифицированными кадрами (в начале 2000-х гг. ОАЭ были на 75 месте среди стран мира по наличию ученых и инженеров).
ОАЭ занимают высокие места во всемирных индексах развития человеческого потенциала, информационного общества, в которых учитывается влияние ИКТ. Например, ОАЭ занимает высшие места в индексе проникновения мобильной связи (200%), проникновения широкополосной связи (100%) и других. Создана необходимая инфраструктура ИКТ позволяющая гражданам ОАЭ иметь неограниченный доступ ко всем видам коммуникаций, которые имеют жители развитых стран Запада, проводятся специальные программы обучения в этой сфере.
В ОАЭ был создан специальный Фонд развития ИКТ, осуществляющий поощрение предпринимательства в этой сфере и взаимодействия научных и коммерческих структур с целью становления сферы ИКТ в качестве самостоятельной национальной отрасли экономики. Наряду с этим, был учрежден и специальный венчурный фонд по развитию ИКТ, функционирующий на основе исламских экономических принципов (Injazat Technology Fund E.C.), с капиталом в 50 млн. долл. Его цель также состоит в выведении на коммерческий уровень соответствующих проектов. В сфере распространения информации в ОАЭ при участии государства было осуществлено создание крупной электронной библиотеки, а также электронной медицинской библиотеки.
На международном уровне ОАЭ характеризуются как страна с всеобъемлющей грамотностью, так как уровень грамотности населения в возрасте от 15 до 24 лет составил 94% уже в 2010 г., в сравнении со среднемировым уровнем в 87,6%. В последние годы в обеспечении грамотности и образования в ОАЭ все большую роль стали играть именно информационно-коммуникационные технологии и программы, проводимые правительствами эмиратов.
Электронный документооборот выступает еще одним видом использования ИКТ в ОАЭ, которые первыми среди всех стран Ближнего Востока в 2006 г. приняли закон об электронных сделках и документах. На этой основе в ОАЭ осуществлялся сдвиг от бумажного документооборота к безбумажному. Примером конкретных инициатив стала программа перехода на электронный документооборот в рамках корпорации портов, таможни и свободных зон (Dubai Ports, Customs and Free Zones Corporation). Для всей экономики ОАЭ осуществляется широкое внедрение электронных карт, заказов, разрешений и других форм документации [15, с. 2-4, 8-14].
О значении сферы ИКТ на Ближнем Востоке свидетельствует то, что такая крупная компания, как "Хуавей" обеспечивает за счет деятельности в данном регионе не менее 10% своего дохода, ее представители оценивают данный рынок как быстрорастущий, а его ядром рассматриваются страны, входящие в ССАГПЗ. Темп роста сектора ИКТ в регионе Ближнего Востока в ряде сегментов этого сектора достигает 21% в год, одни только расходы на ИКТ в рамках таких секторов хозяйства, как здравоохранение, банки и финансы, транспорт и энергетика за 2014 г. должны достигнуть порядка 96 млрд. долл. Опережающими темпами, в сравнении с другими арабскими странами, в странах ССАГПЗ растет использование мобильной связи [16]. В 2013 г. страны ССАГПЗ продолжили повышение своих глобальных рейтингов в сфере ИКТ, что подтверждает наращивание стратегических усилий по извлечению выгод из волны развития "экономики знаний". Катар, ОАЭ и Бахрейн вошли в первые 30 стран мира по Индексу сетевой готовности за 2013 г. (определяемому ВЭФ), заняв, соответственно 23, 25 и 29 места. Прогнозируется, что за 2011-2015 гг. расходы на развитие сферы ИКТ в арабских странах ССАГПЗ составят порядка 318 млрд. долл. Только в одних ОАЭ объем этих расходов за 2013-2015 гг. прогнозируется на уровне 40 млрд. долл. По оценке Business Monitor International объем рынка ИКТ в странах ССАГПЗ в период с 2010 по 2015 г. будет расти темпом около 8,6%. При этом развитие сектора ИКТ стимулирует и различные отрасли обрабатывающей промышленности. Так в Абу Даби недавно осуществлены инвестиции в размере 20 млрд. долл. в производство полупроводников, что может вывести ОАЭ на уровень крупнейших мировых производителей. Компания с участием государственного капитала Advanced Technology Investment Company (ATIC) ведет для этого строительство производственного кластера. Еще в 2009 году ATIC инвестировала 1,4 млрд. долл. в партнерстве с американской компанией Advanced Micro Devices с целью создания первых производственных мощностей в Абу Даби, а в 2010 ATIC купила мажоритарный пакет акций крупной корпорации Chartered Semiconductor (Сингапур) с целью расширения рынка [16].
В Дубае также стремятся увеличить вклад современной сферы услуг в не нефтяной ВВП, занять в ней ведущие мировые и региональные позиции. Для этого создаются такие проекты, как Dubai Outsource Zone (с 2006 г.), насчитывающая порядка 100 фирм с численностью персонала 7000 человек. Этот проект не ограничивается помощью другим компаниям, предлагая широкий спектр услуг по управлению инфраструктурой, созданию и объединению серверов, разработке услуг на основе Интернета. В отмеченной зоне пре-
доставляются налоговые освобождения и право 100% репатриации капитала для иностранных инвесторов.
Повышение роли ИКТ в экономическом развитии можно наблюдать и на примере Катара, который также как и другие страны ССАГПЗ поставил стратегическую цель создания современной "экономики знаний" приняв Национальный план в области ИКТ, направленный на удвоение числа занятых в сфере ИКТ страны и также удвоение вклада сектора в ВВП. Только в цифровые технологии с 2013 по 2015 гг. Катар намерен вложить 1,9 млрд. долл [17].
Можно констатировать, что на примере данной группы развивающихся стран подтверждается возможность переориентировать экономическое развитие стран - экспортеров нефти за счет инвестирования в информационно-коммуникационные технологии и продукты, позволяющие задействовать резервы повышения производительности общественного труда и изменить хозяйственную структуру.
Литература
1. Гукасян Г.Л. Стратегии модернизации на основе нефтяных доходов: султанат Оман и ОАЭ // Дипломатическая служба. - 2012. - №5. - С.35-41.
2. Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики. - М, 2002. - 304 с.
3. Economic Diversification. The Road to Sustainable Development. Booz and Company. Abu Dhabi. Beirut. Printed in USA. - 2008. - 18 с.
4. Al-Kuwari D. Mission impossible? Genuine economic development in the Gulf Cooperation Council countries // Kuwait Programme on Development, Governance and Globalization in the Gulf States. London School of Economics and Political Sciences. - September 2013, №33. - 41 с.
5. Zaatari R. Impact of ICT and Selected e-Services on Socio-Economic Devel-opment. ESCWA. ICT Application Series. 8-9 June 2012 // www.escwa.un.org. Дата обращения 20.05.2014
6. Mohamed-Nour S.S.O. Technoligical Change and Skill Development in Arab Giulf Countries. - Maastricht University. Maastricht, 2005. - 191 с.
7. GCC foreign assets to hit 2,5 t. / Khaleej Times. UAE. 14.05.2013 // www.khaleejtimes.com. Дата обращения: 12.10.2014.
8. Gokkent G. GCC Economic Developments & Outlook 2013. /Zawya.
19.02. 2013.// www.zawya.com/story/GCC_Economic_Developments_
0utlook_20l3-ZAWYA20l302l9095953/ - дата обращения: 12.10.2014.
9. Saudi and GCC Opportunities 2012-16. SAMBA Financial Group. Riyadh. Saudi Arabia. - June 2012. - 42 с.
10. Gulf economies poised to sustained growth. / Zawya. //www.zawya.com.story/ gulf economies poised to sustained growth-GN-20102013211012. Дата обращения: 20.11.10.2014.
11. Gulf Economies to Grow in 2014 Despite Cheaper Oil. // www.gulf-business.com/2013/10/ Gulf-economies-to-grow-in-2014-despite-cheaper-oil /#. Us2jl9JdVWI. Дата обращения: 20.11.2014.
12. Long Term Strategy for Saudi Economy. Ninth Development Plan. Brief Re-port. Kingdom of Saudi Arabia. Ministry of Economy and Planning. Riyadh. - 2009. - 85 с.
13. Government of Abu Dhabi. The Abu Dhabi Economic Vision 2030. Abu Dhabi Council for Economic Development. - November 2008. - 142 с.
14. Al-Sudairy F.A. Impact of ICT on Economy and Society and Quality of Life. Gulf Cooperation Council Region (GCC). http: //files.stsforum.org/ Previous/20l0/PL_speach/PL204A_AlSudairy.pdf. Дата обращения: 05.06.2014.
15. National Profile of the Information Society in the United Arab Emirates. //Economic ansd Social Commission for Western Asia (ESCWA). Doc. E/ ESCWA/ICTD/20ll/4/Add. 8. l5 November 20ll. U.N. New York. 20ll. - 3l с.
16. Mideast ICT Spending to top $96 billion this year. / l9/06/20l4 l2:ll AST Trade Arabia. // http://www.gulfbase.com/news/mideast-ict-spending-to-top-96-billion-this-year/264006. Дата обращения: 05.06.20l4.
17. ICT Sector in GCC Flourishes on Back of Heavy Investment & Aggressive Strategies for Growth. /Business Events for Internationally Connected Communities. January l l, 2014. // http://bluestoneme.com/ 20l4/0l/ll/ict-sector-in-gcc-flourishes-on-back-of-heavy-investment-aggres-sive-strategies-for-growth. Дата обращения: 05.06.20l4.
18. GCC Economic Insight 2012. Economic Report. Qatar National Bank. Doha, Qatar. - 20l3. - 42 с.
T-Comm Том 9. #3-2015
7ТЛ
THE ICT SECTOR UNDER MODERNIZATION OF ECONOMY'S OF ARAB OIL-EXPORTING STATES (NEW TRENDS)
Gukasian G.L., Moscow, Russia, [email protected]
Abstract
Countries - oil exporters seek to change a development model based on exporting of this raw material. Among the Arab countries most financial opportunities to modernize the economy of the country have states - members of the Co-operation Council of the Arab States of the Gulf (GCC). However, economic modernization strategies must be redirected on new sources of national income. Targeted eco-nomic policy can ensure the effective use of foreign exchange earnings from oil exports, so the role of financing advanced sectors of the economy, based on infor-mation and communication technologies (ICT), is increasing. These include indus-trial and infrastructural innovation, science, education, telecommunications, social and cultural sphere. Trends of modernization of ICT in the GCC countries have scientific and practical value for the planning of the economy.
Keywords: economic modernization; telecommunications; information technology; Arab oil-exporting states; development of the non-oil economic sectors; diversification of the economic platform.
References
1. Gukasian G.L. Modernization Strategy on the Basis of Oil Revenues: the Sul-tanate Oman and the UAE. Diplomatic Service. Moscow: 2012, No 5. Pp. 35-41. (in Russian).
2. Parsadanov G.A., Egorov V.V. Forecasting the national economy. Moscow 2002. 304 p. (in Russian).
3. Economic Diversification. The Road to Sustainable Development. Booz and Company. Abu Dhabi. Beirut. Printed in USA. 2008. - 18 p.
4. Al-Kuwari D. Mission impossible? Genuine economic development in the Gulf Cooperation Council countries. Kuwait Programme on Development, Governance and Globalization in the Gulf States. London School of Economics and Political Sciences. September 2013, No 33. 41 p.
5. Zaatari R. Impact of ICT and Selected e-Services on Socio-Economic Devel-opment. ESCWA. ICT Application Series. 8-9 June 2012 www.escwa.un.org.
6. Mohamed-Nour S.S.O. Technoligical Change and Skill Development in Arab Giulf Countries. Maastricht University. Maastricht, 2005. 191 p.
7. GCC foreign assets to hit 2,5 t. / Khaleej Times. UAE. 14.05.2013. www.khaleejtimes.com.
8. Gokkent G. GCC Economic Developments & Outlook 2013. /Zawya. 19.02. 2013. www.zawya.com/story/GCC_Economic_ Developments_ 0utlook_20l3-ZAWYA20l302l9095953.
9. Saudi and GCC Opportunities 2012-16. SAMBA Financial Group. Riyadh. Saudi Arabia. June 2012. 42 p.
10. Gulf economies poised to sustained growth. Zawya. //www.zawya.com.story/gulf economies poised to sustained growth-GN-20102013211012.
11. Gulf Economies to Grow in 2014 Despite Cheaper Oil. www.gulfbusiness.com/2013/10/ Gulf-economies-to-grow-in-2014-despite-cheap-er-oil /#. Us2jl9JdVWI.
12. Long Term Strategy for Saudi Economy. Ninth Development Plan. Brief Re-port. Kingdom of Saudi Arabia. Ministry of Economy and Planning. Riyadh. 2009. 85 p.
13. Government of Abu Dhabi. The Abu Dhabi Economic Vision 2030. Abu Dhabi Council for Economic Development. November 2008. 142 p.
14. Al-Sudairy F.A. Impact of ICT on Economy and Society and Quality of Life. Gulf Cooperation Council Region (GCC). http://files.stsfo-rum.org/ Previous/20l0/PL_speach/PL204A_AlSudairy.pdf.
15. National Profile of the Information Society in the United Arab Emirates. //Economic ansd Social Commission for Western Asia (ESCWA). Doc. E/ ESCWA/ICTD/2011/4/Add. 8. 15 November 2011. U.N. New York. 2011. 31 p.
16. Mideast ICT Spending to top $96 billion this year. / 19/06/2014 12:11 AST Trade Arabia. http://www.gulfbase.com/news/mideast-ict-spending-to-top-96-billion-this-year/264006.
17. ICT Sector in GCC Flourishes on Back of Heavy Investment & Aggressive Strategies for Growth. /Business Events for Internationally Connected Communities. January 11, 2014. http://bluestoneme.com/ 2014/01/11/ict-sector-in-gcc-flourishes-on-back-of-heavy-investment-aggressive-strategies-for-growth.
18. GCC Economic Insight 2012. Economic Report. Qatar National Bank. Doha, Qatar. 2013. 42 p. For citation:
Gukasian G.L. The ICT Sector under modernization of Economy's of Arab Oil-Exporting States (New Trends). T-Comm. 2015. Vol. 9. No.3. Pp. 76-81. (in Russian).
7TT