Эволюция экономической интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ССАГПЗ
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Gulf Cooperation Council, GCC), ССАГПЗ был образован в 1981 г. в Эр-Рияде в составе шести государств - Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии. Стоит вопрос о присоединении Марокко и Иордании. Тогда же был утвержден Устав ССАГПЗ. Как записано в Уставе, Совет нацелен на координацию, интеграцию и взаимную зависимость стран по формированию экономического союза, углублению и активизации сотрудничества в различных сферах, формирование общих правил в экономике, культуре и образовании.
Государства расположены в политически нестабильном регионе, обладают крупнейшими запасами энергоресурсов. Их доля в мировых доказанных запасах нефти равна 40% и они удовлетворяют 25% зарубежных потребностей в нефти, удельный вес в мировых запасах природного газа - 20%, им принадлежат 40% финансовых резервов мира.
Для развития интеграционных процессов важно наличие центростремительных факторов, которые содействуют реализации поставленных целей и задач. В рамках стран Персидского залива это - схожие экономические показатели, схожие политические системы и экономические интересы, колониальная зависимость от Великобритании, зависимость товарной структуры экспорта от вывоза одного стратегического товара - нефти, на который приходится 50% совокупного ВВП региона и 80% экспортных валютных доходов. Кроме того, страны имеют схожие политические и культурологические факторы: являются монархиями, имеют один язык, общие исторические, культурные и религиозные истоки и традиции.
Г.М. Костюнина, Н.Н. Ломакин
УДК 339.9 ББК 65.5 К-727
Численность населения региона составляет 41,6 млн человек, совокупная территория - 26,5 млн кв. км, стоимостной объем субрегионального ВВП по ППС -1,6 трлн долл., а ВВП на душу населения 43 000 долл. в среднем.
Главным стимулом создания организации стали политические цели, включая окончание ирано-иракской войны в 1980 г. ССАГПЗ стал первым союзом в сфере обеспечения региональной безопасности. Если в других региональных интеграционных объединениях вопросы регионального экономического сотрудничества были инициированы под влиянием политических соображений, то в рамках ССАГПЗ главным мотивом стала поддержка политических систем (монархий).
Высшим органом организации является Верховный совет, основная функция которого - принятие решений по деятельности ССАГПЗ. Еще один орган - Совет министров в составе министров иностранных дел или других министров. Он выступает в качестве координатора действий Верховного совета и технических комитетов в установленных сферах сотрудничества, разрабатывает рекомендации для Верховного совета в целях принятия решений. Техническим и административным органом является Генеральный секретариат. Его штаб-квартира находится в Эр-Рияде. Технические комитеты формируются Верховным советом. В 1981 г. были созданы комитеты по социальному и экономическому планированию, по экономическому и финансовому сотрудничеству, по промышленному сотрудничеству, по нефтяной политике, по социальным и культурным вопросам. Впоследствии деятельность ССАГПЗ была расширена и на другие сферы, как оборона и международная безопасность.
С 2009 г. функционирует Валютный совет как предшественник Центрального банка будущего валютного союза в рамках ССАГПЗ. В целях формирования валютного союза были образованы также такие институты, как Комитет по финансовому и экономическому сотрудничеству в составе министров финансов и экономики; Комитет управляющих финансовыми органами и центральными банками, который проводит встречи не менее двух раз в год и подотчетен Комитету по финансовому и экономическому сотрудничеству; Комитет по банковскому надзору, Комитет по платежным системам и Комитет по подготовке кадров.
В рамках ССАГПЗ отсутствуют структуры наднационального характера, что связано с сохранением национального суверенитета стран-членов. Рядом функций наднационального характера обладает Валютный совет.
В последние годы вырос уровень демократизации общества в монархиях Персидского залива, как и возросла политическая активность населения Бахрейна, Катара, Кувейта и Омана, где были сформированы парламенты.
Хотя ССАГПЗ был создан по причинам обеспечения безопасности и политическим соображениям, многие его достижения связаны с экономической сферой. Несмотря на мотив образования, он стал инструментом расширения экономического сотрудничества в регионе.
ЭКОНОМИКА СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
Страны Персидского залива имеют как схожие, так и отличные экономические показатели. В состав ССАГПЗ входит страна среднего масштаба - Саудовская Аравия и пять небольших по объему ВВП и численности населения стран. Если в Саудовской Аравии численность населения составляет 26,94 млн человек, то в ОАЭ - 3,15 млн человек и в Бахрейне (самой малочисленной стране) - 1,28 млн человек. Что касается объема ВВП, то половина совокупного ВВП ССАГПЗ приходится на ВВП Саудовской Аравии (883,7 млрд долл.). Таким образом, Саудовская Аравия является экономическим лидером рассматриваемого региона. Но в расчете на душу населения ВВП Саудовской Аравии - один из самых низких в регионе и составляет 28800 долл. в 2012 г. (см. таблицу 1).
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели стран ССАГПЗ в 2012 г.
Показатель Бахрейн Кувейт Катар ОАЭ Оман Саудовская Аравия В целом или в среднем
Территория, тыс. кв. км 76 17,8 11,6 83,6 309,5 2149,7 2648,2
Население, тыс чел 1281,3 2695,3 2042,4 5743,9 3154,1 26939,6 41586,3
Темпы роста населения, % 2,57 1,79 4,19 2,87 2,06 1,51
ВВП, млрд долл. 33,03 150,9 185,3 255,8 89,06 883,7 1597,79
ВВП на душу населения, долл. 28 700 39 900 100 900 29 200 28 800 30 500 43 000
Доля мигрантов,% 59 81 33 89 47 90 56
Безработица,0/» 15,0 2,4 0,5 2,4 15,0 10,6
Источник. Составлено на основе данных CIA World Factbook: 2013. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ и Shinji T. Establishing Monetary Union in the Gulf Cooperation Council: What Lessons for Regional Cooperation? ADBI Working Paper Series #390 October 2012. - Р.8.
Страны ССАГПЗ отличаются динамичным экономическим ростом, на котором сказывается динамика цен на нефть. Так, в 1980-е гг. цены на нефть снизились, что привело к сокращению темпов прироста ВВП, в том числе до отрицательных значений в Кувейте (-1,6%) и Саудовской Аравии (-1,7%). В 1990-е гг. ситуация улучшилась, но в условиях роста численности населения среднедушевые доходы
выросли незначительно. В 1990-е гг. темпы прироста были дифференцированы от 2,5% в Кувейте до 5,4% в ОАЭ, в 2012 г. - от 4,4% в ОАЭ до 6,2% в Кувейте и Ка-таре1.
Основой экономической деятельности является нефтегазовая промышленность во всех странах, за исключением Бахрейна, где также развит финансовый сектор. Доля нефтегазовой отрасли стран ССАГПЗ равна 25-60% ВВП, 40-80% экспорта и 45-95% государственных доходов. Согласно прогнозным оценкам, доля нефтегазового сектора уменьшится в течение ближайшего десятилетия в Бахрейне и в течение двух десятилетий в Омане, тогда как в Кувейте и ОАЭ она сохранится на высоком уровне в течение не менее века. В результате макроэкономическая ситуация в странах региона зависит от динамики цен на энергоресурсы на мировых рынках. Это стало стимулом для правительств стран проводить политику диверсификации структуры экономики, чтобы уменьшить волатильность, сократить зависимость экономик от энергоресурсов и содействовать росту занятости в частнопредпринимательском секторе.
ИСТОРИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ССАГПЗ
В 1981 г. было подписано, а с марта 1982 г. вступило в силу Объединенное экономическое соглашение по формированию зоны свободной торговли и таможенного союза. Тогда же стратегической целью было названо введение единой валюты. В Соглашении определены шесть сфер взаимного экономического сотрудничества: торговля; движение капитала и лиц и ведение экономической деятельности; координация политики; техническое сотрудничество; транспорт и связь; финансовое и валютное сотрудничество. Первой стадией реализации Соглашения стала зона свободной торговли, второй - таможенный союз, третьей - общий рынок, который намечалось сформировать к концу 1980-х гг. Но понадобилось 27 лет, чтобы общий рынок стал функционировать.
Реализация Объединенного экономического соглашения столкнулась с немалыми проблемами. В него были внесены изменения и дополнения по направлениям таможенного союза, в том числе по принятию единого таможенного законодательства, отсутствию таможенных процедур на внутренних границах и с учетом ветеринарных и аграрных правил и списка товаров, ограниченных к ввозу через общую таможенную границу, установления национального режима в отношении товаров взаимной торговли, как режима не менее благоприятного, что и к национальным товарам.
В 2001 г. в Объединенное экономическое соглашение были внесены изменения и дополнения и подписано новое Экономическое соглашение. Оно определило цель достижения поэтапных форм экономической интеграции по формированию общего рынка и экономического и валютного союза с установлением временных
1 CIA World Factbook: 2013. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/
рамок. Направления взаимных экономических связей расширились по сравнению с теми, которые были указаны в Соглашении 1981 г., и включили торговлю, общий рынок, экономический и валютный союз, развитие интеграционных процессов, развитие человеческих ресурсов, научно-технические исследования, транспорт, связь и инфраструктуру.
Зона свободной торговли была сформирована в марте 1983 г., что привело к свободной торговле большинством товаров. В сфере торговой либерализации граждане стран-членов получили право свободного участия в оптовой и розничной торговле в любом государстве с марта 1990 г. и в рамках национального режима, а также право свободного ввоза и вывоза продукции национального происхождения без использования услуг местных агентов. Но практический результат создания зоны свободной торговли оказался минимальным, так как взаимный товарооборот характеризовался низким объемом. Таким образом, в первые годы интеграционные процессы носили в основном декларативный характер и не развивались в течение первых десяти лет вплоть до 1991 г. как даты начала второй войны в Персидском заливе. Не наблюдалось значительных успехов и в начале 2000-х гг.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
С 2003 г. действует таможенный союз, хотя и в неполном формате. Изначально был установлен переходный период формирования таможенного союза на 2003-
2009 гг., что необходимо для адаптации к проведению процедур совместного сбора пошлин и их распределения; для ввоза медикаментов и фармацевтической продукции; импорта продовольствия и таможенной защиты ряда промышленных товаров; защиты интересов местных агентов. Эти вопросы определены в документе «Процедуры и меры по реализации таможенного союза». По окончании переходного периода были устранены таможенные посты на внутренних границах между странами. Участники Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива стали единой таможенной территорией, в которой таможенные посты были перенесены на внешние границы и образована единая таможенная территория.
Таможенный союз призван снизить цены, повысить конкурентоспособность производства, оптимизировать использование имеющихся ресурсов. Был введен Единый внешний тариф со ставками таможенных пошлин в 5% на товары, ввозимые из стран-нечленов, при этом размер ставок варьируется от 9% до 100%. Во взаимной торговле действует беспошлинный режим, а также единое таможенное законодательство на основе принципа «единого пункта ввоза» (single-point-of-en-try). Сохраняются изъятия во взаимной торговле в рамках двух списков товаров, запрещенных и ограниченных к ввозу.
Пока же применяются пошлины на отдельные товары взаимной торговли. В частности, в Саудовской Аравии ставки пошлин достигают 20% на matches и пластиковые пакеты, что сделано для защиты национальных производителей. Для
полного создания таможенного союза следует решить основные проблемы, как пересмотр протекционистской политики стран. Так, в Саудовской Аравии в отношении ввоза тентов, стержней из алюминия и мебели действуют ставки в 15%, а в отношении 294 товаров, включая текстиль - 12%. Другая проблема - соглашения о зоне свободной торговли между Бахрейном и Оманом, с одной стороны, и США, с другой стороны, что негативно сказывается на отношениях с другими государствами региона.
В рамках таможенного союза достигнуты такие результаты, как унифицировано таможенное законодательство, правила и процедуры в экономической сфере. Высший совет ССАГПЗ утвердил порядка 40 общих законов, некоторые из которых связали страны общими обязательствами. В таможенном союзе действует общее таможенное законодательство со списком исключенных товаров (417 наименований, в том числе продовольствие, фармацевтическая продукция, книги и сырье) и учитывающее обязательства стран перед ВТО. Некоторые товары освобождены от таможенного обложения, и их доля составляет 10% общего объема ввозимых товаров. Таможенные процедуры проводятся на одном пункте пропуска. когда осуществляется соответствие требуемой документации, не имеет запрещенных к ввозу товаров и уплачивается соответствующая таможенная пошлина. Таможенные власти не требуют от национальных товаров удовлетворения большим процедурам, чем процедуры в отношении иностранных товаров с учетом правил страны происхождения. В целях расширения взаимной торговли была увеличена продолжительность работы официальных таможенных органов на внутренних границах. В случае сомнения в стране происхождения товара, с соответствующего товара взимается таможенная пошлина.
Утверждено общее законодательство по стандартам в отношении 3000 товарных позиций, которое можно условно разделить на две группы: одна носит обязательный характер и не подлежит изменению, а вторая - рекомендательный характер и может быть изменена. В частности, в первую группу включено общее таможенное законодательство, которое подлежит оценке в целях его применимости к инспекционным проверкам, анализа мнения государственных органов. Страны сохранили полномочия по изменению содержания их таможенных систем и включению таможенного законодательства в национальное законодательство.
Был создан Таможенный информационный центр по предоставлению информации о взаимной торговле товарами, а также разработаны общие условия и процедуры регистрации и ввоза медикаментов; механизм торговли запрещенными к ввозу или ограниченными к ввозу товарами; процедуры контроля ввоза продовольственных товаров через внутренние границы стран ССАГПЗ. С января 2008 г. введено в силу второе по счету Общее таможенное законодательство, которое в том числе включает новый механизм определения таможенной стоимости товара
в соответствии с нормами ВТО; общие правила инспекции и почтовых отправлений через сухопутные границы стран-членов; механизм электронного клиринга во взаимных рамках.
Сформированы совместные организации, как Инвестиционная корпорация Персидского залива, Организация по стандартизации ССАГПЗ, Центр коммерческого арбитража, Технический орган в телекоммуникационной сфере. Функции коммерческого арбитража приданы Корпорации по взаимодействию в сфере электроэнергетики.
Утверждена концепция «экономической национальности», которая подвергалась неоднократным изменениям в странах ССАГПЗ. По Соглашению 1981 г. эта концепция относилась к свободному перемещению, занятости и резиденции, праву собственности, свободному участию в экономической деятельности и свободному движению капитала.
В Экономическом соглашении 2001 г. концепция получила толкование как полное и равное отношение к гражданам, участвующим во всех сферах экономической деятельности. Граждане одной страны, проживающие в другой стране-члене, подлежат тому же режиму, что и национальные граждане на недискриминационной основе. Эта норма имеет прямое действие и включает 10 сфер, как перемещение и резиденция; работа в частнопредпринимательском и государственном секторах; пенсионное и социальное обеспечение; участие во всех профессиях и ремеслах; участие в экономической и инвестиционной сферах, в сфере услуг; недвижимость; движение капитала; налоговый режим; формирование корпораций; сфера образования и здравоохранения и социальная сфера. Концепция вводилась поэтапно в течение 2003-2007 гг.
Окончательное создание таможенного союза планируется к 2015 г. Но сохраняются проблемы, как отсутствие схемы распределения таможенных доходов. Достигнута принципиальная договоренность о сборе таможенных доходов в общий фонд, но сохраняется вопрос в отношении их процентного распределения между странами. Необходима единая правовая система по таможенному и административному регулированию, единые таможенные, административные, финансовые и внутренние процедуры, которые распространяются на экспорт, реэкспорт и импорт.
В плане углубления интеграционных процессов в январе 2008 г. была инициирована программа общего рынка как свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц, а в декабре 2008 г. - утвержден документ «Общий рынок».
Общий рынок стал функционировать с января 2008 г., но не в полном формате. Для этого необходима гармонизация и введение принципа взаимного признания стандартов, чтобы завершить формирование таможенного союза и общего рынка к 2015 г.
В целом, интеграционный проект формирования таможенного союза в рамках стран Персидского залива оказался достаточно успешным, хотя и действуют соглашения о зоне свободной торговли с США, которые подписали Бахрейн в 2004 г. и Оман в 2008 г.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВАЛЮТНОГО СОЮЗА
Еще на стадии образования ССАГПЗ была выдвинута идея общей валюты. Так, в Экономическом соглашении 1981 г. записано, что страны обязаны координировать финансовую, денежно-кредитную и банковскую политику, расширить сотрудничество между финансовыми органами и центральными банками. Для реализации этой идеи были реализованы такие меры, как создан в 1983 г. Комитет управляющих финансовыми органами и центральными банками в целях реализации норм соглашения и координации финансовой денежно-кредитной и банковской политики, а в 2002 г. - Комитет валютного союза. В течение 1985-87 гг. Комитет управляющих финансовыми органами и центральными банками проводил консультации со странами по разработке общей позиции государств по вопросу привязки национальных валют, что можно расценить в качестве первого шага на пути введения общей валюты. Но тогда не было достигнуто согласия в отношении валюты привязки, в качестве которой предлагались специальные права заимствования (СДР).
В 2000 г. стремление стран разработать совместные действия и определить временные рамки создания валютного союза увенчалось успехом, когда было принято решение Верховного совета организации об использовании американского доллара в качестве валюты привязки национальных валют стран Персидского залива. А в декабре 2001 г. Верховный совет ССАГПЗ одобрил временные рамки валютного союза, а именно использовать доллар в качестве валюты привязки курсов национальных валют с конца 2002 г., что и было выполнено всеми странами. Но в мае 2007 г. Кувейт объявил об отказе привязки национальной валюты к курсу доллара и переходу к валютной корзине. Причиной стал рост инфляции и ослабление американского доллара.
В 2007 г. были определены следующие пять критериев конвергенции:
* Уровень инфляции не должен превышать среднего показателя стран-членов не более чем на 2%-ых пункта.
* Процентные ставки не должны превышать самого низкого показателя межбанковской процентной ставки более чем на 2%-ых пункта.
* Объем валютных резервов должен быть достаточным, чтобы покрыть уровень 4-х месячного импорта.
* Дефицит госбюджета в ВВП не должен превышать 3% ВВП, если средняя цена на нефть составляет не менее 25 долларов.
* Дефицит государственного долга по отношению к ВВП не должен превышать 60% для общего правительства.
Перечисленные критерии соответствуют Маастрихтским критериям, установленным в практике Европейского союза. Единственное исключение - адекватность валютных резервов. При оценке соответствия экономических показателей стран критериям конвергенции учитывались статистические данные, предоставленные национальными правительствами, но сохраняются сомнения в их достоверности и сравнимости. Уже по состоянию на конец 2008 г. страны удовлетворяли критериям, за исключением показателя инфляции. Ниже приведена таблица 2, в которой указаны некоторые критерии конвергенции на 2012 г.
Таблица 2
Показатели конвергенции экономик стран ССАГПЗ в 2012 г.
Страна Уровень инфляции, % Дефицит или профицит госбюджета к ВВП, % Отношение госдолга к ВВП, %
Бахрейн 2,S -2,3 54,2
Кувейт 2,9 +6,0 6,0
Катар 1,9 +14,4 32^
ОАЭ 0,7 +7,2 42,6
Оман 2,9 -0,3 4,3
Саудовская Аравия 2,9 +13,1 11,S
В среднем по ССАГПЗ 2,35
Источник. Составлено на основе данных IMF Financial Statistics 2013. Режим доступа: http://elibrary-data.imf.org/FindDataReports.aspx?d=33061&e=169393
Инфляция была единственной сферой, где страны значительно различались в течение предкризисного периода, но по итогам 2012 г. эти показатели сблизились. И все страны удовлетворяют данному критерию.
Официальные резервы пяти стран из шести имеют минимальный размер импорта за 4 месяца; все шесть стран имеют дефицит госбюджета менее 3% и дефицит госдолга менее 60% ВВП, сравнимые процентные ставки по долгосрочным кредитам.
С экономической точки зрения государства готовы к введению единой валюты. У них нет внешнего долга, схоже налоговое положение, небольшой дефицит или профицит платежного баланса. Их экономики более гомогенны, чем, например, в Евросоюзе, отличаются одинаковыми культурными и языковыми традициями и истоками.
В 2008 г. было одобрено в основном Соглашение о валютном союзе, которое определило законодательные и институциональные рамки союза, а также утвержден Статут Валютного совета. В 2009 г. четыре арабских страны - Бахрейн, Катар, Кувейт и Саудовская Аравия подписали соглашение о формировании валютного союза с общей валютой, курс которой привязан к американскому доллару. Соглашение не подписали ОАЭ и Оман. Неучастие ОАЭ связано решением разместить будущий Центральный банк в столице Саудовской Аравии и с датой введения общей валюты, что намечалось на 2010 г. Но понадобится еще как минимум 5 лет для ее введения.
Для образования валютного союза необходимо сформировать адекватную финансовую инфраструктуру, включая системы платежей и расчетов, статистические системы, утвердить единые банковские правила и надзорные нормы. В этом состоят функции Валютного совета, который также должен разрабатывать рекомендации по созданию Центрального банка ССАГПЗ, разработать денежные банкноты и монеты, проводить мониторинг соответствия экономических показателей стран критериям конвергенции.
На первом этапе формирования валютного союза сохранится привязка курсов национальных валют к доллару, а в последующем может быть принято решение о другой валюте привязки. Такая привязка не означает, что курсы валют не подлежат изменениям, как и может меняться валютный курс доллара. Если размер изменения курсов национальных валют и курса доллара одинаков, то это не скажется отрицательно на соглашениях по валютному союзу, так как валютные курсы будут зафиксированы.
Введение общей валюты окажет положительное влияние на экономическую деятельность в странах, на рынки капиталов и финансовых услуг, на взаимную торговлю, инвестиции и туризм, что в целом окажет влияние на рост конкурентоспособности региона.
Главная проблема ССАГПЗ связана со слабым институциональным механизмом, включая координацию финансового законодательства, обмен статистической информацией об экономическом положении. Так, в Европе создание институциональной структуры наднационального характера предшествовало валютной интеграции. В ССАГПЗ наднациональные институты отсутствуют, что может подорвать роль и влияние единого центрального банка особенно в условиях, когда страны не полностью раскрывают экономические и налоговые данные, т.е.отсутствует прозрачность. Без эффективного регионального наднационального института, который бы решал проблемы, не может быть завершено формирование экономического и валютного союза.
Таким образом, страны ССАГПЗ характеризуются относительной схожестью по уровню экономического развития, по среднедушевым доходам и политической философии. Они смогли быстро достичь согласия по экономическому сотрудничеству, хотя политические цели предшествовали экономическим задачам. Но ощу-
щается нехватка человеческих ресурсов и широкой общественной поддержки для развития интеграционных процессов.
Страны активно сотрудничают друг с другом по различным направлениям -энергетическому, промышленному, патентному, в сфере электроэнергетики и водоснабжения, сельского хозяйства.
ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ВЗАИМНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
За 1981-2010 гг. внутрирегиональный товарооборот возрос в 10 раз и особенно активизировался после подписания соглашения о таможенном союзе в 2003 г. В 1983-2002 гг. в период функционирования зоны свободной торговли и формирования таможенного союза взаимная торговля возросла с 3 до 20 млрд долл., или в 6,3 раза.
Доля взаимной торговли сохраняется на невысоком уровне, хотя и возросла за 14 лет с 1,90% в 1997 г. до 2,36% в 2008 г.2 и до 4,4% в 2011 г.
Таблица 3
Динамика доли взаимной торговли стран ССАГПЗ в 1980-2011 гг., %
1980 1990 2000 2005 2008 2009 2010 2011
7,62 2,52 2,04 2,73 4,65 4,20 4,2S 4^9
2,50 1,32 1,2S 2,46 2,46 2,66 2,3S 2,32
Источник.UNCTAD Yearbook of Trade Statistics, 2012. Geneva, 2012.P.68-69.
В 2011 г. взаимный товарооборот составил 38,7 млрд долл. (см. таблицу 4). Взаимный товарооборот приходится в основном на две страны - Саудовскую Аравию и ОАЭ. Основные экспортеры во взаимных рамках - Саудовская Аравия и ОАЭ, на долю которых приходится более 70% совокупной торговли в рамках ССАГПЗ, а ведущие импортеры - ОАЭ и Оман с удельным весом более 48%, по данным 2011г.
Таблица 4
Матрица взаимной торговли в рамках Совета арабских государств Персидского залива в 2011 г., млн долл
Страны Бахрейн Кувейт Оман Катар яя ^ В § дА ОАЭ ССАГПЗ
Бахрейн - 193,19 169,38 632,10 1106,16 728,09 2S2S,92
2 Abdmoulah W. Arab Trade Integration: Evidence from Zero-Inflated Negative Binominal Model. Journal of Economic Cooperation and Development, 32.2|2011- P.44.
Страны Бахрейн Кувейт Оман Катар Сау- довская Аравия ОАЭ ССАГПЗ
Кувейт 47^6 - 332,5S 171,72 431,36 523^6 1507,3S
Оман 56,47 106^0 - 427,12 562,96 4725,21 5S7S,56
Катар 96^1 43,9S 210,44 - 110,51 657,22 111S,96
Саудовская Аравия 49S3,12 1S39,41 966,95 2043,41 - 4009,34 Ш42,23
ОАЭ 359,09 937,47 6521,01 2709,03 3021,17 - 13547,77
ССАГПЗ 5543,35 3120,S5 S200,36 59S3,3S 5232,16 643,72 3S723,S2
Источник. ICDT Annual Report 2012-2013.-P.49. Режим доступа: http://www.icdt-oic. org/Pub/AR/En/
Доля взаимного экспорта в национальном экспорте разнится от 1,3% в Катаре до 6,7% в Бахрейне. Удельный вес взаимного импорта выше и дифференцирован от 4,3% в Саудовской Аравии до 31,9% в Омане. В целом, доля взаимного товарооборота невысока, но если считать всю взаимную торговлю как ненефтяную, то доля взаимного экспорта возрастет до 16%. В товарной структуре экспорта преобладают энергоресурсы, которые поставляются, прежде всего, в страны Азии, а в импорте - потребительские товары, включая продовольствие из Азии, Европы и Северной Америки.
Что касается двусторонних взаимных торговых связей, то наибольшее значение они имеют для Бахрейна - Саудовской Аравии, Омана - ОАЭ, Катара - ОАЭ и Катара - Саудовской Аравии.
Исторически регион Ближнего Востока характеризовался крайне низкой долей взаимного экспорта в отличие от многих других регионов мира. Открытость в отношении внерегиональных рынков и расширение доступа на них растет быстрее, чем в субрегиональных рамках. Все страны ССАГПЗ значительно зависят от экспорта в развитые страны и импорта из них потребительской продукции.
Сохраняются небольшие ограничения в отношении допуска иностранных инвестиций в форме максимальной доли иностранной собственности в уставном капитале местных компаний. При этом инвесторам стран ССАГПЗ предоставляется более благоприятный режим, чем инвесторам других государств, но ограничения сохраняются. Такая политика содействует росту внутрирегиональных инвестиций, особенно из Бахрейна и Кувейта. Рынки ценных бумаг растут, но существенно отличаются по масштабу. Их значительный сегмент составляют финансовые услуги. В финансовой системе преобладают коммерческие банки, хотя в отдельных странах ведется выпуск гособлигаций.
За 1990-2003 гг. внутрирегиональные ПЗИ выросли до 3,6 млрд долл, а с 2003-
2010 гг. еще в 4 раза, особенно в сфере телекоммуникационных услуг. Динамичный рост взаимных ПЗИ наблюдается последние 10 дет, что связано с ростом цен на нефть. На долю взаимных инвестиций приходится 2,9% совокупных ПЗИ, вложенных в экономику стран региона.
Рост внутрирегиональных прямых инвестиций произошел независимо от осуществления или отсутствия координации инвестиционной политики и финансовой интеграции. Многие суверенные финансовые фонды стран ССАГПЗ известны крупными капиталовложениями в экономику внерегиональных государств, хотя и отсутствуют совместные меры по координации их деятельности, а это в свою очередь лишает страны возможности создавать коллективные финансовые ресурсы и вкладывать их в развитие промышленности. Банки сохраняются в государственной собственности и отличаются высоким уровнем концентрации и централизации капитала, невысоким уровнем конкуренции.
Для стимулирования взаимных капиталовложений необходима гармонизация национального инвестиционного законодательства. Первым шагом на этом пути стало решение Верховного совета ССАГПЗ по разрешению региональному бизнесу создавать филиалы в других странах-членах на правах, равных с национальными компаниями. Другая необходимая мера - содействие инвестициям в частнопредпринимательский сектор, особенно в целях диверсификации экономики и отхода от ресурсоемкой модели развития.
Ведущим способом осуществления ПЗИ остаются сделки слияний и поглощений (СиП), объем которых составил 26,4 млрд долл в 2010 г.
В качестве примеров крупных региональных сделок СиП можно назвать следующие. Компания Etisalat (ОАЭ) вложила 3,25 млрд долл в сфере телекоммуникационных услуг Саудовской Аравии. Qatar Telecom приобрела контрольный пакет акций кувейтской компании Wataniya Telecom за 3,8 млрд долл. Другая кувейтская компания Zain вложила 6,1 млрд долл в телекоммуникационную сферу Саудовской Аравии. Saudi Telecom (Саудовская Аравия) инвестировала в телекоммуникационные услуги Кувейта 900 млн долл и Бахрейна 230 млн долл.3
Цель свободного перемещения лиц определена еще в Объединенном экономическом соглашении 1981 г. в ст.8 главы 2. В ней записано, что страны предоставляют гражданам других государств такой же режим, что и своим гражданам в отношении свободы перемещения, работы и проживания, прав собственности, свободы осуществления предпринимательской деятельности и свободы перемещения капитала. По новому Экономическому соглашению 2001 г. все граждане получают право на участие во всех сферах экономической деятельности на территории других государств-членов. Они включают право на перемещение и резиденцию, право на
3 Integrating, Not Integrated. A Scorecard of GCC Economic Integration. Booz&Co, 2012.-P.15.
получение рабочего места в государственном и частнопредпринимательском секторах, доступ к преимуществам пенсионного обеспечения и социального страхования, участие во всех профессиях, включая экономическую и инвестиционную сферу и отрасли услуг.
В странах Персидского залива установлен частичный режим свободного перемещения лиц стран-членов. Но он привел лишь к небольшому росту взаимных миграционных потоков в сфере занятости и резиденции. Общая численность работающих граждан одних стран-членов на территории других государств равнялась 27 тыс. человек в 2008 г.4 Основные страны-импортеры рабочей силы из стран Персидского залива - Кувейт, Катар и ОАЭ. Единственной страной, являющейся одновременно и экспортером и импортером внутрирегиональной рабочей силы, выступает Саудовская Аравия. С учетом высокого уровня безработицы (по итогам 2012 г. в трех странах - Бахрейне, Омане и Саудовской Аравии) стремление найти работу в соседних государствах растет.
Рынок рабочей силы в Персидском заливе дифференцирован с демографической точки зрения и включает большую долю мигрантов из зарубежных стран. Доля местных граждан в структуре занятости невысока и составляет 17% в Катаре, 12% в ОАЭ, 28% в Саудовской Аравии, 18% в Кувейте, 45% в Бахрейне и 46% в Омане5. В целях увеличения местной занятости проводятся такие меры, как предоставление стимулов частнопредпринимательскому сектору по найму местных граждан и в отдельных случаях субсидирование, а также ограничение выдачи разрешений на работу и выдачи виз иностранным гражданам, действует квотная система занятости.
Важной характерной чертой экономик стран Персидского залива является большая доля мигрантов в общей структуре занятости, которые работают в основном в частнопредпринимательском секторе. Из 7 млн созданных в 2010 г. рабочих мест менее 2 млн были заняты национальной рабочей силой6. С учетом высоких темпов роста населения растет давление на рынок рабочей силы в плане трудоустройства. Частично проблема может быть решена за счет повышения уровня образования и прохождения программ подготовки кадров.
Что касается режима въезда и выезда, то он подлежит упрощенному визовому режиму для граждан стран-членов ССАГПЗ, для граждан других государств -подлежит строгому контролю. В странах Персидского залива нет общей границы, вопросы пограничного контроля решаются на национальном уровне. Государства отличаются гомогенностью и защитой культурных традиций, социальной стабиль-
4 Integrating, Not Integrated. A Scorecard of GCC Economic Integration. Booz&Co, 2012.-P.13.
5 Zabra R.Babar.Free Mobility Within the Gulf Cooperation Council. 2012.-P.21.
6 Shinji T. Establishing Monetary Union in the Gulf Cooperation Council: What Lessons for Regional Cooperation? ADBI Working Paper Series #390 October 2012. - P.7
ностью и системой социального страхования, защитой занятости национальных граждан.
В инфраструктуре инициировано большое количество крупных инвестиционных проектов в таких сферах, как нефтегазовая отрасль, железнодорожный транспорт, электроэнергетика. Правда, реальных успехов немного, особенно если учесть финансовые возможности стран Персидского залива. Из числа завершенных совместных проектов следует выделить:
* Газопровод «Дельфин» протяженностью в 360 км и стоимостью 10 млрд долл. по поставке газа из Катара в ОАЭ и Оман;
* Две линии электропередач - Северная для Бахрейна, Катара и Кувейта и Южная для Омана и ОАЭ совокупной стоимостью в 1,4 млрд долл. Намечено в рамках третьей стадии проекта соединить северную и южную линии электропередач.
* Запланировано строительство таких инфраструктурных объектов, как:
* Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Катаром и Бахрейном;
* Сооружение железнодорожной сети между всеми странами-членами стоимостью в 25 млрд долл к 2017 г.
* Строительство шоссейной дороги, которая свяжет Мускат и ОАЭ к 2015 г.
Совокупная стоимость инфраструктурных проектов оценивается в 1 трлн долл.,
но по оценкам вложено лишь 15% требуемых сумм. Сказываются последствия глобального финансового кризиса 2008-2009 гг., сложности в получении кредита и жесткие административные формальности.
Интеграционные процессы содействуют получению экономических преимуществ странами-членами интеграционного объединения. В частности, ОАЭ и в особенности Дубаи имеют преимущества от развития туризма, сделок по недвижимости и инвестиционной деятельности других стран Персидского залива. Причины связаны с большим туристическим и инвестиционным потенциалом и политикой ОАЭ по открытию стран в отношении предпринимательской деятельности в регионе. Граждане стран Персидского залива обладают теми же правами, что и граждане ОАЭ по покупке недвижимости, а также в сфере перемещения лиц отсутствуют визовые требования. Другой пример - банковский сектор Бахрейна, ставший финансовым центром арабских государств, и имеющий 32 финансовых института. Доля финансового сектора в ВВП эмирата равна 30%.
Основными проблемами на пути интеграционных процессов являются следующие: государственный контроль над энергоресурсами, слабость наднациональных институтов, конкуренция в отраслях, получающих преимущества от регионального эффекта экономики масштаба, слабая инфраструктура, защита национального суверенитета политическими лидерами, отсутствие прогресса в реализации со-
глашений о коллективной безопасности, высокий уровень государственного вмешательства в экономику и контроль над капиталопотоками, отсутствие механизма разрешения взаимных споров, низкий объем взаимной торговли, гетерогенность экономических условий в странах-членах, схожие структуры потребительского спроса. Перечисленные проблемы негативно сказываются на интеграционных успехах в регионе Персидского залива.
По нашему мнению, необходимо повысить уровень интеграционного взаимодействия и проводить приватизационные программы в сфере транспортных, телекоммуникационных и финансовых услуг, что является важным фактором углубления интеграции в регионе Ближнего Востока.
Таким образом, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива прошел длительный путь развития интеграционных тенденций, начавшийся более 30 лет назад в 1981 г. В 1983 г. создана зона свободной торговли, а в 2003 г. - таможенный союз, который планируется сформировать окончательно одновременно с общим рынком к 2015 г.
На саммите 2012 г. утверждена Эр-Риядская декларация по инициативе формирования единого сообщества в рамках Персидского залива. В ней предложено изменить название ССАГПЗ на Совет союза арабских государств Персидского залива (Arab Gulf Union Council, AGUC). Предполагается сформировать политический, экономический и военный союз по типу Евросоюза со столицей в Эр-Рияде. Нынешний Секретариат будет заменен на Комиссию по подобию Еврокомиссии. В течение 5 лет намечено определить элементы будущего союза.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Abdmoulah W. Arab Trade Integration: Evidence from Zero-Inflated Negative Binominal Model. Journal of Economic Cooperation and Development, 32.2|2011.- 25р.
CIA World Factbook: 2013. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/
Integrating, Not Integrated. A Scorecard of GCC Economic Integration. Booz&Co, 2012.23p.
Four Arab States Agree to Monetary Union. The Global Times. June 8, 2009. - 5 р.
Shinji T. Establishing Monetary Union in the Gulf Cooperation Council: What Lessons for Regional Cooperation? ADBI Working Paper Series #390 October 2012. - 20 р.
Zabra R.Babar.Free Mobility within the Gulf Cooperation Council. 2012.-32p.
ICDT Annual Report 2012-2013. Режим доступа: http://www.icdt-oic.org/Pub/AR/En/
UNCTAD Comtrade. Режим доступа: http: //www.unctad.comtrade/