Научная статья на тему 'Evolution of Economic Integration within the Cooperation Council for the Arab Statesof the Gulf'

Evolution of Economic Integration within the Cooperation Council for the Arab Statesof the Gulf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
975
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (ССАГПЗ) / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ОБЩИЙ РЫНОК / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / КРИТЕРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ / GULF COOPERATION COUNCIL / GCC / FREE TRADE AREA / CUSTOMS UNION / COMMON MARKET / MONETARY UNION / CONVERGENCE CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна, Ломакин Николай Николаевич

В статье проведен анализ истории и современного этапа интеграционных тенденций водной из старейших интеграционных группировок мира Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Созданный в 1981 г. он прошел путь от зоны свободной торговли к неполноформатному таможенному союзу с 2003 г. с элементами общего рынка в отношении перемещения лиц. К 2015 г. планируется окончательно сформировать таможенный союз и общий рынок. В 2009 г. четыре страны Бахрейн, Катар, Кувейт и Саудовская Аравия подписали Соглашение о валютном союзе с общей валютой, который планировалось образовать к 2010 г. Но понадобится не менее 5 лет, чтобы это произошло. Страны должны завершить формирование таможенного союза и общего рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Evolution of Economic Integration within the Cooperation Council for the Arab Statesof the Gulf»

Эволюция экономической интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ССАГПЗ

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Gulf Cooperation Council, GCC), ССАГПЗ был образован в 1981 г. в Эр-Рияде в составе шести государств - Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии. Стоит вопрос о присоединении Марокко и Иордании. Тогда же был утвержден Устав ССАГПЗ. Как записано в Уставе, Совет нацелен на координацию, интеграцию и взаимную зависимость стран по формированию экономического союза, углублению и активизации сотрудничества в различных сферах, формирование общих правил в экономике, культуре и образовании.

Государства расположены в политически нестабильном регионе, обладают крупнейшими запасами энергоресурсов. Их доля в мировых доказанных запасах нефти равна 40% и они удовлетворяют 25% зарубежных потребностей в нефти, удельный вес в мировых запасах природного газа - 20%, им принадлежат 40% финансовых резервов мира.

Для развития интеграционных процессов важно наличие центростремительных факторов, которые содействуют реализации поставленных целей и задач. В рамках стран Персидского залива это - схожие экономические показатели, схожие политические системы и экономические интересы, колониальная зависимость от Великобритании, зависимость товарной структуры экспорта от вывоза одного стратегического товара - нефти, на который приходится 50% совокупного ВВП региона и 80% экспортных валютных доходов. Кроме того, страны имеют схожие политические и культурологические факторы: являются монархиями, имеют один язык, общие исторические, культурные и религиозные истоки и традиции.

Г.М. Костюнина, Н.Н. Ломакин

УДК 339.9 ББК 65.5 К-727

Численность населения региона составляет 41,6 млн человек, совокупная территория - 26,5 млн кв. км, стоимостной объем субрегионального ВВП по ППС -1,6 трлн долл., а ВВП на душу населения 43 000 долл. в среднем.

Главным стимулом создания организации стали политические цели, включая окончание ирано-иракской войны в 1980 г. ССАГПЗ стал первым союзом в сфере обеспечения региональной безопасности. Если в других региональных интеграционных объединениях вопросы регионального экономического сотрудничества были инициированы под влиянием политических соображений, то в рамках ССАГПЗ главным мотивом стала поддержка политических систем (монархий).

Высшим органом организации является Верховный совет, основная функция которого - принятие решений по деятельности ССАГПЗ. Еще один орган - Совет министров в составе министров иностранных дел или других министров. Он выступает в качестве координатора действий Верховного совета и технических комитетов в установленных сферах сотрудничества, разрабатывает рекомендации для Верховного совета в целях принятия решений. Техническим и административным органом является Генеральный секретариат. Его штаб-квартира находится в Эр-Рияде. Технические комитеты формируются Верховным советом. В 1981 г. были созданы комитеты по социальному и экономическому планированию, по экономическому и финансовому сотрудничеству, по промышленному сотрудничеству, по нефтяной политике, по социальным и культурным вопросам. Впоследствии деятельность ССАГПЗ была расширена и на другие сферы, как оборона и международная безопасность.

С 2009 г. функционирует Валютный совет как предшественник Центрального банка будущего валютного союза в рамках ССАГПЗ. В целях формирования валютного союза были образованы также такие институты, как Комитет по финансовому и экономическому сотрудничеству в составе министров финансов и экономики; Комитет управляющих финансовыми органами и центральными банками, который проводит встречи не менее двух раз в год и подотчетен Комитету по финансовому и экономическому сотрудничеству; Комитет по банковскому надзору, Комитет по платежным системам и Комитет по подготовке кадров.

В рамках ССАГПЗ отсутствуют структуры наднационального характера, что связано с сохранением национального суверенитета стран-членов. Рядом функций наднационального характера обладает Валютный совет.

В последние годы вырос уровень демократизации общества в монархиях Персидского залива, как и возросла политическая активность населения Бахрейна, Катара, Кувейта и Омана, где были сформированы парламенты.

Хотя ССАГПЗ был создан по причинам обеспечения безопасности и политическим соображениям, многие его достижения связаны с экономической сферой. Несмотря на мотив образования, он стал инструментом расширения экономического сотрудничества в регионе.

ЭКОНОМИКА СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

Страны Персидского залива имеют как схожие, так и отличные экономические показатели. В состав ССАГПЗ входит страна среднего масштаба - Саудовская Аравия и пять небольших по объему ВВП и численности населения стран. Если в Саудовской Аравии численность населения составляет 26,94 млн человек, то в ОАЭ - 3,15 млн человек и в Бахрейне (самой малочисленной стране) - 1,28 млн человек. Что касается объема ВВП, то половина совокупного ВВП ССАГПЗ приходится на ВВП Саудовской Аравии (883,7 млрд долл.). Таким образом, Саудовская Аравия является экономическим лидером рассматриваемого региона. Но в расчете на душу населения ВВП Саудовской Аравии - один из самых низких в регионе и составляет 28800 долл. в 2012 г. (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели стран ССАГПЗ в 2012 г.

Показатель Бахрейн Кувейт Катар ОАЭ Оман Саудовская Аравия В целом или в среднем

Территория, тыс. кв. км 76 17,8 11,6 83,6 309,5 2149,7 2648,2

Население, тыс чел 1281,3 2695,3 2042,4 5743,9 3154,1 26939,6 41586,3

Темпы роста населения, % 2,57 1,79 4,19 2,87 2,06 1,51

ВВП, млрд долл. 33,03 150,9 185,3 255,8 89,06 883,7 1597,79

ВВП на душу населения, долл. 28 700 39 900 100 900 29 200 28 800 30 500 43 000

Доля мигрантов,% 59 81 33 89 47 90 56

Безработица,0/» 15,0 2,4 0,5 2,4 15,0 10,6

Источник. Составлено на основе данных CIA World Factbook: 2013. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ и Shinji T. Establishing Monetary Union in the Gulf Cooperation Council: What Lessons for Regional Cooperation? ADBI Working Paper Series #390 October 2012. - Р.8.

Страны ССАГПЗ отличаются динамичным экономическим ростом, на котором сказывается динамика цен на нефть. Так, в 1980-е гг. цены на нефть снизились, что привело к сокращению темпов прироста ВВП, в том числе до отрицательных значений в Кувейте (-1,6%) и Саудовской Аравии (-1,7%). В 1990-е гг. ситуация улучшилась, но в условиях роста численности населения среднедушевые доходы

выросли незначительно. В 1990-е гг. темпы прироста были дифференцированы от 2,5% в Кувейте до 5,4% в ОАЭ, в 2012 г. - от 4,4% в ОАЭ до 6,2% в Кувейте и Ка-таре1.

Основой экономической деятельности является нефтегазовая промышленность во всех странах, за исключением Бахрейна, где также развит финансовый сектор. Доля нефтегазовой отрасли стран ССАГПЗ равна 25-60% ВВП, 40-80% экспорта и 45-95% государственных доходов. Согласно прогнозным оценкам, доля нефтегазового сектора уменьшится в течение ближайшего десятилетия в Бахрейне и в течение двух десятилетий в Омане, тогда как в Кувейте и ОАЭ она сохранится на высоком уровне в течение не менее века. В результате макроэкономическая ситуация в странах региона зависит от динамики цен на энергоресурсы на мировых рынках. Это стало стимулом для правительств стран проводить политику диверсификации структуры экономики, чтобы уменьшить волатильность, сократить зависимость экономик от энергоресурсов и содействовать росту занятости в частнопредпринимательском секторе.

ИСТОРИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ССАГПЗ

В 1981 г. было подписано, а с марта 1982 г. вступило в силу Объединенное экономическое соглашение по формированию зоны свободной торговли и таможенного союза. Тогда же стратегической целью было названо введение единой валюты. В Соглашении определены шесть сфер взаимного экономического сотрудничества: торговля; движение капитала и лиц и ведение экономической деятельности; координация политики; техническое сотрудничество; транспорт и связь; финансовое и валютное сотрудничество. Первой стадией реализации Соглашения стала зона свободной торговли, второй - таможенный союз, третьей - общий рынок, который намечалось сформировать к концу 1980-х гг. Но понадобилось 27 лет, чтобы общий рынок стал функционировать.

Реализация Объединенного экономического соглашения столкнулась с немалыми проблемами. В него были внесены изменения и дополнения по направлениям таможенного союза, в том числе по принятию единого таможенного законодательства, отсутствию таможенных процедур на внутренних границах и с учетом ветеринарных и аграрных правил и списка товаров, ограниченных к ввозу через общую таможенную границу, установления национального режима в отношении товаров взаимной торговли, как режима не менее благоприятного, что и к национальным товарам.

В 2001 г. в Объединенное экономическое соглашение были внесены изменения и дополнения и подписано новое Экономическое соглашение. Оно определило цель достижения поэтапных форм экономической интеграции по формированию общего рынка и экономического и валютного союза с установлением временных

1 CIA World Factbook: 2013. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/

рамок. Направления взаимных экономических связей расширились по сравнению с теми, которые были указаны в Соглашении 1981 г., и включили торговлю, общий рынок, экономический и валютный союз, развитие интеграционных процессов, развитие человеческих ресурсов, научно-технические исследования, транспорт, связь и инфраструктуру.

Зона свободной торговли была сформирована в марте 1983 г., что привело к свободной торговле большинством товаров. В сфере торговой либерализации граждане стран-членов получили право свободного участия в оптовой и розничной торговле в любом государстве с марта 1990 г. и в рамках национального режима, а также право свободного ввоза и вывоза продукции национального происхождения без использования услуг местных агентов. Но практический результат создания зоны свободной торговли оказался минимальным, так как взаимный товарооборот характеризовался низким объемом. Таким образом, в первые годы интеграционные процессы носили в основном декларативный характер и не развивались в течение первых десяти лет вплоть до 1991 г. как даты начала второй войны в Персидском заливе. Не наблюдалось значительных успехов и в начале 2000-х гг.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

С 2003 г. действует таможенный союз, хотя и в неполном формате. Изначально был установлен переходный период формирования таможенного союза на 2003-

2009 гг., что необходимо для адаптации к проведению процедур совместного сбора пошлин и их распределения; для ввоза медикаментов и фармацевтической продукции; импорта продовольствия и таможенной защиты ряда промышленных товаров; защиты интересов местных агентов. Эти вопросы определены в документе «Процедуры и меры по реализации таможенного союза». По окончании переходного периода были устранены таможенные посты на внутренних границах между странами. Участники Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива стали единой таможенной территорией, в которой таможенные посты были перенесены на внешние границы и образована единая таможенная территория.

Таможенный союз призван снизить цены, повысить конкурентоспособность производства, оптимизировать использование имеющихся ресурсов. Был введен Единый внешний тариф со ставками таможенных пошлин в 5% на товары, ввозимые из стран-нечленов, при этом размер ставок варьируется от 9% до 100%. Во взаимной торговле действует беспошлинный режим, а также единое таможенное законодательство на основе принципа «единого пункта ввоза» (single-point-of-en-try). Сохраняются изъятия во взаимной торговле в рамках двух списков товаров, запрещенных и ограниченных к ввозу.

Пока же применяются пошлины на отдельные товары взаимной торговли. В частности, в Саудовской Аравии ставки пошлин достигают 20% на matches и пластиковые пакеты, что сделано для защиты национальных производителей. Для

полного создания таможенного союза следует решить основные проблемы, как пересмотр протекционистской политики стран. Так, в Саудовской Аравии в отношении ввоза тентов, стержней из алюминия и мебели действуют ставки в 15%, а в отношении 294 товаров, включая текстиль - 12%. Другая проблема - соглашения о зоне свободной торговли между Бахрейном и Оманом, с одной стороны, и США, с другой стороны, что негативно сказывается на отношениях с другими государствами региона.

В рамках таможенного союза достигнуты такие результаты, как унифицировано таможенное законодательство, правила и процедуры в экономической сфере. Высший совет ССАГПЗ утвердил порядка 40 общих законов, некоторые из которых связали страны общими обязательствами. В таможенном союзе действует общее таможенное законодательство со списком исключенных товаров (417 наименований, в том числе продовольствие, фармацевтическая продукция, книги и сырье) и учитывающее обязательства стран перед ВТО. Некоторые товары освобождены от таможенного обложения, и их доля составляет 10% общего объема ввозимых товаров. Таможенные процедуры проводятся на одном пункте пропуска. когда осуществляется соответствие требуемой документации, не имеет запрещенных к ввозу товаров и уплачивается соответствующая таможенная пошлина. Таможенные власти не требуют от национальных товаров удовлетворения большим процедурам, чем процедуры в отношении иностранных товаров с учетом правил страны происхождения. В целях расширения взаимной торговли была увеличена продолжительность работы официальных таможенных органов на внутренних границах. В случае сомнения в стране происхождения товара, с соответствующего товара взимается таможенная пошлина.

Утверждено общее законодательство по стандартам в отношении 3000 товарных позиций, которое можно условно разделить на две группы: одна носит обязательный характер и не подлежит изменению, а вторая - рекомендательный характер и может быть изменена. В частности, в первую группу включено общее таможенное законодательство, которое подлежит оценке в целях его применимости к инспекционным проверкам, анализа мнения государственных органов. Страны сохранили полномочия по изменению содержания их таможенных систем и включению таможенного законодательства в национальное законодательство.

Был создан Таможенный информационный центр по предоставлению информации о взаимной торговле товарами, а также разработаны общие условия и процедуры регистрации и ввоза медикаментов; механизм торговли запрещенными к ввозу или ограниченными к ввозу товарами; процедуры контроля ввоза продовольственных товаров через внутренние границы стран ССАГПЗ. С января 2008 г. введено в силу второе по счету Общее таможенное законодательство, которое в том числе включает новый механизм определения таможенной стоимости товара

в соответствии с нормами ВТО; общие правила инспекции и почтовых отправлений через сухопутные границы стран-членов; механизм электронного клиринга во взаимных рамках.

Сформированы совместные организации, как Инвестиционная корпорация Персидского залива, Организация по стандартизации ССАГПЗ, Центр коммерческого арбитража, Технический орган в телекоммуникационной сфере. Функции коммерческого арбитража приданы Корпорации по взаимодействию в сфере электроэнергетики.

Утверждена концепция «экономической национальности», которая подвергалась неоднократным изменениям в странах ССАГПЗ. По Соглашению 1981 г. эта концепция относилась к свободному перемещению, занятости и резиденции, праву собственности, свободному участию в экономической деятельности и свободному движению капитала.

В Экономическом соглашении 2001 г. концепция получила толкование как полное и равное отношение к гражданам, участвующим во всех сферах экономической деятельности. Граждане одной страны, проживающие в другой стране-члене, подлежат тому же режиму, что и национальные граждане на недискриминационной основе. Эта норма имеет прямое действие и включает 10 сфер, как перемещение и резиденция; работа в частнопредпринимательском и государственном секторах; пенсионное и социальное обеспечение; участие во всех профессиях и ремеслах; участие в экономической и инвестиционной сферах, в сфере услуг; недвижимость; движение капитала; налоговый режим; формирование корпораций; сфера образования и здравоохранения и социальная сфера. Концепция вводилась поэтапно в течение 2003-2007 гг.

Окончательное создание таможенного союза планируется к 2015 г. Но сохраняются проблемы, как отсутствие схемы распределения таможенных доходов. Достигнута принципиальная договоренность о сборе таможенных доходов в общий фонд, но сохраняется вопрос в отношении их процентного распределения между странами. Необходима единая правовая система по таможенному и административному регулированию, единые таможенные, административные, финансовые и внутренние процедуры, которые распространяются на экспорт, реэкспорт и импорт.

В плане углубления интеграционных процессов в январе 2008 г. была инициирована программа общего рынка как свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц, а в декабре 2008 г. - утвержден документ «Общий рынок».

Общий рынок стал функционировать с января 2008 г., но не в полном формате. Для этого необходима гармонизация и введение принципа взаимного признания стандартов, чтобы завершить формирование таможенного союза и общего рынка к 2015 г.

В целом, интеграционный проект формирования таможенного союза в рамках стран Персидского залива оказался достаточно успешным, хотя и действуют соглашения о зоне свободной торговли с США, которые подписали Бахрейн в 2004 г. и Оман в 2008 г.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВАЛЮТНОГО СОЮЗА

Еще на стадии образования ССАГПЗ была выдвинута идея общей валюты. Так, в Экономическом соглашении 1981 г. записано, что страны обязаны координировать финансовую, денежно-кредитную и банковскую политику, расширить сотрудничество между финансовыми органами и центральными банками. Для реализации этой идеи были реализованы такие меры, как создан в 1983 г. Комитет управляющих финансовыми органами и центральными банками в целях реализации норм соглашения и координации финансовой денежно-кредитной и банковской политики, а в 2002 г. - Комитет валютного союза. В течение 1985-87 гг. Комитет управляющих финансовыми органами и центральными банками проводил консультации со странами по разработке общей позиции государств по вопросу привязки национальных валют, что можно расценить в качестве первого шага на пути введения общей валюты. Но тогда не было достигнуто согласия в отношении валюты привязки, в качестве которой предлагались специальные права заимствования (СДР).

В 2000 г. стремление стран разработать совместные действия и определить временные рамки создания валютного союза увенчалось успехом, когда было принято решение Верховного совета организации об использовании американского доллара в качестве валюты привязки национальных валют стран Персидского залива. А в декабре 2001 г. Верховный совет ССАГПЗ одобрил временные рамки валютного союза, а именно использовать доллар в качестве валюты привязки курсов национальных валют с конца 2002 г., что и было выполнено всеми странами. Но в мае 2007 г. Кувейт объявил об отказе привязки национальной валюты к курсу доллара и переходу к валютной корзине. Причиной стал рост инфляции и ослабление американского доллара.

В 2007 г. были определены следующие пять критериев конвергенции:

* Уровень инфляции не должен превышать среднего показателя стран-членов не более чем на 2%-ых пункта.

* Процентные ставки не должны превышать самого низкого показателя межбанковской процентной ставки более чем на 2%-ых пункта.

* Объем валютных резервов должен быть достаточным, чтобы покрыть уровень 4-х месячного импорта.

* Дефицит госбюджета в ВВП не должен превышать 3% ВВП, если средняя цена на нефть составляет не менее 25 долларов.

* Дефицит государственного долга по отношению к ВВП не должен превышать 60% для общего правительства.

Перечисленные критерии соответствуют Маастрихтским критериям, установленным в практике Европейского союза. Единственное исключение - адекватность валютных резервов. При оценке соответствия экономических показателей стран критериям конвергенции учитывались статистические данные, предоставленные национальными правительствами, но сохраняются сомнения в их достоверности и сравнимости. Уже по состоянию на конец 2008 г. страны удовлетворяли критериям, за исключением показателя инфляции. Ниже приведена таблица 2, в которой указаны некоторые критерии конвергенции на 2012 г.

Таблица 2

Показатели конвергенции экономик стран ССАГПЗ в 2012 г.

Страна Уровень инфляции, % Дефицит или профицит госбюджета к ВВП, % Отношение госдолга к ВВП, %

Бахрейн 2,S -2,3 54,2

Кувейт 2,9 +6,0 6,0

Катар 1,9 +14,4 32^

ОАЭ 0,7 +7,2 42,6

Оман 2,9 -0,3 4,3

Саудовская Аравия 2,9 +13,1 11,S

В среднем по ССАГПЗ 2,35

Источник. Составлено на основе данных IMF Financial Statistics 2013. Режим доступа: http://elibrary-data.imf.org/FindDataReports.aspx?d=33061&e=169393

Инфляция была единственной сферой, где страны значительно различались в течение предкризисного периода, но по итогам 2012 г. эти показатели сблизились. И все страны удовлетворяют данному критерию.

Официальные резервы пяти стран из шести имеют минимальный размер импорта за 4 месяца; все шесть стран имеют дефицит госбюджета менее 3% и дефицит госдолга менее 60% ВВП, сравнимые процентные ставки по долгосрочным кредитам.

С экономической точки зрения государства готовы к введению единой валюты. У них нет внешнего долга, схоже налоговое положение, небольшой дефицит или профицит платежного баланса. Их экономики более гомогенны, чем, например, в Евросоюзе, отличаются одинаковыми культурными и языковыми традициями и истоками.

В 2008 г. было одобрено в основном Соглашение о валютном союзе, которое определило законодательные и институциональные рамки союза, а также утвержден Статут Валютного совета. В 2009 г. четыре арабских страны - Бахрейн, Катар, Кувейт и Саудовская Аравия подписали соглашение о формировании валютного союза с общей валютой, курс которой привязан к американскому доллару. Соглашение не подписали ОАЭ и Оман. Неучастие ОАЭ связано решением разместить будущий Центральный банк в столице Саудовской Аравии и с датой введения общей валюты, что намечалось на 2010 г. Но понадобится еще как минимум 5 лет для ее введения.

Для образования валютного союза необходимо сформировать адекватную финансовую инфраструктуру, включая системы платежей и расчетов, статистические системы, утвердить единые банковские правила и надзорные нормы. В этом состоят функции Валютного совета, который также должен разрабатывать рекомендации по созданию Центрального банка ССАГПЗ, разработать денежные банкноты и монеты, проводить мониторинг соответствия экономических показателей стран критериям конвергенции.

На первом этапе формирования валютного союза сохранится привязка курсов национальных валют к доллару, а в последующем может быть принято решение о другой валюте привязки. Такая привязка не означает, что курсы валют не подлежат изменениям, как и может меняться валютный курс доллара. Если размер изменения курсов национальных валют и курса доллара одинаков, то это не скажется отрицательно на соглашениях по валютному союзу, так как валютные курсы будут зафиксированы.

Введение общей валюты окажет положительное влияние на экономическую деятельность в странах, на рынки капиталов и финансовых услуг, на взаимную торговлю, инвестиции и туризм, что в целом окажет влияние на рост конкурентоспособности региона.

Главная проблема ССАГПЗ связана со слабым институциональным механизмом, включая координацию финансового законодательства, обмен статистической информацией об экономическом положении. Так, в Европе создание институциональной структуры наднационального характера предшествовало валютной интеграции. В ССАГПЗ наднациональные институты отсутствуют, что может подорвать роль и влияние единого центрального банка особенно в условиях, когда страны не полностью раскрывают экономические и налоговые данные, т.е.отсутствует прозрачность. Без эффективного регионального наднационального института, который бы решал проблемы, не может быть завершено формирование экономического и валютного союза.

Таким образом, страны ССАГПЗ характеризуются относительной схожестью по уровню экономического развития, по среднедушевым доходам и политической философии. Они смогли быстро достичь согласия по экономическому сотрудничеству, хотя политические цели предшествовали экономическим задачам. Но ощу-

щается нехватка человеческих ресурсов и широкой общественной поддержки для развития интеграционных процессов.

Страны активно сотрудничают друг с другом по различным направлениям -энергетическому, промышленному, патентному, в сфере электроэнергетики и водоснабжения, сельского хозяйства.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ВЗАИМНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

За 1981-2010 гг. внутрирегиональный товарооборот возрос в 10 раз и особенно активизировался после подписания соглашения о таможенном союзе в 2003 г. В 1983-2002 гг. в период функционирования зоны свободной торговли и формирования таможенного союза взаимная торговля возросла с 3 до 20 млрд долл., или в 6,3 раза.

Доля взаимной торговли сохраняется на невысоком уровне, хотя и возросла за 14 лет с 1,90% в 1997 г. до 2,36% в 2008 г.2 и до 4,4% в 2011 г.

Таблица 3

Динамика доли взаимной торговли стран ССАГПЗ в 1980-2011 гг., %

1980 1990 2000 2005 2008 2009 2010 2011

7,62 2,52 2,04 2,73 4,65 4,20 4,2S 4^9

2,50 1,32 1,2S 2,46 2,46 2,66 2,3S 2,32

Источник.UNCTAD Yearbook of Trade Statistics, 2012. Geneva, 2012.P.68-69.

В 2011 г. взаимный товарооборот составил 38,7 млрд долл. (см. таблицу 4). Взаимный товарооборот приходится в основном на две страны - Саудовскую Аравию и ОАЭ. Основные экспортеры во взаимных рамках - Саудовская Аравия и ОАЭ, на долю которых приходится более 70% совокупной торговли в рамках ССАГПЗ, а ведущие импортеры - ОАЭ и Оман с удельным весом более 48%, по данным 2011г.

Таблица 4

Матрица взаимной торговли в рамках Совета арабских государств Персидского залива в 2011 г., млн долл

Страны Бахрейн Кувейт Оман Катар яя ^ В § дА ОАЭ ССАГПЗ

Бахрейн - 193,19 169,38 632,10 1106,16 728,09 2S2S,92

2 Abdmoulah W. Arab Trade Integration: Evidence from Zero-Inflated Negative Binominal Model. Journal of Economic Cooperation and Development, 32.2|2011- P.44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны Бахрейн Кувейт Оман Катар Сау- довская Аравия ОАЭ ССАГПЗ

Кувейт 47^6 - 332,5S 171,72 431,36 523^6 1507,3S

Оман 56,47 106^0 - 427,12 562,96 4725,21 5S7S,56

Катар 96^1 43,9S 210,44 - 110,51 657,22 111S,96

Саудовская Аравия 49S3,12 1S39,41 966,95 2043,41 - 4009,34 Ш42,23

ОАЭ 359,09 937,47 6521,01 2709,03 3021,17 - 13547,77

ССАГПЗ 5543,35 3120,S5 S200,36 59S3,3S 5232,16 643,72 3S723,S2

Источник. ICDT Annual Report 2012-2013.-P.49. Режим доступа: http://www.icdt-oic. org/Pub/AR/En/

Доля взаимного экспорта в национальном экспорте разнится от 1,3% в Катаре до 6,7% в Бахрейне. Удельный вес взаимного импорта выше и дифференцирован от 4,3% в Саудовской Аравии до 31,9% в Омане. В целом, доля взаимного товарооборота невысока, но если считать всю взаимную торговлю как ненефтяную, то доля взаимного экспорта возрастет до 16%. В товарной структуре экспорта преобладают энергоресурсы, которые поставляются, прежде всего, в страны Азии, а в импорте - потребительские товары, включая продовольствие из Азии, Европы и Северной Америки.

Что касается двусторонних взаимных торговых связей, то наибольшее значение они имеют для Бахрейна - Саудовской Аравии, Омана - ОАЭ, Катара - ОАЭ и Катара - Саудовской Аравии.

Исторически регион Ближнего Востока характеризовался крайне низкой долей взаимного экспорта в отличие от многих других регионов мира. Открытость в отношении внерегиональных рынков и расширение доступа на них растет быстрее, чем в субрегиональных рамках. Все страны ССАГПЗ значительно зависят от экспорта в развитые страны и импорта из них потребительской продукции.

Сохраняются небольшие ограничения в отношении допуска иностранных инвестиций в форме максимальной доли иностранной собственности в уставном капитале местных компаний. При этом инвесторам стран ССАГПЗ предоставляется более благоприятный режим, чем инвесторам других государств, но ограничения сохраняются. Такая политика содействует росту внутрирегиональных инвестиций, особенно из Бахрейна и Кувейта. Рынки ценных бумаг растут, но существенно отличаются по масштабу. Их значительный сегмент составляют финансовые услуги. В финансовой системе преобладают коммерческие банки, хотя в отдельных странах ведется выпуск гособлигаций.

За 1990-2003 гг. внутрирегиональные ПЗИ выросли до 3,6 млрд долл, а с 2003-

2010 гг. еще в 4 раза, особенно в сфере телекоммуникационных услуг. Динамичный рост взаимных ПЗИ наблюдается последние 10 дет, что связано с ростом цен на нефть. На долю взаимных инвестиций приходится 2,9% совокупных ПЗИ, вложенных в экономику стран региона.

Рост внутрирегиональных прямых инвестиций произошел независимо от осуществления или отсутствия координации инвестиционной политики и финансовой интеграции. Многие суверенные финансовые фонды стран ССАГПЗ известны крупными капиталовложениями в экономику внерегиональных государств, хотя и отсутствуют совместные меры по координации их деятельности, а это в свою очередь лишает страны возможности создавать коллективные финансовые ресурсы и вкладывать их в развитие промышленности. Банки сохраняются в государственной собственности и отличаются высоким уровнем концентрации и централизации капитала, невысоким уровнем конкуренции.

Для стимулирования взаимных капиталовложений необходима гармонизация национального инвестиционного законодательства. Первым шагом на этом пути стало решение Верховного совета ССАГПЗ по разрешению региональному бизнесу создавать филиалы в других странах-членах на правах, равных с национальными компаниями. Другая необходимая мера - содействие инвестициям в частнопредпринимательский сектор, особенно в целях диверсификации экономики и отхода от ресурсоемкой модели развития.

Ведущим способом осуществления ПЗИ остаются сделки слияний и поглощений (СиП), объем которых составил 26,4 млрд долл в 2010 г.

В качестве примеров крупных региональных сделок СиП можно назвать следующие. Компания Etisalat (ОАЭ) вложила 3,25 млрд долл в сфере телекоммуникационных услуг Саудовской Аравии. Qatar Telecom приобрела контрольный пакет акций кувейтской компании Wataniya Telecom за 3,8 млрд долл. Другая кувейтская компания Zain вложила 6,1 млрд долл в телекоммуникационную сферу Саудовской Аравии. Saudi Telecom (Саудовская Аравия) инвестировала в телекоммуникационные услуги Кувейта 900 млн долл и Бахрейна 230 млн долл.3

Цель свободного перемещения лиц определена еще в Объединенном экономическом соглашении 1981 г. в ст.8 главы 2. В ней записано, что страны предоставляют гражданам других государств такой же режим, что и своим гражданам в отношении свободы перемещения, работы и проживания, прав собственности, свободы осуществления предпринимательской деятельности и свободы перемещения капитала. По новому Экономическому соглашению 2001 г. все граждане получают право на участие во всех сферах экономической деятельности на территории других государств-членов. Они включают право на перемещение и резиденцию, право на

3 Integrating, Not Integrated. A Scorecard of GCC Economic Integration. Booz&Co, 2012.-P.15.

получение рабочего места в государственном и частнопредпринимательском секторах, доступ к преимуществам пенсионного обеспечения и социального страхования, участие во всех профессиях, включая экономическую и инвестиционную сферу и отрасли услуг.

В странах Персидского залива установлен частичный режим свободного перемещения лиц стран-членов. Но он привел лишь к небольшому росту взаимных миграционных потоков в сфере занятости и резиденции. Общая численность работающих граждан одних стран-членов на территории других государств равнялась 27 тыс. человек в 2008 г.4 Основные страны-импортеры рабочей силы из стран Персидского залива - Кувейт, Катар и ОАЭ. Единственной страной, являющейся одновременно и экспортером и импортером внутрирегиональной рабочей силы, выступает Саудовская Аравия. С учетом высокого уровня безработицы (по итогам 2012 г. в трех странах - Бахрейне, Омане и Саудовской Аравии) стремление найти работу в соседних государствах растет.

Рынок рабочей силы в Персидском заливе дифференцирован с демографической точки зрения и включает большую долю мигрантов из зарубежных стран. Доля местных граждан в структуре занятости невысока и составляет 17% в Катаре, 12% в ОАЭ, 28% в Саудовской Аравии, 18% в Кувейте, 45% в Бахрейне и 46% в Омане5. В целях увеличения местной занятости проводятся такие меры, как предоставление стимулов частнопредпринимательскому сектору по найму местных граждан и в отдельных случаях субсидирование, а также ограничение выдачи разрешений на работу и выдачи виз иностранным гражданам, действует квотная система занятости.

Важной характерной чертой экономик стран Персидского залива является большая доля мигрантов в общей структуре занятости, которые работают в основном в частнопредпринимательском секторе. Из 7 млн созданных в 2010 г. рабочих мест менее 2 млн были заняты национальной рабочей силой6. С учетом высоких темпов роста населения растет давление на рынок рабочей силы в плане трудоустройства. Частично проблема может быть решена за счет повышения уровня образования и прохождения программ подготовки кадров.

Что касается режима въезда и выезда, то он подлежит упрощенному визовому режиму для граждан стран-членов ССАГПЗ, для граждан других государств -подлежит строгому контролю. В странах Персидского залива нет общей границы, вопросы пограничного контроля решаются на национальном уровне. Государства отличаются гомогенностью и защитой культурных традиций, социальной стабиль-

4 Integrating, Not Integrated. A Scorecard of GCC Economic Integration. Booz&Co, 2012.-P.13.

5 Zabra R.Babar.Free Mobility Within the Gulf Cooperation Council. 2012.-P.21.

6 Shinji T. Establishing Monetary Union in the Gulf Cooperation Council: What Lessons for Regional Cooperation? ADBI Working Paper Series #390 October 2012. - P.7

ностью и системой социального страхования, защитой занятости национальных граждан.

В инфраструктуре инициировано большое количество крупных инвестиционных проектов в таких сферах, как нефтегазовая отрасль, железнодорожный транспорт, электроэнергетика. Правда, реальных успехов немного, особенно если учесть финансовые возможности стран Персидского залива. Из числа завершенных совместных проектов следует выделить:

* Газопровод «Дельфин» протяженностью в 360 км и стоимостью 10 млрд долл. по поставке газа из Катара в ОАЭ и Оман;

* Две линии электропередач - Северная для Бахрейна, Катара и Кувейта и Южная для Омана и ОАЭ совокупной стоимостью в 1,4 млрд долл. Намечено в рамках третьей стадии проекта соединить северную и южную линии электропередач.

* Запланировано строительство таких инфраструктурных объектов, как:

* Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Катаром и Бахрейном;

* Сооружение железнодорожной сети между всеми странами-членами стоимостью в 25 млрд долл к 2017 г.

* Строительство шоссейной дороги, которая свяжет Мускат и ОАЭ к 2015 г.

Совокупная стоимость инфраструктурных проектов оценивается в 1 трлн долл.,

но по оценкам вложено лишь 15% требуемых сумм. Сказываются последствия глобального финансового кризиса 2008-2009 гг., сложности в получении кредита и жесткие административные формальности.

Интеграционные процессы содействуют получению экономических преимуществ странами-членами интеграционного объединения. В частности, ОАЭ и в особенности Дубаи имеют преимущества от развития туризма, сделок по недвижимости и инвестиционной деятельности других стран Персидского залива. Причины связаны с большим туристическим и инвестиционным потенциалом и политикой ОАЭ по открытию стран в отношении предпринимательской деятельности в регионе. Граждане стран Персидского залива обладают теми же правами, что и граждане ОАЭ по покупке недвижимости, а также в сфере перемещения лиц отсутствуют визовые требования. Другой пример - банковский сектор Бахрейна, ставший финансовым центром арабских государств, и имеющий 32 финансовых института. Доля финансового сектора в ВВП эмирата равна 30%.

Основными проблемами на пути интеграционных процессов являются следующие: государственный контроль над энергоресурсами, слабость наднациональных институтов, конкуренция в отраслях, получающих преимущества от регионального эффекта экономики масштаба, слабая инфраструктура, защита национального суверенитета политическими лидерами, отсутствие прогресса в реализации со-

глашений о коллективной безопасности, высокий уровень государственного вмешательства в экономику и контроль над капиталопотоками, отсутствие механизма разрешения взаимных споров, низкий объем взаимной торговли, гетерогенность экономических условий в странах-членах, схожие структуры потребительского спроса. Перечисленные проблемы негативно сказываются на интеграционных успехах в регионе Персидского залива.

По нашему мнению, необходимо повысить уровень интеграционного взаимодействия и проводить приватизационные программы в сфере транспортных, телекоммуникационных и финансовых услуг, что является важным фактором углубления интеграции в регионе Ближнего Востока.

Таким образом, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива прошел длительный путь развития интеграционных тенденций, начавшийся более 30 лет назад в 1981 г. В 1983 г. создана зона свободной торговли, а в 2003 г. - таможенный союз, который планируется сформировать окончательно одновременно с общим рынком к 2015 г.

На саммите 2012 г. утверждена Эр-Риядская декларация по инициативе формирования единого сообщества в рамках Персидского залива. В ней предложено изменить название ССАГПЗ на Совет союза арабских государств Персидского залива (Arab Gulf Union Council, AGUC). Предполагается сформировать политический, экономический и военный союз по типу Евросоюза со столицей в Эр-Рияде. Нынешний Секретариат будет заменен на Комиссию по подобию Еврокомиссии. В течение 5 лет намечено определить элементы будущего союза.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Abdmoulah W. Arab Trade Integration: Evidence from Zero-Inflated Negative Binominal Model. Journal of Economic Cooperation and Development, 32.2|2011.- 25р.

CIA World Factbook: 2013. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/

Integrating, Not Integrated. A Scorecard of GCC Economic Integration. Booz&Co, 2012.23p.

Four Arab States Agree to Monetary Union. The Global Times. June 8, 2009. - 5 р.

Shinji T. Establishing Monetary Union in the Gulf Cooperation Council: What Lessons for Regional Cooperation? ADBI Working Paper Series #390 October 2012. - 20 р.

Zabra R.Babar.Free Mobility within the Gulf Cooperation Council. 2012.-32p.

ICDT Annual Report 2012-2013. Режим доступа: http://www.icdt-oic.org/Pub/AR/En/

UNCTAD Comtrade. Режим доступа: http: //www.unctad.comtrade/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.