Сайт ДОУ, как инструмент независимой оценки качества дошкольного образования
Турилова Елена Константиновна, Завьялова Ольга Ивановна
МБДОУ "Детский сад № 20"
Ключевые слова:
независимая оценка качества образования, НОКО, качество дошкольного образования, ФГОС, НИРО, сайт ДОУ, ООП.
Аннотация: Целью статьи является повышение качества дошкольного образования через сайт ДОУ, транслирующего информацию, обязательную для доступа общественности, позволяющего повысить конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
В современной системе образования на всех её уровнях особое внимание уделяется независимой оценке качества образования (НОКО), в т.ч. и дошкольного, которая оценивает качество образования на соответствие уровня реализации ФГОС и других нормативных документов.
В декабре 2014 года проведена независимая оценка качества дошкольного образования нашего ДОУ. Особое внимание при организации НОКО было уделено сайту учреждения.
Для оценки качества дошкольного образования и удовлетворённости родителей (законных представителей) воспитанников, использовались информационные карты, разработанные специалистами НИРО:карта качества основной образовательной программы ОО;карта качества условий реализации основной образовательной программы ОО;карта качества результатов деятельности ОО (социальная и экономическая).
Поскольку сайт ДОУ рассматривался как объект и инструмент НОКО, то за основу работы по созданию сайта, мы использовали ряд нормативных документов;Федеральный закон 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»;Постановление правительства РФ от 10.07.2013г. №582«Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" и обновления информации об образовательной организации»;Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014№785«Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации», которые позволили нам целенаправленно подойти не только к вопросу практико-ориентированной организации, но и к обновлению содержания сайта ДОУ.
Так как сайт является востребованным способом передачи информации о деятельности учреждения, то и цели, которые реализует сайт нашего ДОУ мы видим в возможности показать эффективность системы работы детского сада, трансляции разного рода сведений сопровождающим деятельность учреждения организациям и широкой общественности, в том числе и родительской, продвижении образовательных услуг, создании общего имиджа учреждения и конкурентной способности на рынке образования.
Основными задачами создания сайта ДОУ, для нас стали:
• сформировать единое сообщество педагогов и родителей;
• создать условия для творческой самореализации педагогов ДОУ;
• популяризировать достижения педагогов и детей;
• повысить информационную компетентность педагогического сообщества системы дошкольного образования.
Для реализации социального партнёрства, которому сегодня принадлежит особое внимание, мы предоставили полную, открытую и доступную информацию об организации образовательной деятельности ДОУ.
Нами была продумана модель сайта, которая соответствует всем требования нормативных документов.
Вся информация об образовательной деятельности ДОУ, была разделена на два вида -внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает в себя нормативно-правовую документацию разного уровня, учебно-методический материал, публикации, сведения о ДОУ, учредителе, и органах управления.
Внутренняя информация сайта отражает педагогическую деятельность, ресурсное обеспечение и управление (социальное и экономичнское).
Учитывая приказ Рособрнадзора «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 29.05.2014 №785. доступ к сайту осуществляется с главной страницы и без дополнительной регистрации.
Сайт ДОУ имеет следующую структуру: Специальный раздел "Сведения об образовательной организации". Особенность данного раздела в том, что он представлен в виде небольшого фильма, в котором рассказывается о всей педагогической и образовательной деятельности учреждения. Данный раздел содержит в себе следующие подразделы:
• Основные сведения
• Структура и органы управления образовательной организацией
• Руководство. Педагогический состав
• Документы
• Образование
• Образовательные стандарты
• Дополнительные образовательные услуги
• Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
• Финансово-хозяйственная деятельность
• Вакантные места для приема (перевода)
Рассмотрим объекты, которые подлежали независимой оценке качества дошкольного образования через сайт ДОУ.
Итак, Основная образовательная программа ДОУ.
Согласно нормативным требованиям ООП ДОУ, включает разделы: целевой, содержательный и организационный, а также специальный раздел «Содержание коррекционной работы в ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» или «Инклюзивное образование». Так как наше ДОУ посещают дети с разным уровнем развития, есть дети с ОВЗ, и функционируют группы комбинированной направленности, то специфика данного раздела ОП заключается в том, что она представлена системой комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в условиях образовательного процесса ДОУ, перечнем коррекционных мероприятий, а также формами работы в рамках коррекционно-развивающего направления.
Отражение данной работы можно найти на сайте ДОУ в разделе "Специалисты ДОУ" и "Галерея".
В ООП представлен региональный компонент вариативной части, включающий в себяавторскую программу педагогов ДОУ по духовно-нравственному развитию дошкольников «Возрождение» с учетом специфики национально-культурных, демографических, климатических условий Нижегородской области. Отражение реализации программы "Возрождение" можно
увидеть на сайте в разделах "Образовательная деятельность ДОУ" и "Галерея".
Несмотря на особенность деятельности нашего ДОУ ООП отвечает общим требованиям по всем показателям информационной кары оценки качества ОП. По итогам НОКО (по 17 показателям) основная образовательная программа ДОУ, получила максимально возможный результат, а значит, соответствует требованиям ФГОС ДО.
Качество условий реализации ООП ДОУ также получило высокую оценку. Такому результату послужила информация, размещенная на сайте в разделе "Галерея" и «Наши группы», где представлена жизнь детей той или иной группы. Здесь можно познакомиться с развивающей средой групп, с наличием пособий и материалов, обеспечивающих эмоциональное благополучие, с интересами, уровнем активности каждого ребенка, и требований ФГОС ДО. О дополнительных помещениях для организации и проведения образовательного процесса с детьми, о созданных условиях на территории ДОУ в разделе "Мини - экскурсия по ДОУ".
Качество результатов деятельности ДОУ (социальная и экономическая) тоже получила максимально возможный результат. О социальной деятельности говорят фото и видеоматериалы, размещенные на сайте ДОУ, из которых можно узнать об участии детей и педагогов в конкурсах разного уровня. На сайте работают разделы "Доска объявлений", "Наши новости", "Наши награды". Гости сайта могут поучаствовать в опросах, проводимых ДОУ, задать вопрос педагогам, оставить свой отзыв. Имеется собственная газета "Лучик", где также можно узнать о жизни детей в ДОУ.
Об экономической деятельности говорят публичные отчеты и предписания контрольно-надзорных органов, которые также размещены на сайте ДОУ в разделе "Документы ДОУ".
По полученным результатам оценки качества дошкольного образования, в соответствии с технологией НОКО, разработанной специалистами в образовании Нижегородского института развития образования, ДОУ соответствует кластеру «Эффективная ДОО».
Таким образом, анализ сайта позволил сделать вывод о том, что структура сайт ДОУ соответствует предъявляемым нормативным требованиям. Информация, размещённая на сайте, полная, открытая и доступная, в ней легко ориентироваться. Значит, сайт ДОУ оказывает влияние на изменение качества образовательных услуг, обеспечивает взаимодействие и взаимосвязь со всеми субъектами образовательного процесса и влияет на качество образования дошкольников.
Список литературы:
1. Методических рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, разработанные Минобрнауки России и утвержденные заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалкоот 14.10.2013.;
2.Распоряжения Правительства Нижегородской области № 1844-р от 10 сентября 2013 года «О формировании в Нижегородской области системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»
3.- Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (развитие системы оценки качества образования и удовлетворённость потребителей образовательными услугами, решение которой предполагает создание условий для развития не только государственной, но и общественной оценки деятельности образовательных учреждений);
4.Постановление правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" и обновления информации об образовательной организации»;
5.Статья О.А.Сафоновой и Л.В.Красильниковой "Информационно - управленческая среда дошкольного образовательного учреждения" (журнал Нижегородское образование № 3 2012г. стр.28-34)
Cемейный экологический исследовательский проект
Турлюк Наталья Владиславовна
Москва ГБОУ Школа 1905
Дошкольное отделение №1
Ключевые слова:
Семейный экологический проект для дошкольников
Введение Вода - одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода - наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода - источник жизни на Земле» Цель работы: Воспитание бережного отношения к воде. Формирования у детей экологической грамотности и знаний об окружающей природе. Показать, что вода - активная среда для жизни животных, растений и человека Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе исследовательской деятельности. Оборудование необходимое для проекта: Видеокамера, техника для прослушивания музыки, фотоаппарат, компьютер. Методы: Прослушивание музыки «Шум воды» ,чтение книг, рассматривание иллюстраций, поиск информации в интернете, наблюдение, эксперимент. Продуктивная и игровая деятельность. Актуальность: Вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар), вода обладает выталкивающей силой. Вода есть всюду: океанах ,морях, реках, озерах, земле, камне, живых организмах, растениях, животных, человеке, воздухе. Вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Вода - первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Экспериментирование и игры детей с водой развивают познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывает экологическую грамотность детей. В проектно-исследовательской работе происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, умение экономично использовать воду, расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, мы научим его беречь воду. Свою работу мы проводили на природе, в детском саду и в домашних условиях. Почему была выбрана тема «Вода - источник жизни на Земле»»? Эта тема сама привлекла и заинтересовала детей. Ведь мы знаем, что вода первое, что притягивает интерес ребенка. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для использования в сельском хозяйстве. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Вода нужна всему живому на Земле. Совместная деятельность детей и взрослых 1. Беседа с детьми «Живая вода» 2. Экспериментирование «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Фильтрование воды» 3. Наблюдение на прогулке за водой в водоемах, за дождем, за водой в лужах. Дидактические игры: «Для чего нужна вода?» (с использованием условных заместителей и картинок с изображением использования воды человеком); «Свойства воды». Подвижная игра «Веселые капельки» Познавательно-тематическое занятие «Ребятам о воде», закрепление представлений детей о круговороте воды в природе. Знакомство детей с тем, какой долгий путь проходит вода, прежде чем попасть в наш дом. Формирование представлений об очистке воды, её фильтрации, о том, как много людей трудятся, чтобы очистить её для питья. Беседа «Без воды невозможна
жизнь на Земле». Экспериментирование «Вода пресная - вода соленая» (с использованием моделирования, глобуса). В течение проекта ребёнок вместе с родителями: Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома. Проводят сверку счетчиков ,состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды. Родители в домашних условиях и на прогулках закрепили свойства воды. Провели опыты: «Когда вода приобретает запах и вкус», «Когда вода является растворителем?». Организовали и провели опыт «Батискаф с яйцом» и обсудили с детьми результаты опыта о свойствах воды. Родители провели эксперимент в домашних условиях: использовали воду простым методом, открывая кран. Записали показания счетчика, сколько воды использовали за 1 день. На 2 день в быту использовали вод сберегающую насадку и, посмотрев на счетчик ,увидели, что воды вылилось меньше, чем в первый день. Принцип действия насадки оказался прост - она уменьшает приток воды, что позволяет экономить воду. Значит, разумно и экономно используя воду, прибегая к разным инновациям, люди не только берегут её, но и экономят свои деньги. для мытья посуды в раковине следует использовать пробки. Рекомендации: Всегда обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран, или позови взрослых. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины. Рассказывай наши рекомендации своим друзьям. Выводы: В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Ребёнок осмысленно, зная о проблеме чистой воды на земле, не пройдёт мимо включенного крана, или крана из которого просто капает вода. Будет бережно относиться к водоемам. Вырастит экологически грамотным человеком. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар), вода обладает выталкивающей силой. У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять
Список литературы:
Иванова А. И. 2004г. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. Москва. 122-125.
Меркулова Т.В. 2010г. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. 145-147.
Меркулова Т.В. 2012г. «Волшебница вода» // «Дошкольное воспитание» №11, 43-44.
Меркулова Т.В. 2012г. «Учение с увлечением» // «Дошкольное воспитание» №1, 10-11.
Николаева С.Н. 2003г. Эколог в детском саду. Москва. 211-214.
Смирнова Т.Н. 2012г. «Волшебная вода» // «Дошкольное воспитание» №12, 21-23.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. 2013г. «Я - исследователь «Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» // «Дошкольное воспитание» №6, 20-22.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющими I уровень речевого
развития
Уклейкина Ирина Юрьевна, Пайдимирова Татьяна Петровна
МДОУ "Детский сад №14, компенсирующего вида", МДОУ "Детский сад №40, компенсирующего вида"
Ключевые слова:
логопед, безречевые дети, моторная алалия, система
В последнее время в специализированные детские сады всё чаще поступают безречевые дети 2 -4 лет, дети, пользующиеся несколькими лепетными словами, плохо понимающие или понимающие обращённую речь только в условиях знакомой ситуации. С такими детьми сложно работать. Поэтому, логопеду, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо выстраивать свою работу так, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо способствовать повышению познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Содержание коррекционной работы в образовательной организации должно быть направлено на преодоление или коррекцию недостатков в развитии детей с ОВЗ.Таким образом, мы говорим о помощи логопеда в организации сотрудничества детей и взрослых на всех этапах работы, так как ребёнок является полноценным участником образовательных отношений. В связи с этим, мы предлагаем систему коррекционно-логопедического воздействия, которая предназначена для работы с детьми раннего возраста и адресована родителям, логопедам и воспитателям. Она предусматривает поэтапное обучение ребенка,состоит из нескольких разнонаправленных групп игр, и включает в себя: развитие мышления, памяти, понимания речи; формирование предпосылок для развития активной речи. Прежде всего, с каждым ребёнком необходимо наладить доверительные отношения, чтобы предупредить или преодолеть речевой негативизм, определить возможности ребёнка, подобрать те упражнения, выполнение которых помогут адаптировать детей к речевому общению. Чем раньше будет начата коррекционная работа с логопедом, тем быстрее будет компенсировано речевое недоразвитие. Чтобы ребёнок заговорил, он должен быть готов к восприятию речи, должен уметь наблюдать, сравнивать, сосредотачивать внимание, поэтому работа над развитием психологической базы речи будет ведущей на первом этапе работы. Все задания и упражнения нужно предлагать в игровой, непринуждённой форме, на первых порах действуя одновременно с ребёнком, давая ему возможность выполнить задание по образцу, копируя действия взрослого. На первом этапе работы речевой отклик ребёнка необязателен. Ребёнок участвует в диалоге со взрослым любым доступным способом: жестом, мимикой, действием. В этом случае ему интересно, его не понуждают к однообразным повторениям. Материал для работы (игрушки, картинки) можно использовать многократно и вариативно. Сначала учим ребёнка запоминать и выбирать одну игрушку из нескольких предложенных в играх «Возьми, что скажу», «Дай мне». Далее в играх «Кто пришёл?», «Кто убежал?» предлагаем определить игрушку, которую добавили или убрали со стола. Для стимуляции речевой активности детей очень полезно использовать куклу-перчатку, игрушку. Опосредованно, через игрушку, участвуя в диалоге со взрослым, малыш учится отражённо повторять 2 - 3 облегчённых слова, звукоподражания в таких играх, как «Прятки», «Скажи, как я». Дети с I уровнем речевого развития испытывают значительные затруднения в определении общего признака для нескольких предметов, поэтому обучение надо начинать с простых игр, находя лишнюю игрушку из 3-х в игре «Что лишнее?». Зрительное восприятие и внимание у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформировано, дети не умеют видеть одноимённые предметы, изображённые по-разному. Нужно научить их находить предмет по его контурному изображению, тени, соотносить предмет с картинкой, узнавать предмет, игрушку по характерной детали в играх «Отгадай, что это?», «Угадай, что нарисовано?» На втором этапе работы объём материала увеличивается, задания усложняются, например, в игре «Не ошибись» дети учатся выбирать и раскладывать игрушки из разных
тематических групп в определённой последовательности. В игре «Выбери такой же» учатся подбирать картинки по смыслу, выбирать предметы одинаковые по цвету, форме или величине. Возможности к обобщению становятся шире, поэтому для игры «Что лишнее» подбираются 4 картинки или игрушки. Дети учатся складывать разрезные картинки из 2-х - 6-х частей, с опорой на картинку - образец, а также подбирают геометрические фигуры, формы к отверстиям в коробке в играх «Почтовый ящик», «Сортер». Работа по развитию понимания речи на первом этапе начинается с обучения нахождения предмета, игрушки по вопросу «Где?» После многократного нахождения предмета сначала на постоянном месте, потом, закрытого платочком, после, перенесённого в другое место, ребёнок усваивает значение этого вопроса практически. В играх «Поручения», «Покажи на себе», «Где у куклы?», «Ты покажи на себе, а я на кукле», дети учатся выполнять простые инструкции по слову взрослого, сначала подкреплённому жестом, действием, а затем только по словесной просьбе. К пониманию простых обобщений подводим постепенно, используя бытовые ситуации, игру. В совместных играх с ребёнком, как бы копируя житейские ситуации, не только расширяем представления детей об окружающем, но и вводим в пассив новые слова. Полезно рассматривание иллюстраций к стихам, сказкам, сюжетных картинок с одним действием с одновременным комментарием и вовлечением ребёнка в диалог: «Покажи, кто идёт; как рычит; где сидит», не требуя словесного ответа. В совместных демонстрациях игровых действий по сказочным сюжетам, в игре «Прятки», в бытовых ситуациях, взрослый употребляет слова в разных грамматических категориях, а ребёнок практически усваивает и различает значение разных вопросов: Где? Кто? Куда? Откуда? С кем? Пассивный словарь ребёнка становится достаточным для того, чтобы начать работу над пониманием доступных грамматических категорий. Так как ребёнок ориентируется на названия действий, а словарь признаков остаётся бедным, необходимо уделить внимание работе над загадками описательного характера, используя наглядную опору. Детально рассмотрев и обследовав игрушку, предмет, опираясь не только на зрительное, но и на тактильное, вкусовое, слуховое восприятие мы привлекаем внимание ребёнка к характерным признакам предметов. Отгадывая эти загадки, ребёнок усваивает значение слов - признаков. В играх «Что мне нужно?», «Подбери предмет», «Выбери картинку» ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи. Еще один этап логопедической работы в системе направлен на развитие активной подражательной речевой деятельности. На этом этапе, начинаем учить называть близких людей, обращаться к ним, называть по именам, подражать голосам животных, называть звуки и шумы окружающего мира, подражать звукам музыкальных инструментов. Обучаем детей пользоваться не только существительными, но и глаголами, указательными местоимениями, составлять двухсловные предложения. Опираясь на большой практический опыт работы по данной системе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи I уровня, мы делаем вывод, что поэтапное обучение неговорящего ребёнка, включающее в себя не только развитие собственно речи, но и развитие понимания обращённой речи, слухового и зрительного восприятия, мышления, памяти, формирует необходимые предпосылки для возникновения коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы мы наблюдаем, что ребёнок начинает использовать активную речь, называя предметы окружающей действительности и действия с ними. Научается обращаться с просьбой к взрослым, отвечает на вопросы словом или простой фразой без использования жеста. Улучшается артикуляторная и мелкая моторика. Всё это приводит к повышению самооценки малыша, ребёнок становится менее капризным, улучшается его настроение, он проявляет интерес к занятиям. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в основе коррекционного воздействия лежит работа по формированию психологической базы речи.
Список литературы:
1.Борякова Н. Ю., Соболева А. Г., Ткачёва В. Г. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. Москва, 1994. - 93 стр.
2.Гришвина А. В. Пузыревская, Е. А. Сочеванова, Е. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988. - 93 стр.
3.Жукова, Н. С. Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление задержки речевого
развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. - 224 стр.
4.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 224 стр.
5.Парамонова, Л. Г. Стихи для развития речи. СПб.: Дельта, 1998. - 208 стр.
6.Развивающие игры с малышами до трех лет: Популярное пособие для родителей и педагогов /сост. Галанова Т. В. Ярославль: Академия развития, 2002. - 176 стр.
7.Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 - 3 лет. Москва.: Теревинф, 2007. - 424 стр.
8.Статья в книге: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 1998 г. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи //Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, стр. 513-551.
9.Статья в книге: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. 2010 г. Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития // Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, стр. 93-95.
Психолого-педагогические требования к современной детской игрушке
Улитина Любовь Ивановна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.
Чернышевского,г.Саратов
Ключевые слова:
Игровая деятельность, игрушка, игровая среда, психолого-педагогическая безопасность Аннотация.
В данной статье затрагивается проблема соответствия детской игрушки предъявляемым к ней требованиям. Подчеркивается необходимость контроля качества детских игрушек для детей дошкольного возраста. Даётся обобщенная характеристика значимости экспертизы детских игрушек. Рассматриваются психолого-педагогические критерии отбора детских игрушек для детей-дошкольников. Даётся анализ игрушек для детей дошкольного возраста с точки зрения их психолого-педагогической безопасности.
С началом развития производства детских игрушек их ассортимент существенно увеличился. Игрушки нового поколения стали более разнообразными, технологичными и детализированными, значительно отличаясь от традиционных. В связи с этим возросли и требования, которые к ним предъявляются. Игрушки должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, прописанным в СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26). Данный документ содержит требования к материалам, из которых изготавливаются игрушки, требования непосредственно к игрушкам, а также к их использованию в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Поскольку игрушка - это неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды, то и соответствие психолого-педагогическим требованиям должно быть обязательным. Но, к сожалению, в настоящее время единая комплексная система для оценки психологической безопасности игровых пособий отсутствует. Поэтому говорить о том, какими конкретными качествами должна обладать игрушка, чтобы она была полезна для ребенка, достаточно трудно.
Следует признать, что среди большого количества современных детских игровых пособий есть и те, игры с которыми могут отрицательно повлиять на развитие детей. Поэтому при организации игровой среды ребенка как дома, так и в дошкольном образовательном учреждении, очень важно понимание и определение педагогического потенциала игрушек. Таким образом, вопрос об осуществлении психолого-педагогический экспертизы игрушек является весьма актуальным. В процессе проверки учитываются санитарно-гигиенические, эстетические свойства игрушек, а также их возможное влияние на развитие детей. Российские и зарубежные ученые активно занимаются исследованием детских игрушек, оценкой их качества. Но стоит отметить, что в разных странах у специалистов имеются заметные разногласия в отношении к экспертизе игровой продукции. Игрушки стали воспринимать не только как предмет для игр, но и как способ для самовыражения и развития ребенка.
Необходимость контроля качества детских игровых пособий привела ученых к созданию экспертных центров. В настоящее время наиболее известными являются Московский центр психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ и общественный центр экспертизы игрушек «Spiel gut» в Германии. Характерной особенностью данных центров является их независимость от производителей и рынка товаров.
Как уже говорилось ранее, игрушка должна соответствовать определенным требованиям. В данном исследовании мы использовали методические рекомендации, которые разработаны на базе Федерального института развития образования РАО. Учеными были сформулированы конкретные характеристики негативного воздействия и единые принципы отбора игровой продукции для детей дошкольного возраста.
С данной точки зрения проанализируем некоторые игрушки из ассортимента интернет-магазина «Детский мир» [http://www.detmir.ru]: собака VIP IMC Toys Алекс из игрового комплекта «Vip Pets» и кукла MLP Equestria Girls рок-звезда Твайлайт Спаркл. Согласно критериям, игровая продукция не должна представлять физических, психологических и нравственных рисков для детей. Так, у игрушки из игрового набора «Vip Pets» отсутствуют ярко выраженные физические риски. Но присутствует психологический риск, заключающийся в непропорциональности игрушки. Игрушка в полной мере соответствует половозрастным характеристикам детей, росту, массе тела и размеру руки, что удовлетворяет анатомо-физиологические требования. Следует отметить, что она служит лишь предметом развлечения, не позволяя ребенку развиваться творчески и интеллектуально в процессе игры. Таким образом, данную игрушку нельзя считать полностью безопасной и необходимой для детей-дошкольников.
Другая игрушка, взятая для анализа, является распространённым примером образной игрушки. Это кукла, произведенная по мотивам известного детям сериала «My Little Pony». У данной игрушки имеется видимый физический риск, который вызван резким мерцанием света, и психологический риск, обусловленный несвойственным для людей цветом кожи и волос. Итак, эта игрушка тоже не является полностью безопасной, так как в малой степени соответствует реальности.
В настоящее время нелегко найти игрушки, представляющие пользу для детей, развивающие их всесторонне. Но всё же такие игрушки, конечно, существуют. Например, известный на весь мир конструктор LEGO, представляющий собой набор для творчества из целого ряда классических пластиковых кубиков, а также других специальных деталей. Другой пример развивающей игрушки - напольный пазл. Это интересная и познавательная игра для детей, старше 2-х лет. Ценность такой игрушки состоит в том, что она помогает развивать сенсорные навыки, ассоциативное мышление и внимание детей. В заключение хотелось бы отметить, что все игрушки, предлагаемые детям, должны неоднократно проверяться на соответствие, выдвигаемым к ним требованиям. Это необходимо, поскольку наличие каких-либо отклонений от требований может отрицательно сказаться на здоровье и развитии детей.
Список литературы:
1. Горина Л.В. 2014. Развитие дошкольного образования в России на рубеже XX - XXI веков // Научное обозрение: гуманитарные исследования. № 7. С. 47-53.
2. Карабанова O.A. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. М.: ФИРО, 2014. 96с.
3. Савенков А.И. 2015.Психолого-педагогическая экспертиза игрушки как условие когнитивно-личностного развития ребенка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. № 1 (31). С. 8-17.
4. Смирнова Е.О. 2010. Игрушки детей Европы // Психологическая наука и образование. № 5. С. 106-117.
Полифункциональная технология дошкольного образования как механизм
социокультурного роста ребенка
Уральская Елена Михайловна
Екатеринбург НДОУ ЦРР «Успешинка» д.с. № 415
Ключевые слова:
Технология, социокультурный , жизненный опыт, полифункциональность, рост
Аннотация: В рассматриваемых тезисах рассмотрена проблема социокультурного роста дошкольника и представлена полифункциональная технология построения образовательного процесса дошкольного образования направленная на социокультурный рост детей дошкольного возраста. Современное российское общество предъявляет к воспи-танию подрастающего поколения новые требования: растить будущего гражданина свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, духовной культурой, иници-ативностью, самостоятельностью, способностью к успешной социализации в обществе. Дошкольное образование является первой ступенью общегражданского образовательного системокомплекса РФ. В этот период ребенок познает окружающий мир, приобретает опыт для жизни в обществе. Черты личности, привычки, отвечающие или противоречащие нормам действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, начинают формироваться в дошкольные годы, среди которых на первый план выступают: социальная зрелость ребенка, его способность выполнять различные социальные роли; компетентность в вопросах собственной жизни и деятельности, предметах и явлениях окружающей действительности. Решению данного направления может способствовать педагогическая технология, построенная на интеграции разных видов деятельности, направленных на взаимодействие с окружающим миром и с самим собой на основе общечеловеческих, культурных ценностей при вхождении в мир социальных отношений на этапе перехода на следующую ступень общего образования, обеспечивая тем самым социокультурный рост ребенка. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией программы. Современные программы дошкольного образования в разных образовательных учреждениях реализуется по-разному. Образовательные технологии по отдельным направлениям работы ДОУ не отражают организацию целостного процесса дошкольного образования. Часто в одном образовательном учреждении реализуется несколько программ как комплексных, так и специализированных. Происходит разобщение, разделение целостности содержания дошкольного образования, что не может обеспечить целостного восприятия картины мира ребенка и организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Актуальность темы исследования обусловлена теоретической наразработанностью содержания такой педагогической технологии для образовательных учреждений. Цель исследования: - определить и обосновать эффективные способы и средства социокультурного роста ребенка дошкольного возраста, разработать полифункциональную технологию дошкольного образования, обеспечивающую данный рост. Е.Е.Сапогова предложила рассматривать социализацию как процесс, вектор которого направлен от общества к индивиду, от соци-альных институтов к необходимой интериоризации ценностей и нормативов социума, а культурный социо-генез - другим полюсом этого процесса, как результат активного усвоения личнос-тью некоторого содержания общественного воздействия, как процесс, направленный от личности к обществу и одновременно составляющий основу внутреннего само-развития личности. Таким образом, опираясь на понятие роста как совершенствование в процессе развития, можно определить понятие социокультурного роста как качественно прогрессивное индивидуальное социальное и культурное развитие личности на основе активного, субъективного её взаимодействия с обществом в процессе индивидуального жизненного пути. Критерием же этого роста на наш взгляд является жизненный опыт личности. Для роста жизненного опыта очень важен этап первичного хаотичного, неупорядоченного взаимодействия с внешним миром. Чем шире и разнообразнее данные взаимодействия, чем более активен данный процесс, тем более образов восприятия останутся в его памяти. Рост упорядоченности данного процесса протекает от ощущений к восприятиям и затем представлениям. Целенаправленное совершенствование этого процесса связано с развитием процесса отражения, через подключение сознания. Ребенок, оснащенный опытом умственной
работы, опытом саморегулирования, сознательно ставит цель перед собой и приступает к ее осуществлению, так как имеет резерв прошлого опыта. Это помогает росту устойчивости личности, как профилактики негативного влияния окружающей действительности. Отклонения от нормы при этом помогают запустить механизм саморегуляции, который мы рассматриваем на основе системно-кибернетического подхода. Процесс овладения опытом жизни обуславливается обязательным присутствием в жизни свободы, предоставленной человеку. Необходимо обогащать педагогический инструментарий принципом свободы. Там, где действительно реализуется принцип свободы, нет беспорядка, там можно встретить красивые, счастливые лица детей. В итоге, опыт определяет счастье человека, когда человек удовлетворен либо моментом жизни, либо общим итогом жизни, что является показателем качества жизни. Одним из основных факторов развития ребенка в данном исследовании рассматривается -среда, как совокупность природных, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека. Первой социальной средой для ребенка является семья. Социокультурное пространство русской семьи представлено в работах И.А.Разумовой. Будучи коллективным носителем макро- и микро--социокультурных традиций, семья создает собственное социокультурное пространство. Массовый историко-культурный опыт людей, живущих в одном месте в одно время, преломляясь через индивидуальное бытие нескольких поколений членов данной семьи, постепен-но создает внутрисемейную «версию бытия». В преде-лах этой версии, в эмоционально насыщенном семей-ном микропространстве для ребенка: формируются установки, которыми взрослеющий человек будет руководствоваться в организации, осмыслении и оценке своего жизненного пути. Создавая технологию, мы опирались на работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: К. Роджерса, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, В.Т.Кудрявцева; исследованиях психологов и педагогов современной системы отечественного дошкольного воспитания: Венгера Л.А., Дьяченко О.М., Михайловой З.А., Комаровой Т.С., Савенкова А.И., Казаковой Г.Г., Парамоновой Л.А., Давидчук А.Н. и др. Стержнем, который держит и связывает теоретические, психологические и методические компоненты образовательной технологии являются -концептуальные идеи, стратегические ценности и принципы технологии.
Полифункциональность технологии обеспечивается за счет не только количества функций, но и нескольких модальностей функций: функции представлены для каждого субъекта образовательного процесса. Данная технология спроектирована по ступеням роста и развития, которые характеризуют поступательное развитие личности. Она рассчитана на детей с 2 до 7 летнего возраста. Ребенок характеризуется в единстве всех показателей всестороннего развития в соответствии с основными потребностями личности в становлении Я - концепции. Технология помогает до-школьнику войти в современный Мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое «Я», научиться строить на гу-манистической основе взаимоотношения с взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях повседневного общения, увеличивая количество получаемого жизненного опыта, что является основой его социокультурного роста. Представленный системно-кибернетический подход к процессу формирования жизненного опыта в социокультурном росте и развитии детей дошкольного возраста, позволяет дать рекомендации педагогам, реализующим процесс дошкольного образования. Использование разработанного педагогического инструментария комплексной диагностики уровня развития творческой и социальной характеристики личности и ее качества жизни позволило констатировать положительное влияние разработанной полифункциональной технологии на социокультурный рост детей дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа, проведенная на двенадцати экспериментальных площадках города Екатеринбурга и свердловской области, показывает, что применение полифункциональной технологии дошкольного образования положительно влияет на развитие всех субъектов образовательного процесса и социокультурный рост детей дошкольного возраста. Материалы исследования легли в основу образовательной программы профессиональной переподготовки педагогов «Домашнее образование», спецкурса для педагогических вузов «Художественное творчество», полифункциональной образовательной технологии «Дошколенок» как модели эффективной реализации программ дошкольного образования, для взаимодействия с родителями создана подборка материалов и напечатаны тематические журналы Дошколенок» для детей и родителей всего около 50 номеров, журналы используются как в печатном виде, так и на сайте для еженедельной работы родителей с детьми.
Список литературы:
1. Книга: Н.Е. Щуркова, Л.Д. Рагозина 2002. Формирование жизненного опыта у учащихся М.: Педагогическое общество России, 147.
2. Статья в журнале: П. Щедровицкий 1997. Пространство свободы // Народное образование № 1.
3. Книга: В.И.Слободчиков 1996. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. 67с.
4. Книга: Е.Е.Сапогова 2004. Культурный социогенез и мир детства. Москва: Академический проект, 405с.