Детский сад как модель развития эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста и условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития
Барбусова Оксана Геннадьевна
МБДОУ " Детский сад № 259" г.о.Самара
Ключевые слова:
детский сад, ФГОС ДО, педагог, качество, дети
Наш детский сад, как и все дошкольные учреждения Самары ведет планомерную работу и решает поставленные задачи в соответствии с Законом ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации » внедряя ФГОС в дошкольное образование.[1] ФГОС ДО выдвигает ряд требований к организации деятельности детского сада и данная статья представляет оценку деятельности ДОУ по реализации этих требований. И первое требование это - требования к кадровому обеспечению.[2] Педагогический коллектив насчитывает 16 человек. Педагогическое направление деятельности ДОУ заключается в создании благоприятных условий, а именно соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. Таким образом, особую значимость приобретает фигура педагога-воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Это диктует необходимостью повышения педагогической компетенции воспитателей и формирования у него качеств, профессионально значимых для деятельности педагога.[3] Поэтому администрацией детского сада создаются все условия для непрерывности профессионального развития педагогических работников через: деятельность методической службы образовательного учреждения и направления на курсы повышения квалификации в ЦРО и СИПКРО. Объединению коллектива педагогов способствуют такие общие мероприятия как «Красота спасет мир» - встреча с людьми творческих профессий, «Женщина - это любовь» -поэтический клуб, традиционные встречи молодых специалистов детского сада с педагогами-ветеранами. Коллективные посещения театров, концертов с участием детей и взрослых, совместный отдых на речных просторах, активное участие во всех спортивных мероприятиях . Материально-технические условия пребывания детей в ДОУ обеспечивают интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие детей. Малыш находится в детском саду весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Первые шаги в начале нашей работы были сориентированы не только на создание предметно-развивающей среды, а так же на создание эмоционально-развивающей среды в детском саду, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально - чувственной сферы ребенка дошкольного возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях: • детский сад - второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно; • пространство для полноценного и разностороннего развития детей где специально организованная среда для игр, отдыха, и НОД. [4] Для реализации данной модели предусмотрен следующий набор помещений. Групповые ячейки для детей младшего возраста располагаются на первом этаже, для детей старшего возраста на втором. В состав групповой ячейки входят: - раздевальная, групповая, туалетная в двух группах детского сада имеются спальные помещения. Оборудование групповых помещений (мебель, мягкий инвентарь, игрушки, дидактические пособия) соответствует росту и возрасту детей и позволяет осуществлять образовательный процесс в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения. Все помещения оформлены в спокойных цветовых оттенках, что способствует сохранению эмоционально-психологического комфорта детей и сотрудников. Музыкальный и физкультурный зал совмещены и оснащены необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами для подгрупповой и индивидуальной работы , так же для работы кружков. Имеются дополнительные помещения для организации детской деятельности, например кабинет логопеда- где организован логопункт, для детей имеющих общее недоразвитие речи. Территория детского сада условно разделена на следующие зоны: зона отдыха - детские прогулочные участки, выделено место для спортивной площадки,
выделена зона активизации познавательно-трудовой деятельности детей в летний период -огород и сад. На участке детского сада растут деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту. В течение этого учебного года проделана большая работа по оснащению образовательного процесса учебно-наглядным и игровым оборудованием. Все групповые пространства распределены на ЦЕНТРЫ детской активности и доступны детям. Дети знают, где взять иллюстративный материал, игры, игрушки, бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Это позволяет им в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника и именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр соответствуют возрастным, психофизиологическим особенностям детей, доступны им и радуют их не только своей сутью, но и внешним видом. Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Педагоги стараются, чтобы материалы были яркими, красочными, привлекательными. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним. При создании предметно-развивающей среды в группе мы учитываем принципы: дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества, стабильности и динамичности, педагогической целесообразности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. Мы стремимся к комплексному оснащению образовательного процесса обеспечивающего организацию: образовательной, совместной, самостоятельной деятельности воспитанников, не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности.[5] В целях обеспечения реализации образовательных программ и в соответствии с Законом «Об образовании РФ» (ст. 18) в детском саду формируются библиотеки информационно-методического обеспечения в печатном и цифровом (электронном) виде. В ДОУ имеются свой сайт, на котором осуществляется регулярное обновление информации о жизнедеятельности детского сада. В ДОУ широко используется интерактивный комплекс (интерактивная доска; ноутбуки и видео проекторы в каждой возрастной группе), что позволяет расширить возможности организации образовательного процесса, это показ презентаций, фильмов для ознакомления детей с окружающим природным миром и социальным миром людей. Методическое обеспечение образовательного процесса включает комплексную программу Т.Н. Дороновой, Т.А.Соловьевой, Т.И. Гризик «Радуга» и парциальные программы дополнительного образования. Имеется методический кабинет хорошо оснащенный книжным фондом методической литературы, дидактического материала по всем направлениям он достаточен и постоянно пополняется. Создана система медико-педагогического сопровождения воспитанников в адаптационный период. Имеется система педагогической диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей. Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников. Учитывая вышеперечисленное мероприятия на сегодняшний день главной задачей педагогического коллектива остается работа над установлением доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального комфорта детей. [6] Таким образом, в настоящее время в ДОУ в целом созданы необходимые условия для эмоционального благополучия детей и получения ими качественного дошкольного образования.
Список литературы:
Статья в книге: Алексеева Н.А. //Управление организационными изменениями в дошкольном образовательном учреждении // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4-2. С. 8-19.
Статья в книге: Арнаутова Е.П. //Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2013. № 6 (66). С.
4-19.
Статья в книге: Богославец Л.Г. //Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении. М., 2009. 150 С.
Статья в книге: Васильева И.Л. Инновации в дошкольном образовании // Научный аспект. 2012. Т. 1. № 4. С. 53-55.
Статья в книге: Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. //Традиции и инновации в современном дошкольном образовании // Дошкольник. //Методика и практика воспитания и обучения. 2012. № 2.