УДК 378.14
С. В. Мампория
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Самостоятельная работа студентов рассматривается в качестве важнейшего компонента учебного процесса в вузе. Выделены определение и сущность, содержание самостоятельной работы с точки зрения современных концепций образования.
The article focuses on the individual work of students as an important component of higher education. The author defines the essence and scope of individual work in the framework of modern concepts of education.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование; субъектность студента; самостоятельная работа студентов; самостоятельность; взаимодействие преподавателя и студента.
Key words: higher education, student as an agent, individual work, independence, teacher-student interaction.
Современное педагогическое образование в высшей школе характеризуется ориентацией на личность студента и процессы ее становления и развития. В условиях значительного сокращения срока морального старения знаний полноценно подготовить будущих специалистов по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности возможно лишь при условии их готовности к самоизменению направления и содержания деятельности, то есть к самообразованию. Поэтому новыми критериями результативности и успешности образовательного процесса в области физической культуры и спорта становятся сформированность субъектной позиции студента, способность к личностному саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию [1, с. 11; 2, с. 2].
Субъектность студента рассматривается как его способность проявлять активную позицию, готовность к самоуправлению, самоорганизации и саморегуляции, осуществлению себя как субъекта деятельности [2, с. 3].
В контексте превращения студентов в субъектов образовательного процесса специалисты отмечают необходимость перехода от старой парадигмы традиционного образования: преподаватель — учебник — студент к новой, гуманистически направленной: студент — учебник
— преподаватель [7, с. 30]. Именно при таких условиях образование в вузе приобретает характер субъект-субъектного взаимодействия, в котором студент активно получает, присваивает и преобразует информацию до индивидуально нового знания в процессе самостоятельной учебнопознавательной деятельности, а преподаватель выступает в роли руководителя и координатора этого процесса.
Таким образом, самостоятельная работа студентов факультета физической культуры и спорта на современном этапе развития педагогической науки становится неотъемлемым компонентом процесса обучения в вузе. Приоритетность этого направления работы закреплена в Государственном образовательном стандарте второго поколения, определяющем до 50 % объема общего учебного времени на самостоятельное приобретение студентами знаний, умений и навыков.
Провозглашение доминирующей роли самостоятельной работы как «высшей формы учебной деятельности» [6, с. 93], как «основы высшего образования» [3, с. 47], к сожалению, само по себе не может привести к решению связанных с ней методологических, теоретических и практических проблем.
Мы разделяем точку зрения В. Сенашечко, Н. Жалниной, что вузы, преподаватели и студенты оказались не готовы к новым объемам самостоятельной работы. Необходимость внесения значительных изменений в систему процесса обучения и самостоятельной работы констатируют многие специалисты. Они отмечают, что пересмотру должны быть подвергнуты цели, содержание деятельности студента и преподавателя, организационное обеспечение процесса.
Проведя анализ научных исследований, посвященных данному вопросу, мы выявили, что понятие «самостоятельная работа», а следовательно определение ее сущности и целей, не имеет однозначной трактовки и зачастую раскрывается в авторском понимании и видении вопроса.
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 155—159.
Рассмотрев основные трактовки понятия «самостоятельная работа», можно выделить несколько типичных определений в зависимости от соотношения основных компонентов этого понятия — деятельности обучаемых и преподавателя.
Под самостоятельной работой, как правило, понимают:
— Ю. К. Бабанский, А. Е. Богоявленская, Е. П. Есипов — разнообразные виды работ, выполняемых без непосредственного участия преподавателя, но регламентированных его заданием, выполняемых с разной степенью самостоятельности, при проявлении обучающимися усилий и активности;
— А. Алханов, Л. В. Жарова, П. И. Пидкасистый, В. Сенашечко, Н. Жалнина — самостоятельную познавательную деятельность по приобретению и закреплению, анализу информации под руководством и контролем преподавателя;
— Л. Лебедева — научно-исследовательскую деятельность, которая осуществляется по собственному выбору и инициативе студентов при условии самокоррекции, рефлексии и косвенном управлении преподавателя;
— Н. Ш. Валеева, Н. П. Гончарук — целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную, контролируемую, корригируемую по процессу и результатам самим субъектом творческую деятельность.
Как видно даже из представленных в рамках данной работы определений, авторы научных исследований представляют самостоятельную работу и как систему определенных педагогических условий и как форму или средство организации учебной деятельности, метод обучения.
Сущность самостоятельной работы специалистами усматривается в характере познавательной деятельности по приобретению и усвоению учебной информации, степени самостоятельности и активности, способах руководства.
Разные толкования понятия «самостоятельная работа» свидетельствуют о его сложности, неоднозначности и многоаспектности. Понимание целей и результатов самостоятельной работы предопределено разнообразием процессуально-организационных подходов к учебному процессу в высшей школе:
— личностно-развивающий, в рамках которого самостоятельная работа студентов обеспечивает инициацию личностного развития студента, процессов самоактуализации и самоопределения, саморазвития;
— проблемный, при котором организуется самостоятельная поисковая, творческая деятельность студента, в ходе нее создаются условия для развития самостоятельности и активности, инициативности как личностных качеств, формирования творческих умений;
— компетентностный, обеспечивающий посредством самостоятельной работы формирование ключевых компетенций, необходимых для профессионального становления будущего специалиста;
— дистанционный, обуславливающий управление самостоятельной работой с помощью технических средств обучения, компьютерных и интернет-технологий; при этом студенты включаются в деятельность по внутренним побуждениям и стимулам, выделяя цели и средства деятельности без непосредственной помощи преподавателя, что позволяет им развить навыки самостоятельности, в том числе самоуправления, самоорганизации, самооценки, самоконтроля;
— инновационный, предполагающий продуктивную деятельность преподавателя и студента в специально организованной ситуации сотрудничества в процессе самостоятельной работы, способствующей развитию личности студента, его творческих способностей, рефлексии.
Обобщив различные мнения специалистов о целях и результатах самостоятельной работы, по сути, можно выделить главное: формирование самостоятельности, хотя и в разных аспектах этого понятия, как личностного качества, как способа и формы деятельности студента и, наконец, как специфического навыка.
Конечно, перечисленными подходы к самостоятельной работе в процессе обучения не ограничиваются, требуется дальнейшее изучение и систематизация как апробированного, так и передового опыта, что обусловлено, прежде всего, потребностями практики, а конкретнее, преподавателя вуза, изменение роли которого в процессе модернизации образования поставило его перед необходимостью решать новые задачи. Преподаватель должен выстраивать систему самостоятельной работы студентов собственными усилиями, отбирать учебную информацию, средства, методы и технологии обучения, которые бы не только и не столько способствовали усвоению студентом готовых знаний, сколько помогали бы ему приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать,
использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний [4, с. 110; 7, с. 30].
Анализируя данные научной литературы, приходится констатировать, что определение нового статуса преподавателя, и соответственно его деятельности в процессе самостоятельной работы, зачастую не имеет однозначного понимания. Преподавателя вуза рассматривают как «помощника, коллегу, режиссера» в процессе становления и развития личности студента [7, с. 56; с. 64], «координатора, руководителя» организационной, методической и регуляционных составляющих самостоятельной работы [4, с. 110], «менеджера», управляющего всеми компонентами учебного процесса: определением целей, планированием их достижения,
организацией всех видов активности студентов (контроль и оценка результатов, корректирующие действия, коммуникация, принятие решений) [5, с. 104].
Однако с нашей точки зрения изменение статуса преподавателя все же не означает снижения значимости его руководства учебным процессом, и особенно самостоятельной работой студентов, осуществляется ли оно непосредственно самим преподавателем или опосредованно через создание определенных условий для эффективной деятельности студентов. Поэтому роль преподавателя видится в управлении самостоятельной работой студентов, в рамках которого осуществляется активное взаимодействие сторон между собой. По нашему мнению, педагогическое управление самостоятельной работой отнюдь не отрицает субъектной позиции студента в обучении и необходимости самоуправления собственной деятельностью, а означает взаимодействие, при котором преподаватель создает условия, стимулирующие, ориентирующие, направляющие студента на активную самостоятельную продуктивную деятельность, в процессе которой он осуществляет саморегуляцию, самоорганизацию, самокорректировку.
Таким образом, составляющие понятия «самостоятельная работа» — сущность, цели, результат, деятельность преподавателя и студентов — не имеют однозначной трактовки и рассматриваются с различных точек зрения и подходов в научной литературе. Отсутствие же системного подхода не может не отражаться на процессе ее практической реализации и соответственно результативности обучения и воспитания в высшей школе.
Разделяя мнение И. П. Подласого о принципах современной дидактической системы, сущности обучения и соответственно самостоятельной работы студента как его важнейшего компонента, отметим, что обучение не может заключаться в самостоятельном «заучивании» студентами информации, в самостоятельной научно-исследовательской, творческой работе без руководства преподавателя. Поэтому мы рассматриваем сущность самостоятельной работы на факультете физической культуры и спорта как взаимодействие педагогического управления с собственно деятельностью студентов.
По результатам проведенного анализа можно заключить, что самостоятельная работа в вузе представляет собой сложный процесс взаимодействия преподавателя, осуществляющего управленческие, организационные, контролирующие, корригирующие действия, с одной стороны, и студента — с другой, осуществляющего самоуправление самостоятельной учебнопознавательной деятельностью.
Список литературы
1. Бондарчук Т. В., Ишматова А. Р. Гуманистическая направленность воспитания студентов факультета физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2006. № 8. С. 10 — 12.
2. Виленский М. Я. Студент как субъект физической культуры / / Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С. 2—5.
3. Пидкасиситый П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. 2005. № 3. С. 47—52.
4. Росина Н. Организация самостоятельной работы в контексте инновационного обучения / / Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 109 — 114.
5. Сенашечко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / / Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 103—109.
6. Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов — условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 93 — 97.
7. Чернилевский Д.А. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Юнити—ДАНА, 2002.
Об авторе
С. В. Мампория — асп., РГУ им. Канта.
About author
S. Mamporiya - PhD student, IKSUR.