_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС
УДК 378.1:51:621.039
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗАХ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
© 2014 г. А.И. Замыслова
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
В статье рассматривается самостоятельная работа студентов технического вуза, ее сущность и проблема организации. Рассматриваются различные трактовки самостоятельности, самостоятельной работы, определенные в психолого-педагогической литературе, показаны цели, задачи и формы самостоятельной работы студентов. В качестве одного из основных условий повышения эффективности самостоятельной работы студентов предлагается ее организация на основе реализации процесса личностно-профессионального развития.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельность, самостоятельная работа студента, контроль, компетентностный подход, компетентность, высшее образование.
Поступила в редакцию 27.11.2014 г.
Современное высшее образование характеризуется ориентацией на личность студента и процессы ее становления и развития. Присоединение России к Болонскому процессу определяется необходимостью принятия компетентностного подхода как стратегии профессионального образования, в котором востребованы высокий уровень профессионализма, академическая и социальная мобильность, готовность к самообразованию и совершенствованию. Важнейшим компонентом в системе подготовки конкурентоспособного специалиста является самостоятельная работа студентов, как необходимое условие формирования потребности в самоорганизации будущего специалиста, способности творчески решать профессиональные задачи, а также способности к постоянному обновлению своих знаний.
В настоящее время обучение в вузе не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это обусловлено социальными запросами общества, когда современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и обрабатывать её. Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности.
В Федеральном Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" самостоятельная работа квалифицируется как форма организации учебного процесса, как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности студентов при обучении. Самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно -переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом.
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2014
Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимо подчеркнуть, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. Новыми критериями результативности и успешности образовательного процесса становятся сформированность субъектной позиции студента, способность к личностному саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию. Субъектность студента рассматривается, как его способность проявлять активную позицию, готовность к самоуправлению, самоорганизации и саморегуляции, определению себя как субъекта деятельности. В контексте превращения студентов в субъектов образовательного процесса специалисты отмечают необходимость перехода от старой парадигмы традиционного образования: преподаватель - учебник - студент к новой, гуманистически направленной: студент - учебник - преподаватель [11, с. 30]. При таких условиях образование в вузе приобретает характер субъект-субъектного взаимодействия, в котором студент активно получает, присваивает и преобразует информацию до индивидуально нового знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а преподаватель выступает в роли руководителя и координатора этого процесса.
Необходимость и важность формирования самостоятельности в студенческом возрасте рассматриваются в работах М.Е. Бронштейн, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, И.В. Ковалевского П.В. Семашко, В.Ф. Тадиян, Г.В. Федина, В.В. Шаламова, Д.Б. Эльконина и др. Вопросами управляемой самостоятельной работы в той или иной степени занимались Г.М. Бурденюк, А.А. Вежбицкий, Л.Д. Воеводин, И.А. Гиниатуллин, Н.Ф. Коряковцева, Н.Г. Лукинова, В.В. Сергеенкова, Н.Ф. Талызина, Т.Ю. Тамбовкина и др.
Проблема самостоятельности обучающихся в образовательном процессе - одна из стержневых проблем дидактики. В исследованиях авторы различают познавательную (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый), умственную (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин), творческую (Н.Г. Ярошенко), организационно-техническую (Е.Я. Голант) самостоятельность.
Различные аспекты этой проблемы нашли отражение в психолого-педагогических трудах (Т.И. Бабаева, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.С. Лында, А.К. Осницкий,Т.А. Попова, М.Н. Скаткин, М.А. Федорова и др.), в которых дана общая характеристика самостоятельной деятельности, разработаны различные классификации самостоятельных работ, выделены условия организации самостоятельной деятельности и т. п.
В теоретической литературе место и роль самостоятельной работы определяется по-разному: как форма, в которой осуществляется познавательная деятельность (Л.И. Анцыферева, А.В. Даринский, В.М. Розин и др.); как компонент системы образования (Н.И. Алексеев, Л. А. Майборода, А.А. Семенов и др.); как принцип, связывающий ступени образовательного процесса, интегрирующий учебную и практическую деятельность взрослого обучающегося в единое целое (С. Г. Вершловский, В.В. Горшкова, А. Л. Загорский, Е.И. Огарев, А. И. Субетто и др.); как стержень, обуславливающий целостность образования в его различных формах (С.Б. Орлов, В.В. Сериков и др.). Под самостоятельностью как компонентом способности личности исследователями понимается: способность устанавливать основания для тех или иных поступков, т.е. выбор поведения (С.Л. Рубинштейн); способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи (К.К. Платонов); способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс
и результат своей деятельности (Т.И. Бабаева).
Самостоятельность обучающегося выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи, характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других [2].
Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, её корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилия студентов, направленные на достижение цели без посторонней помощи [6].
В качестве условий развития самостоятельности специалисты выделяют: дисциплину, самоорганизованность, самоконтроль, самооценку (О.П. Суркова); волевую целеустремленность, активность (А.И. Высоцкий); решительность, последовательность, цельность, деловитость (В .И. Похилько, А.Г. Шмелев); собранность, активный поиск информации, уверенность в правильности своих поступков, опору на свои знания и навыки, умение мобилизовать их на достижение цели (Г.С. Прыгин); инициативу, требовательность к себе и товарищам (К.Т. Оспанова); веру в свои силы, критичность, самокритичность, настойчивость, выдержку, творческие силы (П.И. Пидкасистый, Б.И. Коротяев); чувство личной ответственности за свою деятельность, поступки (П.Н. Виноградов). Многие ученые (Е.П. Ильин, С.С. Коровин, Н.В. Мишнаевский, А.А. Люблинская и др.) среди условий, способствующих формированию самостоятельности, выделяют интерес к действиям, доступность выполнения заданий, создание оптимального положительного психоэмоционального фона деятельности, своевременность контроля, самоконтроля и оценки результатов самостоятельной работы.
Исследователи, занимающиеся проблемами самостоятельной работы в высшей школе, вкладывают в термин «самостоятельная работа» различное содержание. Она трактуется как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский), как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А.Г. Молибог).
Р.А. Низамов понимает под ней разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя. Б.Г. Иоганзен рассматривает организацию самостоятельной работы в высшей школе как систему мер по воспитанию активности и самостоятельности. Самостоятельная работа понимается также рядом авторов как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис).
П.И. Пидкасистый считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [7,с. 31].
В связи с модернизацией высшего профессионального образования проблема организации и оптимизации самостоятельной работы в настоящее время не только не потеряла своей актуальности, но и приобретает все большую приоритетную
направленность.
И.А. Зимняя определяет самостоятельную работу как высшую форму учебной деятельности, как деятельность «субъекта... по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения им посредством учебных действий, специально поставленных учителем учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку самого ученика» [4, с. 93]; «самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, . предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла., подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении» [4 , с. 25].
Д.Б. Эльконин рассматривает учение как решение учебных задач, направленных на формирование научного теоретического мышления. В.В. Давыдов утверждает, что понятие учебной деятельности нельзя отождествлять с учением вообще, поскольку человек чему-то учится и приобретает опыт также в трудовой, игровой и других видах деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества [3].
По определению И.И. Ильясова, деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий [10, с. 34]. Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. И.И. Ильясов отмечает, что «в ситуации учения происходят два процесса: собственно учение и действие, усваиваемое в учении. Оба процесса взаимосвязаны, но не тождественны. Выполнение усваиваемого действия состоит в преобразовании объекта некоторой конкретной области действительности., а процесс усвоения данного действия в учении состоит в преобразовании самого учащегося из субъекта, не владеющего данным действием, в субъекта, овладевшего им» [10, с. 35].
Сущность самостоятельной работы специалистами усматривается в характере познавательной деятельности по приобретению и усвоению учебной информации, степени самостоятельности и активности, способах руководства. Преподаватель должен выстраивать систему самостоятельной работы студентов собственными усилиями, отбирать учебную информацию, средства, методы и технологии обучения, которые бы не только и не столько способствовали усвоению студентом готовых знаний, сколько помогали бы ему приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний [8, с. 110;с. 7,с. 30].
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что определение нового статуса преподавателя, и его деятельности в процессе самостоятельной работы, зачастую не имеет однозначного понимания. Преподавателя вуза рассматривают как «помощника, коллегу, режиссера» в процессе становления и развития личности студента [11, с.56, с.64], «координатора, руководителя» организационной, методической и регуляционных составляющих самостоятельной работы [8, с. 110], «менеджера», управляющего всеми компонентами учебного процесса: определением целей, планированием их достижения, организацией всех видов активности студентов (контроль и оценка результатов, корректирующие действия, коммуникация, принятие решений) [9, с. 104].
Изменение статуса преподавателя не означает снижения значимости его руководства учебным процессом, и самостоятельной работой студентов, осуществляется ли оно непосредственно самим преподавателем или опосредованно через создание определенных условий для эффективной деятельности студентов. Педагогическое управление самостоятельной работой не отрицает субъектной позиции студента в обучении и необходимости самоуправления собственной деятельностью, а означает взаимодействие, при котором преподаватель создает условия, стимулирующие, ориентирующие, направляющие студента на активную самостоятельную продуктивную деятельность, в процессе которой он осуществляет саморегуляцию, самоорганизацию и самокорректировку.
Проведённое исследование по изучению особенностей самостоятельной работы студентов, позволило выявить факторы, оказывающие влияние на уровень успеваемости и готовность будущих специалистов к профессиональному и личностному развитию. Это дефицит навыков организации самостоятельной подготовки. Только 18% студентов выполняют самостоятельную работу по разработанному плану, затрудняются осуществлять самостоятельный контроль и коррекцию деятельности около 65%, недостаточно сформированные умения самостоятельной работы имеют более половины студентов, не более 32% студентов проявляют самостоятельность, независимость и инициативность в познавательной деятельности. Полученные результаты требуют изменений в организационном обеспечении самостоятельной работы студентов.
Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро - около 15-20% в год, другими словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач вуза - научить учиться. Реализации этой задачи должны быть подчинены организация и осуществление воспитательно-образовательного процесса, все виды занятий должны строиться так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы.
Особое значение имеет организация самостоятельной работы, придающая личностный смысл получаемому образованию, учитывающая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулирующая творческие силы и способности обучающихся, актуализирующая внутренние познавательные мотивы учения, способствующая развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
При организации самостоятельной работы преподаватели должны стремиться пробудить у студентов желание стать самостоятельными исследователями в овладении знаниями для своей будущей профессии. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит студентам развить и закрепить необходимые для этого качества.
Самостоятельная работа студентов отличается от других видов работы тем, что студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает задание и вид работы. «Самостоятельная работа завершает задачи всех других видов учебной работы. Знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека». Навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться в средней школе, но чаще всего этого не происходит. Попадая в новые
условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, не владея приемами самостоятельной работы. Так, например, до 70% студентов 1-го курса не умеют систематизировать материал для его лучшего понимания. Значит, одной из задач преподавателя вуза является помощь студентам в организации их самостоятельной работы.
Важно продумать и разнообразные виды заданий, способствующих формированию необходимых будущему инженеру навыков и умений. Так, например, при работе с текстом можно дать задание не просто прочитать и пересказать его, а разнообразить задания: выделить главные мысли; что-то обосновать, сообщить, описать, охарактеризовать, определить, обсудить, объяснить, расчленить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить; составить план, тезисы, конспект; сделать вывод. Существует много разных видов работы с текстом, и все они развивают соответствующие умения, повышают внимание студентов, их активность, развивают мышление.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д. Профессиональная карьера -это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:
- профессиональная самостоятельность;
- профессиональная мобильность;
- способность работать в коллективе.
Все эти качества развиваются при самостоятельной работе, которая как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой - форму проявления познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами учебного задания, которое, приводит его либо к получению совершенно нового знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;
- вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе профессионального обучения.
Самостоятельная работа представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «преподаватель впереди студента» должна поменяться на позицию «студент впереди». Преподаватель должен сориентировать, направить студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять его в самостоятельной деятельности.
Согласно последним рекомендациям по методике обучения, студент должен 70% времени на занятиях работать самостоятельно. Самостоятельная работа имеет целью
проработку пройденного материала во время занятий, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (работа с книгой, подготовка докладов, выполнение курсовых работ и дипломных проектов, поиск необходимой информации, конструирование, учебная и научно-исследовательская работа). Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:
- позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале;
- позволяет студенту вырабатывать свои убеждения и взгляды;
- позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий подход к делу, целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в распределении времени;
- у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний;
- у студента вырабатываются навыки работы с литературой, приемы и методы общения с людьми для достижения поставленной цели.
В монографии П.И. Пидкасистого выделено пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации; второй - самостоятельная работа по образцу; третий - реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.); четвертый - самостоятельная эвристическая работа; пятый - творческая (исследовательская, опытническая) работа.
Каждый из этих уровней объективно существует в педагогической практике. При этом основная задача преподавателя - помочь каждому студенту найти свое место в жизни. Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов, особенно на первом курсе, где необходимо их научить правильно ставить учебные цели, учить анализировать прочитанный материал и отбирать главное, работать с первоисточниками. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого. Так как самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, преподавателю следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.
Руководство преподавателем самостоятельной работой постепенно должно переходить в самоорганизованную работу. Для лучшей организации самостоятельной работы ее необходимо мотивировать и оценивать. Давая самостоятельные задания студентам, преподаватель должен учитывать их психологические особенности. При выдаче задания на самостоятельную работу необходимо четко поставить перед студентами цель, актуализировать и мотивировать ее, дать алгоритм выполнения задания и рекомендовать литературу, которая поможет выполнить задание, установить форму и сроки сдачи выполненной работы, определить сроки консультаций, установить критерии оценки. Желательно разработать для студентов памятку по самостоятельной работе. В основе функционирования организационной системы самостоятельной работы, в рамках цели личностно-профессионального развития студентов, может быть положено рациональное сочетание деятельности преподавателя по управляющему воздействию на личность в ситуациях учебно-профессиональной деятельности и самоуправления студентами процессом саморазвития.
В качестве одного из дидактических средств самостоятельной работы, предлагается использование индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития студента, в которых учитывается уровень его развития, владения профессиональными знаниями и умениями, на основе исследования которых предлагается система соответствующих заданий для самостоятельной работы.
Для внедрения организационной системы самостоятельной работы, с целью
реализации личностно-профессионального развития будущего специалиста необходимо выявить условия её эффективного функционирования:
1) Психологические: учёт индивидуального уровня развития потребностно-мотивационной, эмоциональной сферы; ориентация на индивидуально-профессиональный опыт студента.
2) Информационно-методические: обеспечение студентов индивидуальной программой самостоятельной работы обеспечивающей его системой заданий, необходимой информацией, направляющими указаниями и инструкциями, контролирующими материалами; использование современных педагогических и информационных технологий обучения в организации самостоятельной работы: когнитивное инструктирование на основе средств мультимедиа, выполнение аналитических, научно-исследовательских, прикладных проектов, решения творческих задач, тестовых тренажёрных и контрольных систем.
3) Дидактические: самостоятельное осуществление организации самостоятельной работы студентом на основе выбора содержания, методов и источников выполнения заданий; соотнесение содержания самостоятельной работы с профессиональной деятельностью обучаемых, индивидуальным уровнем профессионального и индивидуального развития; мониторинг результатов самостоятельной работы студентов, позволяющего оценивать оптимальность процесса личностного и профессионального развития будущих специалистов.
Преподаватель может эффективно управлять умственной деятельностью обучаемых как с опорой на дидактические материалы, так и путем устного индивидуального руководства каждым студентом в педагогическом процессе. Важным дидактическим средством должна явиться система дидактических средств сопровождения учебного процесса, которые позволяют дать в распоряжение студента ориентиры и организовать его эффективную самостоятельную учебную деятельность: создать субъектную значимость изучаемого материала; учесть актуальный уровень развития студента; организовать поле выбора учебных заданий; стимулировать самостоятельную образовательную деятельность.
Как фактор освоения специальности самостоятельная работа студентов может быть представлена: как средство педагогической деятельности, которое используется педагогом в целях перестройки психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения; как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности; как виды студенческой продукции; как условие обучения студентов в вузе, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине; как форма организации обучения; как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов; как высокий уровень подготовленности студентов, что выступает целью и результатом их обучения и воспитания [5].
Основная цель самостоятельной работы студентов - воспитание сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие им привычки к напряжённому интеллектуальному труду, овладение студентами способами добывания знаний. Задачами самостоятельной работы являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях.
Умение добывать знания, овладевать теоретическими и практическими знаниями особо важно для будущих специалистов атомной отрасли, реализация знаний в которой требует умений быстро ориентироваться в ситуации, у работников отрасли повышена ответственность за быстрое и точное принятие решений, организованность.
В качестве одного из средств управления самостоятельной работой можно предложить модульное обучение, сущность которого состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать по предложенной ему индивидуальной траектории, включающей в себя целевую программу действий, информационное и методическое руководство по достижению дидактических целей. Обязательным элементом обучения выступает кредитно-модульная система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Умение организовать самостоятельную деятельность - залог успешной самореализации выпускника вуза не только как личности, но и как профессионала. Одна из основных задач вузовского обучения - перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего формулировать проблему, анализировать методы её решения, выбирать из них оптимальные и достигать искомого результата. Этому способствуют разнообразные формы самостоятельной работы студентов, среди них:
1) внеаудиторная самостоятельная работа, которая выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия: подготовка к практическим занятиям, подбор и изучение специальной научно-методической литературы, статистической, периодической и научной информации; подготовка и написание рефератов, докладов, составление аннотированного списка, подготовка рецензий на статью, пособие; выполнение микроисследований; подготовка практических разработок; компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов; разработка наглядных материалов, мультимедийных презентаций и др.;
2) аудиторная самостоятельная работа, выполняемая на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
3) научно-исследовательская работа.
В качестве форм отчета о самостоятельной работе рассматриваются: оценка устного ответа на вопрос, сообщения, доклада на практических занятиях; решение ситуационных задач; конспект, выполненный по теме, изученной самостоятельно; представленные тексты контрольной, курсовой работы и их защита; отчет о прохождении практики; тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме; оценка знаний студентов по разделам изучаемой дисциплины; статьи, тезисы, выступления и др. публикации в научном, научно-популярном издании по итогам самостоятельной и научно-исследовательской работы [8].
Формы самостоятельной работы студентов определены рабочими программами каждой из учебных дисциплин, входящих в соответствующую основную образовательную программу. При этом определяются цели, содержание самостоятельной работы, формы отчетности, приводится расчет баллов в соответствии с кредитно-модульной системой, даются методические указания по выполнению
самостоятельной работы, указывается литература.
Каждый студент обеспечен информационными ресурсами (справочниками, учебными пособиями, банками индивидуальных заданий, обучающими программами, пакетами прикладных программ и т.д.); методическими материалами (указаниями, руководствами, практикумами и т.п.); контролирующими материалами (тестами); материальными ресурсами (компьютером, измерительным и технологическим оборудованием и др.). Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательной самостоятельной работы и контролируемой самостоятельной работы. При организации самостоятельной работы повышается ответственность преподавателя за развитие у студентов навыков самостоятельной работы, стимулирование их профессионального роста, воспитание творческой активности и инициатив. В ходе самостоятельной работы студенты анализируют предложенные учебные ситуации, решают реальные практические задачи, при этом они учатся не только у преподавателя, но и друг у друга, работают с различными базами информации, формируют собственную профессиональную позицию.
Процесс организации самостоятельной работы включает следующие этапы:
- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
- основной (реализация программы использование приемов поиска информации, усвоение, переработка, применении передача знаний, фиксирование результатов, самоорганизация);
- заключительный (оценка значимости, анализ и систематизация результатов оценки эффективности программы и приемов работы, определение направлений систематизации труда).
Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от предварительного ее проектирования каждым преподавателем, определения ее места в структуре учебного процесса, насыщения учебного процесса разнообразными типами самостоятельных работ (по образцу, реконструктивными, эвристическими, творческими), от использования их различных форм (контрольные, курсовые, проектные и др.) в рамках как аудиторных, так и внеаудиторных занятий [1].
При организации учебного процесса по конкретной дисциплине необходимо обеспечить ряд условий, повышающих эффективность самостоятельной работы студентов:
1) Обеспечение правильного сочетания объёмов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
2) Методически рациональная организация самостоятельной работы студентов в аудитории и вне её, в том числе с использованием новых информационных технологий.
3) Обеспечение студентов необходимыми методическими материалами и информационными ресурсами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий и управляемый.
Современная образовательная политика предполагает усиление роли студентов в образовательном процессе, расширение их прав и возможностей для проявления активности, развития навыков самооценки. Используя различные формы самостоятельной работы, как инструмент формирования активности и самостоятельности студента, можно не только достигать глубоких и прочных знаний, но и способствовать значительному усилению мотивации студента к процессу обучения, к формированию и развитию компетенций как конечных целей образовательной деятельности.
Повышение эффективности самостоятельной работы студентов и достижение
высоких учебных результатов возможно посредством ориентации самостоятельной работы на процесс личностно-профессионального развития будущего специалиста в сфере профессионального образования. При этом эффективность самостоятельной работы должна реализовываться психологическими, информационно-методическими, дидактическими условиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абасов, 3. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов [Текст] / З. Абасов // Высшее образование в России. - 2007. - №10.
2. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1961. - №8.
3. Днепров, С.А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей [Электронный ресурс] / С.А. Днепров // Образование: исследовано в мире. - М.: OIMRU, 2000. -Режим доступа: URL: http://www.oim.ru - 26.11.2014.
4. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
5. Конышева, А.В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов [Текст] / А.В. Конышева // Высшее образование в России. - 2009. - №11.
6. Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся [Текст] / В.И. Орлов // Педагогика. - 1998. - №3.
7. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: материалы всесоюзного совещания-семинара. Пермский гос. ун-т им. А.М. Горького [Текст]. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 1999. - 400 с.
8. Росина, Н. Организация самостоятельной работы в контексте инновационного обучения [Текст] / Н. Росина // Высшее образование в России. - 2006. - №7. - С. 109-114.
9. Сенашечко, В. и др. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы [Текст] / В. Сенашечко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. - 2006. - №7. - С. 103-109.
10. Формирование учебной деятельности студентов [Текст] / В.Я. Ляудис, Х. Варне, И.И. Ильясов и др.; под ред. В. Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 240 с.
11. Чернилевский, Д.А. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособ. для студ. вузов. [Текст] / Д.А. Чернилевский. - М.: Юнити-ДАНА, 2002.
Independent Work as Means of Competence-Based Approach When Training Students in Cross-Sectional Higher Education Institutions of
Nuclear Branch
A.I. Zamyslova
Volgodonsk Engineering Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 e-mail: VITIkafMat@mephi.ru
Abstract - In article independent work of technical institute students, its essence and a problem of its organization is considered. Various interpretations of independence, independent work defined in psychology and pedagogical literature are considered, the purposes, tasks and forms of independent work of students are shown. Its organization on the basis of realization of process of personal and professional development is offered as one of the main conditions of increase of independent work efficiency.
Keywords: independent work, independent work, student independent work, monitoring, competence-based approach, competence, the higher education.