необходимого тренировочного эффекта и качественному освоению системы движений. Это также повысило качество обучения и ускорило его ход.
Экспериментальные исследования подтвердили возможность успешного использования инновационной методики обучения юных спортсменов технике конькобежца. Также были получены конкретные исходные данные об ориентировочных сроках обучения в соответствии с данной методикой.
Обсуждение результатов педагогического эксперимента привело нас к мысли о том, что характер и направленность обучения в соответствии с инновационной методикой программируют процесс формирования спортивных движений конькобежца и придают им заранее заданные свойства, максимально соответствующие требованиям спортивной деятельности.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о разумной эффективности инновационной методики обучения технике конькобежного спорта, а потому ее целесообразно внедрить в учебно-тренировочный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, П.К. Теория функциональной системы / П.К. Анохин // Успехи физиологических наук. - 1970. - Т. 1. - № 1. - С. 19-54.
2. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений : избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн ; Рос. акад. образования, Московский психол.-соц. ин-т ; под ред. В.П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : Издательство Московского психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 688 с. - (Серия "Психологи России").
3. Боген, М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Боген М.М. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1989. - 52 с.
4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. Т. 2 : Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец ; Акад. пед. наук. - М. : Педагогика, 1986. - 297 с.
5. Макаров, В.Н. Принципы строения системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 61-64.
6. Макаров, В.Н. Принципы формирования системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 62-65.
Контактная информация: hubbiev@rambler.ru
УДК 378.14
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Светлана Валерьевна Мампория, аспирант,
Российский государственный университет им. Иммануила Канта, (РГУ им. И. Канта),
г. Калининград
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы самостоятельной работы студентов обучающихся на факультете физической культуры и спорта. Предлагается организационная система самостоятельной работы студентов на основе реализации процесса личностно-профессионального развития. Определены компоненты и условия её функционирования, критерии результативности.
Ключевые слова: самостоятельная работа, высшее образование, физическая культура и
спорт.
STUDENT'S INDEPENDENT WORK: WAYS OF REALIZATION AT THE FACULTY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Svetlana Valerevna Mamporiya, post-graduate student,
Russian Immanuel Kant state university,
Kaliningrad
Annotation
The article is focused on problems of the student's independent work at the physical culture and sports faculty. The organizational system of student's independent work is offered on the basis of the personal and professional development. The components and conditions of its functioning and criteria of productivity have been defined.
Keywords: independent work, higher education, physical culture and sports.
Проведённое нами исследование по изучению особенностей самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения факультета физической культуры и спорта Российского государственного университета им. И. Канта позволило выявить следующие факторы, которые оказывают влияние на уровень успеваемости и готовность будущих специалистов к профессиональному и личностному развитию. С нашей точки зрения это, прежде всего, дефицит навыков организации самостоятельной подготовки. Только 18% студентов выполняют самостоятельную работу по разработанному плану, затрудняются осуществлять самостоятельный контроль и коррекцию деятельности около 65% обучающихся, недостаточно сформированные умения самостоятельной работы имеют более половины студентов, не более 32% студентов проявляют самостоятельность, независимость и инициативность в познавательной деятельности.
Полученные результаты, с нашей точки зрения, требуют изменений в организационном обеспечении самостоятельной работы студентов факультета физической культуры и спорта и использованы нами для разработки организационной системы самостоятельной работы в контексте личностно-профессионального развития обучаемых.
В организационной системе самостоятельной работы студентов факультета физической культуры и спорта обычно выделяют основные взаимосвязанные функциональные компоненты: мотивационно-целевой, эмоционально-рефлексивный, личностный, когнитивный и операционный.
Основу функционирования педагогической системы в вузе составляет характер взаимодействия преподавателя и студента, поэтому мы полагаем, что в основе функционирования организационной системы самостоятельной работы, в рамках цели личностнопрофессионального развития студентов, может быть положено рациональное сочетание деятельности преподавателя по управляющему воздействию на личность в ситуациях учебно-профессиональной деятельности и самоуправления студентами процессом саморазвития.
Для оценки результативности функционирования организационной системы самостоятельной работы студентов, нами были разработаны следующие критерии, отражающие с нашей точки зрения динамику процесса личностно-профессионального развития студентов:
- целеполагание, как процесс самостоятельного обоснования цели, под влиянием объективных условий реализации деятельности и собственных возможностей;
- мотивация профессиональной деятельности, сформированной внутренними мотивами её освоения на основе потребностей в развитии, повышении уровня образования, самореализации, обеспечивающей оптимальное профессиональное развитие личности;
- ценностно-смысловое отношение к учебно-профессиональной деятельности основанного на осознание значимости обучения, установке на освоение профессиональной деятельности;
- самооценка результата и потенциала развития на базе осмысления и личностных смыслов и содержания деятельности;
- ценностные ориентации на процесс саморазвития;
- личностные и профессиональные знания;
- система умственных действий, операционных умений и навыков;
- профессионально важные личностные качества.
Таким образом, целью реализации предлагаемой организационной системы самостоятельной работы и одновременно критерием её результативности стало повышение уровня личностно-профессионального развития, а не только успеваемость студентов.
В качестве одного из дидактических средств осуществления образовательного процесса в рамках разработанной нами системы самостоятельной работы, предлагается использование индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития студента, в которых учитывается уровень его развития, владения профессиональными знаниями и умениями, на основе исследования которых предлагается система соответствующих заданий для самостоятельной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе апробации и реализации разработанной организационной системы самостоятельной работы студентов в соответствии с выделенными критериями результативности оценивалась эффективность их личностно-профессионального развития. С помощью разработанной нами критериально-диагностической базы: анкетирования, тестирования, экспертной оценки нами был определён уровень личностно-профессионального развития студентов факультета физической культуры и спорта. Результаты исследования свидетельствуют, что большинство студентов около 60% как двух контрольных, так и двух экспериментальных групп имели недостаточный (низкий) уровень личностнопрофессионального развития до проведения формирующего эксперимента. После проведения эксперимента, была отмечена положительная динамика изменения уровня личностно-профессионального развития в экспериментальных группах, прирост допустимого (среднего) уровня составил в среднем около 25%. Наиболее результативным показателем актуализации личностно-профессионального развития стала готовность студентов к саморазвитию, динамика, изменения которой представлена на рисунке 1.
2
ЭГ 2 с КГ 2 |эг Г Г КГ 1 III !
1
1 1 1 1 2 4 6 8 1 Баллы 0 1
□ до эксперимента □ после эксперимента
Рис. 1. Результаты исследования готовности к саморазвитию студентов факультета физической культуры и спорта
Проведённая опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанной организационной системы самостоятельной работы на факультете физической культуры и спорта, с целью реализации процесса личностно-профессионального развития будущего специалиста позволила выявить условия её эффективного функционирования:
1. Психологические: учёт индивидуального уровня развития потребностно-мотивационной, эмоциональной сферы; ориентация на индивидуально-
профессиональный опыт студента.
2. Информационно-методические: обеспечение студентов индивидуальной программой самостоятельной работы обеспечивающей его системой заданий, необходимой информацией, направляющими указаниями и инструкциями, контролирующими материалами; использование современных педагогических и информационных технологий обучения в организации самостоятельной работы: когнитивное инструктирование на основе средств мультимедиа, выполнение аналитических, научно-исследовательских, прикладных проектов, решения творческих задач, тестовых тренажёрных и контрольных систем.
3. Дидактические: самостоятельное осуществление организации самостоятельной работы студентом на основе выбора содержания, методов и источников выполнения заданий; соотнесение содержания самостоятельной работы с профессиональной деятельностью обучаемых, индивидуальным уровнем профессионального и индивидуального развития; мониторинг результатов самостоятельной работы студентов, позволяющего оценивать оптимальность процесса личностного и профессионального развития будущих специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что способствовать повышению эффективности самостоятельной работы студентов, а, следовательно, и достижению высоких учебных результатов возможно посредством ориентации организационной системы самостоятельной работы на процесс личностно-профессионального развития будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта как на педагогическую цель. При этом эффективность функционирования организационной системы самостоятельной работы должна реализовываться психологическими, информационнометодическими, дидактическими условиями.
Контактная информация: sve-mamporiya@yandex.ru
УДК 796.344
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАДМИНТОНИСТОВ 8-11 ЛЕТ
Анна Сергеевна Мартынова, преподаватель,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
В работе на основе результатов экспериментального исследования с участием 108 человек выделяются общие координационные способности (реагирующая способность и способность к сохранению равновесия), которые в возрасте от 8-9 до 10-11 лет развиваются более интенсивно, чем кинестетическая способность и способность к ориентации в пространстве.
Ключевые слова: координационные способности, бадминтон, возраст 8-9 и 10-11 лет, возрастное развитие.
DEVELOPMENT OF THE GENERAL AND SPECIFIC COORDINATION ABILITIES AMONG THE BADMINTON-PLAYERS AT THE AGE OF 8-11 YEARS OLD
Anna Sergeevna Martynova, the teacher,
The Siberian State University of Physical Culture and Sport,
Omsk
Annotation
The work has resulted in indicating the general coordination abilities based on the experimental research with the participation of 108 people, i.e. the ability to react and ability to keep balance, which de-