УДК 378
Ж.В. СМИРНОВА1, Т.В. КОЛОСОВА2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация.
2 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Нижний Новгород, Российская Федерация.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье раскрывается роль самостоятельной работы в учебных заведениях. Отражена структура и содержание самостоятельной работы по основной образовательной программе направления подготовки «Сервис». Раскрыты значимые критерии влияния самостоятельной работы студентов на формирование профессиональных компетенций выпускника вуза. Рассмотрены основные современные формы и методы самостоятельной работы.
В статье раскрывается организация профессиональной подготовки специалистов в сфере сервиса, который осуществляется поэтапно. Раскрыта цель профессиональной подготовки специалистов, которой является удовлетворение потребности конкретной личности в получении профессии и одновременное удовлетворение кадровой потребности производства. Проанализирован план учебного процесса по квалификации бакалавр, направления подготовка «Сервис», с учетов установки самостоятельной работы в плане. Дана аналитическая характеристика соответствия стандарта и учебного плана, содержание и объем дисциплин, связанные с профессиональными компетенциями.
Ключевые слова: подготовка бакалавров, роль самостоятельной работы в обучении, значение самостоятельной работы, направление подготовки «Сервис», бакалавриат, федеральный государственный стандарт.
Z.V. SMIRNOVA1, T.V. KOLOSOVA2
' Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2 Nizhny Novgorod state architectural-building University Nizhny Novgorod, Russian Federation.
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY
Abstract. The article reveals the role of independent work in educational institutions. Summarizes the structure and contents of main educational program of direction of training Service. Revealed significant criteria influence students ' independent work in mastering professional competences of a University graduate. The article considers main modern forms and methods of independent work. The article listed the experience of training specialists in the sphere of service that is performed in stages. Disclosed the purpose of professional training, which is to meet the needs of a particular individual in a profession and simultaneously meeting the manpower needs of the industry. Analyzed the academic plan for the qualification of bachelor preparation Service. The analytical characteristics of standards and curriculum, content and scope of subjects related to professional competences.
Keywords: Baccalaureate, the role of independent work in learning the value of self-study training direction service baklavariat, the federal government standard.
Задача высшего образования заключается в формировании личности специалиста, способного к творческому мышлению, саморазвитию и инновационной деятельности. Решение данной задачи реализуется через формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Большое значение имеет способ получения студентом знаний, с помощью которых он способен формулировать проблему, анализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его эффективность. В настоящее время реформа образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует отметить, что самостоятельная работа студентов (СРС) является одной из видов организации учебного процесса.
В настоящее время в результате реформирования системы высшего образования возросло значение самостоятельной как вида организации учебной деятельности обучающихся. Данную значимость самостоятельной работы в учебном процессе можно определить по следующим признакам: организация работы подготовки обучающихся, непрерывное развитие личности в процессе формирования профессиональных компетенций, ориентация обучающегося на самостоятельную творческую деятельность.
Общество на современном этапе приобретает разносторонние знания в рамках учебной программы, но эти знания через несколько лет могут потерять свою актуальность. Поэтому единственный способ стать компетентным специалистом нашего современного общества является самообразование.
В настоящее время определяется основная задача профессиональной подготовки формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Решение поставленной задачи способствует развитию и совершенствования передачи знаний. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего формулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его эффективность.
С этого и определяется, что самостоятельная работа будет не просто формой организации образовательного процесса, а станет основным фундаментальным началом обучающегося в своей профессиональной деятельности.
Что же такое самостоятельная работа? В общих понятиях это любая деятельность, связанная с воспитанием профессионального мышления будущего специалиста. Любой вид занятий обучающегося связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучающегося как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа обучающегося включает: процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; работа с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д., работа в библиотеках, дома, при выполнении обучающимся учебных и творческих задач.
Разнообразие видов внеаудиторной работы обучающихся заключается в следующем: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у обучающихся самостоятельности и инициативы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Для развития положительного отношения обучающихся к такому виду самостоятельной работы на каждом этапе необходимо определять цели работы, контролировать понимание целей обучающегося, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
В отличие от внеаудиторной работы аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
Таким образом, самостоятельной работа обучающихся может быть как в аудитории, так и вне ее.
В стандартах нового поколения на внеаудиторную самостоятельную работу отводится половина учебного времени обучающегося. Главным будет процесс обучающегося, а педагог будет выступать наставником.
К новому подходу в организации самостоятельной работы относятся: внедрение в учебный процесс новых технологий, совершенствование методики проведения научно-исследовательской работы обучающихся, системы текущего и итогового контроля, введение балльно-рейтинговой (накопительной) оценки. При этом организация самостоятельной работы обучающихся заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности обучающихся всех видов учебной деятельности.
Основными направлениями организации самостоятельной работы являются: активные формы самостоятельной работы (взаимодействие педагога с обучающимся), интерактивные формы самостоятельной работы (взаимодействие не только педагога с обучающимся, но и взаимодействие обучающихся между собой).
Следует отметить, что самостоятельная работа в процессе обучения - это процесс по формированию общекультурных и профессиональных компетенций через управление педагогической деятельности педагога.
Перед преподавателями встала проблема эффективной профессиональной деятельности - мотивация самостоятельной работы обучающихся.
Решение данной проблемы рассмотрим через активизацию самостоятельной работы: целесообразность выполняемой работы (обучающимся выдаются задания на курсовые проекты, дипломную работу на младших курсах обучения, чтобы он смог выполнять самостоятельную работу по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу), эффективность самостоятельной работы повышается через творческих характер обучающегося.
Использование мотивирующих факторов контроля знаний: использование в учебном процессе рейтинг - плана по дисциплинам, тестовые, контрольные, расчетно-графические задания в системе Moodle. Эти факторы при определенных условиях могут вызвать
стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
Хочется отметить, что система Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов курса разнообразные форматы электронных документов, при этом основным преимуществом системы являются: четкая структура и наглядность представленного учебного материала; индивидуальность траектории обучения, выбор определенного темпа, времени и места аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы; проверка знаний и контроля успеваемости обучающихся; ведение посещаемости и активности обучающихся; и др. [13].
Электронные курсы по изучаемым дисциплинам предоставляют обучающимся новые возможности - можно не только в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по изучаемой дисциплине, ознакомиться с дополнительными источниками, которые точно соответствуют темам дисциплины. В этом случае у обучающихся имеется возможность также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплины: анкетный опрос; вики; глоссарий; опрос в режиме голосования; форум; чат и др. Обсуждения и совместная работа могут быть организованы с помощью чатов и форумов. Чаты, форумы и опросы можно использовать для получения обратной связи в группах. Добавление в курсы Wiki позволит обучающимся работать вместе над общим заданием
Организация такой формы обучения самостоятельной работы обучающихся в вузе заключается в создании условий активности, самостоятельности и ответственности студентов не только в аудитории но и вне ее в ходе выполнения всех разработанных преподавателем видов учебной деятельности.
Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.
Нами рассмотрены два основные направления построения учебного процесса обучающихся, которые основаны на самостоятельной работе.
Первое направление - увеличение роли самостоятельной работы обучающихся в процессе аудиторных занятиях. При этом преподавателями кафедры разработаны и введены в практику новые формы и методы организации аудиторных занятий.
Второе направление - повышение активности обучающихся по всем видам самостоятельной работы во внеаудиторное время: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы, выполнение домашних заданий разнообразного характера, выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы, выполнение курсовых проектов и работ, подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Одним из важнейших факторов эффективности самостоятельной работы обучающихся в вузе является - разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса. Данные разработки позволяют организовать преподавателю проблемное обучение. Применение электронно-образовательной среды Moodle в процессе обучения обучающихся в вузе позволяет проверить результативность самостоятельной работы.
Введение бально-рейтинговой системы оценки позволяет преподавателю осуществить контроль по конкретно-выполненным заданиям. Результативность самостоятельной работы обучающегося во многом определяется наличием активных методов ее контроля.
Существуют следующие виды контроля: входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; самоконтроль, осуществляемый обучающимся в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Анализируя применения при организации самостоятельной работы активных и интерактивных форм обучения в сопровождении педагога, применяемых при выполнении определенной части самостоятельной работы, можно сделать следующие выводы: самостоятельная работа выходит на первый план и приобретает новую роль: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса; итоги самообразовательной деятельности обучающегося включают в процесс приобретения: структурирования и закрепления знаний; по мере этапа обучения обучающегося от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы постоянно возрастают при этом формы организации становятся более разнообразными; творческая составляющая в самостоятельной работе обучающихся должна стать неотъемлемой ее частью; в процессе организации самостоятельной работы педагог становится научным консультантом и соавтором творческой деятельности обучающихся; внедрение в процесс организации самостоятельной работы новых информационных технологий становится необходимым для эффективной работы обучающихся и учета их индивидуальных достижений; возникает острая необходимость в организации повышения педагогической квалификации преподавательского состава в вопросах организации самостоятельной работы обучающихся.
Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть обеспечение обучающихся учебной и учебно-методической литературой по каждому из предметов курса, содержащей практические задания для работы, предъявляемые требования, критерии оценки, тесты и задания для самопроверки, научно-методические рекомендации по организации и оформлению работ, рекомендуемую литературу.
Одним из важным факторов формирования новой системы организации самостоятельной работы является понимание того, что это общий фундаментальный подход ко всей основной образовательной программе. Именно комплексный подход сможет в итоге реально переориентировать обучающегося на формирование общепрофессиональных компетенций, связанных с постановкой целей, решением задач, планированием, организацией коммуникаций, преодолением проблем, командной работы с одной стороны и способности к усвоению знаний и навыков, с другой.
Таким образом, компетентностный подход к организации самостоятельной работе позволяет ориентировать на формирование профессиональных компетенций, связанных с конкретными путями и формами организации самостоятельной работы обучающихся в вузе с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кутепова Л.И., Мухина М.В., Смирнова Ж.В. Проведение научно-практической конференции по практике - эффективный механизм повышения роли и значения практики
для студентов, обучающихся по сервисным направлениям // Вестник Мининского университета. 2014. №2 (6). С. 16.
2. Маркова С.М., Петровский А.М. Историко-педагогические аспекты развития социального партнерства в профессиональном образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015.№11-12. С. 9699.
3. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
4. Мухина М.В., Смирнова Ж.В., Сухарева Е.В. Совершенствование процесса формирования профессиональных компетенций специалистов сферы сервиса в НГПУ им. Козьмы Минина // Приволжский научный вестник. 2014. №6 (34). С. 121-124.
5. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. №7 (43). С. 22-31.
6. Седых Е.П. Стратегическое управление образовательной деятельностью в вузе // European Social Science Journal. 2013. №11-1 (38). С. 43-48.
7. Смирнова Ж.В. Подготовка мастера профессионального обучения в структуре инженерно-педагогического вуза: автореферат дисс. к.п.н. Нижний Новгород, 2005. 21 с.
8. Смирнова Ж.В. Повышения качества образования в системе профессионального образования // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции Наука и образование в XXI веке (30 января 2015 г.) в 5 частях. Часть IV . М.: «АР-Консалт», 2015. С.141-142.
9. Смирнова Ж.В. Совершенствование тарифной политики, контроля за деятельностью локальных монополий и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг // Сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (23 ноября 2014). Н.Новгород: Мининский университет. 2014 С. 275.
10. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в условиях модернизации образования // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции Научные исследования: о теории к практике -Чебоксары ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 169-172.
11. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы // Вестник образования России. №7. С.14-15.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N627)
13. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2010. 30с.
14. Электронные курсы НГПУ им. К.Минина в системе обучения Moodle [Электронный ресурс]. URL: http://ya.mininuniver.ru
REFERENCES
1. Kutepova L.I., Muhina M.V., Smirnova Zh.V. Provedenie nauchno-prakticheskoj konferencii po praktike - jeffektivnyj mehanizm povyshenija roli i znachenija praktiki dlja studentov, obuchajushhihsja po servisnym napravlenijam [Scientific-practical conference on practice is an effective mechanism for raising the profile of practice for students enrolled in service areas]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 2 (6), р. 16 (in Russian).
2. Markova S.M., Petrovskij A.M. Istoriko-pedagogicheskie aspekty razvitija social'nogo partnerstva v professional'nom obrazovanii [Historical and pedagogical aspects of development of social partnership in vocational training]. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Gumanitarnye nauki, 2015, no.11-12, pp. 96-99 (in Russian).
3. Markova S.M., Poletaeva N.M., Cyplakova S.A. Modelirovanie obrazovatel'noj tehnologii podgotovki pedagoga professional'nogo obuchenija [Modelling of educational technology training teacher of vocational training]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1-1 (13), p. 23 (in Russian).
4. Muhina M.V., Smirnova Zh.V., Suhareva E.V. Sovershenstvovanie processa formirovanija professional'nyh kompetencij specialistov sfery servisa v NGPU im. Koz'my Minina [Improving the process of formation of professional competence of specialists in the sphere of service NSPU them. Kozma Minin]. Privolzhskij nauchnyj vestnik, 2014, no. 6 (34), pp. 121-124 (in Russian).
5. Sedyh E.P. Konceptual'nye osnovy proektnogo upravlenija obrazovatel'noj sistemoj [Conceptual bases of project management education system]. Vmire nauchnyh otkrytij, 2013, no. 7 (43), pp. 22-31 (in Russian).
6. Sedyh E.P. Strategicheskoe upravlenie obrazovatel'noj dejatel'nost'ju v vuze [Strategic management of educational activities at the university]. European Social Science Journal, 2013, no. 11-1 (38), pp. 43-48 (in Russian).
7. Smirnova Zh.V. Podgotovka mastera professional'nogo obuchenija v strukture inzhenerno-pedagogicheskogo vuza. Diss. kand. ped. nauk [Preparation of training masters in the structure of engineering-pedagogical high school. Cand.ped. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2005. 21p. (In Russian)
8. Smirnova Zh.V. Povyshenija kachestva obrazovanija v sisteme professional'nogo obrazovanija [Improving the quality of education in vocational education]. Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Nauka i obrazovanie v XXI veke (30 janvarja 2015 g.) v 5 chastjah. Chast' IV [Collection of articles based on the International correspondence scientific-practical conference of Science and Education in the XXI century (30 January 2015) in 5 parts. Part IV]. Moscow, «AR-Consult», 2015. Pp.141-142. (In Russian)
9. Smirnova Zh.V. Sovershenstvovanie tarifnoj politiki, kontrolja za dejatel'nost'ju lokal'nyh monopolij i razvitie konkurencii na rynke zhilishhno-kommunal'nyh uslug [Improving the tariff policy, control over the activities of local monopolies and the development of competition in the market for housing and communal services]. Sbornik statej po materialam Vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (23 nojabrja 2014)[ Collected articles on materials of the All-Russia correspondence scientific-practical conference (23 November 2014)]. Nizhny Novgorod, Mininsky University, 2014 P. 275 (in Russian).
10. Smirnova Zh.V., Bushueva V.V. Podgotovka specialistov v vysshih uchebnyh zavedenijah v uslovijah modernizacii obrazovanija [Bushueva The training of specialists in higher educational institutions in the conditions of modernization of education]. Sbornik statej po materialam
Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Nauchnye issledovanija: o teorii k praktike [Collection of articles based on the correspondence of the International Scientific and Practical Conference Scientific Research of theory to practice]. Cheboksary CNS "Interactive plus", 2015. Pp 169-172 (in Russian).
11. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2011-2015 gody [The Federal target program of education development for 2011-2015]. Vestnik obrazovanija Rossii, no.7, pp.1415 (in Russian).
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 100100 Servis (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki i nauki RF ot 18 nojabrja 2009 g. N627) [he Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 100100 Service (qualification (degree) "Bachelor") (approved. By order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on November 18, 2009 N627)]. (In Russian)
13. Chanchina A.V. Pedagogicheskij process professional'nogo uchebnogo zavedenija: uchebno-metodicheskoe posobie [eaching process of professional educational institution: a teaching aid]. Nizhnij Novgorod, 2010. 30p. (In Russian)
14. Jelektronnye kursy NGPU im. K.Minina v sisteme obuchenija Moodle [Electronic courses NSPU them. K.Minina in Moodle learning system]. Available at: http://ya.mininuniver.ru (in Russian).
© Смирнова Ж.В.., Колосова Т.В. 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Смирнова Жанна Венедиктовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: z.v.smimova@,mininuniver.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Smirnova Zhanna Venediktovna - PhD, associate professor of the department of technology service and technology education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Колосова Татьяна Валентиновна - профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурно-строительного
университета», e-mail: [email protected]
Kolosova Tatyana Valentinovna - Professor, doctor of economic Sciences, head of the Department of management and marketing, Nizhny Novgorod state University of architecture and construction", e-mail: [email protected]