Научная статья на тему 'Модель управления самостоятельной работой обучающихся: результаты апробации'

Модель управления самостоятельной работой обучающихся: результаты апробации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3651
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ / МОДЕЛЬ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ / РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Гурьянычева Екатерина Николаевна

Статья посвящена проблеме создания системы управления самостоятельной работой обучающихся в вузе. Приводится структура модели управления самостоятельной работой обучающихся, условия ее реализации, определены критерии оценки ее эффективности. Раскрывается суть понятия управления самостоятельной работой как целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства. Раскрывается цель управления обеспечение высокой эффективности управляемой системы, выражающейся в наибольшем достижении целей системы при минимизации используемых ресурсов. Для достижения поставленных целей в статье раскрывается необходимость реализации ряда условий, которые отражены в тексте. В качестве критериев оценки эффективности модели в статье определены: уровень сформированности общеучебных действий, уровень усвоения учебных дисциплин, мотивация научно-педагогических работников к управлению самостоятельной работой обучающихся, мотивация обучающихся к реализации самостоятельной работы, рефлексия обучающихся. Приводится опыт апробации модели в Мининском университете в рамках программы модернизации педагогического образования. На основе приведенных экспериментальных данных делается вывод о целесообразности внедрения модели в образовательный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Гурьянычева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS: RESULTS OF APPROBATION

The article deals with the creation of an independent operation control system of students in high school. We present the structure of the work of self-management model of students, the conditions of its implementation, the criteria for evaluating its effectiveness are determined. Reveals the essence of the work of self-management concept as meaningful impact on groups of people in the production process. Expands Management goal ensuring high efficiency of the control system is expressed in the greatest achievement of the objectives of the system while minimizing the use of resources. To achieve these goals in the article reveals the need to implement a number of conditions, which are reflected in the text. The criteria for evaluating the effectiveness of the model in an article identified: level of formation of general educational activities, the level of assimilation of academic disciplines, the motivation of researchers and teachers to manage students' independent work, the motivation of students to realization of self-study, reflection students. The experience of testing the model in Mininskom University within the framework of the modernization program of teacher education. On the basis of the experimental data the conclusion about the feasibility of implementing the model in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «Модель управления самостоятельной работой обучающихся: результаты апробации»

УДК 378.147

А.А. ТОЛСТЕНЕВА1, Ж.В. СМИРНОВА1, Е.Н. ГУРЬЯНЫЧЕВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме создания системы управления самостоятельной работой обучающихся в вузе. Приводится структура модели управления самостоятельной работой обучающихся, условия ее реализации, определены критерии оценки ее эффективности. Раскрывается суть понятия управления самостоятельной работой как целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства. Раскрывается цель управления - обеспечение высокой эффективности управляемой системы, выражающейся в наибольшем достижении целей системы при минимизации используемых ресурсов. Для достижения поставленных целей в статье раскрывается необходимость реализации ряда условий, которые отражены в тексте. В качестве критериев оценки эффективности модели в статье определены: уровень сформированности общеучебных действий, уровень усвоения учебных дисциплин, мотивация научно-педагогических работников к управлению самостоятельной работой обучающихся, мотивация обучающихся к реализации самостоятельной работы, рефлексия обучающихся. Приводится опыт апробации модели в Мининском университете в рамках программы модернизации педагогического образования. На основе приведенных экспериментальных данных делается вывод о целесообразности внедрения модели в образовательный процесс вуза. Ключевые слова: управление самостоятельной работой, модель, условия реализации модели, результаты апробации.

A.A. TOLSTENEVA1, ZH.V. SMIRNOVA1 E.N. GUR'ÁNYCEVA1

' Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation.

MODEL OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS: RESULTS OF APPROBATION

Annotation. The article deals with the creation of an independent operation control system of students in high school. We present the structure of the work of self-management model of students, the conditions of its implementation, the criteria for evaluating its effectiveness are determined. Reveals the essence of the work of self-management concept as meaningful impact on groups of people in the production process. Expands Management goal - ensuring high efficiency of the control system is expressed in the greatest achievement of the objectives of the system while minimizing the use of resources. To achieve these goals in the article reveals the need to implement a number of conditions, which are reflected in the text. The criteria for evaluating the effectiveness of the model in an article identified: level of formation of general educational activities, the level of assimilation of academic disciplines, the motivation of researchers and teachers to manage students' independent work, the motivation of students to realization of self-study, reflection students. The experience of testing the model in Mininskom University within the framework of the

modernization program of teacher education. On the basis of the experimental data the conclusion about the feasibility of implementing the model in the educational process of the university. Keywords: office of independent work, model, condition, model implementation results of approbation.

Современные условия подготовки обучающихся в системе высшего образования предполагают сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема самостоятельной работы. Эта тенденция находит свое отражение и в современных образовательных стандартах ФГОС ВО, регламентирующих подготовку бакалавров в том числе и по педагогическим направлениям подготовки.

Так, например, ГОС ВО 2005 года указывает [5], что максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, из них теоретическое обучение составляет 27 часов в неделю (для очной формы обучения). Тех же норм придерживается ФГОС ВПО [12] с указанием, что занятия лекционного типа могут составлять не более 40% аудиторных занятий. Действующий ФГОС ВО [13] не регламентирует количество аудиторной нагрузки обучающихся, сохраняя норму 40% занятий лекционного типа от общего числа аудиторных занятий. Проект ФГОС ФО ++ не регламентирует количество часов, отведенных на аудиторную нагрузку, и вводит понятие «контактная работа с преподавателем». На контактную работу с преподавателем предполагается отводить не менее 40% часов, отведенных на реализацию блока дисциплин [14].

Понятие «контактная работа» не раскрывается в тексте проекта стандарта, однако может рассматриваться шире, чем просто аудиторная работа, и может включать в себя и работу в электронной обучающей среде совместно с преподавателем и другие виды деятельности. Таким образом, количество аудиторных часов составит не более 40% времени, отводимого на изучение дисциплины, 60% времени студенту предлагается работать самостоятельно. Кроме того, переход от подготовки специалистов к подготовке бакалавров привел к сокращению периода обучения на 20% без снижения требований к качеству подготовки выпускников, что также увеличивает объем самостоятельной работы обучающихся.

Такой подход является обоснованным в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий, созданием в вузах электронных образовательных сред, совершенствованием методических подходов к обучению студентов. Изменяется роль преподавателя в процессе обучения, требуется более глубокая методическая проработка изучаемого материала для обеспечения эффективной самостоятельной работы студентов, обеспечивая переход от процесса организации самостоятельной работой обучающихся к процессу управления [7] .

В Нижегородском государственном педагогическом университете проблема создания системы управления самостоятельной работой обучающихся решалась в рамках программы модернизации образовательного процесса в 2015-2016 учебном году.

Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства. Цель управления - обеспечение высокой эффективности управляемой системы, выражающейся в наибольшем достижении целей системы при минимизации используемых ресурсов. Управление самостоятельной работой обучающихся мы понимаем как совокупность процессов, реализуемых структурными подразделениями Университета и

научно-педагогическими работниками, нацеленных на разработку учебной информации, ее передачу и контроль усвоения обучаемыми в условиях аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, обеспечивающих эффективное формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучаемых. Кроме того, любой процесс управления предполагает наличие обратных связей в системе, обеспечивающих необходимую коррекцию процесса.

Нами предложена модель управления самостоятельной работой обучающихся

(рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура модели управления самостоятельной работой обучающихся

Проблема управления самостоятельной работой обучающихся является наддисциплинарной, что позволяет ставить цель - формирование стратегий самообучения и самообразования как основы будущей профессиональной деятельности, что находит отражение в образовательном стандарте педагога [13]. Профессиональный стандарт педагога указывает на необходимость формирования общеучебных действий [6], посредством которых и возможно осуществление самообразовательной деятельности.

Для достижения поставленных целей необходима реализация ряда условий, а именно:

1. Нормативно-методическое сопровождение процесса управления СРО: наличие положения об организации СРО в вузе, а также документации, сопровождающей учебный процесс по дисциплинам (модулям), включающей учебные планы, рабочие программы дисциплин, силлабусы дисциплин, методические пособия по организации самостоятельной работы и т.д.

2. Наличие электронной образовательной среды, обеспечивающей доступ к образовательным ресурсам, включая электронные учебно-методические комплексы по дисциплине [2,8,9,10].

3. Материально-техническое обеспечение процесса управления самостоятельной работой должно включать полный комплекс средств обучения, необходимых для решения поставленных задач: наличие необходимого аудиторного фонда, компьютерных классов с выходом в Интернет, посадочных мест в читальных залах и пользовательских центрах библиотеки и т.д.;

4. Организационные условия предполагают включение всех служб университета в процесс управления.

Преподаватель обеспечивает содержательную и методическую составляющую процесса управления самостоятельной работой обучающихся, размещает необходимые материалы, в том числе силлабус дисциплины, в электронной информационно-образовательной среде, осуществляет контроль выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Создание системы управления самостоятельной работой обучающихся потребовало создания института тьюторов. Тьютор - это преподаватель-консультант, специалист в области организации образования и самообразования. На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. Тьютор осуществляет контрольную и консультативную функцию при организации самостоятельной работы, обеспечивает мониторинг успешности выполнения самостоятельной работы, осуществляет сбор и анализ информации по результатам работы.

Кафедра осуществляет консультативную и контрольную функции над преподавателем в процессе реализации управления самостоятельной работой обучающихся.

Факультеты обеспечивают условия для организации самостоятельной работы студентов, обеспечивая реализацию инновационных форм ее проведения, анализируют результаты текущей и итоговой успеваемости обучающихся.

Учебно-методическое управление разрабатывает нормативную документацию по управлению самостоятельной работой обучающихся, оказывает методическую помощь факультетам и кафедрам, анализирует результаты работы.

Библиотека университета обеспечивает обучающихся и преподавателей литературой, предоставляет доступ к информационным образовательным ресурсам и электронным библиотечным системам, оказывает обучающимся помощь в поиске информации по заданию преподавателя.

Отдел e-lening: осуществляет создание ЭИОС, обеспечивает доступ обучаемых к ЭИОС и необходимое консультирование обучающихся и преподавателей.

Основным инструментом преподавателя в процессе управления самостоятельной работой обучающихся является силлабус дисциплины. Силлабус - план изучения дисциплины, «план действий» для студентов, который может представлять собой своеобразный план-конспект учебного предмета, предназначенный именно для студента, имеющий целью помочь в организации его учебной деятельности. Такой документ должен информировать студента о том, чему он может научиться в результате освоения этой дисциплины, а также о том, что и в какие сроки студент должен для этого сделать.

Использование такого документа позволит студентам самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы [3].

В качестве критериев оценки эффективности модели нами определены:

- уровень сформированности общеучебных действий;

- уровень усвоения учебных дисциплин;

- мотивация научно-педагогических работников к управлению самостоятельной работой обучающихся;

- мотивация обучающихся к реализации самостоятельной работы;

- рефлексия обучающихся.

Опираясь на труды Ю.К. Бабанского [7], мы определили следующие типы общеучебных действий:

• организационные - способность ставить цели и задачи при реализации самостоятельной работы; планировать самостоятельную работу и выполнять ее своевременно; организовывать необходимые условия на рабочем месте; сотрудничать при решении учебных задач, выполнять задания как индивидуально, так и в группе; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

• информационные - способность работать с источниками учебной информации, осуществлять поиск и использование справочных и дополнительных источников; владеть на необходимом уровне информационными и коммуникационными технологиями; вести подбор и группировку информации на заданные темы; составлять планы различных видов и создавать тексты различных типов; выполнять задания репродуктивного характера, используя методические материалы;

• учебно-интеллектуальные действия - способность самостоятельно осуществлять анализ, синтез, обобщение информации и др. виды интеллектуальных операций; самостоятельно выбрать средства и методы решения задач, способы выполнения работы; дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию; выполнять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-исследовательских и проектных заданий, позволяющих получить новую информацию; представлять результаты самостоятельной работы.

Апробация предложенной модели осуществлялась во втором семестре 2015-2016 учебного года в Мининском университете. Реализация проекта потребовала проведения обучающих семинаров и консультаций как с преподавателями, так и со студентами. Так, с преподавателями, участвующими в проекте, были проведены семинары по тематике: технология управления самостоятельной работой обучающихся; оценка эффективности модели управления самостоятельной работой обучающихся; проблема проведения анализа рефлексии обучающихся.

Для студентов была разработана программа курса «Самоорганизация учебной деятельности» [8], реализованная в системе вебинаров:

- стань лучшей версией себя: как эффективно организовать свою самостоятельную учебную деятельность;

- самолидерство: как правильно ставить и достигать целей самостоятельной работы;

- эффективное время: тайм-менеджмент самостоятельной работы. «Вестник Мининского университета» 2016 - № 4

Были разработаны силлабусы по двадцати одной дисциплине, включая дисциплины гуманитарного, естественнонаучного и технического характера.

Предложены и апробированы новые формы самостоятельной работы студентов. Так, наряду с внеаудиторной самостоятельной работой проводились занятий в форме аудиторной самостоятельной работы под руководством преподавателя и по его заданию, а также под руководством тьютора. В форме аудиторной самостоятельной работы было проведено более восьмидесяти занятия. Получен большой опыт проведения занятий с применением активных методов обучения: деловые игры, применение кейсовых заданий, работа в малых группах и т.д.

Применение новых форм проведения занятий потребовало создания специализированного аудиторного фонда, обеспечивающего реализацию аудиторной самостоятельной работы студентов. Был разработан дизайн-проект специализированной аудитории для самостоятельной работы студентов. Автор проекта - Е.Н. Гурьянычева. Дизайн-проект предполагает создание аудитории, оборудованной компьютерной техникой с доступом в Интернет, мультимедийным оборудованием, оргтехникой, трибуной для публичных выступлений, модульной мебелью, различными средствами для представления информации (магнитная доска, мобильная доска и т.д.). Аудитория позволит организовывать проектную деятельность обучающихся в индивидуальной групповой и коллективной формах, применять активные методы обучения. Эскизы специализированной аудитории для самостоятельной работы приведены на рисунке 2.

Планируется также создание зоны для работы в малых группах в рекреационном помещении. Зона предполагает возможность работы с переносными мобильными устройствами, оборудована мягкой мебелью, информационными досками (рисунок 3).

Рисунок 2 - Эскиз специализированной аудитории для самостоятельной работы

обучающихся

Рисунок 3 - Эскиз зоны для работы в малых группах «Вестник Мининского университета» 2016 - № 4

В апробации приняли участие студенты экспериментальных и контрольных групп, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05.Педагогическое образование, профили: технология и экономика; история и обществознание, всего 33 студента экспериментальных и 29 студентов контрольных групп, более 25 преподавателей Мининского университета.

В результате апробации модели по выделенным критериям оценки были получены следующие результаты.

Оценка уровня сформированности общеучебных действий осуществлялась преподавателями дисциплин по следующим критериям:

- 0-й уровень - обучаемый совершенно не владеет данным действием или не приступал к выполнению действия;

- 1-й уровень - неспособность к самостоятельному выполнению действия;

- 2-й уровень - обучаемый достаточно свободно выполняет действие при консультации и корректировочных действиях преподавателя или тьютора;

- 3-й уровень - самостоятельное выполнение действия, объективная оценка собственных достижений.

Результаты распределения студентов по уровням сформированности общеучебных действий приведены на рисунке 4.

Организационные Информационные Учебно-

действия действия интеллектуальные

действия

Рисунок 4 - Уровень сформированности общеучебных действий студентов экспериментальной и контрольной групп

Оценка мотивации студентов и преподавателей осуществлялась путем анкетирования. Первая часть анкеты содержала просьбу оценить значимость различных аспектов управления самостоятельной работой обучающихся (для преподавателей) и выполнения

самостоятельной работы (для студентов) по пятибалльной шкале, причем большинство вопросов содержательно перекликались, например:

- оцените значимость самостоятельного познания и развития для Вашей будущей профессиональной деятельности (для студентов);

- оцените значимость самостоятельной работы для подготовки студентов в современных условиях (для преподавателей).

Вторая часть анкеты касалась предпочтений студентов и преподавателей в области форм, методов и средств организации самостоятельной работы студентов и предполагала возможность выбора одного или нескольких вариантов ответов, а также дополнения своими предложениями.

Совокупная оценка показателей первой части анкеты показала повышение мотивации к управлению самостоятельной работой (со стороны преподавателей) и ее выполнению (со стороны студентов) (рисунок 5).

Рисунок 5 - Обобщенный показатель мотивации преподавателей и студентов к реализации самостоятельной работы

Анализ предпочтений преподавателей и студентов, касающихся форм, методов и средств организации самостоятельной работы, показал, что:

- преподаватели и студенты отдают предпочтение индивидуальной и групповой формам самостоятельней работы;

- считают целесообразным выносить на самостоятельное изучение вопросы, связанные с углубленным изучением отдельных вопросов, а также позволяющие осуществить проектную и исследовательскую деятельность;

- наиболее востребованными ресурсами являются: работа в электронной системе МооШе, Интернет и электронные библиотечные системы;

- среди наиболее эффективных видов заданий выделены: подготовка рефератов и выступление с докладом, выполнение проектных заданий, выполнение кейсовых заданий, тестовых заданий;

- наиболее востребованной аудиторией для проведения самостоятельных занятий является компьютерный класс, пользовательский центр и читальный зал библиотеки;

- в качестве ресурсов повышения эффективности системы управления самостоятельной работой обучающихся выделены: концентрация преподавателя на процессе управления самостоятельной работой.

Студенты отметили, что наиболее значимыми стимулами к выполнению самостоятельной работы являются значимость информации для будущей профессиональной деятельности и внутриучебные стимулы. Тревогу вызывает тот факт, что, по мнению студентов, наиболее эффективным видом заданий для самостоятельной работы остаются тесты, в то время как формирование профессиональных компетенций более эффективно осуществляется в ходе проектной деятельности. Студенты также отмечают, что ресурсами повышения эффективности самостоятельной работы является внимание преподавателей, усиление обратной связи между преподавателем и студентом, развитие электронной образовательной среды, а также создание специализированного аудиторного фонда.

Рефлексия обучающегося по итогам изучения дисциплины осуществляется с помощью листов групповой рефлексии и индивидуальной рефлексии. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - осознание субъектом себя самого, содержания своей личности (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), своих знаний и состояний [11]. Количественный рост продемонстрировали показатели рефлексии:

- осознанность и умение формулировать и анализировать цели свои и изучения дисциплины;

- умение определять и оценивать свою активность и вклад в освоение дисциплины.

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод об успешном

формировании у обучающихся совокупности общеучебных умений, позволяющих осваивать содержание дисциплин и формировать стратегии самообучения и саморазвития, росте мотивации обучающихся и преподавателей к управлению и выполнению самостоятельной работы, при этом не наблюдалось снижения показателей успеваемости (рисунок 6). Оценка успеваемости осуществлялась по стобалльной шкале.

В1.0 80.0 79.0 78.0 77.0 78.0 75.0 74.0

Эксперементальмые Контрольные группы группы

Рисунок 6 - Освоение дисциплин по итогам зачетно-экзаменационной сессии

| ' [ ^Л

Полученные данные позволяют рекомендовать к внедрению предложенные авторами подходы к управлению самостоятельной работой обучающихся. Внедрение модели планируется в 2016-2017 учебном году на базе факультета управления и социально-технических сервисов и факультета гуманитарных наук Мининского университета как для студентов очной, так и заочной форм обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с. (Труды д. чл.-кор. АПН СССР).

2. Благодинова В.В., Винник В.К., Толстенева А.А. Модульная объектно-ориентированная учебная среда как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С. 28-32.

3. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С. 19.

4. Глуздова О.В. Самоорганизация учебной деятельности // Программа курса. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 8 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600 Технология и предпринимательство. Утвержден 31 января 2005. Номер государственной регистрации №663 пед/сп, Москва 2005.

6. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н [Электронный ресурс]. URL: Ы*р://профстандартпедагога.рф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4-4. С. 827-829.

8. Смирнова Ж.В., Паршина А. Роль информационных технологий в модернизации образовательного процесса вуза // Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С. 45-47.

9. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE // Вестник Мининского университета. 2014. №4.

10. Толстенева А.А., Винник В.К. Организация самостоятельной работы студентов на основе информационно-коммуникационных технологий: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 102 с.

11. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: РОССПЭН, 1997.

12. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 №788.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 43.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 №91.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки: 44.03.01 педагогическое образование (проект).

15. Gruzdeva M.L., Chaykina Z.V., Terekhina O.S., Frolova N.H. The role of students' class-room independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology.

REFERENCES

1. Babanskij Ju.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 560 p. (Trudy d. chl.-kor. APN SSSR). (In Russian)

2. Blagodinova V.V., Vinnik V.K., Tolsteneva A.A. Modul'naja obektno-orientirovannaja uchebnaja sreda kak sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty studentov [Modular about-aided design and focused learning environment as a means of organization of independent work of students]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2013, no. 5-2, pp. 28-32 (in Russian).

3. Gruzdeva M.L., Tukenova N.I. Sillabus kak sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty studentov [Syllabus as a means of organization of independent work of students]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1-1 (13), pp. 19 (in Russian).

4. Gluzdova O.V. Samoorganizacija uchebnoj dejatel'nosti [ Self-organization of learning activities]. Programma kursa. N.Novgorod, NGPU Publ., 2016, 8 p. (In Russian)

5. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija. Special'nost' 030600 Tehnologija i predprinimatel'stvo. Utverzhden 31 janvarja 2005. Nomer gosudarstvennoj registracii №663 ped/sp, Moskva 2005 [State educational standard of higher professional education. Specialty 030 600 Technology and Entrepreneurship. Approved January 31, 2005. State registration. No. 663 ped / cn, Moscow 2005]. (In Russian)

6. Professional'nyj standart pedagoga. Utverzhden Prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot «18» oktjabrja 2013 g. №544n [Professional teacher standards. Approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from the "18" in October 2013. No. 544n]. Available at: (http://profstandartpedagoga.rf) (in Russian).

7. Smirnova Zh.V., Muhina M.V. Modernizacija processa podgotovki studentov vuza s primeneniem modul'nogo obuchenija [The modernization process of preparation of students of high school with the use of modular training ]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2016, no. 4-4, pp. 827-829. (In Russian)

8. Smirnova Zh.V., Parshina A. Rol' informacionnyh tehnologij v modernizacii obrazovatel'nogo processa vuza [The role of information technology in the process of modernization of the educational institution]. Integracija informacionnyh tehnologij v sistemu professional'nogo obuchenija sbornik statej po materialam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [The integration of information technology in training a collection of articles on materials of regional scientific-practical conference]. N. Novgorod, NGPU im. K.Minina, 2016. Pp. 45-47 (in Russian).

9. Tolsteneva A.A., Vinnik V.K., Terehina O.S., Krivenkova E.N., Kulikov A.A. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem distancionnoj sistemy MOODLE [Organization of independent work of students using remote Moodle system]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4 (In Russian)

10. Tolsteneva A.A., Vinnik V.K. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov na osnove informacionno-kommunikacionnyh tehnologij: monografija [Organization of independent work of

students on the basis of information and communication technologies: a monograph]. N. Novgorod, Mininsky University, 2016. 102 p. (In Russian)

11. Turovskij M.B. Filosofskie osnovanija kul'turologii [Philosophical Foundations of Cultural Studies ]. Moscow, ROSSPJeN Publ., 1997 (in Russian).

12. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshegoprofessional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') bakalavr). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 22 dekabrja 2009 №788 [Federal government standard of higher education in the direction of preparation 050100 Teacher education (qualification (degree) Bachelor's). Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 22, 2009. No. 788]. (In Russian)

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Uroven' vysshego obrazovanija bakalavriat. Napravlenie podgotovki 43.03.05 pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumja profiljami). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 9 fevralja 2016 №91 [Federal State Educational Standard of Higher Education. The level of higher education bachelor. Direction of preparation 43.03.05 pedagogical education (two profiles). Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on February 9, 2016. No. 91]. (In Russian)

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Uroven' vysshego obrazovanija bakalavriat. Napravlenie podgotovki: 44.03.01 pedagogicheskoe obrazovanie (proekt) [Federal State Educational Standard of Higher Education. The level of higher education bachelor. Direction of preparation: 44.03.01 pedagogical education (draft)]. (In Russian)

15. Gruzdeva M.L., Chaykina Z.V., Terekhina O.S., Frolova N.H. The role of students' class-room independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology.

© Толстенева А.А., Смирнова Ж.В., Гурьянычева Е.Н., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Толстенева Александра Александровна - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: Tolstenev25@yanex. га

Смирнова Жанна Венедиктовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tolsteneva Alexander A. - doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the Faculty of Management and socio-technical services, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: Tolstenev25@yanex. ru

Smirnova Zhanna Venediktovna - PhD, associate professor of the department of technology service and technology education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Гурьянычева Екатерина Николаевна - член Союза дизайнеров Российской Федерации, доцент кафедры средового и графического дизайна Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Guryanycheva Ekaterina Nikolaevna - member of the Union of Russian designers, Associate Professor, Department of Environment and Graphic Design Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.