УДК 378
Ж.В.СМИРНОВА1, Л.И.КУТЕПОВА1, Е.В. КОНЫШЕВ2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2Вятский государственный гуманитарный университет Казань, Российская Федерация
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье описывается опыт подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина. Раскрыты проблемы модернизации российской экономике в сфере жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе. Исследованы блоки профессиональной подготовки будущих специалистов ЖКХ в Нижегородской области, которые направленны на формирование профессиональных компетенции по данному направлению подготовки. В статье указан опыт организации профессиональной подготовки специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства, который осуществляется поэтапно. Раскрыта цель профессиональной подготовки специалистов, которой является удовлетворение потребности конкретной личности в получении профессии и одновременное удовлетворение кадровой потребности производства.
Ключевые слова: сфера сервиса, жилищно-коммунальное хозяйство, совершенствование процесса профессиональной подготовки, формирование компетенций, инновационная площадка.
Z.V. SMIRNOVA1 L.I. KUTEPOVA1 E.V. KONYSHEV2
' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Vyatka state humanitarian University, Kazan, Russian Federation
IMPROVING OF TRAINING OF SPECIALISTS IN MUNICIPAL-DOMESTIC SPHERE IN PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
Abstract. The article describes the experience of training specialists in the sphere of housing and communal services in the Nizhny Novgorod state pedagogical University. Kozma Minin. Describes the problems of modernization of the Russian economy in the sphere of housing and communal services at the present stage. Studied units of professional preparation of future specialists of housing and communal services in the Nizhny Novgorod region, which is aimed at the formation of professional competence in this field of study. The article listed the experience of training specialists in the field of housing and communal services, which is being implemented in stages. Disclosed the purpose of professional training, which is to meet the needs of a particular individual in a profession and simultaneously meeting the staffing needs of production.
Keywords: the service industry, housing and communal services, improvement of process of vocational training, development of competencies, innovative platform.
Модернизация российской экономики предполагает повышение социально-экономической роли сферы услуг, поэтому сфера сервиса на современном рынке труда является безусловным лидером как отрасль, нуждающаяся в современных подготовленных кадрах.
В связи с эффективным развитием сферы жилищно-коммунального хозяйства значительно повысились требования к специалистам данной отрасли труда [5].
Современный уровень развития сферы жилищно-коммунального хозяйства предъявляет особые требования к профессионализму, которые нашли отражение в следующих документах: Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Государственная программа «Профессиональное развитие государственных гражданских служащих Нижегородской области на 2014 - 2016 годы», Указ Губернатора Нижегородской области от 20.10.2003 № 58 «О государственном заказе на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих Нижегородской области», Распоряжение Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2014 г. N 2189-р «Об утверждении комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области», Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 N 305 (ред. от 06.11.2014) «Об утверждении государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно данным документам современный специалист в области жилищно-коммунального хозяйства должен обладать знаниями и умениями в области управления жильем, улучшения состояния жилищного фонда, модернизации коммунальной инфраструктуры, повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Кроме того, требования новых законов и подзаконных нормативных актов, Федеральных государственных образовательных стандартов определяют компетенции в области обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг, эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, формирования цивилизованного рынка услуг информационных систем и технологий в ЖКХ.
В области практической подготовки выдвигаются различные модели применения информационных технологий и сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим можно сделать вывод о том, что профессиональная деятельность специалиста в области ЖКХ тесно связана с разработкой и контролем различных технологических процессов сервиса в ЖКХ, проведением экспертизы и диагностики объектов сервиса сферы жилищно-коммунального хозяйства.
В исследовании выделены обобщенные характеристики личности специалиста ЖКХ, в качестве которых выступают такие блоки профессиональной подготовки, как:
- мировоззренческий, ориентированный на осознание специалистом в области ЖКХ роли в одной из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающей население жизненно важными услугами, на развитие профессионализма в области моделирования технологических процессов сервиса, умения применять нестандартные решения в использовании информационных технологий;
- предметно-содержательный, включающий знания о разработке и реализации технологических процессов сервиса в сфере ЖКХ, о сквозном контроле качества процессов сервиса, об используемых материальных ресурсах, об нормативных документах по качеству, стандартизации и сертификации работ и услуг в сфере ЖКХ;
- коммуникативный, характеризующийся освоением способов обмена информацией в гражданском, межличностном, профессиональном общении; личностными качествами, обеспечивающими возможность устанавливать контакты и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе оказания сервисных услуг в сфере ЖКХ, а также работать в командах над общими проектами;
- профессиональный, включающий в себя компетенции по разработке и реализации моделей технологичного сервиса, выбору ресурсов и технических средств для его реализации в данной сфере, по планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятий сервиса в зависимости от изменения коньюктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Профессиональное обучение специалиста сферы ЖКХ строится в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе, для которого проектируются принципы обучения, система целей обучения, диагностика этих целей, интегративное содержание профессиональной подготовки, структурно-функциональное и процессуально-технологическое строение, контроль и оценка.
В проектируемой профессиональной подготовке общекультурные и профессиональные компетенции являются главной целью и результатом. Основными факторами, определяющими осуществление профессиональной подготовки выступают следующие положения:
- профессиональная ориентированность содержания профессиональной подготовки, требующая непрерывных изменений с учетом темпов развития технических и информационных средств сервисных услуг;
- интеграция профессиональных и специальных знаний, умений, в качестве системообразующего фактора выступают виды профессиональной деятельности специалиста ЖКХ;
- прикладная направленность профессиональных знаний, требующая выделения практической области применения знаний в профессиональной деятельности.
В процессе обучения происходит обогащение опыта студента, он овладевает профессиональными компетенциями, осознает профессиональные интересы и перспективы, связанные с профессиональной деятельностью в области жилищно-коммунального хозяйства.
В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина накоплен определенный опыт организации профессиональной подготовки специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства.
Процесс обучения осуществляется поэтапно. Первый этап осуществляется в процессе учебной деятельности. Современное образовательное учреждение для эффективного осуществления своей деятельности должно непрерывно отслеживать и учитывать перспективы развития соответствующей отрасли производства, возрастающие требования к личностным и профессиональным качествам работников и своевременно отражать их в целях, содержании, методах, средствах и организационных формах обучения и воспитания
[9].
Главной целью профессиональной подготовки специалистов является удовлетворение потребности конкретной личности в получении профессии и одновременное удовлетворение кадровой потребности производства. При изучении дисциплин профессионального цикла: «Сервисология», «Сервисная деятельность», «Прогнозирование и планирование в сервисной деятельности», «Организация и планирование предприятий сервиса» происходит формирование у студентов профессиональных интересов и осознание тех перспектив, связанных с профессиональной деятельностью, которые актуальны в текущий момент времени и будут востребованы в ближайшей перспективе. Так, например, сервисная деятельность требует умения анализировать заказы на жилищно-коммунальные услуги; проводить экспертизу и диагностику мероприятий на объектах ЖКХ; исследовать и определять наиболее оптимальные методы оказания жилищно-коммунальных услуг; планировать требуемый уровень качества предлагаемых услуг и мероприятия по осуществлению контроля качества, оказываемых жилищно-коммунальных услуг; согласовывать, оформлять и предоставлять жилищно-коммунальные услуги потребителю [16].
Прогнозирование основных тенденций развития науки и производства позволяет установить актуальные направления подготовки специалиста новой формации. В связи с этим, необходимо учитывать не только состояние их будущей профессиональной сферы на данный момент времени, но и предвидеть изменения в ней, учитывать тенденции развития отраслей, социально-экономические и научно-технические изменения в обществе.
На втором этапе подготовки происходит интеграция профессиональных и специальных знаний и умений, где в качестве системообразущего фактора выступают такие виды профессиональной деятельности специалиста в сфере жилищно-коммунального хозяйства как производственно-технологическая и организационно-управленческая. Интегрированное содержание и учебно-методические комплексы спецкурсов «Ценообразование и сметное дело в строительстве и ЖКХ», «Экспертиза и диагностика объектов жилищно-коммунального хозяйства», «Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса», где учитывается специфика региональных особенностей развития ЖКХ, способствуют развитию у будущего специалиста умения организации и осуществления деятельности по приему заказов на оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе организации работы диспетчерской и аварийной служб; разработки комплексных вариантов проекта оказания жилищно-коммунальных услуг; разработки плановой, проектно-сметной и прочей технической документации, необходимой для оказания жилищно-коммунальных услуг; разработки проекта проведения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту объектов ЖКХ; нахождения компромиссных решений в условиях многокритериальности процесса оказания жилищно-коммунальных услуг; разработки технического задания на выполнение работ; организации технологического процесса исполнения жилищно-коммунальных услуг; выбора специального оборудования, технических средств и приспособлений; использования современных информационно-коммуникационных технологий; разработки процесса оказания жилищно-коммунальных услуг; оптимального использования материальных и энергетических ресурсов, исходя из требуемого уровня качества жилищно-коммунальных услуг; организации и осуществления контроля качества жилищно-коммунальных услуг; организации проведения экспертизы, диагностики и испытаний различных объектов жилищно-коммунальных хозяйства [4].
На третьем этапе осуществляется подготовка к научно-исследовательской деятельности в области сферы жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Под руководством преподавателей кафедр и специалистов студенты осваивают все стадии учебно-исследовательского процесса: обоснование выбора темы исследования, умение ставить проблему, находить определенную методику выполнения исследования и т.д. Прикладная направленность профессиональных знаний находит свое отражение в тематике курсовых и дипломных работ, организации производственных практик и стажировок на базе профильных организаций отрасли ЖКХ.
Научно - исследовательская деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства включает в себя:
- системный анализ передовых технологий и мирового опыта внедрения инновационных разработок в ЖКХ;
- оптимизацию деятельности всех сфер ЖКХ, путем внедрения передовых технологий в отрасль;
- моделирование технологических процессов оказания жилищно-коммунальных
услуг;
- разработку стратегии и алгоритмов обслуживания объектов ЖКХ;
- исследование психологических особенностей потребителя жилищно-коммунальных услуг с учетом социально-экономических факторов, национально-региональных и демографических факторов;
- исследование и разработку методов управления качеством, методов повышения качества, стандартизации и сертификации жилищно-коммунальных услуг.
Курсовое и дипломное проектирование обеспечивает коммуникацию молодых профессионалов в целях решения прикладных задач модернизации жилищно-коммунального хозяйства и строительства, способствует формированию лидерских и управленческих компетенций, повышает интеллектуальный потенциал студентов в профессиональной
деятельности сферы ЖКХ и позволяет использовать практические результаты в интересах вуза и страны в целом, обеспечивая подготовку молодых квалифицированных кадров.
Практическая направленность подготовки компетентных специалистов, ответственных и способных справляться со сложными профессиональными задачами, свободно владеющими своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к продуктивной инновационной деятельности и постоянному профессиональному самосовершенствованию реализуется во внеучебной деятельности:
- проводятся ежегодные научно-практические конференции «Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития», где участники конференции обсуждают проблемы технической модернизации отрасли, ее нормативно-законодательной базы, экономические механизмы рыночных отношений, вопросы инвестиционной и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- семинары по тематике ЖКХ с привлечением профильных экспертов и представителей Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области;
- организуются обучающие тренинги «Карьера в ЖКХ» и деловые игры «Сервис в мегаполисе», основной целью которых является развитие лидерских и управленческих компетенций будущих специалистов в сфере ЖКХ;
- организованы интерактивные диалоги с руководителями различных структур сферы жилищно-коммунального хозяйства, домоуправляющими компаниями, ТСЖ, основная цель которых - повышение правовой грамотности в сфере коммунального хозяйства;
- проводятся вебинары на тему «Совершенствование тенденций развития сферы обслуживания. Роль ЖКХ», основной целью которых является привлечение студентов к решению проблем жилищно-коммунального хозяйства.
Участие студентов в форумах «Ликбез в ЖКХ», Всероссийских выставках предполагают широкое обсуждение и разработку практических решений, новых технологий и сервисов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, знакомство с передовыми исследованиями и лучшими международными практиками в сфере сервиса, занимающего одну из лидирующих позиций в экономике страны.
Учитывая то, что жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейший сектор экономики занимается вопросами жизнеобеспечения граждан, вопросами управления, содержания и обслуживания жилищного фонда, объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, а также учитывая объем основных фондов, которые составляют почти четверть экономического потенциала страны, нельзя не подчеркнуть значимость его кадрового потенциала.
Специалисты жилищно-коммунального хозяйства занимаются обеспечением и поддержанием комфортного существования человека, созданием благоприятных и безопасных условий для его жизнедеятельности путем предоставления широкого спектра жилищно-коммунальных услуг, качество которых в последние годы имеет тенденцию к ухудшению. Это связано со многими факторами, происходящими как в отрасли, так и в стране в целом, однако наиболее значимым на наш взгляд является уровень и качество профессиональной подготовки специалистов, занятых в этой сфере народного хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалов В.В. Формирование новой системы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах // Сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (23 ноября 2014). -Н. Новгород: Мининский университет. 2014 с257.
2. Жбанов П.А. ЖКХ нужны грамотные специалисты// Московская правда. 18 апреля 2015 г.
3. Груздева М.Л., Чанчина А.В. Проектирование интегративно-педагогической системы в профессиональных учебных заведениях. Н.Новгород, 2009. 81 с.
4. Кутепова Л.И., Крылышкова Л.Ю. Социальное партнерство между коммунальными компаниями и учебными заведениями // Сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (23 ноября 2014). - Н.Новгород: Мининский университет. 2014 - С. 265.
5. Куприянов В. О важности профессионального обучения в ЖКХ // Коммунальный комплекс России. 2010, № № 9 (75). С.10-12.
6. Маркова С.М., Седых Е.П.. Проектирование модели личности специалиста. Н.Новгород: ВГИПА, 2004. 58 с.
7. Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 49.
8. Маркова С.М., Седых Е. П., Юртаева Т. С. Социальное партнерство в вузе: монография. Нижний Новгород, 2009.
9. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. № 3.1 (39). С. 154-164.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р о «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».
11. Савельев А.Я. Прогнозирование развития системы образования в условиях нестабильности (кризиса) // Высшее образование в России. 2010.С. 119-131
12. Сальников В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 22-27.
13. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой //В мире научных открытий. 2013. № 7 (43). С. 22-31.
14. Седых Е.П. Стратегическое управление образовательной деятельностью в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 11-1 (38). С. 43-48.
15. Смирнова Ж.В. Совершенствование тарифной политики, контроля за деятельностью локальных монополий и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг // Сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (23 ноября 2014). Н.Новгород: Мининский университет. 2014 С. 275.
16. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в условиях модернизации образования // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции Научные исследования: о теории к практике -Чебоксары ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 169-172.
17. Смирнова Ж.В. Повышения качества образования в системе профессионального образования // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции Наука и образование в XXI веке (30 января 2015 г.) в 5 частях. Часть IV . М.: «АР-Консалт», 2015. С.141-142.
18. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы// Вестник образования России. -№7. с.14-15.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N 627).
20. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2010. 30с.
REFERENCES
1. Bespalov V.V. Formirovanie novoy sistemy organizatsii provedeniya kapital'nogo remonta obshchego imushchestva v mnogokvartirnykh domakh [Formation of a new system of organization of the overhaul of the common property in apartment buildings]. Sbornik statey po materialam Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23 noyabrya 2014) [Collection of
articles based on the All-Russia correspondence scientific-practical conference (23 November 2014)]. N. Novgorod, Mininsky University, 2014. 257 p. (In Russian)
2. Zhbanov P.A. ZhKKh nuzhny gramotnye spetsialisty [Utilities need competent experts]. MoskovskayaPravda [Moskovskaya Pravda]. April 18, 2015. (In Russian)
3. Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Proektirovanie integrativno-pedagogicheskoy sistemy v professional'nykh uchebnykh zavedeniyakh [Designing integrative educational system in vocational schools]. N.Novgorod, 2009. 81 p. (In Russian)
4. Kutepova L.I., Krylyshkova L.Yu. Sotsial'noe partnerstvo mezhdu kommunal'nymi kompaniyami i uchebnymi zavedeniyami [Social partnership between utility companies and educational institutions]. Sbornik statey po materialam Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23 noyabrya 2014) [Collection of articles on materials of the All-Russia correspondence scientific-practical conference (23 November 2014)]. N.Novgorod, Mininsky University, 2014, p. 265. (In Russian)
5. Kupriyanov V. O vazhnosti professional'nogo obucheniya v ZhKKh [The importance of vocational training in housing/. Kommunal'nyy kompleks Rossii, 2010, no. 9 (75), pp. 10-12 (in Russian).
6. Markova S.M., Sedykh E.P.. Proektirovanie modeli lichnosti spetsialista [Design model of personality specialist]. N.Novgorod, VGIPA Publ., 2004. 58 p. (In Russian)
7. Markova S.M. Sotsializatsiya i professionalizatsiya lichnosti kak tsel' professional'nogo obrazovaniya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. № 12. S. 49.
8. Markova S.M., Sedykh E. P., Yurtaeva T. S. Sotsial'noe partnerstvo v vuze [Social partnership at the university Nizhny Novgorod, 2009. (In Russian)
9. Tsyplakova S.A. Sistemnyy podkhod k proektirovaniyu pedagogicheskogo protsessa kak sotsial'noy sistemy [The systems approach to the design of the pedagogical process as a social system]. Vmire nauchnykh otkrytiy, 2013, no. 3.1 (39), pp. 154-164 (in Russian).
10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2011 g. N 163-r o «Kontseptsii Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody» [Order of the Government of the Russian Federation of February 7, 2011 no. 163-r on the "Concept of the Federal Target Program of Education Development for 2011-2015".].
11. Savel'ev A.Ya. Prognozirovanie razvitiya sistemy obrazovaniya v usloviyakh nestabil'nosti (krizisa) [Forecasting the development of the education system in conditions of instability (crisis)]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. 2010, pp. 119-131(in Russian).
12. Sal'nikov V.A. Innovatsionnoe obuchenie: lichnostno-orientirovannyy podkhod [Innovative learning: student-centered approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2010, no. 11, pp. 22-27 (in Russian).
13. Sedykh E.P. Kontseptual'nye osnovy proektnogo upravleniya obrazovatel'noy sistemoy [Conceptual Framework project management educational system]. V mire nauchnykh otkrytiy, 2013, no. 7 (43), pp. 22-31 (in Russian).
14. Sedykh E.P. Strategicheskoe upravlenie obrazovatel'noy deyatel'nost'yu v vuze [Strategic management of educational activities at the university]. European Social Science Journal, 2013, no. 11-1 (38), pp. 43-48 (in Russian).
15. Smirnova Zh.V. Sovershenstvovanie tarifnoy politiki, kontrolya za deyatel'nost'yu lokal'nykh monopoliy i razvitie konkurentsii na rynke zhilishchno-kommunal'nykh uslug [Improving the tariff policy, control over the activities of local monopolies and promote competition in the market of housing and communal services]. Sbornik statey po materialam Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23 noyabrya 2014) [Collection of articles on materials of the All-Russia correspondence scientific-practical conference (23 November 2014)]. N.Novgorod, Mininskiy universitet Publ., 2014, p. 275. (In Russian)
16. Smirnova Zh.V., Bushueva V.V. Podgotovka spetsialistov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Training of specialists in higher educational institutions
in the modernization of education]. Sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Nauchnye issledovaniya: o teorii k praktike [Collection of articles based on the correspondence of the International scientific conference Scientific Research of theory to practice]. Cheboksary CNS "Interactive plus", 2015, pp. 169-172 (in Russian).
17. Smirnova Zh.V. Povysheniya kachestva obrazovaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Improving the quality of education in vocational education]. Sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Nauka i obrazovanie v XXI veke (30 yanvarya 2015 g.) v 5 chastyakh. Chast' IV [Collection of articles based on the correspondence of the International scientific conference Science and Education in the XXI century (30 January 2015) in 5 parts. Part IV] . Moscow, AR-Consult Publ., 2015, pp. 141-142 (in Russian).
18. Federal'naya tselevayaprogramma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody [Federal target program of education development for 2011-2015]. Vestnik obrazovaniya Rossii, no. 7, pp. 14-15 (in Russian).
19. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 100100 Servis (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki i nauki RF ot 18 noyabrya 2009 g. N 627) [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 100100 Service (qualification (degree), "Bachelor") (approved by the. By order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 18, 2009, no. 627)].
20. Chanchina A.V. Pedagogicheskiy protsess professional'nogo uchebnogo zavedeniya [Teaching process of professional educational institution]. Nizhny Novgorod, 2010. 30 p. (In Russian)
© Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И., Конышев Е.В., 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Смирнова Жанна Венедиктовна - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии сервиса и технологического образования Нижегородского государственного
педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: z.v. [email protected]
Кутепова Любовь Ивановна- Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии сервиса и технологического образования Нижегородского государственного
педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Конышев Евгений Валерьевич - кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Вятского государственного
гуманитарного университета, г. Киров, Российская Федерация; e-mail:. [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Smirnova Zhanna Venediktovna - Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of technology and technological education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: z.v. smirnova@mininuniver ru
Kutepova Lyubov Ivanovna- Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of technology and technological education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Konyshev Evgeny Valeryevich - candidate of geographical Sciences, Professor, head of Department of socio-cultural service and tourism Vyatka state University of Humanities, Kirov, Russian Federation; email:. [email protected].