УДК 378
Ж.В.СМИРНОВА1, М.В. МУХИНА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
РОЛЬ ВЕБИНАРОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЖКХ: ЭФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЖКХ
Аннотация. В статье указана форма процесса обучения и с пользованием информационных технологий, подводятся итоги проведения вебинара кафедрой Технологии сервиса и технологического образования НГПУ им. К. Минина «Состояние проблем жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области». Раскрыты сущности вебинара, существенные преимущества перед существующими традиционными и инновационными технологиями. Отражено использование вебинаров в процессе обучения студентов данного направления, нацеленное на осуществление тесного взаимодействия обучающейся аудитории с представителями структур, отвечающих за современное состояние проблем в сфере ЖКХ. Описывается опыт регулярного проведения кафедрой вебинаров. Создается виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников вебинара.
В статье описан опыт поэтапной организации профессиональной подготовки специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства. Раскрыта цель профессиональной подготовки специалистов - удовлетворение потребности конкретной личности в получении профессии и одновременное удовлетворение кадровой потребности производства. Ключевые слова: подготовка бакалавров, роль практики в обучении, значение вебинара, сфера сервиса, жилищно-коммунальное хозяйство.
Z.V. SMIRNOVA1, M.V. MUKHINA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
THE ROLE OF WEBINARS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES:
AN EFFECTIVE EXPERIENCE OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Abstract. The article indicated the form of the learning process and the use of information technology, a recap of the webinar Technology Department of service and technological education of Novosibirsk state pedagogical University them.To. Minin "the State of housing and communal services in the Nizhniy Novgorod region". The article reveals the essence of the webinar, significant advantages over existing traditional and innovative technologies. Reflects the use of webinars in the learning process of students of this direction that aims at a close interaction between the learning audience with representatives of the institutions responsible for the current state of problems in the housing sector. Describes the experience of organizing the webinars Department. Creates a virtual "classroom", bringing together all participants of the webinar.
The article describes the gradual training of specialists in the field of housing and communal services. Disclosed the purpose of professional training is to meet the needs of a particular individual in a profession and simultaneously meeting the manpower needs of the industry. Keywords: the bachelors, the role of practice in learning, the value of webinar, the service industry, housing and communal services.
Одной из важнейших задач, стоящих перед российским обществом, является его устойчивое инновационное развитие. Движущей силой такого развития является система высшего профессионального образования, призванная создать механизм обеспечения соответствия запросов личности государства. Это обстоятельство определяет постановку перед учреждениями профессионального образования двух основных целей:
- формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности;
- возрождение профессионального образования, которое за последние годы значительно снизило свое влияние на производство.
В условиях информатизации общества актуализируется проблема внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения. Качество подготовки будущих специалистов зависит от форм и методов организации учебного процесса. В наш информационный век широко используются информационно-компьютерные технологии. Сегодня информационные технологии - одно из самых динамично развивающихся направлений экономики. Но во многих отраслях наблюдается кадровый дефицит. Выпускники средних учебных заведений и вузов не соответствуют в полной мере требованиям профессиональной компетенции. Понятие компетенции можно определить как группу взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной (профессиональной) задачи. Компетентность - способность осуществлять (профессиональную) деятельность в рамках освоенной компетенции, принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации [4].
Основная цель модернизации образовательного процесса высших учебных заведений - подготовка компетентностного специалиста в рамках основной образовательной программы направлений подготовки.
В 68 вузах открыта это направление подготовки, в рамках которой осуществляется подготовка дипломированных специалистов, в т. ч. по профилю подготовки «Сервис в недвижимости». Эта идеология прописана в стандарте, который утвержден Минобразования России. И хотя такое направление подготовки открыта в 68 вузах, стране не хватает в полной мере специалистов по этой отрасли.
Создание и утверждение федеральных образовательных стандартов и образовательных программ на основе профессиональных стандартов позволит профессиональным образовательным организациям перейти к целенаправленной подготовке специалистов для сферы ЖКХ по наиболее проблемному и актуальному направлению [19].
Специалист, освоивший новую программу подготовки сможет: -обеспечить управление многоквартирным домом; -организовать расчеты за жилищные и коммунальные услуги;
-организовать работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
-организовать и обеспечить проведение работ по санитарному содержанию, безопасному проживанию и благоустройству общего имущества многоквартирного дома и придомовых территорий.
В НГПУ им. К. Минина ведется подготовка специалистов в сфере сервиса. Организация учебного процесса обучения по данному направлению разнообразна и включает разные формы и методы.
Одной из наиболее удобных, простых и действенных форм организации учебной деятельности является вебинар. Вебинар (онлайн-семина, веб-конференция, webinar) - это разновидность онлайн - семинара, проведение онлайн-встречи или презентации через сеть Интернет в режиме реального времени.
Вебинар позволяет в полной мере воссоздать условия для организации обучения в виде семинарского, лабораторного занятия, лекций, используя средства аудио; видеообмена данными и совместной работы с различными объектами, несмотря на то, что его участники
могут физически находиться в разных местах. Таким образом, создается виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников вебинара. Главный признак - вебинара интерактивность, которая может быть обеспечена с помощью модели: докладчик -слушатели, которые задают вопросы и обсуждают их, причем в роли докладчика может быть как преподаватель, так и студент, в зависимости от роли, которую он должен выполнять по сценарию проведения такого семинара. Вебинар имеет существенные преимущества перед существующими традиционными и инновационными технологиями.
- высокая доступность для «посещения» слушателями:
- значительная экономия времени на организацию;
-удобство для «посетителей» - восприятие информации и знаний в привычной обстановке, без лишних шумов и т.п.;
- интерактивное взаимодействие между докладчиком и слушателями, а также слушателями между собой и т.д. [8].
Мининский университет одним из своих приоритетных направлений в повышении качества подготовки студентов ставит активное внедрение информационных технологий в процесс обучения.
Кафедра технологий сервиса и технологического образования НГПУ им. К. Минина, учитывая тенденции декларируемые вузом, регулярно использует технологию вебинаров в процессе подготовки специалистов для сферы ЖКХ. Кафедра обеспечивает эксклюзивную подготовку специалистов данного сектора, начиная с 2005 года, обучая студентов по направлению «Сервис» профилю «Сервис в недвижимости» и направлению «Сервис (профессиональное обучение)» профиль «Сервис в ЖКХ».
Развитие жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране уже давно стало одной из важнейших для государства задач и сегодня взято им под особый контроль. Накопившиеся в этой сфере проблемы: высокая аварийность коммунальных сетей, большая доля ветхого жилого фонда, рост тарифов на услуги ЖКХ и другие вопросы - требуют безотлагательного решения. Поэтому процесс подготовки данных специалистов является приоритетной задачей для всего Приволжского региона.
Использование вебинаров в процессе обучения студентов данного направления нацелено на осуществление тесного взаимодействия обучающейся аудитории с представителями структур, отвечающих за современное состояние проблем в сфере ЖКХ [14].
Опыт регулярного проведения кафедрой вебинаров позволяет констатировать, что данная форма организации учебной деятельности студентов является действенным инструментом, позволяющим студентам быть в курсе современного состояния проблем в сфере ЖКХ. Так, вебинар, проведенный 26 мая 2015 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области совместно с кафедрой технологии сервиса и технологическое образование Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (Мининский университет), позволил обсудить круг насущных проблем состояния жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области.
Основные цели проведения вебинара:
- показать пути развития сферы сервиса на ближайшие десятилетия;
- рассказать о перспективных профессиях в сфере сервиса;
- карьера в ЖКХ.
В вебинаре, организованном под председательством заместителя министра Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области Беспалова Владимира Викторовича, приняли участие более 40 человек, в том числе начальник управления ЖКХ Гусев Александр Вадимович, директора управляющих компаний Нижнего Новгорода, представители программы «ВСЕ ДОМА», доценты кафедры технологии сервиса и технологическогое образование», работники ЖКХ и сферы сервиса, а также студенты,
обучающиеся по направлению «Сервис», профилю «Сервис в недвижимости», специальности «Сервис в ЖКХ», студенты Нижегородского строительного техникума.
Беспалов Владимир Викторович проинформировал участников вебинара о важнейших проблемах в сфере ЖКХ, таких как капитальный ремонт домов в Нижнем Новгороде, лицензирование предприятий, управляющих многоквартирными домами, о реформировании сферы ЖКХ и об особенностях поправок, внесенных в Жилищный Кодекс РФ.
Начальник управления ЖКХ Гусев Александр Вадимович сообщил о результатах работы по лицензированию предприятий, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также о важности реализации Федерального проекта «Школа грамотного потребителя».
Выступления студентов Мининского университета Горожанцева Андрея и Паршаковой Алины (группа СБ-13) вызвали интерес и вопросы как у студентов техникумов, так и у специалистов в сфере ЖКХ (представителей программы «ВСЕ ДОМА»).
Александр Гусев ответил на многие насущные вопросы студентов Мининского университета и Нижегородского строительного техникума по проблемам ЖКХ, а также на вопросы о специфике работы в сфере ЖКХ и перспективах трудоустройства.
Владимир Беспалов подчеркнул значимость организации и проведения таких мероприятий, как вебинар, так как посредством совместных встреч формируется грамотное восприятие подрастающим поколением проблем в сфере ЖКХ и закладывается ответственное отношение молодежи как потребителя услуг ЖКХ.
Вебинар проходил при поддержке сотрудников отдела е-leaning. Для технического обеспечения проведения вебинара вузом рекомендуется использование Pruffme.com - это Интернет-сервис для организации вебинаров и видеоконференций.
Преимущества Pruffme.com:
• Трансляция напрямую из браузеров Google Chrome, Firefox Mozilla и Opera (Adobe flash - не требуется!).
• Лучшее эхоподаваление.
• Одновременное участие до 4 ведущих и 500 слушателей.
• Максимально качественная трансляция рабочего стола.
• Видеозапись вебинаров, которая появляется в личном кабинете ведущего через несколько часов после окончания вебинара.
• На планшетах под ОС Android можно участвовать в вебинарах из под мобильного браузера Google Chrome.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях, когда создается единое интеллектуальное пространство средствами Интернет - сервис технологий, насущной проблемой становится сочетание классических педагогических технологий с информационными технологиями обучения. Технологии Веб 2.0, в частности вебинар, содержат большой потенциал повышения эффективности учебного процесса и требуют четкого определения условий их использования. Такой процесс организации учебного взаимодействия дает возможность студенту расширить профессиональные возможности в
области изучаемых дисциплин своей будущей профессии, а представители организаций этой сферы находят возможность приобретения высококомпетентностных специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2009.
2. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.
3. Кутепова Л.И., Мухина М.В., Смирнова Ж.В. Проведение научно-практической конференции по практике - эффективный механизм повышения роли и значения практики для студентов, обучающихся по сервисным направлениям // Вестник Мининского университета. 2014. № 2 (6). С. 16.
4. Мухина М.В., Смирнова Ж.В., Сухарева Е.В. Совершенствование процесса формирования профессиональных компетенций специалистов сферы сервиса в НГПУ им. Козьмы Минина // Приволжский научный вестник. 2014. № 6 (34). С. 121-124.
5. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. № 7 (43). С. 22-31.
6. Седых Е.П. Стратегическое управление образовательной деятельностью в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 11-1 (38). С. 43-48.
7. Смирнова Ж.В. Подготовка мастера профессионального обучения в структуре инженерно-педагогического вуза: автореферат диссертации к.п.н. Нижний Новгород, 2005. 21 с.
8. Смирнова Ж.В. Использование современных образовательных технологий сетевого взаимодействия в преподавании общетехнических дисциплин // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки» /Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 192-195
9. Смирнова Ж.В. Повышение качества образования в системе профессионального образования // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» (30 января 2015 г.): в 5 частях. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2015. С.141-142.
10. Смирнова Ж.В. Совершенствование тарифной политики, контроля за деятельностью локальных монополий и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг // Сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (23 ноября 2014). Н.Новгород: Мининский университет. 2014 С. 275.
11. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в условиях модернизации образования // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции «Научные исследования: от теории к практике». - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 169-172.
12. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Электронное обучение при изучении естественнонаучных дисциплин: плюсы и минусы // Сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» (30 января 2015 г.): в 5 частях. Часть IV. М.: «АР-Консалт», 2015. С. 41-43
13. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в условиях модернизации образования // Научные исследования: о теории к практике:
Материалы Международной заочной научно-практической конференции. - Чебоксары ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 169-172.
14. Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.
15. Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И., Конышев Е.В. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 21
16. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Непрерывная профессиональная подготовка специалистов сферы сервиса в системе профессионального образования // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 3. С. 121-123.
17. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы // Вестник образования России. №7. С.14-15.
18. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы // Вестник образования России. №7. С.14-15.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N 627).
20. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2010. 30с.
21. Smart off-line webinar for distant education Schmidt P., Pittner Ja. Открытое образование. 2013. № 5. С. 64-66.
22. Modeling the information learning process in training technicians Chornyi O., Zagirnyak M., Lashko Yu., Koval T. Електромехашчш I енергозберiгаючi системи. 2012. № 2 (18). С. 105-112.
23. Experience of integration into the european educational space on preparation of it experts of kharkiv national university of radioelectronics Dudar Z.V., Lesna N.S., Repka V.B., Shatovska T.B. Вюник Кшвського нащонального утверситету iм. Тараса Шевченка. Фiлософiя. Пол^олопя. 2010.№ 94-96. С. 56-59.
24. Professional training of future specialists with the use of information technologies Kornilov V.S., Berkimbayev K.M., Ernazarova D.Zh. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013.№ 3. С. 76-82
REFERENCES
1. Bulayeva M. N. The training of the future managers of engineering-pedagogical education to admistrative management [Podgotovka budushhih menedzherov inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovanija k admistrativno-upravlencheskoj dejatel'nosti ] activities-the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences / Vyatka state University of Humanities. Kirov, 2009
2. Bulayeva M. N. The training of the future managers of engineering-pedagogical education to admistrative management activities-the [Podgotovka budushhih menedzherov inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovanija k admistrativno-upravlencheskoj dejatel'nosti ] dissertation on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences / Vyatka state University of Humanities. Kirov,
3. Federal target program of education development for 2011-2015// Bulletin of education of Russia. - No. 7. - p. 14-15.
4. Sedykh E.P. Kontseptual'nye osnovy proektnogo upravleniya obrazovatel'noy sistemoy [Conceptual Framework project management educational system]. V mire nauchnykh otkrytiy, 2013, no. 7 (43), pp. 22-31 (in Russian).
5. Sedykh E.P. Strategicheskoe upravlenie obrazovatel'noy deyatel'nost'yu v vuze [Strategic management of educational activities at the university]. European Social Science Journal, 2013, no. 11-1 (38), pp. 43-48 (in Russian).
6. Smirnova Zh.V. Sovershenstvovanie tarifnoy politiki, kontrolya za deyatel'nost'yu lokal'nykh monopoliy i razvitie konkurentsii na rynke zhilishchno-kommunal'nykh uslug [Improving the tariff policy, control over the activities of local monopolies and promote competition in the market of housing and communal services]. Sbornik statey po materialam Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23 noyabrya 2014) [Collection of articles on materials of the All-Russia correspondence scientific-practical conference (23 November 2014)]. N.Novgorod, Mininskiy universitet Publ., 2014, p. 275. (In Russian)
7. Smirnova Zh.V., Bushueva V.V. Podgotovka spetsialistov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Training of specialists in higher educational institutions in the modernization of education]. Sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Nauchnye issledovaniya: o teorii k praktike [Collection of articles based on the correspondence of the International scientific conference Scientific Research of theory to practice]. Cheboksary CNS "Interactive plus", 2015, pp. 169-172 (in Russian).
8. Smirnova G. V. Ispol'zovanie sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij setevogo vzaimodejstvija v prepodavanii obshhetehnicheskih disciplin [the Use of modern educational technologies of network communication in the teaching of technical disciplines].Collection of articles on materials of all-Russian scientific and practical conference Modernization of pedagogical education in the context of the global educational agenda /Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin. Nizhny Novgorod, 2015. P. 192-195 C.
9. Smirnova Zh.V. Povysheniya kachestva obrazovaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya [Improving the quality of education in vocational education]. Sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Nauka i obrazovanie v XXI veke (30 yanvarya 2015 g.) v 5 chastyakh. Chast' IV [Collection of articles based on the correspondence of the International scientific conference Science and Education in the XXI century (30 January 2015) in 5 parts. Part IV] . Moscow, AR-Consult Publ., 2015, pp. 141-142 (in Russian).
10. Smirnova Zh.V. Podgotovka mastera professional'nogo obuchenija v strukture inzhenerno-pedagogicheskogo vuza [Preparation wizard professional training in the structure of engineering-pedagogical University ] avtoreferat diss. k.p.n. Nizhnij Novgorod, 2005. p. 21 (in Russian).
11. Muhina M.V., Smirnova Zh.V., Suhareva E.V. Sovershenstvovanie processa formirovanija professional'nyh kompetencij specialistov sfery servisa v NGPU im. Koz'my Minina [Perfection of process of formation of professional competence of specialists of the sphere of service ngpu them. Kozma Minin ]. Privolzhskij nauchnyj vestnik. 2014. № 6 (34). pp. 121-124 (in Russian).
12. J. V. Smirnova, V. V. Bushueva E-learning in the study of natural Sciences: pros and cons [Jelektronnoe obuchenie pri izuchenii estestvennonauchnyh disciplin: pljusy i minusy]. the Collection of Science and education in the XXI century Collection of scientific works on materials of the International scientific-practical conference: in 5 parts. LLC "AR-consult". 2015. S. 41-43
13. Smirnova J. V., Bushueva V. Podgotovka specialistov v vysshih uchebnyh zavedenijah v uslovijah modernizacii obrazovanija [Training of specialists in higher educational institutions in conditions of education modernization]. Scientific research: theory to practice: Materials of International correspondence scientific-practical conference. -Cheboksary CNS "Interactive plus", 2015. -P. 169-172.
14. Smirnova J. V., Kutepova L. I. Sovershenstvovanie podgotovki specialistov sfery zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva v sisteme professional'nogo obrazovanija [Improvement of training of specialists in the sphere of housing and communal services in the system of professional education] Global scientific potential. 2015. No. 6 (51). Pp. 19-21
15. J. V. Smirnova, L. I. Kutepova, Konyshev, E. V. Sovershenstvovanie podgotovki specialistov sfery zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva v sisteme professional'nogo obrazovanija [improving
the training of specialists in the sphere of housing and communal services in the system of professional education] VestnikMininskogo universiteta. 2015. № 3 (11). P. 21
16. Smirnov V. G., Mukhin V. M., Nepreryvnaja professional'naja podgotovka specialistov sfery servisa v sisteme professional'nogo obrazovanija [Continuous professional training of specialists of service sphere in the system of professional education a New word in science]: prospects for development. 2015. No. 3. P.121-123.
17. Kutepova L.I., Muhina M.V., Smirnova Zh.V. Provedenie nauchno-prakticheskoj konferencii po praktike - jeffektivnyj mehanizm povyshenija roli i znachenija praktiki dlja studentov, obuchajushhihsja po servisnym napravlenijam [Scientific-practical conference on practice is an effective mechanism for raising the profile of practice for students enrolled in service areas]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. № 2 (6). р. 16 (in Russian).
18. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody [Federal target program of education development for 2011-2015]. Vestnik obrazovaniya Rossii, no. 7, pp. 14-15 (in Russian).
19. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody [Federal target program of education development for 2011-2015]. Vestnik obrazovaniya Rossii, no. 7, pp. 14-15 (in Russian).
20. Chanchina A.V. Pedagogicheskiy protsess professional'nogo uchebnogo zavedeniya [Teaching process of professional educational institution]. Nizhny Novgorod, 2010. 30 p. (In Russian)
21. Smart off-line webinar for distant education Schmidt P., Pittner Ja. [Smart off-line webinar for distant education Schmidt P., Pittner Ja] Open Education. 2013. № 5. рр. 64-66.
22. Modeling the information learning process in training technicians [modeling the information learning process in training technicians] Chornyi O., Zagirnyak M., Lashko Yu., Koval T. Elektromehanichni I energozberigayuchi system. 2012. № 2 (18). pp 105-112.
23. Experience of integration into the european educational space on preparation of it experts of kharkiv national university of radioelectronics [experience of integration into the european educational space on preparation of it experts of kharkiv national university of radioelectronics] Dudar ZV, Lesna NS, Repka VB, Shatovska TB News Kiïvskogo natsionalnogo universitetu IM. Taras Shevchenko. Filosofiya. Politologiya. 2010.№ 94-96. Pp.. 56-59.
24. Professional training of future specialists with the use of information technologies [professional training of future specialists with the use of information technologies] Kornilov VS, Berkimbayev KM, Ernazarova D.Zh. Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Series: Informatization of Education. 2013.№ 3. pp. 76-82
© Смирнова Ж.В., Мухина М.В. 2015 ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Смирнова Жанна Венедиктовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии сервиса и технологического образования Нижегородского государственного
педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: z.v. smirnova@mininuniver.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Smirnova Zhanna Venediktovna - Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of technology and technological education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: z.v. smirnova@mininuniver. ru
Мухина Мария Вадимовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии сервиса и технологического образования Нижегородского государственного
педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: mariyamuhina@yandex.ru
Mukhina Maria Vadimovna - Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of technology and technological education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: mariyamuhina@yandex.ru