Ф. Х. Киргуева
(Владикавказ)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Статья посвящена проблеме организации и проведения самостоятельной работы со студентами - будущими учителями начальных классов. Автор выявляет проблемы в организации и управлении самостоятельной деятельностью студентов, выделяя при этом критерии качества и основные показатели самостоятельной работы студентов
Одна из основных целей современного высшего образования в аспекте Болонского соглашения состоит в развитии у студентов потребности в самообразовании и саморазвитии, в усилении доли самостоятельной работы в учебном процессе. Превращение обучаемого в субъекта, заинтересованного в преобразовании себя как личности, обусловливает необходимость изменения не только содержания высшего образования, но и тех условий, при которых оно реализуется - учебно-методического сопровождения индивидуальной образовательной траектории студентов, эффективных форм организации их самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, ценность которой заключена в формировании опыта самообучения и самообразования; обеспечении качества образования; развитии творчества в учебной и научной деятельности, способностей к саморазвитию и самопознанию; наращивании потенциала личности; воспитании ответственности и самостоятельности; становлении профессиональной компетентности.
При анкетированиии студенты и преподаватели отмечали необходимость улучшения методического обеспечения самостоятельной работы (Интернет, библиотека, УМК для каждого студента, индивидуальные консультации преподавателей, формулировка творческих заданий и организация места для самостоятельной работы, заинтересованность преподавателей
выполненными студенческими работами). Преподаватели отметили не только необходимость учебно-методического и электронного ресурсного обеспечения самостоятельной работы, но и использование форм стимулирования и поощрения студентов за качественно выполненную самостоятельную работу (54%).
В ходе опроса были выявлены проблемы в организации и управлении самостоятельной деятельностью студентов:
- самостоятельная работа студентов не является средством мотивации на качественное освоение содержания образовательной программы (исчезли из расписаний консультации преподавателя по курсам, практически нет УИРС, нет гласности «рейтинга студентов» по выполняемым работам и т.п.);
- отсутствие целостной системы управления организацией самостоятельной деятельности студентов в учебном процессе, обеспечивающей освоение профессионально-педагогических компетенций;
- самостоятельная работа не предоставляет возможности организации индивидуальной, групповой и фронтальной познавательной деятельности;
- остаются за пределами внимания вопросы динамики развития компетентности студентов как показателя эффективности и качества подготовки бакалавров;
- формализованный характер содержания самостоятельной работы, слабо выражена интеграция учебной и самостоятель-
ной работы, отсутствует алгоритм самостоятельного постижения содержания учебной дисциплины.
Самостоятельная работа студентов актуализирует их самостоятельную и творческую активность. Она создает предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления. Учёные, стоящие на этой позиции, утверждают, что создание условий для личностного и профессионального становления в самостоятельной деятельности обеспечивает развитие у студентов таких педагогических компетенций, как аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, мобили-зирующие, развивающие и т.п. Всё это выступает предпосылкой для поиска преподавателями вуза педагогических условий, обеспечивающих студентам возможность самообразовываться, самоизменяться лич-ностно и профессионально в процессе самостоятельной работы.
В исследованиях Л. И. Анцыферовой, И. А. Архиповой, В. Н. Бессоновой, Т. А. Вороновой, В. Н. Донцова, Э. В. Ильенкова, И. А. Зимней, А. А. Реан и др. особое место уделяется организации самостоятельной деятельности студентов исходя из понимания её значимости в становлении личности будущего учителя начальных классов. Показателями качества самостоятельной деятельности студентов выступают сформированные педагогические и информационнокоммуникативные компетентности, позволяющие будущему учителю обнаруживать педагогическую проблему, находить адекватные педагогические пути ее решения, предвидеть возможный результат педагогических действий, критически относиться к собственной педагогической деятельности и др.
В педагогической науке «самостоятельная деятельность» трактуется как учебная работа, средство обучения, форма обучения, волевая активность личности, следствие правильно организованной учебной деятельности, специфическая форма учебной деятельности, где обеспечивается развитие индивидуально-психологических, личностных и профессиональных особенностей (В. И. Богословский, Л. В. Занина,
О. С. Кошелева, Н. И. Мерзлякова, К. Н. Тиш-кова, Н. В. Чекалёва и др.). И. А. Зимняя утверждает, что самостоятельная деятельность в настоящее время вызывает наибольший интерес в плане повышения эффективности учебной деятельности, что именно в ней более всего могут проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества человека.
Качество самостоятельной деятельности студентов зависит от учебно-методического обеспечения, позволяющего им осуществлять выбор индивидуальной образовательной траектории. Переход на уровне-вую подготовку студентов в педагогическом вузе (бакалавр, магистр) требует пересмотра и содержания учебно-методического обеспечения самостоятельной деятельности студентов.
Исходя из анализа исследований по проблемам самостоятельной деятельности студентов, мы выделили такие ее показатели, как самостоятельность - признак личности и субъекта деятельности; активность
- инициатива, творчество, отношение; со-вместно-взимодействующая деятельность; саморегуляция деятельности и сознательное отношение к выполнению работы; познавательная деятельность, обеспечивающая развитие потребности к мотивации в поиске средств индивидуального самопро-явления.
Выбор данных показателей обусловлен тем, что указанные личностные характеристики студентов как будущих учителей начальных классов позволяют им самостоятельно приобретать профессиональную компетентность как в процессе обучения в вузе, так и в самостоятельной деятельности. По мнению П. И. Пидкасистого, самостоятельная учебная работа студентов обеспечивает самоорганизацию активной деятельности, направленной на достижение дидактической цели. Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой - вид деятельности, в котором проявляются профессиональные компетенции будущего учителя, позволяющие обнаружить качество его
подготовки. Эффективность самостоятельной деятельности обеспечивается наличием у студентов способностей активно включать мыслительные действия, способы контроля, самоконтроля, самооценки и рефлексии. В. И. Богословский отмечал, что самоконтроль как способ учения формируется благодаря помощи, поддержке в принятии студентами решений в сложной ситуации жизненного выбора, стимулирование личностного и профессионально-образовательного продвижения студентов. В исследованиях В. И. Василовского утверждается положение о том, что самостоятельная работа активизирует волевую готовность, самоконтроль и подготавливает студентов к самообразованию. Данные положения ученых позволили при создании учебно-методических пособий для студентов разработать творческие задания, обеспечивающие развитие у них самоконтроля, самооценки и рефлексии - значимых качеств профессиональной деятельности будущего учителя.
В ходе эксперимента разрабатывались и апробировались в учебно-методическом сопровождении виды самостоятельной работы студентов и критерии качества (см. табл. 1).
В организации самостоятельной работы студентов весьма важно дифференцировать цели преподавателя и цели студентов в её выполнении. Цели преподавателя не ограничиваются передачей конкретной информации по изучаемому курсу, а заключаются в развитии познавательных интересов и в становлении профессиональной компетентности. Для студента изучение конкретного материала - это средство для достижения конкретных или отдаленных целей. Расхождение целей у преподавателей и студентов обусловлено различной направленностью двух видов деятельности -организации и выполнения. Задавая студенту цель самостоятельной работы, необходимо чётко ориентировать его на конкретный конечный результат, который должен быть творческим по содержанию и материализованным по форме. Творческий характер самостоятельной деятельности зависит от действий и операций выпол-
няющего данный вид работы, им студентов необходимо научить.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности были разработаны и апробированы различные методы обеспечения качества и эффективности самостоятельной деятельности студентов: работа на лекциях и семинарах; презентации; оппонирование; ролевые игры; подготовка статей, выступлений, тезисов; накопление портфолио; рефлексия освоенных компетенций; внедрение результатов выпускной квалификационной работы (ВКР) в практику.
В самостоятельной деятельности весьма важно научить студентов самоконтролю и самооценке. К сожалению, практика показывает, что эти функции берёт на себя преподаватель, контролируя результат самостоятельной деятельности. Эффективным для развития самостоятельности и ответственности студентов в самостоятельной работе, на наш взгляд, является рефлексивный контроль, осуществляемый в форме обмена мнениями между преподавателем и студентом в равноправном диалоге, позволяющий обеспечить самодвижение студента и оказать ему соответствующую помощь. Рефлексия акцентирует внимание студента на способах деятельности и ее результатах, что в свою очередь способствует развитию мотивов самореализации, самоутверждения, самоактуализации.
Анализ результатов выполнения самостоятельных заданий показал степень и качество проявления педагогических компетенций студентов. На заключительном этапе эксперимента проведена диагностика основных компетенций как показателей качества подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» (общенаучные, производственно-педагогические, социально-личностные, информационно-коммуникативные), показавшая неоднозначность в уровне их проявления при выполнении самостоятельных заданий в различных видах самостоятельной деятельности. Данные приведены в табл. 2.
Анализ педагогических компетентностей студентов при выполнении различных видов учебных заданий в самостоятельной деятельности выявил некоторые тенденции:
Таблица 1
Виды самостоятельной работы студентов (СРС) и критерии качества
Виды СРС Критерии качества
Реферирование Достижение цели
Работа с текстами Результативность
Работа с понятиями Системность
Учебные проекты Точность понятийного аппарата
Контрольные работы Наличие соответствующих выводов
Творческие задания Логичность изложения
Проблемные ситуации Практическая направленность
Эссе Оригинальность в решении
Научное проектирование Диагностичность
Составление глоссария Технологичность
Курсовые работы Творческая проявленность
Выпускная квалификационная работа (ВКР) Набор компетенций
Социальное проектирование Работа с электронным учебником и др. Индивидуальность и командность и др.
Таблица 2
Сравнительный анализ освоения педагогических компетентностей по выполнению самостоятельных учебных заданий
Критерии и показатели педагогических компетентностей
Общенаучные компетентности Производственно- педагогические компетентности Социально-личностные и общекультурные компетентности Информационно- коммуникативные компетентности
- способность применять основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, методы математического анализа и моделирования в исследовании образовательных процессов, методы теоретического и экспериментального исследования в педагогике; - способность выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, устанавливать связи между социальными, образовательными и личностными явлениями и находить эффективные пути решения проблем, возникающих в них - способность на практике творчески применять содержание и методы обучения, воспитания и развития младших школьников; - способность обеспечивать высокий уровень качества обученности, воспитанности и развития учащихся - способность находить и использовать вербальные и невербальные средства коммуникаций в широком социальном и образовательном пространстве; - способность быстро реагировать на социально-экономические явления общества и мобильно изменять траекторию профессиональной деятельности, обеспечивая стабильность и качество в развитии, обучении и воспитании младших школьников; - способность трансформировать гуманитарные знания в общекультурный опыт жизнедеятельности в профессиональном сообществе и личном общении; - способность накапливать общекультурный и социальноличностный опыт с ориентацией на ценности гуманистического демократического общества, ценности личности, соотнесенные с понятиями «свобода», «здоровье», «творчество», «самореализация» - способность обеспечивать расширенное поле коммуникаций разнообразными средствами (языковыми, информационными, знаково-символическими и т.п.); - способность передавать информацию с целью установления диалога и взаимодействия в поликультурной образовательной среде жизнедеятельности субъектов образования
- развитие общенаучных компетентностей студентов несколько запаздывает по сравнению с развитием производственнопедагогических компетентностей, что объясняется рядом причин (в педагогическом решебнике студентам предоставлены возможности проявить не теоретические знания, а лишь способы решения педагогических ситуаций, что не позволило им качественно выполнить теоретические задания);
- установлена взаимосвязь между развитием социально-личностных и общекультурных компетентностей с производственно-педагогическими. Это обнаруживается по результатам анализа деятельности студентов, их личностной активности в познании практического опыта работы в начальной школе, в освоении инновационных технологий обучения и воспитания младших школьников, в презентации своей практической деятельности в образовательной среде школы, реализующей тем са-
мым профессиональный, культурный и национальный потенциал;
- несколько ниже проявлены информационно-коммуникативные компетентности студентов, поскольку развитие их зависит от общенаучных, производственно-педагогических и социально-личностных компетентностей, а также от того, что в системе педагогического образования информационные технологии недостаточно активно внедряются в процесс подготовки бакалавров.
В ходе нашего исследования были разработаны и апробированы такие модели учебников и учебных пособий, которые подтвердили свою эффективность в подготовке студентов к будущей самостоятельной педагогической деятельности, нашли педагогическую поддержку практических работников, отметивших возможность использования данных пособий для самообразования и самотестирования.
Литература
1. Богословский В. И., Извозчиков В. А., Потемкин М. Н. Научные школы в информационно-образовательном пространстве педагогического университета // Инновации в системе педагогического образования : материалы Всерос. науч. конф. «Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования». - Барнаул, 1999. - С.140-144.
2. Василовский В. И. Профессионально-педагогическая подготовка студента. - Краснодар, 2003.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов.
- М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 183 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003.
- №5. - С.34-42.
5. Пидкасистый П. И., Воробьева Н. А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 192 с.