Научная статья на тему 'Развитие самообразовательной компететности студентов в процессе проектной деятельности'

Развитие самообразовательной компететности студентов в процессе проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подчалимова Г. Н.

Статья посвящена развитию самообразовательной компетентности студентов на основе проектной деятельности. Подчеркивается необходимость использования проектной деятельности в организации самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие самообразовательной компететности студентов в процессе проектной деятельности»

УДК 378

РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2012 Г. Н. Подчалимова

докт. пед. наук, профессор каф. управления образованием, ректор КИНПО e-mail: kinposooa,mail. ru

Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования

Статья посвящена развитию самообразовательной компетентности студентов на основе проектной деятельности. Подчеркивается необходимость использования проектной деятельности в организации самостоятельной работы.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, проектная методика, совершенствование самостоятельной работы.

В настоящее время на рынке труда сложилась ситуация, свидетельствующая о том, что только компетентные, самоорганизованные и инициативные специалисты, способные самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, являются конкурентоспособными и наиболее востребованными. Неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста становится его самообразовательная компетентность (СК).

Особую актуальность развития СК исследователи отмечают в контексте профессионально-личностного роста специалиста (И.Я. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). Представляется важным сделанное рядом авторов заключение о том, что СК выступает как системообразующая, стержневая, так как она детерминирует формирование других ключевых компетентностей, являясь не только целью, но и средством эффективного развития личности в процессе образования (И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский). Самообразовательная компетентность выполняет существенную функцию в развитии субъектности.

В связи с этим значительно возрастает роль высшей школы в формировании ценностного отношения студентов к самообразовательной деятельности, в осознании будущими специалистами особой значимости СК для непрерывного профессиональноличностного развития.

Мы рассматриваем СК как интегративное качество личности, характеризующее ее способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. Эта компетентность, формируемая самим субъектом, им самим организуемая и контролируемая, развивается человеком как автором своих усилий.

В ходе исследования нами выявлены следующие структурные компоненты самообразовательной компетентности: мотивационно-ценностный, характеризующий отношение студентов к самообразовательной деятельности (СД) в целях своего личностного и профессионального роста, умение самомотивировать, самооценивать и самоконтролировать свою познавательную деятельность; когнитивный,

подразумевающий владение знаниями, умениями, навыками по самообразованию,

готовность к непрерывному самообразованию на протяжении всей жизни; операционно-деятельностный, предполагающий владение знаниями, умениями организовывать и регулировать СД, применять ее результаты в конкретных ситуациях профессиональной деятельности; рефлексивный, заключающийся в рефлексии самообразовательной деятельности, во владении рефлексивными технологиями профессионального развития.

Поиск эффективных способов развития самообразовательной компетентности привел к рассмотрению педагогического потенциала проектной деятельности (ПД), ориентированной на решение реальных проблем, которые требуют субъектной активности, готовности к самообразовательной деятельности.

В современной педагогической литературе (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.В. Гузеев, Н.О. Деньгина, Е.С. Заир-Бек, Г.С. Ильин, А.П. Кузнецова, В.С. Лазарев, М.Н. Невзоров, Е.С. Полат, М.Н. Поташник, В.И.Слободчиков и др.) отмечается, что проектная деятельность является одним из механизмов развивающего обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного и самообразовательного процессов, и приобщает к решению конкретных жизненно важных проблем. Проектная деятельность требует целеполагания, предметности, проявления инициативы, оригинальности решения вопросов, неординарных подходов, интенсивности умственного труда, исследовательского опыта и опыта самообразования. Под проектной деятельностью следует подразумевать специально организованный преподавателем и выполняемый студентами комплекс самообразовательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для будущего специалиста проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике при создании этого продукта. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, при этом самообразовательная компетентность становится и средством, и целью этой деятельности. Следует отметить, что возможности проектной деятельности в условиях вузовского образования как средства развития самообразовательной компетентности до сих пор не были предметом специальных исследований.

Ведущим показателем качества развития СК выступает образовательный продукт — результат проектной деятельности, имеющий как внешнее, так и внутреннее проявление. В ходе исследования определены качественные характеристики проектной деятельности, обеспечивающие развитие самообразовательной компетентности студентов, исходя из понимания того, что СК, присущая субъекту, не только реализуется в результате его деятельности, но и проявляется в нем самом, преобразующем себя в ней.

Согласно исследованиям И.А. Зимней, О.Л. Назаровой, Л.Н. Павловой, А.В. Хуторского и др., у большинства выпускников высшей школы наблюдается недостаточный уровень готовности к самообразовательной и проектной деятельности. В то же время подготовка студентов к названным видам деятельности осуществляется бессистемно, что негативно сказывается на решении проблем развития СК будущего специалиста.

Критериями оценки эффективности развития самообразовательной компетентности будущего специалиста в процессе проектной деятельности являются целостность процесса развития СК будущего специалиста и продуктивность развития СК.

Показатели критерия целостности процесса развития СК определены в соответствии с её структурными компонентами и представлены следующими

группами: мотивационно-ценностной (осознание студентами смысла СК в

профессионально-личностном саморазвитии; их стремление к личностному и профессиональному росту; наличие устойчивой мотивации к качественному выполнению СД в процессе проектирования и др.); когнитивной (степень овладения знаниями, умениями и навыками СД; знания и умения в области самоуправления процессом СД и др.); операционно-деятельностной (наличие опыта решения проектных задач; овладение методикой формирования и развития СК и др.); рефлексивной (адекватная оценка студентами своих достижений в сформированности СК и ПД; потребность в профессиональной рефлексии СД и др.). Показателями критерия продуктивности развития СК являются: сформированность мотивации будущего специалиста на непрерывное развитие СК; качество творческих проектов, выполненных в результате самообразования; удовлетворённость выпускников подготовкой к СД; удовлетворенность работодателей готовностью выпускников к СД и выполнению проектных видов работы и др

В соответствии с ведущими идеями системно-деятельностного, субъектнотворческого, компетентностного, проектного и рефлексивного подходов были выявлены уровни развития СК.

Так, высокий уровень СК характеризуется устойчивым активным отношением студентов к самостоятельной работе. Ими выполняется большой объем самообразовательной работы без руководства преподавателя. Субъекты владеют навыками организации самостоятельной аудиторной работы и СД (умеют поставить цель, составить проект самообразовательной деятельности на основе предлагаемых моделей без педагогической помощи). Они обладают внутренней мотивацией, проявляют целеустремленность, направленность сознания на СД, осознают потребность в ней. Обучающиеся проявляют поисковую активность: самостоятельно работают с источниками; используют полученную информацию; проявляют гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их решении. Они всегда самокритичны, требовательны к себе, имеют высокий уровень притязаний, уверены в своих силах, владеют умениями и навыками самоконтроля. Они не нуждаются в ситуативной педагогической помощи. Для субъектов характерно рассмотрение СК как личностной ценности. Им свойственны чувства радости открытия нового, удовлетворения от решения трудной задачи. Для субъектов характерно выраженное проявление интеллектуальных чувств: любознательности, удивления, уверенности, неуверенности, сомнения.

Средний уровень СК характерен для студентов, которые проявляют СК в определенных ситуациях. У них не всегда проявляется активность в процессе выполнения индивидуальных заданий, они часто, но не всегда проявляют инициативу самостоятельного решения познавательных задач. Ими выполняется самостоятельная работа в большей степени под руководством преподавателей. Субъекты недостаточно владеют навыками организации самостоятельной аудиторной работы и СД (не всегда умеют поставить цель, составить проект самообразовательной деятельности на основе предлагаемых моделей). Обучающиеся проявляют поисковую активность не всегда. Они нуждаются в ситуативной педагогической помощи, для них характерно ситуативное проявление интеллектуальных чувств: любознательности, удивления, уверенности, неуверенности, сомнения.

Низкий уровень СК отмечается у студентов, которые проявляют СК редко, пассивно относятся к учению и к самостоятельной работе. Инициатива проявляется редко или отсутствует совсем. Ими выполняется небольшой объем самостоятельной работы под руководством преподавателя. Субъекты не владеют навыками организации самостоятельной аудиторной работы и СД (не умеют поставить цель, составить проект

СД на основе предлагаемых моделей, СД выполняют на исполнительском уровне при постоянной педагогической помощи). У студентов отмечается амотивация или внешняя мотивации, отсутствует направленность сознания на СД, они не осознают потребность в ней. Обучающиеся проявляют поисковую активность редко. Они не умеют самостоятельно работать с источниками, не используют полученную информацию, не проявляют гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их решении. Студенты не самокритичны, не требовательны к себе, имеют низкий уровень притязаний. Они не владеют умениями и навыками самоконтроля в СД. Нуждаются в ситуативной педагогической помощи. Для студентов характерна неосознанность значимости собственной СК для профессиональноличностного развития и эффективности профессиональной деятельности. Отмечается отсутствие чувства радости открытия нового, удовлетворения от решения трудной задачи. Для студентов не характерно проявление интеллектуальных чувств: любознательности, удивления, уверенности, неуверенности, сомнения.

Как показало наше исследование, развитие самообразовательной компетентности будущего специалиста в процессе проектной деятельности может быть успешным в процессе применения соответствующей технологии как системы самоуправления самообразовательной деятельностью студентов в ходе выполнения ими творческих проектов, имеющих практико-ориентированную и научно-исследовательскую направленность, продиктованных инновационными задачами и видами будущей профессиональной деятельности.

Технологический процесс развития СК включает следующие модули: пропедевтический, направленный на формирование и развитие мотивации к самоуправлению непрерывной самообразовательной деятельностью, обусловленной задачами, содержанием и логикой проектирования; поисково-исследовательский (его назначение связано с изучением опыта самообразовательной и проектной деятельности субъектов образовательного процесса и профессиональной деятельности); диагностико-организационный, включающий диагностирование и структурирование субъектного опыта обучающихся в области самообразования и проектирования, психодиагностику их индивидуально-психологических качеств, разработку индивидуальных образовательных программ освоения интегративного курса «Самоуправление развитием СК студентов в процессе ПД»; операционнодеятельностный, в содержание которого входит реализация индивидуальных образовательных программ изучения интегративного курса; самостоятельное выполнение творческих проектов, предусмотренных программой самоорганизации образовательной деятельности по их созданию; презентация проектов, выполненных в результате самообразовательной деятельности; проверка проектов в действии, их коррекция в реальных условиях профессиональной деятельности; рефлексия результатов развития самообразовательной компетентности и проектной деятельности.

В нашем исследовании проектные работы выполнялись магистрантами индустриально-педагогического факультета на темы, которые наиболее актуальны для развития региональной системы образования. К числу наиболее успешных проектов принадлежат «Региональная модель дистанционного обучения школьников», «Внутришкольная система обеспечения качества», «Внутриорганизационная система оценки качества образования», «Проект деятельности стажировочной площадки по развитию профессиональной компетентности учителей технологии».

В ходе исследования определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность технологии развития СК будущего специалиста: субъектно-личностные, содержательно-целевые, организационно-деятельностные и ресурсные.

К группе субъектно-личностных условий относятся: ценностное отношение преподавателей вуза к самообразованию студента и подготовке будущего специалиста к самоуправлению развитием СК, мотивация преподавателей вуза на диалогическое построение образовательного процесса, индивидуализация обучения на основе учета субъектного опыта обучающихся, диагностика и рефлексия профессиональных ценностей студентов, осознание обучающимися роли самообразовательной подготовки в их профессиональном и личностном развитии, ориентация обучающихся на использование метода проектов для эффективного развития СК, наличие опыта рефлексии собственной жизнедеятельности, своего самосовершенствования.

В группу содержательно-целевых условий входят: ориентация программ

профессионального воспитания в вузе на развитие самообразовательной компетентности будущих специалистов, проектирование образовательных программ

самообразовательной подготовки студентов на компетентностной основе, моделирование процесса самоуправления развитием СК, моделирование процесса подготовки студентов к выполнению самообразовательной деятельности, включение в содержание подготовки вопросов, связанных с развитием опыта решения конкретных проблем в сфере самообучения и СД студента, развитие субъектно-личностного опыта самоуправления СК и др.

Организационно-деятельностные условия связаны с использованием интерактивных методов и инновационных технологий в процессе подготовки будущих специалистов к самообразованию, построением образовательного процесса по развитию самообразовательной компетентности в логике проектной деятельности, организацией досуговой, клубной деятельности, имеющей самообразовательную направленность, с разработкой реализации комплексно-целевой программы вуза по подготовке студентов к самообразованию в течение жизни и др.

Ресурсные условия включают: корректировку нормативно-правового обеспечения качества образовательного процесса в вузе с ориентацией на удовлетворение потребностей студентов в подготовке к СД, кадровое обеспечение самообразовательной подготовки будущего специалиста, профессиональную компетентность профессорско-преподавательского состава вуза в вопросах СД, наличие учебно-методического комплекса по подготовке студентов к СД, организацию социальной и психологической службы в вузе, обеспечивающей индивидуальное консультирование будущих студентов в области самоуправления развитием СК в процессе СД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.