Научная статья на тему 'Концептуальные основания организации самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре'

Концептуальные основания организации самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1860
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK / CONCEPTUAL MODEL FOR ORGANIZING STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / LEARNING AUTONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антюхов А. В., Фомин Н. В.

В статье представлена концептуальная модель организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL BASES OF THE ORGANIZATION INDEPENDENT WORKS OF STUDENTS IN THE BACHELOR DEGREE AND THE MAGISTRACY

The conceptual model for organizing students' self-dependent work at two-level system of higher professional education is represented in this article.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания организации самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре»

УДК - 378.147.322

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В БАКАЛАВРИАТЕ И МАГИСТРАТУРЕ

А.В. Антюхов, Н.В. Фомин

В статье представлена концептуальная модель организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы высшего профессионального образования.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, учебно-познавательная деятельность, познавательная самостоятельность, концептуальная модель организации самостоятельной работы студентов.

В трактовке понятия «самостоятельная работа студентов» (СРС) до сих пор не выработано единого подхода. По мнению ряда ученых под самостоятельной работой студентов понимается планируемая научная и учебная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством [12]. Известный ученый-педагог П.И. Пидкасистый рассматривает самостоятельную работу как разнообразие типов учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых под руководством преподавателя с целью усвоения различных знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности и выработки систем поведения [9].

С точки зрения других ученых, самостоятельная работа - это активная творческая работа студента, в основе которой лежат его умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть проблемы, ставить новые задачи и находить подходы к их решению [3].

Ряд исследователей понимает под самостоятельной работой студента такую форму учебной деятельности, при которой обучаемый сам управляет своей деятельностью - сначала на одном, потом на нескольких, а затем на большинстве этапов ее осуществления, в то время как основными этапами пока руководит обучающий [1].

Как видим, в одних определениях ведущая роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю, в других, напротив - студенту. Мы полагаем, что эти подходы не противоречат друг другу, а отражают особенности организации самостоятельной работы студентов на разных этапах обучения в вузе. Так, на начальном этапе обучения, студенты нуждаются в помощи и руководстве преподавателя, ибо еще не умеют в полной мере эффективно управлять своей учебной деятельностью. В то же время старшекурсники могут сами выполнять управление своей учебной деятельностью: способны четко сформулировать цель, продумать программу, план действий по ее достижению, организовать и выполнить запланированное, проанализировать и оценить результаты своей деятельности. Мы разделяем точку зрения М.А. Ивановой, которая справедливо считает, что говоря о самостоятельной работе студентов старших курсов, неправомерно полностью исключать преподавателя из процесса осуществления самостоятельной работы студента: преподаватель продолжает, пусть и в минимальной степени, управлять деятельностью студента [1].

Исходя из этих подходов, самостоятельную работу будем рассматривать как форму учебной работы, выполняемую студентами по заданию и при методическом руководстве преподавателя.

В контексте нашей статьи считаем целесообразным уточнить сущность понятий «учебная самостоятельная деятельность» и «самостоятельность». По мнению М.А. Федоровой, с позиции преподавателя учебная самостоятельная деятельность - это система функциональных отношений между элементами процесса, устанавливаемых обучающимися при опосредованном управлении со стороны педагога и приводящих к формированию потребности, стремления и готовности к самореализации в процессе непрерывного образования. С позиции обучающегося под учебной самостоятельной деятельностью понимается система действий обучающихся, которая: 1) включает в себя: порождение мотива, формулировку цели деятельности, постановку и решение познавательной задачи, контроль за ходом и результатом осуществления действий и 2) направлена на усвоение содержания образования и развитие самостоятельности личности, ведущих к формированию самостоятельно-деятельностной компетентности [15].

Учитывая сказанное, будем понимать под учебной самостоятельной деятельностью студентов их целенаправленную работу, проводимую под руководством преподавателя и направленную на формирование ключевых компетенций в процессе решения учебных задач и регулируемую конечной целью.

В педагогическом словаре самостоятельность трактуется как качество личности человека, которое выражается в его умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами [8]. Следует подчеркнуть, что самостоятельность приобретается в результате обучения и воспитания и характеризуется постепенной передачей функций управления учебной са-

мостоятельной деятельностью от обучающего к обучаемому. О самостоятельности обучаемого можно говорить в том случае, если он сам выполняет подавляющее большинство функций управления своей учебной деятельностью, а значит, сам осознает мотив, может четко сформулировать цель, разработать программу действий, реализовать запланированное, проконтролировать и оценить результаты своих действий.

Очевидно, что сформировать самостоятельность обучаемых можно в том случае, если их ставить в ситуации, в которых им приходится действовать самостоятельно, без помощи преподавателя. Именно такие условия и призвана создавать самостоятельная работа.

Таким образом, самостоятельность будем рассматривать как свойство личности, формируемое у студента при выполнении самостоятельной работы, содержащей в себе определенный потенциал самостоятельной деятельности.

Анализ педагогических исследований свидетельствует, что в современном образовательном процессе организация самостоятельной работы студентов является весьма важной задачей. Ее приоритетность связана с особой ролью самостоятельной работы: она постепенно превращается в ведущую эффективную форму организации учебного процесса, усиливающую процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний, умений и владений.

Изучение опыта организации самостоятельной работы студентов в различных вузах показывает, что в настоящее время для повышения эффективности этого вида деятельности требуется разработка ее концептуальных оснований.

Известно, что в современном информационном обществе востребован профессионал, обладающий способностью приобретать новые знаний и умения, творческой активностью в принятии решений, широкой профессиональной ориентацией. В условиях возрастающей конкуренции работодатель заинтересован в специалисте, умеющем быстро обучаться, способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда, соответственно требование времени заключается в том, чтобы человек был готов к самообучению, саморазвитию, самообразовательной деятельности, осуществления учения на основе собственного целеполагания. При этом нужно отметить, что основной постулат концепции непрерывного образования «обучение на протяжении всей жизни - для всех» означает, что каждый человек может надеяться на самореализацию [7]. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к образованию, суть которых определяется тем, что сами по себе знания, на передачу которых ориентирована традиционная парадигма образования, утрачивают свою центральную значимость в обучении. Более актуальным становится формирование умения построить свою жизнь на основе полученных знаний, которые в этом случае превращаются из цели в средство.

Как считает О.Л. Карпова, перед высшей школой ставится задача подготовки специалиста высокого профиля, стремящегося целенаправленно, самостоятельно углублять, расширять свои знания через научно-практическую деятельность. В связи с этим, становится актуальной проблемой формирование у студентов готовности к непрерывному самообразованию [2].

Важным фактором, обеспечивающим решение этих задач, является повышение качества учебной самостоятельной работы, профессиональное саморазвитие студента. Как справедливо отмечают ученые, назревает необходимость в усилении самостоятельной деятельности студентов, в пересмотре подходов к ее организации и реализации в учебном процессе вуза, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации, способом адаптации к профессиональной деятельности в современном мире [15].

С нашей точки зрения, формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний. Эти тенденции нашли свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов для организации самостоятельной работы выделяется от 50% до 70% времени, предусмотренного для выполнения основной образовательной программы. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования определяет максимальный объем аудиторных занятий студентов заочной формы обучения до 200 часов за учебный год. Остальное время, порядка 1600 часов, отводится на самостоятельную работу (89%).

Усиление роли самостоятельной работы студентов, предусмотренное ФГОС, означает принципиальный пересмотр акцентов учебного процесса, который должен строится так, чтобы студенты учились самостоятельно добывать знания и могли эффективно применять эти знания, умения и владения (компетенции) в стандартных и нестандартных ситуациях, были способны постоянно совер-

шенствовать свой образовательный и профессиональный уровень. Для этого необходима модернизация учебно-методической документации ,разработка новых дидактических подходов к самостоятельному освоению учебного материала и пересмотр фонда заданий для самостоятельной работы.

Вместе с тем, мы разделяем озабоченность ряда вузовских преподавателей по вопросу соотношения академических часов на аудиторную и внеаудиторную работу в бакалавриате в соотношении 1:1 ,что не является оптимальным с точки зрения организации эффективной самостоятельной работы. В зарубежных вузах на самостоятельную работу студента выделяется значительно больше времени, чем на аудиторную (даже если часть аудиторной работы выполняется студентом самостоятельно-индивидуально или в группе) [10].

В частности, в европейских образовательных программах просчитывается весь понедельный фонд учебного времени, включая не только аудиторные часы, но и часы, отводимые на самостоятельную работу студентов, а также все виды работ, выполнение которых необходимо при освоении той или иной образовательной программы. Распределение часов учебной нагрузки между аудиторной и самостоятельной работой варьируется по дисциплинам и определяется методиками обучения и образовательными технологиями, выбираемыми преподавателями. Время, отводимое на самостоятельную работу по каждой дисциплине, распределено равномерно по неделям семестра. Перед началом семестра студенты получают по каждой дисциплине документ, аналогом которого в России может служить рабочая программа дисциплины. Он содержит понедельный план заданий на самостоятельную работу. Бюджеты времени по каждой дисциплине жестко определены преподавателями и известны студентам. Преподаватели, как правило, еженедельно встречаются с каждым студентом для проверки и оценки результатов выполнения текущей самостоятельной работы. Выделяемое аудиторное время примерно соответствует 40% от планового недельного фонда времени самостоятельной работы по соответствующей дисциплине.

Благодаря этому в зарубежных университетах в последние десятилетия имела место тенденция перераспределения фонда учебного времени в пользу самостоятельной работы [11].

Очевидно следует отметить, что увеличение времени на самостоятельную работу студентов в вузах России не может быть осуществлено без достаточной подготовки методического обеспечения, серьезного изменения структуры методической работы. В противном случае, по мнению В.К. Поспелова и Н.Н. Комиссаровой [10], вместо повышения эффективности обучения, мы будем иметь снижение качества обучения. Поэтому нужна, по-видимому, определенная программа действий по разработке и внедрению в учебный процесс новых методических подходов и приемов ,позволяющих активизировать усилия студентов в процессе обучения. Полагаем, что разработка новых методик организации самостоятельной работы студентов не может рассматриваться как одномоментный акт, а скорее представляет собой процесс накопления методических наработок. Предстоит внимательно отслеживать практику обучения на базе инновационных подходов и вносить необходимые уточнения и дополнения как в программы учебных дисциплин как в программе учебных дисциплин, так и в конкретные методики обучения.

Следовательно, при разработке основных образовательных программ в контексте ФГОС необходимо перераспределение фонда учебного времени в пользу самостоятельной работы, обязательное планирование ее содержания, дифференциацию объема СРС по форме учебных занятий, возможность варьирования соотношения между часами аудиторной и самостоятельной работы по учебным дисциплинам (в зависимости от применяемой преподавателем методики обучения), регулярный контроль выполнения заданий для самостоятельной работы.

Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы, нами разработана концептуальная модель организации и осуществления самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы образования. Спроектированная концептуальная модель включает в себя методологический, теоретический, содержательно-операциональный, организационно-методический и результативнооценочный блоки.

Методологический блок представлен совокупностью методологических подходов и образовательных стратегий с позиции которых рассматривается организация самостоятельной работы студентов в вузе.

Теоретический блок раскрывается через совокупность идей о возможностях учебной самостоятельности деятельности студента в процессе обучения, закономерностей и соответствующих им принципов, а также оптимальных педагогических условий осуществления самостоятельной работы обучаемых в образовательном процессе вуза.

Содержательно-операциональный блок представляет собой процесс включения студента в учебную самостоятельную деятельность, познание сущности и способов самостоятельной работы, формирование умений и владений, применение их в практической деятельности, приобретение опыта

в творческой и научно-исследовательской деятельности. Основными компонентами данного блока являются:

- личностный,

- мотивационно-целевой,

- содержательно-деятельностный.

Организационно-методический блок предусматривает создание методического обеспечения для формирования организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения в вузе, оптимальное обеспечение доступа студентов к необходимым для формирования учебной самостоятельной деятельности образовательным ресурсам.

Результативно-оценочный блок позволяет осуществлять мониторинг уровня сформированно-сти учебной самостоятельной деятельности студентов.

В настоящей статье рассматривается содержание методологического, теоретического и содержательно-операционального блоков концептуальной модели организации и осуществления самостоятельной работы студентов в вузе.

Анализ литературных источников и практический опыт позволяют сделать вывод, что при проектировании концептуальной модели организации и осуществления самостоятельной работы студентов в вузе целесообразно интегративное применения уже известных и оправдавших себя методологий (системный, комплексный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, интегративно-модульный подходы) и современных образовательных стратегий (теории учебной деятельности, проблемно-ситуационного обучения, контекстного обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения, непрерывного образования самообразовательной деятельности).

Кратко охарактеризуем эти подходы:

- системный подход позволяет рассматривать самостоятельную работу студентов как системный комплекс, в качестве которого в образовательной среде выступает учебный процесс;

- деятельностный подход обеспечивает субъективную позицию студента, актуализирует необходимость его перехода из позиции пассивного потребителя информации в позицию самостоятельного активного участника процесса обучения, способствует изучению и описанию учебной самостоятельной деятельности в ее взаимосвязи с образовательной деятельностью;

- личностно-ориентированный подход обосновывает необходимость организовывать самостоятельную работу студентов с позиции субъектов образовательного процесса, объединенных для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реализовать свои возможности, проявлять творческую индивидуальность во взаимодействии; акцентирует личностные аспекты самостоятельной деятельности: профессиональное самоопределение и самореализацию студентов;

- компетентностный подход определяет технологию формирования компетентной личности, способной к дальнейшему образованию и самообразованию, ориентирует на развитие актуальных общекультурных и профессиональных компетенций в процессе самостоятельной учебной деятельности;

- интегративно-модульный подход предполагает реализацию междисциплинарных связей, интеграцию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, позволяет реализовать идеи модульной организации образовательного процесса, его интеграции в системе подготовки студентов к самообразовательной деятельности.

Ядром концептуальной модели организации самостоятельной работы студентов в вузе выступает совокупность идей о возможностях учебной самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения, закономерности и соответствующие им принципы, а также оптимальные педагогические условия.

Анализ литературы и эмпирический реальной позволяют сформулировать следующую совокупность идей о возможностях учебной самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения:

1. Организация самостоятельной работы студентов, подготовка их к непрерывному профессиональному самообразованию и самосовершенствованию является важнейшей управленческой функцией вуза и приоритетной задачей профессорско-преподавательского состава.

2. Самостоятельная работа студентов есть неотъемлемая часть современного образовательного процесса, она включается во все виды учебной деятельности.

3. Ведущим стимулом самостоятельной работы студентов выступает контекст профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования.

4. Продуктивность самостоятельной работы студентов повышается при условии ее индивидуализации и дифференциации.

5. Субъектная ориентация в процессе формирования учебной самостоятельной деятельности студентов, студент выступает как носитель субъектного опыта.

6. Совершенствование учебной самостоятельной деятельности студента на основе расширения его самостоятельности в проектировании индивидуального образовательного маршрута.

7. Создание ситуаций учебной самостоятельной деятельности как личностно-значимой ценности профессионального самоопределения.

Проведенный анализ исследований позволяет выделить основные закономерности организации самостоятельной работы студентов в вузе:

- эффективность самостоятельной работы студентов определяется способами структурирования содержания, методов, форм и технологий ее организации и осуществления;

- процесс организации самостоятельной работы ведет к построению индивидуальной траектории развития обучающихся;

- учебная самостоятельная деятельность зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса;

- в процессе формирования учебной самостоятельной деятельности происходит постепенная передача управленческих функций от преподавателя к студенту;

- эффективность самостоятельной работы зависти от степени согласованности и взаимосвязи внутреннего потенциала личности и внешних условий, в которых она происходит;

- формирование учебной самостоятельной деятельности обусловлено ценностномотивационным отношением субъекта к самостоятельной работе, субъект-субъектными отношениями участников образовательного процесса, инновационным характером современных технологий обучения;

- стимулирование активности субъектной позиции всех участников образовательного процесса происходит с различной интенсивностью в зависимости от имеющегося опыта организации самостоятельной работы студентов в вузе [7,15].

Согласно нашим представлениям принципы организации самостоятельной работы студентов базируются на методологическом инструментарии двухуровневой системы образования: компетент-ностном подходе, кредитно-модульной организации образовательного процесса, его студентоцен-тричности, деятельностной теории обучения. Нами установлено, что вышеперечисленные закономерности реализуются через следующие принципы:

- принцип мотивации субъектов образовательного процесса на повышение качества и эффективности самостоятельной работы студентов;

- принцип научности, обеспечивающий решение задач самостоятельной работы студентов на уровне научных знаний;

- принцип междисциплинарности и интегративности, предполагающий организацию самостоятельной работы студентов в рамках смежных курсов, учебных модулей и дисциплин;

- принцип организации самостоятельной работы студентов на основе использования разнообразных форм и методов учебных заданий;

- принцип диалогизации и сотрудничества студентов, их совместной, продуктивной деятельности в процессе выполнения самостоятельной работы;

- принцип единства и целостности организации самостоятельной работы студентов;

- принцип направленности учебной самостоятельной деятельности на субъектное развитие и саморазвитие;

- принцип непрерывности учебной самостоятельной деятельности в процессе ее формирования;

- принцип предопределенности учебной самостоятельной деятельности характером организации профессионального обучения;

- принцип усиления степени свободы студента в выборе содержания и личностно значимой области самостоятельной деятельности.

Анализ научно-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволили выделить две группы педагогических условий, обеспечивающих эффективную организацию и осуществление самостоятельной работы студентов: организационно-педагогические и психологопедагогические.

В качестве организационно-педагогических условий нами определены:

- обучение преподавателей методике и технологиям организации и осуществления самостоятельной работы студентов, освоение ими творческих, модераторских и консультативных функций как основа нового характера взаимодействия со студентами;

- осознание студентами целей самостоятельной работы, ее значимости для учебной, а затем и профессиональной деятельности;

- оснащенность учебных аудиторий, кабинетов и научных лабораторий приборами и оборудованием, необходимых для организации и осуществления самостоятельной работы студентов;

-обеспечение компьютерной поддержки организации самостоятельной работы студентов для оперативной выдачи учебных материалов, автоматизированного учета учебных достижений, контроля, самоконтроля и оценки знаний;

- расширение аудиторного фонда, увеличение единиц компьютерной техники и компьютерных классов с выходом в Интернет;

- создание необходимых условий для самостоятельной работы студентов в общежитиях, библиотеках, центрах коллективного пользования;

- создание учебно-методического обеспечения для организации и осуществления самостоятельной работы студентов (нужное количество учебной литературы, учебно-методической документации, заданий и методических рекомендаций по их выполнению, научных и научно-популярных периодических изданий);

- наличие необходимой для индивидуальной самостоятельной работы инструктивной и нормативной документации;

- оптимальное обеспечение доступа студентов к необходимым для организации и осуществления самостоятельной работы образовательным ресурсам;

- оказание управленческого содействия студенту в сохранении положительного настроя в отношении осуществления самостоятельной работы в процессе его профессионального образования;

- включение студента в исследовательскую деятельность вуза, обеспечивающую его самопро-явление и самореализацию;

- обеспечение оптимального сочетания объемов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

К группе психолого-педагогических условий относятся:

- сформированность механизма осознанного и продуктивного осуществления самостоятельной работы студента в процессе обучения в вузе;

- диалогическое взаимодействие студентов в процессе осуществления самостоятельной работы;

- свободный выбор осуществления самостоятельной работы;

- индивидуальный стиль осуществления учебной самостоятельной деятельности.

Далее охарактеризуем содержательно-операциональный блок концептуальной модели организации самостоятельной работы в вузе. Личностный компонент содержательно-операционального блока определяет субъект-субъектные отношения основных участников образовательного процесса -преподавателя и студента. Преподаватель, с одной стороны планирует организацию самостоятельной работы студентов, создает организационно-методическое обеспечение для ее осуществления, регулирует и контролирует процесс учебной самостоятельной деятельности. С другой стороны, он постоянно делегирует студенту управленческие функции, переводя его учебную деятельность в самостоятельный режим и поднимая студента до уровня субъекта процесса обучения.

Говоря об организации самостоятельной работы студентов, следует отметить, что в этом процессе всегда присутствуют две составляющие: управление самостоятельной учебной деятельностью, которое осуществляет обучающий, и самостоятельность, которую постепенно приобретает обучаемый. В процессе реализации самостоятельной работы они взаимодополняют друг друга и находятся в постоянном взаимодействии. Более того, они всегда должны быть пропорциональны друг другу, т.е. чем большую самостоятельность проявляет обучаемый, тем меньше управления ею требуется от обучаемого, и наоборот, чем меньше самостоятелен обучаемый, тем большую долю должно составлять руководство обучающего [1].

Таким образом, студент становится полноправным субъектом самостоятельной познавательной деятельности, если сам выполняет подавляющее большинство функций управления своей деятельностью, а значит, сам осознает мотив, может четко сформулировать цель, продумать программу, план действий по ее достижению, организовать и выполнить запланированное, а также умеет проконтролировать и оценить результаты своих действий.

С нашей точки зрения, личностный компонент обуславливает процесс самообучения и саморазвития студента, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта. При этом следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессио-

нальной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного самообразования в течение всей трудовой деятельности.

Практика показывает, что для эффективного овладения студентами учебной самостоятельной деятельностью необходима мотивация учения, обуславливающая цель данной деятельности. Поэтому следующий компонент - мотивационно-целевой.

Как справедливо считают большинство ученых, целью самостоятельной работы является овладение студентами навыками самостоятельной творческой деятельности в решении учебных, профессиональных и исследовательских задач с использованием ранее полученных теоретических знаний, в приобретении необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, которые они должны совершенствовать в течение всей жизни. За время учебы студент должен научиться самостоятельно приобретать знания, овладеть способами познавательной деятельности, применять полученные знания, умения и владения в практической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим, происходит переориентация самостоятельной работы с традиционной цели -усвоение знаний, приобретение умений и навыков - на развитие способности к самоуправлению собственной учебно-познавательной деятельностью. В этом процессе студент приобретает субъектный опыт и связанный с ним личностный смысл учения, а преподаватель создает для этого благоприятные условия.

В связи с этим можно констатировать, что основными задачами организации самостоятельной работы студентов в вузе являются:

- подготовка конкурентоспоспособных специалистов, умеющих творчески, оперативно решать все возникающие проблемы, способных к эффективной работе в команде и готовых к постоянному профессиональному росту;

- формирование навыков самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента профессиональной компетентности выпускника;

- формирование научно-исследовательских компетенций студентов, способности к осуществлению самостоятельных научных проектов;

- формирование у студентов творческого мышления, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в течение всей жизни;

- выявление талантливых студентов для дальнейшего развития их способностей.

Как мы уже говорили, активная самостоятельная работа возможна только при наличии у студента серьезной и устойчивой мотивации. По нашему мнению, самый сильный мотивирующий фактор для студентов - это подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности и создание базы для будущего профессионального роста и карьеры.

Мотивацию самостоятельной работы студента также обеспечивают следующие факторы:

1. Полезность выполняемой работы. В постановке задачи, в обязательном порядке, должна быть сформулирована сфера применения результатов. Материал разделов учебной дисциплины, вынесенных на самостоятельную проработку, в обязательном порядке включается в промежуточную аттестацию (экзамен, зачет).

2. Участие студента в творческой, практической деятельности (выполнение учебноисследовательской, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, методической, инициативной, хоздоговорной работы и др.).

3. Индивидуализация заданий с элементами творчества.

4. Постановка реальных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью специалиста, для решения которых требуются научные знания.

5. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, интерактивных форм и методов обучения, в основе которых лежит мотивация и активизация самостоятельной работы студентов.

6. Участие студентов в олимпиадах по учебным дисциплинам и конкурсах, научноисследовательских или прикладных работах и т.д.

7. Непрерывный мониторинг и контроль самостоятельной работы студентов, информация об их успехах и достижениях.

8. Личность преподавателя, владеющего инновационными методами, обладающего высокими личностными и профессиональными компетенциями, который может быть примером для студента, может помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал и определить перспективы роста его общекультурных и профессиональных компетенций.

Разделяя позицию И.В. Шарф, мы отмечаем, что мотивация самостоятельной работы студентов во многом зависит от преподавателя, а именно:

- от его профессиональной компетентности;

- от умения формировать отношение к самостоятельной работе;

- от умения преподавателя передавать профессиональные навыки студентам и управлять процессом формирования у студентов профессиональных компетенций;

- от умения работать со студентами индивидуально или в творческом коллективе;

- от владения компьютерными технологиями, позволяющими реализовать свободное творчество со студентами [16].

Следующий компонент в концептуальной модели организации самостоятельной работы студентов в вузе - содержательно-деятельностный. Содержательно-деятельностный компонент как предметное содержание, выражен в компетенциях (знания, умения, владения, опыт творческой деятельности) и представлен различными видами учебных заданий для самостоятельной работы студентов.

С нашей точки зрения, компетентностный подход, являющийся методологическим основанием ФГОС ВПО, в значительной степени определяет содержание самостоятельной работы студентов в вузе и предполагает ее усиление. Так, бакалавр по направлению 080100 Экономика должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализировать специально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

(ОК-6);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10) [14].

У магистра по направлению подготовки 080100 Экономика необходимо сформировать общекультурные и профессиональные компетенции:

- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

- способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);

- способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);

- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

- способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12) [13].

Как видим, компетентностная модель образования требует нового содержания образования. Следовательно, самостоятельная, в том числе и научно-исследовательская работа должна строиться не только на постановке изучаемой проблемы, поиске вариантов решений, описывающих с разных позиций проблемную ситуацию, но и на обучении исследовательской деятельности. Отметим, что студентам в процессе выполнения самостоятельной работы предлагается широкий выбор вариантов и способов изучения и предъявления самостоятельно усвоенного содержания, а также выбор способов коммуникативного взаимодействия для презентации учебного материала в аудитории.

Анализ существующего опыта и научных исследований позволяет выделить основные формы организации самостоятельной работы в вузе:

- аудиторная самостоятельная работа организуется во время проведения учебных занятий: на лекции, на практическом и лабораторном занятиях, на консультации, при выполнении учебноисследовательских, научно-методических, научно-практических работ и т.д.;

- внеаудиторная самостоятельная работа предполагает выполнение конкретных видов заданий, подготовку ко всем видам занятий, самостоятельное изучение определённых тем и разделов учебных дисциплин, выполнение курсовых проектов и работ, выполнение выпускных квалификационных работ, выполнение научно-исследовательской работы и т.д.

- инициативная самостоятельная работа, не предусмотренная основной образовательной программой, осуществляется студентами по собственной инициативе с целью реализации своих учебных и научных интересов: участие в научных исследованиях, в выполнении проектно-конструкторских работ и т.д.

Следует подчеркнуть, что содержание самостоятельной учебной деятельности студентов требует разработки и применения разноплановых, многоуровневых индивидуализированных заданий: анализ источников информации ,выделение точек зрения на проблему ,выполнение сравнительных таблиц, конструирование проблемных вопросов и учебных задач ,различные экспериментальные исследования.

В результате анализа теории и существующей практики нами установлены виды учебных заданий для самостоятельной учебной деятельности студентов, способствующие формированию общекультурных и профессиональных компетенций (на уровне знаний, умений и владений в соответствии с ФГОС ВПО), (табл. 1).

Таблица 1

. Виды самостоятельной работы студентов, направленные на формирование компетенций

№ п/п Формирование компетенций (знать, уметь, владеть) Виды учебных заданий для самостоятельной работы студентов

1. Студент должен знать (в соответствии с ФГОС ВПО, ООП и учебными программами) - изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов лекций и семинаров - изучение в рамках программы учебной дисциплины тем и проблем, не выноси- мых на лекции и семинары - изучение и конспектирование хрестоматий, работа со словарями и справочника- ми, ознакомление с нормативными документами

2. Студент должен уметь, владеть и демонстрировать опыт творческой деятельности (в соответствии с ФГОС ВПО, ООП и учебными программами) - написание реферата, эссе по заданной проблеме - подготовка докладов по теме семинара - решение заданных на дом задач и упражнений - подготовка к контрольным работам, коллоквиумам - поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивиду- ально заданной проблеме учебной дисциплины - анализ статистических и фактических материалов по заданной теме - составления таблиц для систематизации учебного материала - анализ конкретной ситуации и подготовка аналитической записки (case study) - практикум по учебной дисциплине с использованием компьютерных и Интернет технологий (освоение электронных материалов по дисциплине, дистанционное тестирование, работа с Web - страницей, поиск и освоение дополнительных материалов) - участие в составлении фонда оценочных средств - выполнение чертежей, расчетно-графических работ - выполнение исследовательских и творческих заданий - ведение портфолио - составление библиографии и реферирование по заданной теме - создание наглядных пособий, логических схем по изучаемым темам - подготовка проектов и презентаций - выполнение контрольных работ - выполнение индивидуального дополнительного задания - аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.) - выполнение различных форм самостоятельной работы во время учебных, произ- водственных и преддипломных практик - работа в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др. - использование научно-исследовательских ресурсов сети Интернет; - написание научных докладов, тезисов, статей - подготовка к выступлениям на научных семинарах (для магистров) - участие в выполнении грантов, хоздоговорных тем, научно- исследовательских проектов - проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональ- ной деятельности - подготовка к текущей и итоговой аттестации по учебной дисциплине

- выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ - рефлексивный анализ профессиональных компетенций с использованием аудио____________________________________________________и видеотехники и др._________________

Таким образом, чтобы процесс формирования ключевых компетенций был эффективным, необходимо в рабочих программах учебных дисциплин планировать различные виды учебных заданий для самостоятельной работы студентов. При определении в программах дисциплин видов учебных заданий для самостоятельной работы необходимо помнить о важности формирования информационной культуры студентов. В частности, задания по всем учебным дисциплинам должны развивать владение информационными, коммуникационными технологиями, способность к поиску информации в огромных мировых информационных ресурсах, способность анализировать, выделять ключевые позиции и самообучаться.

Известно, что значительную роль в формировании профессиональных компетенций играет научно-исследовательская работа студентов. Поэтому студентам необходимо предлагать различные формы научно-исследовательской работы:

- участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ кафедры, вуза в рамках НИИ, научных лабораторий и кружков научной работы;

- выполнение заданий исследовательского характера в период подготовки к практике;

- разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным проблемам дисциплины, имеющим инновационный характер и выступление с ними на заседаниях научно-исследовательских кружков, на научных семинарах и конференциях;

- подготовка научных статей по различным аспектам будущей профессиональной деятельности;

- участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы в вузе или на международных и всероссийских конкурсах [6].

Нам кажется очевидным, что в контексте ФГОС ВПО содержание учебных заданий для самостоятельной работы должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- иметь проблемный и творческий характер;

- учитывать индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов;

- проектироваться на интегративной основе (внутрипредметного и медпредметного содержания);

- отражать характер учебно-профессиональной или квазипрофессиональной деятельности.

По мнению ряда ученых, самостоятельная работа может осуществляться на различных уровнях [6] (табл. 2).

Таблица 2

Уровни осуществления самостоятельной работы

Уровень самостоятельной работы Виды самостоятельной работы

Репродуктивный уровень Чтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудио-видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др.

Познавательно-поисковый уровень Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарах и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, эссе, контрольных работ, выполнение кейсов, подготовка к деловым играм и др.

Творческий уровень Написание научных статей ,тезисов ,участие в научноисследовательской работе, подготовка выпускной квалификационной работы (проекта), участие в студенческой научной конференции, олимпиаде и др.

Как видим, репродуктивный уровень предполагает знания - копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации, использование накопленных знаний и известного способа действия в частично-изменной ситуации.

Поисково-познавательный уровень ориентирует на накопление нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации.

Творческий уровень направлен на формирование методологических знаний и способов исследовательской деятельности.

Следовательно, самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его углубление, формиро-

вание умения работать с различными источниками информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени.

Таким образом, содержание самостоятельной работы студентов в вузе должно быть направлено на формирование знаний, умений и владений, на развитие способности к самоуправлению собственной учебно-познавательной деятельностью.

Анализ исследований, проведенный учеными - педагогами [5,4] свидетельствует, что эффективность самостоятельной работы студентов значительно повышается, если они владеют конкретными учебными действиями (операциями), необходимыми для осуществления учебной самостоятельной деятельности. В частности, выделяются следующие группы учебных действий: когнитивные, мыслительные, организаторские и контрольно-оценочные (табл. 3).

Таблица 3

Классификация учебных действий (операций) студентов, способствующие эффективности

учебной самостоятельной деятельности

Группы учебных действий Целевые ориентации Содержание учебных действий

Когнитивные учебные действия Обеспечивают процесс самостоятельного познания учебного материала - восприятие (визуальное, аудиальное, аудиовизуальное, тексту- альное, экранное и др.) - изучение (чтение) и понимание - повторение (заучивание, переписывание, подчеркивание, выде- ление, обозначение и др.) - совершенствование (подбор примеров, сравнение, установление межпредметных связей, использование дополнительной литературы, перефразирование, составление понятийного дерева и др.)

Мыслительные учебные действия Способствуют осознанному самостоятельному восприятию студентами учебного материала, самопроникновению в сущность изучаемых явлений, выявлению законов и закономерностей их функционирования, установления логики и связей изучаемых предметов между собой. - анализ - синтез - обобщение - группирование по темам - классификация - типизация - абстрагирование - экстраполирование - моделирование и др.

Организаторские учебные действия Служат для упорядоченности собственных целей, планов, способов деятельности, времени и сил для осуществления самостоятельной работы - планирование (составление плана, логика построения содержа- ния, постановка цели, реализация цели и др.) - наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, сбор необходимой информации, обращение к другим научным источникам, самостимулирование)

Контрольно-оценочные действия Обеспечивает рефлексию эффективности учебной самостоятельной деятельности - регуляция (самоконтроль, самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения заданий, постановка новых целей и т.п.)

Таким образом, сформированные у студентов учебные действия образуют взаимосвязи и устойчивые сочетания (комплексы действий), которые автоматически включаются в самостоятельную учебную деятельность при выполнении того или иного задания. Следовательно, учебные действия позволяют принять и понять учебную задачу, спланировать ход ее выполнения, проконтролировать и оценить полученный результат. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Самостоятельная работа является не только важной формой образовательного процесса, а фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности будущего специалиста, она стимулирует его профессиональные и познавательные интересы, содействуя реализации основной цели - формированию профессиональной компетентности.

2. Самостоятельная работа является фактором развития личности обучаемого. В процессе самостоятельной деятельности проявляется творческая мотивация студента, индивидуализация стиля учебной и учебно-исследовательской деятельности, самоактуализация, самоконтроль, самоуправление, саморазвитие и другие личностные качества будущего специалиста.

3. Организация самостоятельной работы должна быть нацелена на формирование заданных в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования общекультурных и профессиональных компетенций. Это обосновывает необходимость включения самостоятельной работы в качестве учебного модуля в структуру основных образовательных программ и учебных программ по дисциплинам учебного плана.

4. Проектирование системы самостоятельной работы необходимо осуществлять в соответствии с дидактическим требованием возрастания ее значения, объема, сложности и творческого характера. На последних курсах бакалавриата и специалитета большой объем самостоятельной работы

должен выполняться в рамках учебно-профессиональной деятельности, а в магистратуре - в контексте учебно-исследовательской, научно-исследовательской, профессиональной и квазипрофессио-нальной деятельности.

The conceptual model for organizing students' self-dependent work at two-level system of higher professional education is represented in this article.

The Key-words: students’ self-dependent work, educational and cognitive activity, learning autonomy, conceptual model for organizing students’ self-dependent work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Иванова М.А. Самостоятельная работа студентов: всегда ли она действительна самостоя-тельна//Высшее образование в России. 2010 №6.

2. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: Дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2009.

3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов//Высшее образование в России. 2000 №1.

4. Костромина С.Н., Дворникова Т.А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов//Вестник СПбГУ, СПб, 2007.

5. Лямзин М.А., Решетова Е.В. Специфика организации самостоятельной работы студентов в филиалах вуза, применяющего дистанционные образовательные технологии//Инновации в образовании, 2011, №6.

6. Методические рекомендации по разработке программы учебной дисциплины для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС. М.: ГУУ, 2011.

7. Минаева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента / Дис. ... докт. пед. наук. Оренбург, 2011.

8. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

9. Пидкасистый П.И. Организация учебно-производственной деятельности студентов М: Педагогическое общество России ,2004.

10. Поспелов В.К, Комиссарова Н.Н. Проблемы перехода к уровневой системе подготов-ки//Высшее образование в России. 2010. №11.

11. Проектирование основных образовательных программ при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов/Под ред. С.В. Коршунова М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 212 с.

12. Сенашко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные пробле-мы//Высшее образование в России. 2006 №6.

13. ФГОС ВПО по направлениям подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] Режим доступа: www.fros.vpo.ru.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.fros.vpo.ru.

15. Федорова М.А. Теория и методологическое обеспечение формирования самостоятельной работы деятельности студентов в вузе: Дисс. ... док. пед. наук. - Орел, 2011.

16. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студента в компетентностной моде-ли//Высшее образование в России. 2011. №6.

Об авторе

Антюхов А.В.- доктор филологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, brvanskgu@,maiL ru

Фомин Н.В.- кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, agreement-bgu@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.