УДК 378.147.88 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Шаповалова Ксения Николаевна, аспирантка
Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Россия
В статье рассмотрены определения понятий «самостоятельность» и «самостоятельная работа», а также рассмотрены принципы организации
самостоятельной работы студентов. Особый акцент делается на
взаимосвязи таких качеств личности как инициативность и самостоятельность. Делается вывод о том, что правильно организованная самостоятельная работа ведет к формированию и развитию
инициативности.
Ключевые слова: инициативность; самостоятельность;
самостоятельная деятельность; самостоятельная работа
INDEPENDENT WORK AS A FACTOR OF FORMATION OF STUDENT’S INITIATIVE
Kseniya Shapovalova, post-graduate student
Shuya State Pedagogical University, Shuya, Russia [email protected]
In article definitions of concepts «independence» and «independent work» are considered, and also principles of the organization of independent work of students are considered. The special accent becomes on interrelation of such qualities of the
person as initiative and independence. The conclusion is that correctly organized independent work conducts to form and to develop an initiative.
Keywords: initiative; independence; independent activity; independent work.
Как известно, введенные недавно в высшей школе федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) требуют совершенно иного подхода к обучению, поскольку предполагают формирование активной, творческой и инициативной личности обучаемого. Под инициативностью мы понимаем качество личности, которое обеспечивает процесс инициации и его завершение, характеризует побуждение к новому, к опережению внешней стимуляции. Это качество личности формируется в процессе учебнопознавательной деятельности при выполнении самостоятельной работы. При этом самостоятельная работа для учащегося должна быть внутренне мотивированной, осознанной и свободной по выбору деятельностью. В связи с этим, необходимо рассмотреть сущность понятия «самостоятельная работа», принципы организации самостоятельной деятельности студентов. Теоретический анализ педагогической литературы показывает, что многие исследователи (Н.Г.Дайри, Б.П.Есипов, Г.Е.Ковалева, Л.М.Пименова, Я.А.Пономарев и др.) при рассмотрении сущности понятия «самостоятельная работа» опираются на такую черту характера, как самостоятельность.
В современном словаре по педагогике самостоятельность трактуется как умение поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой ситуации, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений [1].
Г.Е.Ковалева отмечает, что самостоятельность - это, прежде всего, самостоятельность действий, мышления. Основное условие достаточно
глубокого усвоения материала - это его аналитико-синтетическая обработка, которая заключается в самостоятельном анализе новой информации, т.е. выделении в ней основных понятий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними и, таким образом, понимании учебного материала, а в целом, определении в нем главного и второстепенного. Только на основе такого осмысления материала можно самостоятельно рассуждать, доказывать, обобщать [2].
Самостоятельность мышления рассматривается как способность самому увидеть вопрос, требующий решения, и самостоятельно найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится без надобности опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые гипотезы и теории. Самостоятельность мышления тесно связано с его критичностью и представляет собой важную черту творческой личности [1].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самостоятельность служит базисом для самостоятельной познавательной деятельности. В процессе обучения самостоятельность студентов призвана обеспечить осуществление одного из важнейших принципов педагогики высшей школы - принципа сознательности, что подчеркивает несомненную важность проблемы формирования данного качества у обучаемых.
Известно, что в педагогической литературе содержится большое количество определений самостоятельной работы. Так, Р. М. Микельсон подразумевает под ней выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя. Е.Я.Голант, не дает определение понятия, но подчеркивает, что не следует отождествлять самостоятельность учащихся в работе как черту личности с самостоятельной работой как условием воспитания этой черты [3].
Заслугой Е.Я.Голанта является то, что он особо выделяет внутреннюю сторону самостоятельной работы, отмечая, что она выражается в самостоятельности мысли, самостоятельности суждений и выводов. При этом ученый, исходя из структуры деятельности обучающегося, тем самым справедливо утверждает, что многочисленные выполнения домашних заданий отнюдь не всегда можно рассматривать как самостоятельную работу, так как выполнение их протекает в плане «повторения пройденного». Однако правильное замечание Е.Я. Голанта о том, что необходимо учитывать внутреннюю сторону при раскрытии сущности самостоятельных работ в дальнейшем не получило развития в его изложении.
Однако в последних своих публикациях он выделяет признаки самостоятельной работы: выполнение работы без непосредственного
руководства педагога, немедленной проверки им каждого действия, наличие учебного задания, состоящего из нескольких действий [3].
П.П. Пидкасистый отмечал, что основным признаком самостоятельной работы является наличие в каждом виде самостоятельного учебного труда студентов так называемой генетической клеточки, т.е. конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное увеличение количества знаний и их качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приемами умственного труда, умением систематически, ритмично работать, соблюдать режим занятий, открывать для себя новые способы учебной деятельности [4].
В свою очередь, Р.Б.Срода самостоятельной считает такую деятельность, которая характеризуется проявлением обучающимися максимума активности, инициативы, творчества и самостоятельного суждения [5].
Такие исследователи как Н. Д. Левитов, И. Я. Лернер, Л. М. Пименова и др., рассматривают инициативность и самостоятельность обучающихся в динамике - переход от подражательной деятельности к творческой, стремясь на этой основе показать внутреннюю (процессуальную) сторону самостоятельных
работ. Однако невольно здесь происходит отождествление понятий самостоятельной деятельности и самостоятельной работы. В действительности же самостоятельная работа является лишь средством организации самостоятельной деятельности. [6; 7]
Б.П. Есипов в своих исследованиях дает достаточно полное определение самостоятельной работы применительно к общеобразовательной школе, хотя и не лишенное некоторой односторонности. Он утверждает, что самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий. При правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях, отмечает автор, требуется активность обучающихся. В свою очередь высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, которая организуется с учебно-воспитательными целями [8].
Н.Г. Дайри, рассматривая самостоятельную работу, выделяет несколько ее признаков. Первый из них - это отсутствие посторонней прямой помощи. Второй представляет собой опору на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, использование их при рассмотрении вопроса и решении его по-своему, выражение личного отношения, высказывание собственной аргументации, проявление инициативы, творческого начала. И, наконец, третий признак — образовательное, воспитательное, логическое содержание работы, оно является важным, полноценным и поэтому обогащает обучающегося, вызывает напряжение мышления и развитие его [9].
Таким образом, в приведенных выше определениях самостоятельности и самостоятельной работы, важным для нашего исследования является корреляция таких качеств личности как инициативность и самостоятельность.
Основываясь на вышеизложенном, рассмотрим самостоятельную работу как фактор формирования инициативности применительно к студентам вуза. Во-первых, она представляет собой следствие правильно организованной учебной деятельности на занятии, что мотивирует самостоятельное ее расширение (по собственной инициативе), углубление и продолжение во внеаудиторное время. Соответственно, учебная работа студента, организуемая и управляемая педагогом, должна выступать в качестве присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению учебной дисциплиной. Для преподавателя это означает не только осознание своего плана действий, но и формирование у студентов некоторой схемы освоения учебной дисциплины в ходе решения новых учебных задач.
Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа — это значительно более широкое понятие, чем домашняя работа, представляющая собой выполнение заданий, данных преподавателем на дом для подготовки к следующему занятию. Самостоятельная работа может заключать в себе внеаудиторную, задаваемую в той или иной форме работу. Но в целом она - это параллельно существующая занятость студента по выбранной им из готовых или самим выработанной программе усвоения материала.
И в-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма или вид учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности.
Перечисленные нами три позиции, входящие в определение самостоятельной работы студентов, являются одновременно и принципами, на которых она должна быть основана. В этом случае грамотно организованная самостоятельная работа учащихся ведет к всестороннему развитию личности обучаемого, а в частности, формированию и развитию у него такого качества личности как инициативность.
Литература
1. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово, 2001. - С.689.
2. Ковалева Г.Е. Организация самостоятельной работы студентов на основе деятельностной теории учения. - СПб., 1995. - С.38
3. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Ч. 1. - Казань, 1969. - С. 36.
4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. -М.:Педагогика, 1980. - 240с.
5. Срода Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С. 7., С. 7
6. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. - М.: СГУ, 2009. - 293с.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1971. - 38с.
8. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М, Учпедгиз,1961. - С.15-16., С 34
9. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. - М.: Просвещение, 1966.- С.42., С.415-416
Рецензент:
Червова А.А., д.п.н., профессор