САМОРАЗВИВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оплетин А.А., Оплетина Н.П.
Пермская государственная академия искусства, Школа №20,
г.Пермь, Россия
Введение. В настоящее время интеграция России в мировую культуру ориентирует отечественную систему образования на поиск путей формирования культурных стратегий развития и саморазвития личности. Вступление в действие Болонского процесса призвано активизировать мобильность личности, ее развития в освоении культурных ценностей. На основе новой парадигмы и требований общества одним из приоритетных в настоящее время выступает саморазвитие личности в процессе профессиональной подготовки в условиях вузовского образования.
Педагогика меняет свои принципы и векторы обучения будущих специалистов. Вместо традиционного воздействия на личность как ведущего метода обучения выступает личностная активность студента, развитие его творческого потенциала на всех дисциплинах, в том числе и в области физической культуры. Ведущей системой становится саморазвитие и самосовершенствование с учетом индивидуальности личности и профессиональной деятельности.
Цель исследования: Разработка новой концепции в области обучения студентов творческому личностному саморазвитию как основы их профессиональной готовности к самореализации.и формирования компетенции в данной области .
Объект исследования: учебно - педагогический процесс в вузе по дисциплине «физическая культура».
Предмет исследования: процесс создания педагогической концепции саморазвивающейся личности средствами физической культуры в условиях образовательного процесса вуза.
Гипотеза: Педагогическая эффективность личностного саморазвития студентов средствами физической культуры предполагает нами стимулирование как внутреннего в виде саморазвивающей активности так и внешне педагогической поддержки, что в целом может представить новую, более эффективную педагогическую концепцию личностного саморазвития.
Новизна исследования: В представлении нетрадиционной концепции личностного саморазвития средствами физической культуры, которая отражает процесс стимулирования саморазвивающей активности личности в раскрытии сущности саморазвивающей активности как педагогической категории в модернизации программы обучения физической культуре в условиях вузовского образования основываясь на взаимодействии традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
Концепция саморазвивающей активности личности выступает как базовая основа саморазвития личности средствами физической культуры.
Саморазвивающей активности личности в процессе обучения физической культуре способна стимулировать коррекцию «Я концепции» по принципу равновесности физического развития и социально нравственного воспитания студентов.
Анализ литературы по проблеме раскрытия сущности активности саморазвития показал многогранность и многоаспектность данного явления, когда в соответствии с целями и задачами исследований в области психологии и педагогики активность разными авторами рассматривается в разных гранях ее проявления. В психологической литературе отмечается, что в начале 20 века в трудах отечественных ученых активность выступает в качестве психологической реальности, отражающей субъективную позицию человека с осознанием права свободного выбора, смысла и созидания (Лазурский А.Ф., Лосский Н.О., Челпанов Г.И. и др.).
В физиологическом аспекте это явление учеными рассматривалось в свете рефлективной теории И.М. Сеченова. В последующие годы категория активности определялась как способность к самоутверждению (Бернштейн Н.А., Узнадзе Д.Н. и др.). К этой характеристике прибавляется субъективность человеческой психики, отражающей ее отношения и переживания (Выгодский Л.С., Рубинштейн С.А., Мясищев В.Н. и др.). Определяется место активности в структуре личности как мера взаимодействия с окружающей действительностью (Альбуханова-Славская КА., Брушлинский А.В., Рубинштейн С.М. и др.). Внесено понятие влияния активности на видоизменение деятельности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Петровский В.А. и др.). В своем развитии категория активности обогащается содержанием гуманистической направленности (Петровский В.А., Леонтьев Н.А. и др.).
Особое место в изучении категории активности занимает школа В.С.Мерлина. Она рассматривает активность в теории интегральной индивидуальности личности, где активность может выступать как инициирующее начало в отношениях с окружающей средой и как систематизирующая роль в образовании межуровневых связей (Вяткин Б.А., Дорфман И.Л., Мерлин В.С., Щукин М.Р. и др.). Наиболее важна для педагогических исследований интегральная характеристика активности, где каждый уровень обладает своей собственной активностью (Мерлин В.С.). Это определяет содержательную сущность того или иного вида активности: интеллектуальная активность (Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С. и др.); творческая активность (Матюшкин А.М., Юркевич В.С. и др.); волевая активность (Высоцкий А.И.); личностная активность (Альбуханова Славская К.А., Асмолов А.Г. и др.); коммуникативная активность (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Петровский А.В. и др.). В педагогическом аспекте широко представлена социальная активность (Белкин А.С., Газман О.С. Семенов В.Д., Левитан Л.М., Мудрик А.В. и др.). В психологической литературе сделана попытка интегрирования отдельных видов активности в отдельный учебной блок (Волочков А.В.).
Целостная учебная активность определяется автором как системное образование, обеспечивающее определенный уровень и характер
взаимодействия личности с обучающей средой [2. с. 11]. Автор акцентирует внимание на важнейшей особенности учебной активности ее принадлежности к субъекту, определяющей способность силы самодвижения. В учебной деятельности, по мнению автора, активность интегрирует наиболее существенные ее виды - познавательную и волевую [2. с. 11]. А.В. Волочков рассматривает активность как «полигон» для самостроения личности.
Такой подход наиболее близок к педагогическому аспекту рассмотрения категории саморазвития личности. При этом активность в этом процессе интегрирует не только интеллектуальную, познавательную активность (по Волочкову А.В.), но и социальную (по Мудрику А.В.). Учитываются и такие особенности активности как регуляция деятельности и мера включенности субъекта в процесс самостроения своей личности (Андреев В.И., Добрынин Н.Д., Зюбин Л.М. и др.). Изучая феномен саморазвития в педагогическом аспекте на основе указанных особенностей, мы делаем попытку условного выделения еще одного вида так называемую «саморазвивающую активность», применительно к образовательной деятельности. В нашем понимании саморазвивающая активность - это системное образование, интегрирующее в себе познавательную, волевую, интеллектуальную, творческую и социальную активность. Такое системное образование способно не только обеспечить определенный уровень включенности субъекта в процесс целенаправленного самостроения личности, но и представить характер его взаимодействия с окружающей средой, проявляющийся в самопознании, самоопределении, самоактуализации в целях самореализации и самоутверждения.
Саморазвивающая активность имеет гуманистическую окрашенность. Она связана с переживанием субъекта неудовлетворительностью положения в коллективе и социуме, с рефлексией по поводу соизмерения ценностей, с потоком новых средств самореализации для достижения новых ценностей и реализации их в новом опыте. Представленная саморазвивающая активность реализуется через внутренний монолог субъекта с самим собой на основе рефлексии, что выводит личность на более высокий уровень самореализации и самоутверждения, основываясь на саморегуляции и самомобилизации. Саморазвивающая активность как системное образование, представляется определенной иерархией, имеющей свою структуру.
За основу предлагаемой структуры нами взята структурная модель активности А.И. Крупнова (1984) с ориентацией на структурную модель целостной учебной активности А.В. Волочкова (2002). В нашем варианте структура имеет пять подсистем, представленных следующими компонентами: мотивационно-смысловой, аффективно -чувственный, регулятивный, деятельно -динамический и результативно-аксеологическиЙ.
Саморазвивающая активность изучалась с помощью комплекса психологических и педагогических методов. Потенциальные возможности личности, отражающие мотивационно-смысловой компонент, представлены методом мотивационной направленности личности (1 - МС) по Л. Солнцевой и Ф. Галкину [3], фрагментами метода Р. Кетелла, F - 16, форма С: интеллект (Б-B), радикализм ^ ^Г) и методом В.И. Андреева по выявлению
конкуретноспособности и способности личности к саморазвитию. Владение рефлексией определялось по модернизированному варианту неоконченных предложений [1].
Представление саморазвивающей активности позволяет переводить ее из теоретического плана в практический, что особенно важно для педагогических исследований, где активность выступает как комплекс ее отдельных видов, реализуемых в образовательной деятельности, интегрируя психическую-реальность с социально-нравственной направленностью в решении педагогических задач по развитию, саморазвитию и формированию личности. На основании полученных показателей всех компонентов структуры в уровневом измерении определяется в целом уровень саморазвивающей активности личности.(табл. 1).
Таблица 1
Определение уровня саморазвивающей активности
Компоненты структуры Уровни проявления компонентов структуры
Мотивационно -смысловой Н С С С с сС в да да да в да в в в в
Аффективно-чувственный Н Н С Н в сН с да с с да да в да да
Регтлятивный Н Н Н Н Н сН с да н да да в ДВ в в
Деятельно -динамический Н Н Н С Н сС с с да да в да в в да
Результативно -аксеологический Н Н Н Н Н сС с с да да да да в в В
Компоненты структуры Низкий (индифферентный Средний (относительный) 1 Высок (до статочный) 1 Высший (превосходный)
Уровни саморазвивающей активности
Уровень сформированности саморазвивающей активности при изучении проблемы саморазвития личности является ведущим показателем уровня саморазвития личности, но не единственным, несмотря на его комплексность. Он требует уточнения в зависимости от цели и задач исследования и характера системообразующего вида деятельности.
В данном случае аппарат диагностики изучался на материале, отражающем саморазвитие личности в образовательном процессе в области физической культуры и спорта в условиях вуза. Активное включение студентов в работу по приобщению к саморазвитию, основанное на владении ими методами физической культуры актуализировавших их «самость» и саморазвивающую активность обусловило коррекцию их личностных свойств и положительную динамику их проявления к концу экспериментальной работы. Начальный срез первый год обучения выявил низкий индифферентный уровень саморазвивающей активности (75%), средний относительный - 25%, высокий достаточный - не выявлен. Промежуточный срез второй год обучения показал 35% - низкий индифферентный, 55% - средний относительный уровень саморазвивающей активности, 10% - высокий достаточный уровень саморазвивающей активности. Третий год обучения 25% - низкий
индифферентный, 30% - средний относительный, 45% - высокий достаточный уровень саморазвивающей активности.
Заключение. При использовании компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной, личностно -ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости в процессе саморазвития, основанной на саморазвивающейся активности.
Список использованной литературы
1. Андреев Б.И Саморазвитие творческой конкурентноспособности личности менеджера. - Казань, 1992.
2. Волочков А.Б .. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности. Автореферат к. псих. н. - Пермь 2002.
3. Солнцева Л., Галкин Ф. Метод исследования личности учащихся. М., 1993.
4. Оплетин А.А.. Педагогические основы социально -нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания). Пермь, 2008.