УДК: 796/799
САМОРЕГУЛЯЦИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВЕДУЩИЙ РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ И ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
А.А. Оплетин- кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический
университет (ПНИПУ) Пермь
SELF-CONTROL IN SYSTEM OF MEAMS OF PHYSICAL CULTURE AS THE LEADING REGULATORY MECHANISM AND AN IMPORTANT COMPONENT OF STRUCTURE OF SELF-DEVELOPMENT OF THE
PERSONALITY
A.A.Opletin-candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture Perm national research polytechnical university (PNIPU)
Perm
e-mail: opletin. a@yandex. ru
Ключевые слова: саморегуляция, средства физической культуры, активность, личность, саморазвитие.
Аннотация. В статье рассматривается система самоуправления личности, направленная на саморазвитие с помощью произвольной психической саморегуляции. Представлены уровни и диагностика саморегуляции и раскрыто их содержание.
Keywords: self-regulation, the means of physical culture, activity, identity, self-development.
Abstract. The article deals with the topic self-directed individual to self-development by any mental self. Shows the levels of self-control and diagnostics and disclosed their content.
ВВЕДЕНИЕ
В структуре саморазвития личности одним из ведущих его компонентов выступает механизм приобщения студентов к саморазвитию, без которого явление саморазвития теряет
свой смысл во влиянии на личность. Речь идет о саморегуляции. Данное явление требует некоторого уточнения. Регуляция означает управление своими мыслями, переживаниями, поведением. Это целостная система психических средств, при помощи которых человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Саморегуляция в литературе определяется как регуляция различных процессов и действий организма под влиянием внешней среды и осуществляется самим человеком с помощью стимулирования психической активности (Катовников А.И., 1970; Фирулева Е.В., 2002). В ситуациях познавательного характера, как считают исследователи этой проблемы, следует говорить о психической саморегуляции[12]. По мнению авторов, в этих условиях психическая саморегуляция является одной из форм уравновешивания личности с биологической и социальной средой[13] и как одна из форм произвольной психической саморегуляции широко применяется с целью управления коррекций своей "Я-концепции" личности, что отражается в содержательной сущности направляемого самовоздействия[12]. При этом ведущая роль отводится самоконтролю, формируются его разные виды (констатирующий, пооперационный и превосходящий). В этом виде психическая саморегуляция в качестве самокоррекции своей личности широко применяется в спортивной практике (Белазова Л.И., Бияшева З.Т., Боришевский М.А., Войтко В.В., Вяткин Б.А., Иванов И.П., Ромен А.С., Тищенко С.П. и др.). Большое значение придается мотивации в овладении личностной произвольной психической саморегуляцией (Кальник В.Н., Свядощ А.М., Шумилов Ю.Б. и др.).
В литературе широко представлен способ предельной активизации психической деятельности человека, основанный на принципе интегрирования всех сфер психики человека, в том числе и неосознаваемой. В данном случае речь идет о синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике (Бассин Ф.В., Богорошвили А.Т., Выготский Л.С., Гримак Л.П., Дубровский Д.И., Ковалев А.Г., Куликов В.Н., Николаев Б.О., Райков В.Л., Ромен А.С., Шварц И.Е. и др.). Исследователи данной проблемы утверждают, что «для того чтобы произошла перестройка сознания, воли человека и личности в целом, недостаточно воздействия лишь на поверхностные слои психики, необходимо проникновение в самые ее глубины»[10].
Способ влияния на личность, основанный на взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, в практике работы со здоровыми людьми известен как «Психическая саморегуляция»[10]. Он применяется для стимулирования психической активности человека в разных видах деятельности для решения конкретных задач в конкретных ситуациях. Известен опыт применения психической саморегуляции в рамках релаксационной психофизической тренировки в оздоровительных занятиях для повышения нервно психической адаптации (Попова Ф.В., Утенко В.П. и др.). Ученые, работающие в этом направлении, отмечают, что психический тонус связан с мышечным тонусом. Между ними установлена взаимосвязь и идет взаимоподкрепление. Психическая тренировка дает возможность на время изолироваться от чрезмерного нервно - психического возбуждения, но и создает необходимые предпосылки обновления психической энергии из имеющихся в организме резервов (Дейнека К., Павлов И.С., Шуговский П.И. и др.).
В медицинской и психологической практике этот метод применяется для профилактики утомления, для управления психическим состоянием человека (Беляев Г.С., Иванов Н.В., Лебединский М.С., Лубянская А.И., Мягков И.Ф., Панов А.Г. и др.). «Психическая саморегуляция» как способ управления психическим состоянием широко применяется в спортивной практике (Безбородова Н.Я., Волков И.П., Гиссен Л.Д., Дашкевич О.В., Дехтяр О.В., Завьялов Д. А., Иванов И.П., Кжевников В.Н., Кондратов А.М., Пуни А.Ц., Рябов А.Ю., Сиваков В.И., Троск В.А., Ханин Ю.Л., Черникова О.А., др.). Такой вид стимулирования психической активности применяется в разных видах спорта в зависимости от решения конкретных задач. Так, А.С. Ромен, Ю.Л.Ханин, В.А.Морщинин включают «Психическую саморегуляцию» в программу подготовки баскетболистов[15]. Е.Д.Коновалов применяет такой способ влияния для профилактики страха при обучении
плаванию[6]. Э.С.Исакова, В.Г.Герасименко рассматривают приемы психической саморегуляции как важный стимул оптимизации психического состояния у фехтовальщиков[3]. А.Я.Киреев, Н.Н.Лобанова исследовали возможности психической саморегуляции при подготовке спортсменов - фигуристов[5]. А.В.Алексеев рассматривает психическую саморегуляцию как универсальный метод психомышечной тренировки для спортсменов[1]. Приемы «Психической саморегуляции» прочно вошли в спортивную гимнастику, что наиболее близко к теме нашего исследования (Горский В.Б., Дехтяр О.В., Погорелый В.В. и др.). По мнению ученых, работающих в этой области, при включении в процесс влияния на личность такого способа, как психическая саморегуляция, у человека снимается напряжение, дисциплинируются эмоции, идет тренировка волевых процессов, стимулируется вся психическая деятельность в целом (Беляев Г.С., Волков В.Н., Вяткин Б.А., Гиссен Л.Д., Калистрова Т.М., Лобзин В.С., Перекрестов И.М., Рожнов В.Е., Ромен А.С., Стенько Ю.М., Шварц И.Е. и др.). В литературе представлено довольно большое количество вариантов влияния на личность с помощью психической саморегуляции. Они модернизованы в зависимости от целей, задач и методов конкретного исследования. Одни называют этот вид влияния «Активным самовнушением», способным управлять психическими состояниями человека с целью пробуждения положительных стремлений (Ромен А.С.). Другие указывают на его способность стимулировать саморегуляцию личности (Абельская О.А., Марищук В.Л.). Третьи представляют этот метод как своего рода саморегуляцию с элементами самобилизации (Голубинов В.В.). В спортивной практике известны методы психорегулирующей тренировки (Гиссен Л. Д.).
О педагогическом предназначении методов, основанных на взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, в литературе известно давно (Бернгейм Е., Бехтерев В.М., Кравков С.В., Токарский А.А. и др.). В 70 - 90 годы XX века эта идея снова привлекла внимание ученых. Так, Л.В.Борзикова и В.В.Водзинская предлагают применение психической саморегуляции для прогнозировании социального поведения. А.Т.Губко рассматривает этот метод как педагогический фактор. Концепция педагогического влияния на личность с помощью элементов психической саморегуляция основана и развита И. Е. Шварцем в монографии «Внушение в педагогическом процессе» (1971.). В литературе широко представлен круг работ этой школы, в которых, в зависимости от целей исследования в разных видах деятельности, предложены педагогические системы и технологии, основанные на взаимодействии методов убеждения и внушения (Гаврилова Т.П., Гашева Л.В., Гейхман Л.К., Калининский Л.П., Малкова А.В., Моисеев Б.К., Новоселова А.С., Пономорев Н.Л.,Оплетин А.А., Титова Л.А., Садовская А.С., Санникова А.И., Чарный Б. М. и др.). Как свидетельствует теория и практика, в большинстве случаев педагогическое влияние взаимодействующих методов убеждения и внушения идет в условиях мышечного расслабления (релаксации) через форму тренинга.[8] В литературе известны такие тренинги, как «Эмоционально волевой» (Ушатиков А.И., Поздняков В.И., Дебольский М.Г. и др.)[11], психорегулирующая тренировка - (Гиссен Л.Д.)[4], психологический тренинг - (Петровская Л.А.)[9], игровой психотренинг - (Вольперт И.Е.)[2], тренинг уверенности в себе -(.Прихожан А.М), тренинг самооздоровления и самосозидания (Харькин В.), психотренинг игры и упражнения (Цзен Н.В.), социально - педагогический тренинг - (Новоселова А.С.) [7] и т. д. Все авторы отмечают как основную сущность данного влияния предельное подключение личности к процессу произвольной саморегуляции в области самовоспитания и самосовершенствования в процессе конкретного вида деятельности.
В основе этих положений лежат некоторые подходы такие, как:
— субъектно-деятельностный подход к исследованию психики человека (А.В. Брушлинский, К.А. Альбуханова-Славская и др.);
— концепция осознанной саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин);
— концепция индивидуального стиля саморегуляции (В.И. Моросанова).
Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней
выделяются основные компоненты, реализующие специфические функции.
1. Планирование цели. На его основе формируется весь процесс саморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию и обеспечивает направленность деятельности и поведения.
2. Модель значимых условий. Отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели. В процессе регуляции этот компонент выполняет функцию источника информации, помогает ее уточнять, пополняться новыми данными.
3.Программа исполнительских действий. Выполняет функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели. В этом компоненте представлена информация о способах действий и их последовательности.
4.Оценивание и коррекция результатов. Выполняет функцию оценки промежуточных и конечных результатов и включает субъектно-принятые критерии соответствия достигаемых результатов поставленной цели.
Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.
Юношам необходимо научиться управлять своей активностью, направлять ее на решение жизненно важных задач, а это означает, что необходимо помочь ему овладеть навыками саморегуляции деятельности и поведения.
Становление осознанной личностной саморегуляции наиболее актуально для юношеского возраста. Это связано с жизненными задачами, которые впервые встают в этот период.
Во-первых, впервые осуществляется проектирование своего будущего. Завершающий этап обучения в основной школе — это построение собственных перспектив своей жизни. Принятие решения о продолжении образования в высшем профессиональном учебном заведении или начале трудовой деятельности.
Во-вторых, это период рождения личностной рефлексии, обращение на внутренние основания своих действий и поступков, юноша старается понять себя, осознать свои переживания.
В-третьих, происходит становление осознания соотношения реального и возможного. Молодой человек наполнен идеальными представлениями о себе и об окружающих, растет независимость в суждениях и поступках, с другой стороны он пробует собственные возможности. Именно в этот период создается образ собственного действия и ход его осуществления.
В то же время существуют особенности возрастного периода, затрудняющие формирование осознанных форм саморегуляции. К ним относятся:
— размытость границ реального и возможного, цели не всегда обоснованы реальными возможностями; недостаточная самостоятельность и неготовность к реализации своих жизненных планов;
— неадекватность представлений о достоинствах и недостатках;
— неразвитость личностной ответственности за свой выбор и решения.
Поэтому в психолого-педагогическом плане остро стоит проблема помощи в формировании эффективной осознанной личностной саморегуляции. Научная основа путей ее повышения лежит в исследованиях индивидуального стиля саморегуляции, связанных с изучением личностных детерминант регуляторных процессов. В первую очередь — это исследования специфики осознанной саморегуляции в поведении и учебной деятельности у студентов с различными личностно-типологическими особенностями. Известно, что характер профиля (наличие «пиков и провалов», т. е. высоко и менее развитых показателей) детерминирован личностно-характерологическими особенностями, т. е. той регуляцией, которой человека как индивида одарила природа.
Основными путями повышения эффективности саморегуляции является:
— повышение степени осознанности регуляторных процессов, а именно: планирования, моделирования, программирования и оценки результатов;
— повышение уровня развития регуляторно-личностных качеств, таких как самостоятельность, гибкость в мышлении, поведении.
Особенно важно развитие саморегуляции в юношеском возрасте, когда становление индивидуального стиля личностной саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на ее основе развивается умение управлять собой сообразно поставленной цели, развивается умение направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами. Под действием личностных, характерологических особенностей человек вырабатывает индивидуальный стиль саморегуляции, способствующий более эффективной деятельности и выработке оптимальных способов достижения успешности в ней.
Становление саморегуляции в юношеском возрасте можно представить в виде этапов:
1) выбор и осознание цели, формирование личностной ответственности (планирование событий своей жизни);
2) адекватная оценка своих возможностей (создание модели значимых условий);
3) формирование представлений о последовательности в своих действиях;
4) выработка собственных норм и критериев оценки своих действий;
5) составление программ для достижения цели.
В нашем варианте этот вид самоуправления личностью рассматривается как произвольная психическая саморегуляция, основанная на педагогическом аутотренинге. Овладение технологией личностного саморазвития на основе саморегуляции предполагает наличие достаточной мотивации, освоения нетрадиционных методов физического воспитания, владение техникой педагогического аутотренинга и достаточным самоконтролем. По критерию проявления степени владения данными свойствами в ходе эксперимента определялись уровни: низкий (индифферентный), средний (относительный), высокий (достаточный) и высший (превосходный).
Представляем содержание уровней.
Низкий (индифферентный). Студент не готов к самостоятельной деятельности в области организации своего личностного саморазвития. Он недостаточно активен, не всегда обращается за помощью в решении личностных проблем самостроения своей личности, не владеет методом произвольной саморегуляции и неохотно стремится к этому. Он не ставит своей целью направленно действовать по личностному само-совершенствованию как в области физического, так и личностного развития. В ситуациях нравственного выбора, связанного с вопросами самоопределения и самоутверждения руководствуется эгоистическими целями без оценки реализации этого действия.
Средний (относительный). Стремление к самостоятельной деятельности в личностном совершенствовании средствами физического воспитания студент проявляет в основном на информационном уровне и в условиях, определённых интересом или значимой ситуацией. Активность в самостроении эпизодическая, бессистемная, урывками, самоконтроль неустойчивый. К решению личностных проблем, по саморазвитию относится довольно серьезно при наличии успеха и отступает, если результат долго не проявляется. Произвольной саморегуляцией увлекается, но только в основном в плане физического развития, а нравственная и социальная стороны почти не затрагиваются. К овладению личностной технологии саморазвития относится с интересом, но активное деятельное участие принимает только при условии контроля и помощи со стороны или при общем порыве группы. При педагогической поддержке и наличии интереса может разработать личностную технологию саморазвития, но самостоятельно овладеть технологией не стремится.
Высокий (достаточный). Студент способен к полному самоуправлению по всем параметрам: высокая мотивация, прослеживается динамика в появлении решительных действии к осуществлению цели, полная информационная обоснованность решения в самостроении своей личности. Владеет произвольной саморегуляцией, самоконтролем. Проявляет интерес к способам овладения личностной технологией саморазвития и
совершенствуется в этом, постоянно поднимая планку достижения результатов. Имеет устойчивую направленность нравственной стороны содержания саморазвития. Способен к разработке лично значимых для него педагогических технологий саморазвития и почти не обращается при этом за консультацией.
Высший (превосходный). Студент полностью управляет собой в процессе саморазвития, имеет высокий самоконтроль. Ему присуще полное владение произвольной саморегуляцией и способами построения личностной технологии саморазвития для решения конкретных задач, которые постоянно усложняются.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Диагностика выявления уровня владения студентами психической саморегуляцией определялась по комплексу методов, характеризующих уровни проявления её составляющих: карта педагогического наблюдения, уровни проявления владения техникой педагогического аутотренинга, нетрадиционными методами физической культуры, уровнем мотивации стремления к саморазвитию и уровнем самоконтроля (Приложение 4) по данной диагностике.
Анализ проведенного исследования показал следующую картину (Табл.1).
Таблица 1
У р о в н и , в %
Низкий (индифферентный) Средний (относительный) Высокий (достаточный) Высший (превосходный)
13 12 52 23
Данные проявления сформированных уровней владения студентами экспериментальной группы произвольной личностной психической саморегуляцией (183 человека)
Данные таблицы отражают педагогическую эффективность проявления владения студентами произвольной психической саморегуляцией в процессе работы по приобщению к саморазвитию. Так, третья часть группы (23%) приблизились к совершенному владению, т.е. может самостоятельно и свободно владеть техникой произвольной психической саморегуляции как на уровне сознания (убеждения), так и владения АТ (внушения) для управления своим саморазвитием в области физического и социально-нравственного развития. Значительная часть студентов экспериментального курса (52%) овладела техникой психической саморегуляции в области саморазвития, вышла на высокий (достаточный) уровень и может с ее помощью регулировать процесс личностного саморазвития. Еще треть группы (25%) по-разному отнеслись к овладению техникой произвольной психической саморегуляции. Одни студенты (12%) может заниматься саморегуляцией, если получают при этом хорошую педагогическую поддержку, другие (13%) проявили индифферентное отношение к овладению этим видом саморегуляции в целях саморазвития и к самостоятельной работе не готовы.
Полученный комплекс данных позволяет считать, что большинство студентов способно самостоятельно работать над составлением индивидуальной педагогической технологии саморазвития для решения своих конкретных личных задач, т.е. встаёт вопрос о выявлении уровней готовности студентов к построению своей личностной технологией саморазвития.
Уровень владения индивидуальной личностной технологией определяется по уровням проявления указанных выше компонентов (Табл.2).
Таблица 2
Диагностика выявления сформированности уровня владения студентами построением индивидуальной личностной технологией социально-нравственного
_саморазвития_
Компоненты_| У р о в н и , в %
Низкий (индифферентны й) Средний (относительны й) Высокий (достаточный) Высший (превосходный)
Способность к самоупр авлению Н С Д В С С С ДВ В ДВ В ДВ ДВ В С В С В С Д В
Саморазвивающая активность Н Н Н С С С С С ДВ ДВ ДВ ВС В С В С Д В В С
Устойчивость нравственности выбора Н Н Н Н Н С Н Н С С ДВ С В С В С В С Д В
Личностная саморегуляция Н Н Н Н С С С С С ДВ ДВ ДВ В С В С В С В С
Содержание личностной технологии саморазвития представлено на рис.1.
Рис. 1. Схема индивидуальной педагогической технологии социально-нравственного саморазвития личности студента
Таблица 3
Уровни овладения личностной технологией саморазвития студентов экспериментальной группы (183 человека)_
У р о в н и в %
Низкий (индифферентный) Средний (относительный) Высокий (достаточный) Высший (превосходный)
11 14 57 18
Согласно представленным в таблице данным, в совершенстве овладели составлением индивидуальной педагогической технологией личностного саморазвития (18%) студентов от общего количества экспериментального курса. Они могут вполне самостоятельно на основе составленной ими педагогической технологии решать конкретные задачи своего личностного саморазвития. Чуть больше половины экспериментальной группы студентов (57%) может работать по составленным самим педагогическим технологиям в решении конкретных задач саморазвития, пользуясь при необходимости педагогической поддержкой педагога. У 14% студентов от общего числа группы не обнаружено самостоятельного овладения личностной технологией саморазвития. Их характеризуют низкая саморазвивающая активность, не простимулированная самими студентами, неспособность к самоуправлению, несформированность психической саморегуляции, сомнения в ситуациях нравственного выбора.
ВЫВОДЫ
Таким образом, представленные данные позволяют сделать следующие выводы. Включение в эксперимент саморазвивающей активности не только интенсифицировало содержание программы, но и обогатило педагогическую технологию её реализации, решая сложные и важные задачи исследования проблемы социально-нравственного саморазвития личности студентов средствами физической культуры в образовательном процессе. Что способствовало более глубокому погружению личности студента в процесс собственного самопреобразования посредством аутогенной тренировки, где личность предельно подключена через своё "Я" к совместному взаимодействию с педагогом.
- Этот вид тренинга создал благоприятные условия для овладения рефлексией в процессе освоения физических упражнений и приобщения к самостроению своей личности.
- Путём взаимодействия методов убеждения и внушения студент воспринимал и представлял себя как личность не только на уровне осознания, но и ощущений и переживаний, формирующих на основе положительных эмоций значимых для саморазвития личностных чувств.
- На уровне решения проблемных задач в косвенном внушении складывался стереотип доминирования устойчивости нравственного выбора.
- Социально-педагогический аутотренинг способствовал через своё личностное "Я" формированию такого важного качества в процессе социально-нравственного саморазвития, как произвольная саморегуляция.
- Всё это вместе взятое помогло решению одной из ведущих задач, как овладению личностью построением своей технологии личностного саморазвития по конкретной, поставленной самой личностью задаче.
- В конечном счете, социально-педагогический тренинг выступил как достаточно сильное стимулирующее средство: способности к саморазвитию, самоуправлению, саморазвивающей активности, силы личностного "Я" созданию целостной личностной установки саморазвития, которая в процессе деятельности способствует социально нравственной направленности, созданию целостной социальной установки личности.
Литература
¡.Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 144 с.
2.Вольперт И.Е. К вопросу о методах театрализации в психотерапии / И.Е. Вольперт, Н.С. Говоров // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973. - С. 80-85.
3. Герасименко В.Г. К применению в фехтовании способа активного самовнушения // Психическая саморегуляция в спорте. - Алма-Ата, 1977.
4.Гиссен Л. Д. Психорегулирующая тренировка: (Успокоение и варианты завершения успокаивающего занятия - доп. к 1 части ПРТ)/ ВНИИ физ. культуры. - М., 1969. - 42 с.
5.Киреев А.Я. Применение способа активного самовнушения в фигурном катании на коньках // Психическая саморегуляция в спорте. - Алма-Ата, 1977.
6. Коновалов Е.Д. Самовнушение в психотерапии и профилактике страха в плавании // Психическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1974. - Вып. 2. - С. 254-255.
7.Новоселова А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных: Теория и технология. - М., 2000. - 243 с.
8. Оплетин.А.А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента(на материале физического воспитания).-Пермь,2008.-223с.
9.Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.
10.Ромен А.С. Психическая саморегуляция, ее значение и возможности // Психическая саморегуляция.
- Алма-Ата, 1973. - Вып. 1. - С. 3-6.
11.Ушатиков А.И. Основы психокоррекционной работы в ИТУ / А.И.Ушатиков, В.И.Поздняков, М.Г.Дебельский. - Умань, 1995.
12.Фирулева Е.В. Восприятие саморегуляции психических состояний: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2002. - 23 с.
13. Флоренская Т. А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979. - С. 151-174.
14.Ханин Ю.Л. Опыт применения десенсибилизации в межличной адаптации спортсменов // Психическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1974. - Вып. 2. - С. 289-291.
Bibliography
1. Alekseev A.V. To overcome itself! - M: Physical culture and sports, 1978. - 144 pages.
2. Volpert I.E. To a question of staging methods in psychotherapy / I.E. Volpert, N.S.Govorov//Psychotherapy at nervous and mental diseases. - L. 1973 . - Page 80-85.
3. Gerasimenko V. G. To application in fencing of a way of active auto-suggestion//Mental self-control in sports. - Alma-Ata, 1977.
4. Hesse L.D.Psikhoreguliruyushchaya training: (Calm and options of completion of calming occupation -additional to 1 part of PRT) / all-union scientific research institute physical. cultures. - M, 1969. - 42 pages.
5. Kireev A.Ya. Application of a way of active auto-suggestion in figure skating on the skates//Mental self-control in sports. - Alma-Ata, 1977.
6. Konovalov E.D. Auto-suggestion in psychotherapy and fear prevention in swimming//Mental self-control.
- Alma-Ata, 1974. - Vyp. 2 . - Page 254-255.
7. Novoselova A.S. Psikhologo-pedagogichesky bases of interaction of belief and suggestion as condition of resocialization of the identity of the condemned: Theory and technology. - M, 2000. - 243 pages.
8. It is braided. A.A.Pedagogicheskiye bases of social and moral self-development of the identity of the student (on a material of physical training). - Perm, 2008. - 223с.
9. Petrovsky L.A.Teoreticheskiye and methodological problems of social and psychological training. - M: Moscow State University publishing house, 1982. - 168 pages.
10. A.S.Psikhicheskaya's romaine self-control, its value and opportunities//Mental self-control. - Alma-Ata, 1973. - Vyp. 1 . - Page 3-6.
11. Ushatikov A.I. Bases of psychocorrectional work in ITU / A.I.Ushatikov, V.I.Pozdnyakov, M.G.Debelsky.
- Uman, 1995.
12. Firuleva E.V. Perception of self-control of mental conditions: Avtoref. yew. on couck. Wuchang. step. edging. ncnxofl. sciences / Perm. the state. un-t. - Perm, 2002. - 23 pages.
13. Florensky T.A.Problema of catharsis psychology as transformations of the personality//Psychological mechanisms of regulation of social behavior. - M, 1979. - Page 151-174.
14. Khanin YU.L. Experience of application of desensitization in interpersonal adaptation of athletes//Mental self-control. - Alma-Ata, 1974. - Vyp. 2 . - Page 289-291.
Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г.