УДК 342.9
ПРИЕМЫ САМООБОРОНЫ КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
А. А. Оплетин
В статье сделана попытка обосновать введение в учебный процесс вуза приемов самозащиты на занятиях физической культуры по специальностям: юриспруденция и психология, что способствует формированию личной безопасности молодежи средствами физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, саморазвитие личности, взаимодействие, система самозащиты.
Популярность систем единоборств среди студенческой молодежи обусловливает введение одной из таких систем в качественную характеристику подготовки специалистов разных специальностей в условиях вуза. Органично такая система вписывается в региональный компонент программы по личностному и профессиональному саморазвитию обучающегося средствами физической культуры. Выступая отдельным модулем программы саморазвития, в виде прикладной физической подготовки, избранная система единоборств (РОСС) обогащает и физическую культуру в условиях вузовского образования в целом, и систему саморазвития личности средствами физической культуры в частности.
Саморазвитие, положенное в основу нашего исследования, с учетом такого вида деятельности студентов, как физическая культура, имеет существенное значение для личностного развития. Специфика его определяется системообразующим видом деятельности, базирующимся на традиционном подходе, т. е. развитии моторной сферы психики с акцентом на физическое развитие организма. При этом в воспитании делается акцент на здоровый образ жизни, с проявлением силы воли, выносливости, ориентации на сохранение и укрепление здоровья для самоутверждения в профессиональной деятельности. Саморазвитие в личностно-ориентированной системе студентов — волевой процесс качественного самоиз-менения личности, который строится на личной активности, самоактуализации личностных сил человека, включающей взаимовлияющую связь осознаваемой и неосознаваемой сфер психики, что проявляется в самоощущении и самопринятии себя как «Я реального» со стремлением к «Я идеальному» 1.
Рукопашный бой — это своеобразное искусство, имеющее свою культуру, этику и эстетику. Овладевая системой рукопашного боя, человек развивает способность управлять и собой, и внешними силами, даже находясь в экстремальных ситуациях. Занимаясь этим видом самообороны, он совершенствует резервы психики и тела, развитые в условиях «самостроения» личности. Развитие специальных физических и психических качеств в условиях овладения техникой рукопашного боя расширяет зону саморазвития личности и воспитания ее в целом. Овладение такой техникой во многом решает вопросы личной безопасности в условиях экологических и технократичес-
ких катастроф. Эта система, в центре которой доминирует «самость» личности, близка саморазвитию и нужна ему, она его расширяет, укрепляет и украшает. Традиционно РОСС и другие виды единоборств считаются боевым искусством и используются как специальная подготовка в Вооруженных Силах и внутренних войсках МВД РФ. Они включены в программу боевой и общевойсковой подготовки курсантов для выполнения поставленных задач по защите Родины, пресечения преступлений и административных правонарушений.
В гражданских вузах такой раздел, как обучение самозащите, рукопашный бой не введены в программу по физической культуре. Но для обучающихся по специальности «юриспруденция» и «психология», которые по роду профессиональной деятельности будут сталкиваются с преступными элементами, необходимо получить навыки самозащиты. У студентов, обучающихся на данных специальностях, возникает потребность в овладении в целях личной и общественной безопасности навыками приемов самозащиты. Исходя из того, что смысл всех единоборств мы рассматриваем через призму обеспечения собственной безопасности и защиты от нападений криминальных элементов, можно сказать, что самооборона — это использование человеком любых приемов и действий, помогающих ему сохранить самоуважение, свои права, имущество, здоровье и жизнь в ситуациях реального, а не условного нападения 2.
Изложенное вскрывает определенные противоречия между системой физической культуры в условиях образования в гражданских вузах, где системы самозащиты не включаются в программу, и стремлением студенческой молодежи овладеть техникой самозащиты. Мы предполагаем, что включение единоборств в программу обучения физической культуре повысит результативность разностороннего воспитания личности в вузе, что и обусловило тему нашего исследования «Приемы самообороны как компонент личной безопасности в системе самореализации и саморазвития личности средствами физической культуры» (в условиях вузовского образования).
Цель исследования: разработка модуля системы «Самозащиты» в общей программе саморазвития личности средствами физической культуры.
Задачи исследования: 1) обоснование системы единоборств применительно к саморазвитию личности на занятиях физической культурой; 2) разработка технологии реализации данного модуля в общей программе по физической культуре; 3) изучение личностных качеств студентов для составления адресной программы в процессе формирования установок личной безопасности на занятиях физической культурой; 4) построение и внедрение в учебный процесс по физической культуре модуля приемов самозащиты.
Методы исследования. Теоретические: анализ литературы по состоянию проблемы. Диагностические: комплекс психолого-педагогических методов изучения личности. Эмпирические: педагогическое наблюдение, эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования. Российская отечественная система самообороны создает для студента определенные условия, своего рода экстремальные ситуации, требующие усиленного самоконтроля, грамотного самоуправления телом, сосредоточенности и постоянного поиска адекватных действий, что тренирует волю и соответствует задачам саморазвития личности. Продуманность и гармоничность движений, последовательность выполнения упражнений позволяют выйти на внутренние, врожденные рефлексы, называемые блоком естественных реакций организма на данную ситуацию. РОСС формирует у занимающихся дыхательные и двигательные навыки, позволяющие на рефлекторном уровне избирать наиболее экономичный способ расходования своей энергии при необходимости переносить значительные физические и психологические нагрузки.
Эксперимент по введению в систему саморазвития личности средствами физической культуры прикладного модуля самообороны проводился в вузах города Перми на юридических и психологических факультетах вузов (ПГПУ, ПГУ, ИВЭСЭП, ПГИИК). В нем были задействованы 164 студента (экспериментальная группа — 83 и контрольная — 81 человек). Контрольная группа занималась по общей программе физической культуры вуза, а экспериментальная — по программе с доминированием приобщения к саморазвитию и формированию компетентности личной безопасности на основе рукопашного боя, с использованием регионального компонента программы физической культуры3.
Следует отметить, что саморазвитие в данном случае идет на основе взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, по концепции И. Е. Шварца (1971), и представлено в системе физической культуры (А. А. Оплетин, 2008). Используя нетрадиционные методы: самомассаж, элементы йоги, свето-и звукотерапии, специальной дыхательной гимнастики, человек может ощущать себя маленьким или большим, легким или тяжелым, сильным или слабым, видимым или невидимым, добрым или злым, спокойным или возбужденным, контролируя тем самым свое эмоциональное и физическое состояние на уровне взаимодействия сознания и подсознания. Занятия рукопашным боем, который относится по сути своей к боевым искусствам, углубляют самопознание своего телесного существа на разных уровнях осознанности, что способствует углубленному овладению методами саморазвития и самосовершенствования личности 4.
Модуль рукопашного боя, вводимый в систему саморазвития личности средствами физической культуры, ориентирован на организационную систему Е. Д. Марченко. Это обусловлено тем, что она отвечает требованиям концепции взаимосвязи осознаваемого и неосознаваемого, на которой строится система нашего саморазвития.
В основу структуры модуля самообороны заложена система блоков: мотивация, свойства личности, способствующие саморазвитию, свойства, формирующиеся в процессе интегрального взаимодействия.
Уровень способности студентов к саморазвитию фиксировался методом анализа сформированности уровней саморазвивающей активности в условиях занятий физической культурой (А. А. Оплетин, А. С. Новоселова, Л. А. Титова, 2003)5.
Модуль рукопашного боя включает в себя тренировку во времени по строго выстроенному графику с применением отработанных действий в самых сложных ситуациях. Действия основаны на природных знаниях. Например, защита в сочетании с ударной и бросковой техникой, применение систем рычагов, выведение из физического (психологического) равновесия нападающего, с последующим управлением им (работа «сила на силу» заключается в умении чувствовать силу противника и ею управлять). В физическом смысле это — отказ от жестких форм (исключается торможение, остановка бьющей руки или ноги нападающего), использование силы и инерции противника, добавление к ней ускорения. Это — «обхождение» и последующий контроль грубой силы. Защитные действия достаточно короткие и рациональные, что, в свою очередь, дает преимущество в силе и времени. В основном работа идет по ситуации: если повторять одно и то же действие, например, наносить один удар несколько раз, то результаты можно получать различные, так как каждый раз будет меняться ситуация (т. е. будут различными характеристики удара — сила, скорость и др.), что позволяет максимально приблизить тренировочный процесс к реальной ситуации. Обучение идет «кустовым» методом — на одном базовом движении строится целый «куст» действий.
Вся программа модуля «самозащита» строилась в процессе реализации системы развития самопознания себя и своих физических возможностей. Следует отметить, что включение приемов самозащиты в учебный процесс резко повысило мотивацию по отношению к дисциплине «физическая культура». На втором году обучения к упражнениям рукопашного боя подключались нетрадиционные методы физической культуры по саморазвитию — элементы массажа, универсальной разминки и дыхательная гимнастика, элементы системы йоги. Мотивация становится устойчивой, развитие всех элементов обеих систем (рукопашного боя и саморазвития) проявилось в гармоничном взаимодействии. Однако нравственно-личностная направленность изменилась незначительно, создавались установки сугубо личностные. На третьем курсе обучения использовался социально-педагогический тренинг, разработанный для системы саморазвития личности по А. С. Новоселовой (1998-2001) и модернизированный А. А. Оплетиным (2008). Его целевая направленность формировалась на основе личностных и социальных установок (Д. Н. Узнадзе, А. Г. Асмолов, И. П. Пригожин). На основе социальных установок в процессе тренировки упражнений и самореализации на соревнованиях разных уровней рассматривалась самореализация, укреплялась потребность в самозащите, повышался коэффициент личностного роста, проявилось устойчивое соотношение саморазвития как в области готовности к будущей профес-
сии (юристы, психологи), так и в овладении средствами самозащиты в условиях, близких к экстремальным ситуациям. Формировалась концепция социально-нравственного развития личности средствами физической культуры, с включением овладения элементами самозащиты личностной и гражданской безопасности. По мнению А. Г. Маслоу, саморазвитие и самореализация личности зависят во многом от мотивации. Согласно исследованиям Е. Д. Марченко нереализованные потребности в любви, личной безопасности задерживают процесс самореализации личности и не дают раскрыться таланту, заложенному генетической программой при рожде-нии6. Высший уровень занимают метапотребности — потребность в совершенствовании, справедливости, красоте, правде 7. Обучаясь приемам самозащиты, студенты удовлетворяют потребность в личной безопасности, у них появляется уверенность в себе, самоуважение, стремление к самоактуализации.
В контрольной группе компетенции личностной самозащиты не сформировались. Компоненты саморазвития, отношение к физической культуре, конкурентоспособность, способность к самоуправлению, саморазвива-ющая активность, устойчивость нравственного выбора проявились незначительно по сравнению с экспериментальной группой или остались на прежнем уровне.
Изучение в динамике проявления у студентов способности к социально-нравственному саморазвитию показало: интенсификация программы и технология ее реализации дают значительный педагогический эффект в проявлении у студентов уровня способности к саморазвитию. Низкий ее уровень к концу эксперимента проявился у незначительной части студентов экспериментального курса (8%), при исходном срезе — 56%. Зафиксирован значительный скачок в проявлении достаточно высокого уровня, при нулевом исходном показателе высшего. В контрольном курсе изменения незначительны.
Анализ результатов исследования зафиксировал у студентов экспериментального курса осознание и ощущение значимости силы своего «Я», способной к активной самореализации при преодолении препятствий (метод ММР1 — Шкала силы личности). Это подтверждают и данные проявления конкурентоспособности личности в деятельности (А. И. Андреев). В экспериментальном курсе резко снизился показатель низкого уровня конкурентоспособности у значительной части студентов (исходный — у 54%; контрольный — у 14%). На 29% увеличилось число студентов с достаточно высоким уровнем его проявления, у 11% их отмечен высший уровень, что свидетельствует о том, что студенты готовы быть конкурентоспособными в самостроении личности социально-нравственной направленности. У достаточно большой части студентов зафиксирована положительная динамика устойчивости нравственного выбора в проблемных ситуациях, что характеризует социально-нравственную направленность личности. В контрольном курсе динамика не обнаружена. Согласно полученным данным, подтверждено повышение у студентов уровня са-
моразвивающейся активности. Доказано, что целевое стимулирование саморазвивающей активности посредством введения в программу модулей нетрадиционных методов физического воспитания и педагогического аутотренинга дало положительный эффект: в пять раз (от 54 до 11%) снизилось число студентов, у которых зафиксирован низкий уровень саморазвивающей активности; в шесть раз (от 9 до 53%) увеличилось число студентов с проявлением высокого уровня, у 15% их отмечен высший (превосходный). В контрольной группе отмечается слабая динамика. Поскольку саморазвиваю-щая активность представляет собой комплекс характеристик личности, для определения уровня и качества социально-нравственного саморазвития личности студентов в нашем варианте она считается ключевым показателем.
Представленные данные, характеризующие студентов экспериментального курса, подтвердили проявление возросшего положительного отношения к физической культуре, несущей в себе саморазвивающую направленность. Низкий показатель (индифферентное отношение) выявлен лишь у 2% от общего количества студентов в конце экспериментальной работы. Почти половине курса (46% с высоким уровнем) нравится заниматься саморазвитием именно средствами физической культуры, 16% студентов совмещают уроки с занятиями в спортивном клубе, связывают их со своим будущим (высший уровень). Характеристика данных показателей подчеркивает эффективность созданной педагогической технологии личностного саморазвития студентов на занятиях физической культуры в проявлении мотивации и свойств, фиксирует позицию человека по отношению к социальнонравственному саморазвитию своей личности и определяет долю его участия в этом процессе.
Это подтверждает Т-критерий Стьюдента (отличий результатов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах; обнаружены статистически значимые различия (р < 0,01) в пользу экспериментальной группы по всем компонентам) (табл.).
Выводы. Определены значимость и необходимость включения элементов рукопашного боя по системе РОСС в программу дисциплины «физическая культура» (региональный компонент) в гражданских вузах для обучающихся по специальности «юриспруденция» и «психология» с направленностью на саморазвитие личности студента как будущего специалиста. Предложенная и апробированная нами технология РОСС в виде модуля, включенного в систему саморазвития, активизирует творческий потенциал студентов, приобщает молодежь к здоровому образу жизни, способствует формированию ценностного компонента в отношении к занятиям физической культурой, является стимулирующим фактором нравственного воспитания, способствует формированию навыков самозащиты для личной безопасности.
Установлено, что отечественная система самообороны, включенная в российскую программу по физической культуре, способствует саморазвитию личности как в общем, так и в физическом плане. Она повышает
Таблица
Средние статистические показатели экспериментальных данных по ^критерию Стьюдента
Первый год обучения
Показатели методик Ср. ар. Ср. ар. Т-критерий Стьюдента Уровень значимости Число людей Стандартное отклонение
Эксперт. Контр. Р Эксперт. Контр. Эксперт. Контр.
СП_САМ_1 2,53 2,54 -0,13 0,898 83 81 0,65 0,65
КОНКУР_1 2,96 2,98 -0,09 0,926 83 81 0,80 0,77
СП_САМУ1 2,57 2,58 -0,14 0,887 83 81 0,63 0,63
ОТ_ФИЗК1 2,69 2,74 -0,65 0,515 83 81 0,52 0,54
КЛБ1 2,49 2,51 -0,16 0,877 83 81 0,50 0,50
САМ_АКТ1 2,53 2,62 -0,84 0,403 83 81 0,65 0,68
УСТ_НР1 2,71 2,74 -0,27 0,789 83 81 0,72 0,70
Второй год обучения
СП_САМ_2 3,02 2,62 3,55 0,001 *** 83 81 0,80 0,66
КОНКУР_2 3,04 3,02 0,10 0,922 83 81 0,76 0,74
СП_САМУ2 3,00 2,62 3,51 0,001 *** 83 81 0,75 0,64
ОТ_ФИЗК2 3,04 2,75 3,20 0,002 ** 83 81 0,59 0,54
КЛБ2 2,67 2,56 1,29 0,197 83 81 0,63 0,55
САМ_АКТ2 2,81 2,68 1,26 0,209 83 81 0,61 0,69
УСТ_НР2 2,81 2,88 -0,64 0,523 83 81 0,72 0,66
Третий год обучения
СП_САМ_3 3,72 2,73 8,24 0,000 *** 83 81 0,87 0,65
КОНКУР_3 3,72 3,05 5,71 0,000 *** 83 81 0,77 0,74
СП_САМУ3 3,72 2,62 9,41 0,000 *** 83 81 0,85 0,64
ОТ_ФИЗК3 3,75 2,80 9,04 0,000 *** 83 81 0,75 0,58
КЛБ3 3,18 2,59 6,00 0,000 *** 83 81 0,67 0,59
САМ_АКТ3 3,67 2,74 7,54 0,000 *** 83 81 0,88 0,69
УСТ_НР3 3,59 2,86 5,60 0,000 *** 83 81 0,96 0,67
Примечание. СП_САМ — способность к саморазвитию; КОНКУР — конкурентоспособность; СП_САМУ — способность к самоуправлению; ОТ_ФИЗК — отношение к физической культуре; КЛБ — компетенция личностной безопасности; САМ_АКТ — саморазвивающая активность; УСТ_НР — устойчивость нравственного выбора.
функциональные возможности организма, укрепляет опорно-двигательный аппарат студентов, повышает иммунитет, оказывает оздоровительный эффект.
1 Новоселова А. С., Оплетин А. А. Саморазвитие личности студента нетрадиционными методами физической культуры : учебное пособие для самостоятельной работы студентов и преподавателей вузов. Пермь, 2007. 140 с.
2 Беляев О. Б. Влияние занятий по рукопашному бою на формирование профессионального самосознания офицера внутренних войск : сб. мат-лов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию культуры. Чайковский, 2010. 131 с.
3 Оплетин А. А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания): монография. Пермь, 2008. 224 с.
4 Марченко Е.Д. Введение в педагогику РАДОСТЕЙ. СПб., 1999. 272с.
5 Оплетин А. А., Новоселова А. С., Титова Л. А. Диагностика саморазвивающейся активности в образовательном процессе (педагогический аспект) : методическое пособие. Пермь, 2003. 28 с.
6 Марченко Е.Д. Извлечение пользы из страха. Введение в педагогику РАДОСТЕЙ. СПб., 2011. 106 с.
7 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыдаевой ; науч. ред., вступ. ст. и ком. Н. Н. Акулиной. СПб., 1997. 430 с.