УДК: 37
ГОТОВНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ
А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический
университет (ПНИПУ) Пермь
READINAESS AS AN IMPORTANT FACTOR OF SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE COURSE OF SELF-DEVELOPMENT
A.A.Opletin - candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical culture Perm national research polytechnical university (PNIPU),
Perm
e-mail: opletin. a@yandex. ru
Ключевые слова: готовность, саморазвитие, физическая культура, личность.
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование готовности личности к саморазвитию на занятиях физической культурой. Готовность рассматривается как интегрированное личностное образование, ведущий фактор саморазвития личности, по своей направленности - как мобилизующий и стимулирующий компонент, обеспечивающий самореализацию личности.
Keywords: readiness, self-development, physical education, and personality.
Annotation. The paper presents a theoretical basis for the individual readiness for self-development ofphysical culture in the classroom. Willingness to consider as an integrated personal formation, the leading factor self-identity. By mobilizing their focus and stimulating component that provides personal fulfillment.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время выбранный курс Российской Федерации на всестороннюю модернизацию общества предполагает и модернизацию всей системы образования. Это продиктовано необходимостью интеграции нашей страны в Европейское образовательное пространство и возросшими требованиями к качеству профессиональной подготовки специалиста, что неминуемо приводит к изменению образовательной парадигмы в области физического воспитания, физической культуры как неотъемлемой и важной части всего педагогического процесса с его возможностями, ценностями и потенциалом. Методологический основой в данном аспекте выступает комплекс направлений, отражающих прямо или частично содержательную сущность готовности личности к самореализации в разных видах деятельности. В основе лежат принципы детерминизма развития, социальной обусловленности личности, единства сознания и деятельности (В.Г. Асеев, И.А. Джидарьян, Е.А. Климов, А.М. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, П.М. Якобсон и др.); деятельностного опосредованния развития личности и её отношений (Н.Я. Гальперин, А.М. Леонтьев, А.С.Выготский); активности субъекта деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.М. Леонтьев); единства внутреннего и внешнего плана деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,
А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн); научные положения о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В. А. Сластёнин). Цель формирования готовности в системе саморазвития личности средствами физической культуры.
Наиболее близкие к теме нашего исследования конкретные принципы субъекта деятельности по Н.В. Брушльинской[5] внутреннего и внешнего соотношения потенциального и актуального по С. Л. Рубинштейну [11].
Последние его исследования для нас особенно значимы. Потенциальные и актуальные - внешние и внутренние в единстве раскрывают содержательную сущность феномена готовности.
Важнейший аспект внутреннего - это целая, определяющая самоактулизицию личность сочетающая в себе врожденные свойства и приобретенные качества. Сюда мы относим саморазвивающую активность и саморегуляцию как механизм реализации готовности к внешнему педагогическому плану социума в условиях воспитания. Проблема готовности озвучивается учеными разных областей научного знания. Физиологический аспект научного знания трактует готовность как особое состояние организма человека (Б.Г. Ананьев, Н.А. Берштейн, А. А.Ухтомский)[13]. По Н.А. Берштейну, готовность рассматривается по теории потребностного будущего. По А.А. Ухтомскому, по теории доминанты. Уточняя свою позицию П.К. Анохин относит готовность к некоторым видам деятельности на основе теории функциональных систем .
В целом физиологами готовность представляется повышенной активностью мозга. И.Т. Павлов рассматривает данные явления с позиции теории рефлексов. Ученый определил при этом особое значение рефлекторной деятельности мозга, его лобных долей, играющих решающую роль в обеспечении готовности человека к деятельности [ 9].
На психологическом уровне нам более близка теория грузинских ученых о готовности, которая определяется как механизм установки, выражающиеся в предуготовленности к определенному способу поведения в определенных условиях при востребовании активности среды, по теории Д.А. Узнадзе она изучена и другими психологами (А.Г. Асмоловым, И.Ф. Бжалава, А.С. Прангашвили). Одна из групп российских ученых психологов определяет вид готовности к трудовой деятельности (К. К. Платонов, А.А. Смирнов, В.В.Сериков). Различается и такой вид, как кратковременная и длительная готовность к проявлению себя в определенном виде деятельности и в определенной чаще спортивной области (М.Д. Левитов, П.А. Рудик) . Социальные психологи рассматривают готовность как социальную установку (Ю. Шеркович, Н.К. Шихарев, и др). Готовность этой группой характеризуется как симбиоз социально психологической готовности личности к различным видам деятельности, в частности это имеет прямое отношение к саморазвитию личности. В этом ключе готовность рассматривается не только к личностному саморазвитию, что несомненно очень важно, но и к профессиональной деятельности любой её направленности. Большая часть работ этого направления относится к раскрытию сущности готовности к педагогической деятельности (Ю.К.Бобанский, Л.С.Выгодский ,Ф.Н. Гоноблина, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, И.Я. Ярнер, М.И. Махмулова, А.К. Маркова, А.В. Сластенин, И.Ф. Харламов, и др).
В литературе представлены основополагающие труды в области физического воспитания и образования, подготовки специалистов физической культуры (В.К. Бальсевич, Е.П.Ильин, И.Е.Коновалов, С.С.Коровин, З.М. Кузнецова, Л.И. Лубышева, В.И.Лях, Л.П. Матвеев, Н. А. Фомин).
Менее всего изучен аспект формирования готовности к другим видам профессиональной деятельности, что важно для рассмотрения проблемы в условиях общего вузовского образования. Следует отметить, что в литературе немного работ в этом аспекте (Б.А. Ашмарина, М.Я. Виленский, Н.Н. Волкова, А.В. Лотоненко, М.В. Прохорова).
В педагогическом аспекте готовность в основе рассматривается как общая психологическая готовность, связанная с целенаправленностью учебной деятельности, с её
регуляцией, отмечается при этом эффективность и устойчивость такой готовности (В.В.Сериков).
Другие рассматривают готовность как механизм побуждения к определенному виду деятельности и как проявление активности в собственном личностном самосовершенствовании. (М.И.Кряхтунов)
Большая часть педагогов предполагают видят готовность как стремление и способность к самовоспитанию личности (С.И. Гессен, Ю.Я. Гришин, А.К. Громцева, А.Г.Ковалев, Д.И. Кочетов, Б.Ф. Райский, А.И. Санникова, и др.).
В соответствии с темой нашего исследования внимание привлекает аспект изучения феномена готовности личности к самореализации в таком специфическом виде деятельности как саморазвитие в области межличностных отношений и будущей профессиональной деятельности разной направленности. В литературе это направление отображает или частично решает в основном проблему педагогической профессиональной деятельности, но гораздо реже.
В последнее десятилетие в литературе готовность рассматривается и в акмеологическом аспекте. Она трактуется по отношению к деятельности довольно широко. Это не просто общая профессиональная деятельность (А.К.Маркова, А.С. Мельничук, М.В. Павлова, С.Н. Толстов, Е.В.Черенкова); с позиции общения и обучения рассматривают (Ф.П.Гордеева, В.В. Желанова, А.И. Иноземцева); саморазвития (А. А. Оплетин, Е.В.Селезнева)
Такой подход значительно расширяет поле исследования феномена «готовность», тем более что отдельные авторы исследуют готовность к деятельности в самых нестандартных и экспериментальных ситуациях проявление которых близко к теме нашего исследования (А.А. Касабоев, В.Н. Кузнецов, А.П. Лесняк и др.).
Это раскрывает перспективы для изучения феномена готовность в педагогическом аспекте самосовершенствования и саморазвития личности.
Итак, наличие различных подходов ученых таких областей знаний, как философия и психология определяет роль готовности в формировании и развитие личности с разных научных позиций, которые в целом сводятся к общему определению готовности к деятельности, а значит и к самореализации субъекта в ней.
Педагогический аспект проблемы готовности основывается на понимании этого феномена с точки зрения смежных наук, но имеет при этом свою специфику. В первую очередь, это обусловливается концептуальным подходом к решению данной проблемы. В условиях вузовского образования она рассматривается через комплекс педагогических подходов, формирующих профессиональную направленность личности. В основе лежит профессиограмма будущей деятельности.
Профессиограмма образования такого рода готовности в педагогическом аспекте отражена в работах Л.А. Кондыбина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина . Данная проблема скорее обозначена чем исследована, внимание в основном уделено подготовке специалистов в области физического воспитания по методологии (В.И. Байденко, М.Я. Виленский, В.Г. Каргаполова, Л.И. Лубышева, А.В. Лотоненко, Л.С. Селезнева и др). Тем не менее подходы к решению готовности развивающие деятельности, в частности самосовершенствования - ориентирующий на субъект деятельности имеет много общего. В литературе намечаются подходы, раскрывающие готовность к другим видам деятельности. Так Шишигова С.В. рассматривает проблему информационно-коммуникационной готовности студентов к профессиональной деятельности(2004).
В основе личностно-деятельного, функционального, личностно- акмеологического, компетентностного подходов в педагогическом аспекте воспитания готовность определяется как целостное системное образование, личностно обусловленное характеристиками человека как субъекта деятельности, адекватное целям и задачам, обеспечивающим практическую деятельность.
В соответствии с целью нашего исследования систематизирующим видом деятельности выступает саморазвитие и самосовершенствование, личности как главенствующая часть личностной и профессиональной готовности студентов к жизнедеятельности в обществе и к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Основываясь на самости саморазвития это вид готовности выступает и как цель, и как деятельность, и как результат формирования личности и специалиста в вузовском образовании.
В этом смысле готовность не просто долговременная, но и широко охватывающая нюансы разных видов деятельности в профессиональном плане. В нашем варианте готовность рассматривается как интегрированное личностное образование, ведущий фактор саморазвития личности, по своей направленности мобилизующий и стимулирующий компонент, обеспечивающий самореализацию личности через раскрытие всех сущностных сил в процессе созидания в своей личности, что ведет к безграничному её развитию, определяя восхождение к намеченной цели.
Структурно такой вид готовности представлен группой компонентов:
Мотивационно целостнный компонент готовности отражает состояние личностного смысла самостроения своей личности средствами физической культуры. Цель этого компонента - побуждение к самосовершенствованию личности. Ценностными мотивами является целый комплекс овладения традиционными и нетрадиционными методами физической культуры и для сохранения здоровья и для самоутверждения через самореализацию. Всё это и составляет личностный смысл готовности к самореализации. Развитие этого компонента определил А.Н. Леонтьев (1975), назвав его «сдвигом мотива на цель».
Информационный компонент характеризуется осознанием и пониманием
саморазвивающейся деятельности при построении готовности к саморазвитию и самосовершенствованию своей личности. Это целая система знаний о себе, о своих возможностях для самореализации в этом виде деятельности, т. е. наличие его решений готовности и к самостроению личности.
Физический компонент готовности обеспечивает качество самореализации через физическую подготовку к саморазвитию, т.е. готовность к самореализации физической работы над собой.
Эмоционально - волевой компонент, фиксирует рефлексивный процесс проявления готовности к данному виду деятельности созиданию своей личности, позволяющий управлять само коррекцией, саморазвитием личности. Проблема готовности в целостном процессе саморазвития личности решается на основе ведущей общей направленности и определяет средства и методы её решения через адекватный подбор педагогических подходов. Поскольку решаемая проблема - саморазвитие личности то эмоционально -волевой компонент выступает как ведущий.
Оперционно-деятельностный выступает как основной в творческом процессе самостроения и самосовершенствования личности средствами физической культуры. Как и во всяком другом виде деятельности, в саморазвитии личности средствами физической культуры существует критерий определяющий интегративность понятия саморазвития. В данном случае это достаточно высокий уровень сформированности как каждого компонента структуры так и взаимосвязь их вцелостном образовательном процессе саморазвития средствами физической культуры.
Личностный подход_характеризует индивидуально личностные качества,
обусловленные такой деятельностью, как саморазвитие. По мнению большинства авторов, именно этот подход характеризует готовность целостного образования(А.К. Альбуханова-Славская, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, В.С. Мерлин, В.В. Столин, В.Ф. Сафин и др).
Функциональный подход Изучение такого рода готовности к саморазвитию средствам физической культуры раскрывает долговременное, а иногда кратко временное личностное состояние, когда активизируются мобилизующие и стимулирующие функции саморазвивающей деятельности (В.А Алаторцев, Ф. Генов, Н.Д. Левитов, В.Н. Пушкин). В основе своей доминирует личностно-деятельностный подход, где готовность выступает как реализация индивидуально-субъективных свойств человека (М.И. Дъяченко, Л.А. Кондыбович ).
Синергетический подход раскрывает готовность как саморазвивающую систему с её неравновесными аспектами в проявлении процесса саморазвития личностного и профессионального, учебного и воспитывающего, индивидуального и коллективного, внушающего и убеждающего влияния воспитывающей среды конкретного человека.
Готовность, как и другие ведущее факторы определяющее саморазвитие как педагогическую проблему, имеет свои уровни. Критериями уровней свойств, как и других компонентов этой группы (целостного процесса) саморазвития, выступают стиль и качество проявления готовности на основании данных нашего исследования выделяем четыре уровня : низкий, относительный, достаточный, высокий (А. А. Оплетин 2005)[ 8].
В зависимости от уровней развития представляемых структурных компонентов, каждого из которых в процессе деятельности развивается и обеспечивается, идет на обобщенном уровне развития и обучения целостного процесса саморазвития личности средствами физической культуры, поднимая весь процессе в целом на более высокий уровень, что и определяет его эффективность.
Критериям качества готовности целостного процесса саморазвития средствами физической культуры определяются уровни сформированности его компонентов. Критерием качества представляются соотношение внутреннего и внешнего (С.Л. Рубенштейн) Внешний определяется результативностью в соответствии с поставленной целью и задачами. Внутренней удовлетворенностью субъекта деятельности своим процессом и результатом так же по отношению к поставленным целям и задачам.
Выводы. И так, - готовность человека к самостроению и достраиванию своей личности средствами физической культуры выступает как целостная система личностная характеристика субъекта деятельности, обеспечивающая ему эффективность его самосовершенствования.
Готовность выступает в целостной структуре саморазвития как один из важных факторов, определяющий уровень личностной самореализации субъекта в этом видам деятельности.
Готовность как качество ведущего компонента саморазвития личности средствами физической культуры, формирующейся за счет проявления его уровней в деятельности - от неполного и кратковременного вида (психологическое состояние и т.д.) до долговременного, определяющий готовность субъекта к деятельности по саморазвитию своей личности в условиях постоянно усложняющихся и модернизирующих процессов образования в развивающимся обществе.
Готовность - один из важных компонентов саморазвития личности, взаимодействующий с другими компонентами; саморазвивающей активностью, саморегуляцией и т. д.
Целью формирования готовности в системе саморазвития личности средствами физической культуры выступает формирование процесса присвоения(субъектом деятельности) ценностей социально-нравственного характера и физической культуры при их взаимодействии.
Таким образом, в статье представлены теоретические основы ведущих компонентов структуры саморазвития личности средствами физической культуры, обеспечивающими в теоретическом аспекте самореализацию субъекта деятельности в личностном саморазвитии и характеризующими достаточную автономность саморазвития как интегративного понятия
педагогической системы, способной обеспечить развитие личности в области физического и социально - нравственного воспитания.
Литература
1. П.К. Ананьев. Человек как предмет изучения - Л., 1918 -358с.
2. П.К. Анохин. Принцип системной организации функций - М, 1973.
3. П.К. Анохин. Внутреннее торможение как проблема физиологии -М, 1958.
4. Н.А. Бернштейн. Очерки физиологии движений и физиологии активности - Л.,1966 - 324с.
5. Брушлинский. Психология мышления и проблемы обучения.-М, 1986 - 96с.
7. И.Е.Коновалов. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений. Монография. М.:изд. Флинта 2011 с.351
8. А.А.Оплетин. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа (на материале физического воспитания). Диссертация К.П.Н. Пермь-2005-226с.
9. И.П. Павлов. Лекции по физиологии - М. ,1952 - 425с.
10. И.П. Павлов. Лекции по физиологии - М. ,1952 - 425с.
11. С.Я. Рубинштейн. Бытиё и сознание - М., 1957 - 327с.
12. В.В. Сериков. О целостном подходе к изучению готовности старшеклассников к труду// организация единого учебного и воспитательного процессов - , 1982 -327с.
13. А. А. Ухтомский. Физиологический покой и лабильность как биологический фактор современной системы в 2т - Л., 1951- 289с.
Bibliography
1 . P.K.Ananyev. The person as a studying subject - L. 1918 - 358с.
2 . P.K.Anokhin. The principle of the system organization of functions - M, 1973.
3 . P.K.Anokhin. Internal braking as a physiology problem - M, 1958.
4 . N.A.Bernstein. Sketches of physiology of movements and activity physiology - L., 1966 - 324с.
5 . Brushlinsky. Psychology of thinking and training problem. - M, 1986 - 96с.
7 . I.E.Konovalov. Structure and program and substantial providing system of modern physical training of students of musical average special educational institutions. Monograph. М.:изд. Flint 2011 of page 351
8 . A.A.Opletin. Pedagogical technology of social and moral self-development of the identity of pupils of college (on a material of physical training). K.P.N. thesis Perm-2005 page-226
9 . Nominative Pavlov. Lectures on physiology - M, 1952 - 425с.
10 . Nominative Pavlov. Lectures on physiology - M, 1952 - 425с.
11 . S.Ya.Rubenstein. Being and consciousness - M, 1957 - 327с.
12 . V. V. Serikov. About complete approach to studying of readiness of seniors to work//the organization of uniform educational and educational processes - 1982 - 327с.
13 . A.A.Ukhtomsky. Physiological rest and lability as a biological factor of modern system in 2т - L. 1951-
289с.
Статья поступила в редакцию: 14.05.2013 г.