_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 101.1
Л.В. Юдина
студентка ФК-1602 КубГАУ г. Краснодар, РФ liliya_yudina98@mail. ru
РУССКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ПРОЧТЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ
ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
Аннотация
Представлены проблемы, поставленные российскими философами. Рассмотрена связь русской идеи и патриотизма. Дан анализ современных концепций русской доли.
Ключевые слова
Русская идея, «государство русских», патриотизм, национальное самосознание, самобытность.
В современном русском обществе очень часто поднимаются темы, которые можно уже назвать традиционными для русской идеи, еще с 19 века. Это мысли о судьбе нашего государства, его роли во всемирной истории, отношении с восточной и западной цивилизациями. Ее анализ, в большинстве случаев, построен на воззрениях отечественных философов, в частности тех, кто выражал свои мысли о любви к Родине и проблеме ее совершенствования в социуме. Данные философы разрабатывали и совершенствовали теоретические азы патриотизма в близкой взаимосвязи с национальной мыслью.
В давние времена в основании русской мысли стояло мессианство, т.е. главный носитель истинных ценностей христианства, а вслед за упадком Византии - православной государственности. В течение многих веков основными мыслями, которые витали вокруг россиян, являлись сохранение единства, воспитание национального самосознания и любви к Отечеству. Другие народы, принимая от великой державы самую разную помощь, начали воспринимать Русь как свою историческую родину. Впоследствии чего, соображения о значимости и призвании русского народа, т.е. русская идея, стала единой для всех нации, народностей, населяющих нашу землю.
Появление понятия «русская идея» часто связывают с В.С.Соловьевым, выступившим в 1888 году с трудом под таким названием в Париже. Благодаря этому она стала нормативной для подавляющего большинства соотечественников, раздумывающих над этой проблематикой. Значительной чертой национальной идеи В.С. Соловьева представляется осознание эффективности только той идеи, которая служит мировому прогрессу. Мыслитель основательно выступил против национального самолюбования и ограниченности. В.С.Соловьев подчеркивает, что самый важный вопрос для русского человека это «вопрос о смысле существования России в мировой истории» [5, C. 78].
Мысли Н.А.Бердяева о поднятой проблеме, всемирного полпреда этой самой мысли, отображены в знаменитой книге «Русская идея». Философ ставил русскую идею как самую главную проблему русской метафизической мысли и публицистики. Важнейшее его утверждение в книге - «построение на земле совершенного христианского социума» [1, C. 278]. Подобную или очень близкую мысль можно найти также в работах Ф.А.Степуна, Г.В.Флоровского и И.А.Ильина. Стоит отметить, что И.А. Ильин, подчеркнул, что «возраст русской идеи это возраст самой России» [2, C. 144]. Главное в ней, обозначает он, то, что она показывает историческую специфику и указывает народу его историческую задачу.
Одним из достойнейших мыслителей своего времени, Достоевский пишет, что русскому народу свойственна чуткость, что понимается как особый дар чувствовать дух разнообразных народностей Европы и Азии. Умение понимать другого человека - это качество, характерное тем людям, которые много пережили и в то же время не озлобились на мир в конце вынесенных страданий. Следовательно, русская идея, согласно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
классику, есть рвение к «мировому общечеловеческому сплочению», базирующееся на правилах общей нравственности.
Главным разногласием в воззрениях на русскую мысль был, с одной стороны, отыскание её различий с национальными идеями иных народов для конфронтации с ними и, с иной стороны, для сплочения с ними. В 2-ой половине века все большее воздействие получала непосредственно 2-ая тенденция, понимающая «русскую идею» как мысль общечеловеческую, нацеленную на всеобщее процветание и считающую, что настоящее государственное развитие немыслимо без благоденствия и иных народов. Знаком подобного партнерства народов была концепция соборности, концепция беспрепятственного единения наций, при поддержании ими собственной государственной самобытности. Приверженцы подобного осмысления «русской идеи» признавали неосуществимость свершения подобного идеала, но полагали необходимым отметить человеческий ориентир для последующего формирования.
В нынешней России имеется достаточно интерпретаций «русской идеи». Анализируя современные концепции русской доли, возможно, отметить ряд ключевых тенденций во взглядах на будущее государства и народа, содержащих обращение к русской идеи в собственном арсенале. Для этих направлений облик будущей России представляется как этноцентричное формирование, или «государство русских» [2, C. 314]. Именно здесь более сформирован национализм, подчёркивается несопоставимость западных форм формирования с многознаменательным опытом России. Приверженцы «государства русских» больше обращаются к трудам И. А. Ильина, который, по их мнению, был основным теоретиком «русской идеи» в 20 столетии. Наряду с этим работы мыслителя рассматриваются в еще наиболее шовинистическом ключе, нежели сами тексты дают для этого основания.
Нынче, как и прежде не имеется тот основной обширный базис, около которого выстраивалась бы эволюция российской культуры и образования. Их восстановление должно начинаться с совершенствования учено - педагогической теории русской государственной школы. Базисом русской идеи являются классические ценности нашего народа - речь, история и публицистика, устное народное творчество, событие православной веры, философия и педагогика, психология и др.
На сегодняшний день, когда всё ещё длится период формирования основной государственной мысли в России, в работах многочисленных отечественных мыслителей (Б.А. Каневский, П.Н. Шебардин, В.И. Лутовинов) описываются разнообразные воззрения на явление патриотизма как самого главного «элемента общенациональной мысли, вызванной служить объединению и укреплению общества и страны» [3, C. 118]. Так, Б.Каневский в своих работах говорит о том, что патриотизм несет в себе особую важность, ведь он представляет духовный стержень связи, гармонии нынешнего общества, сбережения его специфики и оригинальности в таком разнообразном мире. В. Лутовинов считает любовь к Родине «моральным базисом долговечности государства, а также важным эндогенным фактором, заставляющим общество развиваться» [4, C. 205], призывающим граждан активно участвовать в жизни страны и служить интересам Отечества. Как социальное проявление патриотизм - это основа жизни и процветания любой нации и страны.
Сегодня прослеживается новая вспышка заинтересованности к ушедшим в историю спорам и к тем видным мыслителям, которые принимали в них участие, ведь схожие тематика и проблематика начали снова беспокоить россиян и тех, кто неравнодушен к судьбе России. Именно поэтому русская концепция снова имеет возможность притязать на значимость духовно высоконравственной и общественной значимости. Она пробуждает ожидания обретённой части отечественного общества на восстановление государственных традиций и устоев, празднество национальных прав и возможностей людей, улучшение функции семьи, создание общероссийского патриотического совершенства.
В разумении сути русской идеи многочисленные именитые ученые, общественные деятели, представители культуры отталкиваются от того, что национальный эталон на данный момент исполняет роль духовной основы возрождения России, нашей исторической памяти, национального самосознания, желания жителей к лучшей жизни, выражения ими большой духовности и подлинного патриотизма. Другой не менее значимой духовной ценностью, ведущей к обновлению России, является мысль о славянском единстве. Ведь на данный момент общеславянский этнос состоит из более 300 млн. людей, проживающих в 13 странах Европы. Эта идея появилась еще в XIX веке, когда видные русскоязычные учёные и активисты,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
заинтересованные панславизмом, говорили о формировании славянской федерации во главе с Россией. Однако ход исторического процесса сложился иначе: славяне стали на долгие века и по сей день разъединены из-за многочисленных факторов: территориального, государственного и религиозного. Список использованной литературы:
1. Бердяев Н.А. Судьба России. М., Искусство, 1998. - 180 с.
2. Ильин И.А. Россия есть живой организм. В книге.: Русская идея. Сост. М.А. Маслин. М., Наука, 1992. -487 с.
3. Лососий Н.О. Характер русского народа. - Он же. Условия абсолютного добра. М., 1991. - 206 с.
4. Русская идея: сборник произведений русских мыслителей/ сост. Е.А Васильев; предисл. А.В Гулыги. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 360 с.
5. Соловьев В.С. Русская идея// Соловьев В.С. Соч.: в 2 т, Т.2. -М.: Правда,1989. - 388 с.
© Юдина Л. В., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.98
К.А. Ганникова
студентка-магистрант 2 курса юридического факультета Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
г. Краснодар, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация
Статья посвящена вопросам планирования расследования краж автомототранспортных средств.
Ключевые слова
Планирование, автомототранспортные средства, версии, следователь, оперативные работники.
Основой планирования расследования краж автомототранспортных средств является тщательное изучение преступной деятельности в материальных изменениях и в мысленных образах, лежащих в основе выдвигаемых следователем версий. Версии, в свою очередь, основываются на фактических данных исследуемого события, а также на профессиональном опыте следователя. Следует отметить, что на основании разработанных версий происходит планирование расследования краж автомототранспортных средств, являющееся главным условием целенаправленной деятельности следователя.
Н. И. Кулагин совершенно прав в своем утверждении о том, что планирование расследования является условием рациональной организации расследования и представляет собой мыслительную деятельность по определению основных направлений следствия, а также последовательности производства процессуальных действии и иных мероприятий [1, с. 18].
Проблемы планирования расследования краж автомототранспортных средств являются исключительно актуальными и требуют использования последних достижений науки и техники. В плане расследования преступления должно быть предусмотрено место следственного действия, характер, последовательность его, последствия данного действия для этого места. При планировании своих действий следователь обычно придерживается рекомендаций, разработанных криминалистической наукой на основе следственной практики. Связано это с тем, что следственные действия по сей день достаточно не отражены в законодательстве.
При выдвижении версий учитывают как типичные формы развития этой деятельности, так и специфичные, присущие только расследуемому событию. Специфичные особенности данного вида преступной деятельности, естественно, невозможно учесть ни в каких рекомендациях вследствие их бесконечного разнообразия, поэтому они изучаются оперуполномоченными, следователями и в каждой конкретной ситуации сравниваются с базовыми криминалистическими характеристиками краж автомобилей, основанных на типичных проявлениях этого вида преступлений. На основании типичных и специфичных черт деяния строят ретроспективную модель преступной деятельности и на этом основании прогнозируют будущую деятельность по раскрытию этого деяния, основываясь на реальном наличии сил и средств, которые возможно привлечь для этой цели.
Ещё одной проблемой планирования расследования преступлений данного вида является организация взаимодействия между следственными и другими государственными органами в целях организации оперативно-розыскных работ по раскрытию преступлений. Известно, что в ходе расследования преступлений оперативные работники обязаны помогать следствию. Подобное взаимодействие, в целях повышения эффективности расследования, между следователем и оперативными работниками по-разному оценивается специалистами по криминалистике. Так, в юридической литературе отмечается, что такое взаимодействие можно определить как объединение усилий деятельности следователя с усилиями