крупнейших поставщиков высококачественного мяса - «мраморной» говядины и мясопродуктов из неё на международный рынок и продолжает успешно развиваться.
Возможность высокоэффективного развития аналогичного мясного скотоводства в условиях России доказана нашими фермерами-скотоводами, успешно и творчески освоившими эту технологию практически повсеместно в России: от Калужской области и до Амурской -и догнавших по показателям эффективности, а главное, по уровню своих доходов, заокеанских коллег-фермеров [7]. При этом они также демонстрируют низкую себестоимость производимого ими мяса, которая в разы ниже, чем у крупных сельхозтоваропроизводителей, включая самые «современные животноводческие комплексы».
При этом важно иметь (достичь) сравнимую или более низкую с заокеанскими фермерами - конкурентами на мировом рынке себестоимость продукции. Так цена их говядины в убойном весе в 2012 г. составила около 195 долл. США за центнер мяса (около 60 руб./кг) [2]. Вот эти параметры, по-нашему мнению, и должны стать целью национального бизнес -проекта по развитию мясного скотоводства и экспорта мясной продукции на основе развития массового (и кооперированного) семейного фермерства и сети агрогородков фермеров по всей стране.
Материализация этих основных предлагаемых тезисов может быть достигнута через реализацию, например, раздела 4 «Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 г.», где прямо указывается на необходимость «расширить и углубить научные исследования в области устойчивого развития сельских территорий и усилить научно-методическую поддержку органов управления развитием сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровнях».
Это тем более необходимо, т.к. сама Концепция и последовавшие за ней Концепции
и Стратегии развития (до 2020 г.) на уровне регионов в полной мере и наглядно демонстрируют по уже указанному выше заключению коллег из ВИАПИ: «...противоречивость и декларативность» целей и задач и не могут служить, по-нашему мнению, «дорожной картой» эффективного развития российского АПК и сельских территорий в целом.
Отсюда и происходит неутешительное состояние нашего села и АПК и обоснованные сомнения в продовольственной безопасности страны и отдельных её регионов. Дело остаётся «за малым»: «расширять и углублять» научные исследования и создавать на их основе эффективные и дееспособные «стратегии и тактики» развития АПК регионов и их сельских муниципальных образований с обеспечением реальной их продовольственной безопасности.
Источники
1. Статистические материалы развития агропромышленного производства России. М.: Россельхо-закадемия, 2014. - 35 с.
2.СМЕ: Скот в живом весе дорожает [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.íurazh.-Ш/П^31.
3. Черняков Б.А. Конкурентоспособность аграрного сектора США: полезный опыт для России //Аграрный вестник Урала.2009. № 6. С. 6-12.
4Отчёт об итогах научной и производственной деятельности за 2010 г. М.: ВИАПИ, 2010. - С. -3.
5. Сёмин А.Н., Карпов В.К. Продовольственная безопасность России: современные проблемы и новые возможности // Агропродовольственная политика России. 2014. №6. С.5-8.
6. Сёмин А.Н., Карпов В.К., Лылов А.С. Агрогородок фермеров «Артёмовский» с оптово-продовольст-венным рынком. Екатеринбург: Уральское издательство, 2013. - 12 с.
7.Давыдов А.А. Рекомендации, опыт применения технологий мясного скотоводства в крестьянском (фермерском) хозяйстве «ДИК» Калужской облас-ти[Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://www.fermer.ru/book/sport//hinl/27520.
РОЛЬ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Усенко Л.Н., д.э.н., проф., Засл. деятель науки РФ, проректор Ростовского государственного
экономического университета
Неотъемлемой частью национальной безопасности страны является ее продовольственная безопасность - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется экономическая и физическая доступность для каждого
гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства страны и в объемах не менее рациональных норм потребления. Обеспечение продовольственной безопасности должно быть приоритетным направлением государственной политики,
так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. АПК является важнейшим элементом экономики России и основообразующим для ее продовольственной безопасности.
Гарантией достижения продовольственной безопасности страны является стабильность преимущественно внутренних источников поступления продовольствия.
Однако сложившаяся модель отечественной экономики, базирующаяся преимущественно на экспорте сырья и топлива и крупномасштабном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства, неприемлема для экономического развития и требует кардинального изменения. Это особенно опасно в современных условиях, когда продовольствие все больше и больше становится одним из основных факторов политического и экономического давления в международных отношениях России с экономически развитыми странами.
Высокая зависимость от импорта - основная угроза для продовольственной безопасности России. На ввоз импортного продовольствия правительство Российской Федерации ежегодно затрачивает около 22-26 млрд долл.. Однако стоит отметить, что развитие национальных АПК в мире происходит по пути совершенствования управления и повышения эффективности по всей продовольственной цепочке, что позволит достигать высокого уровня самообеспечения продовольствием. В этом контексте Россия имеет огромное преимущество (десятая часть мировых пахотных земель и более четверти запасов пресной воды). Но решающим фактором в производстве продовольствия является не земельная площадь, а способность государства и товаропроизводителей обеспечивать освоение самых современных технологических новаций и высокую отдачу сельскохозяйственных угодий. Для стабильного обеспечения населения продовольствием и регулирования внутренних и внешних угроз стабильности продовольственного рынка в 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности России. В ней определены основные направления аграрной и социально-экономической политики государства. Для достижения продовольственной безопасности на региональном уровне предусмотрены меры по обеспечению экономической и физической доступности продовольствия, улучшению его каче-
ства, а также меры по развитию сельского хозяйства и внешнеэкономической политики.
Региональная экономическая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности должна строиться с учетом показателей, характеризующих объемы производства и потребления сельскохозяйственной продукции [4].
Южный федеральный округ (ЮФО) занимает 2,5% территории России, на его долю приходится почти 10% населения страны. Регион играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, так как находится в наиболее благоприятных климатических условиях. Здесь сосредоточена почти шестая часть посевных площадей страны, на которых выращивается около 25% общероссийского валового сбора зерновых культур, половина всего сбора семян подсолнечника, почти пятая часть урожая овощей. Удельный вес региона в общем объеме производства продукции сельского хозяйства России в 2012-2013 гг. составил 15,8%, в то время как в 2013 г. объемы производства продукции сельского хозяйства превысили показатели 2012 г. на 6,2%, что говорит о положительной динамике на уровне страно-вых показателей.
В 2011-2013 гг. в ЮФО наблюдался прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции на уровне 17%.Среди субъектов ЮФО по темпам роста лидировали Волгоградская область - 24,8% и Ростовская область -15,8%.Наибольший удельный вес в общем объеме произведенной сельскохозяйственной продукции ЮФО приходился на сельскохозяйственные организации - 49,15% и хозяйства населения - 34,33%, доля фермерских хозяйств по прежнему незначительна - 16,51%.
В свете напряженной внешнеполитической обстановки, введения санкций и торгового эмбарго на импорт продукции в 2014 г. большое внимание уделяется активизации собственных сельскохозяйственных ресурсов регионов страны с целью увеличения продовольственной безопасности страны, в том числе и на региональном уровне. Ведется активное финансирование отдельных отраслей АПК. Так, в Ростовской области завершается строительство новой птицефабрики мощностью 130 тыс. т индейки. Кроме того, заканчивается строительство комбикормового завода - крупнейшего в России, мощностью 550 тыс. т в год. Плодоовощной комплекс Краснодарского края в рамках импор-тозамещения способен полностью восполнить объемы поставок импортных фруктов.
Регион 2012 г. 2013 г.
Сельское Растение- Животно- Сельское Растение- Животно
хозяйство водство водство хозяйство водство водство
Российская Федерация 95,2 88,3 102,8 106,2 112,3 100,5
Южный федеральный округ 90,6 86,5 98,0 104,4 111,8 92,1
Республика Адыгея 102,2 99,2 107,1 109,6 116,2 99,8
Республика Калмыкия 98,4 47,3 111,1 100,4 84,0 102,5
Краснодарский край 89,3 87,1 93,6 106,9 117,8 85,1
Астраханская область 105,7 106,4 104,9 100,8 100,6 101,0
Волгоградская область 90,3 85,8 99,2 109,2 116,3 97,1
Ростовская область 89,0 83,4 99,4 98,4 101,3 93,4
Угрозой продовольственной безопасности региона является высокий уровень дифференциации доходов среди субъектов, а также рост индекса потребительских цен на продовольственные товары. С целью повышения уровня продовольственной безопасности региона, помимо государственной поддержки и стимулирования развития аграрно-продовольственного сектора, необходимы меры по сокращению масштабов бедности, повышению доступности и качества продовольствия [4]. Мерами региональной экономической политики по повышению уровня продовольственной безопасности региона является модернизация инфраструктуры продовольственного рынка, повышение степени ее доступности для всех производителей аграрно-продовольственного сектора.
В целом, ЮФО - один из самых быстрорастущих регионов России, с благоприятными для наращивания АПК условиями и инвестиционным климатом. До 2018 г. запланировано завершение 10 крупнейших инвестиционных проектов по модернизации и росту регионального АПК [5]. Роль ЮФО в продовольственной безопасности страны сложно переоценить. Учитывая рост объемов сельскохозяйственной продукции региона на фоне страновых показателей, а также превышение темпов роста продукции на 5-10% (производство молока, скот и птица на убой) по сравнению с другими регионами России, можно выделить положительную тенденцию, при которой в ближайшей перспективе - увеличение доли подкомплексов региона в АПК страны, рост объемов производст-
ва продукции, привлечение новых инвестиций
и, как следствие, более высокий вклад региона в
продовольственную безопасность страны.
Источники
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 30 янв. 2010 г. № 120. [Электронный ресурс] http://www.mcx.ru/documents/document/
2. show/14857.19.htm
3. Усенко, Л.Н. Продовольственная безопасность как фактор экономической безопасности России: преодоление кризисных явлений/Научные труды МСЭ и ВЭО России, том 114 (том 28). - Москва-Санкт-Петербург, 2009. - 122 с. (С. 93-102).
4. Усенко, Л.Н. Продовольственная безопасность как фактор продовольственного обеспечения России// Продовольственное обеспечение регионов Российской Федерации: теория, методология, практика: Материалы международного круглого стола, г. Ростов-на-Дону, сентябрь 2010 г. - Ростов н/Д: ГНУ ВНИИЭиН, 2010. -328 с. (С. 42-48)
5. Антамошкина, Е.Н. Показатели эффективности аграрной политики в сфере продовольственной безопасности ЮФО // Вестн. Волгогр. гос. унта. Сер. 3, Экон. Экол. 2013. №2(23)
6. 10 крупнейших инвестиционных проектов ЮФО в АПК и пищевой промышленности [Электронный ресурс] http://expert.ru/ratings/10-krupnej shih-investitsionnyih-proektov-yufo -v-apk-i-pischevoj-promyishlennosti/
7. Основные показатели сельского хозяйства России в 2013 г. : стат. сб. / Росстат. - М., 2014. -С. 40-68.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПКРЕГИОНА
Бессонова Е.В., к.э.н., ведущий науч. сотр., Афанасьев Е.В., к.э.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
В период планового ведения экономики зяйства составляли «Генеральные схемы разви-
основу долгосрочного развития народного хо- тия и размещения производительных сил на