Регион 2012 г. 2013 г.
Сельское Растение- Животно- Сельское Растение- Животно
хозяйство водство водство хозяйство водство водство
Российская Федерация 95,2 88,3 102,8 106,2 112,3 100,5
Южный федеральный округ 90,6 86,5 98,0 104,4 111,8 92,1
Республика Адыгея 102,2 99,2 107,1 109,6 116,2 99,8
Республика Калмыкия 98,4 47,3 111,1 100,4 84,0 102,5
Краснодарский край 89,3 87,1 93,6 106,9 117,8 85,1
Астраханская область 105,7 106,4 104,9 100,8 100,6 101,0
Волгоградская область 90,3 85,8 99,2 109,2 116,3 97,1
Ростовская область 89,0 83,4 99,4 98,4 101,3 93,4
Угрозой продовольственной безопасности региона является высокий уровень дифференциации доходов среди субъектов, а также рост индекса потребительских цен на продовольственные товары. С целью повышения уровня продовольственной безопасности региона, помимо государственной поддержки и стимулирования развития аграрно-продовольственного сектора, необходимы меры по сокращению масштабов бедности, повышению доступности и качества продовольствия [4]. Мерами региональной экономической политики по повышению уровня продовольственной безопасности региона является модернизация инфраструктуры продовольственного рынка, повышение степени ее доступности для всех производителей аграрно-продовольственного сектора.
В целом, ЮФО - один из самых быстрорастущих регионов России, с благоприятными для наращивания АПК условиями и инвестиционным климатом. До 2018 г. запланировано завершение 10 крупнейших инвестиционных проектов по модернизации и росту регионального АПК [5]. Роль ЮФО в продовольственной безопасности страны сложно переоценить. Учитывая рост объемов сельскохозяйственной продукции региона на фоне страновых показателей, а также превышение темпов роста продукции на 5-10% (производство молока, скот и птица на убой) по сравнению с другими регионами России, можно выделить положительную тенденцию, при которой в ближайшей перспективе - увеличение доли подкомплексов региона в АПК страны, рост объемов производст-
ва продукции, привлечение новых инвестиций
и, как следствие, более высокий вклад региона в
продовольственную безопасность страны.
Источники
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 30 янв. 2010 г. № 120. [Электронный ресурс] http://www.mcx.ru/documents/document/
2. show/14857.19.htm
3. Усенко, Л.Н. Продовольственная безопасность как фактор экономической безопасности России: преодоление кризисных явлений/Научные труды МСЭ и ВЭО России, том 114 (том 28). - Москва-Санкт-Петербург, 2009. - 122 с. (С. 93-102).
4. Усенко, Л.Н. Продовольственная безопасность как фактор продовольственного обеспечения России// Продовольственное обеспечение регионов Российской Федерации: теория, методология, практика: Материалы международного круглого стола, г. Ростов-на-Дону, сентябрь 2010 г. - Ростов н/Д: ГНУ ВНИИЭиН, 2010. -328 с. (С. 42-48)
5. Антамошкина, Е.Н. Показатели эффективности аграрной политики в сфере продовольственной безопасности ЮФО // Вестн. Волгогр. гос. унта. Сер. 3, Экон. Экол. 2013. №2(23)
6. 10 крупнейших инвестиционных проектов ЮФО в АПК и пищевой промышленности [Электронный ресурс] http://expert.ru/ratings/10-krupnej shih-investitsionnyih-proektov-yufo -v-apk-i-pischevoj-promyishlennosti/
7. Основные показатели сельского хозяйства России в 2013 г. : стат. сб. / Росстат. - М., 2014. -С. 40-68.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПКРЕГИОНА
Бессонова Е.В., к.э.н., ведущий науч. сотр., Афанасьев Е.В., к.э.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
В период планового ведения экономики зяйства составляли «Генеральные схемы разви-
основу долгосрочного развития народного хо- тия и размещения производительных сил на
долгосрочную перспективу (15-20 лет)», разрабатываемые в соответствии с директивами съездов КПСС.
Научно-методическая основа Генеральных схем включала в свой состав следующие направления:
- детальный анализ исходной экономической базы, современного уровня развития и размещения производительных сил, межрайонного разделения труда и комплексного развития хозяйства регионов;
- выявление и сравнительный анализ вариантов перспективных уровней развития народного хозяйства на расчетный период в территориальном разрезе с учетом достижений научно-технического прогресса;
- определение критериев и методов технико-экономического обоснования различных вариантов рационального размещения производства;
- решение межрайонных экономических проблем размещения производительных сил: подъема уровня жизни по регионам страны, выравнивания уровней экономического развития территорий, совершенствования межреспубликанского (межрайонного) разделения труда и производственных связей, создания новых рабочих мест и рационального использования трудовых ресурсов в региональном разрезе;
- направления развития транспортных связей на основе созданий Единой транспортной системы [1].
Долгосрочное прогнозирование регионального развития базировалось на единстве методологии исследований и использовании единой методической и информационной базы. Обязательным условием при разработке схем являлось подчинение их концепциям социально-экономического развития страны, т. е. целям и задачам развития экономики страны на длительный период.
На основе Генеральных схем развития и размещения производительных сил, как результирующих документов, разрабатывались пятилетние планы сбалансированного развития всех сфер экономики и регионов.
Пятилетние планы были не просто среднесрочным прогнозом, они содержали вполне конкретные задания и объемы развития всех сфер экономики. В пятилетних планах намечаемые программные мероприятия имели балансовую увязку со всеми видами материальных, финансовых и многоцелевых ресурсов. Реальность реализации того или иного объекта, включенного в пятилетний план, практически не вызывала сомнений [2].
На основе пятилетних планов развития экономики страны разрабатывались годовые планы, в которых для предприятий каждой отрасли народного хозяйства задавались практически поквартальные задания на реализацию, с выделением на эти цели материальных и финансовых ресурсов, средств государственной поддержки.
Таким образом, в период плановой экономики, ее развитие планировалось в три этапа: генеральная стратегия (схема) - пятилетний план - годовой план.
При этом разработка долгосрочных прогнозов (схем) позволяла в дальнейшем консолидировать материальные и финансовые ресурсы для выполнения важнейших крупномасштабных проектов.
С начала рыночных реформ в России не разрабатывались долгосрочные государственные планы, программы, прогнозы экономического и социального развития. На начало 2000 г. имелись только некоторые концептуальные документы. В соответствии с действующим законодательством, как Российская Федерация, так и регионы могли вообще не иметь стратегических документов в области территориального планирования.
И только после 30 июня 2005 г., когда на заседании Правительства РФ была рассмотрена «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации стали проводить активную работу по разработке региональных стратегий. Методическую работу и координацию по разработке стратегий осуществляло Министерство регионального развития Российской Федерации.
Начиная с 2007 г. подобные стратегии стали разрабатываться в регионах по типовому макету в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министра регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.
В 2008 г. межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов российской федерации «Сибирское соглашение» была подготовлена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года»
[3], которая определила основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 г. Стратегия была разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами
[4, 5].
В настоящее время все субъекты федерации в Сибири имеют стратегические планы развития своих регионов. Однако, как отмечают ученые и специалисты, в разработанных документах нет достаточной проработки развития отраслей экономики на долгосрочную перспективу. В стратегиях СЭР отрасли представлены фрагментарно.
Давно назрела потребность в стратегии долгосрочного развития агропромышленного комплекса. Значительное технологическое отставание АПК страны, слабая материально-техническая оснащенность, низкий инновационный уровень агропромышленного производства, неблагоприятная макроэкономическая ситуация, связанная с диспаритетом цен, поставили агропромышленный комплекс в условия выживания. Продовольственная зависимость России растет с каждым годом и в настоящее время достигает 50%, в крупных мегаполисах -80-85%. Ситуация еще более обострилась с вступлением страны в ВТО.
Первым серьезным шагом к пониманию проблемы развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности страны явилось решение правительства включить сельское хозяйство в число приоритетных национальных проектов 2006-2007 гг. наряду с такими проектами как «ПНП Здоровье», «ПНП Образование», «ПНП Жилье».
Начиная с 2008 года, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Программа была принята в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», носила системный, комплексный характер, включая конкретные задачи и пути их решения.
Однако, как справедливо отмечает М. Коробейников, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, доктор экономических наук, член-корреспондент Россельхозакадемии, и на-цпроект и Госпрограмма уже на первых порах столкнулась с огромными трудностями и с неожиданными препятствиями, связанными с тем, на какой основе - жилищной, кадровой, социально-экономической, технико-технологической, организационной, управленческой - это
будет осуществляться. Поэтому, как считает ученый «нужна выверенная, глубоко обоснованная и продуманная долговременная стратегия возрождения и устойчивого развития села, всего АПК. Учитывая, что на это потребуются огромные денежные средства, поставленная задача по силам только государству, которое может полностью взять на себя финансирование этого стратегического проекта» [6].
По мнению ученого, стратегия должна включить четыре основных направления:
- восстановление и устойчивое развитие сельских территорий;
- подготовка для села кадров, как массовых профессий, так и специалистов высшего звена, способных работать с применением новых современных технологий;
- окончательное решение земельного вопроса, создание прозрачности земельных отношений между пользователями земли и государством;
- разработка и предложение экономического механизма ценообразования, отвечающего интересам субъектов хозяйствования АПК [6].
По нашему мнению, стратегия должна включать на равных правах решение двух взаимосвязанных проблем: развитие АПК с конкретизацией стратегии развития приоритетных отраслей и развитие сельских территорий. Эти проблемы должны решаться комплексно. Только в этом случае можно будет говорить о положительных результатах и в конечном итоге о решении проблемы продовольственной безопасности страны.
Источники
1. Некрасов Н.Н. Региональная экономика (теория, проблемы, методы), М., «Экономика», 1975. - С. 25-35.
2. Пашнанов ЭА. Критерии и приоритеты программно-целевого развития агропромышленного региона. Волгоград. 2006. - 222 с.
3. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. УтвержденаУказом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
6. Коробейников М. АПК России: современное состояние и стратегия развития // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 8 - С. 24-29.