УДК 371
Sabreen Abd al Kader, postgraduate, Department of Education and Pedagogical Sciences, Novgorod State University
(Veliky Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF KINDERGARTEN TEACHERS AND PARENTS IN CHILDREN'S READINESS TO GO TO THEFIRST GRADE.
The article discusses the issues of preparing children for leaving kindergarten and going to school. To come to the first grade is sometimes difficult and may even be a moment of crisis in the child's development. It is important to understand what tasks the kindergarten teachers, professionals, collaborating with the kindergarten and parents fulfill. The author concludes that for the child to leave kindergarten happens painless, or at least with the least psychological trauma, he requires a coordinated effort on the part of his educators, parents and future teachers. Their consistency and professionalism will largely depend on the success of the child's education, which happens on first days of his stay in school.
Key words: transition to school process of training, kindergarten teacher, parents, crisis of development.
Сабрин Абд Аль Кадер, аспирантка 2 года факультета «Образование и педагогические науки», Новгородский
государственный университет, г. Великий Новгород, Е-mail: [email protected]
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙДЕТСКОГО САДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
В статье рассматриваются вопросы подготовки детей к переходу из детского сада в первый класс школы. Переход в первый класс - иногда нелёгкий и даже кризисный момент в развитии ребёнка. Важно осознать, в чём заключаются задачи воспитателя детского сада, профессионалов, сотрудничающих с детским садом, а также родителей. Автор делает вывод о том, что для того, что бы переход ребёнка из детского сада в общеобразовательную школу прошёл безболезненно или хотя бы наименее психотравматично, необходимы координированные усилия со стороны окружающих его взрослых людей - воспитателей, родителей, будущих учителей. От их согласованности и профессионализма во многом будет зависеть успешность обучения ребёнка, которая закладывается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Ключевые слова: переход в школу, процесс подготовки, воспитатель детского сада, родители, кризис развития.
Подготовка воспитателей детских садов к процессу формирования у детей готовности к обучению в общеобразовательной школе является актуальной проблемой. Данная проблема в каждой стране решается по-разному, в зависимости от требований уровня развития детей перед поступлением в школу, сложности школьной программы и других факторов. Рассмотрим, как решается данная проблема на примере подготовки детей в школе в детских салах Израиля.
Паяс-Глик [1] утверждает, что эмоциональное развитие - это основа здорового развития личности ребёнка, поэтому воспитатель детского сада в первую очередь должен понимать, в чём состоят эмоциональные потребности воспитуемого. Это особенно важно на этапе подготовки детей к школе.
Дети, обладающие повышенной чувствительностью, имеющие много страхов, отличающиеся особой тревожностью и конфликтностью, они не могут нормально развиваться, это, скорее всего, будет способствовать развитию психологического барьера при поступлении в школу, поэтому эти дети нуждаются в помощи в первую очередь. Также слишком закрытые и спокойные дети, избегающие интеракции с окружающей средой, недостаточно выражающие свои чувства, тоже не всегда правильно развиваются. Это может вызывать осложнения при поступлении ребёнка в школу, когда эти проблемы могут обостриться в связи с тем, что ребёнок попадёт в другую среду.
Ещё на этапе подготовки в школу важно, что бы среда детского сада была эмоционально здоровой и способствовала раскрытию детей - и в физическом, и в духовном плане, при этом обеспечивала ребёнку отдых и покой [2].
Задачи воспитателя детского сада не просты и разнообразны:
- защитить ребёнка от расстройства, нередко возникающего при длительном пребывании в маленьком закрытом помещении,
- защитить от слишком большого количества поступающей в процессе занятий информации,
- защитить, при необходимости, от других детей в процессе периодически возникающих конфликтных ситуациях и др.
Воспитатель детского сада должен учитывать индивидуальные различия между детьми, ведь к каждому ребёнку нужен свой особый подход, в то же время необходимо каждому ребёнку обеспечить комфортную уютную среду.
При этом очень важен элемент игры со сверстниками и взрослыми. Вместе с тем, важна и личная внутренняя свобода, независимость от других детей, умение играть и в одиночестве. Важно уравновесить грань между общественными потребностями ребёнка и его независимостью от коллектива. Ребёнку необходимо найти своё место в коллективе, умея принять интересы других, их участие и даже иногда главенство, важно побыть и в
роли лидера, и в роли ведомого [2]. Поведение в обществе включает в себя осознание прав и интересов других членов общества, включая принадлежность (моё и чужое), именно тогда просыпается общественная ответственность, основанная на отношениях «дай - возьми».
В детском саду прививается самостоятельность, которая включает и рутинные каждодневные действия (умывание, одевание, еда, порядок и т. п.), и также решаются интеллектуальные и общественные задачи. Порядок (например, положить на место игрушки) очень воспитывает и организует, и задача воспитателя - приучить к порядку без понуканий [3].
Воспитатель детского сада (обычно, это женщина) во многих смыслах автономна и независима в своём детском саду, дети это её «королевство». Персонал детского сада, как правило, подчиняется воспитателю, а он сотрудничает с «приходящими» службами - психологом, логопедом, трудотерапевтом, помощницей и воспитателем по специальному образованию. Детский сад - это самостоятельная единица, со своим распорядком дня, со своими связями с внешней средой, поэтому управление детским садом включает в себя: область педагогики, управление временем, администрация. Кроме того, воспитатель обязан установить, каким именно детям нужна особая помощь в силу особенностей и трудностей в обучении. Для этого, воспитатель пользуется помощью профессионалов - логопед, трудотерапевт, психолог. Воспитатель - в некотором смысле и директор детского сада, поэтому успех подготовки детей к школе зависит также и от типов управления [6].
Роль воспитателя детского сада при переходе детей в школу трудно преувеличить.
Самая большая трудность - выявить детей с особыми потребностями, обычному воспитателю не всегда хватает знаний и умений, но его (чаще её) политика и поведение при переходе в школу были выявлены как самые важные факторы успеха, больше чем любые административные изменения или изменения в программе обучения [6]. Ребёнок, вовремя направленный в специальную школу, которая максимально отвечает его потребностям, избежит многих проблем в обычной школе. Воспитатель детского сада занят в создании и имплементации образовательной политики в детском саду, включая также оценку и контроль. Воспитатель отвечает за педагогические процессы и новшевства в своём детском саду. Инициатива и видение воспитателя важны в общей работе детского сада, важно насколько привлечены к сотрудничеству профессионалы, и какая атмосфера царит в повседневной жизни детей и взрослых [3].
Роль и задачи родителей.
Можно выделить четыре главных фактора, которые влияют на возможность родителей поддержать детей в периоды кризиса
в развитии, одним из которых, безусловно, является переход из детского сада в школу:
1. Ранняя подготовка, психологическое «закаливание»: подготовка ребёнка к возможным трудностям до того как они наступили. Любые изменения переносятся детьми очень сложно, даже переезд на другую квартиру, а особенно развод родителей, и крайне важно заранее подготовить и «закалить» ребёнка [4].
2. При поступлении в первый класс, важно поговорить с ребёнком о его новом статусе ученика, о том, как важно и интересно, но вместе с тем и сложно учиться, о тех преимуществах, которые дадут знания чтения и письма, но картинка не должна быть идеальной: родитель должен объяснить, что в школе есть чёткий распорядок дня, домашние задания, которые обязательно выполнять, время для игр уменьшается, к правам добавляются и обязанности [5].
3. Эмпатия - развитие возможности родителей слушать и слышать детей, выражать и давать детям выразить чувства, связанные с переживаемым кризисом; уметь слышать злящегося ребёнка, давать проявление гневу, не подавляя его, а даже понимая [5].
4. Поддержка и участие - усилить способность родителей помочь ребёнку пережить чувство возможности, способности справиться со сложностями [5]. Можно привести в пример более ранние успехи ребёнка в борьбе со сложностями и негативными эмоциями. Например, можно сказать: «Ты, действительно, злишься и отчаиваешься, и тебе тяжело, но я уверен, что ты справишься с этим позже. Ты - ребёнок умный, можешь понять события и уже в прошлом это доказал».
Библиографический список
5. Решение конкретных проблем на месте. Часто тревожность ребёнка напрямую связана с довольно простыми вопросами, которые не дают ребёнку покоя. Например, где находится туалет в новой школе, и когда можно воспользоваться им. Важно чтобы родители смогли распознать такого рода вопросы и ответить на них ясно и прямо. Например: «Туалет в конце коридора, можно пойти туда на перемене или на уроке, получив разрешение учителя» [6].
Роль взрослого (родитель, воспитатель, учитель):
Взрослый, важный в жизни ребёнка, служит своеобразным «якорем» при нелёгком процессе адаптации. Взрослый даёт ребёнку необходимое тепло и уверенность, помогает распознать душевные и физические потребности ребёнка, даёт ему необходимые правила поведения и чёткие границы. Кроме того, важно поставить ребёнку посильные и актуальные задачи и помочь осуществить их, дать задания и назначить уровень ответственности за них согласно возрасту, помочь найти своё место в разрастающейся общественной среде, не забывая о семейных и культурных ценностях.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что для того, что бы переход ребёнка из детского сада в общеобразовательную школу возник безболезненно или хотя бы наименее психотравматично, необходимы координированные усилия со стороны окружающих его взрослых людей - воспитателей, родителей, будущих учителей. От их согласованности и профессионализма во многом будет зависеть успешность обучения ребёнка, которая закладывается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
1. Паяс-Глик С. Воспитание в раннем возрасте, проблемы и потребности. Тель Авив, 1968.
2. Броно Г. Культура воспитания: статьи о воспитании. Тель Авив, 2000.
3. Фоерштейн Р. Лекция на тему «Переходы в образовании». Переходы в образовании. Тель Авив, 1997.
4. Виникут Д. Ребёнок, семья и окружение. Тель Авив, 1998.
5. Равив А. и Кацнельсон А. Готовность к школе - теоретические и практические аспекты. Иерусалим, 2003.
6. Кфир Н. Как круги по воде: справиться с кризисом. Тель Авив, 1989.
References
1. Payas-Glik S. Vospitanie v rannem vozraste, problemy ipotrebnosti. Tel' Aviv, 1968.
2. Brono G. Kul'tura vospitaniya: stat'i o vospitanii. Tel' Aviv, 2000.
3. Foershtejn R. Lekciya na temu «Perehody v obrazovanii». Perehody v obrazovanii. Tel' Aviv, 1997.
4. Vinikut D. Rebenok, sem'ya i okruzhenie. Tel' Aviv, 1998.
5. Raviv A. i Kacnel'son A. Gotovnost' k shkole - teoreticheskie i prakticheskie aspekty. lerusalim, 2003.
6. Kfir N. Kak krugi po vode: spravit'sya s krizisom. Tel' Aviv, 1989.
Статья поступила в редакцию 27.07.17
УДК 37.048.45
Tavyrikov E.E., postgraduate, Russian National State University of Physical Culture, Sport and Health n.a. P.V. Lesgaft
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF ACTIVITY OF CURLING TRAINING IN GROUPS FOR BEGINNERS IN YOUTH ATHLETIC CENTERS. The article examines the specificity of sports training of young athletes in condition of youth athletic centers, the specificity of the organization of the training process on curling for beginners. The article examines the curling training program, its distinctive features. The organizing of training activities for beginners is studied in more detail taking into account the specificity of the sport and the requirements for the formation of the leading physical qualities of curlers. The author concludes that curling training in the overall system of many-year athletic training of students in conditions of youth athletic center is very essential; it mostly determines the viability and potential of each young athlete. The curling training programs of athletes are tested in conditions of youth athletic centers, as the training of young athletes in our country at this sport has been arranged not very long time ago.
Key words: curling, youth athletic center, sport training on curling for beginners.
Е.Е. Тавыриков, аспирант, ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта
и здоровья им. П.В. Лесгафта», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО КЁРЛИНГУ В УСЛОВИЯХ ДЮСШ
В статье рассмотрена специфика спортивной подготовки юных спортсменов в условиях ДЮСШ. Показана специфика организации тренировочного процесса при организации спортивной подготовки по кёрлингу. В статье рассмотрена программа спортивной подготовки по кёрлингу, её отличительные особенности. Более подробно рассмотрена организация деятельности групп начальной подготовки с учётом специфики данного вида спорта и требований к формированию ведущих физических качеств кёрлингистов. Автор делает вывод о том, что этап начальной подготовки в общей системе многолетней спортивной подготовки учащихся по кёрлингу в условиях ДЮСШ является крайне важным и во многом предопределяет перспективность