в развитии, одним из которых, безусловно, является переход из детского сада в школу:
1. Ранняя подготовка, психологическое «закаливание»: подготовка ребёнка к возможным трудностям до того как они наступили. Любые изменения переносятся детьми очень сложно, даже переезд на другую квартиру, а особенно развод родителей, и крайне важно заранее подготовить и «закалить» ребёнка [4].
2. При поступлении в первый класс, важно поговорить с ребёнком о его новом статусе ученика, о том, как важно и интересно, но вместе с тем и сложно учиться, о тех преимуществах, которые дадут знания чтения и письма, но картинка не должна быть идеальной: родитель должен объяснить, что в школе есть чёткий распорядок дня, домашние задания, которые обязательно выполнять, время для игр уменьшается, к правам добавляются и обязанности [5].
3. Эмпатия - развитие возможности родителей слушать и слышать детей, выражать и давать детям выразить чувства, связанные с переживаемым кризисом; уметь слышать злящегося ребёнка, давать проявление гневу, не подавляя его, а даже понимая [5].
4. Поддержка и участие - усилить способность родителей помочь ребёнку пережить чувство возможности, способности справиться со сложностями [5]. Можно привести в пример более ранние успехи ребёнка в борьбе со сложностями и негативными эмоциями. Например, можно сказать: «Ты, действительно, злишься и отчаиваешься, и тебе тяжело, но я уверен, что ты справишься с этим позже. Ты - ребёнок умный, можешь понять события и уже в прошлом это доказал».
Библиографический список
5. Решение конкретных проблем на месте. Часто тревожность ребёнка напрямую связана с довольно простыми вопросами, которые не дают ребёнку покоя. Например, где находится туалет в новой школе, и когда можно воспользоваться им. Важно чтобы родители смогли распознать такого рода вопросы и ответить на них ясно и прямо. Например: «Туалет в конце коридора, можно пойти туда на перемене или на уроке, получив разрешение учителя» [6].
Роль взрослого (родитель, воспитатель, учитель):
Взрослый, важный в жизни ребёнка, служит своеобразным «якорем» при нелёгком процессе адаптации. Взрослый даёт ребёнку необходимое тепло и уверенность, помогает распознать душевные и физические потребности ребёнка, даёт ему необходимые правила поведения и чёткие границы. Кроме того, важно поставить ребёнку посильные и актуальные задачи и помочь осуществить их, дать задания и назначить уровень ответственности за них согласно возрасту, помочь найти своё место в разрастающейся общественной среде, не забывая о семейных и культурных ценностях.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что для того, что бы переход ребёнка из детского сада в общеобразовательную школу возник безболезненно или хотя бы наименее психотравматично, необходимы координированные усилия со стороны окружающих его взрослых людей - воспитателей, родителей, будущих учителей. От их согласованности и профессионализма во многом будет зависеть успешность обучения ребёнка, которая закладывается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
1. Паяс-Глик С. Воспитание в раннем возрасте, проблемы и потребности. Тель Авив, 1968.
2. Броно Г. Культура воспитания: статьи о воспитании. Тель Авив, 2000.
3. Фоерштейн Р. Лекция на тему «Переходы в образовании». Переходы в образовании. Тель Авив, 1997.
4. Виникут Д. Ребёнок, семья и окружение. Тель Авив, 1998.
5. Равив А. и Кацнельсон А. Готовность к школе - теоретические и практические аспекты. Иерусалим, 2003.
6. Кфир Н. Как круги по воде: справиться с кризисом. Тель Авив, 1989.
References
1. Payas-Glik S. Vospitanie v rannem vozraste, problemy ipotrebnosti. Tel' Aviv, 1968.
2. Brono G. Kul'tura vospitaniya: stat'i o vospitanii. Tel' Aviv, 2000.
3. Foershtejn R. Lekciya na temu «Perehody v obrazovanii». Perehody v obrazovanii. Tel' Aviv, 1997.
4. Vinikut D. Rebenok, sem'ya i okruzhenie. Tel' Aviv, 1998.
5. Raviv A. i Kacnel'son A. Gotovnost' k shkole - teoreticheskie i prakticheskie aspekty. lerusalim, 2003.
6. Kfir N. Kak krugi po vode: spravit'sya s krizisom. Tel' Aviv, 1989.
Статья поступила в редакцию 27.07.17
УДК 37.048.45
Tavyrikov E.E., postgraduate, Russian National State University of Physical Culture, Sport and Health n.a. P.V. Lesgaft
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF ACTIVITY OF CURLING TRAINING IN GROUPS FOR BEGINNERS IN YOUTH ATHLETIC CENTERS. The article examines the specificity of sports training of young athletes in condition of youth athletic centers, the specificity of the organization of the training process on curling for beginners. The article examines the curling training program, its distinctive features. The organizing of training activities for beginners is studied in more detail taking into account the specificity of the sport and the requirements for the formation of the leading physical qualities of curlers. The author concludes that curling training in the overall system of many-year athletic training of students in conditions of youth athletic center is very essential; it mostly determines the viability and potential of each young athlete. The curling training programs of athletes are tested in conditions of youth athletic centers, as the training of young athletes in our country at this sport has been arranged not very long time ago.
Key words: curling, youth athletic center, sport training on curling for beginners.
Е.Е. Тавыриков, аспирант, ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта
и здоровья им. П.В. Лесгафта», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО КЁРЛИНГУ В УСЛОВИЯХ ДЮСШ
В статье рассмотрена специфика спортивной подготовки юных спортсменов в условиях ДЮСШ. Показана специфика организации тренировочного процесса при организации спортивной подготовки по кёрлингу. В статье рассмотрена программа спортивной подготовки по кёрлингу, её отличительные особенности. Более подробно рассмотрена организация деятельности групп начальной подготовки с учётом специфики данного вида спорта и требований к формированию ведущих физических качеств кёрлингистов. Автор делает вывод о том, что этап начальной подготовки в общей системе многолетней спортивной подготовки учащихся по кёрлингу в условиях ДЮСШ является крайне важным и во многом предопределяет перспективность
и потенциал каждого юного спортсмена. В настоящее время программы подготовки спортсменов по кёрлингу в условиях детско-юношеских спортивных школ проходят свою апробацию, так как подготовка юных спортсменов у нас в стране по этому виду спорта стала осуществляться сравнительно недавно.
Ключевые слова: кёрлинг, детско-юношеская спортивная школа, начальная спортивная подготовка по кёрлингу.
Кёрлинг (англ. curling, от гэльск. curr) — командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). В каждой команде по четыре игрока [1]. Считается, что кёрлинг возник в Шотландии в начале XVI века. Первые летописные упоминания о кёрлинге встречаются в средневековых монастырских книгах, датированных 1541 годом, которые сохранились в шотландском аббатстве Пейсли. Холодный климат и демократичные требования для игры сделали её очень популярной в Шотландии, впоследствии данная игра получила распространение во всём мире. Первый клуб кёрлингистов был открыт в 1737 году в провинции Файф. В Новый свет и конкретно, в Канаду, кёрлинг проник вместе с переселенцами, бежавшими в Америку из Шотландии, кёрлинг и получил широкое распространение в силу климатических условий, которые подходили в этой игре практически идеально - прежде всего, из-за того, что естественный лёд в этой стране держится не менее полугода, а в то время это было особенно важно, т.к. искусственных ледовых полей не было. В США дебют кёрлинга состоялся в 1768 году: в эту игру любили играть шотландские солдаты, расквартированные в Квебеке в то время.
В первой половине XIX века были официально утверждены правила игры в кёрлинг, которые с тех пор практически не изменились [1].
Спортсмены обычно начинают заниматься кёрлингом в старших классах.
В России данный вид спорта имеет высокую востребованность школьников старших классов, с учётом важных оздоровительной, образовательной и воспитательной функций кёрлинга. В Москве подготовку юных спортсменов по кёрлингу осуществляет ряд ДЮСШ.
Наше исследование, посвящённое изучению организации эффективной начальной подготовке по кёрлингу, проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Спортивная школа №10» Департамента физической культуры и спорта города Москвы (ГБУ «Спортивная школа №10» Моском-спорта) г. Москва, г. Зеленоград.
Государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа № 10» Департамента спорта и туризма города Москвы (ГБУ «Спортивная школа №10» Москомспорта) является государственным учреждением, основной деятельностью которого является «спортивная подготовка детей, подростков и молодёжи, раз-
вития у них способностей в избранном виде спорта и достижении ими спортивных результатов» [2].
«Спортивная школа № 10» Департамента спорта и туризма города Москвы осуществляет следующие основные виды деятельности:
- планирует и осуществляет тренировочный процесс,
- осуществляет отбор лиц для их спортивной подготовки.
- осуществляет медицинское и материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку.
- выполняет государственное задание по осуществлению спортивной подготовки юных спортсменов [2].
В 2017 году в ГБУ «Спортивной школе №10» Москомспорта функционируют 7 отделений:
- плавание;
- настольный теннис;
- хоккей;
- спорт лиц с ПОДА;
- фигурное катание на коньках;
- кикбоксинг;
- кёрлинг.
В процессе экспериментального исследования проведён анализ программы спортивной подготовки по кёрлингу в ДЮСШ Серикова Сергея Михайловича [3].
Прежде всего, следует отметить, что система многолетней спортивной подготовки должна обеспечивать преемственность задач, методов, средств, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, «которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого» [4].
В программе подготовки спортсменов подробно рассматриваются и, при необходимости, оптимизируются параметры, обеспечивающие учебно-тренировочный процесс:
- определяется количество учебных часов по годам обучения,
- проводится отбор содержания учебного материала для каждого этапа подготовки;
- определяются основные физические качества, необходимых спортсменам — кёрлингистам и система тренировок по их совершенствованию.
Содержание программы спортивной подготовки по кёрлингу определяется целью и задачами тренировочной и соревновательной деятельности, а также соотношением объемов работы в разных видах подготовки_на отдельных этапах.
На этапе начальной подготовки по кёрлингу реализуются следующие виды подготовки: общая и специальная физическая, техническая, теоретическая подготовка, контрольные испытания и соревнования.
При этом виды спортивной подготовки по кёрлингу включают следующие элементы (табл. 1) [5].
Следует отметить, что для успешного выступления на соревнованиях по кёрлингу спортсмен должен иметь разностороннюю физическую подготовку.
Например, технический приём свипинг (от англ. sweeping, от sweep — «мести», «подметать»), является очень сложным и энергетически затратным процессом. При его выполнении задействовано множество групп мышц (рук, пресса, спины, ног) [6]. В этой связи в арсенал подготовки спортсменов-керлингистов входят упражнения из различных видов спорта, направленные на развитие необходимых физических качеств спортсменов: координационные и скоростно-силовые способности, упражнения на гибкость, выносливость, упражнения на скоростные и силовые качества.
Таблица 1
Содержание различных видов спортивной подготовки по кёрлингу
№ Вид спортивной подготовки по кёрлингу Его содержание
1. Общая физическая подготовка Общеразвивающие упражнения, скоростно-силовая подготовка, легкоатлетический бег, подвижные и спортивные игры и др.
2. Специальная физическая подготовка специальная подготовка, специально-подготовительные упражнения
3. Тренировка на льду Система специальных упражнений по отработке отдельных технических приёмов
Таблица 2
Система технических приёмов по формированию необходимых для кёрлинга физических качеств
№ Физические качества и способности Технические приемы
1. Координационные способности - Выезд из колодок без камня и щетки. - Выезд из колодок без камня («щетка» перед собой на льду) с небольшой опорой на щетку. - Выезд из колодок без камня («щетка» перед собой на льду) без опоры на щетку. - Выезд из колодок без камня («щетка» с боку) без опоры на щетку. - Выезд из колодок без камня с сохранением заданного направления. - Изучение перемещения по льду правым и левым боком вперед, скольжение на одной - Выбор правильного местонахождения на площадке.
2. Скоростно-силовые способности, ловкость - Умение проехать в «воротики». - Выпуск камня без изменения направления его движения. - Выполнение выпуска камня с заданным вращением. - Выполнение технических заданий на площадке («тейк», «дро», «гард») и др.
3. Выносливость - Перемещение рядом с камнем с выполнением свиппинга и др.
В программе определены важные спортивные качества кер-лингистов, определяющие:
- уровень владения броском спортивного снаряда (камня для игры в керлинг),
- точность реализации камня для игры в керлинг в соревновательных условиях,
- эффективность командных взаимодействий.
Рассмотрим систему технических приёмов по формированию необходимых для кёрлинга физических качеств (Таблица 2).
Методически грамотно построенные занятия приводят к укреплению здоровья и правильному физическому развитию, укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию двигательных способностей игроков и, в целом, разносторонней физической подготовленности юных спортсменов.
Как отмечают педагоги-практики С.П. Мельников [7] и др., при обучении основам техники физических упражнений и техники бега игры в кёрлинг определяется степень пригодности к избранному виду спорта и перспективы роста в данном виде спорта. Это является важной составляющей учебно-воспитательного и тренировочного процесса в ДЮСШ.
В соответствии с этими задачами определяется стратегия подготовки при разработке документов планирования.
В целом планирование тренировки юных игроков в кёрлинг осуществляется с учётом следующих основных методических положений табл. 3:
Таблица 3
Основные методические положения, лежащие в основе подготовки юных спортсменов по кёрлингу
1 положение Традиции периодизации подготовки юных спортсменов
2 положение Правильная постановка задач в годичном цикле и многолетнем плане.
3 положение Соответствие основных средств и методов подготовки задачам текущего года
4 положение Динамика физической и функциональной подготовленности.
5 положение Принципы распределения тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле
В методической части программы раскрываются современные научные основы подготовки игроков в кёрлинг и детализируются особенности построения тренировочных занятий на этапах многолетней подготовки в группах начальной специализации, учебно-тренировочных и группах спортивного совершенствования.
Таблица 4
Периодизация возрастных групп спортсменов в процессе спортивной подготовки
Возраст Соответствие этапам спортивной подготовки
9-11 лет группы начальной подготовки
12-17 лет учебно-тренировочные группы
18-20 лет группы спортивного совершенствования
Старше 20 лет группы высшего спортивного мастерства
Требования к наполняемости групп и максимальный объем тренировочной нагрузки на этапе начальной подготовки следующие (Табл. 5).
Этап подготовки Период обучения (лет) Минимальная наполняемость групп (чел.) Оптимальный состав группы (чел.) Максимальный количественный состав группы (чел.) Максимальный объём тренировочной нагрузки в неделю (час.)
Начальной подготовки первый год - 14-16 30 6
второй год - 12-14 24 9
Таблица 5
Рекомендуемая наполняемость групп и максимальный объем тренировочной нагрузки на этапе начальной подготовки
в условиях ДЮСШ [4]
Перевод учащихся ДЮСШ с одной группы в другую осуществляется не автоматически, а на основании решения органа самоуправления (тренерского, методического совета) с учетом стажа занятий и выполнения каждым учащимся контрольно-переводных нормативов. При этом если результаты прохождения подготовки не соответствуют Программным требованиям, перевод на следующий этап подготовки не допускается. Основными критериями оценки деятельности на этапе начальной подготовки являются:
- стабильность состава контингента, установленного учреждением, при отсутствии рекомендаций;
- уровень освоения учащимися ДЮСШ основ техники в избранном виде спорта.
- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.
Библиографический список
Резюмируя вышеизложенное отметим, что этап начальной подготовки в общей системе многолетней спортивной подготовки учащихся по кёрлингу в условиях ДЮСШ является крайне важным и во многом предопределяет перспективность и потенциал каждого юного спортсмена. В настоящее время программы подготовки спортсменов по кёрлингу в условиях ДЮСШ проходят свою апробацию, так как подготовка юных спортсменов у нас в стране по этому виду спорта стала осуществляться сравнительно недавно. В этой связи программа подготовки всё время дополняется различными элементами из аналогичных программ, но по другим видам спорта. В частности, хорошо себя зарекомендовали элементы общей физической подготовки средствами легкой атлетики, а также гимнастические упражнения, которые в совокупности способствуют формированию необходимых качеств у юных кёр-лингистов. Тем самым поиск оптимальной спортивной подготовки учащихся по кёрлингу в условиях ДЮСШ продолжается.
1. Кёрлинг. Available at:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%91%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D
2. Устав Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Спортивная школа № 10» Департамента спорта и туризма города Москвы. Available at:http://zelorbita.ru/upload/docs/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0°/oB2°/o202017.pdf
3. Сериков С.М. Программа по керлингу для работы отделения «керлинга» МОУ ДЮСШ. Москва, 2010.
4. Положение о государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Саратовская областная детско-юношеская спортивная школа «Надежда Губернии». Available at:http://pandia.ru/text/80/219/5739.php
5. Воронов А.В., Лемешева Ю.С., Гудин Н.В., Васильковский Б.М., Панов Г М. Федеральный стандарт спортивной подготовки по кёрлингу. Москва, 2012.
6. Задворнов, К.Ю. Керлинг. Организация и судейство соревнований: монография. Москва, 2006.
7. Мельников С.П. Виды бросков кёрлингового камня. Основы спортивной игры в керлинг: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.
References
1. Kerling. Available at:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%91%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD°/oD
2. Ustav Gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya goroda Moskvy «Sportivnaya shkola № 10» Departamenta sporta i turizma goroda Moskvy. Available at:http://zelorbita.ru/upload/docs/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%202017.pdf
3. Serikov S.M. Programma po kerlingu dlya raboty otdeleniya «kerlinga» MOU DYuSSh. Moskva, 2010.
4. Polozhenie o gosudarstvennom byudzhetnom uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya «Saratovskaya oblastnaya detsko-yunosheskaya sportivnaya shkola «Nadezhda Gubernii». Available at:http://pandia.ru/text/80/219/5739.php
5. Voronov A.V., Lemesheva Yu.S., Gudin N.V., Vasil'kovskij B.M., Panov G M. Federal'nyjstandart sportivnojpodgotovkipo kerlingu. Moskva, 2012.
6. Zadvornov, K.Yu. Kerling. Organizaciya isudejstvo sorevnovanij: monografiya. Moskva, 2006.
7. Mel'nikov S.P. Vidy broskov kerlingovogo kamnya. Osnovysportivnojigry vkerling: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 02.08.17
УДК 371
Shihshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Sports-Pedagogical Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
REALIZATION OF THE PRINCIPAL OF AVAILABILITY AND INDIVIDUALIZATION IN PHISICAL EDUCATION OF STUDENTS.
The authors of the article substantiate and experimentally prove that the learning process and education must be built with a gradual complication of studied material, rational alternation of the load sequence and recreation and increasing requirements for students. The achievement of this goal is possible with a reasonable planning of the training process with the implementation of the principle of availability and individualization. The importance of the physical education to create a humane person-oriented health and fitness environment providing for the humanization of conditions of training, education and humanization of the individual student on the principles of personal approach, democratization and humanization of educational work, achieving this goal is possible by clever planning of the training process with the help of the principle of availability and personalization.
Key words: principle of availability and personalization, individually differentiated approach, health promotion, humanization of a student.
Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
О.М. Магомедов, канд. пед. наук, проф. каф. спортивно-педагогических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
В статье обоснована и экспериментально доказана необходимость построения процесса обучения и воспитания с постепенным усложнением изучаемого учебного материала, рациональным чередованием нагрузок и отдыха и повышением требований, предъявляемых к студентам. Важность физического воспитания создать гуманную личностно-ориентированную физкультурно-оздоровительную среду, предусматривающую очеловечивание условий обучения, воспитания и гуманизацию