УДК 72.01/.05; (711)
РOЛЬ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ В ФOРМИРОВАНИИ Г0Р0ДСК0Й СРEДЫ
Х. М. Джандарова, Л. А. Смехота
Донской государственный технический
университет, Ростов-на-Дону, Российская
Федерация
khati.ing@mail.ru
laraalterego@mail.ru
Показано визуальное восприятие городской среды человеком с точки зрения законов гармонии и колористики. Определены психологические особенности восприятия цвета, влияющие на выбор цветового решения фасадов у различных наций и народностей. В результате проведенного анализа цветового решения зданий и влияния его на городскую среду сформулированы рекомендации по созданию визуально комфортной среды.
Ключевые слова: городская среда, визуальное восприятие, цвет, визуальный комфорт, цвет
J
UDC 72.01/.05; (711)
THE ROLE OF COLOR LAYOUT OF CIVIL BUILDINGS IN THE URBAN ENVIRONMENT FORMATION.
K. M. Dzhandarova, L. A.Smekhota
Don State Technical University, Rostov-on-don, Russian Federation
khati.ing@mail.ru laraalterego@mail.ru
The article considers visual perception of urban environment by a person from the point of view of the laws of harmony and color. The psychological features of color perception that affect the choice of color layout of facades in different nations and nationalities are determined. As a result of the conducted analysis of color layout of buildings and its influence on urban environment, the recommendations have been presented on creating a visually comfortable environment.
Keywords: urban environment, visual perception, color, visual comfort, urban color.
города.
Введение. Гармоничная организация планировки и застройки территории города является важным фактором создания комфортной городской среды. Одним из способов формирования визуально комфортной градостроительной среды является выбор цветового решения здания, подчиненного законам композиции и гармонии.
В настоящее время в крупных городах увеличивается объем строительства зданий и сооружений с использованием современных материалов и конструкций, но при этом не учитывается визуальная картина городской среды. Новые здания, построенные в сформированной городской среде, кажутся чуждыми, а насыщенные цвета вызывают у человека агрессию.
Постановка задачи. Целью проведенного исследования является определение роли цветового решения зданий в формировании городской среды, определение психологических особенностей восприятия цвета человеком и разработка предложений для создания визуально комфортной городской среды.
Психологические особенности восприятия цвета человеком. Между цветовой гаммой отдельного фасада здания и естественным восприятием человеком цвета существует прямая связь. Замечено, что цвет воздействует на психоэмоциональное состояние человека. Например, здания из монотонных плоских однотипных поверхностей с преобладанием серого цвета, глухие заборы и стены негативно воспринимаются человеком, создавая напряженность и психологический дискомфорт.
Психологическое воздействие цвета на человека [ 1]
Таблица 1
Цвет Психологическое воздействие цвета на человека
Насыщенный, яркий Пастельные оттенки, сдержанные В контексте городской среды
Красный учащение пульса и дыхания, активизирует работу мышц и мускулов, увеличивает чувственность. Вызывает ярость, раздражение. приглушают действие насыщенных цветов Яркий красный цвет привлекает внимание, вызывает раздражение, наступает утомление, снижается внимание и реакция, устают глаза.
Желтый стимулирует зрение, мозг, нервы, успокаивает некоторые нервные состояния, создает веселость, способствует общительности приглушают действие насыщенных цветов Желтый и охристые, охристо-золотистые оттенки основные в стиле классицизм
Синий оказывает тормозящее действие на нервную систему, замедляет пульс и дыхание, оказывает расслабляющее действие на мышцы, понижает температуру тела. приглушают действие насыщенных цветов Пастельно-синий и голубой применяется в стиле классицизм.
Серый приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций. гасит напряжение эмоций В городской среде создает унылое настроение, вызывая апатию и скуку.
Основные особенности и задачи цвета в городской среде. Художественно-эстетическая задача цветового решения зданий состоит в том, чтобы вызвать у человека приятные чувства, запоминающийся художественный образ городской среды. С помощью цвета можно построить визуально комфортную среду города. Цвет фасада здания добавляет информацию о инфраструктуре города. При нерациональном использовании цвета можно внести диссонанс в городскую среду, вызвав противоположные чувства. Следовательно, колористика городской средывыполняет две функции: эстетическую и информационную.
Факторами, обуславливающими особенность колористики городской среды различных регионов, являются: архитектурно-художественным стиль, природно-климатические условия, традиции региона, определенный исторический период и др.
Цветовое решение фасадов гражданских зданий и его роль в формировании городской среде. Для различных территорий присущи свои цветовые комбинации. Например, для северных районов характерны синие, голубые, то есть холодные оттенки, которые часто встречаются в этом регионе.
В южных регионах встречается яркие насыщенные цвета, повторяющие буйство красок
цветов и растительности. Примером ярких цветовых предпочтений может служить город Амстердам в Нидерландах (Рис.1), город Чинкве-Терре в Италии, города Сакатекас и Гуанахуато в Мексике, город Вроцлав в Польше, город Олд Сан-Хуан в Пуэрто-Рико, город Лима в Перу, город Стокгольм в Швеции, город Рио-де-Жанейро в Бразилии, город Буэнос-Айрес в Аргентине, город Сент-Джонс в Канаде, город Вальпараисо в Чили и другие.
Рис. 1. Сравнение цветового решения фасадов в городе Амстердам и голландских цветников.
Традиционные цветовые сочетания, передающие характер местности, стали визитными карточками городов, где можно ориентироваться не по названию улиц, а по цвету домов. Такой подход свойственен историческим центрам Польши, Швеции, Австрии, Венгрии и других стран Европы и Азии. В отдельных случаях особенность колористки городской среды становится всемирным достоянием. Например, город с сохранившейся уникальной архитектурой и историческим цветом фасадов гавани Виллемстад в Кюрасао, построенный голландскими колонизаторами, сейчас в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО [2]. Не только Карибские колонии голландцев формируют яркую городскую среду, в столице Нидерландов — Амстердаме — цветовая гамма напоминает фестиваль цветов, который ежегодно проходит в городе и, в свою очередь, является его символом.
В цветовой среде средиземноморских стран преобладает сочетание светлых белых фасадов и терракотовых черепичных крыш, контрастирующих с цветом зеленых насаждений, гор, неба и моря. Эти цвета придают не только своеобразный характер архитектурной среде, но и формируют стиль города.
Следовательно, важную роль в формировании городской среды играет цвет материала из которого построены здания и цвет штукатурки или побелки фасада здания.
Колористика большинства городов складывалась в результате художественных предпочтений конкретного исторического периода [3, 4]. Здания и замки средневековой Европы,
были построены из природного камня и ничем не окрашивались, поэтому имеют естественный природный серый цвет.
В период расцвета архитектурного стиля барокко стали использовать полихромное цветовое решение фасадов. В эпоху классицизма стали цениться приглушенные оттенки цветов, тонкие нюансные соотношения, подчеркивая строгость, сдержанность и лаконичность самой архитектуры. Но с изменением исторических периодов менялась цветовые концепции.
В настоящее время цветовое решение зданий зависит от цветовых предпочтений заказчика. Однако в некоторых городах создаются колористические паспорта, которые предписывают выбор определенного оттенок цвета, а так же рекомендуют гармоничные сочетания цветов [5-7].
Цветовой паспорт применяется в городе Москве и регламентирует колористическую схему строительства новых зданий, реставрации и реконструкции архитектурного наследия, благодаря которой создается визуально комфортная среда, учитываются исторические особенности архитектуры и местности. Интересным примером может служить город Анадырь на Чукотке (рис. 2) и город Салехард, где фасады и крыши зданий в новых районах окрашены в теплые оттенки с элементами ярких цветов, для лучшей видимости в зимнее время.
Рис. 2. Цветовое решение района в городе Анадырь.
В результате проведенного анализа цветового решения зданий можно предложить следующие рекомендации:
1) при проектировании и реконструкции в исторически сложившейся городской среде необходимо учитывать колористическое решение окружающих зданий, учитывать законы цветовой гармонии, не допуская использовать агрессивные цвета;
2) при реконструкции зданий следует учитывать первоначальное историческое цветовое решение, сохраняя архитектурное наследие города;
3) создавать единый стиль малых архитектурных форм в сочетании с цветовым решением городской среды и не допускать однообразия, создавая динамику композиции, применять информационные малые архитектурные элементы соответствующих цветов;
4) учитывать визуальное оформление зданий рекламой в сочетании с оттенком цвета фасада;
5) использовать цвет фасадов для улучшения сложившегося визуального восприятия архитектуры;
6) применять покрытие антиграффти для предотвращения вандальных действий жителей, в местах, где это нарушит архитектурную среду.
Заключение. При формировании городской среды важную роль играет выбор цветового решения гражданских зданий. Применяемая цветовая модель определяет стиль города, помогает сохранить историческое архитектурное и культурное наследие и влияет на психоэмоциональное состояние населения.
Библиографический список.
1. Сироткина, И. В. Работаем ярко: цветные продавцы, цветные покупатели [Электронный ресурс] / И. В. Сироткина — Режим доступа : https://www.litres.ru/irina-sirotkina/rabotaem-yarko-cvetnye-prodavcy-cvetnye-pokupateli/ (дата обращения 11.06.2017).
2. Список всемирного наследия [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЮНЕСКО — Режим доступа : http://whc.unesco.org/en/list/?search=Willemstad&searchSites=&search_by_country=®ion=&search_ye arinscribed=&themes=&criteria_restrication=&media=&order=country&description=&type=cultural (дата обращения 27.04.2017).
3. Ефимов, А. В., Колористика города / А. В. Ефимов. — Москва : Стройиздат, 1990. — 272 с.
4. Гилл, М. Гармония цвета. Естественные цвета. Руководство для создания цветовых сочетаний / М. Гилл — Москва : АТС Астрель, 2006.— 108 с.
5. Буймистру, Т. А. Колористика: цвет — ключ к красоте и гармонии / Т. А. Буймистру — Москва : Издательство «Ниола-Пресс», 2010. — 236 с.
6. Уилкокс, М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который действительно нужен / Уилкокс М. — пер. с англ. А. Сидорова. — Москва : ООО «Издательство АСТ», 2004. —199 с.
7. Генрих, Ф. Человек — цвет — пространство: Прикладная цветопсихология / Ф. Генрих, А. Ксавер — пер. с нем. О. В. Гавалова. — Москва : Стройиздат, 1973. — 117 с.