УДК 72.02
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ЦВЕТОПЛАСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ФРАГМЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
Л. В.Робежник
CURRENT OPPORTUNITIES OF COLOR-PLASTIC TRANSFORMATION OF THE CITY
ENVIRONMENT
L.V.Robezhnik
Политехнический институт НовГУ, robezh@rambler.ru
В статье рассматриваются современные возможности повышения визуальной комфортности городской среды посредством цветопластических преобразований; основные тенденции и подходы, реализуемые в цветопластическом решении фасадов в настоящее время.
Ключевые слова: цветопластическое преобразование городской среды, современные решения фасадов, визуальный комфорт
This paper reviews current opportunities to improve the visual comfort of the urban environment by color-plastic transformation; the main trends and approaches implemented in the facades now.
Keywords: color-plastic transformation of the city environment, modern facade solutions, visual comfort
Большое значение на процесс становления и духовное развитие человека оказывает среда, которая его окружает. Понятие среды очень многомерно: здесь могут быть рассмотрены возможности общения, уело -вия нравственного становления, воспитания, культур -ная идентификация и многие другие составляющие. В понятие среды включается и самая прямая, непосредственная трактовка этого слова: среда как окружающее человека пространство, архитектурные ансамбли родного города, которые постепенно складываются в глубинное чувство Родины, родного края. Архитектору-дизайнеру, решая задачи преобразования архитектур -но-природной среды, создания в ней пространства визуального комфорта и духовного подъема, часто приходится ограничивать себя в выборе средств воздействия на среду. Одним из наиболее эффективных и экономичных средств является колористика, непосредственно соотносимая с пластическими особенностями формы, как архитектурных объектов, так и объектов природы, которые полноправно участвуют в процессе формирования окружающего человека пространства.
Городская среда — сложный многоуровневый организм. Но существующие деятельностно-методологические подходы к формированию цвето-пластики города часто обособленно рассматривают задачи и методы различных уровней цветопластиче-ского вмешательства, не восстанавливая их связи и преемственность. Такие методы более отвечают архитектурному взгляду, при котором характер среды, обусловленный ее функциональным наполнением, социальной принадлежностью и другими факторами, воспринимается как данность. Дизайнер архитектурной среды способен сам формировать сценарий жизни в среде. Этим объясняется необходимость комплексного подхода к цветопластическому преобразованию среды, отвечающего возможностям как архитектуры, так и
дизайна.
Стремительное развитие строительных техноло -гий и материалов создает новые возможности и корректирует приоритеты колористического решения со -временного города. В связи с этим следует отметить, что существуют как новые перспективы развития, так и трудности при создании целостной визуально комфортной городской среды, т.е. ее цветопластической ревитализации.
Сейчас наблюдается усиление интерпретирую -щего мышления в искусстве и архитектуре. Ожидается рождение нового языка, новой образности. Р.Барт, французский философ-постструктуралист и семиотик, отмечает, что текстовой анализ требует, чтобы мы представили текст как ткань (таково, кстати, этимологическое значение слова текст), как переплетение разных голосов, многочисленных кодов, одновременно перепутанных и незавершенных. Повествование — это не плоскость, не таблица; повествование — это объем, это стереофония. По определению исследователя Дж.X.Харари, формируется новая теории текста как способность самого языка к порождению смыслов. Изменяется и ожидания от текстовых пояснений — от жестких и ограниченных пояснений к мягкому диалогу, к мерцанию смыслов. И эта тенденция прочтения реализуется и в «архитектурном тексте» исторических городов. Некоторые исследователи отмечают переориентацию процесса восприятия среды с визуальных на смысловые реперы, увеличение скорости возникновения ассоциативных реакций на предметное окружение. Городская среда как психологический феномен много -значна, она содержит множество угаданных и нераскрытых смыслов. Таким образом, архитектурная среда становится пространством знаков и символов.
При изучении процесса формирования визуально комфортной среды в научный обиход введено поня-
тие «цветопластическая ревитализация среды» [1, с. 15]. Цветопластическая ревитализация предполагает преобразование среды с помощью элементов архитектуры, природы и дизайна, ведущее к созданию целостного художественного образа. Наряду с традиционным изменением пространственного контекста с помощью строительства зданий и сооружений в обиход архитектора-дизайнера включаются такие способы преобразования среды, как искусственное профилирование рельефа, насыщение пространства города элементами дизайна, радикальное цветопластическое изменение фасадов, взаимодействие открытых пространств с ин-терьерными и т.д. Цвет как объективное свойство архитектурной и природной составляющих среды способен активно участвовать в формировании новых качеств окружения человека.
При взаимодействии форма и цвет взаимно аффектируются, создавая внутреннее напряжение, вызывающее ощущение динамики. Цвет как свойство формы — носитель смысловой и эмоциональной информации; феномен, обладающий, эстетической ценностью, неизбежно влияющий на композиционный процесс в архитектуре, градостроительстве, дизайне. Находясь в контрастном или нюансном отношении к геометрическим параметрам формы, цвет подчеркивает или нивелирует ее пластические характеристики. Эта закономерность проявляется как в архитектурно-дизайнерской, так и в природной составляющих среды.
Мировой опыт показывает, что колористическая среда города чаще всего возникала как результат механического соединения полихромии отдельных зданий и комплексов, при этом неупорядоченность и стилевая неоднородность застройки порождала хаотическую, неуправляемую колористическую среду. Однако опыт классицизма в России показывает, что улицы и площади городов задумывались как единое колористическое целое, подчеркивая композиционную целостность ансамбля, и эту утерянную традицию необходимо реанимировать сегодня в средовом понимании. Процесс ревитализации архитектурно-природной среды приводит к определенной «целостности», которая является необходимым условием образования «архитектурно-природного ансамбля» [2, с. 29]. Колористи-ка этого ансамбля возникает под влиянием архитектурно-природного окружения, его структуры, социально-культурных и других требований. При этом выбор определенных цветовых сочетаний, помимо решения формально-композиционных задач, нацелен на определенный символический смысл, поэтому колори-стика является одним из средств достижения смысловой содержательности формируемой среды. В концептуальной модели цветопластической ревитализации архитектурно-природной среды выделяются три уровня формирования проектных решений: первый уровень — город в целом, второй уровень — улица, архитектурный ансамбль, третий уровень — отдельное здание с окружающим его средовым фрагментом, двор, сквер и т.д. Профессиональное использование законов цве-топластических взаимодействий способствует корректировке восприятия и гармонизации архитектурно-природной среды.
Новые стилистические тенденции и индивидуальные решения, появление новых технологий возведения зданий и реконструкции фасадов создают новые возможности цветопластического преобразования.
Изначально они реализуются на третьем условном уровне цветопластики города, т.е. на уровне отдельного архитектурного объекта с его средовым окружением. При накоплении изменений происходит качественный скачок, и новая тенденция оказывает влияние на крупные архитектурные ансамбли, улицы, город в целом.
Л.П.Холодова в статье «Концепты современной теории архитектуры», ссылаясь на С.О.Хан-Магомедова, который выделял два глобальных стиля — классицизм и «современное движение», стремится предугадать появление третьего глобального стилистического направления и видит его как некую трансляцию синергетических законов в пространство архитектуры. Синергетика — научное направление, которое исследует связи между элементами структуры, образующиеся в открытых системах, способных к самоорганизации. В синергетике можно выделить семь характерных принципов: гомеостатичность, иерархичность, нелинейность, незамкнутость, неустойчивость, динамическую иерархичность, наблюдаемость. Л.П.Холодова отмечает: «Рассматривая архитектуру как сложную самоорганизующуюся нелинейную систему, мы сможем найти четкие и более глубокие связи между архитектурным процессом и охватывающей его реальностью» [3]. Хотя перечисленные принципы проявляются сегодня в архитектурных решениях, особенно стремление к пространственной незамкнутости и художественной недосказанности, однако пока еще они, по мнению автора, лишь дополняют или расширяют возможности существующих глобальных стилей. Говорить о формировании новой завершенности художественных связей и выделении границ существования нового глобального стиля еще рано.
На третьем уровне цветопластических преобразований под «пластикой» понимаются не только геометрические параметры здания, но и пластические особенности его ближайшего окружения. При этом учитываются особенности поверхности земли, фактура мощений, перепады высот. Также рассматривается взаимодействие объекта с фоном, монолитность либо раздробленность формы объекта, его пропорциональные характеристики, наличие пластической динамики, растительность и объекты дизайна, расположенные в поле архитектурного объема.
Важно определить истоки появления пластических особенностей архитектурной формы. Ими становятся господствующие стили либо ярко выраженный один стиль, региональные особенности строительства, природные аналоги, новые технические достижения, современные строительные материалы. Пластическая выразительность формы предопределяется культурной семантикой и семиотикой. Возможно прочтение по форме функции объекта. Пластика здания способна отразить его конструктивные особенности и, наоборот, закамуфлировать их декоративным пластическим наполнением. При анализе цвета учитываются и крупные колористические пятна, и колористика мелких деталей.
Цвет является неотъемлемым свойством формы. Соответственно он способен подчеркнуть или смягчить любые ее свойства и качества. При этом моно-хромность подчеркивает целостность формы, полихромия разделяет ее на отдельные составляющие. Необычные эффекты возникают, когда пластическое разделение не соотносится с колористическим. Колори-
стика зависит от господствующего стиля, цветопред-почтений жителей или профессионалов-архитекторов, цвета природных строительных материалов и искусственных красителей. Архитектурный объект может становиться акцентом не благодаря своей форме, но активной, яркой, выразительной колористике. Цвет способен создать иллюзию отдельных деталей объекта. При использовании цветного архитектурного освещения изначальный цвет может быть полностью изменен.
Рассмотрим основные тенденции и подходы, реализуемые в цветопластическом решении фасадов в настоящее время. Некоторые из них апробируются и не получают широкого распространения, ожидаемого от них изначально. Другие, появившиеся как временные и необоснованные, продолжают жить в течение десятилетия, что для современного, быстро меняющегося мира достаточно долго.
Появление технологии медиафасада ожидания архитекторов не оправдало. Медиафасад позволил бы развивать динамическое колористическое решение плоскости стены, оживлять плоскость, создавать ощущение текучести, невесомости. Использование широкоформатных экранов, прокручивающих рекламные ролики в городе, привело к тому, что медиафасад как новая технология художественного решения фасада широкого распространения не получил.
Уплощение фасада во многом обусловлено новыми материалами и строительными технологиями, когда нет необходимости создавать толстые стены и пластически обыгрывать их тяжеловесность. Теперь наружные стены тонкие и легкие, но от ощущения кар-тонности, плоскостности трудно избавится. Эфемерность фасада, размывание границ внешнего и внутреннего реализована в технологии стеклянных и зеркальных фасадных плоскостей. Сегодня такой прием считается стандартным, привычным, не привлекающим внимание. Но используется там, где функционально необходим.
Монументальность, новая материальность фасадов — консервативная реакция на дематериализацию фасадных оболочек [4, с. 70] нашла отражение в Культурном центре в деревне Флимс (арх. Валерио Олджиати). В постройке подчеркивается ощущение монолитности с помощью игры текстур на белом фасаде. В жилом комплексе «Гранатный 6» в Москве (арх. С.Чобан, С.Кузнецов и др.) использовались каменные панели с орнаментами. С. Чобан отмечает, что фасад должен «красиво стареть» [5, с. 130-131]. В приведенных выше примерах следует отметить хроматическую сдержанность, монохромность решений.
В процессе реконструкции Челябинского трубопрокатного завода «Высота 239» проектировщики стремились решить много социальных проблем и реализовать новые аспекты, даже «примирение» противоречий между тяжелым трудом рабочего и «просиживанием штанов» чиновников. Здесь, как отмечает коммерческий директор студии «Ё-программа» (Челябинск) Михаил Николаев, прослеживается дизайнерский, а не архитектурный подход к колористическому решению фасадов, активное использование суперграфики [6, с. 54-60]. Архитекторы задумывались о возможности отвлечения и притягивания внимания к определенным частям фасада, продумывали сценарий восприятия, места расположения проемов в ограждающей конструкции. Здесь использовались цвета в их
предельной насыщенности, но с достаточно тонко выверенным хроматическим составом.
Строительство «зеленого» фасада обходятся на 30—40% дороже стандартного, но расходы впоследствии окупаются за счет экономии энергии и воды. По данной технологии построен жилой дом jmlostin Paris (арх. R&Sie(n)) [7, с. 51] и другие объекты в различных странах. К такому решению горожанин пока только привыкает, хотя понимает его экологические достоинства. Но городское пространство должно быть и художественно обыграно. А технология «зеленого» фасада
— пока еще технология, достаточно пассивно используемая архитекторами. Здесь не найдено широкого спектра художественной выразительности.
Печать рисунков на плоскости фасада — шел-кография — использована, например, в офисном здании «Оранжерея» на территории бывшего завода «Россия» в Санкт-Петербурге на улице Жукова (арх. компания «Теорема», Сергей Чобан, Павел Земсков (ГАП) и др.); в жилом районе Арабиенранта в Хельсинки (Финляндия). Данный подход продолжил линию традиционной суперграфики, расширил спектр возможных решений и показывает в настоящее время свою жизненность. В то же время с помощью данной технологии визуальное поле может наполнится монотонностью мелкого рисунка.
Архитектурная среда постепенно наполнится глубинностью смыслов, даст возможность многомерного прочтения текстов архитектуры, в том числе и возникающих на фасадах зданий. Фасадная оболочка даже простой формы насыщается ассоциативным рядом. Фасад читается как текст, авторская трактовка дополняется нюансами индивидуальных прочтений. В универмаге John Lewis в Лейчестере в Великобритании (John Lewis Department Store, арх. Foreign Office Architects) внешняя стеклянная облицовка покрыта зеркальным орнаментом. Рисунок отсылает нас к тканям, производящимся мануфактурой Льюиса 200 лет тому назад, а также к сари индийских женщин, живущих в Лейчестере. В информационном обществе главное — неповторимость, оригинальность (новая, своеобразная информация). Теперь на второй план уходит взаимодействие с окружающей средой, прочтение во внешней оболочке внутреннего содержания также становится необязательным подходом. В ассоциативном ряду размывается граница между полюсными категориями сакрального и профанного, далекого и близкого, индивидуального и всеобщего. Используется кеносис — самоотверженное «опрощение», очистительное смирение и нисхождение высшего к низшему, тонких эстетических переживаний к обыденной эмоциональности.
Использование традиционной эмоциональной символики цвета [8, с. 36] не теряет своей актуальности. Например, желто-оранжевые оттенки используются в коррекционной школе-интернате для детей-сирот (Москва, АБ Атриум, 2007); бело-оранжевая растяжка используется в начальной школе Клэпхем-Мейнор (Лондон, арх. студия dRMM, 2009).
Цвет сооружений может являться знаковым элементом пространства: красные павильоны — Фули
— в парке Ля Виллет в Париже (арх. Бернар Чуми, 1982—1998); желто-зеленая конструкция Центра Моды и Дизайна (Доки на Сене, Париж, арх. бюро Джа-коб + Макфарлейн (Jakob + MacFarlane)).
С начала XXI века чаще на фасадах появляются переливы цвета. Например, в Башне Агбар в Барселоне (ателье Жана Нувеля, 2005). Использование компьютера (а не традиционных материалов подачи) позволяет быстро и наглядно воссоздавать различные варианты цветовых решений. Фасад как живопись — Музей современного искусства Кастилии в городе Леон (арх. Луис Мансилья и Эмилио Туньен, 2005).
При проектировании Музея Брандхост в Мюнхене (Германия, 2008, арх. Матиас Зауэрбрух) использовалось макетирование — 4,5 м макет, на котором закрепили 10 000 цветных палочки. Всего в проекте было задействовано 35 000 цветных элементов. Изначально цветовая партитура выверялась с активным использованием компьютерных технологий. В итоге получилось здание с тенденцией зрелища и цветовой гармонии. Однако использование не определенных, фиксированных цветов элементов фасадов, а сразу нескольких или множества (как в вышеупомянутом Музее Брандхост в Мюнхене), создает в первое время восприятия благоприятное ощущение как палитра красок (более или менее разнообразная), но впоследствии приходит понимание, что пестрота и колористическая неопределенность приводит к разрушению формы или же убогость формы скрыта за мерцанием, переливом оттенков. Если такое решение будет использовано на большом фрагменте города, то взаимодействие форм, архитектурный ансамбль может быть уничтожен, растворен колористической неструктурированностью.
Способ решения фасадов в виде набора цветных панелей или других элементов в расширенной колористической гамме появился как оригинальный, яркий, но композиционно необоснованный. Он продолжает жить и тиражироваться на протяжении десятилетия, меняя используемую гамму, иногда работая на нюансах, иногда на контрастах.
Таким образом, новые строительные технологии существенно расширяют спектр возможных цветовых решений, и в то же время обостряют проблемы сохранения визуального комфорта города, особенно исторической его части. С помощью колористики транслируются нюансы эмоционального разнообразия средовых решений. Она является неотъемлемым атрибутом современного архитектурного текста, логичной, а в некоторых случаях и нелогичной, иной, дополнительной знаковой системы. Разговор посредством цвета может быть жестким, контрастным, может быть мягким, нюансным, текучим. В большинстве проектов колористическое решение не только моделируется на компьютере, но и реализуется с помощью компьютерной обработки фасадных элементов. Цвет как качество формы способен существенно влиять на характер архитектурно-природной среды на разных уровнях ее формирования. Цветоформа, рожденная в процессе взаимодействия двух взаимодополняющих или взаи-мокорректирующих сил цвета и формы, несет в себе
многоуровневую художественную значимость, отражая работу «архитектора-скульптора» и «архитектора-колориста».
1. Робежник Л.В. Возможности цветопластической ревитали-зации в городской среде // Актуальные проблемы современной науки: Сб. статей 4-ой Международной конференция молодых учёных и студентов. Естественные науки. Части 18-20. Архитектура. Строительство. Транспорт / Науч. ред. Ю.И.Карамзин, А.И.Макеев, А.С.Трунин. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С.13-16.
2. Робежник Л.В. Аспекты цветопластического преобразования среды // Журнал АСД. 2002. №2/30. С. 28-30.
3. Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры [Электр. ресурс] // Статьи об архитектуре. URL: http://eakimova.com/?page_id=226&page=20 (дата обращения 20.08.2014).
4. Бокова А. Современные тенденции проектирования оболочек // Проект Россия. 2011. № 59 — Фасады. С. 68-78.
5. Петухова Е. Жилой комплекс «Гранатный 6» в Москве // Проект Россия. 2011. № 59 — Фасады. С. 130-133.
6. Фадеева М. Цех Челябинского трубопрокатного завода «Высота 239». Благоустройство прилегающих территорий с реконструкцией старых построек // Проект Россия. 2011. № 59 — Фасады. С. 54-64.
7. Пашинцева Т. Зеленый фасад для WWF // Проект Россия. 2011. № 59 — Фасады. С.51.
8. Фролова Н. Больше цвета // Speech: цвет. 2010. № 6. С. 26-44.
References
1. Robezhnik L.V. Vozmozhnosti tsvetoplasticheskoy revitalizatsii v gorodskoy srede [Revitalization opportunities in the urban environment]. Aktual'nye problemy sovremennoy nauki: sb. statey 4-oy Mezhdunarodnoy konferentsiya molodykh uchenykh i studen-tov. Estestvennye nauki. Chasti 18-20. Arkhitektura. Stroitel'stvo. Transport. [Proc. 4th Int. Conf of young scientists "Topical issues of modern science". Part 18-20. Architecture. Building. Transport]. Samara, SamGTU Publ., 2003, pp.13-16.
2. Robezhnik L.V. Aspekty tsvetoplasticheskogo preobrazovaniya sredy [Colour-plastic transformation of the environment]. ASD, no., 2 (30), 2002, pp. 28-30.
3. Kholodova L.P. Kontsepty sovremennoy teorii arkhitektury [Concepts of modern architectural theory]. Stat'i ob arkhitekture [Articles on architecture]. Available at: http://eakimova.com/?page_id=226&page=20 (assessed 20.08.2014).
4. Bokova A. Sovremennye tendentsii proektirovaniya obolochek [Current trends of facade design]. Proekt Rossiya, 2011, no. 1 (59) (Fasady), pp. 68-78.
5. Petukhova E. Zhiloy kompleks "Granatnyy 6" v Moskve [Residential complex "Grenade 6" in Moscow]. Proekt Rossiya, 2011, no. 1 (59) (Fasady), pp.130-133.
6. Fadeeva M. Tsekh Chelyabinskogo truboprokatnogo zavoda "Vysota 239". Blagoustroystvo prilegayushchikh territoriy s re-konstruktsiey starykh postroek [Workshop of Chelyabinsk Pipe-Rolling Plant "Vysota 239". Provision of urban amenities by means of old buildings' reconstruction]. Proekt Rossiya, 2011, no. 1 (59) (Fasady), pp. 54-64.
7. Pashintseva T. Zelenyy fasad dlya WWF [Green facade for WWF]. Proekt Rossiya, 2011, no. 1 (59) (Fasady), p. 51.
8. Frolova N. Bol'she tsveta [More colour]. Speech: tsvet, 2010, no. 6, pp. 26-44.