А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№3 (41) 2017. с. 29-41.
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ВИЗУЛЬНОЙ СРЕДЫ В Г. АСТРАХАНИ
Вячеслав Николаевич Раскурин slavaraskyrin@gmail.com Юрий Сергеевич Чуйков us.chuikov@mail.ru Астраханский государственный университет
Видеоэкология, городская визуальная среда, Астрахань,
В данной работе исследуется колористическая среда города Астрахани на примере 3-х контрольных районов, приуроченных к территориям разных периодов застройки. По итогам работы были сформулированы меры, которые позволят изменить в лучшую сторону состояние визуальной среды города Астрахани.
THE EXPERIENCE OF STUDYING AN URBAN VISUAL ENVIRONMENT
INASTRAKHAN Vyacheslav Nikolaevich Raskurin Yury SergeevichChuikov Astrakhan State University
Videoecology, urban visual environment, Astrakhan
This paper explores the coloristic environment city Astrakhan. According to the results of the work have been formulated measures that will change for the better the visual state of the city.
Видеоэкология, как одно из экологических направлений, появилась сравнительно недавно. Основоположником его считается В.А. Филин [10]. Некоторые авторы считают ее одним из направлений общей экологии человека [см. например, 7, 10 ит.п.]. С этим нельзя согласиться, так как место видеоэкологии - среди направлений прикладной экологии [см. 11]. Вместе с тем, видеоэкология в настоящее время - недостаточно оцененное направление изучения окружающей среды человека. Так, например, в работах посвященных проблемам экологии и безопасности больших городов, на эти аспекты практически не обращают внимания [см. 1]. Еще в меньшей степени это учитывается в современном градостроительстве. Архитекторы, часто следуя моде или желанию продемонстрировать оригинальность, «нагружают» городскую среду такими объектами, которые создают противоестественную визуальную среду, порождающую гомогенные и агрессивные видимые поля [7]. В работе О.А. Растяпиной и К.В. Бабенко проведено исследование влияния визуальной среды города Волгограда на психоэмоциональное состояние человека с использованием методов видеоэкологии. Анализ показал, «что шесть исследуемых объектов города Волгограда обладают коэффициентом агрессивности, превышающим 20%. При заданной оценке 20% означает оптимальную среду восприятия» [7]. То есть, эти объекты (все они не относятся к промышленным объектам) имеют коэффициент агрессивности, превышающий оптимальный.
Общеизвестно, что состояние видимой среды оказывает негативное влияние на психику человека: «Накопление отрицательных эмоций, волнений, агрессивность и гнев переходит в физическое возбуждение и ведет к снижению внимания, увеличению травматизма, случаев вандализма и криминальных ситуаций» [5, - эти авторы в свою очередь ссылаются на работу 3] Авторы этой работы приходят к следующим выводам: «Следует избегать таких модных на сегодня стилей урбанизма, как хай-тек, оп-арт, ввиду большого количества в их архитектуре гомогенных и агрессивных сред для визуального восприятия, отказываться от модного сегодня экстремизма, в котором здания доводят до обломков. Приоритеты желательно отдавать статичным формам, скругленным архитектурным элементам, естественным текстурам и материалам» [5].
Еще одно исследование, выполненное в Москве [9], охватило целый ряд объектов, как постройки прежних лет, так современные здания, и показало, что самый низкий средний коэффициент агрессивности визуальных полей фасадов зданий деловых центров имеет деловой центр «Легенда Цветного», самый высокий - деловой центр «Аквамарин». Среди торговых комплексов самые информативные визуальные поля создают фасады комплексов «ГУМ» и «ЦУМ». Самый высокий коэффициент агрессивности визуальных полей фасадов среди торговых центров имеет комплекс «Европейский».
Большинство торговых центров («Ашан», «Леруа Мерлен», «Оби», «Икея»,«Метро») представляют собой неинформативную гомогенную визуальную среду, не насыщенную элементами.
Этот автор делает следующий вывод: «Таким образом, можно утверждать, что пострадала не только эстетическая сторона визуальных полей, создаваемых фасадами современных зданий и сооружений, но и нависла угроза над фундаментальными процессами зрения горожан. Это значит, что нельзя увлекаться чрезмерным остеклением зданий, нельзя применять большие панели, ДСП, пленки, так как это ведет к гомогенизации видимой среды в местах обитания человека, нельзя формировать агрессивные визуальные среды с бесчисленным количеством одинаковых элементов. Человек оказывается жертвой своего собственного творчества в погоне за новыми строительными материалами и чрезмерным упрощением облика объектов строительства. Его проекты из стекла и бетона задуманы с очевидным пренебрежением к видеоэкологии, и в силу этого они обречены на неудачу. Для своего оптимального развития человек должен иметь особую среду, соответствующую физиологическим нормам» [9].
Подобные исследования в Астрахани практически не проводились. Ниже приводятся материалы исследований некоторых аспектов видеоэкологии этого города, в частности, цветовых решений в городской среде. В данной работе не рассмотрены другие, указанные выше, аспекты, связанные с агрессивностью городской среды, которые также требуют тщательного исследования.
В рамках этого исследования были проведены изыскания, где в качестве объектов изучения пространственно-визуальных особенностей города Астрахани выступили три контрольных зоны (района) приуроченных к различным периодам застройки:
• исторический центр (участок от ул. Красная Набережная до ул. Дантона);
• район многоэтажного панельного строительства, введённый в эксплуатацию 6070-е гг. XX века (ул. Савушкина, Татищева, 28-й армии);
• район современного многоэтажного панельного строительства, введённый в эксплуатацию в 2000-2010-е гг. (ул. Куликова, жилой массив вблизи гостиницы «Альбион»).
Первый контрольный участок
Застройка центральной части города Астрахань уходит своими корнями на несколько веков назад. В начале строительство за стенами Астраханского кремля было деревянным, а стечением времени заменилось более долговечным и дорогостоящим - каменным [12].
Исследуемые улицы на территории первого контрольного участка сформировались уже к началу XIX века. В современном архитектурном виде они предстали перед жителями города в начале века двадцатого.
Изучаемый участок богат на архитектурное стилистическое разнообразие (классицизм, эклектика, псевдоренессанс, модерн, неоренессанс и т.д.), но к нынешнему моменту констатировать единство подхода в цветовом оформлении колористического пространства данной территории невозможно (рис.1).
При анализе цветовой картосхемы района становится заметным, что колористическое пространство данного участка представляет собой разобщённую систему, в которой выделяются два цветовых доминанта - разнообразные оттенки красного и жёлтого цветов (диагр.1).
Оттенки жёлтого цвета занимают около 37% от общей площади всех зданий в исследуемой зоне. Подобное «лидерство» связано с тем, что жёлтый является самым часто используемым цветом в оформлении исторической застройки в городе Астрахани. Сюда относят и те здания, что относительно недавно подверглись процедуре реставрации и те, которым она только предстоит.
Рис.1. Цветовая картосхема контрольного участка (1-я зона) исследования приуроченного к историческому центру города Астрахани.
Чуть меньшую площадь в окраске зданий занимают оттенки красного цвета, у которых 35% от общей суммы. Столь высокое значение обусловлено тем, что основным материалом при строительстве зданий на данной территории был красный кирпич. Исходя из этого можно заключить, что большие площади строений не соответствуют принципам гармонического цветового оформления и требуют реставрации. Однако, современное законодательство, обеспечивающее охрану памятников архитектуры и истории, требует при реставрации таких зданий сохранения исходной цветовой гаммы.
Наиболее гармонично оформленной, с точки зрения применённых цветовых решений, является ул. Никольская, на остальных же улицах системный подход в колористическом оформлении практически отсутствует.
Подобная тенденция в колористической направленности 1-ой контрольной зоны парадоксальна. Историческая часть города является украшением Астрахани благодаря богатству архитектурных форм и стилей. При этом в цветовой палитре данного участка превалирующее положение занимает монохромность и отсутствие системного подхода к
оформлению построек, что в свою очередь отрицательно сказываются на восприятии визуального пространства центральной части города (рис. 2).
Диаграмма 1. Соотношение цветов в цветовом рисунке 1 -го контрольного участка
Рис. 2. Пример гармоничного хроматического (слева) и диссонансного ахроматического (справа) оформления зданий на 1-ом контрольном участке
Второй контрольный участок
Застройка современной улицы Татищева и смежных с ней (ул. Савушкина и 28 -й Армии) многоквартирными домами началась в 1957 году после переименования её из 3-ей Степной. Первыми, на исследуемом участке, были построены здания, находящиеся на перекрёстке улиц Татищева и 28-й Армии.
Планировочная структура района базируется на использовании типового микрорайона как основной территориальной единицы. Выделенный участок территории расположился по направлению в сторону к ж/д путям от улицы Савушкина, которая является одной из главных транспортных артерий всего города Астрахани (рис. 3).
Рис.3. Цветовая картосхема контрольного участка (2-я зона) исследования приуроченного к улицам Татищева, Савушкина, 28-й Армии в городе Астрахани.
Жилой массив в районе улиц Савушкина, Татищева, 28-й Армии (2-я контрольная зона) создан индустриальными методами панельного строительства в 60-70-е годы XX века. Он значительно уступает в ценности архитектурного наследия первому контрольному участку.
При этом просматривается устойчивая общность элементов визуальной среды первой и второй зоны, заключающаяся в отсутствии централизованной системы цветового оформления исследуемой территории. Основанием для подобного вывода служит доминирование в цветовом рисунке 2-го участка оттенков жёлтого цвета, которые указывают на то что, цветовая монотонность зданий, в купе с отсутствием на протяжении долгого
времени обновления цветовой палитры, создаёт неблагоприятные условия для визуального восприятия окружающего пространства на данной территории (диагр. 2, рис. 4).
□ Жёлтый цвет ц его оттенки
□ Синий цвет и его оттенки
□ Зелёный цвет и его оттенки
□ Красный цвет и его оттенки
□ Белый цвет и его оттенки
Диаграмма 2. Соотношение цветов в цветовом рисунке 2-го контрольного участка
Схожими отрицательными чертами колористического оформления 1 -го и 2-го исследуемых участков выступает цветовое доминирование используемых строительных материалов - как уже было отмечено ранее, для первого контрольного участка это красный кирпич, а для второго - цвет железобетонных панелей, которыми сложены почти все многоквартирные дома в контрольной зоне. Подобную тенденцию можно наблюдать, анализируя цветовую схему участка, на которой доминируют оттенки белого и жёлтого цветов, поскольку именно эти цвета присущи железобетонным плитам (диагр.2, рис.9).
Схожими положительными элементами 2 и 1 зоны является наличие гармонично оформленного, с точки зрения колористики, жилого квартала по ул. Савушкина (19 к1, 17 к1, 15, 13, 11, 9, 7 дома), приуроченного ко второму участку (рис.9) и территориального пространства на ул. Никольской (1-й контрольный участок).
Рис.4. Примеры художественного (слева) и монохроматического (справа) оформления многоэтажных панельных домов на 2-ом исследуемом участке
Отличительными чертами 2-го и 1 -го участков является различие богатства архитектурных решений в рамках центрального контрольного участка, по сравнению с моностилевым, вторым участком.
Характерная для 2-ой контрольной зоны несомасштабность пространства, отсутствие индивидуальности и узнаваемости среды неблагоприятным образом сказываются на психоэмоциональном состоянии людей, проживающих на данной территории.
Третий контрольный участок
Застройка современной улицы Куликова началась в 1957 году, после получения ею современного названия, взамен прежнему (Валуйская). 3-й контрольный участок (жилой массив вблизи гостиницы «Альбион») на улице Куликова приурочен к району современного многоэтажного панельного строительства, введённого в эксплуатацию в начале XXI веке (2000-2010-е).
Учитывая относительную новизну застройки (по сравнению с периодом освоения 1-ой и 2-ой контрольных зон) можно отметить, что цветовое оформление жилых домов, с момента
ввода их в эксплуатацию сохранилось в достойном состоянии. Благодаря чему окружающее визуальное пространство изучаемого микрорайона можно воспринимать на порядок лучше, чем 2-го (рис.5).
Анализируя полученную цветовую схему, мы можем утверждать, что большая часть строений 3 -го контрольного участка характеризуется наличием двух и более цветов в оформлении здании. Подобное гармоничное использование цветов в окраске строений позволяет создать более благоприятное для восприятия визуальное пространство, чем при монохромии.
Доминирующих цветом в рамках цветовой картины 3 -го контрольного района является все оттенки жёлтого цвета. Он занимает 60% от всей площади покрытия построек в исследуемой зоне. Подобная тенденция обусловлена свойствами данного цвета. Жёлтый достаточно ярок, не так резок, как остальные тёплые цвета, при этом с его помощью можно создавать комфортное для восприятия визуальное поле.
Почти четверть от всей площади фасадов зданий на данном участке отдана под белый цвет. Он универсален, уместно сочетается практически со всеми цветами и придаёт зданиям некоторую визуальную лёгкость (диагр. 3).
Рис.5 Контрольный участок (3-я зона) приуроченный к улице Куликова в городе Астрахань.
Однако наличие 2-х и более цветов в оформлении фасадов зданий не всегда выступает гарантом формирования комфортной визуальной среды. Увеличении многоэтажности влечёт за собой сложность в восприятии пространства, поскольку человеку трудно сопоставить себя и окружающее пространство в рамках цветового поля (рис.6).
Возникает парадоксальная ситуация, когда хроматическое оформление строения, в рамках большой площади покрытия, превращается в сложный для восприятия элемент визуальной среды. Помочь решить данную проблему может процесс художественного деления фасадов зданий на более мелкие элементы, которые в условиях применения гармоничной цветовой мозаики позволят человеку лучше воспринимать окружающее пространство.
Диаграмма 3. Соотношение цветов в цветовой картине 3 -го контрольного участка
Рис.6. Хроматическое цветовое оформления 9-ти этажного многоквартирного дома на 3-ем контрольном
участке
Исходя из полученных по итогам исследования данных можно сделать вывод, что наиболее правильно оформленным, с точки зрения колористики, является контрольный участок в микрорайоне современного многоэтажного панельного строительства по ул.
37
Куликова. В цветовом оформлении строений на данном участке применяет широкая палитра красок, что создаёт положительные условия для лучшего восприятия окружающего цветового пространства. При этом площади фасадов зданий на данном участке так велики, что они создают сложности для комфортного восприятия человеком окружающего пространства, даже не смотря на хроматическое оформление зданий.
На контрольном участке, приуроченном к центральной части города Астрахани можно констатировать фактическое отсутствие гармоничного цветового оформления большинства строений. Ярким примером здесь является улица Никольская - все объекты, расположенные на этой улице, имеют гармоничное колористическое оформление, благодаря чему создаётся единая картина архитектурного ансамбля. В тоже время, на улицах, примыкающих к Никольской наблюдается отсутствие цветового оформления зданий, большинство из которых относятся к памятникам архитектуры.
Ещё более монотонной выглядит окружающее пространство в рамках контрольного района на участке улиц Савушкина/Татищева/28-й Армии. Исключением являются дома (19 к1, 17 к1, 15, 13, 11, 9, 7), расположенные по улице Савушкина, в оформлении которых применены различные хроматические цвета в рамках художественного оформления. Данные цветовые композиции существенно отличающееся от цветового оформления остальных строений на этом контрольном участке. Подобный подход в применении цвета можно характеризовать как уместный и правильный.
Особо стоит отметить, что на всех исследуемых участках имеются различные исходные условия для применения цветовых решений. Например, на центральном участке в изобилии представлены различные типы архитектурных стилей, которые требуют колористического оформления для выделения их уникальности. На участке приуроченному к району улиц Савушкина/Татищева/28-й Армии можно наблюдать комплексные проблемы визуального пространства, выливающиеся в отсутствие архитектурного стиля (как такового), и отсутствие колористического оформления (за исключением вышеописанных примеров). В архитектурном пространстве третьего контрольного участка можно констатировать, аналогичное со вторым, отсутствие архитектурного стиля как элемента визуального пространства, но при этом имеется хроматическое и вариативное цветовое оформление строений.
Очевидность того что сложившаяся ситуация в области визуального пространства города Астрахани требует скорейшего вмешательства - неоспорима. Дискуссионным можно назвать меры, которые необходимо принять для решения вышеизложенных аспектов проблемы - отсутствия системного подходя к цветовому оформлению городского пространства.
В данной ситуации уместно будет обратить внимание на зарубежный опыт создания комфортной визуальной среды в современных городах. К примеру, тенденция широкого применения типового строительства применялась не только в России. Многие другие страны (Польша, Болгария, Германия и т.д.) столкнулись с проблемой типовой организации городские пространства. И в России, и за рубежом применение данной концепции привело к образованию идентичных проблем.
В мировой практике существует несколько различных по своим подходам путей решения видеоэкологических проблем городских территорий:
• снос зданий, нарушающих визуальное пространство и дальнейшее освоение высвобожденной территории;
• реконструкция, целью которой является изменение внутренней и внешней инфраструктуры, планировочной схемы, замена коммуникаций, улучшение технических свойств и внешнего облика зданий и уход от их однотипности;
• санация (оздоровление) - практика улучшения качества среды за счёт её обогащения новыми архитектурными и ландшафтными элементами;
• реставрация - капитальный ремонт всех структур и объёмов без изменения их функций [4].
Из вышеизложенного перечня, снос является наиболее экономически и экологически неэффективным способом решения проблемы, поэтому в мировой практике чаще встречаются реконструкция и санация, а в России - реставрация.
Любой из способов неизменно включает использование активного цвета в отделке фасадов и в оформлении средовых элементов. Задача цвета в данном случае - не только в непосредственном насыщении среды, но и в изменении восприятия формы здания, разбиении фасадов на части, соразмерных для восприятия человеком [8].
В качестве способов решения комплекса проблем визуальной среды города Астрахани могут быть предложены следующие меры:
• гармоничное использование цветов в оформлении фасадов зданий, с учётом их оптических и психологических особенностей;
• соответствие проектов застройки принципам архитектурной бионики и пропорции золотого сечения, учитывающих в себе закономерности зрительного восприятия;
• индивидуальный подход в архитектурном и колористическом оформлении каждого здания или квартала, введение нестандартных ландшафтных форм и средовых элементов в дворовые пространства, приведение инфраструктурных объектов к более привлекательному и эстетичному виду за счёт средств графики, введение искусственного рельефа там, где это возможно [2];
• широкое применение элементов художественных решений в колористическом оформления зданий и объектов инфраструктуры города (например, стрит-арт);
• использовании художественной подсветки зданий для усиления цветовой нагрузки в тёмное время суток;
• регламентация градостроительными нормами этажности построек;
• создание цветовой схемы города и повсеместное внедрение системы колористических паспортов зданий;
• благоустройство ранее неиспользуемых территорий и организация на крышах высотных зданий «зелёных» зон;
• увеличение количества вечнозелёных растений, которое позволит решить проблемы исчезновения зелёных оттенков в зимний период [4];
• организация новых и поддержание в должном состоянии уже имеющихся парковых зон;
• разработка норм размещения рекламы и оформления вывесок (регламентация размеров и применяемых цветовых решений) [6].
Из общего перечня предложенных мер, нам бы хотелось акцентировать внимание на некоторых из них.
Организация и должный уход за «зелёными» зонами - одна из самых важных и наиболее оптимальных мер в рамках улучшения визуальной среды города Астрахани. Данная мера видится нам важной к применению, не только в рамках экологических проблем города, но и в рамках создания доступной и благоприятной городской среды для астраханцев.
Использование художественных элементов в оформлении фасадов зданий является самой экономически выгодной мерой из всех предложенных. Благодаря ней ахроматическое пространство зданий может наполняться яркими красками и тем самым улучшать визуальную среду города (рис. 7).
Отдельного внимания, по нашему мнению, заслуживает идея внедрения колористических паспортов зданий, которая успешно применяет в Западной Европе и в ряде городов России. Данное решение основано на выдаче каждому зданию соответствующего
документа, который является подтверждением того, что наружный цвет фасада строения утверждён в соответствии с действующей системой стандартов и не нарушает общепринятую концепцию визуального пространства города.
Рис.7. Пример оформление торца многоквартирного панельного дома (гор. Гатчина, Ленинградская
область)
В колористическом паспорте содержатся все необходимые сведения об объекте: описание его истории и стилевых особенностей, детальный компьютерный чертёж фасадов здания, где цвета всех архитектурных элементов (кровли, стен, цоколя, дверей, окон и т.д.) обозначались специальными индексами палитры, план размещения здания в городской среде и анализ окружающей застройки, фотофиксация нынешнего состояния здания. Помимо этого, в нём может быть описана технология проведения работ, в которой указываются подробные рекомендации по проведению фасадных работ и список сертифицированных материалов для их проведения с координатами производителей и поставщиков. Срок подобного документа не ограничен [13]. Воплощение данной идеи будет способствовать выработке единой системы городского колористического пространства в Астрахани.
Все выше изложенные меры позволят значительно оздоровить визуальную городскую среду, что в перспективе может привести к улучшению социальной обстановки и повышению качества жизни горожан.
Литература
1.Блинов Л.Н., Полякова В.В. Экология большого города: инновационно-системный подход. //Вестник МАНЭБ. №20, 20015, - с. 81-84.
2.Балакина Л. А., Валеева Е. А. Архитектурная среда в контексте видеоэкологии // Казанский мед.ж.. 2005. №4. С.343-344.
3.Бахарев В.В. Формирование комфортной визуальной среды: экосоциальный анализ проблемы. // Социология в системе научного управления обществом [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социаологического конгресса (Москва, 2-4 февраля 2012 г.). ИС РАН, ИСИПИ РАН, РГСУ. М.: 2012, с. 870-871.
4.Володина Е.Ю., Нестеров Д.И. Проблемы колористики среды спальных районов российских городов // Материалы 67-й научной конференции «Наука ЮУРГУ» 2015. с. 233-234.
40
5.Истомин Б.С., Колесникова Т.Н., Купцова Е.В. Проблема архитектуры экологически чистого жилища с позиции видеоэкологии. //Биосферная совместимость: Человек, регион, технологии, №3 (15), 2016, - с. 74-81.
6.Раскурин В.Н., Дурин В.П., Макаров А.В. Особенности визуальной среды современного городского пространства // Межвузовский сборник научных трудов «Экология России: на пути к инновациям» Вып.14. Издательство: Астраханская цифровая типография, Астрахань, 2016 с. 56-57.
7.Растяпина О.А., Бабенко К.В. Необходимость формирования визуального пространства в городах с целью обеспечения экологической безопасности //Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2017. Вып. 47(66). С. 384-395.
8.Ситникова Н.В. Колористика города как искусство организации образа города Журнал: Мир науки, культуры, образования выпуск: № 2, 2010 с. 192.
9.Скабелкина О.А. Визуальная среда современных градообразующих элементов и ее влияние на физическое и психоэмоциональное состояние горожан, //Вестник ландшафтной архитектуры, №8, 2016, - с. 7581.
10.Филин В. А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что-плохо / В.А. Филин. - М. : ТАСС-реклама, 1997. - 317,
11.Чуйков Ю.С. Современная экология: структура экологической области знаний. //Астраханский вестник экологического образования. № 1-2, 2001. - с. 4-6.
12.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю., Никитина О.Д., Рамазанова Н.Р., Чипова А.М. Очерки по социально-экологическим основам градостроения (исторический аспект) Очерк 1. Г. Астрахань. Сообщение 1. //Астраханский вестник экологического образования. 2017. № 2 (40). - С. 91-109.
13.Сайт «Инвестиционные строительные проекты» [Электронный ресурс] http://www.pщject.bulgaria-burgas.ru/passport-colour.htm [дата обращения 29.07.2017]