ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КОМФОРТНОЙ городской среды
А.И. ВОСКРЕСЕНСКАЯ, нач. мастерской АПМГУП ГлавАПУМоскомархитектуры, канд. архитектуры
aiv73@bk.ru
Мастерская АПМ ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры, 125047, г. Москва, ул. Гашека д. 12, стр. 2
Колористика - это наука, которая формирует видимую среду, являясь наиболее активным направлением в дизайне городских территорий различного назначения и их компонентов, а также художественного оформления улиц, магистралей, площадей как творческого процесса человеческой деятельности, связанного с природоохранными, социальными и реабилитационными мероприятиями в урбанизированной среде. Под видимой, или визуальной средой, понимают окружающую среду, которую человек во всем ее многообразии воспринимает через орган зрения. Всю видимую среду можно условно разделить на две части: естественную и искусственную. Естественная, или природная видимая среда, находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как природа «лепила» глаз человека «под себя». Сегодня окружающая горожан видимая среда превращается в экологически опасный фактор, что требует незамедлительного, действенного и вместе с тем осторожного вмешательства в ее содержание. Поэтому грамотная колористическая организация открытых пространств сегодня - один из самых очевидных факторов создания визуальной комфортной городской среды. Теория цветовой выразительности тесно связана с психологической сферой человека. Между тем, человек не случайно с давних времен стремится украшать жизнь красивыми предметами. Необходимость этого для его физического и психического здоровья теперь подтверждена научно. Формирование комфортной видимой среды невозможно без серьезного научного обоснования. Эту задачу берет на себя совокупность ряда исследований, в т. ч. ландшафтно-визуальный анализ объекта, составление карт «визуального загрязнения» города, которые позволят определить масштабы бедствия и наметить пути улучшения визуальной среды. Задачи, которые решает колористика, необычайно разнообразны и актуальны, одна из них - создание оптимальной видимой среды, полностью отвечающей физиологическим нормам человека. Комфортную видимую среду можно сформировать только объединив усилия самых разных специалистов, используя всю палитру доступных средств - градостроительных, архитектурных и ландшафтных
Ключевые слова: колористика, цвет, цветовой спектр, видимая среда, комфортная городская среда, дизайн городских территорий, организация открытых пространств, окружающая среда, художественное оформление, ландшафтно-визуальный анализ.
Колористика - это наука, которая формирует видимую среду, являясь наиболее активным направлением в сфере дизайна городских территорий различного назначения и их компонентов, а также художественного оформления улиц, магистралей, площадей как творческого процесса человеческой деятельности, связанного с природоохранными, социальными и реабилитационными мероприятиями в урбанизированной среде. Под видимой, или визуальной средой, понимают окружающую среду, которую человек во всем ее многообразии воспринимает через орган зрения.
Всю видимую среду можно условно разделить на две части: естественную и искусственную.
Естественная, или природная видимая среда, находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как природа «лепила» глаз человека «под себя».
Человек сформировался под воздействием природы со всем многообразием ее
элементов, красок, звуков. В этих условиях его органы чувств эволюционировали многие миллионы лет. Иное дело искусственная среда, в которой человек, в принципе, оказался относительно недавно - по существу только в XX в. Естественно, что за исторически короткое время механизмы зрительного восприятия не смогли приспособиться к такой среде, тем более что в ходе индустриализации и стихийной урбанизации она становится все более агрессивной. Последствия этого известны: люди, живущие в стандартных серых кварталах шумных и загрязненных городов, не только испытывают дискомфорт, но и более склонны к агрессивным действиям, преступлениям, психическим заболеваниям.
Для обеспечения визуального комфорта в уже сложившейся городской среде проектирование должно базироваться на принципах и приемах ландшафтной
66
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2015
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
архитектуры - комплексного благоустройства, ведь именно этот вид проектирования напрямую связан с естественной средой обитания человека. Недаром одним из главных составляющих ландшафтного проектирования является растительный материал.
Главным инструментом для работы с цветом является цветовой круг. Классическим примером цветового круга можно назвать цветовой круг по Йоханесу Иттену. Основой цветового круга являются спектральные цвета, так называемой первой триады, цвета, которые нельзя получить путем смешения других цветов - это красный, желтый и синий. В цветовом круге они располагаются на вершинах равнобедренного треугольника. При смешении цветов первой триады получаются цвета второй триады: красный с желтым дают оранжевый, красный с синим - дают фиолетовый, синий с желтым - зеленый. Таким образом, мы получаем основные цвета спектра. При последовательном смешении цветов первой и второй триады получаются еще шесть промежуточных цветов, которые дополняют шесть цветов первой и второй триады. В итоге используемый цветовой круг состоит из двенадцати цветов: цвета первой триады, второй триады и промежуточных.
Итак, основные понятия колористи-ки как науки это пластическое впечатление; влияние инсоляции на воспринимаемый объект; символическое отношение к цвету; психологическая сфера человечества, влияющая на эмоциональный и духовный фон; подбор цветовой гаммы, базирующийся на временах года - весна, лето, осень, зима.
Каждый цвет несет особую эмоциональную нагрузку, следовательно, оказывает различное психологическое воздействие на человека. Использование широкой цветовой гаммы может обогатить и насытить ее зрительными элементами. Цвет - составляющая часть информации, которая обеспечивает взаимосвязь и гармонию с естественной и искусственной макросредой, а также макро- и микросредой.
Так, при визуальном обследовании типовой застройки Москвы выявилось несколько характерных цветов. При этом дан-
ная цветовая гамма характерна как для центральной, так и для периферийной части города. Житель современного города чаще всего видит плоские поверхности (фасады зданий, площади, улицы) и прямые углы -пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко. В городе много монотонно повторяющихся деталей, что, главным образом, связано с индустриальным изготовлением типовых изделий - окон, панелей, балконов и др. Особенностью же природных образований является колоссальное разнообразие деталей. В окраске городских зданий и сооружений преобладает серый цвет бетона и асфальта. В природе царит более благоприятный для глаз зеленый цвет, присутствует множество других цветов и оттенков.
Что такое комфортная среда? Во-первых, это то пространство которое не вызывает чувство беспокойства. Если говорить об открытых городских пространствах, то визуально, искусственно созданная среда должна приближаться к естественной цветовой гамме. Именно такая гамма близка к природным расцветкам. Быстрые движения наших глаз (саккады) характеризуются амплитудой, ориентацией и интервалами между ними. Оказывается, у младенцев во время сна и у взрослого, смотрящего на световую точку или разглядывающего картину, распределение интервалов между саккадами и их число примерно одинаковы. Это натолкнуло исследователей на мысль, что глаз совершает скачки автоматически, как происходит дыхание, как бьется сердце. Так появилось понятие «автономия саккад». Ее обеспечивает ряд структур головного мозга, совокупность которых образует саккадичес-кий центр. При взгляде на иное здание, собранное из больших панелей, глазу не за что зацепиться. Для саккадического центра это сигнал к переходу на максимальный режим работы в поисках «точки опоры». Но и такой режим не приводит к желаемому результату, и тогда у человека возникает ощущение дискомфорта. Оно усиливается еще и потому, что в гомогенной среде, характеризующейся
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2015
67
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Рисунок. Пример выбора цветовой палитры фасада административного здания Figure. An example of selecting a color palette of the facade of the administrative building
отсутствием или резко сниженным числом видимых элементов, мозг после очередной саккады не получает информации, т. е. подтверждения произведенному действию. В агрессивной среде, т. е. перегруженной однообразными видимыми элементами, глаз не может зафиксироваться на каком-то одном элементе и минимизировать амплитуду саккад. В то же время после каждой саккады в мозг поступает одна и та же информация, что ведет к его перегрузке. Декор зданий имеет функциональное значение, и тот, кто первым сказал об «архитектурных излишествах», нанес людям большой вред, положив начало формированию гомогенной видимой среды. Не меньшие неприятности доставляют горожанину «агрессивные» поля. Их создают, например, одинаковые окна на огромной стене дома, навесные вертикальные русты, облицованные плиткой цоколи зданий, квадратная плитка на тротуарах и пр. Цвет в архитектуре города выполняет очень важные функции: ориентирует человека в пространстве и времени, акцентирует
отдельные компоненты среды, создает психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство.
Таким образом, становится понятно, насколько важен выбор цветовой палитры применительно к формированию городской среды, а именно типовой застройки города, как важно учесть все разнообразие аспектов, влияющих на выбор цвета. Для последующей профессиональной работы был разработан альбом по типовым решениям, для которого была подобранна цветовая палитра, с учетом взаимосочетания цветовой гаммы, были выделены базовые цвета по типам отделки, также даны предложения по акцентным цветам, предложены варианты по суперграфике. Москва - мегаполис, уникальный город, со своей неповторимой градостроительной структурой. Именно поэтому все колористические решения были привязаны к морфотипам застройки. Например, центральная часть города состоит из более спокойной гаммы, характерной
68
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2015
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
именно для классической архитектуры. Для периферии были предложены более активные цвета. Безусловно, к выбору цвета зданий, сооружений, малых архитектурных форм, освещения, праздничного оформления, озеленения, оформления рекламно-информационного пространства надо подходить индивидуально, независимо от того, в какой градостроительной ситуации находится объект проектирования, даже если рассматриваемая территория (объект) попадает в окружение типовой застройки.
Существует уже разработанная теория использования той или иной цветовой палитры при реставрации. А вот для нового строительства, например для культовых сооружений, которые к тому же являются активными доминантами для любого города, пока подобная теория только разрабатывается. В облике храмов цвет имеет огромное значение как носитель основной идеи. В христианстве наиболее отчетливо цветовая символика прослеживается в богослужении, где каждый цвет имеет свое, определенное значение, поэтому храмовая архитектура рассматривается как облачение для священнодействия, проводящегося под определенным знаком, имеющего определенное посвящение. И если говорить о возрождении традиций, то в храмовом зодчестве необходимо всестороннее осмысление применяемых средств выражения замысла зодчего, среди которых цвет занимает далеко не последнее место. Так, воздействие цвета на человека проявляется на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социальном. Цвет может улучшить физическое самочувствие, настроение, повлиять на субъективную эстетическую сферу личности. Он способен снять зрительное напряжение, оптимизировать условия для зрительной работы, в частности обеспечить надежную фиксацию после саккады.
Сегодня окружающая горожан видимая среда превращается в экологически опасный фактор, что требует незамедлительного, действенного и вместе с тем осторожного вмешательства в ее содержание. Поэтому грамотная колористическая орга-
низация открытых пространств сегодня -один из самых очевидных факторов создания визуальной комфортной городской среды. Теория цветовой выразительности тесно связана с психологической сферой человека. Между тем человек отнюдь не случайно с давних времен стремится украшать свою жизнь различными красивыми предметами. Необходимость этого для его физического и психического здоровья теперь подтверждена научно.
Формирование комфортной видимой среды невозможно без серьезного научного обоснования. Эту задачу берет на себя совокупность ряда исследований, в т. ч. ландшафтно-визуальный анализ объекта, составление карт «визуального загрязнения» города, которые позволят определить масштабы бедствия и наметить пути улучшения визуальной среды. Задачи, которые решает колористика, необычайно разнообразны и актуальны, одна из них - создание оптимальной видимой среды, полностью отвечающей физиологическим нормам человека. Комфортную видимую среду можно сформировать только объединив усилия самых разных специалистов, используя всю палитру доступных средств - градостроительных, архитектурных и ландшафтных.
Библиографический список
1. Йоханес, И. Искусство цвета; пер. с немецкого / Иттен Йоханес. - М.: Изд. Д. Аронов, 2000. - 96 с.
2. Гармония цвета. - М.: АСТ Харвест Мн., 2006. -320 с.;
3. Бычков, В.В. Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве/ В.В. Бычков // Вопросы истории и теории эстетики. - М.: МГУ, 1975.
4. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке / Н.Б. Бахилина. - М.: Наука, 1975.
5. Гилл, М. Гармония цвета. Естественные цвета / Марта Гилл. - М.: АСТ «Астрель», 2006.
6. Медведев, В.Ю. Цветоведение и колористика / В.Ю. Медведев. - СПб: УТиД, 2005.
7. Уилкокс, М. Синий и желтый не дают зеленый. Как получить цвет, который действительно нужен / М. Уилкокс / пер. с англ. А.Сидорова. М.: АСТ, Астрель, 2004. -199 с.
8. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1965.
9. Алексеев, С. О колорите / С. Алексеев. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 176 с.
10. Нефедов, В.А. Городской ландшафтный дизайн / В.А. Нефедов.- СПб.: Любавич, 2012. - 316 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2015
69
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
COLOR ORGANIZATION OF OPEN SPACES AS A MEANS OF CREATING VISUAL COMFORT OF THE URBAN ENVIRONMENT
Voskresenskaya A.I., beg. Workshop APM SUE GlavAPU Moscomarchitecture, PhD. architecture
aiv73@bk.ru
Workshop APM SUE GlavAPU Moscomarchitecture, 125047, Moscow, st. Hasek d. 12, p. 2
Today, the colour science is a science that forms the visible environment, being the most active area in the field of design of urban areas of different purposes and their components, as well as decoration of streets, roads, squares, as a creative process of human activities associated with environmental, social, and ecological rehabilitation activities in the urban environment. Under visible, or visual environment we understand the environment that man with all its diversity perceives through the body. All visible environment can be divided into two parts: natural and artificial. Natural visible environment is in full compliance with the physiological norms of view, as the nature “sculpted” human eyes to suit itself. Urban visible environment surrounding townspeople becomes environmentally hazardous, which requires immediate, effective and yet careful intervention in its content. So competent colorist organization of open spaces today is one of the most obvious factors that can create visual comfort of the urban environment. The theory of color expression is closely associated with the psychological state of a man. Meanwhile, manhood since ancient times strives to decorate life with different beautiful items not accidentally.
The need for physical and mental health is now scientifically proved. The creation of a comfortable visible environment is impossible without serious scientific studies. This task assumes the combination of a number of studies, including landscape and visual analysis of the object(s), the mapping of «visual pollution» of the city, which will determine the scale of the disaster and identify ways to improve the visual environment. The goals of the colour science are extremely varied and up to date, and one of them is creating an optimal visible environment that fully meets the physiological norms of human rights. Comfortable viewable environment can be formed only by combining the efforts of different specialists, using the whole palette of available funds - urban planning, architecture and landscape.
Keywords: Coloring science, color, color range, the visible environment, the comfortable urban environment, the design of urban areas, the organization of open space, the environment, art, natural and visible natural environment, landscape and visual analysis.
References
1. Johannes Itten. Iskustvo tsveta [Art color]. Moscow: Aronov, 2000. - 96 p.
2. Garmoniaya tsvena [The harmony of the colors]. AST Harvest. Moscow: AST, 2006. 320 p.
3. Bychkov V.V. Esteticheskoe znachenie tsveta v vostochnokhristianskom iskusstve. Voprosy istorii i teorii estetiki [The aesthetic value of colors in Christian art. Questions of history and theory of aesthetics] Lomonosov Moscow State University, 1975.
4. Bahilina H.B. Istoriya tsvetooboznacheniy v russkomyazyke [History of color words in English]. Moscow: Nauka, 1975.
5. Martha Gill Garmoniya tsveta. Estestvennye tsveta [The harmony of the colors. Natural color] Moscow: AST Astre, 2006.
6. Medvedev V.Y. Tsvetovedenie i koloristika [Chromatics and colour] SPb.: UTID, 2005.
7. Wilcox M. Siniy i zheltyy ne dayut zelenyy. Kak poluchit’ tsvet, kotoryy deystvitel’no nuzhen [Blue and yellow don’t give green. How to get the color that really need]. Moscow: AST, Astrel, 2004, 199 p.
8. Volkov H.N. Tsvet v zhivopisi [Color in painting]. Iskusstvo [Art]. Moscow, 1965.
9. Alekseev S. O kolorite [About color] Izobrazitel’noe iskusstvo [Fine art]. Moscow, 1974.
10. Nefedov V.A. Gorodskoy landshaftnyy dizayn. SPb.: Lyubavich, 2012. 316 p.
70
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2015