Шлёнская С.М.
РОЛЬ ТАНЗАМ В ЭКОНОМИКЕ ТАНЗАНИИ
Ключевые слова: ТАНЗАМ, ТАЗАРА, железная дорога, перевозки. Танзания
Статья знакомит с историей строительства дороги, дает статистику перевозок грузов и пассажиров компанией ТАЗАРА. Автор рассматривает влияние, которое оказало строительство ТАНЗАМ на развитие сельских районов, расположенных вдоль нее. Особое внимание в статье уделяется вопросам повышения эффективности эксплуатации дороги.
Shlenskaya S.M.
THE ROLE OF THE TANZAM IN THE ECONOMY OF TANZANIA
Keywords: TANZAM, TAZARA, railway, rail freightage, Tanzania
The article deals with the history of construction of the TANZAM railway, with the strong impact which TANZAM has had on the rural regions along route; gives the TAZARA performance indicators. Special attention is paid to the problem of the improvement of the operation of the TAZARA so that it contribute effectively to the transport needs of the economy.
Железная дорога ТАНЗАМ (Tanzania-Zambia Railway) или, как ее называли в 1960-е годы, Великая дорога свободы ("Great Uhuru Railway"), построенная в 1970-1975 гг. совместно Замбией и Танзанией с помощью КНР, связала Дар-эс-Салам с Капири-Мпоши (Замбия) и стала самой длинной (1860 км) на тот период железнодорожной линией в Тропической Африке. Благодаря ширине колеи (1067 мм), которая соответствует стандарту, принятому в южноафриканском регионе (Cape gauge), ТАНЗАМ получила связь с железнодорожными структурами ЮАР, Ботсваны, Замбии, Намибии. C другой стороны, колея ТАНЗАМ не совпадает с колеей (1000 мм) другой структуры страны - ТРЛ (Tanzania Railways Limited), что создает серьезные трудности для функционирования всей железнодорожной системы Танзании. Пришлось, в частности, построить перевалочный пункт в Кидату для переброски грузов с ТАНЗАМ на ТРЛ и наоборот.
ТАНЗАМ в настоящее время является основой инфраструктуры для таких региональных организаций, как САДК, КОМЕСА, ВАС. Когда 5 сентября 1967 г. в Пекине было подписано соглашение о строительстве дороги, Танзания подписала это соглашение и от имени Кении и Уганды как совместных владельцев Восточноафриканских железных дорог. ТАНЗАМ уже доказала свою несомненную пользу, облегчая логистику и коммуникацию между Танзанией, Замбией, Малави, ДРК и даже Бурунди и Руандой.
Идея построить железную дорогу для вывоза меди из Родезии через Танганьику возникла еще в конце XIX в. у С. Родса. После Второй мировой войны этот проект прорабатывался неоднократно, но каждый раз признавался экономически невыгодным. В 1967 г. Замбия, отчаянно нуждавшаяся в альтернативном пути вывоза меди, и Танзания решили вернуться к этому проекту. Всемирный Банк дал по нему негативное заключение, как и ООН, признавшая его слишком дорогим. Западные страны на этом основании отказались помочь в строительстве, СССР также не откликнулся. Справедливости
ради нужно отметить, что до сих пор дорога так и не вышла на запроектированный уровень перевозок.
По мнению специалистов, ТАНЗАМ может перевозить до 5 млн т груза в год. На пике ее работы, в конце 80-х годов, перевозилось 1 млн 200 тыс. т, неудачными считались годы, когда объем перевозок падал до 300 тыс. т1. С 2000 г. по 2005 г. компания перевозила от 550 до 660 тыс. т груза в год. До рекордно низкого уровня (90 тыс. т) объем перевозок упал в 2014-2015 финансовом году (по сравнению с 208,5 тыс. т в 2013-2014 гг.)2.
По дороге курсируют товарные поезда двух типов: транзитные и местные (транзитные идут из Капири-Мпоши до Дар-эс-Салама и обратно). С начала эксплуатации железная дорога перевезла 28 млн т груза и 100 млн посылок между двумя странами, внутри них и в регионе. Превалирующий экспорт из Замбии - металлы, в первую очередь медь.
Местные поезда не пересекают границ и обеспечивают внутренние перевозки обеих стран. В Танзании, например, это - транспортировка цемента с завода в Мбее, что составляет около 50% местных перевозок . Другие грузы - лес, кукуруза, рис, сахарный тростник, горючее. Объем внутренних перевозок в последнее время возрастает: в 20082009 гг. - 28 тыс. т, в 2010-2011 гг. - 57 тыс. т4.
Пассажирские поезда, курсирующие по ТАНЗАМ, также двух типов. Это - « Муку-ба», экспресс, который ходит из Нью Капири-Мпоши до Дар-эс-Салама по вторникам, а из Дар-эс-Салама по пятницам. Второй поезд - пассажирский, «Килиманджаро», он отправляется из Дар-эс-Салама по вторникам, а из Капири-Мпоши по пятницам. Время следования 46 часов. Основной поток пассажиров - из Танзании, они составляют 75% всего ежегодного пассажиропотока. Добираться на автобусах быстрее, но на поездах дешевле и безопаснее. С начала эксплуатации железная дорога перевезла около 50 млн пассажиров, рекордное число пассажиров было перевезено в 2001 г. - 1,5 млн. В 2010 г. доход от перевозки пассажиров составил 5,6 млн долл.5 Эти показатели могли бы быть выше, но рост пассажиров тормозится нехваткой локомотивов, вагонов, низким качеством вагонов и высокой конкуренцией со стороны автомобильного транспорта. Сервис пассажирского транспорта годами остается низким. Опоздания с отправлением и прибытием поездов, перегруженность, частые остановки в пути - все это стало обычным. За последние годы уровень пассажирских перевозок упал до минимума, в 2014-2015 финансовом году было перевезено 455 тыс. пассажиров, по дороге курсировало четыре
поезда в неделю. А 10 лет назад - 6 поездов, которые за год перевозили 900 тыс. пасса-
6
жиров .
По ТАНЗАМ курсируют также туристические поезда. Они ходят по специальным маршрутам, например, в Селус (200 км от Дар-эс-Салама), самый большой заповедник Танзании. Пассажиры могут из окон любоваться его обитателями - жирафами, слонами, зебрами, антилопами. Есть также маршрут из Дар-эс-Салама в Кейптаун. Туристические поезда обычно курсируют в рождественские, пасхальные или новогодние каникулы.
Управляет дорогой и обеспечивает перевозку грузов (в том числе для Малави, Замбии, Зимбабве и ДРК) совместная структура двух стран, - компания ТАЗАРА («Tanzania-Zambia Railway Authority»), созданная в марте 1968 года. Каждой стране принадлежит по 50% акций компании. Во многом дорога обязана своим существованием и функционированием Китаю. КНР предоставила Танзании и Замбии кредит (988 млн юаней или 500 млн долл. США) на 30 лет для покрытия стоимости строительства дороги и создание инфраструктуры. С 1976 г. было подписано 14 протоколов между тремя правительствами, на основании которых КНР предоставляла локомотивы, под-
вижной состав, железнодорожное оборудование и техническую помощь для поддержания функционирования дороги.
Таблица
Показатели работы ТАЗАРА
2001 г. 2005 г. 20082009 гг. 20092010 гг. 20102011 гг. 20142015 гг.
Транзит грузов, тыс. т 580 632,4 383,05 533 90
Пассажиров, тыс. чел. 1262 939,4 996,5 455
Прибыль, млн долл. 36,3 39,3 43,3
Источник: Tanzania Transport Sector Review
Важность ТАНЗАМ для экономического и социального развития Танзании трудно переоценить. Во-первых, страна получила железнодорожную линию длиной 969 км и целый ряд инженерных сооружений. Из общего числа построенных объектов (93 станции, 320 мостов, 22 тоннеля, 2225 дренажных сооружений) большая часть находится на территории Танзании7. Так, например, участок дороги Млимба-Макамбако (16 км) в Танзании проходит по горам, на нем сосредоточено 30% всех мостов, тоннелей, виадуков дороги. Самый высокий мост (через реку Мпанго) достигает 50 м в высоту, а тоннель Иранги имеет длину 2,4 км.
Строительство ТАНЗАМ позитивно повлияло на различные аспекты социально-экономической жизни танзанийцев. Многие годы дорога обеспечивает работой жителей Танзании. На ее строительстве было занято, по разным оцеикам, от 38 до 50 тыс. рабочих из Замбии и Танзании8, более одного миллиона человек служили в системе ТАЗА-РА (в 2 странах) со дня основания по сегодняшний день. В Танзании действуют три предприятия по ремонту локомотивов, вагонов и другого железнодорожного оборудования, которые расположены в Дар-эс-Саламе, Мбее, Мпике. Цех в Мбее специализируется на ремонте локомотивов, а в Дар-эс-Саламе и Мпике - грузовых и пассажирских вагонов. В Танзании для нужд дороги работает карьер Конголо (Мбея), проектная мощность которого более 2 тыс. т щебня в час9.
Дорога стала катализатором роста и развития малых поселений вдоль линии, некоторые из них превратились в города, например, Ифакара, Макамбако, Млимба. Эти места стремительно развивались последние 40 лет и продолжают расти, обслуживая ТАНЗАМ. Произошло это благодаря тому, что многие из рабочих, занятых на строительстве, решили по окончании его остаться и стать фермерами. К тому же после завершения строительства ТАНЗАМ поселения вдоль дороги на территории Танзании были включены в проект по создания деревень уджамаа, в соответствии с которым в создаваемые государством сельские поселения, обеспеченные необходимой инфраструктурой, были переселены крестьяне из других мест.
ТАНЗАМ стала важным ресурсом для развития предпринимательства вдоль всей линии от порта Дар-эс-Салам до Капири-Мпоши в Замбии. В настоящее время ТАН-ЗАМ связывает местные фермерские сообщества и обеспечивает им физическую, социальную и экономическую мобильность, необходимую для того, чтобы справляться с непредсказуемыми африканскими экономическими реалиями.
«Транспорт - это артерии экономического развития, которые обеспечивают связи между областями производства и рынками и облегчают движение товаров»10. ТАНЗАМ
- единственный способ транспортировки грузов и передвижения для большинства людей, живущих вдоль линии. Пассажирский поезд с остановками по всем пунктам связывает рисоводов долины Киломберо с фермерами, выращивающими кукурузу и цветы в Ньомбе и Мбее. Таким образом, рынки в городах Ифакара и Млимба начинают играть значительную роль в экономической жизни фермеров и торговцев Ньомбе. В то же время торговцы, базирующиеся в Ифакара, стали зависеть от регулярных поставок бобов, картофеля или арахиса из Макамбако и тому подобного. «Плотный поток посылок, который перемещался с пассажирским поездом, имел большое значение для развития сельской экономики не только в южных районах Танзании, усиливая товарообмен между ними, но и в других районах, где торговцам удалось расширить свою сеть»11.
ТАНЗАМ стимулировал появление таких важные проектов, как гидроэлектростанция Кидату на реке Руфиджи (первая очередь пущена в 1975 г., ее мощность 100 МВт; вторая очередь, завершенная в 1980 г., включает еще два генератора по 50 МВт)12, бумажная фабрика в Руфиджи и другие.
Значение дороги не исчерпывается только экономическими показателями: в ходе строительства тысячи танзанийских рабочих проходили обучение у китайцев и получили в распоряжение китайские технологии. Наиболее способные продолжали обучение в четырех специально открытых в Танзании (в Магулу, Мгулани, Мбее) школах, осуществлявших подготовку железнодорожных рабочих. Программа школы в Магулу включает, например, такие дисциплины, как строительство и ремонт железнодорожных путей, мостов, телекоммуникаций, вождение локомотивов. Всего подготовку получили
13
две тысячи человек . Небольшое число рабочих было послано в Китай для дальнейшей учебы.
Кроме того, в ходе строительства, когда в течение пяти лет десятки тысяч китайцев и африканцев жили вместе и работали бок о бок, были созданы условия для беспрецедентного культурного обмена.
Результаты эксплуатация ТАНЗАМ в течение длительного времени были ниже, чем ожидалось. По мнению специалистов, это происходило, в первую очередь, потому, что с самого начала дорога недофинансировалась и длительное время страдала от недостатка инвестиций14. В конце 1970-х годов на эксплуатации дороги негативно сказался распад первого Восточноафриканского сообщества. В 1990-е годы система железнодорожного транспорта Танзании столкнулась с проблемой падения объемов транспортных перевозок. Из-за конкуренции с другими видами транспорта, в первую очередь автомобильным, и изменений в политической ситуации Замбия стала вывозить медь другими путями.
Плохое функционирование дороги также отчасти обусловлено нехваткой и устареванием железнодорожного оборудования. Основная проблема - недостаточное количество локомотивов: по подсчетам специалистов, ТАЗАРА нуждается ежедневно в 28 локомотивах. Между тем из 23 имеющихся в наличии единиц ежедневно задействовано в среднем только 12 (остальные ожидают ремонта, необходимых запчастей и т.п.). Та же проблема - с товарными вагонами: из имеющихся в наличии 2260 товарных вагонов используются только 1390, остальных 370 нуждаются в ремонте, а 500 ремонту уже не подлежат. Не лучше положение с пассажирскими вагонами: все имеющиеся 119 вагонов находятся в плохом техническом состоянии15. Для решения этой проблемы ТАЗА-РА, в частности, подписала в 2014 г. соглашение с голландской компанией Тгай§ига БеЬеег БУ о модернизации парка локомотивов для повышения объемов перевозок меди с 8 до 30 тыс. т в месяц к 2018 г.16
Положение усугубляется также недоиспользованием железнодорожной инфраструктуры и монополизацией услуг со стороны ТАЗАРА, долги которой составили в 2013 г. 700 млн долл. США.
В настоящее время ТАНЗАМ нуждается в восстановлении и развитии. И для этого существуют реальные перспективы. Танзания может стать в будущем лидером среди стран Восточной Африке по добыче и переработке руд, у нее солидные подтвержденные запасы железной руды, угля, никеля. Это может наилучшим образом повлиять на экономику страны. Транспортировку этих минералов лучше всего осуществлять по железной дороге и, следовательно, необходимо строить железнодорожные ветки, которые соединили бы ТАНЗАМ с месторождениями и другими железнодорожными линиями страны.
Однако и здесь имеются реальные проблемы. Наиболее сложными и распространёнными искусственными сооружениями являются мосты. При пересечении крупных рек одновременно с мостами сооружают мостовые переходы. Постройка мостов через большие водные преграды требует значительных материальных затрат и выполняется только после тщательно проведённых изысканий. Строительство железной дороги включало возведение 320 мостов.
В Замбии в последние годы возрастает добыча руды в районе «медного пояса». Спрос на замбийскую руду с учетом прогнозируемого индустриального подъема Танзании (особенно при использования газового комплекса в Линди) будет расти17. Не случайно, видимо, штаб-квартира Zambia Railwaуs Limited перебралась в 2015 г. из Лусаки в Капири Мпоши, где расположена конечная станция ТАЗАРА.
К тому же в последние годы железная дорога за счет ценового преимущества и возможности перевозить больший тоннаж грузов опять стала возвращать свои позиции. Развивающийся туризм также является стимулом для возрождения дороги.
В свете национальной транспортной политики, которая предусматривает «оказание всем слоям населения и секторам национальной экономики эффективных, безопасных и доступных по цене транспортных услуг как внутри страны, так и международных»18, планируется, что правительства Танзании и Замбии и при содействии КНР будет решать накопившиеся проблемы с помощью модернизации управления и эксплуатации. «ТАЗАРА для более эффективного функционирования нуждается в дополнительном капитале. А также в соглашении между тремя правительствами относительно способов повышения эффективности управления и эксплуатации. Приоритетным шагом, по мнению специалистов, должно стать составление бизнес-плана для определения потенциала дороги, в который должна быть включена как возможность приватизации компании ТАЗАРА, так и допуск других компаний для обслуживания ТАНЗАМ на конкурентной основе»19. Предусматриваются также меры по сокращению расходов управляющей компании, переподготовки служащих, предпринимаются шаги по пересмотру Акта ТАЗАРА 1995 г.
В последнее время регулярно проводятся двусторонние встречи министров по проблемам ТАЗАРА (в декабре 2014 г. состоялась 61-я) и трехсторонние встречи и переговоры). В 2012 г. правительство КНР предоставило ТАЗАРА средства в размере 42 млн
20
долл. для удвоения задействованных на линии локомотивов к концу 2015 года . В июле 2014 г. правительства Замбии и Танзании решили вложить по 80 млн долл. для улучшения деятельности ТАЗАРА.
Проблемы ТАЗАРА рассматривались в ходе государственного визита президента ОРТ Дж. Киквете в Замбию по приглашению президента Замбии Ч. Лунгу в феврале 2015 г. На совещании глав государств и членов правительств было решено, что компанию нужно реструктурировать, ее работу оптимизировать, а ТАЗАРА сделать привлекательной для частного бизнеса. Кроме того, железнодорожные операторы из Замбии (Zambia Railways Limited), Конго (SNDC), Танзании (Tanzania Railways Limited) и любые другие должны быть допущены к обслуживанию пассажирских и грузовых перево-
зок; была подчеркнута также необходимость использования возможностей совместной эксплуатации источников энергии. В частности, предусматривается поставлять природный газ из Танзании в северную часть Замбии, улучшить снабжение электроэнергией г. Самбаванга (Танзания) из г. Мбала (Замбия). В Замбии в разработке находится проект строительства трансмиссии от подстанции Пенсуло до Касама, Обе стороны подтвердили также свою решимость оперировать единым пограничным постом (Наконде-Тунду-ме), чтобы облегчить свободное движение товаров, услуг и людей. На встрече было также рекомендовано назначить новых компетентных специалистов на руководящие посты компании.
В апреле 2016 г. Советом директоров ТАЗАРА был назначен новый исполнительный директор ТАЗАРА - инженер Чинг Анду. Новый руководитель начал с урегулирования проблемы зарплаты, из-за задержки которой рабочие и служащие компании бастовали несколько раз в 2015 г.
В мае 2016 г. состоялась очередная трехсторонняя встреча делегаций из Замбии, Танзании и КНР, в состав которых входили технические эксперты. Участники встречи обсудили доклад китайской делегации, посвященный возможностям обновления и улучшения работы дороги. Особое внимание было уделено вопросам ремонта, снижению износа железнодорожного оборудования, удешевлению стоимости перевозок. Было также рекомендовано соединить ТАНЗАМ с районом Великих озер через порт Мпу-лунгу на оз. Танганьика.
Обновление ТАНЗАМ идет в ногу с программой ВАС по модернизации 7 363 км железнодорожных линий с общим инвестированием в 29 млрд долл. США, из которых ТАЗАРА ожидает получить 211 млн долл. в течение 2015-2017 гг.21
1 Zambia: 'Tazara, Tazama of Mutual Benefit' // The Times of Zambia, March 7. 2015. www.times.co.zm/?р=52237
2 Communique issued on the occacion of the 107th meeting of the TAZARA board of directors// TAZARA News, December 12, 2015. www.tazarasite.com
3 Tanzania Transport Sector Review. Р. 95. www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/.../Tanzania
4 Transport Infrastructure and Demand. Р. 20. www.heofinger.com/tanzania%20 transport
5 Tanzania Transport Sector Review. Р. 95. www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/.../Tanzania
6 Bracing for Increased Haulage with boost in the fleet of locomotives? coaches // TAZARA News, November 19, 2015. www.tazarasite.com
7 Our History. www.tazarasite.com/?page_id=131
8 Ibidem.
9 Quarry. www.tazarasite.com/?page_id=108
10 Tanzania Transport Sector Review. Р.25. www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/.../Tanzania
11 Chuka Enuka. China's Foreign Aid to Africa: Socio-Economic Impact of the Tazara Aid Project on Tanzania // The Social Sciences 8 (1): 34-41, 2013. Р. 40.
12 Абрамова И., Фитуни Л. Цена «голубого золота» // Азия и Африка сегодня. 2008. № 12. С. 7-12.
13 Chuka Enuka. China's Foreign Aid to Africa: Socio-Economic Impact of the Tazara Aid Project on Tanzania // The Social Sciences 8(1): 34-41, 2013. Р. 38.
14 Communique. www.tazarasite.com/?m =201512
15 Tanzania_Transport_Sector_Review. Р. 97. www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/.../Tanzania
16 Tanzania-Zambia Railway under Tests to Improve Profitability // Website #1 to invest in Zambia, October 15. 2015.
17 Фитуни Л.Л. Место Африки в посткризисной мировой экономике. Статья 3 (заключительная). Окончание // Азия и Африка сегодня. 2011. № 2. С. 8-11.
18 Tanzania_Transport_Sector_Review. Р .25. www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/.../Tanzania
19 Ibid. Р. 12, 99.
20 Tanzania-Zambia Railway Under Tests to Improve Profitability // Website #1 to invest in Zambia, October 15. 2015.
21 Ibid.