Дейч Т.Л., доктор исторических наук
КИТАЙ КАК ДЕВЕЛОПЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АФРИКИ (ТАЗАРА И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ)
Ключевые слова: Китай, Африка. ТАЗАРА, железные дороги, инфраструктура, помощь, инвестиции, сотрудничество
Железная дорога ТАНЗАМ (ТАЗАРА), построенная с помощью Китая в 19681976 гг., имела большое значение для стран Восточной Африки и стала своего рода витриной китайско-африканского сотрудничества. В последующие годы Китай вкладывал средства в реабилитацию дороги. Предполагается связать ее с Бенгельской железной дорогой в Анголе, перестраиваемой с помощью Пекина. Две железные дороги призваны создать коридор Восток-Запад через весь континент. Китай намерен включить Африку в новую стратегию в рамках проекта «Один пояс - один путь». На йо-ханнесбургском саммите Форума китайско-африканского сотрудничества в декабре 2015 г. было принято решение разработать китайско-африканский план железнодорожного строительства на 2016-2020 гг., обеспечивающий сооружение железнодорожных сетей в Африке и решающий проблему транснациональной и трансрегиональной железнодорожной инфраструктуры на континенте.
Deich T.L., Dr.Sc. (History)
CHINA AS A DEVELOPER OF RAILWAY INFRASTRUCTURE IN AFRICA
(TAZARA AND OTHER PROJECTS)
Keywordes: China, Africa, TAZARA, railways, infrastructure, aid, investment, cooperation
TANZAM railway (TAZARA), built by China in 1968-1976, was of great importance for the East African countries and has become a sample of Chinese-African cooperation. Then for many years China invested in rehabilitation of this road. Now it is going to connect TAZARA with Benguela railway in Angola, also built with Beijing aid. Two railways have to create East-West corridor across the all continent. China plans to include Africa into a new strategy in the framework of his project "One belt, one road (OBOR)". At the Johannesburg summit of the Forum on China-Africa cooperation in December 2015, it was decided to develop China-Africa plan of railway construction for 2016-2020, to ensure the construction of railway networks in Africa and to resolve the problem of transnational and trans-regional railway infrastructure on the continent.
Тесные связи КНР с Танзанией были установлены еще в 1960-е годы, когда эта страна избрала социалистический путь развития, и Пекин стал оказывать ей щедрую помощь. Железная дорога ТАНЗАМ (позже - ТАЗАРА) протяженностью 1860 км и стоимостью в 600 млн долл. США, связавшая медный пояс Замбии с портом Дар-эс-Салам в Танзании и Индийским океаном через территорию Танзании и обеспечившая пу-
ти экспорта замбийской меди, активным покупателем которой является Китай, стала самым крупным проектом, реализованным с китайской помощью в Африке. Следует напомнить, что от реализации этого проекта, потребовавшего больших затрат, отказались западные страны. Что же касается Замбии и Танзании, то для них проект стал свидетельством готовности Китая прийти на помощь Африке, что во многом способствовало укреплению отношений Пекина с обеими странами. Танзания и Замбия и поныне - в числе стран, получающих значительную помощь от Китая. В 2011 г. китайские вложения в горнодобывающий сектор Танзании были самыми значительными в регионе.
Дорога стала своего рода витриной китайско-африканского сотрудничества. Строительство, в котором приняли активное участие многие китайцы, продолжалось восемь лет, завершившись в 1976 г. И сегодня в Китае некоторые представители старшего поколения говорят на суахили, который они освоили, укладывая в нелегких условиях железнодорожное полотно, либо участвуя в медицинских, сельскохозяйственных, образовательных миссиях солидарности. Хотя ТАЗАРА имела большое значение для экономики Восточной Африки, как, впрочем, и Китая, позволив ему облегчить импорт зам-бийской меди, время показало несоответствие замысла тогдашним экономическим возможностям КНР. Технологическая отсталость обусловила дефекты в проектировании, создала проблему обслуживания дороги, за первые два года работы которой на линии произошло 600 аварий. Большую часть полотна пришлось перекладывать из-за осадки грунта. 85 китайских дизельных локомотивов вышли из строя, что вынудило Танзанию и Замбию в конце 1984 г. закупить более мощную технику в ФРГ1.
Руководство КНР болезненно переживало неудачи с ТАЗАРА. В китайской печати они объяснялись трудностями экономики КНР, неопытностью обслуживающего персонала . Однако Китай многое сделал, чтобы исправить положение: выделял займы на покупку запчастей, присылал своих экспертов, которые обучали местный персонал, помогали наладить эксплуатацию дороги. В 2007 г. КНР выделила на развитие африканской инфраструктуры 4 млрд долл. - больше, чем все страны "G-8" вместе взятые, причем несмотря на то что "восьмерка" провозгласила решение проблем Африки одним из своих приоритетов . По некоторым данным, в 2008 г. Китай вложил 100 млн долл. в реконструкцию ТАЗАРА4. В 2010 г. по просьбе президентов Замбии и Танзании правительство КНР предоставило Управлению дороги беспроцентный кредит в 39 млн долл. на покупку новых двигателей для локомотивов и вагонов, оборудования для мастерских, ремонт вагонов и железнодорожных путей. Во время беседы президента Замбии Леви Мванавасы, с председателем КНР Ху Цзиньтао, состоявшейся в ходе визита замбийско-го лидера в Пекин, последнему было обещано списание долга в сумме 211 млн долл. Эта сумма включает долг Замбии за железную дорогу ТАНЗАМ.
Президент Мванаваса назвал списание долга частью мер, принятых в последние годы Китаем в целях развития экономических и торговых связей с Замбией. В январе 2011 г. Китай подписал с Замбией и Танзанией протокол о списании 50% долга этих стран за ТАЗАРА5, а в марте того же года Танзанию и Замбию посетил зам. министра коммерции КНР Ли Цзиньцао с целью инспекции состояния дороги6. Тем не менее, и в 2013 г. стороны констатировали ухудшение состояния дороги, грузоподъемность которой упала с 1,2 млн т в 1992 г. до 330 тыс. т в 2011-2012 гг., а пассажиропоток сократился с первоначальных 3 млн до 990 тыс. человек. Китай вновь оказал помощь Танзании и Замбии, предоставив средства на ее реабилитацию, закупив локомотивы. Была достигнута договоренность о 12 проектах, реализация которых помочь улучшить состояние дороги. Китай обязался предоставить на эти цели 2,7 млрд долл., в том числе 1,9 млрд долл. на реабилитацию железнодорожной линии; остальные средства должны были пойти на развитие порта Мванбени и дока Мусома7.
В октябре 2015 г. тур по ТАЗАРА совершила делегация ученых Шанхайского института международных отношений. Делегацию, которая проехала 20 км из нового Капири-Мпоши в Луаншимбу, сопровождал китайский посол в Замбии, который дал высокую оценку роли дороги не только в социально-экономическом развитии Танзании и Замбии, но и в отношениях между этими странами, а также между Китаем и Африкой. Со своей стороны, китайское правительство готово сделать все возможное для ТАЗАРА и, в частности, удовлетворить желание этих стран, чтобы поезда шли по этой дороге с такой же скоростью, с какой идут поезда в Китае . А в ноябре 2015 г. Китай предоставил Танзании и Замбии беспроцентный заем в сумме 22,4 млн долл. на покупку локомотивов и оборудования с целью улучшения операционных возможностей дороги .
В последние годы китайские специалисты совместно с администрацией ТАЗАРА изучают возможности повышения эффективности дороги за счет подключения к проекту других стран10. Ставится задача связать с помощью реконструированной дороги две Специальные экономические зоны (СЭЗ), создаваемые Китаем в Африке: в Чам-биши (медный пояс Замбии) и в Дар-эс-Саламе. Дорога соединится с Бенгельской железной дорогой, пересекающей Анголу до побережья Атлантического океана, которая также перестраивается с помощью Пекина. Две железные дороги призваны создать коридор Восток-Запад через весь континент и облегчить движение товаров. В марте 2013 г. Си Цзиньпин совершил свои первые визиты в качестве главы государства в Африку, в том числе, в Танзанию. Вместе с президентом Танзании Джакайя Киквете он посетил захоронения 69 китайских специалистов и рабочих, участвовавших в строительстве ТАНЗАМ11.
Плохая железнодорожная инфраструктура, препятствующая развитию торговли между странами континента, создающая препятствия на пути африканской интеграции, -одна из главных проблем Африки. Китай имеет опыт и возможности, позволяющие ему участвовать в решении этой проблемы. Министр иностранных дел и сотрудничества ЮАР Майте Нкоана-Машабане связала принятую Африканским Союзом в 2015 г. Повестку - 2063 с китайской инициативой «Нового шелкового пути». Китайский проект «Один пояс - один путь» («One Belt, One Road», OBOR), основное направление которого - инфраструктура, перекликается с Программой инфраструктурного развития Африки (PIDA). Развитию инфраструктуры будет способствовать, по словам Машабане, и осуществление нового проекта «Морского шелкового пути» между Китаем, Индийским океаном и прибрежными восточноафриканскими государствами. Маршрут Морского пути пройдет через Африку (Найроби), что поможет наладить взаимосвязь между государствами, расположенными вдоль маршрута и создаст благоприятные условия для инвестирования в инфраструктурные проекты, сотрудничества в сфере энергетики и новых технологий. «Мы надеемся, что все эти планы материализуются и расширятся, и африканские компании получат возможность партнерства с китайскими компаниями, работающими над этими проектами»,- заявила министр12.
Китайская инициатива «Один пояс - один путь» включает два плана: Нового шелкового пути, который пройдет через Россию и страны Центральной Азии в Европу, и Морского шелкового пути XXI века, связывающего Китай, Индию, Пакистан, страны Африки и сокращающего морские пути на 1200 километров. При этом китайская сторона указывает на важность экологической составляющей объединенного проекта: сокращение маршрута позволит уменьшить выбросы СО2 в атмосферу13. Проект будет реализован с помощью финансовых инструментов ряда организаций, прежде всего учрежденного Китаем в ноябре 2014 г. Фонда Шелкового пути, в который Пекин вложил 40 млрд долл. и довел объем инвестиций до 100 млрд долл., и Азиатского банка инфра-
структурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом в размере около 100 млрд долл., официальный старт деятельности которого был дан 16 января 2016 года. Помимо этого, проект может рассчитывать на уже начавший работу Новый банк развития БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае. Суммарный капитал этих трех финансовых институтов составляет 240 млрд долл.14
Строительство ОБОЯ было включено в список важных задач, поставленных перед правительством Китая. Как заявил Министр иностранных дел КНР Ван И, осуществление инициативы станет «фокусом» внешнеполитической деятельности КНР в ближайшие годы. Благодаря этой стратегии Китай намерен глубже интегрироваться в мировую экономику с помощью торговли, инвестиций, инфраструктуры, других проектов развития. «ОБОЯ для Пекина - это путь реализации своих ресурсных возможностей в производстве стали, цемента, алюминия и в сфере финансов. Это также средство обеспечить занятость крупных строительных компаний, поскольку многие объекты инфраструктуры в стране завершены. Проект должен обеспечить рост потребительского спроса в государствах, вовлеченных в проект. Идея в том, что потребители будут покупать телевизоры и автомобили, которые в большом количестве производят китайские фабрики»15.
В 2015 г. в Китае была начата кампания с призывом включить Африку в новую стратегию в рамках проекта «Один пояс - один путь - один континент». С таким призывом выступил, в частности, Джастин Юфу Линн, старший экономист Всемирного банка. Он заявил, что с помощью развития инфраструктуры Китай ускорит рост африканских стран и передаст Африке свои достижения в развитии промышленности16. Африке будет выгодно развитие инфраструктуры в рамках «пояса». Плохая железнодорожная инфраструктура, препятствующая развитию торговли между странами континента, создающая препятствия на пути африканской интеграции, - одна из главных проблем Африки. Китай, обладающий сетью высокоскоростных железных дорог, имеет опыт и финансовые возможности, позволяющие ему участвовать в решении этой проблемы. Китайские эксперты видят в новой китайской стратегии два главных преимущества для Африки. Первое - развитие инфраструктуры континента, связанное со стремлением Китая расширить экспорт, использовать свои возможности в строительной сфере и стимулировать рост Китая, который замедлился в последние годы. Второе - Китай передаст Африке промышленные предприятия интенсивного труда, что приведет к росту производства на континенте, числа рабочих мест и оплаты труда. Эксперты считают эти два компонента двумя столпами китайско-африканского сотрудничества в предстоящие годы. Включение Африки в стратегию ОБОЯ привлечет к проекту больше внимания, хотя и потребует больше средств. Вместе с тем, оно станет дополнительным фактором, подчеркивающим масштабность китайской инициативы17.
Высказывается, впрочем, и немало критических замечаний, как по поводу самого
проекта, так и включения в него Африки. Выражаются сомнения относительно того,
сможет ли Африка выплатить займы, которые даст ей Китай на реализацию проектов.
Обращают внимание на политические риски, плохой инвестиционный климат в ряде
18
африканских стран как на препятствия на пути китайской инициативы . Эксперты выражают неуверенность в том, состоится ли передача Пекином Африке предприятий интенсивного труда, ссылаясь на то, что примеров подобной передачи в странах континента немного, и все они вызывают много вопросов. По их мнению, чтобы убедить Африку в том, что он намерен создавать на континенте рабочие места, Пекин должен представить более обоснованные и скоординированные планы19.
«Многие факторы - не в пользу Африки как объекта китайских инвестиций. Но Китай продолжит проекты в ее странах, - заявил ученый и бизнес-консультант Роберт Ло-уренс Канн. - Он учитывает международный вес африканских стран как членов ООН и
свой собственный 50-летний опыт отношений с Африкой» . В дни саммита в Йоханнесбурге южноафриканская «Преториа ньюс» отмечала, что, по оценкам Международного валютного фонда (МВФ), рост Африки в последние годы был самым высоким за 30 лет, приблизившись к 6%, и это произошло во многом благодаря китайским инвестициям. Все вышеизложенное объясняет энтузиазм, с которым восприняли в Африке участие стран континента в китайском проекте OBOR. Африка рассчитывает, что проект поможет ее дальнейшему росту и развитию, что подтверждает факт организации 19-20 ноября 2015 г. в ЮАР научной конференции на тему: «"Один пояс - один путь" и процветающая Африка»21.
За последние годы Китай помог осуществить свыше 500 инфраструктурных проектов в 35 странах; на его долю приходятся 30% их стоимости. В 2012 г. Китай стал главным инвестором в африканскую инфраструктуру, опередив Всемирный банк: его инвестиции составили 13 млрд долл., Всемирного банка - 4 млрд22. В январе 2015 г. в штаб-квартире Африканского Союза в Аддис-Абебе, построенной Китаем в дар этой африканской организации, между КНР и АС подписан меморандум о взаимопонимании, реализация которого позволит приблизиться к достижению "африканской мечты" - соединить сетью скоростных железных и шоссейных дорог, а также воздушным сообщением столицы 54 государств континента. Глава комиссии Африканского Союза Нкоса-зана Дламини-Зума назвала соглашение «самым важным документом, когда-либо подписанным АС с партнером», поскольку, как она заметила, «Африка - обширный континент, где можно добраться из одной страны в другую только через Париж или Лон-
23
дон»23. Проект предусматривает создание сети железных, шоссейных дорог и авиасообщения между столицами африканских государств. Будучи в Кении в январе 2015 г., министр иностранных дел КНР Ван И заявил о готовности Китая помочь Африке реализовать мечту о скоростной железной дороге, соединяющей столицы государств континен-
24
та . Введена в строй железная дорога длиной 1344 км. в Анголе, строится железная дорога Момбаса-Найроби - часть одного из ключевых проектов национальной стратегии развития Кении «Вижн-2030», на которую в 2013 г. Кении был предоставлен заем в сумме 3,75 млрд долл.25 В дальнейшем дорога протянется в другие страны Африки и свяжет рынки Танзании, Кении, Уганды, Руанды, Бурунди и ДРК. Общая стоимость проекта - 13,8 млрд долл.26
Китай уже завершил строительство 700-километровой железной дороги между Джибути и Эфиопией, взялся за реализацию нового железнодорожного проекта в Нигерии. Во время визита в Нигерию в 2014 г. китайского премьера Ли Кэцяна China Railway Construction Corporation подписала соглашение о строительстве в Нигерии прибрежной железной дороги протяженностью 1402 км, которая пройдет через 10 штатов страны и будет иметь 22 станции. Скорость движения на этой дороге составит 120 км/час27.
На йоханнесбургском саммите Форума китайско-африканского сотрудничества в декабре 2015 г. было принято решение разработать китайско-африканский план железнодорожного строительства на 2016-2020 гг., обеспечивающий сооружение железнодорожных сетей в Африке и решающий проблему транснациональной и трансрегиональной железнодорожной инфраструктуры на континенте. Расширяется с помощью Китая и авиасообщение стран Африки. 2 ноября 2015 г. авиалайнер Эйр Чайна, одной из крупнейших авиакомпаний Китая, совершил первый перелет в Аддис-Абебу: столица Эфиопии стала вторым направлением прямого авиасообщения Китая с Африкой после ЮАР, полеты в которую начались несколькими днями раньше.
1 Дейч Т.Л., Усов В.А. Танзания. «Восходящие» азиатские державы осваивают Восточную Африку // Азия и Африка сегодня. М., 2014, № 12 (689). С.21-26.
2 China Foreign Trade. Hongkong. 1984. No.10. P. 22-23.
3 Abramova I., Fituni L. Competing for Africa's Natural Resources // International Affairs: A Russian Journal of World Politics, Diplomacy and International Relations. 2009. Т. 55. № 3. С. 47-58
4 Mody Renu, Shekhavat Seema. Indian and Chinese Investment in Africa // Africa Quarterly. New Dehli. Dec.-Jan. 2009-2010.
5 Xinhua. Beijing. Jan. 20. 2011.
6 Interview with Chinese Ambassador Lu Youqing by African. 2012.05.15. Forum on China-Africa Cooperation. http://www.focac.org/eng/jlydh/sjzs/t91975.htm
7 Big Progress in Transport-Rail. China-Tanzanian Affairs. Jan. 1, 2013. www.tzaffairs.org/2013/01/big-progress-in-transport
8 TAZARA inspected East Africa. 15 October 2015. www.arilwaysafrica.com/news/tazara-inspected
9 Tanzania-Zambia railway gets $22,4 m Chinese lifeline. Chronicle. November 15, 2015. www.chronicle.co.za/tanzania-zambia-railway
10 http://www. rodon. org/polit-100121111551. 21.01.2010
11 Си Цзиньпин посетил кладбище китайских специалистов в Танзании // Жэньминь жибао он-лайн. 26.03.2013. http://russian.people.com/cn/31520/8182809 html
12 Nkoana-Mashabane, Maite, Minister of International Relations and Cooperation. A win-win synergy: Af-rica,s Agenda 2063 and China's one belt and one road initiative. FOCAC 6. Africa-China Progressing Together. Cape Town. Dec. 2015. P.2.
13 Китай: тенденции и прогноз на 2016. www.katehon.com/ru/article/ritay-tendencii-i-prognoz-na-2016-g
14 Инфо БРИКС, 17.03.2016.
15 One belt, one road to tie Asia to Africa and Europe. Africa Report, 28 January 2016.
16 Yun Sun. Inserting Africa into China's One Belt, One Road Strategy. A new opportunity for jobs and infrastructure. The Brookings. Africa in Focus. March 2, 2015.
17 Ibidem.
18 Фитуни Л.Л. Роль теневого международного движения капитала в условиях глобализации // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2000. № 3. С. 18-19
19 Ibidem.
20 Dasgupta, Saibal. Chinese Investment in Africa Falls by 40% // Voice of America. Nov.25, 2015.
21 One belt one road and a prosperous Africa. Conference Programme. 19-20 Nov.2015. Africa-Programme.
22 BRICS and Africa // Vibe Ghana. July 30. 2014.
23 AU, China agree big infrastructure deal. 2015 - 01-27 Chinese Investment Key to Improving Infrastructure in Africa // The Editors, Febr.4, 2015.
24 Hou Liqiang & Zhao Lei. China aids building of railway in Africa // China Daily. June 7, 2015. www. chinadaily .com.cn. htm
25 Wambui Hdonga. China Pact a Thrust for Vision, August 20, 2013 // CAPITALFM.all Africa.com/stories
26 FM: China aids building of railway in Africa. January 12, 2015. The State Council. The People's Republic of China. English.gov.cn.worldaffairsjournal.org/content/china-pledges-aid-building-railways-africa
27 China signs $13.1 bn rail project in Nigeria // BRICS Post. May 8, 2014.