бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц.
При распределении финансовой помощи необходимо проводить оценку минимальных потребностей местных бюджетов в финансовых ресурсах. На наш взгляд, многое зависит от внедрения финансовых нормативов, опирающихся на государственные минимальные стандарты; четкое определение круга расходов на развитие социальной инфраструктуры региона, финансирование которых подлежит нормированию.
Для развития объектов и улучшения содержания социальной инфраструктуры необходимо:
- в проведении социальной политики усилить роль государства на селе с применением экономических стимулов и правового регулирования на основе разработки федеральных программ и законов по социальному развитию села;
- сельскохозяйственным предприятиям, продолжающим содержать объекты социальной сферы, предоставлять льготы, гарантии в реализации продукции, в кредитовании и применять к ним поощрительные меры;
- изыскать в федеральном и региональных бюджетах долгосрочные инвестиционные кредиты для индивидуального жилищного строительства на селе.
- поощрять создание потребительских кооперативов агропромышленной интеграции и других форм объединений различных землепользователей по социальному обслуживанию населения.
Таким образом, государственное регулирование социальной инфраструктуры села должно сохраняться достаточно длительное время, так как экономические реформы сопровождаются снижением качества жизни значительной части населения
Литература:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
2.Программа «Социальное развитие села до 2010 года».
УДК 631.15:33
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
М.В. Каймакова, аспирант Ульяновский государственный технический университет
В статье рассмотрена роль социальной инфраструктуры в устойчивом развитии сельских территорий, т.к. важнейшим условием эффективности социальной инфраструктуры села является комплексное размещение ее объектов на территории сельских муниципальных образований.
Важнейшим условием устойчивого развития сельских территорий является сохранение и восстановление социальной инфраструктуры села. Социальная инфрастуктура образует материальный и институциональный базис социальной сферы. Часто обсуждение вопросов развития сельской местности ограничивается сельским хозяйством, что неверно, так как здесь размещают-
ся предприятия различных отраслей, коммуникации, федеральные и местные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач, социальная и производственная инфраструктуры. Развитие сельской местности позволяет наращивать объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции, насыщать рынок товарами и услугами, интегрировать городскую и сельскую экономики,
делать их наиболее эффективными. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, повышение уровня жизни, занятости сельского населения является, как подчеркнуто в Федеральном законе « О развитии сельского хозяйства», важнейшей целью современной государственной политики.
Развитие социальной инфраструктуры села приводит к социально-экономическим последствиям в виде улучшения качества жизни, увеличения занятости и сокращения уровня асоциального поведения населения, повышения производительности труда, увеличения социальных выплат, снижения социальной напряженности, сохранение и развитие демографического потенциала общества.
Результаты деятельности социальной инфрастуктуры села проявляются в уровне образования, культуры, физического развития человека, здоровья, в общей продолжительности жизни и ее трудоактивном периоде, характере воспроизводства населения, величине свободного времени и структуре его использования. Многоплановое влияние социальной инфрастуктуры на человеческий фактор аккумулируется в уровне и динамике производительности труда и эффективности производства.
Для сельской инфрастуктуры характерны более низкая по сравнению с городом удельная обеспеченность населения основными непроизводственными фондами и обслуживающими
Каковы последствия такого положения для будущего современной деревни? В других развитых странах такого массового сокращения численности сельского населения не происходило.
В Ульяновской области численность сельского населения с 1980 по 2000гг. сократилась
предприятиями, худший качественный состав материально-технического потенциала, низкое кадровое обеспечение, что, безусловно, снижает качество обслуживания населения.
Отрасли социальной инфраструктуры села не создают конечной продукции, но обеспечивают предпосылки для всех этапов ее производства. Уровень обеспеченности села объектами социальной инфраструктуры, размеры доходов, решающим образом влияют на закрепление в сельском хозяйстве квалифицированных кадров и сохранение численности сельского населения.
Устойчивое развитие сельских территорий в Ульяновской области, где 26,8 % составляет сельское население, должно быть направлено на решение таких ключевых вопросов развития сельских территорий, как: повышение экономической активности сельского населения на основе повышения образовательного, культурного и информационного потенциала, создание адаптивных систем управления сельским хозяйством, развитие производственной и социальной инфраструктуры.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, число деревень с численностью до 10 человек в 2006 году составило 72, в 2007 году - 82 деревни. В Ульяновской области 30 населенных пунктов без постоянного населения, начиная с 1965 г. численность области постоянного сельского населения стабильно сокращается (табл.1).
на 64,8 тыс. человек. А с 2001 по 2008 гг. - на 41,8 тыс.
Основной причиной сокращения численности сельского населения области, очевидно, надо считать отсутствие рабочих мест. Данные табл. 2 отражают состояние занятости сельского населения.
Таблица 1. Численность постоянного населения в сельской местности Ульяновской области (тыс. чел.) на 1.01.
Годы
1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2008
670,4 584,6 504,0 459,0 420,4 397,6 408,9 394,2 351,9
Таблица 2. Численность безработных человек (на конец года)
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007г.
Общая численность безработных, человек 50565 63903 53325 46927 31532
из них: лица, проживающие в сельской местности 6247 28916 12428 15874 14199
Общая численность безработных, % из них: 100 100 100 100 100
лица, проживающих в сельской местности, % 12,4 45,2 23,3 33,8 45,8
Из табл. 2 видно, что каждый второй безработный Ульяновской области живет на селе.
Особенно негативные последствия безработица имеет для молодежи. Поэтому необходима продуманная система мер по сокращению молодежной безработицы, обеспечению занятости, созданию новых рабочих мест на селе. Для сохранения численности сельского населения области предлагается: внедрять в сельской местности не только агропромышленную интеграцию, но и другие виды деятельности, способствующие решению производительного использования трудовых ресурсов, улучшить дорожно-транспортную сеть, чтобы обеспечить доступность близлежащих поселков и городов, развивать надомничество и т.д.
Необходимо разрабатывать меры по совершенствованию системы мотивации сельскохозяйственного труда, превращая его в основной источник реальных доходов. Сложилось так, что основным источником доходов является личное подсобное хозяйство, которое держится в основном на ручном труде (табл. 3).
Доля валовой продукции, производимой на личных подворьях с учетом фермерских хозяйств, в общем объеме сельскохозяйственной продукции области с 21% в 1985 г. выросла до 61 % в 2007 г. При этом доля крестьянских фермерских хозяйств составляет всего 5 % от общего объема сельскохозяйственной продукции.
Не менее важной задачей сохранения на селе рабочих кадров и жителей села является уро-
Таблица 3. Производство сельскохозяйственной продукции во всех хозяйствах и в том числе в личных подворьях крестьян Ульяновской области, тыс.т
Наименование 1985г. 1990г 1995г 2000г 2007г в 2007 г. к 1990 г. во всех хозяйствах
все хозяй- ства насе- ление, % все хозяй- ства все хозяй- ства все хозяй- ства все хозяй- ства насе- ление, %
Продукция животноводства, в т.ч.: - мясо в живом весе - молоко - яйца, млн. шт. 554,3 612.5 510.5 18,8 27,7 34,3 190,7 676.6 586.6 111,6 555,2 536,9 69,0 352,5 457,1 57,1 287,2 360,7 72.3 68,5 60.4 Снижение в: 3,34 раза 2,36 раза 1,63 раза
Продукты растениеводства, в т.ч.: - зерновые - сахарная свекла - подсолнечник - картофель - овощи 1726 308,9 55,0 390,4 88,7 97,6 65,3 31,2 1942 301,2 50.8 372,0 91.8 718,8 180,5 31,4 355,1 112,3 928,1 220,0 43,6 233,9 104,8 655.8 212.9 34,0 268,1 115,6 53.7 71.2 79.3 257.7 93,6 2,96 раза 1.4 раза 1.5 раза 1,39 раза 1,26 раза
вень оплаты труда сельских работников.
Среднемесячная заработная плата работников села в 2007 г. составляла 4433,7 рубля. При этом отношение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства к среднеобластному уровню составил в1990 году 110,4 %, а в 2007 году 52,7 %. Эти данные свидетельствуют не только о массовом обнищании жителей села, но и о глубоком социальноэкономическом неравенстве сельского и городского населения. Также важной причиной сокращения численности сельского населения является ухудшение социальной инфраструктуры на селе. Это связано не только с низким уровнем доходов, но и с тем, что практически региональные бюджеты в большинстве своем оказались не в состоянии инвестировать социальную инфраструктуру.
Значительная часть сельского жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. Подавляющая часть сельского жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по качественным характеристикам. При решении жилищной проблемы необходимо ориентироваться на создание в сельской местности лучших жилищных условий, чем в городской. Сельский жилищный фонд Ульяновской области составляет 8164,4 тыс.кв.м. общей площади, из них приходится на частные домовладение -7167,0 тыс.кв.м. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 43 % сельского жилого фонда, канализацией - 28 % , центральным отоплением - 46 %, ваннами 18 %, газом 94 %, горячим водоснабжением 9 %.
Сохранение и развитие социальной инфраструктуры села является необходимым условием для устойчивого развития сельских территорий.
Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- повышение уровня архитектурнопланировочных решений массовой жилищной за-
стройки и объектов социальной инфраструктуры;
- распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди субъектов Российской Федерации.
Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2008-2012 гг. в 220 сельских населенных пунктах. Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора. В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:
- инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
- социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.
Правительством нашей страны предпринимаются меры по стабилизации обстановки в аграрном секторе, поиск путей развития агропромышленного комплекса в новых экономических условиях.
Принятая в 2002 г. правительством федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2010 года» в общей ее целевой направленности полностью отвечает гражданским правом и ценностным ориентациям крестьянства. Адекватно этой направленности определены и основные задачи программы: расширение доступности сельским жителям социальных благ и услуг, обустройство сельских поселений, повышение их качества, создание условий жизнедеятельности, минимально необходимых для формирования эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, сближение условий реализации конституционных прав в городе и деревне, переход к устойчивому развитию сельских территорий, расширение возможностей выполнения селом ее общественных функций.
Постановлением Правительством РФ « О государственном регулировании развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. агропромышленного производства» от 14.07.2007 г. №446-ФЗ, установлены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство. Одним из разделов Закона - Государственное ре-
гулирование развития социальной сферы, определены формы поддержки социальной сферы села. Установлено, что государственная поддержка развития социальной сферы села осуществляется из федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами в области развития социальной сферы села. Также в один из разделов включено устойчивое развитие сельских территорий. Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя мероприятия:
- по повышению уровня развития соци-
альной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
- по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Важнейшим условием эффективности социальной инфраструктуры села является комплексное размещение ее объектов на территории сельских муниципальных образований.
Таким образом, устойчивое развитие сельской территории нельзя представить себе без сохранения и развития социальной инфраструктуры села.
УДК 338
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Т. Е. Цыцарова, ассистент Ульяновский госудаственный технический университет
В статье рассмотрено комплексное исследование уровня жизни населения региона с помощью системы показателей, предложенных в разное время российскими и советскими экономистами. Применявшиеся или предлагавшиеся ранее в отечественной статистике списки показателей уровня жизни, их классификаторы и рубрикаторы.
Комплексное исследование уровня жизни населения региона возможно только с помощью системы показателей. Некоторые из них, отличающиеся структурой и набором показателей, предложены в разное время российскими и советскими экономистами. Применявшиеся или предлагавшиеся ранее в отечественной статистике списки показателей уровня жизни, их классификаторы и рубрикаторы, естественно, несут на себе отпечатки политэкономических и социально-экономических представлений различных периодов времени, а также возможностей сбора и обработки информации по ним. Примером не нашедшего применения, но достаточно удачного для своего времени набора показателей может служить перечень, предложенный в 1982 г. и представленный в
работе «Социальные проблемы в перспективном планировании» [1, с. 32]:
1. Социально-демографические характеристики, классовый и социально-экономический состав населения; 2. Развитие отношений собственности; 3. Характер, содержание и условия труда в общественном производстве; 4. Ресурсное обеспечение программ социального развития и повышения уровня жизни народа; 5. Доходы населения; 6. Потребление населением материальных благ и услуг; 7. Социально-бытовая инфраструктура; 7.1 Образование; 7.2. Культура и искусство; 7.3. Медицинское обслуживание; 7.4. Отдых; 7.5. Физкультура и спорт; 7.6. Жилище; 7.7. Коммунальное обслуживание; 7.8. Бытовое обслуживание; 7.9. Транспортное обслуживание и связь; 7.10. Торговля и общественное питание. 8. Бюд-