пермский край: как улучшить социально-экономическую
ситуацию на селе?
реализация социально-экономической политики
в отношении сельских территорий
__Аннотация
В статье рассматривается современное состояние социально-экономического развития сельских территорий России и Пермского края. Сделан вывод о невозможности устойчивого развития агропромышленного комплекса без развития социальной инфраструктуры. Даются рекомендации по формированию региональной социально-экономической политики, обеспечивающей устойчивое развитие сельских поселений.
_Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельские территории,
_сельскохозяйственное производство, социальная инфраструктура, соци-
_ально-экономическая политика, устойчивое развитие
Устойчивому развитию агропромышленного комплекса России препятствует обострение социально-экономической обстановки на селе. В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли за последние два десятилетия, из-за низких темпов развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села снизилась доступность для сельского населения медицинских, образовательных, культурных и торгово-быто-вых услуг. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. В значительной части жилищного фонда села отсутствуют элементарные коммунальные удобства. Водопроводом оборудовано 42% общей площади сельского жилого фонда, центральным отоплением - 44%, канализацией - 32%, горячим водоснабжением - 20%. Значительная часть систем водоснабжения не имеет необходимого санитар-но-технологического оборудования для улучшения качества воды, 36% протяженности уличной водо-
Баландин Дмитрий Аркадьевич
зам. директора по учебно-методической работе, Пермский академический учебный центр [email protected]
проводной сети нуждается в замене. В результате 75% сельского населения используют воду, не соответствующую санитарным нормам. Количество больниц на селе сократилось на 2 тыс. (41%). На 10 тыс. сельских жителей приходится 55 больничных коек, в то время как городских - 133 койки. Обеспеченность сельского населения амбу-латорно-поликлиническими учреждениями, по сравнению с городским, ниже в 2,3 раза, врачами - в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза. Сокращение количества сельских учреждений здравоохранения вызвано недостаточным финансированием этой отрасли в 90-х годах и ее реструктуризацией, а часто и просто ликвидацией объектов медицинского обслуживания. Вследствие «оптимизации» региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тыс. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 315 школ, то в настоящее время - 144 школы. Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась более чем на 50%. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38%, тогда как в городе она составляет 66%.
Значительно уменьшилось количество предприятий розничной торговли и общественного питания, прежде всего, вызванное резким падением платежеспособного спроса сельского населения. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации, в то время как частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не достиг должного уровня развития. Организации бытового обслуживания сельского населения практически исчезли.
В то же время в предкризисные годы реализация государственных программ по развитию сельской местности дала определенные результаты (см. табл. 1 на с. 104).
При это необходимо отметить, что рост жилищного строительства во многом обеспечивался строительством жилых домов, построенных в сельской местности гражданами, постоянно проживающими в городской местности.
за последние
два десятилетия
.увеличилось
отставание села
от города
по уровню и условиям жизнедеятельности
региональная э
Таблица 1
Показатели социального обустройства сельской местности в РФ
Ввод в эксплуатацию 2006 2007 2008 2009
Жилые дома, млн кв. м 10,0 13,6 15,1 16,1
Водопроводные сети, тыс. км 1,9 1,8 2,3 1,4
Газовые сети, тыс. км Автомобильные дороги, тыс. км 11,4 0,7 14,8 0,9 17,0 1,1 14,3 0,8
Общеобразовательные учреждения, тыс. мест 28,5 35,7 26,1 23,5
Дошкольные учреждения, тыс. мест 1,3 3,0 2,6 1,7
Учреждения клубного типа, тыс. мест 8,6 5,2 4,8 3,6
АТС, тыс. номеров 304,7 575,0 490,0 274,5
Социальная инфраструктура сельских территорий Пермского края
В Пермском крае функционируют 628 сельских школ, что составляет 60% от всех общеобразовательных учреждений края, в которых обучается 74,1 тыс. человек. 200 (31,7%) сельских школ требуют капитального ремонта, 30 находятся в аварийном состоянии. К сети интернет подключено 45% сельских школ.
Медицинскую помощь сельскому населению края оказывают 13 районных, 11 участковых больниц и 75 сельских врачебных амбулаторий. На 1 тыс. чел. сельского населения приходится около 4,2 врачебных больничных коек, в то время как в городе -14 коек. Обеспеченность сельского населения врачами составляет 1,3 врача на 1 тыс. чел., что в 4 раза меньше, по сравнению с городом. Доля сельских территорий Пермского края, обслуживаемых скорой и неотложной медицинской помощью в соответствии с нормативами, составляет лишь 35,8%. Сельский жилищный фонд Пермского края составляет 204 тыс. жилых домов. Доля аварийного и ветхого жилья - 9,2%. Доля жилья, построенного до 1970 года, в общей численности жилых домов составляет 58,2%.
Основной причиной плохой обеспеченности сельского населения жильем и невозможности улучшения жилищных условий является низкий уровень благосостояния сельского населения, который, в
первую очередь, вызван высокой безработицей и низким уровнем оплаты труда на селе. Доля сельского жилого фонда, полностью обеспеченного набором коммунальных услуг, составляет 9,8% от всего сельского жилого фонда. Центральным водоснабжением обеспечено 36,8% сельских жилых домов, горячим водоснабжением - 8,0%, канализацией - 18,9%, центральным отоплением - 15,5%.
В сельской местности края газифицировано 60,5% жилого фонда, включая сетевое газоснабжение и снабжение сжиженным газом. Необходимость расширения сети центрального газоснабжения обусловлена тем, что газ является неотъемлемой составляющей для обеспечения как централизованных, так и автономных систем отопления и горячего водоснабжения жилых домов. Учреждения культуры и досуга представляют собой значимую составляющую социальной инфраструктуры сельской местности для обеспечения условий культурного развития и отдыха сельского населения. В сельской местности расположено 1,8 тыс. объектов культуры и искусства, а также историко-культурных объектов, из которых 21 имеют федеральное значение.
Важнейшим элементом социально-культурной среды являются сельские библиотеки, ими пользуется 54% всего сельского населения. Низкими темпами обновляется книжный фонд, большин-
Таблица 2
Социальные показатели жизнедеятельности сельского населения Пермского края по сравнению со средними показателями по России
В среднем по РФ По Пермскому краю
Обеспеченность жилых домов водопроводом 42% 36,8%
центральным отоплением 44% 15,5%
горячим водоснабжением 20% 8,0%
канализацией 32% 18,9%
газифицировано 75% 60,5%
Количество больничных коек на 10 тыс. жителей 55 42
Коэффициент смертности в расчете на 1 тыс. чел. 18 промилле 20,3 промилле
Средняя продолжительность жизни 63,8 года 61,1 года
.низкий уровень
благосостояния
сельского населения
. в первую очередь
вызван высокой
безработицей
и низким уровнем
оплаты труда
на селе
ство сельских библиотек не имеют компьютерной и копировальной техники (компьютеризировано лишь 12,8%).
Экономическая ситуация, сложившаяся в сельской местности, отрицательно сказалась, прежде всего, на состоянии материально-технической базы отрасли культуры, не позволяя сельским культурно-досуговым учреждениям в полной мере выполнять свою культурную миссию. Органы местного самоуправления районов Пермского края без использования программных средств и поддержки бюджетов разных уровней не в состоянии обеспечить развитие культурной инфраструктуры, сопоставимой с городским уровнем.
Основной проблемой является состояние дорог. Дороги с твердым покрытием в общей протяженности дорог в сельской местности составляют 74,7%, доля дорог, обустроенных в соответствии со стандартами, составляет 70%. По плотности автомобильных дорог (на 1 тыс. кв. км территории) и плотности дорожной сети (на 1 тыс. чел. населения) Пермский край занимает предпоследнее место среди регионов Приволжского федерального округа. В настоящее время требуется ремонт 77% протяженности дорог.
Транспортная сеть в сельской местности, помимо автомобильных дорог, достаточно широко представлена железнодорожным сообщением. Также используется речной транспорт - в основном для транспортировки грузов. При этом некоторые сельские населенные пункты не имеют никакой транспортной связи с внешним миром.
Приоритетные направления аграрной политики
Двадцать лет реформ обернулись для сельского хозяйства Пермского края потерей всех ранее достигнутых рубежей в производственной и социальной сферах. На фоне оживления отрасли сельского хозяйства в Российской Федерации сельское хозяйство края находится в глубочайшем кризисе. Все программы развития АПК Пермского края с 2000 года показали свою несостоятельность, а многие, в том числе программы «Сельский дом», «Социальное развитие села» и др. фактически закрыты.
Социально-экономическая политика в отношении сельских территорий должна основываться на комплексном анализе демографической ситуации, производственного потенциала, социальной инфраструктуры и других факторов с учетом их потенциального изменения [2].
В сложившихся условиях приоритетными направлениями аграрной политики России должны стать:
- создание социально-экономических условий для сохранения и развития сельских территорий;
- восстановление сельскохозяйственного производства;
- обеспечение продовольственной безопасности страны [3];
- повышение благосостояния сельского населения. Стратегической целью развития сельского поселения является достижение стабильного повышения качества жизни его населения, обеспечиваемого экономическим ростом, развитием социальной сферы и среды проживания.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития сельских поселений региона должны быть:
- диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения;
- развитие малого бизнеса, в том числе в альтернативных сферах занятости;
- компактная комплексная застройка сельских поселений;
- улучшение жилищных условий сельского населения, развитие и модернизация инженерной инфраструктуры и социальной сферы сельских территорий, в том числе учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и др.
Заключение
Таким образом, система социально-экономического развития сельских поселений региона является многомерной и разноуровневой, программирование ее развития [4] предполагает системный анализ ее структуры, связей и отношений компонентов этой структуры, их взаимозависимости и процессуальных характеристик функционирования системы. Формирование и реализация региональной социально-экономической политики должны осуществляться через комплекс мер, обеспечивающих
...некоторые сельские населенные пункты не имеют никакой транспортной связи с внешним миром
устойчивое развитие муниципальных образований уровня сельских поселений.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (ред. от 23.04.2012).
2. Баландин Д.А. Социальная и демографическая ситуация в сельских территориях // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2012. - Вып. 3.
3. Миков К.А. Организационно-экономические предпосылки развития АПК на муниципальном уровне // Российское предпринимательство. - 2012.
- № 10. - С. 126-131.
4. Пыткина С.А., Миков К.А. Концептуальные аспекты организационно-экономического механизма программирования развития агропромышленного комплекса // Российское предпринимательство. - 2012.
- № 9. - С. 118-123.
Dmitry A. Balandin
Deputy Director for Education and Methodology, Perm Academic Training Center
Perm Region: How to Improve the Socio-Economic Situation in Rural Areas?
Implementation of Socio-Economic Policies for Rural Areas
_Abstract
The article discusses the current state of socio-economic development in the rural areas of Russia and the Perm region. The author draws a conclusion that sustainable development of the agricultural complex is impossible without the development of social infrastructure. Recommendations on the formation of regional socio-economic policies to ensure sustainable development of rural settlements are given.
Keywords: agricultural complex, rural areas, agricultural production, social infrastructure, socio-economic policy, sustainable development