Научная статья на тему 'Социально-экономические и земельно-хозяйственные условия устойчивого развития сельских территорий Ивановской области'

Социально-экономические и земельно-хозяйственные условия устойчивого развития сельских территорий Ивановской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / IVANOVO REGION / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / LAND MANAGEMENT / RURAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горохова Елена Анатольевна, Забелина Наталья Вячеславовна

Решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельских территорий. Устойчивое развитие сельских территорий заключается в обеспечении сбалансированного решения социально-экономических задач, касающихся жизнедеятельности сельского населения, и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горохова Елена Анатольевна, Забелина Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC AND LAND AND ECONOMIC CONDITIONS OF IVANOVO REGION RURAL TERRITORY STABLE DEVELOPMENT

The solution of problems of economy stable development and population welfare improvement in Russia to a large extent is forming by rural territory development. The stable development of rural territories consists in ensuring of solution of social and economic problems applying to rural population activity, and also favourable environment, natural and recourse potential keeping problems for the purposes of present and future mankind generations’ want satisfaction.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и земельно-хозяйственные условия устойчивого развития сельских территорий Ивановской области»

УДК 332.1(332.36:338.49)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.А. Горохова, Н.В. Забелина

Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика

Д.К. Беляева

Решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельских территорий. Устойчивое развитие сельских территорий заключается в обеспечении сбалансированного решения социально-экономических задач, касающихся жизнедеятельности сельского населения, и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Ключевые слова: Ивановская область, сельское хозяйство, социальная инфраструктура, региональное развитие, землеустройство.

Мировой финансово-экономический кризис напомнил о том, что кризис в сельском хозяйстве, в отличие от других кризисов, не означает только тяжелое состояние аграрного производства. Он охватывает все сельские территории России, все сферы жизнедеятельности людей, связанные с аграрным производством. Одним из актуальных направлений экономических исследований в последние годы становится разработка механизмов устойчивого развития сельских территорий. Сложившаяся на селе ситуация характеризуется обесцениванием сельскохозяйственного труда, ослаблением мотивационных механизмов его развития, отсутствием общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности. Всё это является тормозом в формировании социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

Значительный вклад в решение широкого спектра проблем устойчивого развития сельских территорий и механизма их функционирования внесли теоретические и прикладные исследо-

вания В.М. Баутина, В.И. Белоусова, С.Н. Бобылева, Л.В. Бондаренко, И.Б. Загайтова, А.П. Зинченко, Н.Я. Коваленко, К.Я. Кондратьева, И.Н. Меренковой, В.В. Мелосердова, Т.Г. Нефедовой, Н.Г. Нечаева, А.П. Огаркова, А.В. Петрикова,

Л.А. Третьяковой, И.Г.Ушачева,

А.В. Чаянова и др.

По мнению академика РАСХН А. Петрикова: «Разработка и эффективная реализация мер в области устойчивого сельского развития имеет для страны большое значение, учитывая, во-первых, удельный вес сельских территорий и, во-вторых, социально-экономическую бедность и обезлюдение сельских пространств. Село, как социально-территориальная подсистема общества, представляет собой единый социально-экономический, территориальный, природный и историко-культурный комплекс, включающий сельское население, совокупность общественных отношений, связанных с его жизнедеятельностью, а также территорию и материальные объекты, расположенные на ней» [8].

Устойчивое развитие сельских территорий - это их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции, достижение полной занятости сельского населения и повышения уровня жизни, а также рационального и эффективного использования земель сельских населенных пунктов.

Учитывая то, что сельские территории представляют собой обитаемую местность, располагающую земельными, водными, лесными и другими ресурсами, имеющую определенное жилищно-бытовое, производственное, информационное, рекреационное, инфраструктурное и социальное пространство, механизм их устойчивого развития должен основываться на достижении основных ориентиров в экономической, социальной, экологической, институциональных сферах развития сельских территорий при рациональном их взаимодействии с внешним окружением.

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой. Её решение возможно при выполнении следующих задач:

- обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения;

- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, то есть удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье;

- стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности, то есть повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности,

объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

- содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, то есть повышение роли факторов управления, информатизации и науки в развитии сельскохозяйственного производства;

- активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

- формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни;

- поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий;

- достижение на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ.

Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня развития социальной инфраструктуры сельских поселений, которое включает в себя:

- мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это, прежде всего, решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих

потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

В России государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальной инфраструктуре. Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности [4, 9].

Реализация мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села в

Ивановской области осуществляется в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села Ивановской области до 2013года». В ходе исследования выявлено, что, несмотря на позитивные сдвиги, обусловленные реализацией комплекса федеральных и региональных социаль-ных проектов и программ, состояние социальной инфраструктуры села на протяжении последних лет продолжает ухудшаться.

Статистические данные свидетельствуют о сокращении численности основных объектов инфраструктуры села (табл. 1) [6]. За последние 12 лет, в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских территорий, произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Таблица 1

Основные показатели социальной инфраструктуры сельских территорий

Ивановской области

Показатели 2000 2005 2010 2011 2012

Численность постоянного населения, 1194,6 1116,7 1067,8 1060,1 1054,0

тыс. чел.

в т. ч. в городах, тыс. чел. 985,0 898,0 863,1 858,4 854,0

в т. ч. в сельской местности, тыс. чел. 209,6 218,7 204,7 201,7 200,0

0бщая площадь помещений, на одного ~ 2 жителя в сельской местности, м 21,3 25,0 26,9 27,4 27,7

Ввод в действие жилых домов в сельской 2 местности, тыс. м 15,2 21,6 29,1 32,3 38,1

Количество детских дошкольных 184 113 92 88 84

учреждений

Количество дневных образовательных 283 248 142 136 133

учреждений

Количество фельдшерско-акушерских 370 355 250 253 253

пунктов

Количество больничных учреждений 116 80 58 56 66

Количество клубных учреждений 444 398 314 299 297

Количество массовых библиотек 316 308 275 271 269

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, водопроводом оборудовано 40% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 46%, канализацией - 40%, горячим водоснабжением - 26%, газом - 78% площади сельских жилых помещений [6].

Происходит ликвидация социально значимых объектов социальной инфраструктуры: только за период 20002012 г.г. в области реорганизовано 150 общеобразовательных школ; сеть детских дошкольных учреждений сократилась на селе на 52,2%. а численность посещающих их детей - на 6,2%. Детскими дошкольными учреждениями на селе охвачено менее половины детей (46,2%), в то время как в городе этот показатель составляет 77,4 %.

Происходит последовательное свертывание сети учреждений культуры. Число учреждений культурно-досугового типа в селах Ивановского региона продолжает уменьшаться: за 20002012 гг. с 444 до 297, т.е. на 33,2%. При этом, треть сельских клубов требуют срочного капитального ремонта.

Число библиотек и книжного фонда в сельской местности снизилось за исследуемый период соответственно на 86,1% и 85,7%, киноустановок - на 99,3%.

Параллельно процессу сокращения сети учреждений культуры и образования на селе идет процесс свертывания числа врачебных больничных учреждений Ивановской области. Сеть фельдшерско-акушерских пунктов сократилась на 117 единиц (31,6%), больничных учреждений - на 50 единиц (51,6%)

Значительная дифференциация развития социальной инфраструктуры в городе и селе объясняется резким сокращением объемов капитало-

вложений в социальную сферу и инженерную инфраструктуру села.

Социальное переустройство села включает решение ряда сложных проблем. Наряду с материально-техническим обновлением сельских населенных пунктов, преобразованием их в благоустроенные поселки, оно включает проблему совершенствования земельно-хозяйственного устройства территории сельских населенных пунктов, объективно обусловленную экономическими законами развития общества.

Эффективное использование

земли - сложное, многогранное социально-экономическое явление, где внимание нужно уделить вопросам размещения земельно-хозяйственного устройства территории населённых пунктов, уровеню социально-экономических условий, вопросам развития межхозяйственных связей и формированию групповых систем населённых мест. Земельно-хозяйственное устройство территории, как сложный социально-экономический процесс, постоянно развивается во времени и в пространстве.

В проектах землеустройства ведущее место отводится созданию условий для эффективного использования земли в увязке с обоснованным территориальным размещением сельских населенных пунктов. Улучшение использования земли требует реконструкции сложившейся сети сельских населенных пунктов и нового подхода к принципам застройки поселков, с обеспечением необходимых культурно-бытовых условии жизни населения всех сельских поселков. Если в проекте районной планировки комплексно решается проблема развития всей поселенческой структуры административного района, то ее детализация в сельскохозяйственном предприятии осуществляется при проведении

землеустройства, в схемах внутрихозяйственной планировки и генеральных планах сельских населенных пунктов.

Землеустройство, как мероприятие по пространственному устройству территории, и социально-экономические проблемы эффективного использования земель имеют тесные взаимосвязи.

Таблица 2

Данные мониторинга населённых пунктов по районам Ивановской области за

2012 г.

Районы Количество муниципальных образований Количество сельских населенных пунктов Численность сельского населения, чел Площадь, км2

Верхнеландеховский 4 124 3243 610

Вичугский 12 168 7747 1005

Гав. Посадский 6 85 8509 960

Заволжский 11 163 5916 1140

Ивановский 11 204 37042 1080

Ильинский 5 156 5936 1360

Кинешемский 7 232 12650 1610

Комсомольский 6 113 11798 1220

Лежневский 8 131 1120 750

Лухский 5 124 6084 955

Палехский 10 123 5286 853

Пестяковский 5 132 2957 1100

Приволжский 5 104 7066 600

Пучежский 5 234 4954 880

Родниковский 7 156 9242 934

Савинский 6 122 6416 861

Тейковский 8 141 9885 1290

Фурмановский 6 104 6557 763,2

Шуйский 8 157 19369 1090

Южский 8 81 11156 1341

Юрьевецкий 7 164 5497 788

В условиях существующего мелкопосёлкового (рассредоточенного и очагового) расселения населения на многих сельских территориях в градостроительных проектных решениях следует формировать модели местных групповых систем расселения с опорой на более крупные, в том числе городские поселения.

По проведенным расчетам, сельские поселения (по численности населения в каждом) могут быть подразделены на три группы с тремя основными моделями обслуживания населения: до 100 человек; от 101 до 200 человек, от 200 и более (табл. 2).

В первую группу входят 1873 сельских населенных пункта, доля которых составляет 62% в общем их

числе. Численность населения в этой группе составляет 64563 человека, средняя плотность населения -5,6 чел/км2. В первой группе, как правило, отсутствуют стационарные общественные здания социальной сферы, но значимость малых поселений велика и многогранна: они обслуживают отдаленную территорию в сфере своего влияния, ставят в разряд обжитой безлюдную местность.

В населенных пунктах с числом жителей от 101 до 200 человек проживает 53057 человек, что составляет 28% сельского населения. Во вторую группу входят - 703 пункта со средней плотностью населения 9,4 чел/км2. Социальная инфраструктура сельских поселений второй группы базируется, в основном, на собственных объектах малого соцкультбыта, а также на передвижных средствах обслуживания и стационарных объектах, имеющихся в конкретных условиях системы расселения.

В третьей группе насчитывается 442 сельских населенных пунктов с населением 67567 человек. Для этой группы сельских поселений характерна стабильность общей численности населения, высокая плотность

населения - 20,3 чел/км2, что подтверждает миграционную тенденцию сельского населения в наиболее крупные поселения с развитой инфраструктурой. Здесь социальное развитие повседневного и периодического обслуживания опирается на полноценные собственные стационарные объекты с эпизодическим посещением крупных городских учреждений.

Модели социального обслуживания населения общественными учреждениями целесообразно увязывать с организацией сельскохозяйственного производства, землеустройством, фактически сложившейся системой расселения населения. Предполагается диф-

ференцировать объекты социальной инфраструктуры на следующие группы: базовые, создаваемые в крупных населенных пунктах, районных центрах и т.п.; укрупненные по вместимости с широким ассортиментом услуг, выполняющие дополнительные функции, входящие в зону их влияния, располагающие базой передвижных средств для организации выездных форм обслуживания; повседневные, приближенные к месту жительства и предоставляющие населению услуги первой необходимости.

Исследование особенностей процесса инфраструктурного обеспечения отдельных территорий должно строиться с учетом сложившейся ярко выраженной дифференциации региональных особенностей данного процесса, являющейся следствием значительной пространственной протяженности страны, а также исторически сложившихся дисбалансов в развитии производительных сил, отраслевой принадлежности и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие инфраструктуры региональных социально-экономических систем напрямую детерминирует с имеющейся природно-ресурсной базой, экологической обстановкой и их влиянием на социально-экономическую сферу. Очевидно, что «сильные», в финансовом отношении, регионы имеют больше возможностей для повышения качества жизни населения, путем создания объектов социальной инфраструктуры, однако даже в таких регионах процессы инфраструктурного обеспечения объектами социальной сферы являются скорее инерционными, нежели научно обоснованными в рамках стратегии развития территорий в долгосрочном периоде.

Эти особенности необходимо учитывать при разработке программ развития и определения источников финансирования сельской социальной инфраструктуры. По отношению к этой

инфраструктуре неприемлемы чисто рыночные методы регулирования, что объясняется как особой значимостью некоторых ее объектов (образование, здравоохранение), так и их нерентабельностью, в силу особенностей рода их деятельности (социальное обеспечение, культура, физкультура и спорт). Здесь должен быть системный подход к инвестированию в объекты социальной инфраструктуры, который объединяет разрозненные программы по развитию отдельных объектов в единую комплексную программу всей социальной сферы региона и решает проблему ограниченных финансовых ресурсов путем выбора приоритетных направлений их расходования.

Вышесказанное предполагает необходимость разработки и последующей реализации эффективных региональных механизмов устойчивого развития процесса инфраструктурного обеспечения социальной сферы, которые бы отражали специфику природно-ресурсного потенциала отдельных регионов, а также их культурно-бытовые и религиозные особенности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Л. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. -2009. - № 12. - С. 24.

2. Глазовский Н.Ф. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России / Н.Ф. Глазовский, Н. Ф. Гордеев, Г.В. Сдасюк. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. -615 с.

3. Горохова Е.А. Земельные ресурсы и эффективность их использования в условиях рынка на региональном уровне // Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса: материалы международной научно-методической конференции. Т. 1. - Иваново: ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева», 2013.

4. Закон Ивановской области от 11 марта 2010 г. N 22-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года».

5. Забелина Н.В. Социальная инфраструктура как фактор устойчивого развития сельских территорий // Актуальные вопросы развития сельских территорий в Ивановской области: Информационный бюллетень. Выпуск 6. -Иваново: ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева», 2009. - С.66.

6. Ивановская область. Статистический ежегодник, 2013: Статистический сборник. -Иваново: Ивановостат, 2013. - 489 с.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

8. Петриков А.В., Овчинцева Л.А., Кузнецов М.В. и др. Концепция устойчивого социально-экономического развития сельской местности России (отчет). - Изд-во: ВИАПИ, 2001.

9. Федеральная целевая программа от 15 июля 2013 г. № 598 «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Рукопись поступила в редакцию23.04.2014.

SOCIAL AND ECONOMIC AND LAND AND ECONOMIC CONDITIONS OF IVANOVO REGION

RURAL TERRITORY STABLE DEVELOPMENT

Je. Gorohova, N. Zabelina

The solution of problems of economy stable development and population welfare improvement in Russia to a large extent is forming by rural territory development. The stable development of rural territories consists in ensuring of solution of social and economic problems applying to rural population activity, and also favourable environment, natural and recourse potential keeping problems for the purposes of present and future mankind generations' want satisfaction.

Key words: Ivanovo region, rural economy, social infrastructure, regional development, land management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.