Инновации в школе
В данной статье раскрывается роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности школьника, особенности проведения библиотечных занятий с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Макарова Елена Ивановна,
заведующая библиотекой ГОУ СОШ № 1302 г. Москвы
Роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности школьника
Какова роль школьной библиотеки в век компьютерных технологий?
Ключевые слова: информационная грамотность
школьников, технология развития критического мышления через чтение и письмо, библиотечные занятия, работа с информацией
Современные российские школы в настоящее время находятся на пути к освоению личностно-ориентированной педагогики. В основе новой стратегии образования особое внимание уделяется исследовательской, практической деятельности учащихся, развивается метод учебного проектирования. Большое место в образовательном процессе занимают самообразование, самоорганизация познавательной деятельности, приобретение школьниками способности учиться непрерывно. В данных условиях возрастает роль информационной образовательной среды, способствующей поиску и освоению учащимися новых знаний. Школьникам необходимы консультанты, помогающие им работать с информацией, отбирать ее, оценивать и превращать в собственные знания. И это неизбежно ведет к тому, что многократно возрастает роль школьной библиотеки и библиотекаря в учебновоспитательном процессе.
Библиотека важна для всех обучающихся, поскольку обеспечивает доступ к информационным ресурсам, консультирует и учит детей работать с информацией, повышает их уровень читательской и информационной грамотности. Библиотечные материалы дополняют и обогащают учебники, учебные пособия и методические разработки. Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, администраторов, воспитателей, а также родителей. Но никакие сверхсовременные технологии и оборудование не могут заменить живого человеческого общения и того, кто научит школьников эффективно искать, объективно оценивать и применять информацию. Школьные библиотеки играют важную роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями и привитии им любви к чтению.
Учащиеся - это главная целевая группа пользователей библиотеки. Они обращаются к библиотеке в самых разных целях: это и выполнение традиционных домашних заданий; работа над проектами; поиск и использование информации для дальнейшего использования в учебе. И здесь важно, чтобы дети ощущали библиотеку как открытую, свободную, комфортную образовательную среду, где они могут работать над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах.
Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является не пассивное предоставление доступа к информации, а вовлечение учащихся в интенсивный процесс самостоятельного овладения знаниями, привитие навыков чтения. Школьная библиотека, являющаяся непосредственным участником воспитательного процесса, содействует формированию социокультурной среды современного образовательного учреждения. Это связано со всеми формами библиотечной работы, направленных на пропаганду чтения, способствующего освоению детьми школьной программы, развитию и реализации их творческого потенциала, восприятию нравственных ценностей. Школьная библиотека способствует формированию личности учащихся средствами культурного наследия, всеми формами и методами индивидуальной и массовой библиотечной работы.
Хорошо известно, что в современном мире поток информации увеличивается ежедневно чуть ли не в геометрической прогрессии и почти также быстро устаревает. Сегодня невозможно предсказать, какие знания понадобятся завтра. Для того, чтобы быть специалистом в любой области, современному человеку приходится постоянно усваивать новые знания. Учеба превращается в непрерывное пожизненное занятие. Задача школы - научить приемам умственного труда, развить базовую способность для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. В школе хорошо объясняют «почему» и «что» должен выучить и сделать ученик, но недостаточно внимания уделяется вопросу «как». То есть почти отсутствует технологический компонент. И это отсутствие негативно сказывается в учебной ситуации, требующей от школьника самостоятельной подготовки таких информационных продуктов, как реферат, отзыв, доклад и т. п. Создание каждого из них базируется на использовании специфических методов анализа и синтеза информации. Развитие информационной грамотности у школьников - одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы и библиотечного дела как в России, так и зару-бежом. Информационная грамотность - это не только умение искать информацию в библиотеке, но и одна из важнейших составляющих умения учиться.
Информационная грамотность- это составляющая часть информационной культуры личности, более
10
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Инновации в школе
узкое понятие, чем «информационная культура». Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе (1, с. 29).
Обратим внимание на термин «информационное мировоззрение», Это то, из чего и складывается информационное общество - собственный взгляд на мир, формирующийся у человека только при возможности получать, оценивать и интерпретировать разнообразную информацию, а не усваивать установки и знания в готовом виде. Это понимание того, что образование в современном мире не может быть получено раз и навсегда. Необходимость образования в течение всей жизни - условие успешного существования человека в информационном обществе.
Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. Необходимо отметить два момента. Первое: умение формулировать информационную потребность, то есть понимать, что в данный момент требуется новая информация. Второе: умение интерпретировать информацию, то есть умение сделать свои выводы, сформулировать итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.
Обучение информационной грамотности является частью всех курсов и школьных предметов. Но специального предмета, посвященного именно технологическому компоненту, не существует. В нашей школе на протяжении ряда лет библиотека проводит специальные занятия по основам информационной грамотности, которые «работают» на все учебные предметы сразу.
Главное для школьной библиотеки - познакомить учащихся с алгоритмом работы с информацией. Иными словами, информационная грамотность, т. е. «технология» учебы, складывается из умения человека:
- осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
- найти информацию, соответствующую данной теме;
- оценить и проанализировать ее;
- сформировать собственное отношение к этой информации;
- представить новые знания.
Информационная грамотность - это не предмет изучения, а освоение процесса и осознание смысла ра-
боты с информацией. Поэтому для начала необходимо понять и определить, а как, собственно, наши ученики относятся к книге, чтению, библиотеке и современным видам информации.
В данном случае пригодился опыт НПО «Школа самоопределения» А. Н. Тубельского и лекции Н. В. Богуславской о детских социальных проектах. Они предлагают привлекать учащихся разных возрастов к решению реальных проблем школы. Поэтому было решено сначала узнать мнение ребят о нашей школьной библиотеке, какой они хотят ее видеть, что для них значат понятия «книга» и «компьютер». Для библиотеки подобная информация очень важна. Она раскрывает читательский взгляд на многие проблемы. В школе А. Н. Тубельского привлекали ребят для разработки и претворения в жизнь проекта по созданию «Школьной медиатеки».
Поэтому я решила расспросить своих учащихся на очередном библиотечном занятии в восьмом и седьмом классах. Дети сначала с удивлением, а потом с интересом стали работать. Им же объяснили, что школе очень важно знать их мнение, а отвечать можно анонимно на любом листочке. И пошли вопросы. Сначала устные для разминки, затем письменные с обдумыванием ответа. А знать я хотела многое. Например, как ребята считают,
зачем школе библиотека, да и что такого хорошего в ней есть. Или что бы ученики хотели усовершенствовать в нашей школьной библиотеке. Или какие «плюсы» есть у книги, а какие - у компьютера. Зачем нужен компьютер в библиотеке и что для ребят значит сама школьная библиотека. Что бы они посоветовали прочитать своему другу, родителю, библиотекарю? Вот сколько вопросов набралось.
Анализ ответов продемонстрировал примерную картину на тему «Место ШБ в современной школе». Ответы детей были разными. В целом - серьезные. Ребята к моей просьбе отнеслись ответственно, и вот что получилось.
Рассуждая о плюсах и минусах, подростки решили, что у книги есть следующие положительные моменты: удобна, компактна, долговечна, не требует подключения к электросети, сохраняет здоровье, относительно дешевая. Компьютер зато быстрее ищет и выдает информацию, может ее копировать, хранить и передавать. С ним можно играть, слушать музыку, смотреть фильмы и даже заводить друзей. Здесь, конечно, мнения разделились. Один решительно заявил: «Компьютер -дурацкая вещь. От него молодежь тупеет». Другой был более терпим, написав - «Компьютер и книга - сочетание лучших качеств». Кроме того ребята считают, что компьютер в школьной библиотеке даст большие возможности для пользователя, т. к. резко увеличивается объем информации, ее новизна, возможность копирования, сокращаются сроки поиска. И опять мнения
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
11
Инновации в школе
разделились. Большинство считает, что с помощью машины «проще искать информацию», меньшинство утверждает, что «проще работать с книгой». Наверное, дело здесь в личных пристрастиях, навыках и возможностях пользования компьютером.
На вопрос, чего не хватает нашей школьной библиотеке, ребята охотно перечислили: читательских компьютеров с Интернетом и множительными приставками, экземплярности книг, места в читальном зале, второго библиотекаря и т. д. А также хорошо бы, «чтобы завезли оборудование получше». Кто бы возражал! Думаю, мнение детей и библиотекаря здесь совпадает полностью.
Читать ответы на вопрос «Что для вас значит школьная библиотека» сознаюсь, было приятно. Дети ответили так: школьная библиотека -»это то, без чего не обойдется ни одна школа», это «самое мое любимое место. Там тихо, уютно, никто не орет», «это удобно и не занимает много времени», «это место, где можно узнать обо всем на свете», это место «провождения свободного времени».
Ответы ребят о том, что они любят читать и что советуют почитать другим, приоткрыл внутренний мир юного поколения. Оказывается, наши подростки помимо молодежных журналов увлекаются П. Коэльо и рекомендуют его читать абсолютно всем. Также, кроме изданий типа «все о компьютере», они читают произведения Шекспира, Беляева, Перунова. В одном ряду у них стоят «Собачье сердце» и «Джен Эйр», «Бедная Лиза» и «Любовь к жизни». Родителям и учителям наши чада советуют читать молодежную прессу, чтобы «в курсе быть», и книги по психологии общения с детьми, чтобы «находить общий язык с подрастающим поколением» (отличный совет! И взрослым стоит к нему прислушаться).
В результате дети задумались о месте и роли библиотеки в школьной жизни. И хотя прозвучало мнение «Мне не нравится читать, потому что это нудно и скучно», все же общий настрой подростковой аудитории к библиотеке и книге весьма положительный, а предложения что-то изменить носят конструктивный характер. Взгляд со стороны учащихся оказался довольно объективным, серьезным, конкретным.
Данная работа была продолжена с учащимися 9-11 классов. Здесь помогло участие нашей школьной библиотеки в анкетировании «Читатель XXI века» в рамках исполнения проекта «Культура чтения как фундамент информационной культуры», организованного Научным центром исследований книжной культуры РАН.
Анкеты заполнили 143 учащихся 9, 10 и 11 классов в начале октября. Вопросы были очень подробными и разнообразными (всего 60 вопросных блоков с многочисленными вариантами ответов). На заполнение в среднем требовалось 25-30 минут. Должна отметить,
что какой-то особой процентной разницы в ответах девяти-, десяти- и одиннадцатиклассников не было.
В результате были получены ответы на ряд интересовавших нас вопросов. Например, есть ли свободное время у наших подростков? Оказалось, что есть. Некоторые его даже «убить» не знают как. Выяснилось, что в это свободное от учебы время ребята предпочитают в первую очередь общаться с друзьями - 78%. А вот 64% желает общаться с компьютером. Хорошо хоть живое общение все же перевешивает машинное. 47% респондентов любят заниматься спортом (замечу, и мальчики, и девочки), 42% - смотреть телевизор. И -наконец-то - 39% предпочитают читать. Они все-таки читают! И процент не маленький. И спасибо им, что книга оказалась на пятом, а не на девятом или двадцать последнем месте!
Анкетирование также показало, что учащиеся 9-11 классов отдают предпочтение русской дореволюционной (т. е. нашей) классике и западной литературе 20 в. В жанровом отношении старшеклассники любят читать фэнтези - 37%. На втором месте оказался психологический роман -30%, а 26% увлекаются приключениями, что вполне понятно и закономерно. На мой взгляд, несколько «выбивается» именно психологический роман в шестнадцатилетнем возрасте. А им стал в нашей школе «Преступление и наказание». Потому что уроки по данному произведению прошли прекрасно и запали ребятам в душу. Вот и назвали 11-е классы в любимых именно эту серьезную, трудную и, как оказалось, такую интересную книгу. Но для «Преступления и наказания» я сделала исключение, т. к. решила из списка «любимых литературных произведений» удалить все программные. Это ведь так просто и прямолинейно перечислить «Евгения Онегина», «Бедную Лизу» наравне с другими классиками. Но мне интересно было знать, что твориться за их рамками. Как выяснилось, в 11 классе царит Федор Михайлович. Помимо него ребята перечислили в любимых: Мураками, Д. Брауна, Зюскинда. Все предсказуемо, современно, модно. Но... Это ведь тоже можно отнести к психологическому роману, просто Федор Михайлович значительнее. Смотрим, что получилось в 10-х классах. Здесь Лукьяненко с его многочисленными «Дозорами», Борис Васильев (разные произведения), «Дети Арбата», Б. Акунин, Пелевин. В 9-м классе школа проявила себя внеклассным чтением. Чтобы ни говорили о личности в истории, учитель в жизни детей играет большую роль. В восьмом классе на внеклассном чтении дети познакомились с О. Уальдом («Портрет Дориана Грея») и исторической драмой Г. Сенкевича «Камо грядеши». Детям было предложено обсудить вечные проблемы - верность, честь, мужество не зависимо от времени и эпохи. Да еще и предложить ребятам на свой выбор инсценировать небольшой отрывок! Естественно, такой урок и книги
12
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Инновации в школе
останутся в памяти надолго. Вот и перечислили девятиклассники сейчас среди любимых произведений «прошлогодних» О. Уальда и «Камо грядеши», а также «Мастера и Маргариту» (которых будут изучать только в 11 классе) и «Властелина колец». На вопрос, что ребят побудило читать именно эти произведения, они ответили так:
- книга «вызывает во мне эмоциональный отклик» — 52%, «заставляет задуматься над важными нравственными проблемами» — 50% (дети отмечали по нескольку позиций). Трудятся все-таки их души, стремятся найти свои нравственные ориентиры.
Анкетирование выявило, что помимо школьной программы дети все-таки читают хотя бы «время от времени, эпизодически» - 58%. Совсем не читает 2,5% учащихся 9-х и 10-х классов. В 11-х таких не оказалось совсем. А если посмотреть, что именно они читают (анкетирование проходило в сентябре), то это, конечно же, школьная программа:
- 9 классы: Радищев и Фонвизин,
-10 классы: Островский, Гончаров,
- 11 классы: Бунин, Короленко, Куприн, Горький. Здесь ни прибавить, ни убавить. Только констатировать: «программу» ребята читают практически все.
На вопрос «Сколько книг Вы прочитали за последний месяц» ответили так: от 1 до «много». В среднем получилось 2,8 книги. Помимо программных произведений ребята назвали:
- в 9 классе - Ле Гуин, Пелевин, Ст. Кинг,
- в 10 классе - Фрейд, Фр. Саган, Терри Пратчет, Макс Фрай, Селинджер,
- в 11 классе - Дж. Лондон, «Доктор Живаго», Улицкая, Астафьев, Ефремов, Гришковец, Санаев «Похороните меня за плинтусом». Но интересы старшеклассников этими авторами не ограничиваются. Были перечислены следующие уже прочитанные ими книги: «Бойцовский клуб», «Биография группы «Психея», «Записки кота Шашлыка», «Профессиональный оборотень», «Как выйти замуж за олигарха» и другие не менее колоритные названия. Кстати, о пособиях по замужеству. Исследование показало, что 20% старшеклассниц увлекаются дамскими романами. Но было приятно узнать, что читается и хорошая литература «про любовь», где есть слог, стиль, напор чувств и эмоций: «Сага о Форсайтах», «Алые паруса», Фр.Саган, «Три товарища» Ремарка, «Камо грядеши» и другие.
Здесь следует отметить, что наши дети, оказывается, охотно обсуждают с друзьями прочитанные книги. С нами же, учителями, говорят об этом крайне редко и неохотно. Почему? Не знаю. Но есть о чем подумать.
Идем по анкете дальше. Оказывается, что около 80% семей наших учащихся не выписывает периодику, хотя детки активно и с удовольствием ее читают. Правда, выяснилось, что первенство здесь держат «глянцевые» журналы. Такие, как «Cosmopoliten», «Glamour»,
«Elle»,»Yes» и всякие прочие. К счастью, читают еще и «Гео», «Вокруг света», серьезные спортивные и компьютерные журналы, газеты «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда».
А вот теперь добрались и до библиотек. Начнем, естественно, со школьной. Нашу посещает значительно больше половины (60%) всех старшеклассников. Думаю, для столичного региона это неплохо, здесь и библиотеки, и книги - не проблема. Возможности большие.
Помимо школьной 54% старшеклассников посещают какую-либо еще одну другую библиотеку в среднем один-два раза в месяц. Как правило, по необходимости и потому, что рядом с домом (напрягаться не надо). 67% наших ребят интересуются литературными новинками, самостоятельно покупают книги. У подавляющего большинства есть домашние библиотеки и собственные полки.
Анкетирование еще раз подтвердило уже известное. То, что наши дети не ограничиваются только печатными источниками информации. 52% старшеклассников читает электронные книги, 24% постоянно обращаются к электронным библиотекам, таким образом самостоятельно расширяя спектр используемой информации. На вопрос «Откуда вы получаете наиболее полезные и интересные сведения» 65% ответили - из Интернета. Для сравнения: из книг - 24% (все же неплохо), и только 11% - от учителей. Одним словом, Интернет - наш -вернее, их - главный друг и советник.
Все наши дети имеют дома компьютер, многие - Интернет по выделенной линии, пользуются периферийными устройствами и знают, что такое локальная сеть. Они даже вспомнили и указали, что используют компьютер и Интернет на уроках и во внеурочное время.
Совершенно не удивили ответы, что ребята пользуются компьютер каждый день и не по одному часу, а если есть возможность, то более трех часов, как минимум. С помощью компьютера ребята слушают музыку (84%), готовят уроки (63%), играют в компьютерные игры (46%). Здесь все просто и заранее предсказуемо. Настораживают другие цифры. 15% наших детей с помощью компьютер уходят от реальных проблем (т. е. от своей собственной жизни), а 23% просто «убивают» время (это в старших-то классах). Интернет мои респонденты используют для того, чтобы получить необходимую информацию (77%), «скачать» музыку (76%), общаться (62%). Они ведут также собственные on-line-дневники, создают музыку и свои Интернет-ресурсы.
Вполне естественен после подобных цифр и данных вопрос - как «примирить» компьютер и книгу, компьютер и библиотеку. Как превратить их из противников в соратников, не противопоставлять, а объединить усилия и возможности. В нашей школе попытки были сделаны на библиотечных занятиях, проводимых заведующей школьной библиотекой. Разработан цикл
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
13
Инновации в школе
уроков, знакомящих ребят с основами информационной грамотности. В нашей школе подобные занятия проводятся с использованием современной педагогической технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (РКМЧП).
Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» известна в России с 1997 г. Она активно используется в 29 странах мира, а также в различных регионах РФ и бывших союзных республиках. Существует много определений понятия «критическое мышление», но при всём их разнообразии можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести чёткую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления. Более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Критическое мышление влияет и на становление гуманистической психологии в образовании. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлечённость ученика в процесс учения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обществе ещё можно строить обучение путём трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение её получать и моделировать. Особенность методики РКМЧП в том, что она создает условия, при которых учитель и библиотекарь переходят от монолога к диалогу с детской аудиторией, и тогда ученик получает возможность высказывать свое личное мнение, делать предположения и аргументировано отстаивать своё мнение. Эта методика актив -но использует различные игровые формы проведения занятий, при которых дети раскрепощаются и реализуют свой творческий потенциал.
Большинство школьных библиотекарей проводят занятия, на которых знакомят детей со справочной литературой. Так же делается и у нас в школе, только дополнительно используются отдельные приемы технологии РКМЧП. Ежегодно в 5, а затем и в 6 классах проходит библиотечный урок по словарям русского
языка. Он становится заключительным (итоговым) при изучении на уроках русского языка темы «Культура речи» и предварительной подготовки со стороны детей не требует. В 5 классе ребята уже знакомы с устройством книги, ее основными элементами. На уроке они вспоминают, повторяют, что такое титульный лист, оглавление, аннотация и т. д. Библиотекарь их знакомит с основными словарями русского языка и способами работы с ними. В 6 классе дети изучают эту тему более подробно.
Задача такого урока - в игровой, нестандартной форме обобщить и закрепить изученный ранее материал, содействовать развитию кругозора учащихся, их умению выражать свои мысли и работать в группе. Для занятия в шестом классе заранее подбираются словари (один на парту), и делается плакат с необходимыми цитатами.
Такой библиотечный урок начинается с вопроса классу: Как вы считаете, где можно уместить всю Вселенную в одном месте? Класс, естественно, удивлен, а порой и растерян. Но согласно методике РКМЧП на первом этапе главное - удивить, озадачить, вовлечь в работу. Ответы будут самые невероятные и замысловатые. А библиотекарь тем временем вывешивает на доску готовый плакат с текстом и зачитывает его: известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!». Вопрос аудитории - Вы согласны с данным утверждением или нет? Обоснуйте свое мнение. Время подготовки ответа - 1 минута. Команды формируются произвольно, просто объединяются по две близстоящие парты. Дети разворачиваются и работают вместе. Они предупреждены заранее, что ответ вырабатывается коллективный, и выступают все по очереди. Таким образом, ребята потихоньку, как бы незаметно, погружаются в работу. Но обязательное условие - время выполнения задания всегда строго ограничено (1-2 минуты), что стимулирует творческую активность класса. Задания даются несложные, но нестандартные, заставляющие размышлять.
Затем библиотекарь просит учащихся вспомнить, из каких основных элементов состоят книги. Следующие вопросы идут один за другим: какие вы знаете словари? Из каких элементов состоят словари (титульный лист, обложка, аннотация и т. д.)? Есть ли что-то общее, особенное у них (алфавитный порядок, наличие словарных статей, например)?
От теории класс переходит к практическим заданиям. С помощью словарей ребята ведут поиск неизвестных им слов. Таких, например, как «лексикограф», «лексика», «лексикография» и других. Учащиеся определяют, что эти слова обозначают, как правильно
14
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Инновации в школе
произносятся, пишутся, как их можно использовать на практике.
Среди словарей, предложенных учащимся могут быть следующие: Ожегов С. И. Словарь русского языка, Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка, Малый толковый словарь русского языка, Школьный словарь иностранных слов, Школьный топонимический словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов и любые другие, имеющиеся в наличии в библиотеке.
В результате кто-то находит нужную информацию, кто-то нет, т. к. в некоторых словарях и не может быть искомых слов (например, в топонимическом или геологическом). Все это сразу же обсуждается с классом. А затем озвучиваются правильные ответы: лексикограф (от греч.) - это ученый, который занимается составлением словарей; «лексикография» (от греч.) - раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей. Ребятам сразу же задается вопрос, а кого из лексикографов они знают? Вспоминается самый известный - В. И. Даль. Таким образом, дети сами, на практике освоили поиск по словарям, нашли нужную и дополнительную информацию, а также рассказали, как они вели поиск, как работали со своим словарем.
А затем следующее задание - объявляется презентация словарей! Все команды (уже пары, сидящие за одной партой) представляют свой, рассказывают кратко о нем, сообщают, что в нем такого особенного и необходимого для учащихся, как и зачем он может использоваться. В результате - возможность получить яркие образцы школьной рекламы: «Читайте и используйте только наш словарь, он вам просто необходим в учебе!». А затем следует еще одно практическое задание: Ребята меняются словарями с соседней партой, раздаются карточки с заданиями. Необходимо найти при помощи словарей толкование нескольких слов, их написание и произношение. Дети, конечно же, работают парами. После выполнения задания учащиеся рассказывают, как они его выполняли, каков алгоритм поиска. Он пишется на доске для большей наглядности:
Вопрос 1 ема Словарь Алфавитный порядок поиска > Ответ
В ходе подобного занятия были использованы следующие приемы технологии РКМЧП: работа в группах, игровые элементы построения занятия, мозговой штурм. Работая в группах, учащиеся получают навыки коллективной работы. Они учатся договариваться с другими детьми, находить с ними общий язык, вырабатывать единое мнение, то есть осваивают принципы совместной проектной деятельности, а также усваивают на практике азы толерантности (8).
Для того, чтобы дать учащимся основы информационных знаний, школьной библиотекой разработана серия библиотечных занятий, в ходе которых ребята
знакомятся с разными формами и методами творческой работы с текстом. Причем изучаются как традиционные формы, так и из обширного арсенала технологии РКМЧП.
Подобные занятия целесообразно начинать с освоения навыков грамотного библиотечного пользователя, с усвоения умения читать не только художественную, но и научную и научно-познавательную литературу. Сначала ребята учатся различать цели чтения. А они бывают разными:
- информационно-поисковая цель - найти нужную информацию;
- усваивающая цель - понять информацию и логику рассуждения;
- аналитико-критическая - необходимо осмыслить текст и определить свое к нему отношение;
- творческая - на основе осмысления информации дополнить и развить ее.
Однако при любых целях читатель должен придерживаться определенных правил:
- чтение должно быть вдумчивым;
- в ходе чтения следует выделять неизвестные термины, находить их значение;
- целесообразно делать выписки, необходимые для работы.
Затем учащиеся знакомятся с основными умениями, необходимыми читателю научной и научно-познавательной литературы. Они могут быть следующими:
- находить и выделять главное в тексте, использовать сжатые формы (или «свернутые») записи информации (заметки, тезисы, конспекты).
- определять в тексте связи между явлениями.
- пользоваться библиографическими изданиями, справочной литературой.
- привлекать в процессе чтения дополнительные источники.
- проводить анализ, синтез и обобщение на материале изучаемых источников.
Для рациональной организации работы с книгой необходимо знакомить учащихся со структурой книги, ее основными элементами и их предназначением.
Титульный лист дает следующую информацию: фамилию автора, название книги, год и место издания. В подзаголовочных данных может быть указан жанр издания (монография, учебное пособие, сборник и т д.).
Аннотация - это сжатая характеристика содержания книги.
Предисловие - информирует читателя о замысле и предназначении данного издания.
Оглавление - перечень содержания книги, ее основных частей, структуры.
Послесловие подводит итог, в нем делаются выводы.
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
15
Инновации в школе
Помимо этого в книге (особенно научной, научно-познавательной) может быть справочный аппарат: примечания, комментарии, именные и предметные указатели, списки литературы, таблицы, схемы и т. д.
В ходе работы с книгой учащиеся осваивают умение делать сжатые формы записи (планы, заметки, тезисы, конспекты).
Составление плана прочитанной книги по теме.
Если план простой, то необходимо:
— разделить текст на законченные по смыслу части
— выделить в них основные положения, главные мысли
— сформулировать их и записать в порядке значимости.
Если план сложный (развернутый), то добавляются следующие моменты:
— поиск положений, раскрывающих главные мысли
— их запись в плане.
Немаловажное значение в работе с книгой играет умение составлять тезисы какого-либо научного текста. Тезис (греч.- «положение, утверждение») — это краткое изложение основных положений научного доклада или статьи без приведения системы доказательств. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках.
Алгоритм составления тезисов. При чтении текста:
а) разделить текст на смысловые части;
б) выделить основную мысль каждой части и сформулировать ее;
в) выписать фактический материал, который помогает доказать правильность сформулированного тезиса.
Порядок записи тезисов:
— пункт плана
— основной тезис
— его составные части.
Для удобства работы тезисы необходимо нумеровать.
В старших классах активно практикуется такая форма сжатой информации, как конспект. Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспектирование — такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь.
Алгоритм составления конспекта:
1. Выделить информационно значимые места тек-
ста.
2. Разделить текст на основные смысловые части,
выделить главные мысли и выводы.
3. Составить план текста.
4. Выделить в тексте тезисы и записать с последу-
ющей аргументацией.
5. Собственные комментарии и вопросы распола-
гаются на полях.
6. Авторский текст оформляется в виде цитат с ука-
занием страниц.
7. Обобщение текста конспекта, выделение основ-
ного содержания проработанного материала
с указанием собственной оценки.
8. Составление библиографического описания кон-
спектируемого источника.
Чаще всего учащимся приходится составлять разнообразные рефераты по всем школьным предметам. И в данном случае библиотека может придти на помощь ученикам и научить их рациональным приемам работы над рефератом, показать его особенности и отличия от других видов письменных работ.
Реферат — это краткое изложение содержания научной работы, книги, статьи. Он посвящается определенной теме, включает обзор источников информации по данной научной проблеме (4, с. 491).
Последовательность работы над рефератом:
1. Изучение темы (уточнение терминов по справочной литературе, определение объема работы и установление границ для источников изучения: временные, территориальные и т. п.)
2. Поиск литературы с использованием методов информационного поиска:
— каталоги и картотеки (книжные, карточные, электронные)
— способ группировки (алфавитный, систематический, предметный)
— библиографические пособия (самостоятельные, внутрикнижные, пристатейные).
3. Отбор литературы
4. Изучение литературы
5. Написание реферата.
Структура реферата:
1. Введение — обоснование актуальности темы реферата, формулировка вопросов для изучения, краткий обзор изученной литературы.
2. Основная часть — рассмотрение путей и способов решения вопросов, поставленных во введении на основе изученных источников и собственных наблюдений.
3. Заключение — краткие выводы.
4. Список литературы — по существующим стандартам (способы использования сносок в реферате: постраничный и по списку литературы).
Для того, чтобы научить учащихся оценивать изучаемую ими информацию, целесообразно использовать прием (из арсенала технологии РКМЧП) «плюс — минус — вопрос», который неоднократно описывался в пособиях по критическому мышлению (3, с. 62).
Если, например, учащимся требуется выяснить в ходе проектной работы целесообразность развития альтернативных видов топлива, то известные факты ребята заносят в следующую таблицу (табл. 1).
16
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Инновации в школе
Таблица 1
«+» «-» «?»
Экологичные виды топлива: биотопливо солнечная энергия энергия приливов энергия ветра и другие Их использование не возможно постоянно; зависят от погодных и климатических явлений
В ходе заполнения таблицы обнаруживается недостаток информации. Учащимся приходится задавать вопросы, поиск ответов на которые и позволяет найти ответы, отраженные в табл. 2.
Таблица 2
«+» «-» «?»
Экологичные Их использо- Где (в промышленности
виды топлива вание не воз- и др.) используются аль-
Примеры: можно посто- тернативные виды топли-
биотопливо янно; зависят ва в настоящее время?
солнечная энер- от погодных Где планируется исполь-
гия и климатиче- зовать альтернативные
энергия приливов энергия ветра и другие ских явлений виды топлива в будущем? В каких странах используются альтернативные виды топлива в настоящее время?
Заполнение подобной таблицы помогает учащимся организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания. Постепенное, поэтапное знакомство с новыми данными, соединение их с уже имеющимися, — это активный способ работы с текстом, с информацией. Здесь на помощь ребятам приходит технология критического мышления, которая учит задавать вопросы. Психологи утверждают, что для современного подростка гораздо интереснее (и полезнее) уметь задавать вопросы, нежели получать уже готовый ответ. Технология РКМЧП знакомит детей, например, с существованием «тонких» и «толстых» вопросов. Отвечая на первые, ребята получают простой (фактический) ответ. Вопросы второго вида требуют более подробного ответа, размышлений, привлечения собственных знаний, то есть здесь уже происходит творческий процесс.
Таблица 3
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов (3, с. 67)
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто.? Что.? Когда.? Может.? Будет.? Как звали.? Дайте три объяснения, почему. Объясните, почему. Почему вы думаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если.? Что, если.?
Возможно использование и такого приема, как «Ромашка вопросов» из шести видов практических вопро-
сов. Отвечая на них, ученик начинает ориентироваться в любой теме, определяет для себя, что он знает, что следует уточнить, а какую информацию ему надо освоить полностью (5, с. 88).
Рис. 1. Ромашка вопросов
Конечно же, учащихся сначала надо познакомить с тем, что данные вопросы означают и для каких целей служат:
— простые вопросы требуют назвать, перечислить факты;
— уточняющие помогают получить дополнительную, разъяснительную информацию («Правильно ли я тебя понял...?, «То есть, ты говоришь, что...?, «Если я правильно тебя понял, то.?»);
— вопросы-интерпретации отвечают на всевозможные «Почему?»;
— оценивающие выявляют отношение к событиям, людям, фактам (хорошо-плохо, верно-неверно);
— творческие: здесь уже присутствует элемент предположения, прогноза («Что изменилось бы, если.?»);
— практические устанавливают связь с существующим опытом, практикой.
На любой стадии работы с текстом система вопросов, умение их задавать служат активизации работы над темой, а также для демонстрации понимания изученного.
На стадии составления плана любой творческой работы (будь то сочинение, изложение, доклад, проект и так далее) ребятам поможет прием из технологии РКМЧП, который называется кластер (или «гроздь»). Он поможет выделить основные смысловые единицы текста, установить между ними логические связи и графически их оформить (3, с. 27). Кластер — графический прием систематизации материала. Он составляется в определенном порядке, с соответствующим игровым комментарием, который всегда привлекает детей. Например, для составления кластера необходимо нарисовать модель Солнечной системы: звезду, планеты и спутники. В центре — звезда, т. е. тема работы. У звезды есть планеты — основные смысловые единицы. У каждой из планет есть спутники и так далее.
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
17
Инновации в школе
Рис. 2. Пример кластера на тему «Олимпийские игры» (4, с. 100)
После построения плана работы наступает этап ее написания, и он, как правило, не вызывает радости ни у кого -ни у детей, ни у взрослых. Технология РКМЧП и здесь нашла выход, и предложила прием под названием «Пирамидальная история», или Сюжетное творческое письмо. Строится «пирамида» опять-таки по схеме, заполняя которую можно составить собственный текст на любую тему (6, с. 112). Чтобы написать сочинение, рассказ, эссе, стоит использовать «пирамиду» для сюжетного письма. Состоит такое пирамидальное сооружение из восьми строчек:
1. Одно слово - имя героя, предмета.
2. Два слова - описание героя (его черты, качества).
3. Три слова - описание места действия.
4. Четыре слова - описание проблемы истории.
5. Пять слов - описание первого события (что явилось причиной проблемы в истории).
6. Шесть слов - описание второго события (что происходит дальше).
7. Семь слов - описание третьего события (что предпринимается для решения проблемы).
8. Восемь слов - решение проблемы.
Школьные библиотекари, а вернее их представитель Громова О. К. (главный редактор методической газеты для школьных и детских библиотек «Библиотека в школе» Издательского Дома «Первое сентября»), разработала на основе данной схемы библиотечный вариант - «Пирамиду критика», который используется для написания отзыва, рецензии на книгу, а также школьного сочинения по литературе (2, с. 128).
«Пирамида критика»
Одно слово - О чем книга?
Два слова - Характер книги (какие чувства она вызывает).
Три слова - Место и время действия.
Четыре слова - Главные события в книге.
Пять слов - Главные герои, какие они?
Шесть слов - Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги?
Семь слов - О чем эта книга (дополните первую строку)?
Восемь слов - Ваша реклама книги.
Заполняя либо первый вариант «пирамиды», либо второй, ребенок сначала получает развернутый план будущей работы, а затем, внося неоднократные дополнения, пишет ее полностью. Подобная «пирамида» уже опробована в нашей школе и описана в статье для методической газеты «Библиотека в школе» Издательского Дома «Первое сентября» (9).
В любой письменной работе (и не только) необходимы выводы. Научиться их делать также помогает прием из арсенала технологии РКМЧП под названием «синквейн» или пятистрочие. Пять строчек в определенной последовательности:
Одно существительное (наша тема).
Два прилагательных - характеризует нашу тему. Три глагола - описывают действия в рамках нашей темы.
Четыре любых слова - выражают личное отношение к теме.
Одно любое слово - синоним центральной темы. Синквейн может применяться на любой стадии работы - для обобщения знаний, для вдумчивой работы, для анализа знаний и впечатлений. Так, например, мои семиклассники после занятия по сказке-притче Дж. Родари «То-нино-невидимка» составили следующие синквейны (10). Сказка
Глубокая, грустная Объяснила, подсказала, рассудила Заставила задуматься о своей жизни Просвет (Девина Катя)
Сказка
Поучительная, мудрая
Подталкивать, размышлять, повествовать Вымысел, заключающий скрытый смысл Помощь (Бобко Александра)
Сказка
Интересная, фантастическая Читать, слушать, обдумывать Даёт урок, помогающий в жизни Логичная (Мохова Настя)
Таким образом, для развития информационной грамотности у современных учащихся необходима планомерная долговременная согласованная деятельность школьной библиотеки со всеми учителями. Библиотечные занятия с использованием средств технологии РКМЧП способствуют обретению детьми навыков «умению учиться», более рационально работать с учебной, справочной и научно-познавательной литературой, позволяют сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение школьных заданий, а также повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.
В будущем было бы целесообразно внедрить в практику работы циклы библиотечных занятий в рамках воспитательной модели школы. Это должны быть не уроки библиотечно-библиографических знаний, а система меро-
18
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Инновации в школе
приятий, направленных на углубление полученных в школе знаний, поэтапное расширение кругозора учащихся, обеспечение личностного роста школьников. Что, несомненно, будет содействовать развитию информационной грамотности юных пользователей, повышению уровня информационной культуры учащихся и развитию читательских интересов. Библиотечные занятия позволят организовать сотрудничество библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателя библиотекой. Они позволят проводить разнообразную работу по определенным направлениям в течение длительного времени, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Список литературы
1. ГендинаН.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях/Н. И. Гендина. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 288 с.
2. Громова О. К. Развитие информационной культуры детей в школьных и детских библиотеках/О. К. Громова. -СПб.: Профессия. - 208 с., ил.
3. Заир Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя/С. И. Заир - Бек, И. В. Мушта-винская. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.: ил.
4. Большой словарь иностранных слов/Сост. А. Ю. Москвин. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. - 685 с.
5. Загашев И. О. Учим детей мыслить критически/Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. - СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.
6. Ким О., Вагнер Р. «Пирамидная история» или как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник/Сост. О. Варшавер. - М.: ЦГЛ, 2005. - с. 112116.
7. Голубева Е. И. Как работать с печатными источниками: памятка-консультация для старшеклассников/Е. И. Го-лубева//Школьная библиотека. - 2004.- № 1. - с. 24-28.
8. Макарова Е. И. А где хранят Вселенную? Библиотечный урок по словарям русского языка для 6 класса//Как работать со словарями: библиотечные игры и уроки для 6-9 классов/Т. Рудишина, Е. Макарова, Л. Ананьева. -М.: Чистые пруды, 2007. - С. 11-17.
9. Макарова Е. И. Строим пирамиды. Библиотечное занятие по рассказу «Тутар»//Библиотека в школе. - 2008. -№ 3. - с. 18-20,29.
10. Макарова Е. И. Как мы читали Джанни Родари: Чтение детское и недетское//Библиотека в школе. - 2010. -№ 08. - с. 29-33.
В данной статье раскрываются возможности раскрытия творческого потенциала школьников, преодоления ими затруднений в языковом самовыражении.
Соколова Нина Петровна
учитель немецкого языка ГОУ СОШ № 1302 г. Москвы
Интеграция основного и дополнительного образования на примере немецкого языка в 6-х - 8-х классах
Какие образовательные и воспитательные возможности можно реализовать через интеграцию основного и дополнительного образования?
Ключевые слова: интеграция, языковое образование, дополнительное образования, театральная педагогика.
«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков»...
В. А. Сухомлинский
В связи с модернизацией структуры и содержания школьного языкового образования единство урочной и внеурочной деятельности с учащимися приобретает особое значение. В настоящее время, когда немецкий язык приобрёл статус языка глобального общения, мы, как преподаватели этой дисциплины, видим свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на немецком языке. Таким образом, коммуникация выходит на первое место. А чтобы ребёнок захотел говорить, необходимо создать условия, превращающие каждого ученика в активного и творческого участника учебного процесса. Дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднения в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивации я начала использовать на уроках элементы театрализации и инсценирования. Очень скоро рамки урока перестали удовлетворять и возникла идея расширения рамок урочной деятельности и создания театрально-языкового социума. Наш театрально-языковой социум - это театральное объединение дополнительного образования. Идея использовать приёмы театрализации в ходе урока или внеурочной деятельности сама по себе не нова. Особенность же нашей работы заключается в следующем:
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
19