Педагогика и образование
УДК 374+021
Е.В.Качева
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИА- И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОЕКТА
Информационное общество поставило перед школьными библиотеками новую задачу: формирование медийно-информационной грамотности у школьников. Традиционная задача - развитие информационной культуры читателей - трансформировалось в более трудную и многоступенчатую деятельность. В новых условиях необходимо использовать новые инструменты для формирования новых компетенций обучающихся, одним из которых может стать сетевой библиотечный проект. Статистика развития информационно-поисковых и аналитических компетенций, критического мышления, представленная на основе анкетных карт, доказывает эффективность новой педагогической деятельности школьной библиотеки и укрепления её роли в учебном процессе.
Ключевые слова: школьная библиотека, проектная деятельность, медийная грамотность, информационная культура, информационные компетенции, библиотечная педагогика, педагогическая миссия школьной библиотеки.
Elena V.Kacheva FORMATION OF MEDIA AND INFORMATION LITERACY OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE NETWORK LIBRARY PROJECT
The information society has set a new task for school libraries: the formation of media and information literacy among schoolchildren. The traditional task - the development of the information culture of readers - has been transformed into more difficult and multistage activity. In new conditions it is necessary to use new tools for formation of new competences of students, one of which can be a network library project. The statistics of development of information retrieval and analytical competences, critical thinking presented on the basis of biographical cards proves efficiency of new pedagogical activity of school library and strengthening of its role in educational process.
Keywords: school library, project activity, media literacy, information culture, information competence, library pedagogy, pedagogical mission of the school library.
Развитие информационных и коммуникационных технологий открыло для подрастающего поколения практически неограниченные возможности доступа к информации. Однако огромные, общедоступные объемы информации затрудняют её поиск, селекцию, свободную ориентацию и переработку. Всё чаще требуются специальные компетенции ориентации в информационном потоке и, следовательно, определенный уровень информационно-медийной грамотности.
Следует отметить, что еще недавно совокупность обозначенных умений трактовалась как «комплекс знаний и умений, обеспечивающих грамотное использование компьютера в своей жизни и деятельности» [1]. Однако простого владения компьютерными технологиями очень скоро стало недостаточно. Сегодня информационную культуру воспринимают как «интегративную способность личности, проявляющуюся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности» [7].
Краткая история формирования информационной культуры в школьной библиотеке. Наличие большой и разнообразной коллекции информационных ресурсов школьной библиотеки, ее включенность в учебный процесс делали библиотеку ключевым звеном для деятельности в этом направлении. Ознакомление со структурой книги, поиском материала по автору, заглавию, ключевым словам, овладение основами свертывания информации, получение навыков библиографического описания и т.д. - неполный перечень тем, которые входили в программы по воспитанию информационной культуры личности. Однако получение результата было затруднено тем, что библиотечные уроки не включались в расписание, проводились несистематически, создавали дополнительную нагрузку и для библиотекарей, и для учеников. Кроме того, долгое время не было и единой программы формирования информационной культуры грамотности школьника, рекомендаций по планированию и содержанию подобного курса; в результате каждый библиотекарь работал над проблемой по своему разумению.
Только в начале 2000-х стали появляться примерные программы по воспитанию информацион-
ной культуры, разработанные специалистами Научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинско-го. На их основе библиотечные работники сферы образования проводили уроки и мероприятия, способствующие развитию информационной грамотности школьников. Курс, созданный Н.И.Гендиной и Е.В.Косолаповой «Основы информационной культуры школьника» [3], стал наиболее полным и систематизированным из всех существующих. Он пользуется большой популярностью среди библиотекарей-практиков. Однако преподавание названого курса затруднено отсутствием часов в расписании учебных занятий, нежеланием администрации большинства школ включать соответствующие уроки в расписание по причине его перегруженности и отсутствия данного учебно-методического комплекта в Федеральном перечне учебников. Немного сглаживает напряженность ситуации возможность преподавания в рамках внеурочной деятельности, что не меняет сложившуюся ситуацию кардинально.
Рост объемов информации, развитие информационно-коммуникационных технологий и новых медиа изменили набор информационных компетенций и, следовательно, усложнили задачу, стоящую перед педагогами и библиотекарями; на повестке дня уже стоит формирование н не информационной культуры, а медийно-информационной грамотности. Формирование критического мышления, критического отношения к медийной информации становится первоочередной задачей [4], которую выполнить традиционными формами и методами весьма проблематично. Перед школьными библиотеками встала более серьезная задача - формирование медийно-информационной грамотности.
Проблема формирования медийно- и информационной грамотности. Развитие средств массовой коммуникации привело к появлению новых понятий: «медиаграмотность», «медиакульту-ра», «медиаобразование». Они, по мнению известного специалиста в области медиапедагогики профессора АВ.Федорова, отражают «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа): то есть, развитие культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиа-техники и т.д.». [9, с. 6].
Об актуальности данных понятий говорит и тот факт, что на протяжении последнего десятилетия информационная и медиаграмотность стала одним из основных направлений исследований ЮНЕСКО. Опубликованы «Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности» (2011 г.), «Московская декларация о медиа- и информационной грамотности» (2012 г.), Ханты-Мансийская декларация «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства» (2016г.), «Пять законов медиа- и информационной грамотности» (2017 г.). Разработаны и изданы пособия «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов», «Педагогические аспекты формирования медийной грамотности» и др.
В профессиональной литературе существуют различные подходы к определению понятий «информационная грамотность», «информационная культура», «медийная грамотность», «медиа-культура» и т.д., однако анализ дефиниций не является целью данной статьи. Поэтому остановимся на определении, данном специалистами ЮНЕСКО, которое, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает сущность этих понятий: «медийная и информационная грамотность воплощает в себе базовое понимание: (а) функций медиа, библиотек, архивов и других информационных служб в демократических обществах; (б) условий, при которых средства массовой информации и информационные службы могут эффективно выполнять эти функции; а также (в) методов оценки качества выполнения этих функций через предлагаемые ими контент и услуги... Информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения» [8, с.18].
Возможности формирования медиа- и информационной грамотности в сетевых проектах.
Предлагаем рассмотреть сетевые библиотечные проекты как наиболее эффективный инструмент для формирования медийно-информационной грамотности школьников, которая достаточно долго понималась как воспитание информационной культуры средствами библиотечного воздействия. Сетевые проекты, как показывает опыт, демонстрируют высокую результативность при малых организационных, временных и иных затратах. Сетевые проекты, реализованные на различных интернет-площадках в 2012-2017 гг., имели различные цели и задачи, разные возрастные категории и географию участников. Суть проектов заключается в целенаправленном поэтапном выполнении взаимосвязанных заданий с целью решения проблемного вопроса, поставленного в начале проекта. В среде проекта создаются учебные ситуации, решение которых направлены на реализацию различных задач проекта, в том числе и повышения уровня медийно-информационной грамотности.
Целью проекта «Сокровища Каменного Великана - 2017» (https://goo.gl/OxOhDu) было воспитание творческого читателя, любви к родному краю и бережного отношения к слову и родному языку, формирование информационной и медиаграмотности участников было всего лишь одной из сопутствующих задач. В ходе проекта участники анализировали тексты легенд и сказов в соответствии с поставленными задачами, поэтапно решая проблему «Что является настоящим сокровищем для человека?». Рефлексивный опрос координаторов команд проекта (опрошено 19 человек), завершивший проект, показал, что 84,2% из них отметили повышение уровня поиска информации в интернете, 57,9% зафиксировали возросшие умения поиска информации в печатных источниках, 63,2%
- при отборе информации по теме, а 68,4% отметили развитие умений делать выводы и выражать информацию собственными словами. Ответы участников (опрошено 94 человека) несколько отличаются, но вполне коррелируют с уже приведенными: 60,6% школьников научились поиску информации в интернете, 51,1% - в книгах, 35,1% научились делать выводы и 31,9% - выражать выявленные смыслы своими словами. Проект длился месяц. Достичь таких же результатов при традиционном ведении уроков очень трудно. Кроме того, нужно учитывать, что формирование медийно-информа-ционной грамотности было не целью проекта, а лишь одной из задач, которая решалась через деяте-льностный подход.
Высоко оценили достижения своих команд и координаторы (опрошено 11 человек) проекта «Приключения любознательных» (http://www.nachalka.com/ rkipling): сформированность умения поиска информации в тексте - 72,7%, в интернете - 72,7%. 63,6% отметили умение работать с новыми интернет-сервисами и 54,5% - с интерактивной картой. Критическому осмыслению информации научились, по мнению координаторов команд, 36,4% школьников. Участники проекта - третьеклассники
- в основном подтвердили мнение координаторов (опрошено 32 человека): поиск информации в печатных источниках, как своё личное достижение, отметили 50%, а поиск информации в интернете -59,4%, повышение своего уровня ИКТ - 62,5%. Умение осмысливать информацию подтвердили 34,4% участников. Стоит отметить, что для учеников начальной школы развитие критического мышления проходит только начальную стадию формирования [5].
В другом сетевом проекте - веб-квесте «Вершины Каменного пояса» (https://goo.gl/CM5JVH), который проводился трижды (в 2015, 2016 и 2017гг.) - перед участниками стояла задача создания интерактивной карты «Горы Златоустовского Урала», в которой как результат изыскания должна быть аккумулирована географическая, топонимическая, историческая, экологическая и художественная информация. По итогам анкетного опроса 84,6% координаторов команд (опрошено 39 человек) отметили, что дети за время участия в квесте (3 недели) научились поиску информации, 56,4% координаторов отметили повышения у ребят уровня ИКТ-компетенций у участников, углубления знаний о городе - 64,1%. Были опрошены и школьники - 194 человека. По ответам участников проекта можно конкретизировать его результативность: 40,7% отметили повышение своего ИКТ-уровня (научились работе в новых интернет-сервисах). 30,9% опрошенных заявили, что освоили поиск информации в интернете, у 24,7% возрос уровень поиска информации в печатных источниках, 18,6% отметили, что он научились писать комментарии. Напомню, что «особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах» [2], с помощью которых участники-школьники решают одну или несколько проблемных учебных задач.
Кроме того, библиотечные сетевые проекты могут решать и более сложные задачи формирования медийно-информационной грамотности школьников. Такие, например, как создание интер-акти-вных рекомендательных указателей или тематических списков литературы. Интересен в этом отношении информационный продукт проекта «О созданиях мифических, сказочных и фантастических» (https: //goo.gl/UL9edu), который представляет собой коллективный список книг, составлен-ный участниками проекта. Интерактивный иллюстрированный библиографический указатель (https://goo.gl/K39NM2) был создан участниками в сетевом проекте «Рождественские истории» (авт. Г.Н.Воднева).
Заключение. Стоит отметить, что общим для всех сетевых проектов является интегрированный поиск информации по традиционным и электронным документам и возможность широкого использования библиотечных ресурсов. В сетевых проектах школьники имеют дело с достаточно большим потоком информации, необходимость в критическом осмыслении и переработки которой обусловлена выполнением задания. Кроме того, в большинстве случаев для создания нового информационного продукта требуется ещё и синтез различных видов информации. Деятельностная основа сетевых проектов позволяет за сравнительно короткое время сформировать/развить критическое мышление, коммуникативные и поисковые компетенции, способности к осмыслению, анализу и
интерпретации информации в образовательной и досуговой деятельности школьников, а через создание продуктов проекта происходит и самовыражение участников. Немаловажным фактом является и осмысление образовательной функции интернета как у взрослых участников проекта, так и у детей.
Учитывая, что медийно-информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации и со всеми видами информационных ресурсов [6], понимание функций медиа, можно сделать вывод, что сетевые проекты более всего соответствуют задачам формиро-ва-ния и развития медиаинформационной грамотности у подрастающего поколения. А также более всего соответствуют решению стоящих перед школьными библиотеками задач.
Литература
1.Безруков В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000 // Режим доступа: http://spiritual_culture. academic.ru/959 (дата обращения: 21.03.2016)
2.Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты / Я.С.Быховский // Режим доступа: http://goo.gl/c57VCF (дата обращения: 20.02.2017)
3.Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1 - 2 кл. общеобразоват. учеб. организаций Москва: РШБА, 2014. - 208с.
4. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Медиаграмотность в структуре информационной культуры младших школьников // Российско-американ-ский форум образования: электронный журнал. 2014. № 1/05 // Режим доступа: http://www.rus-ameeduforumcom/content/ru/?task=art&article=1001026 &iid=18. (дата обращения: 17.03. 2017)
5.Качева Е.В. Возвращение домой, или Итоги приключения любознательных / Е.Качева / / Режим доступа: http://www.nachalka.com/rkipling_itogi. (дата обращения: 28.04.2017)
6.Московская декларация о медиа- и информационной грамотности // http://www.ifapcom.ru/ru/ news/ 1347. (дата обращения: 15.03.2016)
7. Нурмеева Н.Р. Формирование информационной культуры как отражение современных требований информационного общества // http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i4/html/11.htm (дата обращения: 16.03.2017)
8.Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р. и др. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / под ред. А. Гриззла и К. Уилсон, пер. Е. Малявская. - Москва, 2012. 200с.
9.Fedorov, A On Media Education. Moskow: ICOS UNESCO IFAP (Russia), 2008. 156 с.
References
1.Bezrukov V.S Bases of spiritual culture: encyclopedic dictionary of the teacher. Yekaterinburg, 2000 (in Russ) Available at: http: //spiritual_culture.academic. ru/959 (accessed 21.03.2 016)
2.Bykhovskii Ya.S. Educational web quests (in Russ) URL: http://goo.gl/c57VCF (accessed 20.02.2017)
3. Gendina N.I., Kosolapova E.V. Bases of information culture of the school student: an educational and methodical complex for pupils of 1 - 2 C. general education organizations, Moscow, RShBA, 2014. 208p. (in Russ)
4.Gendina N.I., Kosolapova E.V. Media literacy in structure of information culture of younger school students // Rossiysko-amerikanskiy forum obrazovaniya: elektronnyy zhurnal. 2014. 1(05) (in Russ) Available at: https:// goo. gl/oSvcpv. (accessed 17.03.2017)
5.Kacheva E.V. Return home, or Results of an adventure of inquisitive. (in Russ) Available at: https://goo.gl/0AA7dg (accessed 28.04.2017)
6. Moscow declaration on media and information literacy. (in Russ) Available at:http://www. ifapcom.ru /ru/news/1347. (accessed 15.03.2016)
7.Nurmeeva N.R. Formation of information culture as reflection of modern requirements of information society. (in Russ) Available at: http:Wifets.ieee.org/russian/depository/v11_i4/html/11.htm (accessed 16.03.2017)
8.Wilson K., Grizzl And., Tuazon R., etc. Media and information literacy: program of training of teachers. Paris. 2012. 200 p. (Russ ed. Wilson K., Grizzl And., Tuazon R., etc. Media and information literacy: program of training of teachers. Moskow, 2012. 200 p.
9.Fedorov, A On Media Education. Moskow, ICOS UNESCO IFAP (Russia), 2008. 156 p.
УДК 351.858:78
ОАКалимуллина, Л.А.Кучекеева
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены творческие аспекты сущностного понятия «музыкально-творческие компетенции», выявлены педагогические возможности культурно-досуговой деятельности на примере чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и проанализированы организационные основы опытно-экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих компетенций молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: WorldSkills, звукорежиссура, компетенции, музыка, творчество, музыкально-творческие компетенции.
Olga A.Kalimullina, Lyudmila A.Kuchekeeva FORMATION OF MUSICAL-CREATIVE COMPETENCE OF YOUNG PEOPLE UNDER THE CONDITIONS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES
In the article we consider the creative aspects of the essential concept of «musical-creative competence» , identify