УДК 37.00
Л. Н. Рябцева
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕКИ:
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ
Рассматривается трансформация информационной подготовки пользователей в условиях российских библиотек. Ключевые слова: информационная подготовка, информационная культура, программа обучения, библиотеки, эволюция
Transformation of the information training's users in Russian libraries is characterized.
Keywords: information training's users, information culture, curriculum, libraries, evolution
Цель данной статьи - показать, как трансформировался опыт информационной подготовки в условиях российских библиотек. Для того чтобы раскрыть содержание деятельности отечественных библиотек по информационной подготовке пользователей, приведем краткий исторический экскурс, проанализируем отражение опыта информационной подготовки пользователей на страницах информационно-библиотечных изданий за последние двадцать лет.
Информационная подготовка как понятие не имеет четких дефиниций. Она предполагает чрезвычайно широкий спектр знаний и умений по работе с информацией и техническими средствами, облегчающими эту работу, включая библиотечнобиблиографическую грамотность, культуру чтения, информационную грамотность, компьютерную грамотность, интернет-грамотность и др. В последние годы широкое распространение получило интегративное понятие информационная культура личности. Значительная роль в формировании информационной культуры личности принадлежит библиотекам как социальным институтам, обладающим информационными ресурсами и средствами навигации в них и имеющим опыт информационнопросветительской работы с различными категориями пользователей [6, с. 55].
Организационные вопросы, связанные с решением проблемы специальной подготовки читателей, рассматривались на Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911 г.), на первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (1914 г.), на Московском городском съезде по народному образованию (1912 г.). На государственном уровне эта проблема была поставлена после октября 1917 г. наряду с задачей ликвидации неграмотности. В первое послеоктябрьское десятилетие приобщение детей к книге и библиотеке рассматривалось в единстве с обучением грамоте, со становлением всеобщего начального образования. Осуществление этой работы возлагалось на школу и педагогов.
Однако уже в конце 1920-х гг. наблюдается повышение роли библиотеки и детского библиотекаря как организатора всей внеклассной работы с детьми и особенно их внеклассного чтения. За библиотекой
закрепляется статус учреждения, осуществляющего пропаганду специальных библиотечно-библиографических знаний среди читателей. С этой целью в практике массовых библиотек стали использоваться беседы, экскурсии, библиотечные уроки. Следует отметить, что обучение носило необязательный характер и проводилось главным образом среди членов кружка «Друзья книги». Проводимые же библиотекарями библиотечные уроки предназначались скорее биб-лиотекарям-профессионалам, нежели пользователям. Они были перенасыщены специальными знаниями и предусматривали формирование профессиональных библиотечных умений и навыков (изучение порядка ведения библиотечной статистики и читательских формуляров, особенностей обслуживания читателей в читальном зале и на абонементе и т. п.). Таким образом, библиотечные уроки не выполняли задачу подготовки учащихся к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации [7, с. 23].
Двадцатые годы стали периодом становления политической и пропагандистской работы библиотек с массовым читателем. В целях пропаганды книги и руководства чтением рабочих и крестьян широко использовались рекомендательная библиография, выставки новых поступлений, библиотечные плакаты, листки и т. п. Вся массовопропагандистская работа с книгой была направлена на повышение культурно-технического уровня читателей библиотек [1, с. 43-44].
В конце 1930-х гг. появляются первые самостоятельные программы обучения школьников. Однако они носили лишь ориентировочный характер. На специальных библиотечных занятиях рассматривались такие темы, как: «Знакомство с библиографическими справочниками и как с ними работать», «Использование словарей, справочников, энциклопедий», «Знакомство с элементами книги, состав книги», «Как выбирать книгу для работы и книгу, интересную для чтения». Это было определенным шагом вперед, но в этих программах не рассматривался вопрос о соответствии предлагаемых тем и заданий возрасту читателя, в них отсутствовало психолого-педагогическое обоснование объема знаний, умений, навыков, ориентированных на конкретную возрастную группу учащихся.
18
В 40-50-е гг. XX в. программы обучения по-прежнему носят ориентировочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входят: знание правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг); правил пользования библиотеками, их фондами, структурой.
Качественно новый этап в решении проблемы наступает после принятия Постановления ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» (1959). Начинается серьезная экспериментальная работа. Ее результатом стали первые проекты программы по пропаганде библиотечнобиблиографических знаний, первые методические руководства по проведению библиотечных занятий среди различных групп читателей. Программы давали целостное представление об организации работы в этом направлении с учащимися 1-8 классов. Материал располагался в последовательном усложнении по годам, раскрывалось содержание минимума библиотечно-библиографических знаний и умений, необходимых учащимся конкретного класса.
В 1974 г. постановлением ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» перед Министерством просвещения СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, другими министерствами и ведомствами, имеющими в подчинении высшие и средние специальные учебные заведения, была поставлена задача «принять меры, обеспечивающие овладение студентами и учащимися основами библиотечно-библиографических знаний». Ответственность за обучение студентов библиотечно-библиографическим знаниям была возложена на вузовские библиотеки. Тогда же библиотекам было разослано инструктивное письмо «О преподавании курса “Введение в специальность”», в приложении к которому помещена программа «Основы информатики, библиотековедения и библиографии» для студентов всех специальностей. Некоторыми министерствами (например, путей сообщения, сельского хозяйства, здравоохранения) были разработаны программы по отраслевой библиографии и информации [5, с. 29].
Это направление работы библиотек нашло отражение в решении Государственной межведомственной библиотечной комиссии при Министерстве культуры СССР от 15 июня 1977 г. «Об улучшении пропаганды библиотечно-библиографических знаний среди студентов, учащихся техникумов, профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ» [8]. Принятие этого решения стимулировало подготовку и издание учебной литературы, отражающей согласованные действия двух министерств: Министерства культуры СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Так, в 1987 г. вышло учебное пособие, подготовлен-
ное в соответствии с программой «Основы библиотечно-библиографических знаний» (факультативный курс для средних специальных учебных заведений объемом 18 учебных часов) [4]. Следует подчеркнуть, что это был первый опыт Министерства высшего и среднего специального образования СССР рекомендации издания по пропаганде библиотечнобиблиографических знаний в качестве учебного пособия для средних специальных учебных заведений.
Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 г. в связи с появлением самостоятельной научно обоснованной программы «Библиотечно-библиографические знания -школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9 классов [2]. В определенной мере это издание учитывало перемены, произошедшие в организации работы средней школы, в частности, переход к обучению детей с шестилетнего возраста. Вместе с тем и этой программе были присущи недостатки прежних изданий: отсутствие систематичности, обучения, разрыв связей со школьной программой, недостаточная ориентация на реальные потребности школы. По-прежнему программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер.
При некоторых крупных библиотеках (например, ГБЛ, ГПНТБ СО РАН; 1975-2000 гг.) действовали университеты библиотечно-библиографических знаний (ББЗ). В планах их работы под рубрикой «Пропаганда библиотечно-библиографических знаний» фиксировались обычно материалы о данной библиотеке, изданиях для ее читателей (проспекты, буклеты, памятки), экскурсии по библиотеке, обзоры для различных групп читателей-специалистов. На основе анализа опыта библиотек по пропаганде ББЗ в 1983 г. ГБЛ подготовила «Примерное положение о системе пропаганды библиотечно-библиографических и информационных знаний».
Анализ публикаций, посвященных деятельности библиотек СССР по пропаганде библиотечнобиблиографических знаний в 70-80-е гг. XX столетия, свидетельствует, что советское государство уделяло значительное внимание продвижению библиотечно-библиографических знаний, пропаганде книги и чтения. Это выражалось, в частности, в принятии Министерством культуры СССР и Министерством высшего и среднего специального образования СССР совместных решений, направленных на создание системы библиотечнобиблиографического просвещения, охватывающего все звенья образования от детей шестилетнего возраста до школьников и студентов.
После распада СССР совместная работа эта двух министерств нарушилась. Библиотекарями была утрачена возможность координации действий и выработки единой тактики в содержательном наполнении проводимых занятий по информационной подготовке. Чтобы оценить практическую
19
деятельность отечественных библиотек по информационной подготовке пользователей начиная с 1990 г. и заканчивая сегодняшним днем, приведем результаты анализа опыта работы библиотек за двадцать лет, отраженного в профессиональных периодических изданиях, проанализируем формы и методы работы библиотек по информационной подготовке пользователей.
В ходе исследования были проанализированы 36 журналов и 4 газеты, предназначенных для специалистов библиотечного, информационно-издательского и книжного дела, изданных с 1990 по 2010 г. Статьи отбирались в результате сплошного просмотра изданий. Отбору подлежали публикации по информационной подготовке. В результате анализа периодических изданий была отобрана 171 статья.
Для изучения данного материала применялся формализованный (аспектный) анализ с целью выявления важнейших аспектов, характеризующих состояние информационной подготовки в России. К их числу были отнесены категория обучаемых (дошкольники, школьники, студенты, специалисты, незрячие пользователи и т. д.), тип образовательно -го учреждения или библиотеки, формы и методы работы, применяемые при обучении (беседа, урок, экскурсия, метод проектов и др.), условия и средства обучения (компьютерный класс, читальный зал библиотеки, интернет-ресурсы по определенной теме, фрагменты фильмов или телепрограмм и т. п.), название курса, в рамках которого происходит обучение информационной грамотности, тематика разработанных уроков (лекций, бесед и т. д.).
Сегодня как в публичных библиотеках, так и библиотеках образовательных учреждений РФ не только ведутся традиционные библиотечные уроки («Правила и умения обращения с книгой», «Структура книги», «Как работать со справочной литературой» и др.), отдельные занятия по формированию информационной культуры (уроки-тренинги «Все журналы в одной картотеке - СКС»; «Как пользоваться рекомендательными списками литературы?»; «Что такое каталог?»; библиотечные уроки по методике составления списков использованной литературы), но и предпринимаются попытки внедрения самостоятельных учебных курсов по информационной подготовке. Они имеют разные названия («Основы информационной культуры», «Основы информационной культуры личности», «Информационная культура школьника», «Основы библиографических знаний», «Основы библиотечно-библиографической
грамотности», «Школа информационной грамотности» и т. п.), ориентированных на разные категории обучаемых (школьники младшего, среднего, старшего возраста, студенты и др.), но при этом их объединяет единство цели - попытка дать обучаемым целостное представление о системе информационных знаний и умений современного человека.
Однако разработка таких учебных курсов, как
показал анализ, носит сугубо эмпирический характер и базируется на субъективных представлениях библиотекарей-практиков, выступающих в качестве их разработчиков. Проведенный анализ показывает, что в профессиональной библиотечной среде нет единой точки зрения на предмет обучения, на принципы, в соответствии с которыми должно осуществляться смысловое наполнение курса по информационной подготовке, представления о том, как оно должно дифференцироваться в зависимости от категории обучаемых и типа библиотеки.
Как показало исследование, важность работы по информационной подготовке подрастающего поколения в настоящее время осознана работниками российских библиотек различных типов - от детских и школьных до универсальных научных. В соответствии с профилем библиотека всегда была ориентирована на различные возрастные и социальные группы общества: детей, юношество, специалистов. Основными компонентами такой подготовки, в порядке их появления, были библиотечнобиблиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность. Соответственно, содействие информационной подготовке и формированию информационной культуры чаще всего воплощается в таких направлениях деятельности библиотек, как пропаганда библиотечно-библиографических знаний и развитие культуры чтения, ликвидация компьютерной безграмотности.
Особое внимание в ходе исследования уделялось анализу форм работы библиотек по информационной подготовке пользователей. В профессиональной справочной литературе под формой библиотечного обслуживания понимаются способы и средства осуществления различных видов библиотечного обслуживания (пропаганда и выдача документов или их копий, а также пропаганда библиотечно-библиографических знаний). К числу наиболее распространенных форм библиотечного обслуживания относятся выставки литературы, разного рода библиографические пособия (списки новых поступлений, тематические указатели и списки литературы, обзоры и т. п.), выдача справок, книго-выдача в читальном зале и на абонементе (включая МБА), беседы, консультации и другие формы; некоторые из них имеют комплексный характер (Дни информации, читательские конференции, тематические вечера и т. п.) [3, с. 130; 9, с. 201].
Следует заметить, что наряду с сугубо библиотечными формами и методами формирования информационной культуры личности в библиотеках широко применяются педагогические методы, такие как: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, лекционнопрактические занятия, семинары-практикумы, тематические дискуссии, мозговые атаки (brain-storming), круглые столы, тренинги, деловые игры и т. д.
Усилению роли библиотеки как центра обучения основам информационной культуры личности в не-
20
малой степени способствовало внедрение в работу публичных библиотек «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», в котором формирование информационных потребностей и информационной культуры своих читателей и всего местного населения выделено в качестве самостоятельного направления и сопровождается перечнем конкретных мероприятий, проведение которых является обязательным. Этот подход нашел отражение также в «Модельном стандарте деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта РФ» (2010 г.), а также в проектах «Модельного стандарта деятельности детской библиотеки» и «Модельного стандарта деятельности юношеской библиотеки».
Появление новых форм и методов информационной подготовки (включая прежде всего e-learning) связано с внедрением новых носителей информации, технических средств и использованием ИКТ, а также с существенными изменениями в информационно-образовательной среде, расширением доли электронных информационных ресурсов и увеличением объема самостоятельной работы при обучении. Все это обусловило необходимость специальной подготовки пользователей к работе в условиях электронной среды.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что сегодня во многих публичных библиотеках и библиотеках образовательных учреждений РФ не только ведутся традиционные библиотечные уроки, отдельные занятия по формированию информационной культуры, но и предпринимаются попытки внедрения самостоятельных учебных курсов по информационной подготовке, имеющих разные названия, ориентированных на разные категории обучаемых (школьники младшего, среднего, старшего возраста, студенты и др.).
Переход библиотек от разрозненных библио-
течных уроков и других форм информационного просветительства к целенаправленной информационной подготовке пользователей за счет введения специальных курсов преследует цель - дать обучаемым целостное представление о системе информационных знаний и умений современного человека, что является реакцией на стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и изменения в системе образования.
Однако, несмотря на наличие разработанных учебных программ курса «Основы информационной культуры личности», позволяющих вести информационную подготовку различных категорий обучаемых системно и целенаправленно в условиях библиотеки, существуют проблемы их практической реализации. Причем эффективность обучения по этим программам во многом будет зависеть от того, насколько они приближены, во-первых, к специфике и задачам обучения в конкретном учебном заведении, во-вторых, к реальным возможностям конкретной библиотеки, на базе которой ведется обучение.
Выводы
1. Информационная подготовка в нашей стране имеет глубокие исторические корни.
2. Для успешной и продуктивной информационной подготовки в условиях библиотеки необходимо взаимодействие Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ для разработки научно обоснованных учебно-методических материалов для библиотекарей всех типов и ведомственной принадлежности библиотекам.
3. Эффективность обучения в библиотеке будет зависеть от того, насколько программы, разработанные библиотекарями-практиками в рамках предлагаемых курсов, будут адаптированы к потребностям конкретного пользователя, его сфере деятельности, психофизиологическим особенностям и т. д.
1. Абрамов, К. И. История библиотечного дела в России: учеб.-метод. пособие / К. И. Абрамов. - М.: Либерея, 2001. -Ч. 2. - 160 с.
2. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Кн. палата, 1989. - 216 с.
3. Библиотечное дело: термин. слов. / Рос. гос. б-ка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1997. - 168 с.
4. Брауде, Л. Р. Основы библиотечно-библиографических знаний / Л. Р. Брауде, В. Н. Ронжес, О. В. Чеснокова. - М.: Высш. шк., 1987. - 94 с.
5. Геллер, И. С. Обучение основам библиотечно-библиографических знаний в Новосибирском техническом институте / И. С. Геллер // Совет. библиография. - 1980. - № 6. - С. 29-36.
6. Гендина, Н. И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: международный опыт и российские реалии / Н. И. Гендина // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств: журн. теорет. и приклад. исслед. - 2012. -№ 19. - Ч. 1. - С. 54-71.
7. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, И. Л. Скипор. - 2-е изд., перераб. - М.: Шк. б-ка, 2003. - 296 с.
8. Решение Государственной межведомственной библиотечной комиссии при Министерстве культуры СССР от 15 июня 1977 г. «Об улучшении пропаганды библиотечно-библиографических знаний среди студентов, учащихся техникумов, профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ» // Науч. и техн. б-ки СССР. -1978. - № 2. - С. 36-38.
9. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Б-ка по естественным наукам РАН. - М., 1995. - 268 с.
Сдано 4.06.2012
21