ОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КЛАССИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
УДК 028.5
Т. Ю. Конькова
Московский государственный институт культуры
В статье развитие интереса к чтению, приобщение детей к чтению представлены как научно-педагогическая проблема. Рассмотрены формы и методы работы с детьми в процессе приобщения детей к чтению классической литературы. Раскрыты возможности библиотек по формированию интереса учащихся к классике через организацию и проведение в библиотеке различных мероприятий, роль книги в усвоении учебного материала, активизации познавательной деятельности детей, их нравственном развитии.
Ключевые слова-, читательский интерес, книга, ученик, педагог-библиотекарь, чтение, художественная литература.
Т. Yu. Konkova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE FORMATION OF STUDENTS' INTEREST IN READING CLASSICAL LITERATURE AS A SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PROBLEM
In the article the development of interest in reading, the introduction of children to reading are presented as a scientific and pedagogical problem. The forms and methods of working with children in the process of familiarizing children with reading classical literature are considered. The possibilities of libraries to form students' interest in classics through organizing and holding various events in the library, the role of the book in mastering the educational material, activating the cognitive activity of children, and their moral development are revealed.
Keywords: reading interest, book, pupil, teacher-librarian, reading, fiction.
Для цитирования: Конькова Т. Ю. Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно-педагогическая проблема // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 152-158.
КОНЬКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры
KONKOVA TATYANA YURYEVNA - doctoral student of the Department of management of library and information activities, Faculty of humanities and social studies, Moscow State Institute of Culture
e-mail: biblioteka1965@mail.ru
152 © Конькова Т. Ю., 2017
Снижение интереса к чтению — это общемировая негативная тенденция, опасность которой заключается в постепенной утрате подрастающими поколениями духовных оснований своей жизни.
Во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны. В «Манифесте школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО» отмечена «необходимость развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение жизни [6, с. 29]».
В современной концепции школьных библиотек [5], разработанной Русской школьной библиотечной ассоциацией, отмечается значимость приобщения к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, интеграции педагогического коллектива и родительского сообщества в воспитании и закреплении у школьников потребности и привычки к чтению.
Россия не раз переживала радикальные изменения традиционных культурных устоев и всегда черпала силы в возвращении к своим духовным и историческим ценностям. Русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей. Они необходимы, чтобы люди понимали друг друга не только на уровне простейшей коммуникации и сиюминутных потребностей. Это - связь с историей и культурой народа и сопричастность судьбе Отечества, то, что объединяет людей в нацию. Необходимо сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути — правилом
хорошего тона. Надо добиться того, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество.
Народная мудрость гласит: «Ребёнок, что расплавленный свинец: ему можно придать любую форму», и здесь большую роль может сыграть интерес к художественной литературе, вызванный и поддержанный грамотными специалистами. Ещё в трудах писателей, критиков, педагогов XIX века содержится множество идей, суждений по вопросам детского и юношеского чтения, которые «в своей совокупности составляют педагогическую систему взглядов на профессиональную деятельность организаторов чтения детей и юношества [3, с. 76]».
А. М Горький, который считался покровителем русской детской литературы, составлял систематизированные списки книг для прочтения, делал к ним короткие пояснения. Так, он указывает названия богатырских эпосов, сказок, литературных произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Г. X. Андерсена, М. Твена, Э. Сетон-Томпсона и многих других авторов.
На современном этапе к числу разработчиков теории и методики детского и юношеского чтения, воспитания творческих читателей можно отнести В. Я. Ас-карову, В. А. Бородину, Н. И. Гендину, Н. Л. Голубеву, Н. Е. Добрынину, Т. Д. Жукову, Г. А. Иванову, Э. И. Иванову, Т. Д. Полозову, Ю. Н. Столярова, И. И. Тихомирову, В. П. Чудинову и других. Труды названных авторов используются библиотекарями-практиками.
Актуальными становятся исследования, направленные на поиск механизмов и закономерностей читательской дея-
тельности, эффективных путей и способов приобщения юного поколения к лучшим произведениям отечественной и мировой литературы в принципиально новых условиях, когда перестраивается и усложняется вся система коммуникаций, активно используются электронные источники информации.
И. И. Тихомирова отмечает, что современный кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен к этой сфере занятий интерес: «по большому счету интерес, как сила, влекущая к чтению, это центральное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь решения проблемы, именуемой "кризис общения" [4, с. 72]».
Актуальной научно-педагогической проблемой является формирование читательских интересов школьников.
Интерес определяется как «потреб-ностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане [2]». «Специфика читательского интереса состоит в избирательном положительном отношении школьника к чтению с листа или с экрана, приобретающему для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям его читательской психологии [4, с. 72]». Трудно переоценить всю ответственность и серьёзность методических поисков, которые приводят к открытию эффектов, путей и средств формирования читательских интересов учащихся.
Общеизвестно, что детей к чтению приобщают семья и школа. Важно отметить, что каждый из этих институтов по-
ложительно влияет на воспитание любви к книге, используя разнообразные методы в процессе педагогической деятельности.
Личность ребёнка формируется в процессе чтения. Начиная с самого раннего возраста, когда ребёнок ещё не умеет говорить, родители читают ему короткие стихи или сказки, показывая красочные иллюстрации. Именно в это время в душе ребёнка зарождаются те светлые чувства, что остаются на всю жизнь: доброта, сострадание, любовь к близким, к Родине. Поэтому большое значение в формировании интереса детей и подростков к чтению имеет семья. Семья, как особый социальный институт, вводит ребёнка в мир литературной культуры. Систематически читая дома книги детям, родители, сами того не подозревая, прививают с самого раннего возраста вкус к прекрасному. У таких детей развиваются воображение, мышление, речь, память, а ведь это - основа хорошей учёбы в школе. Сегодня задача библиотекарей - развить эти качества у читателей. Средствами самой книги, различными формами индивидуальных, групповых, массовых мероприятий библиотекари способны пробудить в ребёнке интерес к чтению, раскрыть значимость и уникальную ценность чтения для всестороннего развития личности ребёнка.
Большую роль в становлении творческой личности читателя играют школьные библиотеки. Именно они прививают ребёнку любовь к книге, воспитывают бережное отношение к ней, развивают литературно-творческие способности, благодаря им у учащихся формируется читательский интерес.
Что касается творческой деятельности учащихся, то она реализуется в младшем возрасте в виде рисунков, стихов,
песен, ролевых игр. В старшем школьном возрасте школьники приобщаются к проектной и исследовательской деятельности. К творческой деятельности относится и воспитание культуры, и развивающее метафорическое мышление. О необходимости развития творческого начала с детства говорят многие педагоги. Речь идёт о реализации творческого потенциала каждого ребёнка.
Проблема воспитания интереса к классической литературе нашла отражение в трудах И. И.Тихомировой [8].
Из библиотечных методов, расширяющих диапазон знаний школьников, И. И. Тихомирова выделяет организацию библиотечной среды, в которой представлена вся мировая культура в её системной классификации. Систематизированные книжные фонды библиотеки, объединённые в информационно-коммуникативное пространство, создают у школьника — посетителя библиотеки — наглядный универсальный образ знаний. Раскрывая эти богатства через книжные выставки, тематические обзоры, устные формы информирования, экскурсии по библиотеке и другие средства приобщения к знаниям, в число которых входит и Интернет, библиотека раздвигает границы чтения школьников, побуждает их к выбору собственного пути в мире знаний. Важнейший канал получения детьми знаний — научно-популярная литература, справочные издания и энциклопедии. Приобщая детей к ним, библиотекарь развивает познавательные интересы школьников, обогащает запас знаний, вписывает их в общую структуру когнитивного познания.
В процессе реализации образовательной функции появляются возможности по формированию интереса к классике.
Образовательная функция школьного библиотекаря в последние годы приобрела характер информационной деятельности, раскрывающей детям доступ ко всем богатствам знаний, как поддерживающих школьные программы, так и выходящих за их рамки.
Школьному библиотекарю как педагогу свойственна и обучающая функция — передача библиотечных техник (правил, алгоритмов, методов, способов) с профессионального уровня на непрофессиональный уровень.
Наличие в библиотечных фондах запасов отечественной и мировой художественной литературы позволяет библиотеке использовать её возможности в воспитательных целях. Библиотеки проводят чтения литературных произведений, беседы, обсуждения, читательские конференции, в ходе которых побуждают читателей к размышлению о связи прочитанных книг с их жизненных опытом, стимулируют написание читательских отзывов. Для развития интереса и желания ходить в библиотеку используют всевозможные методы и формы библиотечной деятельности: литературные обзоры, обзоры у выставок, беседы, экскурсии, игры, литературно-музыкальные композиции, тематические и литературные вечера, презентации книг. Как правило, они дополняются просмотром презентаций, видеофильмов. Все мероприятия в обязательном порядке сопровождаются книжными выставками, краткими обзорами, а также рекомендательными беседами. Создавая программы развивающего чтения, а также библиографические указатели, рекомендательные списки литературы, ориентированные на разные возрастные группы, библиотека активно влияет на литературное и чита-
тельское развитие детей, продвигает их от менее сложной к более сложной литературе, углубляет и совершенствует их восприятие. Вершиной восприятия текста признано сотворчество с автором.
Библиотека в общеобразовательной школе — это не просто пункт выдачи учебников, она является культурным центром, вызывающим у детей интерес к чтению.
Наряду с традиционной — учебно-вспомогательной — функцией, педагог-библиотекарь выполняет учебные функции, непосредственно участвует в учебном процессе, используя новейшие интернет-технологии, создавая электронные каталоги, оцифровывая книжные фонды, проектируя сайты своих библиотек, ведя библиотечные блоки, информирующие педагогов, школьников и актив родителей о новых поступлениях и планируемых мероприятиях; обмениваясь в режиме онлайн библиографическими записями с другими школами, создавая онлайновые клубы любителей чтения и т.п.
Находясь среди огромного количества книг, школьники понимают, как велик и многогранен русский язык, какие интересные произведения писателей их окружают. Всё это пробуждает интерес к чтению. Постепенно развивается интерес ученика к художественной литературе в процессе его обучения. В первом классе ребёнок с удовольствием читает сказки, его привлекают мир фантастики и красочно оформленные издания с хорошими иллюстрациями, репродукциями, картинками. Ученика интересует не столько содержание, сколько оформление книги. Он только начинает учиться читать и познавать мир. И многое зависит от учителя и библиотекаря. Они познакомят его со сказками Г. X. Андерсена, А. С. Пушкина,
бр. Гримм, Ш. Перро, русскими народными сказками. Дети младшего школьного возраста любят стихи А. Л. Барто («Очки», «Катя», «Любочка»), С. Михалкова («Котята», «Азбука» и другие). В средней школе интерес ребёнка немного меняется: его привлекают приключения, фантастика, жизненные ситуации. Это произведения Д. Свифта, Д. Дефо, А. П. Гайдара, В. Гюго, Ч. Диккенса, В. А. Астафьева, В. П. Катаева и т.д., поэзия А. С. Пушкина, Ю. М. Лермонтова. В старших классах ученики тянутся к чтению другой литературы: литература в старшей школе изучается в историческом аспекте, и учащиеся 9—11 классов читают книги А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. Солженицына, а также проявляют интерес к поэзии С. А. Есенина, Б. Пастернака и других.
Цель работы школьного библиотекаря — воспитать у школьников культуру чтения, учить осмысленному восприятию печатного слова, текста, чтобы реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающие возможности. Этой цели посвящено любое библиотечное мероприятие: выставки, беседы, КВН, литературные вечера, библиотечные уроки, литературно-музыкальные композиции, знакомящие с творчеством писателей и их книгами, обзоры литературы.
Задача библиотекаря — приобщить детей с ранних лет к чтению, к библиотеке, научить школьников работать с книгой в реальной и электронной сети. Это особый специалист, который выполняет свою педагогическую функцию в условиях библиотеки с помощью универсальных библиотечных ресурсов и библиотечных методов.
В воспитательную деятельность непосредственно включена культуротворче-
ская деятельность библиотекаря-педагога. Результатом освоения культуры выступают не столько знания и умения, сколько ценности, личностные смыслы. Школьная библиотека широко использует формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой, эрудированной личности, обладающей высоким уровнем культуры чтения, осознающей духовно-нравственную, познавательную ценность чтения.
Школьная библиотека сегодня — оживлённое и привлекательное место, где ребята не только читают, но и обсуждают прочитанное, участвуют в литературных спектаклях, оформляют стенгазеты, путешествуют по виртуальному миру с помощью компьютеров, просто общаются. Например, в школе-лицее № 1367 г. Москвы используются научно обоснованные и оригинальные проекты, направленные на раскрытие ценностей и чтения, и его глубинных смыслов для школьников. Сюда приходят учащиеся, которые хорошо знают, что такое школьная библиотека, и, конечно же, это является большим плюсом. Одним из главных проектов библиотеки является библиотечный урок, в процессе которого учащиеся овладевают библиотечно-библиографическими понятиями, учатся работе со справочно-биб-лиографическим аппаратом и книгой.
Во всех мероприятиях, проводимых в библиотеке, обязательно задействованы учащиеся из разных классов. Поэтому дети чувствуют свою сопричастность, значимость. Они с удовольствием показывают своё мастерство: читают стихи, поют, танцуют, играют в сценках. Ни одно мероприятие («В гостях у басни», «Как мы изучаем былину», «В гостях у дедушки Крылова», «Творчество А. Барто») не обходится без
презентации. Во-первых, это даёт возможность представить материал более полно и красочно. Во-вторых, массовые формы работы с читателями при применении современных технологий только выигрывают, приобретая новое качество и являясь более информативными. Об этом могут сказать в дальнейшей работе показатели библиотеки: после проведения любого мероприятия маленькие читатели проявляют больший интерес к библиотеке и чтению книг. Есть среди учеников-читателей настоящие книголюбы, эрудиты. Они много читают, способны рассуждать, высказывать своё мнение о прочитанном. Такие читатели — настоящий удивительный клад для сегодняшнего библиотекаря.
Наиболее эффективными мероприятиями по привлечению учащихся в библиотеку и приобщению к чтению является экспонирование живой книги («Книги о животных», «Образ лошади в литературе», «Из глубины веков. Книги-раритеты», «Юбилей в кругу детей» и другие). Детей знакомят не только с самой книгой, но рассказывают им об авторе, истории создания книги, чем эта книга интересна и поучительна. Можно перечислять ещё много мероприятий, которые проводятся для учащихся, но самое главное, чтобы ни одно из них не прошло незамеченным, чтобы оно вызывало положительные эмоции у детей, желание принимать в них участие.
Таким образом, школьные библиотеки — важное составное звено приобщения подрастающего поколения к классической литературе. Школьные библиотеки располагают большими возможностями в воспитания интереса к книге, тем самым содействуя нравственному, патриотическому, эстетическому и творческому развитию личности растущего человека.
Примечания
1. Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей : сборник материалов Международной научно-практической конференции / [науч. ред.: Г. А. Иванова, А. С. Матвеева]. Москва : МГУКИ, 2013. 167 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак ; Москва : ОЛМА-Пресс, 2003. 666 с.
3. Иванова Г. А. Библиотечная педагогика : учебное пособие. Москва : МГИК, 2015. 224 с.
4. Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников : учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей. Москва : РШБА, 2016. 328 с.
5. Концепция школьных библиотек. Москва : РШБА, 2009. 27 с.
6. Манифест школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО // Справочник школьного библиотекаря. Москва, 2006. С. 29-31.
7. Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации национальной программы поддержки и развития чтения в России) : сборник статей. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. 216 с.
8. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учебно-методическое пособие. Москва : РШБА, 2014. 464 с.
9. Шипилова И. З. Библиотека семейного чтения как социокультурный институт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 216-222.
References
1. Ivanova G. A., Matveeva A. S., ed. Actual problems of children's reading and the training of teacher librarians: collection of materials of international scientific practical conference. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 167 p.
2. Meshcheryakov B., Zinchenko V., ed. The Great psychological dictionary. St. Petersburg, Prime-Evroznak Publishing House, Moscow, OLMA Media Group, 2003. 666 p.
3. Ivanova G. A. Bibliotechnaya pedagogika [Library pedagogy]. Moscow, Publishing house of Moscow State Institute of Culture, 2015. 224 p.
4. Ivanova G. A., Tikhomirova I. I. Psikhologiya chteniya shkol'nikov [Psychology of reading students]. Moscow, Publishing house of Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2016. 328 p.
5. Kontseptsiya shkol'nykh bibliotek [Concept of school libraries]. Moscow, Publishing house of Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2009. 27 p.
6. Manifesto of school libraries of IFLA / UNESCO. The Directory of the school librarian. Moscow, 2006. Pp. 29-31.
7. Support and development of reading: tendencies and problems (following the results of five years of implementation of the national program of support and development of reading in Russia): collection of articles. Moscow, Publishing house of Interregional center of library cooperation, 2001. 216 p.
8. Tikhomirova I. I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' shkol'nogo bibliotekarya [Pedagogical activity of the school librarian]. Moscow, Publishing house of Association of School Librarians of the Russian World (RSBBA), 2014. 464 p.
9. Shipilova I. Z. Library family reading as a sociocultural institution. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 1 (69), pp. 216-222. (In Russian)