УДК 378
РОЛЬ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
© 2019 М. Л. Кривуть
методист ресурсного центра инклюзивного образования e-mail: [email protected]
Республика Беларусь, г. Барановичи, УО «Барановичский государственный университет»
В статье приводится опыт работы ресурсного центра инклюзивного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет» по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная компетентность, ресурсный центр инклюзивного образования
Стремительное развитие белорусской науки, направленной на повышение качества образования и в то же время включение в образовательный процесс каждого ребёнка, не смотря на его особые образовательные потребности, требует постоянного повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Несмотря на значимость проблемы профессиональной компетентности специалиста, в определении данного понятия наблюдаются разногласия (см. табл.).
Определения понятия профессиональная компетентность
Определение Автор
совокупность личностно-социально-деятельностных компетенций, обеспечивающих успешность освоения какой-либо профессиональной деятельности, эффективность её исполнения и высокий уровень установки на саморазвитие Колбасова 2009
о н главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью Деркач 2004
.а н CJ О = н = н <и в способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности Суходольский 1976
S о X - а = .а Ч « = о = CJ совокупность знаний, умений, навыков, а также способов и приемов их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности Митина 2004
потенциальное интегративное качество личности при условии сформированности профессиональной готовности личности к различным аспектам деятельности: процессу, объекту и результату деятельности, а также к себе, как к субъекту деятельности Адольф, Ильина, 2007
■е о а С многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) Дружилов 2005
способность к оптимальному выполнению культуросообразных видов деятельности; интегральное единство интеллектуальных и навыковых составляющих, личностных характеристик, ценностных ориентаций специалиста, позволяющих человеку успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях профессиональной деятельности Онищенко 2010
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Несмотря на разногласия в определениях профессиональной компетентности, многие исследователи указывают на то, что это многокомпонентное, постоянно развивающееся образование, определяющее успешность специалиста в профессиональной деятельности. Новые образовательные условия, связанные с принятием Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, требуют повышения многих компетентностей, входящих в состав профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования.
На базе Учреждения образования «Барановичский университет» был создан ресурсный центр инклюзивного образования (далее РЦИО). Основными целями РЦИО являются:
- накопление, систематизация, обобщение и распространение опыта осуществления инклюзивного образования при подготовке и повышении квалификации педагогических кадров и опыта создания условий, обеспечивающих доступность образования для всех участников образовательного процесса;
- методическое и научное обеспечение сопровождения профессионально-педагогической деятельности педагогических работников в условиях интегрированного и инклюзивного образовании.
Одним из наиболее активно действующих направлений деятельности РЦИО является просветительское направление. В рамках данного направления на основе анализа накопленного инклюзивного опыта, новейших методических разработок, авторских методик и технологий работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями разработана серия образовательных программ, рассматривающих актуальные вопросы инклюзивного образования. Образовательные программы ведутся как сотрудниками университета, так и практикующими педагогами города, имеющими богатый опыт работы. Участниками данных программ становятся педагоги, в том числе и учителя-дефектологи г. Барановичи и Барановичского района. Наиболее востребованными на сегодняшний день являются следующие темы образовательных программ:
- Инклюзия - специфика, перспективы образования;
- Инклюзивное образование: создание инклюзивной культуры;
- Инклюзивное образование: психологическое сопровождение;
- Дискриминация. Способы борьбы с дискриминацией;
- Использование электронных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста в условиях интегрированного и инклюзивного образования;
- Адаптация образовательной среды в условиях инклюзивного образования;
- Психологическая подготовка педагогов к работе с детьми с сенсорными нарушениями;
- Креатив-технологии в организации детского инклюзивного коллектива;
- Дети с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). Пути помощи;
- Коммуникативное развитие детей с РАС;
- Личностные и когнитивные особенности одарённых детей, работа с ними в инклюзивном классе;
- Диагностика и прогноз развития одарённых детей;
- Использование мастер-классов по декоративно-прикладному искусству в работе педагогов в условиях интегрированного и инклюзивного образования;
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Кривуть М. Л. Роль ресурсного центра инклюзивного образования в повышении профессиональной компетентности педагогов
- Формы работы с родителями в инклюзивном образовательном пространстве.
Тематика образовательных программ предлагается РЦИО, а также разрабатывается на основе запроса педагогов учреждений образования города и района.
Каждая образовательная программа направлена на повышение определённых профессиональных компетентностей. Наиболее популярной формой работы с участниками программ являются семинары-тренинги, так как позволяют не только сообщать новую информацию, но и в процессе тренинга закреплять изучаемый материал.
Анализ запросов педагогической общественности позволил разработать учебную программу курсов повышения квалификации «Актуальные аспекты профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования». Программа составляет тридцать шесть часов и направлена на повышение профессиональной компетентности педагога для работы в условиях инклюзивного образования.
На базе РЦИО собрана библиотека научно-методических материалов по вопросам инклюзивного образования, позволяющая самостоятельно повышать свою профессиональную компетентность всем желающим.
Таким образом, посредством образовательных программ и курсов повышения квалификации деятельность РЦИО направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, что необходимо не только для повышения качества профессиональной деятельности педагога, работающего в условиях инклюзивного образования, но и для формирования инклюзивной культуры в обществе.
Библиографический список
Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Красноярск: ККИПКиППРО, 2007. 204 с.
Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.
Дружилов С.А. Профессиональная компетенность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. № 8. С. 26-44.
Колбасова Л.О. Профессиональная компетентность в современном социальном пространстве // ВЕСТНИК ОГУ. 2009. №7(101). С. 26-31.
Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: 22.07.2015 № 608. URL: http:// autismschool.by>...obrazovanie...obrazvoaniya-lic-s...v... (дата обращения: 01.02.2018).
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
Онищенко Н.Э. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов. Ижевск, 2010. 221 с.
Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. 120 с.